Молитва оптинских старцев на начало: Молитва последних Оптинских старцев — Молитвослов
Содержание
Молитва последних Оптинских старцев — Молитвослов
Молитва последних оптинских старцев1
Аудио:
0:59
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твёрдым убеждением, что на всё Святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.
Молитва оптинских старцев2
Аудио:
3:03
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Господи, дай мне вполне предаться Твоей святой воле.
Господи, на всякий час этого дня во всём наставь и поддержи меня.
Господи, какие бы я ни получал известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твёрдым убеждением, что на всё есть Твоя святая воля.
Господи, открой мне волю Твою святую для меня и окружающих меня.
Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами.
Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобою.
Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу.
Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня.
Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.
Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною.
Господи, просвети мой ум и сердце моё для разумения Твоих вечных и неизменных законов, управляющих миром, чтобы я, грешный раб Твой, мог правильно служить Тебе и ближним моим.
Господи, благодарю Тебя за всё, что со мною будет, ибо твёрдо верую, что любящим Тебя всё содействует ко благу.
Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков.
Аминь.
- Оптинские старцы В.Н. Лосский
- Таблица: Оптинские старцы
1 Православный молитвослов с приложением молитв Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим. — М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018. — 816 с.
2 Авторство знаменитой «Молитвы оптинских старцев» принадлежит преподобному Амвросию Оптинскому, о чем есть соответствующее повествование в его житии. Однако некоторые части вносили в молитву и жившие после него Оптинские старцы.
Источник: Оптинский патерик. Приложения. Молитвы.
- 4.4 млн. 57
-
30
Молитва оптинских старцев — кто ее написал? – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Даже среди малоцерковных людей многие знают молитву Оптинских старцев и время от времени прибегают к ней. А люди церковные нередко включают ее в свое регулярное молитвенное правило, ведь эта молитва так емко и точно выражает мысли и чувства, с которыми верующий человек встречает новый день. Когда появилась эта молитва. И есть ли у нее автор? «Фома» попытался найти ответы на эти вопросы
Редкий
молитвослов сегодня обходится без молитвы оптинских старцев. Тем не менее, не
будет лишним еще раз напомнить, как она звучит:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».
Текст
этой молитвы найти легко. А как она сложилась и кто именно из старцев Введенского
ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь является ее автором,
выяснить гораздо более затруднительно.
Существует предание,
согласно которому центральную часть этой молитвы сложил самый известный из оптинских старцев, преподобный Амвросий (Гренков). Об этом даже повествуют некоторые версии его жития. Другие старцы, жившие после него, вносили в молитву свои дополнения, дописывали по слову или по строчке, гласит это предание, — так и сложилась молитва, которую мы читаем сегодня.
Есть и другая точка зрения:
согласно ей, эта молитва была составлена последними старцами Оптиной Пустыни, жившими в обители незадолго до и сразу после ее закрытия в 1923 году, — преподобными Иосифом (Литовкиным; преставился в 1911 году), Варсонофием (Плиханковым; скончался в 1913 году), Анатолием (Потаповым; 1922 год), Нектарием (Тихоновым; 1928 год) и другими.
А как на самом деле?
Оказывается, авторство оптинских старцев в данном
случае довольно условно.
Существуют отдельные молитвы, которые, судя по всему, действительно были записаны со слов подвижников Оптиной (такие, например, как молитва матери о детях, составленная преподобным Амвросием). Но с молитвой оптинских старцев дело обстоит иначе.
Старцы никогда не собирались вместе для того, чтобы составить эту молитву, да и не могли этого сделать,
сказал «Фоме» сотрудник канцелярии и экскурсовод Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеромонах Исаакий (Гусев): «Свое современное наименование эта молитва получила в среде почитателей оптинских старцев, особенно последних из них, то есть не только ныне канонизованных оптинских старцев, но и очень многих оптинских монахов, которые после закрытия обители жили в разных местах Калужской области и Козельского района, претерпевая скорби, лишения и опасности, но при всем этом сохраняя бесценное духовное сокровище — традиции старческого окормления».
Преподобный Исаакий (Бобраков)
Такими монахами-изгнанниками стали, в частности, последний настоятель Оптинской обители преподобный Исаакий (Бобраков) и преподобный Никон (Беляев). С начала 1918 года, когда монастырь официально «переквалифицировался» в сельскохозяйственную артель, они по-прежнему принимали церковный люд, исповедовали, совершали богослужения, а пять лет спустя, с окончательным упразднением обители и ее храмов, прибились к не успевшим еще закрыться храмам Козельска и окормляли своих духовных чад там — пока не были арестованы.
Преподобный Никон (Беляев)
Многие люди в те годы искали общения со старцами Оптиной пустыни, просили у них духовной поддержки, утешения. «Легко представить себе ситуацию, — продолжает отец Исаакий, — когда к священнику приходит человек, изливая свое великое горе, и спрашивает — как ему молиться? А ведь молитвословов нет, книг нет, да и сам человек неграмотен. Что может сделать священник? Ему ничего не остается, как только предложить этому несчастному несколько кратких молитвенных прошений к Богу, простых, но жизненно необходимых для души человека в период тяжелых испытаний. В то время многие люди, находясь в лагерях, вообще могли молиться только своими словами, сохраняя при этом правильный дух и смысл молитвы. Вот так примерно и возникла „молитва оптинских старцев“».
Конкретные слова, вполне вероятно, подобрали и сложили в единый текст последователи и духовные чада оптинских монахов-изгнанников. Но смысл и дух молитвы исходили, безусловно, от этих монахов. Более того, старцы, скорее всего, были знакомы с текстом этой молитвы и благословляли своих чад пользоваться им и распространять дальше.
Преподобные Никон и Исаакий
в росписи Святых врат Оптиной пустыни
Фото optina. ru
Понятно, что в советское время расходиться
среди верующих эта молитва могла только в рукописном виде, а иногда ее просто
заучивали наизусть. И неудивительно, что со временем в тексте могли возникать
отдельные изменения и разночтения. До сих пор эта молитва существует в разных
вариантах, в том числе и в более продолжительном, чем тот, который мы привели в
начале статьи. Но буквализм в условиях жестоких гонений и не требовался. «Вполне
можно полагать, что эта молитва даже и самими последними оптинскими монахами
передавалась верующим в разных вариантах», — говорит отец Исаакий (Гусев).
Многие молились подобной молитвой еще до старцев Оптиной пустыни. По своему содержанию молитва оптинских старцев весьма схожа с краткими «прошениями на всякий час» святителя Иоанна Златоуста (входят в вечернее молитвенное правило). Похожую молитву читал, по воспоминаниям современников, и святой праведный Алексий (Мечев). Концовка одного из вариантов молитвы Оптинских старцев почти дословно совпадает с окончанием известной молитвы митрополита Московского Филарета (Дроздова), жившего еще в середине XIX века:
Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.
В тесном духовном общении со святителем Филаретом находился один из оптинских старцев, преподобный Макарий (Иванов). Не исключено, что какие-то варианты подобной молитвы ходили в народной среде уже в его время. Но наименование «молитвы оптинских старцев» это обращение к Богу получило именно потому, что его одобрили оптинские старцы как нужное и полностью согласное с церковным духом.
Читайте также:
Амвросий: история старца, перед которым преклонялись Толстой и Достоевский
Святые старцы Оптинские – Православный дневник
Сет С.
Икона Святых Старцев Оптинских.
Мои последние несколько постов были посвящены моим личным духовным практикам, и я хотел продолжить в том же духе в сегодняшнем посте. С тех пор, как начался мой путь в Православие, я открыл для себя много прекрасных и трогательных молитв. Моя любимая – утренняя молитва святых старцев Оптинских.
Монастырь Оптина был основан много веков назад на территории современной Калужской области, примерно в 160 милях к югу от Москвы. Он стал одним из важнейших центров русского православия во время религиозных возрождений начала девятнадцатого века. В этот период монастырь стал своеобразным центром для старцев на Руси (старец, по сути, старец с большим духовным авторитетом). Оптина, включавшая в себя обширную библиотеку, произвела много важных статей на протяжении девятнадцатого и начала двадцатого веков. Эти люди были известны своей мудростью, и многие путешествовали по России, обеспечивая духовное наставничество и способствуя религиозному возрождению. Оптина послужила прообразом монастыря, в который вступает Алеша в первой половине 9-го века Федора Достоевского.0011 Братья Карамазовы , а персонаж старца отец Зосима был основан на преподобном Амвросии Оптинском.
После большевистской революции старцев выселили из монастыря, который был превращен в ГУЛАГ (пять тысяч жертв Катынского лесного погрома 1940 года до своей смерти были размещены в Оптиной). Последний игумен (по сути, игумен) монастыря был казнен в 1938 году. Приведенную ниже молитву иногда называют утренней молитвой последних оптинских старцев, подчеркивая трагедию их ссылки, казни и превращения монастыря в политическая тюрьма. Оптина обитель была одним из первых бывших церковных владений, возвращенных Русской Православной Церкви в годы перестройки. К 1990 г. РПЦ прославила нескольких оптинских старцев как святых; Святые отцы и Старцы Оптинские ежегодно празднуются в Русской Православной Церкви 11 октября.
Утренняя молитва Святых Оптинских Старцев звучит так: день приносит мне душевное спокойствие. Даруй мне возможность полностью отдаться Твоей святой воле. В каждый час сего дня направляй и поддержи меня во всем. Какое бы известие ни достигло меня в течение дня, научи меня принимать его со спокойной душой и твердым убеждением, что все подвластно твоей святой воле. Руководи моими мыслями и чувствами во всех моих словах и действиях. Во всех непредвиденных случаях дай мне не забывать, что все ниспослано тобой. Даруй мне обращаться с каждым членом моей семьи прямо и мудро, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу вынести усталость грядущего дня и все события, которые в нем произойдут. Направь мою волю и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Блогер Стив Хейс отметил, что молитва отражает необычайно смиренное отношение к политическим и социальным потрясениям, свидетелями которых были оптинские старты: он пишет: их собратья были арестованы, подвергнуты пыткам или убиты». Напоминание Хейса важно. С одной стороны, мои дни стали более обыденными, чем когда-либо: я работаю из дома и, несмотря на массовый всплеск коронавируса в моем штате, остаюсь дома большую часть дней. Я реально общаюсь только с женой. Я чувствую себя таким же изолированным от мира, как монах. Есть не так много очевидных препятствий или «неожиданных происшествий», которые мне нужно преодолевать каждый день; не так много усталости, чтобы терпеть; жизнь сейчас достаточно предсказуема.
С другой стороны, это период политических потрясений в Соединенных Штатах, беспрецедентный с 1960-х годов — возможно, с 1860-х годов. Я понятия не имею, каким будет будущее моего народа. Поскольку этот бурный сезон выборов продолжается (до 3 ноября осталось менее пятидесяти дней), я обнаружил потребность защитить себя от духовного разрушительного действия, которое сопровождает политический экстремизм (ваш дух опустошается и истощается, независимо от того, принимаете ли вы экстремизм или боретесь с ним). против этого). Сначала я решил, что должен отказаться от соцсетей до окончания выборов: новости и общение там отравляли мою душу. Но разъединение никогда не является ответом. Вместо этого мне нужно развивать «спокойную душу и твердое убеждение, что все подчинено святой воле [Бога]». Что бы я ни испытал в политическом плане (и давайте будем честными, худшее, что я, будучи белым мужчиной за тридцать, могу испытать прямо сейчас, — это несколько неудобных обменов мнениями в Facebook), меркнет по сравнению с тем, что православные христиане пережили в двадцатом веке. И даже если в моей стране дела обстоят резко хуже, утренняя молитва святых оптинских старцев является образцом перенесения смут и потрясений.
Я не хотел, чтобы этот пост стал политическим. Что мне больше всего нравится в утренней молитве святых старцев Оптинских, так это акцент на повседневную жизнь, на общение с родными и близкими. Я думаю, что это сердцевина православной веры: повседневная жизнь. Ежедневные схватки. Практическая инструкция. Мой священник постоянно советует мне, по мере того как я учусь взращивать христианскую любовь к другим, всегда начинать со своей жены. Легче любить далеких людей абстрактно; гораздо труднее поддерживать такой уровень милосердия к людям, с которыми вы делите дом. Возможно, мой священник говорит мне, что гораздо важнее быть добрым к моей жене — убедиться, что она никогда не будет грустить, обижена или смущена из-за моих действий, — чем демонстрировать яркие акты милосердия для людей, которых я едва знаю, или совершать героические поступки. акты аскезы. Эта молитва напоминает мне, что христианская жизнь начинается, где бы я ни был в любой момент. Это домашняя молитва, и в этом смысле она уместна во время пандемии, когда мы находимся дома гораздо дольше, чем ожидали.
Нравится:
Нравится Загрузка…
- Без категории
Сет является православным христианином и имеет докторскую степень по литературе. В настоящее время он живет в восточной части Айовы.
Просмотреть все сообщения Сета С.
Келейный пятисотлетний устав Оптиной пустыни
В ДОПОЛНЕНИЕ к богослужениям:
Вечерня с повечерием, на которой вся братия монастыря
обязаны присутствовать, многие из них ежедневно читают в своих камерах:
Одна глава из Евангелия по порядку, начиная с
Евангелия от Матфея до последней главы Евангелия от Иоанна и
две главы из Послания, также по порядку, начиная с
Деяния святых апостолов и кончая последней главой
Апокалипсис святого Иоанна Богослова. Последние семь
главы Апокалипсиса читаются по одной в день. Таким образом,
последняя глава читается ровно в тот же день, что и последняя глава
из Евангелия от Иоанна. Затем, после завершения чтения
всего Нового Завета, таким образом они снова начинают с
первые главы нового цикла чтения точно в том же
заказ. Из Псалтири читают одну кафизма день,
начиная с первого и заканчивая последним. В дополнение к
этого, они выполняют так называемое правило ячейки пятисот в
в следующем порядке:
После обычных трех простираний перед
начало всякого правила молитвы, как в церкви, так и в
келье, с молитвами: (1) Боже, помилуй мя грешного. (2)
Боже, будь милостив к моим грехам и помилуй меня. (3) О
Создавший меня, Господи, помилуй. я согрешил
сверх меры, Господи, прости меня. В камере четвертый
земной поклон добавляется вместе с молитвой: Моя Госпожа, Пресвятая
Святая Богородица, спаси меня грешного. Затем следующие молитвы
говорят:
Молитвами святых отцов наших, Господи
Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. О
Небесный Король. Святой Боже (3). Слава. Оба сейчас. Аминь.Пресвятая Троица. Господи, помилуй (3).
Слава. Оба сейчас. Аминь.Отче наш. По молитвам нашего святого
Отцы, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Господи, помилуй (12). Слава. Оба сейчас. Аминь.О, приди,
поклонимся Богу, Царю нашему.О, приди, поклонимся и падем пред
Христос наш Царь и Бог.О, приди, поклонимся и падем пред
Ему, Христу Царю и Богу нашему.Псалом 50. Символ.
Первая группа. Затем сто молитв: Господи Иисусе
Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, с полным
простирания на первые десять молитв, полные поклоны на следующие
двадцать намазов, а на последний, то есть на сотый намаз,
снова полный поклон.
После этого следующая Молитва Пресвятой Богородице:
Пресвятая Владычица Моя Богородица, святым и всемогущим Твоим
мольбы развей от меня, твоего смиренного, несчастного раба,
уныние, забывчивость, глупость, беспечность и все
нечистые, злые и богохульные мысли из моей убогой
сердце и мой помраченный разум. И потушить пламя моего
страсти, ибо я беден и несчастен, и избавь меня от
многих жестоких воспоминаний и поступков, и избавь меня от всякого зла
дела: ибо благословен Ты от всех родов и
прославлено пречестное имя Твое во веки веков.
Аминь.
В конце этой молитвы полный поклон.
Вторая группа. Затем снова сто Иисусовых молитв в
в том же порядке, что и раньше, с десятью полными простираниями и двадцатью
полные поклоны. На последнюю Иисусову молитву полный земной поклон и снова
той же молитвой: Пресвятая Владычица Моя Богородица, с полным
упадок сил.
Третья группа. Сто аналогично первому и
второй.
Четвертая группа. Сто, состоящих из молитв к
Пресвятая Богородица: Пресвятая Владычица Моя Богородица, спаси мя
грешник. В этой группе из ста первые десять молитв
также совершаются с полными простираниями и следующими двадцатью
с полными бантами, остальные без бантов. Последний и
сотый намаз совершается с полным земным поклоном, после чего
с полным земным поклоном молитва: Моя Пресвятая Владычица
Богородица.
Затем пятьдесят молитв: Святый Ангел Божий, Хранитель мой, молись
Богу за меня грешного. На первых пяти молитвах, полных
простирания; в следующие десять полные поклоны; остальные
тридцать четыре, без луков. Только на последней молитве полный
поклон и снова молитва: Пресвятая Владычице Моя Богородице,
с полным поклоном.
Затем пятьдесят молитв: Все Святые, молите Бога о мне
грешник. В первые пять молитв полные поклоны; на
следующие десять полных поклонов; остальные тридцать четыре, без
Луки. Снова последняя молитва с полным поклоном, после чего
произносится молитва: Пресвятая Владычица Моя Богородица, с
полный поклон. Тогда:
Воистину достойно называть Тя Блаженной, Богородицу,
присноблаженная и всенепорочная и Матерь Бога нашего. Более
знатнее херувимов и несравненно более
славнее Серафимов, тебя, непорочного
самое радостное рождение Бога-Слова, Самой Богородицы, Тебя мы
увеличить.
В конце этой молитвы полный поклон.