Молитва святому кресту животворящему на русском языке: Молитва «Да воскреснет Бог» (Молитва животворящему Кресту Господню): текст, когда читать
Содержание
Молитва «Да воскреснет Бог» (Молитва животворящему Кресту Господню): текст, когда читать
Содержание статьи
- Молитва «Да воскреснет Бог»
- Молитва «Да воскреснет Бог»: текст на русском языке
- Когда читать молитву
- Суть молитвы «Да воскреснет Бог»
Молитва «Да воскреснет Бог»
Молитву «Да воскреснет Бог» еще называют «молитвой животворящему Кресту Господню» или «молитвой Честному Кресту». Обращаемся мы при этом к Господу с просьбой защитить нас от бесов и диавола. Мы знаем, что Христос после смерти на кресте сошел во ад, чтобы вывести оттуда праведников, смертью смерть попрал и победил ад. Поэтому, раз уж самим нам не под силу совладать со злом, мы обращаемся к Тому, Кто спас нас и выкупил нас ценой своей смерти на Кресте.
Молитва «Да воскреснет Бог»: текст на русском языке
Молитва Честному Кресту Господню
Знаменуй себя крестом и говори молитву Честному Кресту:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.
Перевод: Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.
Или кратко:
Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла.
Огради — огороди, защити.
Перевод: Защити меня, Господь, силою Честного (Чтимого) и Животворящего Твоего Креста, и сохрани меня от всякого зла.
Когда читать молитву
- Эту молитву следует произносить перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением.
- К молитве «Да воскреснет Бог» обращаются тогда, когда кажется, что злые силы совсем рядом: искушают бесы, появляются сомнения в вере.
- Когда человеку становится необъяснимо страшно, и он хочет попросить защиты у Бога.
Суть молитвы «Да воскреснет Бог»
Чтобы понять суть молитвы «Да воскреснет Бог», надо хорошо понимать ее текст. Мы дадим перевод слов, которые могут вызвать затруднения:
- Расточатся — рассеются, разбегутся.
- Беси — бесы, диаволы.
- Знаменующийся — осеняющийся, накладывающий на себя знамение.
- Глаголющий — говорящий.
- Пречестный — многочтимый.
- Поправшаго — победившего, одержавшего верх.
- Пропятый — распятый. Супостат — противник, враг.
- Животворящий — дарующий жизнь, воскрешающий.
Читайте также — Отче наш. Молитва Господня
Суеверное убеждение в том, что злые силы, домовые и другие персонажи преследуют нас повсюду, конечно, не имеет отношения к действительности. Но мы понимаем, что бесы все-таки существуют и иногда в образе искушений они пытаются заставить людей свернуть с пути ко Христу. Но Христос был распят на кресте, пострадав за наши грехи и пришел в мир, чтобы защитить нас. Крест называется Животворящим потому, что Господь избавил нас от власти ада и вечной гибели, даровав жизнь в Царстве Небесном. Поэтому в Его силах уберечь нас от смерти и ада.
Слова во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю напоминают нам о том, что Христос спускался в ад и вывел оттуда святых людей (например, Адама, Моисея), а значит попрал силу диавола, победил его.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Подпишитесь на Правмир в
Выбор читателей «Правмира»
Подпишитесь на самые интересные материалы недели.
Молитва «Да воскреснет Бог» (Честному Кресту Господню): текст и толкование
Аудио:
mp3″/>0:50
Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та.
О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.1
Да восстанет Бог, и рассеются враги Его, и да бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так и погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением Креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и попрал силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага.
О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки веков. Аминь.
Или кратко:
Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла.
***
О Кресте Господнем – ответы на вопросы и многое другое.
Воскреснет – восстанет.
Расточатся – рассеются, разбегутся.
Беси – бесы, падшие духи.
Знаменующийся – осеняющийся, накладывающий на себя знамение.
Глаголющий – говорящий.
Пречестный – многочтимый.
Поправшего – победившего, одержавшего верх.
Пропятый – распятый.
Супостат – противник, враг.
Животворящий – дарующий жизнь, воскрешающий.
Огради – огороди, защити.
Каков источник этой молитвы?
Первые два стиха Псалма 67 (Пс.67:2-3), ещё ранее Чис.10:35.
О чем мы молимся в молитве Честному Кресту?
Произнося эту молитву, мы выражаем веру в Единого и Истинного Бога, в Господа Иисуса Христа, нашего Спасителя, Искупителя. Одним из способов выражения нашей (христианской) веры, помимо произнесения соответствующих молитвословий, надлежащего сердечного настроя и пр., служит крестное зна́мение – символ победы Христа над адом и смертью через Крестные Страдания и смерть, оно же является действенным спасительным средством (для осеняющего себя с упованием на Бога и верой). Произнося слова данной молитвы, мы просим у Господа покрыть нас покровом Божественной благодати, сохранить нас от зла. Кроме того, просим доброй помощи со стороны Пресвятой Богородицы и всех святых Божьих.
Почему Крест называется животворящим?
– Потому что Бог, посредством Крестных Страданий и смерти вочеловечившегося Сына Божьего, искупил человека, даровал людям возможность наследовать вечную блаженную жизнь.
– Потому что подаваемая Богом спасительная благодать (а Спасение, повторим, было даровано людям через Крестные Страдания и смерть Сына Божьего (по человеческому естеству)) является действенной силой, способствующей преображению человека, единению его с Богом и ближними, в результате чего он действительно наследует вечную блаженную жизнь.
– Потому, наконец, что через Крестные Страдания, смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа побеждена смерть, что выразится, в т.ч. во всеобщем воскресении мертвых в будущем.
Что значат слова: “во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю”?
Эти слова указывают на схождение Христа душой во ад, которое состоялось после Его Крестной смерти (то есть по отделении Его Души от Его Тела). В аду Спаситель просиял Славой Божества, проповедовал Благую Весть, и кто воспринял Его проповедь, был выведен из ада. Через это схождение ад был побежден, дьявол попран, посрамлен, побежден, скован «на 1000 лет» (ограничен в силе и могуществе вплоть до периода последних времен).
Когда эту молитву следует произносить?
В любое время, при опасных обстоятельствах; перед сном (при этом рекомендуют: поцеловать нательный крест и оградить себя и постель крестным знамением).
Почему мы обращаемся к Честному и Животворящему Кресту, как к личности? Не прослеживается ли в таком обращении идолопоклонство?
В таком обращении не прослеживается идолопоклонства. Объясняется же такая форма обращения, например, следующим образом. Молитва Кресту относится к жанру византийской поэзии, для которой характерен прием метонимии (греч. Μετονυμία — «переименование»). Метонимия — словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т.п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении.
Например: выпить чашечку кофе (выпить не саму чашечку, а ее содержимое), претендовать на директорский портфель (претендовать на должность директора, а не на портфель), слушать Чайковского и Рахманинова (слушать не композиторов, а их музыку) и т.д. Поэтому обращаясь к Кресту, мы обращаемся к Самому Богу, ко Христу, благодаря Страданиям и смерти Которого на Кресте мы были искуплены.
Не идет ли вразрез со Священным Писанием такое обращение к Честному Животворящему Кресту?
Слова «Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень» являются классической метафорой, образным выражением. Примеры поэтического обращения к неодушевленным предметам, как к живым, можно найти в Священном Писании. Например: «…Да радуется поле и все, что на нём» (1Пар.16:32), «Радуйтесь, небеса, и веселись, земля, и восклицайте, горы, от радости; ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Ис. 49:13), «Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это» (Иоил.2:21) и т.д.
Кто нам помогает: Крест или Господь?
Молитва, адресованная Кресту Христову, восходит к Распятому на нем; сила, помогающая нам по молитве, исходит от Самого Господа. Мы не считаем Крест живой личностью, способной мыслить и чувствовать.
В каких случаях читается молитва Честному и Животворящему Кресту?
Молитву Честному Кресту можно произносить в любое время. Верующие произносят ее ежедневно перед самым сном, поцеловав крест, носимый на груди, и оградив себя и постель крестным знамением. Напомним, что эта молитва входит в состав вечернего молитвенного правила — молитв на сон грядущим. Кроме того, к молитве «Да воскреснет Бог» обращаются тогда, когда появляются сомнения в вере и диавольские искушения, когда человеку становится необъяснимо страшно, и он хочет попросить защиты у Бога, при опасных обстоятельствах.
Как совершать крестное знамение, когда читаешь молитву Честному Животворящему Кресту?
Когда христианин читает эту молитву во время вечернего правила, полезно оградить свою постель Честным Крестом, то есть перекрестить её. А также перекрестить свое жилище на все стороны света: на Север, Юг, Запад и Восток. Ограждая крестным знамением себя, свое жилище и свою постель, мы, тем самым, предаем всего себя Богу, Его защите.
Сколько раз читать молитву Честному и Животворящему Кресту? 3? 12? 40?
Эту молитву можно читать и многократно, однако, при чтении молитвы важна искренность, вера, духовная устремленность ко Господу, правильный сердечный настрой. Существует также краткий вариант молитвы Честному и Животворящему Кресту: «Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохрани́ мя от вся́каго зла».
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Воздвижение Креста | Свято-Николаевская Русская Православная Церковь
Вселенское Воздвижение Честного и Животворящего Креста
Празднуется 14/27 сентября
Тропарь (глас 1)
Господи, спаси людей Твоих,
И благослови наследие Твое.
Даруй победу православным христианам
Над врагами их
И силою Креста Твоего
Сохрани жилище Твое
Кондак (глас 4)
Яко на кресте ради нас добровольно вознесшийся,
Милость подаждь тех, кто именуется Твоим Именем, Христе Боже;
Радуй всех православных силою Твоею,
Даруя им победы над их противниками,
Даруя им трофей Непобедимый
, Ваше оружие мира.
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,
и святое Твое Воскресение славим.
Воздвижение Креста Господня — один из 12 высоких праздников Православной Церкви, отмечаемый 14/27 сентября.0106
Всеобщее Воздвижение Честного и Животворящего Креста
Один из двух великих праздников, соблюдается строгий пост.
интересная информация…..ниже и прокрутите вниз для молитвы……….
. ……но сначала проповедь св. Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского…….
До времен Христа крест был орудием наказания; это вызывало страх и отвращение. Но после крестной смерти Христа оно стало орудием и знамением нашего спасения. Через Крест Христос уничтожил дьявола; с Креста Он сошел во ад и, освободив там томящихся, ввел их в Царствие Небесное. Крестное знамение устрашает бесов и, как знамение Христово, почитается христианами. Господь явил его на небе императору Константину, когда тот шел в Рим на борьбу с захватившим власть тираном, и император, изваяв знамя в виде креста, одержал полную победу. Получив помощь Креста Господня, император Константин попросил свою мать, императрицу Елену, найти настоящий Животворящий Крест, и благочестивая Елена отправилась в Иерусалим, где после долгих поисков нашла его. Многие исцеления и другие чудеса совершались и совершаются Животворящим Крестом, а также его изображением. Через него Господь хранит Свой народ от всех врагов видимых и невидимых. Православная Церковь торжественно праздновала обретение Креста Господня, вспоминая одновременно явление Креста на небе императору Константину. В этот и другие дни, посвященные Святому Кресту, мы молим Бога, чтобы Он ниспослал Свои милости не только отдельным людям, но и всему христианскому миру, всей Церкви. Это хорошо выражено в тропаре Кресту Господню, составленном в VIII веке, когда святой Косма, епископ Майумский, друг святого Иоанна Дамаскина, написал службу Воздвижению Креста Господня. «Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, даровав царям (правоверным) победу над супостатами, и Крестом Твоим сохранив общину Твою».
Начало этой молитвы взято из двадцать седьмой псалом. В Ветхом Завете словом «люди» обозначали только тех, кто исповедовал истинную веру, людей верных Богу. «Наследие» относилось ко всему, что по праву принадлежало Богу, Божьему достоянию, которым в Новом Завете является Церковь Христова. Молясь о спасении людей Божиих (христиан) и от вечных мук, и от земных бедствий, просим Господа благословить, ниспослать Свою благодать, Свои благие дары и на всю Церковь, и внутренне укрепить ее. . Прошение о даровании «победы царям», т. е. носителям верховной власти, имело основание в 143-м псалме, стих 10, и напоминает о победах царя Давида, одержанных силой Божией, а также о победах, дарованных императору Константину через Крест Господень. Это явление Креста сделало императоров, преследовавших прежде христиан, защитниками Церкви от ее внешних врагов, «внешними епископами», по выражению святого императора Константина. Церковь, внутренне крепкая благодатью Божией и защищенная внешне, является для православных христиан «градом Божиим», Божией общиной, Его содружеством, где берет свое начало путь в Небесный Иерусалим. Различные бедствия сотрясали мир, исчезали целые народы, гибли города и государства, но Церковь, несмотря на гонения и даже внутренние распри, стоит непобедимой; на врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). Сегодня, когда мировые лидеры тщетно пытаются навести порядок на земле, единственным надежным орудием мира является то, о чем воспевает Церковь:
Крест – хранитель всего мира;
Крест — красота Церкви,
Крест — могущество царей;
Крест — подтверждение верных,
Крест — слава ангелов и ранение демонов.
(Экспостиларий Креста)
История праздника
Римские императоры-язычники пытались полностью стереть из человеческой памяти святые места, где Господь наш Иисус Христос пострадал и воскрес за человечество. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землю Голгофы и Гроба Господня, построить храм языческой богини Венеры и статую Юпитера.
В этом месте собрались язычники и принесли там жертвы идолам. В конце концов, через 300 лет Промыслом Божиим вновь были обнаружены и открыты для почитания великие христианские святыни – Гроб Господень и Животворящий Крест. Это произошло при императоре Константине Великом (306–337) после его победы в 312 году над Максенцием, правителем западной части Римской империи, и над Лицинием, правителем ее восточной части. В 323 году Константин стал единоличным правителем огромной Римской империи.
В 313 г. он издал Миланский эдикт, которым была легализована христианская религия и прекращены гонения на христиан в западной половине империи. Правитель Лициний, хотя и подписал Миланский эдикт в угоду Константину, все же фанатично продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения эдикт о веротерпимости 313 г. распространился и на восточную часть империи. Святой равноапостольный император Константин, одержав победу над врагами в трех войнах с Божией помощью, увидел на небе Крестное знамение и написал под ним: «Сим победишь».
Этот праздник посвящен двум событиям ……. Первое:
Обретение Креста императрицей Еленой (матерью св. Константина Великого) на Голгофе в 326 г. н.э., место где был распят Христос.
Горячо желая найти Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, святой Константин послал в Иерусалим свою мать, благочестивую императрицу Елену, снабдив ее письмом к святому Макарию, Патриарху Иерусалимскому.
Хотя святая царица Елена была уже на склоне лет, она с энтузиазмом взялась за выполнение задания. Императрица приказала разрушить языческий храм и статуи в Иерусалиме. В поисках Животворящего Креста она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безрезультатными.
Наконец, ее направили к некоему пожилому еврею по имени Иуда, который заявил, что Крест зарыт там, где стоял храм Венеры. Они разрушили языческое капище и, помолившись, стали копать землю. Вскоре Гробница Господня была раскрыта. Недалеко от него три креста, доска с надписью, заказанной Пилатом, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господне
На месте, где был обнаружен Крест, Святая Елена нашла доселе неизвестный цветок редкой красоты и аромата, который был назван «Василико», или Василий, что означает «царский цветок». Обратите внимание, что слово «Василико» означает «царь», поскольку слово «василеус» по-гречески означает «царь»; так, растение Василико, Василий, привязывается к Честному Кресту Царя Славы, Господа нашего Иисуса Христа.
Под базиликом был найден Крест Христов, но вместе с ним были и два других креста, которыми были распяты два разбойника по обе стороны от Христа. Знак с надписью «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» также лежал среди трех крестов. Чтобы определить, какой из них был истинным крестом, больной женщине велели поцеловать каждый из трех крестов. Женщина поцеловала первый крестик безрезультатно. Она поцеловала второй крестик и опять ничего не произошло. Однако, когда больная приложилась к Животворящему Кресту, она тотчас же исцелилась. Случилось так, что по этому пути проходила похоронная процессия, и поэтому тело покойника клали на каждый из крестов, а когда его клали на Крест Верный, покойник оживал — отсюда и название « Животворящий» Крест, дающий жизнь не только этому человеку, но и каждому человеку, верующему в крестную жертву Христа и Его всеславное трехдневное Воскресение.
Христиане огромной толпой пришли поклониться Святому Кресту, умоляя святого Макария воздвигнуть Крест, чтобы даже далекие могли благоговейно созерцать его. Тогда Патриарх и другие духовные лидеры воздвигли Святой Крест, а народ, который затем непрестанно воспевал Kyrie eleison , и благоговейно преклонялся перед Честным Древом.
практика, которая до сих пор действует на нынешних празднованиях этого праздника.
При обретении Животворящего Креста произошло еще одно чудо: тяжелобольная женщина под сенью Животворящего Креста мгновенно исцелилась. Там старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского.
Святая царица Елена путешествовала по святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, построив более 80 храмов, в Вифлееме, месте рождения Христа, и на Елеонской горе, где Господь вознесся на Небо, и в Гефсимании, где молился Спаситель перед Своими страданиями и где была погребена Богородица после смерти.
Святая Елена взяла с собой в Константинополь часть Животворящего Дерева и гвоздей. Святой император Константин повелел построить в Иерусалиме величественный и просторный храм в честь Воскресения Христова, включив в его кровлю Животворящий Гроб Господень и Голгофу. Храм был построен примерно за десять лет. Святая Елена не дожила до освящения храма, скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. Кросс был установлен.
Второе событие тоже запомнилось в этот день….
Восстановление Креста, на котором был распят Иисус Христос, от персов.
Персы захватили Истинный Крест в качестве военного трофея, когда они разграбили Иерусалим в 614 году нашей эры. В царствование византийского императора Фоки персидский император Хозрой II разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и взял в плен и Животворящий Крест Господень, и святого патриарха Захарию (609 г.-633).
Крест оставался в Персии в течение четырнадцати лет и был восстановлен войсками Византийской империи (Восточной Римской империи)) в 627 году нашей эры, когда император Ираклий решительно победил сасанидских персов в битве при Ниневии, вернув Истинный Крест и сломить власть династии Сасанидов. Вознесение произошло 21 марта 630 г. н.э., когда сам император Ираклий нес Крест на своих плечах в Святой Град.- 632), с великой торжественностью перенес Крест Христов в храм Воскресения, радостно поднятый для почитания верными христианами.
Патриарх Иерусалимский Захария
Отец наш среди саитов Захария Иерусалимский был Патриархом Иерусалимским с 609 по 632 год. Патр. Захария провел большую часть своего патриаршества в плену у персидского царя Хозроя. Память его совершается Церковью 21 февраля.
Молодость Патр. Захария неизвестен. Он был избран патриархом в 609 году. Во время правления римского императора Ираклия персидский царь Хозрой вторгся в Иерусалим в 614 году, разграбил город и ушел с Животворящим Крестом Христовым и большим числом пленных христиан, находившихся в рабстве. , включая патр. Захариас. Из захваченных христиан погибло до 90 000 человек.
В 627 году Ираклий одержал решительную победу при Нинвее, вынудил персидского царя вернуть Животворящий Крест и уцелевших пленников, в том числе патриарха Захарию. Сам император Ираклий нес Крест на своих плечах в Святой город.
Патриарх Захария и Честный Крест четырнадцать лет находились в неволе. За это время в Персии произошло много чудес от Честного Креста, так что даже персы говорили: «Христианский Бог пришел в Персию».
Патриарх Захария провел в мире оставшиеся дни свои и преставился ко Господу в 632 году.
Православный взгляд на Крест Христов и совершителя веры нашей, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел посрамление и воссел одесную престола Божия» (Евреям 12:2). Подобный текст мог бы лежать в основе гимна, который мы поем на каждой Божественной литургии после принятия Святой Евхаристии: «Яко Крестом радость пришла в мир». Сам Иисус сказал, «что Сыну Человеческому должно много пострадать… и быть убиту, и через три дня воскреснуть» (Св. Марка 8:31). О греческом слове, переведенном как «должен» от этих слов Христа, архиепископ Димитриос Тракателлис писал: «Это выражает необходимость (dei) страшной скорби Мессии. Судя по значению глагола (dei) у Марка, эта необходимость касается на великий Божий план спасения мира» («Власть и страсть», стр. 51-52).
Много таких текстов можно множить, но суть ясна; Крест и пустой гроб — искупление и воскресение — неразрывно соединены в единое пасхальное таинство, которое есть не что иное, как «Благая Весть».
Между прочим, отчасти это непонимание предполагаемого пренебрежения Православной Церковью Креста в драме человеческого искупления может происходить из-за одностороннего акцента на Кресте в других христианских традициях за счет Воскресения. Искупительное значение Креста каким-то образом подавляет Воскресение, так что оно странным образом сводится к чему-то вроде прославленного приложения к спасительному значению Креста. Как писал Владимир Лосский: «Это искупительное богословие, делающее все ударение на страстях, похоже, не интересуется торжеством Христа над смертью». Поскольку «триумф Христа над смертью» настолько неотъемлем от самого существования Церкви — и поскольку это последнее пасхальное провозглашение, как в «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ!» — тогда Православная Церковь никогда не сосредоточится на «богословии Креста» в ущерб Воскресению. Наоборот, единая пасхальная тайна всегда будет уравновешенно охватывать и Крест, и Воскресение. В Церкви во время Крестной недели (начиная с третьего воскресенья Великого поста) мы поем и падаем ниц перед Крестом, припевая: «Пред Крестом Твоим поклоняемся, и святое Твое Воскресение прославляем».
Православная Церковь может внести огромный вклад в более целостное и целостное понимание роли и Креста, и Воскресения, чтобы была полная целостность роли и Креста, и Воскресения, чтобы была полная целостность пасхальной тайны радостно провозглашается миру. Из святоотеческого предания Церкви голос святителя Афанасия Великого может говорить нам сегодня об этом целостном подходе. «Итак, вот… причина, по которой Логос (Слово) обитал среди нас, а именно для того, чтобы, доказав Свое Божество делами Своими, Он мог принести жертву за всех, предав смерти Свой храм вместо всех. , чтобы свести счеты человека со смертью и освободить его от первородного греха. В том же деянии Он также показал Себя сильнее смерти, явив собственное тело нетленным, как начаток воскресения».