Молитвы архистратигу михаилу: Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу — Молитвослов
Содержание
Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу — Молитвослов
«Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является, вероятно, одной из наиболее распространенных в наши дни апокрифических молитв1. Она часто называется просто «Молитва Архангелу Михаилу» (ее не следует смешивать с молитвами Архангелу Михаилу, не содержащими апокрифических элементов).
Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):
Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.
Этот текст представляет собой несколько измененную версию широко распространенной в народной среде в XVI – нач. XX вв. «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил»2. В 1913 г. А. И. Яцимирский опубликовал несколько списков этой апокрифической («ложной») молитвы и указал на русское происхождение этого текста3. Один из вариантов молитвы («Молитва к Господу нашему Исусу Христу, ко святому архангелу Михайлу») был опубликован Д. С. Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук. Д. С. Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1572 или 1573 г. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с Каноном Ангелу Грозному воеводе4.
Однако А. А. Турилов и А. В. Чернецов указали на сомнительность подобной атрибуции. Они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в. Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX вв. и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров5. Одним из вариантов «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам»6.
Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем7) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).
В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию).
* * *
Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).
Отметим, что в тексте «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» отсутствуют такие обычные для канонической молитвы прошения, как, например, следующие: «Царствия Божия причастника мя сотвори»8, «настави мя на путь спасения,… молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем»9, «испроси… падшим возставление»10, «умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов»11, «возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием»12. Прошений о даровании покаяния, об оставлении грехов нет и в другой распространенной апокрифической молитве – современной «Молитве задержания»13.
Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами.
* * *
Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.
Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога. Епископ Сумской Евлогий (Гутченко) замечает: «В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом». Таким образом, в «Молитве Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» имеет место откровенное искажение учения Церкви14.
В некоторых списках XVI-нач. XX вв. Архангелу Михаилу усвояется Святой Дух: «О чюдный архистратиже страшный Михайле архангеле, хранителю неизреченных таин, егда услышиши глас раба Божия имрек, призывающаго тя на помощь, Михайле архангеле, услыши и ускори на помощь мою и прожени от мене вся противныя нечистыя духи, силою Святого твоего Духа, молитвами святых апостол и святых пророк, святых святитель и святых мученик и святых пустынник, святых безмездник и святых столпник, святых мучениц и всех святых праведник, угодивших от века Христу молитвами их»15. Существовали списки «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», в которых субъект молитвы обращается к Господу и Архангелу Михаилу как к одному лицу: «Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего (имярек), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою»16. В том варианте, который известен под названием «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам», в сознании субъекта молитвы смешиваются образы Господа и обоих этих Архангелов: «Господи, Господи, великий архистратизе, демонов сокрушницы, запретите всем врагам, борющимся со мною… Господи, Господи велики, Михаиле и Гаврииле архистратизи, когда услышите глагол раба своего (имя река), призывающаго вас на помощь себе, скорите на помощь мою… оградите мя силою Святаго Духа и молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснадевы Марии, святых небесных сил, ангел и архангел, и святых апостолов, пророков и святых святителей, преподобных отец, праведников и безсребреников, и святых мучеников, и мучениц, преподобных жен и всех святых отец молитвами великим воеводам небесных сил»17.
В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.
* * *
В некоторых вариантах «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она могла играть роль оберега: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет»18; «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию и того дни не прикоснется к нему дьявол незлой человек ниленостию блазнится сердце его аще или человек преставится от жития сего, то над душой его не примет силы»19.
Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» (Флп. 1:27), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы?..
В народной среде функциями оберега наделялась не только «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», но и другие апокрифические тексты, например, «Сон Богородицы»: «Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит»20; «И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом – рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам – тихое пристанище и во беседе – честь»21; «Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай»22.
Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.
* * *
Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».
Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. Здесь мы имеем дело со стремлением создателей и распространителей апокрифических произведений вызвать доверие к сомнительным текстам. Скажем, ссылка на имя святого подвижника должна придать апокрифам больше веса в глазах читателей. «Молитва Киприана», например, связывается с именем сщмч. Киприана, епископа Антиохии Писидийской (память 2/15 окт.), одна из редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» – с именем сщмч. Климента, папы Римского, «Молитве задержания» приписывается происхождение из сборника молитв афонского старца Пансофия. Попытка связать происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» именно с Чудовым монастырем объясняется, вероятно, тем, что этот монастырь был основан свт. Алексием Московским при храме, освященном во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех23.
Рассказы о чудесном появлении текста и о его магической силе встречаются и в так называемых «магических письмах». К этому типу сакрального текста относятся «святые», «небесные» письма и «письма счастья». Чудесное появление «небесного письма» является обоснованием его магической силы: «Эта молитва берет свое начало в Иерусалиме, и кто получит ее, должен в течение 9 дней посылать ее другим лицам. Кто исполнит это – будет иметь освобождение от несчастий»24; «В Иерусалиме, во время литургии, был слышен голос говорящий: „всякому, кто будет читать эту молитву, того Бог избавит от бедствий!“ Эта молитва была прислана Епископу, чтобы он разослал ее девяти лицам, и сказано: кто не хочет этого сделать, того постигнет большое несчастье»25. Чудесное появление магического письма, как и происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», может связываться с папертью монастыря. В одном из «небесных писем», которые распространялись в СССР во второй половине 1920‑х – начале 1930‑х гг., сказано: «Послание это найдено на паперти закрытого монастыря во имя 42х мучеников на Новом Афоне. Кто прочтет это послание и перепишет на 7 листах и разошлет 7 верующим, тому прощается 49 грехов»26. Сверхестественное «обретение» некоторых вариантов «святых писем» связывается с иконой или алтарем Архангела Михаила: «Это письмо было найдено в городе Риме, в алтаре Святого Архангела Михаила, никто не знал откуда оно, написанное золотыми буквами…»; «письмо… висело на иконе святого архангела Михаила на Маслиновой горе, письмо висело на маслиновом дереве»; «сие письмо найдено в земле Британской, на горе Таборе, под образом св.
Михаила»27.
* * *
В тех списках «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», которые были распространены в XVI – нач. XX вв., встречались заговорные формулы: «соблюди раба Божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти»28, «сотворите мя честна у царя и у властей, и у князей, и у вельмож и у людей»29. В вариантах молитвы, имеющих хождение в наши дни, фольклорные элементы стали менее заметны. И все же «оцерковить» текст, изначально бывший нецерковным, не удается. Отсутствие подлинно христианского молитвенного настроения вкупе с ложным представлением об Архангеле Михаиле продолжают свидетельствовать об апокрифическом происхождении «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил».
См. также: Апокриф об Архангеле Михаиле – освободителе душ из ада
1 Об апокрифических, или неканонических, молитвах см. : «Молитва задержания».
2 См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12.
3 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
4 Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).
5 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
6 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.
7 Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.
8 Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.
9 Молитва 9‑я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.
10 Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.
11 Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.
12 Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.
13 «Молитва задержания».
14 Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы.
15 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).
16 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
17 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.
18 Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.
19 Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.
20 Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала?. .») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.
21 Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.
22 [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.
23 См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси.
24 А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.
25 Молитва («…помилуй нас и всех людей твоих!..») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.
26 Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.
27 Е. Н. Квилинкова. Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы.
28 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).
29 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.
Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» | Кижский вестник №10| Электронная библиотека
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №04-04-00291а.
В древнерусской православной культуре архангел Михаил известен, прежде всего, как грозный и непреклонный борец со злом. Таким он предстает в сюжете о свержении с небес сатаны и создании ангельского собора
[1]
, в Откровении Иоанна (12:7–9), на некоторых иконах (крылатый воин с мечом или крылатый всадник, поражающий змея) и в других произведениях письменности и искусства.
Однако образ архистратига Михаила не исчерпывается данными представлениями. В ряде памятников древнерусской культуры архангел Михаил выступает в роли милостивого заступника, молящегося за весь человеческий род. В качестве примера можно привести иконографические деисусные изображения архангела, апокрифические видения и откровения (Видение апостола Павла, Видение Исайи, Откровение Варуха).
Многочисленные молитвы, обращенные к архангелу Михаилу, объединяют эти, на первый взгляд, несовместимые черты и создают образ грозного, но милостивого ангела. Особое место среди таких текстов занимают апокрифические молитвы. Одна из них входит в состав рукописей из собрания музея–заповедника «Кижи».
В данном собрании находятся две рукописи, содержащие молитву архангелу Михаилу. Это сборник «Духовные молитвы», написанный в 1911 г. Г.П.Корниловым
[2]
(КП
[3]
–4261/6), и миниатюрная рукопись (8 листов) второй половины XIX в., которая состоит только из этой молитвы (КП–4861).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia. ru]
Текст молитвы в данных рукописях совпадает дословно, есть только одно разночтение: в КП–4861 традиционное наименование «имярек» конкретизировано – Петр. Вероятно, это Петр Корнилов, так как рукопись принадлежала Корниловым. Данная рукопись, судя по ее маленьким размерам и содержащемуся в ней имени собственному, могла выполнять функцию оберега, амулета. В коллекции Корниловых имеются и другие рукописи с подобным назначением
[4]
.
Первой работой, посвященной «ложным» молитвам (в том числе и интересующей нас молитве), стала статья А.И.Яцимирского
[5]
. В ней исследователь опубликовал несколько списков молитвы архангелу Михаилу и указал на русское происхождение этого текста. А.И.Яцимирский отметил также, что иногда в рукописях молитва архангелу Михаилу сопровождалась предисловием, содержавшим определенные обещания за чтение этой молитвы: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет»
[6]
. Подобное обещание придавало молитве особую мистическую силу. При издании молитвы в молитвенниках и требниках данное предисловие опускалось.
По нашим наблюдениям, это предисловие встречается крайне редко: среди изученных нами 23 списков молитвы XVI–XIX вв. только два сопровождаются предисловием. Молитвы архангелу Михаилу из собрания музея–заповедника «Кижи» такого предисловия не имеют.
Сам текст молитвы в рукописной традиции варьируется незначительно. Можно сказать, что списки молитвы отличаются друг от друга степенью полноты набора определенных словесных формул и мотивов. Молитва архангелу Михаилу, представленная в кижских рукописях, является кратким вариантом, по сравнению с другими списками. Например, в ней отсутствуют такие устойчивые определения архангела Михаила, как «сокрушитель демонов», «неизреченный хранитель». В конце данной молитвы опущена просьба, которая читается в большинстве известных нам списков: «Избави мя от труса и потопа, от огня и меча, и от напрасныя смерти, и от всякаго зла и бури, наносимыя от лукаваго, избави мя, великий Михаиле архангеле»
[7]
.
Более полный, чем в КП–4261/6, текст молитвы был опубликован Д.С.Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук (33.3.20)
[8]
. Д.С.Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1570–1580-е гг. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с каноном ангелу грозному воеводе. На сомнительность подобной атрибуции указали А.А.Турилов и А.В.Чернецов — они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в.
[9]
. Это список из Российской Государственной библиотеки (Москва), из собрания В.М.Ундольского, №55.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX веков и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров. Некоторые рукописи содержат следующую запись: «Сия молитва написана в паперте в Москве, яже именуется Чудов монастырь»
[10]
. Но, как отмечают А. А.Турилов и А.В.Чернецов, проверить это свидетельство нельзя.
Молитва архангелу Михаилу публикуется по рукописи КП–4261/6 с соблюдением орфографии источника. Знаки препинания расставляются по современным правилам пунктуации.
// (л. 8) Молитва Михаила Архистратига
Господи Боже великий царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила на помощь мнѣ грѣшному рабу своему (имярекъ). // (л.8об.) Избави мя, Господи, отъ врагъ моихъ видимыхъ и невидимыхъ, запрети всемъ врагомъ моимъ борющимся со мною, сотвори ихъ яко овца, сокруши ихъ яко прахъ предъ лицемъ вѣтра. Господи, Господи, великий Михаилѣ архангеле, первый княже и воевода небесныхъ силъ, херувимъ и серафимъ шестокрылатыхъ и всѣхъ ангелъ и архангелъ, чудный и страшный честный архангеле Михаиле, буди мне помощникъ рабу своему (имярекъ) въ бѣдахъ и в скорбехъ и въ печалехъ и въ пустыняхъ и в тесныхъ местехъ, на ратѣ и на рѣкахъ и на распутияхъ и отъ всякия прелести // (л.9) вражия избави мя. Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши гласъ грѣшнаго раба своего (имярекъ), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою.
Великий архангеле Михаиле, победи вся противляющиеся мне силою Святаго Духа, молитвами Пречистыя Богородица и святыхъ святителей и исповедниковъ и безмездныхъ и святыхъ мученикъ и мученицъ. Архангеле Михаиле, помози мне грѣшному рабу своему (имярекъ) всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ. Аминь. Конецъ.
- [1] Собор архистратига Михаила празднуется 8 ноября (по старому стилю). История о том, как архангел Михаил возглавил ангельское воинство, низверг сатану в ад и стал грозным воеводой небесных сил, излагается в различных древнерусских текстах, посвященных этому празднику. См., например, статьи на 8 ноября в Великих Минеях Четьих, Прологе, Торжественнике.
- [2] Описание коллекции заонежских крестьян Корниловых см.: Шилов Н. И. Архив и библиотека заонежских крестьян Корниловых в собрании музея-заповедника «Кижи» // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения–95»: Сборник докладов.
Петрозаводск, 1997. С. 310 – 317.
- [3] Книга поступлений.
- [4] Это рукопись КП–4261/2. Описание и публикацию данного памятника см.: Воробьева С.В., Пигин А.В., Шилов Н.И. Рукописные заговоры–молитвы из библиотеки заонежских крестьян Корниловых // Отреченное чтение в России XVII –XVIII веков / Отв. ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.233–245.
- [5] Яцимирский А.И. К истории ложных молитв в южнославянской письменности // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1913. Т.18. Кн.3. С.1–102; СПб., 1914. Т.18. Кн.4. С.16–126.
- [6] Там же. Т.18. Кн.3. С.51.
- [7] Сборник молитв XVIII в. из рукописного собрания Общества любителей древней письменности (Российская Национальная библиотека) – ОЛДП. О.9. Л.16.
- [8] Лихачев Д.С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С.10–27.
- [9] Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченные верования в русской рукописной традиции // Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков / Отв.
ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.58–60.
- [10] Там же. С.60.
//
Кижский вестник №10
Ред.-сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи».
Петрозаводск.
2005.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании,
что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Св. Архангел Михаил Новена — Молитесь больше Новенас
Новенький тут? Присоединяйтесь к нам в молитве!
кликните сюда
чтобы получать напоминания Novena по электронной почте!
Святой Михаил Архангел Новена
Св. Архангел Михаил несколько раз упоминается в Библии и почитается как «Князь ангелов».
Он известен тем, что ходатайствует за нас о защите от зла и об исцелении.
В христианском искусстве его часто изображают в доспехах, вооруженным мечом или копьем и убивающим дракона, змея или сатану.
Подробнее об Архангеле Михаиле
Католическая церковь называет Архангела Михаила Святым Михаилом, несмотря на то, что он ангел, а не святой, признанный в результате канонизации. Он считается принцем всех Божьих ангелов и защитником церкви.
Было несколько случаев, когда святой Михаил упоминается в Библии, среди них:
- В Книге Даниила святой Михаил упоминается как «Великий князь и защитник вашего народа»
- Как ангел с мечом, представившийся Джошуа незадолго до падения Иерихона, как командующий войском Господа.
- Как предводитель Ангелов, изгнавших Сатану и его приспешников согласно Книге Откровений
- Как Архангел в Послании Иуды
- В Послании к Фессалоникийцам упоминается архангел, который возвестит второе пришествие Христа. Хотя это не идентифицировано, считается, что это относится к Святому Михаилу.
Святой Михаил почитается как целитель и защитник католической церкви. Его праздник отмечается 29 сентября, но мы молимся новене в феврале.
Святой Михаил Архангел Новена — День 1
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, моли Бога, чтобы мы были благословлены Богом с усердием жить в соответствии с учением Христа.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим твоего заступничества в наших прошениях…
(изложи свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нашей защитой от нечестия и сетей дьявол. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.
Святой Михаил Архангел Новена — День 2
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы мы имели благодать видеть образ Божий в наименьшем из наших братьев и сестер.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 3
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись, чтобы мы были защищены от сетей дьявола, чтобы мы могли избежать всех случаев греха.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 4
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас было непреодолимое желание смириться перед Богом в служении Его Воле.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 5
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас были нравственные силы победить беспорядочные желания и страсти, которые заменят собой Всемогущего Бога.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 6
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас была вера, чтобы по-настоящему доверить свою жизнь любящей заботе нашего Небесного Отца.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 7
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись, чтобы у нас была благодать с радостью посвящать все, что мы делаем, во славу Божью.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 8
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога.
Святой Архангел Михаил, молись о том, чтобы у нас была воля верно повиноваться Богу во всех Его заповедях.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(изложить свои прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей диавольских. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Михаил Архангел Новена — День 9
Присоединяйтесь к молитве Святому Архангелу Михаилу Новена
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, мы чтим тебя как могущественного защитника Церкви и хранителя наших душ. Вдохновите нас своим смирением, мужеством и силой, чтобы мы могли отвергнуть грех и усовершенствовать нашу любовь к нашему Небесному Отцу.
Своей силой и смирением истреби зло и гордыню в наших сердцах, чтобы ничто не отвратило нас от Бога
Святой Архангел Михаил, молись, чтобы у нас была благодать разделить вечность с нашим Небесным Отцом.
Святой Архангел Михаил, ты князь ангелов, но в своем смирении ты признал, что Бог есть Бог, а ты всего лишь Его слуга. В отличие от сатаны, ты не был охвачен гордостью, но был непоколебим в смирении. Молитесь, чтобы у нас было такое же смирение.
Именно в духе этого смирения мы просим вашего заступничества в наших прошениях…
(укажите ваши прошения)
«Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нам защитой от нечестия и сетей дьявола. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ».
Аминь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь
Святой Архангел Михаил, Покровитель…
Святой Архангел Михаил является покровителем бакалейщиков, моряков, десантников, полиции и болезней.
Щелкните здесь, чтобы найти другие новенны, подобные этой.
Зарегистрируйтесь здесь, чтобы молиться больше новенен с тысячами верных людей со всего мира!
Америка нуждается в Фатиме
Праздник: 29 сентября
Святой Михаил Новена
Краткая молитва экзорцизма Святому Михаилу
Посвящение Святому Михаилу
Венок Святого Михаила
Святой Михаил Новена
(Произносить девять дней подряд)
Святой Архангел Михаил, верный защитник Бога и Его католического народа, я с уверенностью обращаюсь к тебе и ищу твоего могущественного заступничества. Ради любви к Богу, сотворившему тебя таким славным в благодати и силе, и ради любви к Матери Иисуса, Царице Ангелов, благоволи услышать мою молитву.
Ты знаешь цену моей душе в глазах Бога. Пусть никакое пятно зла никогда не изуродует его красоту. Помоги мне победить злого духа, который искушает меня. Я желаю подражать твоей верности Богу и Святой Матери-Церкви и твоей великой любви к Богу и людям. И так как ты посланник Бога для заботы о Его народе, я возлагаю на тебя эту особую просьбу: здесь укажите ваш запрос.
Святой Михаил, поскольку ты по воле Творца являешься могущественным заступником христиан, я очень уповаю на твои молитвы. Я искренне верю, что если на то будет святая воля Божья, мое прошение будет удовлетворено.
Помолись за меня, святой Михаил, а также за тех, кого я люблю. Защити нас от всех опасностей тела и души. Помоги нам в наших повседневных нуждах. Благодаря твоему могущественному заступничеству мы можем жить святой жизнью, умереть счастливой смертью и достичь Небес, где мы можем прославлять и любить Бога вместе с тобой вечно. Аминь
Краткая молитва экзорцизма Святому Михаилу
— Папа Лев XIII
Святой Архангел Михаил, защити нас в бою, будь нашей защитой от зла и сетей дьявола. Пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молимся; и ты, о Князь Небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ. Аминь
Посвящение святому Михаилу
Святой Архангел Михаил, непобедимый Князь ангельских воинств и славный покровитель вселенской Церкви, приветствую тебя и славлю тебя за то великолепие, которым Бог так щедро украсил тебя. Я благодарю Бога за великие милости, которые Он даровал тебе, особенно за то, что ты остался верным, когда Люцифер и его последователи восстали, и победоносно сражался за честь Бога и Божественность Сына Человеческого.
Святой Михаил, я посвящаю тебе мою душу и тело. Я избираю тебя своим покровителем и защитником и вверяю спасение моей души твоей заботе. Будь хранителем моего долга как дитя Бога и католической церкви, поскольку я снова отрекаюсь от сатаны, его дел и помпезности.
Помоги мне своим могущественным заступничеством в исполнении этих священных обетований, чтобы, подражая твоему мужеству и верности Богу, и уповая на твою добрую помощь и покровительство, я мог победить врагов моей души и соединиться с Богом в раю навсегда. Аминь
Венчик Святого Михаила
Этот венчик был подарен Святым Михаилом португальской монахине-кармелитке Антонии д’Астонак. Он был одобрен Папой Пием IX и начинается с акта раскаяния. Затем следуют девять приветствий, по одному на каждый хор ангелов. За каждым из них следует «Отче наш» и три «Радуйся, Мария». Затем произносятся четыре Отца Наших, один в честь святых Михаила, Гавриила, Рафаила и Ангела-Хранителя. Венчик завершается молитвой святому Михаилу.
Акт раскаяния
Боже мой, я сердечно сожалею о том, что оскорбил Тебя, и я ненавижу все мои грехи, потому что я боюсь потери неба и мук ада; но более всего потому, что они обижают Тебя, Боже мой, Который все благ и достоин всей моей любви. Я твердо решаю с помощью Твоей благодати исповедовать свои грехи, покаяться и исправить свою жизнь. Аминь
Молитва начинается
Боже, приди на помощь. Господи, поспеши мне на помощь.
Слава Отцу….
Затем молитесь один раз «Отче наш» и три раза «Радуйся, Мария» после каждого из следующих девяти приветствий
По заступничеству Святого Михаила и небесного хора Серафим, да сподобит нас Господь сгореть огнем совершенного милосердия. Аминь
По заступничеству святого Михаила и небесного хора херувимов да дарует нам Господь благодать оставить пути греховные и следовать путями христианского совершенства. Аминь
Заступничеством Святого Михаила и небесного Хора Престолов да вселит Господь в наши сердца истинный и искренний дух смирения. Аминь
По заступничеству Святого Михаила и небесного Хора Господств да даст нам Господь благодать управлять нашими чувствами и преодолевать любые непокорные страсти. Аминь
Заступничеством святого Михаила и небесного Хора Сил да охранит Господь наши души от сетей и искушений дьявола. Аминь
По заступничеству святого Михаила и небесного хора добродетелей да сохранит нас Господь от зла и впадения в искушение. Аминь
Заступничеством святого Михаила и небесного хора Начал да наполнит Бог наши души истинным духом послушания. Аминь
По заступничеству святого Михаила и небесного чина архангелов да даст нам Господь стойкости в вере и во всех добрых делах, чтобы мы могли достичь славы Небесной. Аминь
По заступничеству святого Михаила и небесного хора ангелов да дарует нам Господь быть защищенными ими в этой земной жизни и ведомыми в жизни грядущей на Небесах. Аминь
Далее следует произнести по одному «Отче наш» в честь каждого из следующих ведущих Ангелов: Святого Михаила, Святого Гавриила, Святого Рафаила и нашего Ангела-Хранителя.
Заключительная молитва
О славный князь Святой Михаил, вождь и повелитель небесных воинств, хранитель душ, победитель мятежных духов, слуга в доме Божественного Царя и наш восхитительный проводник, ты, сияющий превосходством и сверхчеловеческим добродетель избави нас от всякого зла, которые с упованием к тебе обращаются и позволяют нам своим благодатным покровом с каждым днем все более и более верно служить Богу.