Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» | Кижский вестник №10| Электронная библиотека

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №04-04-00291а.

В древнерусской православной культуре архангел Михаил известен, прежде всего, как грозный и непреклонный борец со злом. Таким он предстает в сюжете о свержении с небес сатаны и создании ангельского собора
[1]
, в Откровении Иоанна (12:7–9), на некоторых иконах (крылатый воин с мечом или крылатый всадник, поражающий змея) и в других произведениях письменности и искусства.

Однако образ архистратига Михаила не исчерпывается данными представлениями. В ряде памятников древнерусской культуры архангел Михаил выступает в роли милостивого заступника, молящегося за весь человеческий род. В качестве примера можно привести иконографические деисусные изображения архангела, апокрифические видения и откровения (Видение апостола Павла, Видение Исайи, Откровение Варуха).

Многочисленные молитвы, обращенные к архангелу Михаилу, объединяют эти, на первый взгляд, несовместимые черты и создают образ грозного, но милостивого ангела. Особое место среди таких текстов занимают апокрифические молитвы. Одна из них входит в состав рукописей из собрания музея–заповедника «Кижи».

В данном собрании находятся две рукописи, содержащие молитву архангелу Михаилу. Это сборник «Духовные молитвы», написанный в 1911 г. Г.П.Корниловым
[2]
(КП
[3]
–4261/6), и миниатюрная рукопись (8 листов) второй половины XIX в., которая состоит только из этой молитвы (КП–4861).[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Текст молитвы в данных рукописях совпадает дословно, есть только одно разночтение: в КП–4861 традиционное наименование «имярек» конкретизировано – Петр. Вероятно, это Петр Корнилов, так как рукопись принадлежала Корниловым. Данная рукопись, судя по ее маленьким размерам и содержащемуся в ней имени собственному, могла выполнять функцию оберега, амулета. В коллекции Корниловых имеются и другие рукописи с подобным назначением
[4]
.

Первой работой, посвященной «ложным» молитвам (в том числе и интересующей нас молитве), стала статья А.И.Яцимирского
[5]
. В ней исследователь опубликовал несколько списков молитвы архангелу Михаилу и указал на русское происхождение этого текста. А.И.Яцимирский отметил также, что иногда в рукописях молитва архангелу Михаилу сопровождалась предисловием, содержавшим определенные обещания за чтение этой молитвы: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет»
[6]
. Подобное обещание придавало молитве особую мистическую силу. При издании молитвы в молитвенниках и требниках данное предисловие опускалось.

По нашим наблюдениям, это предисловие встречается крайне редко: среди изученных нами 23 списков молитвы XVI–XIX вв. только два сопровождаются предисловием. Молитвы архангелу Михаилу из собрания музея–заповедника «Кижи» такого предисловия не имеют.

Сам текст молитвы в рукописной традиции варьируется незначительно. Можно сказать, что списки молитвы отличаются друг от друга степенью полноты набора определенных словесных формул и мотивов. Молитва архангелу Михаилу, представленная в кижских рукописях, является кратким вариантом, по сравнению с другими списками. Например, в ней отсутствуют такие устойчивые определения архангела Михаила, как «сокрушитель демонов», «неизреченный хранитель». В конце данной молитвы опущена просьба, которая читается в большинстве известных нам списков: «Избави мя от труса и потопа, от огня и меча, и от напрасныя смерти, и от всякаго зла и бури, наносимыя от лукаваго, избави мя, великий Михаиле архангеле»
[7]
.

Более полный, чем в КП–4261/6, текст молитвы был опубликован Д.С.Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук (33.3. 20)
[8]
. Д.С.Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1570–1580-е гг. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с каноном ангелу грозному воеводе. На сомнительность подобной атрибуции указали А.А.Турилов и А.В.Чернецов — они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в.
[9]
. Это список из Российской Государственной библиотеки (Москва), из собрания В.М.Ундольского, №55.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX веков и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров. Некоторые рукописи содержат следующую запись: «Сия молитва написана в паперте в Москве, яже именуется Чудов монастырь»
[10]
. Но, как отмечают А.А.Турилов и А.В.Чернецов, проверить это свидетельство нельзя.

Молитва архангелу Михаилу публикуется по рукописи КП–4261/6 с соблюдением орфографии источника. Знаки препинания расставляются по современным правилам пунктуации.

// (л. 8) Молитва Михаила Архистратига

Господи Боже великий царю безначальный, посли, Господи, архангела своего Михаила на помощь мнѣ грѣшному рабу своему (имярекъ). // (л.8об.) Избави мя, Господи, отъ врагъ моихъ видимыхъ и невидимыхъ, запрети всемъ врагомъ моимъ борющимся со мною, сотвори ихъ яко овца, сокруши ихъ яко прахъ предъ лицемъ вѣтра. Господи, Господи, великий Михаилѣ архангеле, первый княже и воевода небесныхъ силъ, херувимъ и серафимъ шестокрылатыхъ и всѣхъ ангелъ и архангелъ, чудный и страшный честный архангеле Михаиле, буди мне помощникъ рабу своему (имярекъ) въ бѣдахъ и в скорбехъ и въ печалехъ и въ пустыняхъ и в тесныхъ местехъ, на ратѣ и на рѣкахъ и на распутияхъ и отъ всякия прелести // (л.9) вражия избави мя. Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши гласъ грѣшнаго раба своего (имярекъ), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою. Великий архангеле Михаиле, победи вся противляющиеся мне силою Святаго Духа, молитвами Пречистыя Богородица и святыхъ святителей и исповедниковъ и безмездныхъ и святыхъ мученикъ и мученицъ. Архангеле Михаиле, помози мне грѣшному рабу своему (имярекъ) всегда и нынѣ и присно и во вѣки вѣкомъ. Аминь. Конецъ.

  • [1] Собор архистратига Михаила празднуется 8 ноября (по старому стилю). История о том, как архангел Михаил возглавил ангельское воинство, низверг сатану в ад и стал грозным воеводой небесных сил, излагается в различных древнерусских текстах, посвященных этому празднику. См., например, статьи на 8 ноября в Великих Минеях Четьих, Прологе, Торжественнике.
  • [2] Описание коллекции заонежских крестьян Корниловых см.: Шилов Н. И. Архив и библиотека заонежских крестьян Корниловых в собрании музея-заповедника «Кижи» // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера «Рябининские чтения–95»: Сборник докладов. Петрозаводск, 1997. С. 310 – 317.
  • [3] Книга поступлений.
  • [4] Это рукопись КП–4261/2. Описание и публикацию данного памятника см.: Воробьева С.В., Пигин А.В., Шилов Н.И. Рукописные заговоры–молитвы из библиотеки заонежских крестьян Корниловых // Отреченное чтение в России XVII –XVIII веков / Отв. ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.233–245.
  • [5] Яцимирский А.И. К истории ложных молитв в южнославянской письменности // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. СПб., 1913. Т.18. Кн.3. С.1–102; СПб., 1914. Т.18. Кн.4. С.16–126.
  • [6] Там же. Т.18. Кн.3. С.51.
  • [7] Сборник молитв XVIII в. из рукописного собрания Общества любителей древней письменности (Российская Национальная библиотека) – ОЛДП. О.9. Л.16.
  • [8] Лихачев Д.С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Рукописное наследие Древней Руси. Л., 1972. С.10–27.
  • [9] Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченные верования в русской рукописной традиции // Отреченное чтение в России XVII–XVIII веков / Отв. ред. А.Л.Топорков, А.А.Турилов. М., 2002. C.58–60.
  • [10] Там же. С.60.

//
Кижский вестник №10
Ред.-сост. И.В.Мельников
Музей-заповедник «Кижи».
Петрозаводск.
2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании,
что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Апокрифическая молитва Архангелу Михаилу — Молитвослов

«Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является, вероятно, одной из наиболее распространенных в наши дни апокрифических молитв1. Она часто называется просто «Молитва Архангелу Михаилу» (ее не следует смешивать с молитвами Архангелу Михаилу, не содержащими апокрифических элементов).

Приведем тот из современных вариантов этой молитвы, который, по нашим наблюдениям, является одним из самых популярных (орфография и пунктуация текста оставлены нами без изменений):

Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имярек). Защити, Архангеле, нас от всяких врагов, видимых и невидимых. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый Князь и Воевода Небесных Сил – Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всякия прелести диавольския, егда услышишь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое. Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил. О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помоги нам грешным (имярек) и избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла, от врага льстиваго, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя. Аминь.

Этот текст представляет собой несколько измененную версию широко распространенной в народной среде в XVI – нач. XX вв. «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил»2. В 1913 г. А. И. Яцимирский опубликовал несколько списков этой апокрифической («ложной») молитвы и указал на русское происхождение этого текста3. Один из вариантов молитвы («Молитва к Господу нашему Исусу Христу, ко святому архангелу Михайлу») был опубликован Д. С. Лихачевым по списку XVII века из Библиотеки Российской Академии наук. Д. С. Лихачев считал, что данная молитва была написана в 1572 или 1573 г. Иваном Грозным под псевдонимом Парфений Уродивый вместе с Каноном Ангелу Грозному воеводе4.

Однако А. А. Турилов и А. В. Чернецов указали на сомнительность подобной атрибуции. Они обнаружили список молитвы, составленный не позднее середины XVI в. Кроме того, исследователи отметили, что данная молитва была очень популярна в письменности XVI–XIX вв. и сохранилась в сотнях списков, нередко она включалась в сборники заговоров5. Одним из вариантов «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» является «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам»6.

Распространенные в наши дни варианты «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» не особенно отличаются друг от друга. Различия могут быть вызваны ошибками и искажениями при копировании. Так, вместо сотвори их яко овцы мы можем найти сотвори их яко выцы. Разнится также степень «осовременивания» языка молитвы. Церковнославянские языковые формы (посли, сокрушителю, княже, воеводо, Пресвятыя, льстиваго, мечем7) могут заменяться русскими (пошли, сокрушитель, князь, воевода, Пресвятой, льстивого, мечом).

В последние годы «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» распространяется также под названием «Молитва за президента России». В этом варианте «имярек» заменяется на имена и В. В. Путина, и Д. А. Медведева: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Своим Димитрию и Владимиру; или: Господи Боже, Великий Царю, Безначальный, пошли, Господи, Архангела Твоего Михаила на помощь рабу Своему Владимиру (Димитрию).

* * *

Субъект «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» просит защитить его от лукавого (избави нас от всякия прелести диавольския; отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя). Молящийся хочет получить защиту от всяких врагов, видимых и невидимых (запрети всем врагам, борющимся со мною, и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца, и сокруши их, яко прах перед лицем ветра; избавь нас… от врага льстиваго). Он стремится обеспечить собственную безопасность в разных жизненных ситуациях, которые подробно перечисляются (буди нам помощник во всех бедах, скорбях, в печалях, в пустыни и на морях тихое пристанище; избавь нас от труса, потопа, огня, меча и напрасной смерти, от великого зла).

Отметим, что в тексте «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» отсутствуют такие обычные для канонической молитвы прошения, как, например, следующие: «Царствия Божия причастника мя сотвори»8, «настави мя на путь спасения,… молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем»9, «испроси… падшим возставление»10, «умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов»11, «возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием»12. Прошений о даровании покаяния, об оставлении грехов нет и в другой распространенной апокрифической молитве – современной «Молитве задержания»13.

Но там, где нет истинного покаяния и самоуничижения, там не может быть и правильного молитвенного настроения. Искание «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) вытесняется из сознания субъекта молитвы заботой о земном и страхом перед видимыми и невидимыми врагами.

* * *

Одно из прошений «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» звучит так: Ускори нам на помощь и побори всех, противящихся нам, силою Честнаго и Животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея, Христа ради, юродивого, св. пророка Илии и всех святых великомучеников: св. мучеников Никиты и Евстафия, и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших и всех святых Небесных Сил.

Однако в церковной традиции обращаться с подобным прошением можно только к Господу! Складывается впечатление, что в сознании субъекта молитвы Архангел Михаил занимает место Бога. Епископ Сумской Евлогий (Гутченко) замечает: «В этой молитве неизвестными сочинителями приписывается Архангелу Михаилу чуть ли не Божеское достоинство, к нему молится Матерь Божия и святые угодники. Православное вероучение ставит Богородицу выше Херувимов и Серафимов и всех Небесных Сил. Матерь Божия, святые архангелы и ангелы и угодники Божии совершают свою молитву о нас не перед Архангелом Михаилом, а перед Господом Богом». Таким образом, в «Молитве Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» имеет место откровенное искажение учения Церкви14.

В некоторых списках XVI-нач. XX вв. Архангелу Михаилу усвояется Святой Дух: «О чюдный архистратиже страшный Михайле архангеле, хранителю неизреченных таин, егда услышиши глас раба Божия имрек, призывающаго тя на помощь, Михайле архангеле, услыши и ускори на помощь мою и прожени от мене вся противныя нечистыя духи, силою Святого твоего Духа, молитвами святых апостол и святых пророк, святых святитель и святых мученик и святых пустынник, святых безмездник и святых столпник, святых мучениц и всех святых праведник, угодивших от века Христу молитвами их»15. Существовали списки «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», в которых субъект молитвы обращается к Господу и Архангелу Михаилу как к одному лицу: «Господи, Господи великий Архангеле Михаиле, услыши глас грешнаго раба своего (имярек), молящагося к тебе и призывающаго на помощь мою имя твое пресвятое, ускори щедрый на помощь мою и услыши молитву мою»16. В том варианте, который известен под названием «Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам», в сознании субъекта молитвы смешиваются образы Господа и обоих этих Архангелов: «Господи, Господи, великий архистратизе, демонов сокрушницы, запретите всем врагам, борющимся со мною… Господи, Господи велики, Михаиле и Гаврииле архистратизи, когда услышите глагол раба своего (имя река), призывающаго вас на помощь себе, скорите на помощь мою… оградите мя силою Святаго Духа и молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснадевы Марии, святых небесных сил, ангел и архангел, и святых апостолов, пророков и святых святителей, преподобных отец, праведников и безсребреников, и святых мучеников, и мучениц, преподобных жен и всех святых отец молитвами великим воеводам небесных сил»17.

В отличие от апокрифических текстов, церковное вероучение не допускает какого-либо смешения ангелов с Господом – Творцом ангелов.

* * *

В некоторых вариантах «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» сопровождается приписками, свидетельствующими о том, что она могла играть роль оберега: «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию, того дня не прикоснется к нему диавол, ни злой дух, и той человек будет иметь на души и сердци своем веселие. И аще который человек преставится от жития сего, то ад душу его не примет»18; «Аще который человек котораго дни прочитает молитву сию и того дни не прикоснется к нему дьявол незлой человек ниленостию блазнится сердце его аще или человек преставится от жития сего, то над душой его не примет силы»19.

Из подобных «инструкций» следует, что владельцу молитвы нет необходимости стремиться к жизни во Христе, соблюдая заповеди. Действительно, зачем нужно жить «достойно благовествования Христова» (Флп. 1:27), если достаточно лишь ежедневно читать «молитву сию», и избавление от ада и «на души веселие» гарантированы?. .

В народной среде функциями оберега наделялась не только «Молитва Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», но и другие апокрифические тексты, например, «Сон Богородицы»: «Кто этот сон станет по трижды в день читати, на главе держати и в чистоте носити, тот человек от Бога спасение получит»20; «И аще кто его в пути своем с собою носит, тому человеку во всяком пути не прикоснется диявол, ни злой человек, ниже нечистой дух. И еще который человек сон твой, Богородице, в дому у себя держит, и тому человеку ни татьбы, ни разбойникам; в том дом – рабом здравие и скотом житие, господину прибыток; по водам – тихое пристанище и во беседе – честь»21; «Аще которой человек при смерти своей помянет или прочитает, или кому даст прочитать, и кто с верой послушает сего Божественнаго писания, тот человек муки вечной и огня палящаго, и тартарара преисподняго избавлен будет… Аще который сему листу будет верить и при себе иметь будет, или кто напишот, или кто с верою послушает сего Божественнаго писания,… и тот человек иметь себе будет отпущение грехов, и восприимут душу его ангелы господни из тела его, и донесут до царствия небеснаго Аврааму в рай»22.

Во всех такого рода случаях мы встречаемся с суеверной убежденностью в том, что можно достичь земного благополучия и вечного спасения путем чтения либо просто хранения текста, которому приписывается магическая сила.

* * *

Порой к тексту «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» делаются следующие примечания: «Сия молитва написана на паперти Архангела Михаила в Москве, яже именуется Чудов монастырь»; «Молитва эта была написана на паперти храма Архистратига Михаила в Москве, в Кремле, в Чудовом монастыре, взорванном вскоре после октябрьского переворота».

Нет никаких достоверных источников, которые могли бы подтвердить истинность этой версии происхождения молитвы. Здесь мы имеем дело со стремлением создателей и распространителей апокрифических произведений вызвать доверие к сомнительным текстам. Скажем, ссылка на имя святого подвижника должна придать апокрифам больше веса в глазах читателей. «Молитва Киприана», например, связывается с именем сщмч. Киприана, епископа Антиохии Писидийской (память 2/15 окт. ), одна из редакций апокрифического «Сказания о двенадцати пятницах» – с именем сщмч. Климента, папы Римского, «Молитве задержания» приписывается происхождение из сборника молитв афонского старца Пансофия. Попытка связать происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» именно с Чудовым монастырем объясняется, вероятно, тем, что этот монастырь был основан свт. Алексием Московским при храме, освященном во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех23.

Рассказы о чудесном появлении текста и о его магической силе встречаются и в так называемых «магических письмах». К этому типу сакрального текста относятся «святые», «небесные» письма и «письма счастья». Чудесное появление «небесного письма» является обоснованием его магической силы: «Эта молитва берет свое начало в Иерусалиме, и кто получит ее, должен в течение 9 дней посылать ее другим лицам. Кто исполнит это – будет иметь освобождение от несчастий»24; «В Иерусалиме, во время литургии, был слышен голос говорящий: „всякому, кто будет читать эту молитву, того Бог избавит от бедствий!“ Эта молитва была прислана Епископу, чтобы он разослал ее девяти лицам, и сказано: кто не хочет этого сделать, того постигнет большое несчастье»25. Чудесное появление магического письма, как и происхождение «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», может связываться с папертью монастыря. В одном из «небесных писем», которые распространялись в СССР во второй половине 1920‑х – начале 1930‑х гг., сказано: «Послание это найдено на паперти закрытого монастыря во имя 42х мучеников на Новом Афоне. Кто прочтет это послание и перепишет на 7 листах и разошлет 7 верующим, тому прощается 49 грехов»26. Сверхъестественное «обретение» некоторых вариантов «святых писем» связывается с иконой или алтарем Архангела Михаила: «Это письмо было найдено в городе Риме, в алтаре Святого Архангела Михаила, никто не знал откуда оно, написанное золотыми буквами…»; «письмо… висело на иконе святого архангела Михаила на Маслиновой горе, письмо висело на маслиновом дереве»; «сие письмо найдено в земле Британской, на горе Таборе, под образом св. Михаила»27.

* * *

В тех списках «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил», которые были распространены в XVI – нач. XX вв., встречались заговорные формулы: «соблюди раба Божия в бедах и в скорбех и в печалех, на распутиях, на реках, и в пустынях, в ратех, в царех, и в князех, в вельможах, и в людех, и во всякой власти»28, «сотворите мя честна у царя и у властей, и у князей, и у вельмож и у людей»29. В вариантах молитвы, имеющих хождение в наши дни, фольклорные элементы стали менее заметны. И все же «оцерковить» текст, изначально бывший нецерковным, не удается. Отсутствие подлинно христианского молитвенного настроения вкупе с ложным представлением об Архангеле Михаиле продолжают свидетельствовать об апокрифическом происхождении «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил».

См. также: Апокриф об Архангеле Михаиле – освободителе душ из ада


1 Об апокрифических, или неканонических, молитвах см.: «Молитва задержания».

2 См., напр.: Молитва Архангелу Михаилу, грозному воеводе небесных сил // П. С. Ефименко. Заклинания, наговоры, обереги. М.: 1878. Ч. 2. Народная словесность. С. 164—165. ; Молитва архангелу Михаилу // Там же. С. 165. ; Молитва Архистратигу Михаилу Грозному воеводе небесной силы // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. Отд. II. С. 83—84. ; Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Там же. С. 11—12.

3 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

4 Там же. См. также: Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

5 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

6 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

7 Здесь и далее цитаты из «Молитвы Архангелу Михаилу, Грозному воеводе Небесных Сил» выделены курсивом.

8 Молитва Ангелу Хранителю. Из канона Ангелу Хранителю // Православный молитвослов и Псалтирь. Издание Свято-Данилова монастыря, 1995. С. 70.

9 Молитва 9‑я, ко Ангелу Хранителю. Из молитв утренних // Там же. С. 16.

10 Молитва Преподобному Сергию, Радонежскому чудотворцу // Там же. С. 211.

11 Молитва Святителю Николаю // Там же. С. 215.

12 Молитва ко святому Иоанну Предтече. Из канона святому Иоанну Предтече // Там же. С. 81.

13 «Молитва задержания».

14 Архимандрит Евлогий (Гутченко), ректор Одесской Духовной Семинарии. Основные условия правильной молитвы.

15 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

16 См.: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

17 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

18 Цит. по: В. М. Быкова. Молитва архангелу Михаилу в рукописном собрании музея-заповедника «Кижи» // Кижский вестник № 10. Ред.-сост. И. В. Мельников. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2005.

19 Молитва Михаилу Архангелу Грозному Воеводе Небесных сил // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 11—12.

20 Сон Пресвятыя Богородицы («Мати моя возлюбленная, где ты была-побывала?..») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 81.

21 Сон Пресвятыя Богородицы («Пресвятыя Владычицы, Мати Христа Бога нашего спала еси…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 18—19.

22 [Сон Пресвятыя Богородицы] («Опочивала еси Владычица наша…») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 87—88.

23 См., напр.: Алексий, свт., митр. всея Руси.

24 А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.

25 Молитва («…помилуй нас и всех людей твоих!..») // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 85.

26 Цит. по: А. А. Панченко. Ускользающий текст: пророчество и магическое письмо.

27 Е. Н. Квилинкова. Варианты «эпистолий» о воскресном дне, зафиксированные в гагаузских селах юга Молдовы.

28 Д. С. Лихачев. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного).

29 Молитва Михаилу и Гавриилу архангелам // Н. Виноградов. Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. СПб., 1907. Вып. I. С. 9—11.

Молитва Святому Михаилу — Молитва Архангелу Михаилу

Сегодня Воскресенье, 30 апреля 2023 года

Молитва — Святому Архангелу Михаилу, защити нас в битве, будь нашей защитой от нечестия и сетей дьявола; пусть Бог упрекнет его, мы смиренно молим; и ты, о князь небесного воинства, силою Божиею ввергни в ад сатану и всех злых духов, которые бродят по миру, ища гибели душ. Аминь.

Архангел Михаил — единственный Ангел, упомянутый в трех разных текстах трех разных религий. Он упоминается не только в Библии, но и в мусульманских и еврейских текстах.

Тем не менее, во всех трех случаях он выступает в роли защитника. И сильный, и верный. Именно поэтому многие люди, нуждающиеся в защите, обращаются к нему за заступничеством, с молитвой Архангелу Михаилу.

В Римско-католической церкви его называют «Святой Архангел Михаил» и «Святой Михаил». В Новом Завете архангел Михаил предстает во главе небесной армии против Дьявола в откровениях. Тогда как он победил сатану во время войны на небесах. Некоторые хорошие молитвы Архангелу Михаилу включают:

Молитва Святому Архангелу Михаилу

Дорогой Святой Архангел Михаил, сохрани нас в бою,
будь нашим щитом от зла ​​и сетей дьявола.
Да укорит его Господь, смиренно молим;
и Ты, о Князь небесного воинства,
милостью Божией ввергнешь в ад
сатану и всех злых духов
рыскающих по миру, ищущих гибели душ. Аминь.

Молитва Святого Михаила – Молитва Архангела Михаила

Молитва Архангела Михаила о защите

Возлюбленный Святой Архангел Михаил, сохрани нас в Армагеддоне. Будь нашей защитой от зла ​​и ловушек дьявола. Да укорит его Бог, мы смиренно молимся.

И ты, о Князь небесного воинства, силой Божией свяжи силы Смерти и Ада, семя Сатаны, ложную иерархию Антихриста и всех злых духов, странствующих по миру для уничтожения души.

Пожалуйста, верните их в Суд Священного Огня для вынесения им окончательного решения [включая (необязательный личный запрос)].

Могущественный Ангел, выбрось темных и их тьму, грешников и их злые слова и дела, причину, следствие, запись и память, в озеро священного огня, «уготованное дьяволу и его ангелам».

Именем Отца, Сына, Святого Духа. Аминь.

Молитва Архангелу Михаилу о помощи

Могущественный Архангел Михаил, прошу благословить меня своим светом и защитой в течение всего дня.

Пожалуйста, оставайтесь рядом со мной и направляйте мои действия и слова из места любви. Я молю вас полностью очистить мою вибрацию и энергию от негативных убеждений и мыслей.

Пожалуйста, отпусти мои страхи и прекрати верить. Помоги мне целиком и полностью ощутить свет, любовь и радость, существующие в каждой минуте, и приведи меня к моему величайшему и высшему благу. Аминь.

Молитва Архангела Михаила об исцелении

Молитва Твоих ангелов-исцелителей, которую несёт от Бога Михаил, Твой Архангел.

Ниспошлите, ваши ангелы-исцелители,
ваше небесное воинство на меня,
и на тех, кого я люблю.

Дай мне почувствовать луч Твоих
Ангелы-исцелители на мне,
свет Твоих исцеляющих рук.

Я позволю Твоему Исцелению начаться,
Как Бог ни даст, Аминь.

Архангел Михаил Молитва о любви

Дорогой Любящий Бог и Архангел Михаил, спасибо, что присматриваете за мной и моими близкими [назовите конкретных близких людей].

Пожалуйста, помогите мне чувствовать себя в безопасности и спокойствии; и наполни меня верой, чтобы я мог сосредоточиться на своих приоритетах и ​​наслаждаться здоровой и счастливой жизнью. Аминь.

Молитва Близнецового Пламени

Во имя моего Высшего Я и Высшего Я моего возлюбленного близнецового пламени. Я молюсь благословенному Я ЕСМЬ Присутствию наших близнецовых пламен о запечатывании наших сердец как одного, о победе нашей божественной цели.

Я умоляю свет Святого Духа и Вознесенных Владык, Ангелов, Сонмов Света и (включая ваших личных ангелов, наставников, советов, например, Ангела Михаила и т. д.), которые поддержат объединение моего близнецового пламени и меня в Физический мир.

Я призываю поглотить все предзнаменования нашей возвращающейся негативной кармы, абстрагируя нашу способность узнавать друг друга и создавая чувство разделения.

Я призываю устранить наложенные человеком самоограничения, которые мешают нам в полном выражении нашей близнецовой идентичности и выполнении нашего первоначального контракта с Духом в служении человечеству. Аминь.

Католическая молитва Святому Архангелу Михаилу

Святой Отец, Ты дал нам архангелов, чтобы они помогали нам во время нашего путешествия по земле.

Святой Михаил — наш защитник, я прошу его прийти мне на помощь, сразиться за всех моих близких и защитить нас от опасности.

Святой Гавриил — вестник Благой Вести, прошу его помочь мне ясно услышать твой голос и научить меня истине.

Святой Рафаил — ангел-исцелитель, я молю его принять мою нужду в исцелении и нужду всех, кого я знаю, вознести ее на Твой престол благодати и вернуть нам дар выздоровления.

Помоги нам, Господи, более полно принять реальность архангелов и их желание служить нам. Святые Ангелы молятся о нас. Аминь.

Молитва призыва Архангела Михаила

Могущественный Святой Архангел Михаил! Славный Принц, вождь и защитник небесных тел; хранитель сердец мужчин; повелитель мятежных ангелов! Как прекрасен Ты в Своих небесных доспехах. Мы любим Тебя, дорогой Князь Неба!

Мы, Ваши счастливые клиенты, жаждем Вашей особой защиты. Испроси для нас от Бога долю Твоего непоколебимого мужества.

Молитесь, чтобы мы имели сильную и нежную любовь к нашему Искупителю и во всех опасностях и искушениях были непобедимы против врага наших душ.

О знаменосец нашего спасения! Будь с нами в наши последние минуты и когда наши души оставят это земное существование, перенеси их благополучно на судилище Христово, и да повелевает тебе Господь наш и Владыка нести нас скорей в царство вечного блаженства.

Научи нас всегда повторять возвышенный возглас: «Кто подобен Богу?» Аминь.

Венчик Святого Михаила

Мы молим Венчик Святого Михаила, чтобы почтить его вместе с другими девятью Хорами Ангелов. Девять хоров ангелов состоят из;

  1. Серафимы
  2. Херувимы
  3. Престолы
  4. Господства
  5. Силы
  6. Добродетели
  7. Начала
  8. 901 24 Архангелы

  9. Ангелы

Серафим — высший Хор, Ангельский — низший.

Венчик Святого Михаила был изобретен Антонией де Астонако, португальской монахиней-кармелиткой, получившей откровение от архангела Михаила, который велел ей почтить его, произнося девять приветствий девяти хорам ангелов.

Святой Архангел Михаил дал следующие обещания тем, кто молится Венчиком Святого Михаила:

  1. Верующие будут сопровождаться девятью ангелами, каждый из девяти хоров, во время принятия Святого Причастия
  2. Если верующие молятся Венчик Святого Михаила ежедневно, они будут пользоваться его постоянной помощью при жизни, а также после смерти они и их верные родственники будут избавлены от чистилища.

Венчик Святого Михаила Молитва обычно произносится с венком, считая молитвы так же, как в четках.

Как молиться Венчику Святого Михаила

Совершите крестное знамение

Произнесите это приглашение: О Боже, приди мне на помощь. Господи, поспеши мне на помощь. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, как было в начале, есть и ныне, и присно будет, миру без конца. Аминь.

После каждого из приведенных ниже приветствий произносите:

  1. Отче наш, сущий на небесах один раз
  2. Богородица, исполненная благодати, трижды

Помолимся

  1. По заступничеству св. Михаила и небесного хора Серафимов да сподобит нас Господь сгореть огнем совершенного милосердия . Аминь. Скажи
    • Отче наш, сущий на небесах однажды
    • Радуйся, Мария, трижды исполненная благодати
  2. По заступничеству святого Михаила и небесного хора херувимов да дарует нам Господь милость оставить пути грешить и бежать путями христианского совершенства . Аминь. Скажи
    • Отче наш, сущий на небесах один раз
    • Радуйся, Мария, трижды исполненная благодати
  1. По ходатайству святого Михаила и небесного хора престолов пусть Господь вселит в наши сердца истину и искренний дух смирения . Аминь. Скажи
    • Отче наш, сущий на небесах однажды
    • Радуйся, Мария, трижды исполненная благодати
  2. По заступничеству Святого Михаила и небесного Хора Господств да даст нам Господь благодать для управления нашими чувствами и преодоления любых непокорных страстей . Аминь. Скажи
    • Отче наш, сущий на небесах однажды
    • Радуйся, Мария, трижды исполненная благодати
  3. По заступничеству святого Михаила и небесного хора добродетелей да сохранит нас Господь от зла ​​и падения в искушение. Аминь. Скажи
    • Отче наш, сущий на небесах один раз
    • Радуйся, Мария, трижды исполненная благодати
  4. По заступничеству Святого Михаила и небесного Хора Сил да воздаст Господь защити наши души от сетей и искушений дьявола. Аминь. Скажи
    • Отче наш, сущий на небесах однажды
    • Радуйся, Мария, трижды исполненная благодати
  5. По заступничеству святого Михаила и небесного хора Начал да наполнит Бог наши души истинным духом послушания. Аминь. Скажи
    • Отче наш, сущий на небесах однажды
    • Радуйся, Мария, трижды исполненная благодати
  6. По заступничеству святого Михаила и небесного хора архангелов да даст нам Господь настойчивость в вере и во всех добрых делах для того, чтобы мы могли достичь славы Небес. Аминь. Скажи
    • Отче наш, сущий на небесах однажды
    • Радуйся, Мария, трижды исполненная благодати
  7. По заступничеству святого Михаила и небесного хора ангелов да дарует нам Господь быть защищенными ими в этом смертной жизни и проведенной в жизни грядущей на Небесах. Аминь. Скажи
    • Отче наш, сущий на небесах один раз
    • Радуйся, Мария, исполненная благодати трижды

После завершения девяти приветствий произнесите «Отче наш, сущий на небесах» четыре раза. Каждый Отец Наш будет в честь:

  1. Святого Михаила
  2. Святого Гавриила
  3. Святого Рафаила
  4. Ангела-Хранителя нашего

Заключительная Молитва

👉 О славный князь Святой Михаил, вождь и полководец небесного воинства , 
👉 хранитель душ, покоритель мятежных духов, 
👉 слуга в доме Божественного Короля и наш замечательный проводник, 
👉 сияющий совершенством и сверхчеловеческой добродетелью 
👉 избавивший нас от всякого зла, обращающихся к Тебе с упованием 
👉 и дающий нам возможность своим милостивым покровительством 
👉 с каждым днем ​​все более и более верно служить Богу.

👉 Молись о нас, славный святой Михаил,
👉 Князь Церкви Иисуса Христа, 
👉, да удостоимся мы Его обетований.

👉 Всемогущий и Вечный Бог, 
👉 Который чудом благости и милосердия 
👉 желает спасения всех людей, 
👉 назначил преславного Архангела Святого Михаила Князем Церкви Твоей, 
👉 удостой нас, просим Тебя,
👉 избавить от всех врагов наших, 
👉 дабы ни один из них не докучал нам в час смертный , 
👉, но чтобы мы могли быть проведены им в Ваше присутствие.
👉 Это просим через заслуги Иисуса Христа Господа нашего. Аминь.

Powered by SEO Experts

Follow @ReadingCatholic

Настоящая молитва Святого Михаила — theYoungCatholicWoman

Хорошо, известная вам молитва Святого Михаила тоже реальна, но та, которую вы знаете, вероятно, является более короткой версией этой. Я помню, как был потрясен, когда узнал, что Иисус цитирует Писание на Кресте, как будто говоря: «Вернись и посмотри на стих, на который я ссылаюсь, чтобы увидеть, что еще я мог бы сказать». Точно так же мой разум был почти в равной степени потрясен, когда я узнал, что молитва Святого Михаила, на которой я выросла, является лишь частью настоящей молитвы!

Молитва св. Михаилу была написана папой Львом XIII в 189 г.8, и оно было написано после того, как понтифик испытал демоническое видение во время мессы. Папу Льва XIII также часто называют «папой Розария» и приписывают распространение преданности розарию. Мы можем уверенно молиться об этом перед лицом зла, помня собственные слова Иисуса: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». (Матфея 16:18)

Первоначальная молитва св. Михаила

Славный Архангел св. Михаил, Князь небесного воинства, будь защитой нашей в страшной брани, которую мы ведем против начальств и властей, против правителей сего мир тьмы и духов зла.

Приди на помощь человеку, которого Бог сотворил бессмертным, сотворил по Своему образу и подобию и искупил большой ценой от тирании дьявола. Сражайся сегодня в битве Господней вместе со святыми ангелами, как уже сражался ты с предводителем надменных ангелов Люцифером и его отступническим воинством, которые были бессильны противиться Тебе, и не было им больше места в небеса. Тот жестокий, тот древний змей, которого называют диаволом или сатаной, обольщающий весь мир, был низвержен в бездну со своими ангелами.

Вот, этот первобытный враг и убийца людей набрался смелости. Превратившись в ангела света, он скитается со всем множеством злых духов, вторгающихся на землю, чтобы изгладить имя Бога и Христа Его, схватить, убить и ввергнуть в вечную гибель души, предназначенные для венца. вечной славы. Этот злой дракон изливает, как нечистый поток, яд своей злобы на людей; его развращенный ум, испорченное сердце, его дух лжи, нечестия, богохульства, его тлетворное дыхание нечистоты и всякого порока и беззакония. Эти коварнейшие враги наполнили и опьянили желчью и горечью Церковь, Супруга Непорочного Агнца, и наложили нечестивые руки на ее самые священные владения. В самом Святом Святых, где устроены Престол святейшего Петра и Престол Истины для света мира, они воздвигли престол своего гнусного нечестия с беззаконным замыслом, что, когда пастырь был поражен, овцы могут быть рассеяны.

Восстань же, о непобедимый князь, принеси помощь народу Божию против нападений заблудших духов и подари им победу. Они почитают Тебя как своего защитника и покровителя; в Тебе славит Святая Церковь как защиту ее от злобной силы ада; Тебе Бог доверил души человеческие утвердиться в небесном блаженстве. О, молитесь Богу мира, чтобы Он поверг Сатану под наши ноги, настолько побежденного, что он уже не может больше держать людей в плену и вредить Церкви. Вознеси молитвы наши пред очами Всевышнего, да скоро умилостивят милости Господни; и повергнув дракона, древнего змия, который есть диавол и сатана, Ты опять берешь его в плен в бездну, чтобы он уже не прельщал народы. Аминь.

Вот Крест Господень; быть рассеяны, враждебные силы.

Лев из колена Иуды победил, корень Давидов.

Да пребудут с нами милости Твои, Господи

Как мы на Тебя надеялись.

Господи, услышь мою молитву.

И да придет вопль мой к Тебе

Помолимся:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, мы призываем имя Твое святое и смиренно молим Твое милосердие, да заступничеством Марии, Приснодевы Непорочная и Матерь наша, и славного Архистратига Михаила, соизволила Ты помочь нам против сатаны и всякой нечистой силы, скитающейся по миру на вред роду человеческому и погибель душ.