история успеха – DW – 31.07.2017

Фото: picture-alliance/dpa/B. Thissen

Культура

Ольга Солонарь

31 июля 2017 г.

Орден цистерцианцев, или белых монахов, был одним из самых успешных католических орденов Средневековья. Этому способствовали и принципы менеджмента, характерные скорее для нашего времени.

https://p.dw.com/p/2gM7Q

Реклама

Белыми монахами цистерцианцев прозвали из-за их ряс, которые изготовлялись из неотбеленной и неокрашенной шерсти белых овец. Это одеяние монахи не снимали даже на ночь, оно было их единственной собственностью, если не считать столовой ложки и иглы, которой постриженики чинили свою прохудившуюся одежду. Владеть чем бы то ни было монахам цистерцианского ордена было запрещено, поскольку они стремились по всей строгости соблюдать правила святого Бенедикта Нурсийского, считавшего, что жизнь в монастыре должна отличаться суровой аскетичностью.

Полистать современное издание «Правил святого Бенедикта» можно на выставке «Цистерцианцы. Европа монастырей» в боннском музее LVR-LandesMuseum. Среди 200 экспонатов выставки, которая концентрируется на периоде средневекового расцвета этого и поныне активного ордена, — картины, скульптуры, рукописи, архитектурные модели, а также предметы повседневной жизни монахов.

Назад к истокам

Первое аббатство цистерцианцев было основано в 1098 году святым Робертом Молемским во французском Сито. От названия места, которое по-французски назыется Cîteaux, а по-латински сistercium и происходит название ордена.

Витраж из монастыря Мариенхаузен, 14-й векФото: M. Benecke

Основывая новый монастырь, монах-бенедиктинец Роберт Молемский руководствовался желанием вернуться к истокам своего ордена, возрадить традицию строгого воплощения в жизнь устава святого Бенедикта: вести отшельническую жизнь, отказаться от всего лишнего, питаться тем, что вырастил своими руками. Можно сказать, что новый орден цистерцианцев появился в  результате попыток реформировать орден бенедиктинцев.

В своих стремлениях Роберт Молемский был не одинок. Его примеру последовали тысячи, прежде всего, молодых людей по всей Европе. Начиная с 11-го века и вплоть до середины 13-го века цистерцианцы основали более 650 монастырей, в том числе в Германии, Англии, скандинавских странах, Италии, Испании, Венгрии. Этот орден создал сеть монастырей по всему континенту и стал одним из самых мощных и успешных христианских объединений того времени.

Успех цистерцианцев связан с именем еще одного святого — Бернарда Клервоского. В 1112 году он присоединился к монахам аббатства Сито. Затем по заданию своего ордена основал монастырь Клерво в Шампани. Бернард Клервоский распространял свои идеи во время поездок по всей Европе. Строго следуя правилам святого Бенедикта, он сам был для многих примером для подражания.

Единство и гибкость в интерпретации устоев

«Орден цистерцианцев в чем-то был очень современен, — рассказал в интервью DW Лотар Альтрингер (Lothar Altringer), куратор выставки в Бонне. — Он создал в Средние века то, что характерно для Европы до сих пор. Во-первых, все монастыри, а их насчитывалось до тысячи по всей Европе, молились и организовывали свою повседневную жизнь по единым правилам. Во-вторых, аббаты со всей Европы встречались раз в год в Сито. И тут происходило нечто, что кажется абсолютно современным: они приспосабливали свои правила, приводили их в соответствие с новыми условиями, потому что они видели, что общество меняется, а значит, они тоже не могут стоять на месте».

Стремление к простоте, желание сконцентрироваться на самом главном, характерные для цистерцианцев, распространялись и на их отношение к искусству. «В церкви должны были находиться только простые предметы искусства: крест, статуя Мадонны, не должно было быть золота и роскоши, лишь потир (чаша для принятия причастия — Ред.) мог быть позолоченным, — рассказывает Лотар Альтрингер. — Но выставка демонстрирует, что цистерцианцы не всегда придерживались своих собственных правил».

Действительно, в экспозиции есть и разноцветные витражи, и позолоченные фигуры апостолов на алтаре, и искусно выполненные кресты, украшенные драгоценными камнями. «И это, наверное, свойственно человеку, — считает куратор. — В искусстве нам нужно нечто большее, чем простота. Поэтому службу и саму церковь стремились пышно украсить, подчеркнуть их важность. В этом вопросе цистерцианцы были открыты и изменили свою позицию, в том числе и потому, что принимали пожертвования, драгоценные вещи, которые получали в подарок и от которых трудно было отказаться».

Успешное экономическое предприятие

Монастырям жертвовали также лесные и пахотные угодья, скот и даже соляные шахты. Кроме того, при монастырях были мастерские, кузницы, мельницы, а также фруктовые сады. Эти владения обеспечивали существование монастырей и производили излишки, которые монахи продавали. Вообще, орден цистерцианцев был своего рода инновативным и очень успешным в экономическом плане концерном.

Жизнь монахов подчинялась правилу ora et labora — «молись и трудись». Они ложились спать на заходе солнца и вставали в два часа утра. Спали все в одном помещении на деревянных кроватях, покрытых мешками с тонким слоем соломы. Питались они два раза в день простой пищей: кашей, бобовыми, черным хлебом. По правилам им запрещалось есть мясо (хотя и тут были исключения, потому что птица, например, мясом не считалась) и жир. В целом, их условия жизни были тяжелыми, поэтому не удивительно, что монахи редко доживали до возраста старше 35 лет. И об этом тоже не следует забывать, говоря об истории успеха ордена цистерцианцев.

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

PhotokinaМонастыри в ГерманииОсновной закон ФРГГанноверская ярмаркаХрамы в ГерманииМузеи в ГерманииВилли БрандтПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Цвет одежды буддийских монахов — что он символизирует?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Если вы интересуетесь буддизмом, то наверняка заметили, что у буддийских монахов разных стран одежда не одинакового цвета. Почему у одних она оранжевая, у других – бордовая, а у третьих и вовсе белая?

Сегодня мы расскажем про цвет одежды буддийских монахов все: как она называется, с чем связана такое разнообразие цветов и в чем отличия, например, между японским монахом и тибетским ламой.

Содержание:
Название одежды
Почему цвета разные
Тхеравада
Махаяна и ваджраяна
Дзен
Заключение

Название одежды

Наступил главный момент в жизни юного буддиста – торжество по случаю посвящения в послушники. Он отрекается от мирских удовольствий, принимает строгие обеты и с этих пор становится монахом. Вместе с этим титулом ему вручается специальная одежда, довольно аскетичная, но такая почетная для него – пряча индивидуальность, она выдает в нем члена общины.

Далеко не многие знают, как называется одеяние монаха.

Такая одежда носит название «маньи» в Китае, а «кашая» в остальном буддистском мире. В переводе с того же китайского «кашая» значит «неяркий цвет». Поэтому облачения монахов обычно неброские, и если даже цвет выбран довольно яркий, используется его приглушенный оттенок.

Кашая уникальна – она минималистична, но при этом сделана так, чтобы ее обладатель чувствовал себя комфортно. Она одевается в три слоя:

  • нижняя одежда (в качестве нижнего белья) – антарваса;
  • верхняя – уттарасанга;
  • внешняя (накидка) – самгхати.

Почему цвета разные

Раньше одежда составлялась из тряпок, а в качестве красителя использовалась органика: земля, растения, древесина. Современные технологии вносят свои коррективы, и сейчас разрешается использовать синтетические ткани, ненатуральные краски и даже носить привычное нам белье. Однако цвет кашаи остается традиционным.

Общепризнанный цвет буддизма – оранжевый. Он несет в себе отречение от порочных качеств: страсти, желания, гнева, зависти, злости. В свое время его надел на себя сам Учитель Шакьямуни.

Сегодняшний выбор цвета обусловлен исторически и географически. Все очень просто: одежда была такого цвета, какой мог придать ей органический недорогой краситель в непосредственной близости от храма. Естественно, в зависимости от местности цвет менялся, а впоследствии он закрепился за каждой территорией, монастырем или целой школой буддизма.

Тхеравада

Традиция тхеравады простирается на территории Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки. Расцветки здесь многообразны – от оранжевого, желтого и горчичного до коричневого и бордового.

В Мьянме больше всего распространен бордовый цвет, который иногда достигает баклажанного тона. Считается, что это означает смирение и готовность полностью отдаться вере.

Таиланд чаще всего пестрит желтым и оранжевым, которые несут в себе хорошую энергию и символизируют полную покорность Будде.

Наблюдается такая закономерность, что монахи в поселениях – деревнях, селах, городах – чаще всего облачены в кашаи желтого и оранжевого цвета, а послушники лесных монастырей – в цвета темнее.

Махаяна и ваджраяна

Буддийская философия махаянского толка имеет широкую географию: от границ Индии до российских республик – Бурятии, Калмыкии – захватывая Тибет и Монголию. Здесь используются практически те же цвета, что и в махаяне – от контрастного оранжевого до темного коричневого.

Выбор тибетских лам – бордовый, который, впрочем, может варьироваться от красноватого до шоколадного. Нередко можно увидеть сочетание с ярким желтым или горчичным.

В России тоже придерживаются скромных, темных цветов.

Иногда можно встретить индийских монахов в одеяниях, сшитых из белой материи. Это не имеет ничего общего с трауром, как обычно принято в Индии – применительно к буддизму это символ матери, очищения, света, благих мыслей.

Дзен

Дзен, а точнее Сото-дзен, охватил дальневосточный регион – китайские, корейские, японские земли.

Китайские монахи предпочитают темный: черный, коричневый, серый – что говорит о готовности свято чтить все традиции. Желтый цвет в этих широтах был сразу отвергнут, ведь он ассоциируется с властью императора.

В Японии отдают предпочтение черному, особенно в тандеме с белым. А корейские послушники облачены в серый верх с бордовой накидкой – признак самоотверженного послушания и рьяного служения.

Заключение

Интересно, как буддийское учение, перетекая из одного течения в другое, видоизменялось, вбирало в себя новые веяния реальности, синтезировалось с другими идеями, и в каждой стране приобретало свой оттенок. Разными красками оно заиграло и в такой, казалось бы, мелочи – цвете монашеской кашаи.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны, если вы порекомендуете статью в социальных сетях!

До новых встреч!

Белоснежные монахи св. Бенедикта: Брошюра Ордена

Самое первое слово Устава св. Бенедикта — «Слушай!» — Аускульта! — и вся остальная бенедиктинская дисциплина вырастает из этого первого жеста искреннего слушания, как подсолнух вырастает из семени. (Брат Дэвид Стейндл-Раст, OSB Cam. В его книге Слушающее сердце: Искусство созерцательной жизни .)

Белоснежные монахи св. Бенедикта посвящают себя тому, чтобы сострадание было реальным среди всех живых существ. Они активно живут в мире и не принадлежат ему. Они могут быть женаты или холосты, в любой сфере жизни — и да, из различных религиозных традиций. Тем не менее, каждый находит общее в ценности и достоинстве жизни. Они чувствуют, что действенный способ сохранить эту ценность и достоинство — это практиковать сострадание.

Монахи живут в соответствии с адаптированной версией Устава Святого Бенедикта, краеугольным камнем западного монашества. Их Правило предусматривает практику медитации, известную как

. Они следуют совету Давида: Успокойтесь и знайте, что я Бог. (Пс 45 <46>:10). Конкретная практика заключается в том, что традиция Сото Дзэн учит в трудах Догэна. Догэн принес китайскую практику тян в Японию, где она стала дзен. Таким образом, Священное Правило смешивает дзен и католицизм. Католик в том смысле, что он не римлянин и не римлянин, а католик, как первоначально учил исторический Христос. Христос открывал свои объятия всем и принимал всех без вопросов. Он никому не отказывал.

Христос дал только две заповеди: Возлюби Бога, Возлюби ближнего своего. (Матфея 22:37-39, Марка 12:30-31, Луки 10:27) Поскольку слово «монах» происходит от monos , означающего «один», монах просто реализует через монашескую практику молитву Христа: Отче, да будут все едино, как ты и я одно, да будут они в нас едино. (Иоанна 17:21) Его молитва становится центральной темой Ордена. Молитва Будды Пусть все люди будут счастливы и спокойны. Пусть они будут радостны и живут в безопасности ( Метта Сутра ) становится центральной целью. Некоторые говорят, что нет никакой разницы в их молитве. Что такое любовь, как не сострадание; сострадание, любовь.

Если вы чувствуете, что Христос или Будда (назовем только двоих) отражают единство прежде, чем один и два, и признаете ограниченность слов для описания сущностной природы жизни, тогда, возможно, вам подойдут монахи в белых одеждах. Их монастырь – это мир. Их практика состоит в том, чтобы просто сидеть. Их цель, не прилагая никаких усилий, состоит в том, чтобы быть сострадательными. Первоначально они задают структуру своей жизни через Священное Правило. В конце концов, как и в случае, когда истинный Дзэн не является Дзен, истинное Правило также не является Правилом.

Белоснежные монахи св. Бенедикта ни правы, ни неправы. Они осознают, что все, что они воспринимают — их мысли, чувства, действия — подобны красоте. Они практикуют выполнение своей деятельности, как обычно в мире, не теряя понимания того, кто они и чего они хотят достичь. Они слушают всю жизнь общения. Они практикуют внимательность. Они практикуют внимательность.

Можно было бы сказать больше. Сказанное, пожалуй, более чем достаточно.

Членство в любой церкви , а не является обязательным условием для того, чтобы стать монахом в белом одеянии. Если есть предпосылка, то это желание сделать мир более сострадательным и посвятить себя практике сидячей медитации.

Для получения дополнительной информации см.

Католические монахи и цвета — синоним

БЕННА КРОУФОРД
29 СЕНТЯБРЯ 2017 г.
КЛАСС

… Jupiterimages/Photos живут в них, пережили взлеты и падения красочных исторических времен, при этом сохраняя архитектурную строгость и цветовую палитру, которые резко отличали их от общества. Приглушенные и нейтральные оттенки монашеских ряс явно свидетельствовали об их обетах бедности и непривязанности к украшениям и развлечениям этого мира. Различные монашеские ордена выбирали отличительные оттенки для своих привычек в качестве дополнительного средства рекламы своих конкретных миссий и философий.

Исследуйте эту статью

  • Эволюция монашеского стиля
  • Черно -белые монахи
  • Цистерцианцы
  • Кармелиты и монахи

1 Эволюции монического стиля

9

9008

1 Эволюции.

какая-то мешанина. Монахи носили любой доступный цвет плохой одежды, основанный на пожертвованиях верующих, местных тканевых и растительных красках или традициях их монастыря. Одеяния были серыми, коричневыми, из неокрашенной шерсти или из смеси серо-коричневых цветов. По мере роста власти и престижа монастырей традиции систематизировались, и каждый орден отождествлялся с цветами, выбранными для выражения философии или приверженности этой конкретной общины. К двенадцатому веку, когда монашеский рост и влияние приближались к своему апогею, обычаи орденов стали своеобразной униформой.

2 Черных и Белых Монаха

Бенедиктинцы были наиболее организованным и широко распространенным орденом, и, как и другие религиозные дома, они начинали носить простые некрашеные шерстяные мантии — что-то вроде грязно-белого оттенка, переходящего в темный, в зависимости от местных овец. . В конце концов они остановились на черном цвете в качестве цвета привычек и стали известны как «черные монахи». Настоящие черные мантии требовали окрашивания, поэтому принятие обработанного цвета могло означать относительное богатство бенедиктинских общин, не опровергая идеалы монашеского смирения и простоты, принимая показной — и более дорогой — цвет, такой как красный или синий. Картезианцы, орден в основном созерцательных монахов, носили неокрашенные белые шерстяные мантии с белыми верхними туниками, называемыми наплечниками или капюшонами. Они были известны как «белые монахи» из-за полностью белых привычек полностью исповедующих картезианские монахи.

3 Цистерцианцы

Цистерцианцы следуют Правилу Святого Бенедикта, но их обычаи более суровы, и, в отличие от бенедиктинцев, цистерцианцы не носят черное. Цистерцианские одежды неокрашены и имеют оттенок от серовато-белого до светло-коричневого. Неокрашенная шерсть на их туниках и капюшонах свидетельствует об их бедности. Несмотря на то, что ни одна из их одежд не является точно белой, цистерцианцев также называют «белыми монахами», чтобы отличить их от более мирских бенедиктинцев.

Реформаторский монастырь цистерцианского ордена, известный сегодня как трапписты, которые носят белоснежную тунику под черным наплечником — своего рода защитный фартук — в знак строгой приверженности монашеской жизни. Трапписты — относительно молодой монашеский орден. В отличие от большинства монастырей, основанных в средние века, траппистский орден зародился в эпоху яркого и богатого Возрождения семнадцатого века, намного позже роспуска основанных монастырей Генрихом VIII в четырнадцатом веке.

4 Кармелиты и монахи

Браун входил и выходил из моды в монастырской моде. Кармелиты выбрали коричневую шерсть и остались с ней как напоминание о кресте, на котором был распят Христос, и о смирении земной почвы. Прочные коричневые одежды скреплены кожаным поясом, видимым признаком обета целомудрия, который монахи дают при вступлении в орден.

Францисканцы, странствующие нищие проповедники, которые на самом деле являются монахами, живут в нищете, и их оригинальные коричневые одежды отражали нищету крестьян, которым они служили. Одеяния последователей Святого Франциска были сделаны из ткани и старой одежды, подаренной теми крестьянами, которые всегда носили неокрашенный коричневый цвет. Коричневый цвет также символизирует стремление францисканцев защищать землю и природу и вносить свой вклад в общество.

Доминиканцы также обучают монахов, а не монахов, которые носят белые туники. Их бледные одежды отражают традиционную одежду учителей и олицетворяют чистоту. Туники подпоясаны черной кожей, а их белый наплечник — это благодатный щит, защищающий от Пресвятой Богородицы, Богородицы, а не защитный фартук для их одежд.

ссылки

  • 1 Орден Святого Бенедикта: Обычай бенедиктинцев
  • 2 Цистерцианцы в Йоркшире: Одежда монахов
  • 3 Новая адвентистская католическая энциклопедия: трапписты (раздел 1, последний абзац)
  • 4 Шартрез: картезианское призвание

Об авторе

Бенна Кроуфорд работает журналистом и писателем в Нью-Йорке с 1997 года.