Когда можно, а когда нельзя ходить на кладбище?

Церковь, учитывая психологию людей, разделяет дни празднования и дни печали. То радостное ликование, которое Церковь сообщает верующим на Пасху, отделяется от настроения грусти, которое сопровождает поминовение усопших. Поэтому в день Пасхи не полагается ездить на кладбище и не совершать панихиды.

Смерть на Пасху

Если кто–то умрет, а смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, то отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений.

ЭТО ВАЖНО! Посещать кладбища на Пасху стали только в советское время, когда храмы были закрыты. Люди, испытывающие потребность собраться, разделить радость, не могли пойти в храмы, которые были закрыты, и шли на кладбище на Пасху вместо того, чтобы пойти через неделю. Кладбище как бы заменило посещение храма.

Сейчас, когда храмы открыты, эта традиция советского времени не может быть оправдана, нужно восстановить церковную традицию: быть в храме в день Пасхи и встретить радостный праздник, а на Радоницу отправиться на кладбище.

Радоница — день посещения кладбища

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели.

В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище – помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им.

Можно ли оставлять еду на могиле?

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия.

Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека» ( Псалтирь 103:15), но Библия предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. Усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка.

 

Как поминают усопших в дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких.

К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой – разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших – это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике – все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего – долг всякого православного христианина. Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). После Литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой. Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм – этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба “для усопшего” является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Когда можно ходить на кладбище:

  • в день похорон;
  • на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти;
  • каждый год в день ухода человека из жизни;
  • в поминальные дни – понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной;
  • Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту;
  • 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста;
  • Троицкая суббота – день перед праздником Святой Троицы;
  • Дмитровская суббота – первая суббота ноября.

 

Когда нельзя ходить на кладбище:

  • православие не приветствует посещение могилы родных в такие христианские праздники, как Пасха, Благовещение и Рождество Христово;
  • Троица на кладбище тоже не отмечается. На Троицу ходят в церковь;
  • считается, что не нужно идти на погост после заката солнца;
  • женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой представительницы прекрасного пола.

Некоторые источники сообщают о том, что неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом, в кругу семьи и близких покойного.

По приходе на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего. Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома.

Не наступайте на могилы. Придя домой, тщательно вымойте руки (а лучше это сделать еще на кладбище), обязательно смойте с обуви кладбищенскую землю, вымойте инструмент, которым убирали на могиле.

Источник

Радоница: 15 частых вопросов о поминовении усопших

«Правмир» отвечает на популярные вопросы, которые в интернете задают люди о Радонице и поминовении усопших.

Можно ли беременным посещать кладбище на Пасху?

На Пасху никому не желательно посещать кладбище (эта ошибочная традиция возникла в советское время), а вот Радоница – подходящий для этого день. Возможно, этот вопрос происходит от смутного знания о том, что женщине в определенные дни по церковным правилам не полагается приступать к Таинствам. Беременность к таким состояниям не относится – будущие мамы могут причащаться и, наоборот, Церковь призывает их причащаться чаще. И, к тому же, посещение кладбища и молитва на кладбище не являются Таинством, поэтому никаких ограничений тут нет.

А Радоница – это что такое?

Это вторник второй, Фоминой, недели после Пасхи – первый день после Пасхи, когда на Литургии совершается заупокойная служба, возглашается ектенья об усопших. В этот день принято ездить на кладбище – убираться на могилках, молиться за своих усопших родных.

Фото: VK/Татарстанская митрополия

Это будний день, я не могу отпроситься с работы, что же мне делать?

Действительно, поскольку это будний день, не все имеют возможность посетить могилы родных. К этому надо отнестись спокойно, ведь поехать на кладбище можно и в выходные после Пасхи, а на Радоницу – помолиться о родных там, где есть возможность: в храме или дома.

А почему на Пасху и в Светлую неделю – нельзя?

Если боль потери свежа и есть такая сильная потребность, человек может своими словами молиться дома о своих усопших родных и на Светлой седмице. Но общецерковного поминовения в дни Светлой седмицы нет. В эти дни даже в домашнем молитвенном правиле нет молитв об усопших, а читаются или поются радостные Часы Пасхи.

Потому что Пасха – самый радостный и торжественный праздник для христианина, он вытесняет собой всякую скорбь. Святитель Афанасий (Сахаров) в книге «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви» объясняет это так:

«О смерти и о мертвых в этот день вспоминается часто, притом даже гораздо чаще, чем в другие, меньшие, праздники. Но в Пасху – это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех. Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых. Но это не значит, что память об усопших совсем изгоняется на это время из Церкви. Просто она приобретает несколько иную окраску».

Значит, если человек умер накануне Пасхи, его неделю нельзя отпеть?

Нет, можно.

Казалось бы, действительно – неужели нужно изображать радость только потому, что радуются все христиане, тогда как у нас личное горе? Разве горе может подождать?

На Светлую неделю погребают и совершают отпевание, но – особым чином, который разительно отличается от обычного отпевания. Таинство начинается с пения Пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, / смертию смерть поправ / и сущим во гробех живот даровав». Также поются стихиры Пасхи, пасхальный канон, обычное «Господи, помилуй» на ектенье – поется праздничным распевом, звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» и т.д. Такой особый чин отпевания – радостный – совершается на Светлой седмице, как сказано в Требнике, «величия ради и чести светлого праздника Воскресения: веселия бо и радости, а не сетования есть праздник».

На Светлой седмице, к примеру, отпевали в 1993 году в Оптиной пустыни убитых на Пасху монахов – иеромонаха Василия, инока Ферапонта и инока Трофима. Вот как об этом вспоминает Нина Павлова, автор книги об убиенных оптинских монахах «Пасха Красная»:

«На погребении храм был переполнен, и люди с ослепшими от слез глазами шли прощаться с братьями последним целованием. По монашескому обычаю их лица были закрыты черной тканью наличников. Земная скорбь переполняла сердце, но душа уже чувствовала дыхание святости. В пасхальные дни чин отпевания праздничный – пели Пасху. И как на Пасху – опять воссияло солнце и было чувство пасхальной радости».

Можно ли устраивать поминки на Светлой седмице?  

Поминки священники все-таки советуют перенести на Радоницу.

Как поминать в церкви некрещеного?

Никак. Но о нем можно и нужно молиться дома и творить дела милосердия в его память.

Фото: VK/Татарстанская митрополия

А это правда, что алкоголь запрещен Церковью на поминках?

Какого-то официального запрета на употребление алкоголя на поминках в Церкви нет. Но надо понимать, что на поминальную трапезу нередко собираются люди широкого круга, дальние родственники, и мы часто сами не знаем, во что выльется лишняя рюмка – в какие «откровения» об усопшем, в какие разборки, а бывает, и богохульства.

Вообще издревле поминки были не только способом собраться в семейном кругу, чтобы вспомнить умершего, вместе оплакать его и поддержать друг друга. Был обычай устраивать пир для нищих, малоимущих. Писатель Иван Шмелев в книге «Лето Господне» так рассказывает о поминках в дореволюционной России:

«…В кухне, подо мной, стучат ножами. Это повара готовят для поминок, завтра.

– Парадные поминки будут. Дядя Егор, как папашенька покойный, любит, чтобы все первый сорт… да и не за свои денежки. Гор-рдый человек. Говорит теперь все: «Уж раз я взялся… какой человек-то был!..» Теперь проникся, какой человек ушел. И меня, слышь, жаловать стал… все меня так — «золото ненаходное»! Со мной советуется. Папашенька так внушил. «Вы, говорит, с Сережей нищую братию жаловали, да-к я такие ей поминки закажу, будут помнить!» Каждому чтоб по два блина, больших, «в солнце», говорит, чтоб… и помаслить! и киселю там, и по бутылке меду!.. меду, косатик, слышь?.. ме-ду, говорит… «услажу им память Сережи!..»

То есть акт милосердия – накормить нищих – совершался в память об усопшем и как бы от его лица, чтоб люди поминали его добрым словом и молились об упокоении его души.

Сохранился обычай готовить кутью (коливо) на поминки и в особые дни поминовения усопших (в том числе на 40-й день после смерти, в годовщину смерти). Иногда эту кутью после богослужения раздают людям в храме. Иногда можно встретить обычай раздавать и другое угощение, например, конфеты, в кругу прихода с просьбой молиться об усопшем родственнике.

А гадать на кутье – грех, причем тяжкий грех, впрочем, как и любое гадание.

Что значит, когда просят дать денег «на помин души»?

Это и есть как раз отражение древнего обычая – творить милостыню ради усопшего. Правда, сегодня эта фраза чаще звучит формально, не всегда просящие «на помин души» спрашивают даже имя умершего.

Святитель Иоанн Златоуст так писал о смысле милостыни ради усопшего:

«Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями, служениями (…). Не о памятниках, не о надгробных украшениях будем заботиться, ты собери вдовиц – вот наилучший памятник! Скажи им имя покойного, пусть все творят за него молитвы и моления. Это преклонит на милость Бога, хотя и не он сам, а другой за него совершает милостыню. Это сообразно с человеколюбием Божиим (…) Будем помнить, какие утешения мы можем доставить умершим, – вместо слез, вместо рыданий, вместо надгробных памятников – милостыни, молитвы, приношения, – чтобы и им, и нам сподобиться обещанных благ, по благодати и человеколюбию Единородного Сына, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

На Радоницу надо положить на могилу освященное пасхальное яйцо, да?

Нет. Ничего общего с христианством не имеют представления о том, что пасхальное яйцо способно как-то помочь душам умерших или исцелить живых от болезней, хотя в интернете можно найти массу таких поверий, горе-советов похристосоваться с покойником через фото на могиле и прочих неполезных россказней.

Подобные магические обряды, несомненно, являются грехом. Христиане верят в Бога как Личность, всеблагого и любящего, а значит, и отношения с этой Личностью должны быть открытые и основываться на вере и доверии, а не на механическом совершении того или иного «обряда»: «задабривание», подношение еды и т. п. – отражают языческое, на современный лад, представление о Боге.

А на канон в церковь ведь тоже приносят еду – какая разница, еда на кладбище или в церкви?

Еда, приносимая на канон, раздается потом нуждающимся, малоимущим и т.д. Это тоже род милостыни ради умершего и отражение древнего обычая – устраивать тризну по усопшему, пир, на который приглашались и где кормились все, в том числе и нищие. Еда, приносимая на кладбище – стопка водки, хлеб и пр. – уже отражение языческого обычая и ничего общего с христианством не имеет: покойному еда не нужна, он нуждается в молитве живых, подкрепленной их богобоязненной жизнью.

Фото: VK/ Симбирская митрополия

Если человек был кремирован, его нельзя поминать?

Нет, можно. Поминовение усопших не зависит от способа погребения. Однако нормой Церковь считает все-таки обычное погребение, поскольку к телу усопшего относится с благоговением. Обычно считается, что в христианстве отношение к человеческому телу пренебрежительное – как к оболочке, «кожаным ризам», которые человек сбросит после смерти, как ненужную ветхую одежду. Но это не совсем так.

Дело в том, что Церковь верит в телесное воскресение. В Великую Пятницу – на Страстной неделе – как раз читалось пророчество Иезекииля о том, как будет это воскресение. Вот отрывок оттуда:

«…И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «Кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. (…) И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:3-8, 10).

Отношение Церкви к кремации можно уложить в два предложения – в церковном документе «О христианском погребении усопших» об этом говорится так:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20, 13). «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле», – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Поэтому и при таком способе погребения совершается отпевание, и за усопшего можно молиться обычным порядком в храме и дома.

А какая разница между отпеванием, панихидой и литией?

Отпевание совершается однажды над умершим человеком на третий день по его смерти, перед погребением. Панихида – заупокойная служба в память усопших христиан (совершается как до погребения человека, так и после, на 3-й, 6-й, 9-й и 40-й день смерти, в годовщину, дни рождения и тезоименитства). В особые дни поминовения усопших (Родительские субботы, на Радоницу) служатся панихиды за всех христиан, отошедших в мир иной. Лития – краткое заупокойное моление, которое может совершаться на могиле или дома не только священнослужителем, но и мирянином.

Фото: VK/Татарстанская митрополия

Можно ли говорить с усопшими, слышат ли они нас?

Естественно желание сохранить хоть какую-то связь с родным человеком, перешедшим в мир иной, желание высказать не высказанное при жизни. У Бога все живы! Однако Церковь не советует стремиться к получению «ответов» из загробного мира, запрещает христианам участие в разного рода спиритических сеансах и призывает с осторожностью и рассуждением относиться даже к снам.

Святитель Феофан Затворник пишет об этом так:

«Что отшедшие живы, только другою жизнию, живут сознательно, пребывают в общении между собою по тамошним условиям и порядкам и на нас посматривают и к нам приходят, слышат наши молитвы о них и о нас молятся, и делают нам внушения (все по тамошним законам и порядкам, а не как вздумается) – это должно считать положительно верным, хотя ничего определенного по всем этим пунктам сказать нельзя».

Я боюсь кладбища, покойников и смерти. Что мне делать?

Известно такое высказывание митрополита Сурожского Антония (Блума): «Кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения».

«Гроб прежде был страшен, – пишет преподобный Анатолий Оптинский (1824-1894), – а как полежал во гробе Христос, он стал Чертогом Царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как вечная Любовь испила до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался Сам Бог богов, Сам Царь царей».

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Радоница (День радости): Традиции, даты и способы празднования

Весна – время религиозных праздников и поминовения усопших во всем мире. И славянские народы Восточной Европы ничем не отличаются.

Радоница (также пишется Радуница, Радуница, или Радоница ) дает членам Русской Православной Церкви возможность вспомнить и почтить память усопших близких.

Перейти к этим разделам:
  • Что такое Радоница?
  • Когда Радоница каждый год?
  • Радоницкие традиции

Собираетесь ли вы весной в Восточную Европу или просто интересуетесь праздниками, связанными со смертью в разных культурах, о Радонице можно узнать много нового. Ниже мы коснемся многих ключевых моментов и того, что вам следует знать об этом увлекательном православном празднике.

Что такое Радоница?

Слово Радоница означает «День Радости». Это православный праздник, посвященный памяти усопших.

Радоница является частью большого праздника Пасхи (известного как Пасха в странах Восточной Европы, таких как Россия и Беларусь). В Украине День Радости известен как Проводы.

» ПОДРОБНЕЕ: Почтите память любимого человека онлайн-памятью. Создайте бесплатно с помощью Cake.

Происхождение

В древние времена славяне Восточной Европы посещали могилы усопших близких, когда зима сменялась весной. Они приносили с собой еду и напитки к могилам, чтобы насладиться пиршеством со своими похороненными членами семьи.

Когда Восточная Европа обратилась в христианство, эта практика приобрела новый смысл и традиции. Он стал известен как Радоница , что происходит от славянского слова радость : «радость».

Радость праздника проистекает из христианских верований о воскресении Христа. Поминая усопших близких, православные празднующие Радоницу вспоминают радость и надежду, принесенные Христовым Воскресением.

Где отмечают

Радоница празднуется в основном в странах Восточной Европы, где преобладает православное христианство. Среди них Россия, Беларусь и Украина.

Вы также можете наблюдать за празднованием и традициями Радоницы в русских, белорусских и украинских общинах по всему миру.

Когда Радоница каждый год?

Радоница, или День Радости, ежегодно приходится на второй вторник после Пасхи. Вот несколько предстоящих дат Радоницы, чтобы вы могли отметить их в своем календаре: 

  • 2022 : 3 мая
  • 2023 : 25 апреля
  • 2024 : 14 мая
  • 2025 : 29 апреля
  • 2026 : 21 апреля

Радоницкие традиции

Итак, как вы празднуете День Радости? Собираетесь ли вы посетить Восточную Европу, принять участие в сборе Радоницы или просто хотите отметить праздник самостоятельно, вот некоторые из традиций, которым вы можете следовать.

Молитесь за умерших

Одной из центральных традиций Радоницы является моление об усопших. Православные христиане возносят молитвы за своих усопших близких, часто посещая могилы усопших.

На праздник Радоницы нет предписанных, конкретных молитв. Но молитвы за умерших обычно сосредотачиваются на воссоединении со Христом в загробной жизни. Они также могут говорить о радости воскресения Иисуса Христа.

» ПОДРОБНЕЕ: Создайте бесплатный веб-сайт, чтобы почтить память любимого человека. Это займет всего 5 минут.

Застолье на кладбище

Еще одна центральная традиция, связанная с Радоницей, – это угощение. Семьи часто готовят разворот, чтобы насладиться любимыми, которых они потеряли. Обычно они приносят еду на кладбище, молятся и наслаждаются пиром, чтобы отпраздновать вместе со своими любимыми членами семьи. Считается, что традиция празднования могил восходит к языческому ритуалу, известному как 9.0005 тризна .

В старинных белорусских деревнях люди часто даже приносили с собой на кладбища столы, чтобы ставить их на родительские могилы.

Вот некоторые из традиционных блюд, которые можно найти на кладбище Радоница: 

Крашеные яйца. Пока не убирайте свои принадлежности для росписи пасхальных яиц. Радоница также требует крашеных яиц как часть ритуала и часть застолья.

Файлы cookie. Приготовьте свое любимое печенье, чтобы взять его с собой на похороны. Вы можете рассмотреть традиционное русское пряное печенье под названием 9.0005 приянки. Для их приготовления вам понадобится мед, растворимый кофе и много специй.

Колива. Колива (также пишется как коллива, коллыба или колива ) — это блюдо из вареной пшеницы, которое занимает центральное место в восточно-православных ритуалах. Его используют для поминовения умерших на русских похоронах, а также в такие праздники, как Радоница.

Поднять стакан

Хотя более современные православные христиане могут неодобрительно относиться к такой практике, День Радости традиционно был временем веселья.

Это включает в себя посещение баров и заведений, которые были закрыты на прошлой неделе, но открылись по этому случаю. Наслаждаться выпивкой (или двумя, или тремя) с друзьями считалось приемлемым и поощрялось на Радонице.

По белорусской традиции даже принято поливать медом и медовухой могилы предков.

Сделать пасхальные яйца

Вы можете думать о пасхальных яйцах как о чисто западной традиции, предназначенной для детей. Но практика изготовления крашеных яиц восходит к древним православным обычаям.

На Радоницу принято класть расписное пасхальное яйцо на надгробие усопшего близкого человека. Яйцо олицетворяет возвращение Христа из мертвых, и считается, что положить яйцо на надгробие означает объявить об этом умершим предкам.

Вы также можете создать столько крашеных пасхальных яиц (и съесть их), сколько захотите.

Выйти замуж

Хотя Радоница в основном ассоциируется с поминовением усопших, это также и радостное время года для свадьбы. Согласно традиции Православной церкви, Радостный день — это одна из первых дат, когда разрешается венчаться после долгого Великого поста. В общинах, празднующих Радоницу, многие семьи с нетерпением ждут свадеб, которые состоятся в этот день или около него, а также кладбищенских традиций.

А если молодожены посещают кладбище на Радонице, то принято преклоняться перед надгробиями предков и просить у каждого их благословения.

Дарить подарки

Если бы вы были древним православным христианином, праздновавшим Радоницу, и знали пару, которая венчалась, вы бы обязательно пришли с подарком. Но дух дарения День Радости не ограничивается свадебными подарками.

На Радоницу принято дарить небольшие благодарственные подарки родным и близким, в честь весны и Христова Воскресения. В частности, хорошим тоном считается дарить на Радонице подарки богоданным членам семьи (родственникам).

» БОЛЬШЕ: Нужна помощь с расходами на похороны? Создайте бесплатный онлайн-мемориал для сбора пожертвований.

Раздать бедным

Традиционно православные христиане в Восточной Европе оставляли остатки трапезы на кладбище. Затем приходили менее удачливые жители деревень и забирали оставшуюся еду и питье.

В рамках современного празднования Радоницы может быть более практичным пожертвовать продукты в местный продовольственный фонд или помочь нуждающимся.

Позови весенний дождь

Еще одна древняя православная традиция, восходящая к языческим обрядам, – это призыв первого весеннего дождя. Начиная с Радоницы, дети в Восточной Европе начинали петь традиционные песни, в которых просили, чтобы пошел весенний дождь.

Деревенские старейшины, принявшие участие в этой традиции, настаивали на том, что призыв весеннего дождя работает безотказно.

Если вы споете песню, вызывающую дождь на Радонисте, обязательно выйдите на улицу и промокните как можно сильнее. Считается, что это приносит удачу.

Накормить усопших

Помимо наслаждения праздником на могиле близкого человека, вы можете принести домой память о своих предках. В древности было принято оставлять немного еды на ночь в столовой или на кухонном столе. Духи, которые все еще жили дома или приходили домой в гости на Радоницу, могли, таким образом, насладиться поздним угощением. Считалось, что мертвые будут голодать после долгой зимы, как и живые.

Если вы празднуете Радоницу, вы можете принять участие в этой традиции, оставив приношение для своих умерших близких.

Вспомнить мертвых

Центральная тема Радонисты – память и поминовение умерших. Если у вас есть свои собственные способы сделать это — зажечь свечу, вести дневник о своих близких или просматривать фотографии, — эти личные ритуалы могут стать частью ваших традиций Радоницы.

Празднование Радоницы по всему миру

Хотя праздник Радоницы в первую очередь ассоциируется с Восточной Европой, отметить этот день можно в любой точке мира. В Северной Америке вы можете найти русские православные праздники во многих церквях и общинах.

Если вы хотите принять участие в традициях Радоницы, ищите ближайший к вам русский православный центр или общину. Или просто соберите свою семью и друзей и попробуйте некоторые из традиций Радоницы, перечисленных выше.


Источники

  1. «День радости». Православная церковь в Америке. www.oca.org/saints/lives
  2. «Проводы». Интернет-энциклопедия Украины. www.encyclopediaofukraine.com/display.asp?linkpath=pages%5CP%5CR%5CProvodyIT.htm
  3. «Радоница 2020, 2021 и 2022 в Беларуси». publicholidays.eu/беларусь/радоница/
  4. Блум, Тристин. «Радоница: Ешь, молись, пей». Первое. 14 мая 2013 г.  www.firstthings.com/blogs/firstthoughts/2013/05/radonitsa-eat-pray-drink
  5. Котар, Николай. «Радоница: как русские радуют своих умерших». Николай Котар. 25 апреля 2017 г. nicholaskotar.com/2017/04/25/radonitsa-russians-give-joy-dead/

Русская Православная Церковь Заграницей

 

29 апреля 2014 года, девятый день Пасхи, выдался солнечным и теплым для осеннего дня. Известный также как Фоминый вторник, этот день отмечается как древний православный праздник Радоница, поминовение усопших. Панихиды совершаются впервые после Пасхи в храмах и на кладбищах. На кладбищах служат всеобщую панихиду и литию (короткая особая часть панихиды).

На православных кладбищах Радоница считается «Пасхой усопших», днем ​​тихим, неторопливым и особенным, без печали, только радость, торжество «победы над мертвыми и над всякою скорбью и скорбью».

С раннего утра люди прибывают на русскую часть крупнейшего в Австралии кладбища в Руквуде, чтобы навестить могилы своих близких, возложить на них живые цветы, приготовить пасхальные яства для поминовения усопших, крашеные яйца, куличи� Они зажгите лампады с долгогорящими столбовыми свечами и пригласите священника совершить литию на могиле.

Многие знают, что Русская Церковь не рекомендует убирать могилу ни в первый день Пасхи, ни даже на Радоницу. Они уже должны быть в полном порядке, надгробия очищены. Администрация кладбища также расчищает дорожки и косит траву.

Кладбище Руквуд имеет два участка для русских православных захоронений, известных россиянам как «старое» и «новое» кладбища.

Новое Русское кладбище

Толпы народа требуют священников: «Батюшка, пожалуйста, сюда, здесь похоронены наши близкие». Этот автор увидел иеромонаха Дорофея (Урусова) из Кентинского монастыря и задал ему вопрос:

– Отец Дорофей, что означает сегодняшний праздник?

– Помните, как недавно, в Великую Субботу, мы вспоминали о сошествии Христа во ад и освобождении Им там душ праведников? Мы слышали, как Христос проповедовал Свою Пасху мертвым. Это произошло немного раньше Воскресения на Земле. Теперь к нам пришла Пасха, и мы разделяем это событие с усопшими. Мы посещаем их, как будто они еще живы, и восклицаем: «Христос Воскресе!» И верим, что они слышат нас и отвечают: «Воистину Воскрес!»

На новом кладбище три православных участка. В самом большом из них находится мемориальная часовня, построенная в 1991 году и напоминающая по стилю харбинский Свято-Николаевский собор, разрушенный во время культурной революции в Китае.
Начиная с 1976 года здесь нашли свое последнее пристанище две тысячи единоверцев-православных, многие из которых, как и те, кто был похоронен на старом кладбище, вписали свои имена для потомков в историю русского присутствия в Австралии.

Традиционно первая всеобщая панихида проходит в 11:45 в мемориальной часовне на новом кладбище, которое находится в районе, известном как «Независимое». Все уже знали, что Высокопреосвященнейший Митрополит Иларион (Капрал), посещая Сидней настоящее время собирался совершить службу с местными священнослужителями.
За десять минут до панихиды я спросил отца Александра Фильчакова, настоятеля Покровского храма Московского Патриархата в Блэктауне:

– Отец Александр, что происходит на кладбище в этот особенный день?

�Сегодня мы отмечаем праздник Радоницы. В этот день мы вспоминаем наших усопших близких впервые после Пасхи Христовой. По правилу, по церковному обычаю, мы посещаем свои кладбища и восклицаем «Христос Воскресе» нашим усопшим друзьям и родственникам. Целуем их мысленно трижды, так же, как и живых, потому что, по Священному Писанию, нет у Бога мертвых. Так же, как мы возносим наши молитвы за живых, мы возносим особые молитвы за умерших. Радость наша о Воскресении Христовом изливается не только на живых, но и на наших возлюбленных усопших, перешедших в мир иной, где нет ни скорби, ни воздыхания, но жизнь вечная».

Старорусское кладбище

Всеобщую панихиду традиционно совершают сначала на новом кладбище, потом на старом.
На старом кладбище, на его первоначальном месте, находятся могилы русских, датированные 1955 годом. На всех кладбищах похоронено около семи тысяч русских. Здесь лежат многие священнослужители, общественные деятели, артисты, солдаты. Есть много тех, кто был забыт, чьи могилы пришли в упадок. В 1978 года ныне не существующее Общество попечения о русских кладбищах построило в Австралии первую русскую мемориальную часовню. Как и часовня на новом кладбище, она построена по проекту Михаила Андреевича Бакича, умершего в 2002 году и похоронен рядом с ней.

Здесь, недалеко от часовни, перед началом второй всеобщей панихиды мне удалось поговорить с игуменом Христофором (Вахабовым). Он приехал в Австралию в январе 2013 года. Второй раз служит на Руквудском кладбище:

– Священнослужителей приглашают на могилы родных и близких для совершения литии, служат всеобщие панихиды, но и здесь много заброшенных и забытых могил. Распространяется ли эта торжественная молитва и на усопших в этих могилах, куда не приходят священнослужители, чтобы разделить с ними пасхальную радость?

«Я ходил между этими могилами, где начертаны русские имена, фамилии наших православных людей, нашедших здесь покой. Надписи рассказывают об истории этих семей, их судьбах, живших в сложный период ХХ века. Вы чувствуете культурную, молитвенную связь с ними. Когда священник проходит мимо могилы, он в глубине сердца перекрестится и заметит: «Помяни их, Господи». Особенно сердце наполняется заботой и состраданием, когда видишь заброшенную могилу. К таким могилам особенно тянется. Сегодня диакон Иван из Кабраматты очистил от листьев несколько таких могил, избавился от старых цветов, поправил кривый крест. Ко многим из них подходили священники и молились. Такая молитва идет от сердца. Смысл всеобщей панихиды в том, что мы взываем к Богу и просим: «Господи, помяни всех усопших, всех здесь погребенных». Так мы верим, что это молитвенное благословение покрывает всех лежащих здесь».

После второй всеобщей панихиды владыка Иларион обратился к молящимся:

– Великий праздник Святой Пасхи есть торжество жизни над смертью. Мы верим, что наши покойные родственники, предки на самом деле не умерли, а перешли в другое место, другое измерение. И мы молим, чтобы Господь простил им все их грехи и взял их в Своё Небесное Царство. И мы выражаем свою любовь, наше уважение тем, что посещаем эти могилы, ухаживаем за ними, особенно молимся перед ними об их упокоении, и вспоминаем их в своих мыслях. Давайте всегда делать это. Это особенно важно с учетом новых законов о кладбище в штате и законодательства, регулирующего периоды захоронения. Будем бдительны, чтобы наши усопшие родные и близкие лежали нетронутыми, чтобы наше кладбище и могилы остались нетронутыми, как сейчас. Да поможет нам всем Бог; Христос Воскресе!»

(Владыка Иларион имел в виду еще не вступивший в силу новый закон, регламентирующий все кладбища и крематории в государстве, который допускает многократное использование места захоронения при определенных обстоятельствах и через определенные промежутки времени.

  2024