МУХАММЕД • Большая российская энциклопедия

Авторы: Т. К. Ибрагим

МУХА́ММЕД (араб. Му­хам­мад, ис­ка­жён­ное рус. от тур. – Ма­го­мет) (ок. 570, Мек­ка – 8.6.632, Ме­ди­на), араб. ре­лиг. и по­ли­тич. дея­тель, ос­но­ва­тель ис­ла­ма, пер­вой му­сульм. об­щи­ны и му­сульм. го­су­дар­ст­ва. В ис­ла­ме счи­та­ет­ся по­след­ним про­ро­ком, пе­ре­дав­шим ми­ру сло­во Бо­жие – Ко­ран.

«Ночное путешествие и вознесение пророка Мухаммеда». Миниатюра из рукописи «Хамсе» («Пять поэм») Низами. 1494–95. Британская библиотека (Лондон).

Про­ис­хо­дил из ро­да ха­шим бе­ду­ин­ско­го пле­ме­ни ку­рейш. Ро­дил­ся вско­ре по­сле смер­ти сво­его от­ца Аб­дал­ла­ха. В ран­нем воз­рас­те ли­шил­ся ма­те­ри Ами­ны. Вос­пи­ты­вал­ся у де­да Абд аль-Мут­та­ли­ба, по­сле его смер­ти – у дя­ди по от­цов­ской ли­нии Абу Та­ли­ба. В юно­сти М. был пас­ту­хом, уча­ст­во­вал в ка­ра­ван­ной тор­гов­ле, вёл де­ла бо­га­той мек­кан­ской вдо­вы Ха­дид­жи, на ко­то­рой же­нил­ся, ко­гда ему бы­ло ок. 25 лет. Уча­ст­во­вал в пе­ре­строй­ке хра­ма Каа­бы в Мек­ке. Был зна­ком с уче­ния­ми мо­но­теи­стич. ре­ли­гий. Лю­бил пре­да­вать­ся уе­ди­нён­ным бла­го­чес­ти­вым раз­мыш­ле­ни­ям на го­ре Хи­ра, в ок­ре­ст­но­стях Мек­ки. Там ок. 610 ему бы­ло ви­де­ние ан­ге­ла Джиб­ри­ла, че­рез ко­то­ро­го в по­сле­дую­щие го­ды М. по­лу­чал Бо­же­ст­вен­ное от­кро­ве­ние, позд­нее за­пи­сан­ное пер­вы­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми М. и со­ста­вив­шее Ко­ран. По­сле не­ко­то­рых ко­ле­ба­ний М. уве­рил­ся в том, что он из­бран Бо­гом в ка­че­ст­ве Его по­слан­ни­ка (ра­сул), что­бы не­сти в мир сло­во еди­но­го Бо­га, бо­роть­ся с мно­го­бож­ни­ка­ми, учить о гря­ду­щем вос­кре­се­нии мёрт­вых, Суд­ном дне и на­ка­за­нии в аду всех, не уве­ро­вав­ших в Ал­ла­ха. Во­круг М. со­бра­лось неск. де­сят­ков еди­но­мыш­лен­ни­ков, вклю­чая его же­ну Ха­дид­жу и гла­ву ро­да ха­шим Абу Та­ли­ба, но боль­шин­ст­во мек­кан­цев, осо­бен­но из знат­ных и бо­га­тых ро­дов, встре­ти­ло его про­по­ведь на­смеш­ка­ми, а позд­нее от­кры­той вра­ж­деб­но­стью. Ок. 615 пре­сле­до­ва­ния языч­ни­ков вы­ну­ди­ли часть му­суль­ман уехать в хри­сти­ан­скую Эфио­пию. М. про­дол­жал про­по­ведь в Мек­ке, ос­та­ва­ясь под за­щи­той сво­его ро­да, по­ка ок. 619 не умер­ли Абу Та­либ и Ха­дид­жа. Но­вый гла­ва ха­ши­ми­тов, дя­дя М. – Абд аль-Уз­за (Абу Ла­хаб), от­ка­зал ему в за­щи­те пе­ред мек­кан­ски­ми языч­ни­ка­ми. М. без­ус­пеш­но пы­тал­ся за­ру­чить­ся под­держ­кой жи­те­лей г. Та­иф. Зна­ком уте­ше­ния для не­го яви­лось ви­де­ние ноч­но­го не­бес­но­го пу­те­ше­ст­вия, во вре­мя ко­то­ро­го он по­бы­вал в Ие­ру­са­ли­ме, от­ку­да воз­нёс­ся на не­бо (ис­ра ва-ль-ми­радж). Об­ра­ще­ния М. к по­се­щав­шим Мек­ку па­лом­ни­кам на­шли от­клик сре­ди пле­мён аус и хаз­радж из зем­ле­дельч. оа­зи­са у г. Яс­риб, к се­ве­ру от Мек­ки. Сна­ча­ла в Яс­риб пе­ресе­ли­лось боль­шин­ст­во по­сле­до­ва­те­лей М., а в ию­ле (по др. вер­сии, в сен­тяб­ре) 622 и сам про­рок. В честь это­го Яс­риб стал на­зы­вать­ся Ме­ди­ной (араб. Ма­ди­нат ан-На­би – го­род Про­ро­ка), а пер­вый день го­да пе­ре­се­ле­ния (хид­жра) в Араб­ском ха­ли­фа­те был при­нят за на­ча­ло му­сульм. ле­то­счис­ле­ния.

В Ме­ди­не М. из го­ни­мо­го про­по­вед­ни­ка пре­вра­тил­ся в ду­хов­но­го и по­литич. ру­ко­во­ди­те­ля му­сульм. об­щи­ны. Здесь ис­лам по­лу­чил куль­то­во-за­ко­но­дат. оформ­ле­ние как от­лич­ная от хри­сти­ан­ст­ва и иу­да­из­ма мо­но­теи­стич. ре­ли­гия: бы­ли ус­та­нов­ле­ны осн. прин­ци­пы ре­лиг. уче­ния, куль­та, ор­га­ни­за­ции со­об­ще­ст­ва му­суль­ман (ум­ма), по­строе­на пер­вая ме­четь. Опо­рой М. ста­ли мек­кан­ские пе­ре­се­лен­цы (му­хад­жи­ры) и при­няв­шие ис­лам языч­ни­ки Яс­ри­ба (ан­са­ры). Яс­риб­ские пле­ме­на, ис­по­ве­до­вав­шие иуда­изм, не при­зна­ли про­роч. мис­сии М. По­рвав с ни­ми, М. из­гнал из Ме­ди­ны иу­дей­ские пле­ме­на кай­ну­ка и на­дир, по­ве­лев ис­тре­бить наи­бо­лее вра­ж­деб­ных к му­суль­ма­нам ку­рай­зи­тов. При мо­лит­ве му­суль­ма­не ста­ли об­ра­щать­ся не в сто­ро­ну Ие­ру­са­ли­ма, а к Каа­бе в Мек­ке (кыб­ла). До кон­ца жиз­ни М. про­жи­вал в Ме­ди­не, от­ку­да управ­лял му­сульм. ум­мой.

Вско­ре по­сле хид­жры М. на­чал во­оруж. борь­бу про­тив мек­кан­ских языч­ни­ков, на­па­дая на их тор­го­вые ка­ра­ва­ны. В 624 на ка­ра­ван­ном пу­ти из Мек­ки в Си­рию, у ко­лод­ца Бадр, му­сульм. вой­ско одер­жа­ло бле­стя­щую по­бе­ду, но в 625 мек­кан­цы раз­би­ли вой­ско М. у го­ры Ухуд, под Ме­ди­ной. В 628, от­пра­вив­шись с боль­шим вой­ском к Мек­ке, М. ос­та­но­вил­ся в до­ли­не Ху­дай­бия на гра­ни­це свя­щен­ной тер­ри­то­рии па­лом­ни­че­ст­ва (ха­рам). Пе­ре­го­во­ры ме­ж­ду М. и мек­кан­ца­ми за­вер­ши­лись за­клю­че­ни­ем 10-лет­не­го пе­ре­ми­рия и со­гла­си­ем мек­кан­цев на бес­пре­пят­ст­вен­ное па­лом­ни­че­ст­во (хадж) му­суль­ман к Каа­бе. В 630 Мек­ка без боя сда­лась М. Всту­пив в го­род, он со­вер­шил ма­лое па­лом­ни­че­ст­во (ум­ра), очи­стил Каа­бу от язы­че­ских идо­лов. Боль­шин­ст­во мек­кан­цев об­ра­ти­лись в ис­лам, 2 тыс. из них при­сое­ди­ни­лись к вой­ску М. По­бе­да над Мек­кой ук­ре­пи­ла ав­то­ри­тет ис­ла­ма в Ара­вии. Му­суль­ма­не раз­би­ли объ­е­ди­нён­ное вой­ско та­иф­цев и бе­дуи­нов-са­ки­фи­тов в до­ли­не Ху­найн, а за­тем оса­ди­ли г.  Та­иф, сдав­ший­ся че­рез 9 мес. Пред­ста­ви­те­ли боль­шин­ст­ва ара­вий­ских пле­мён при­со­е­ди­ни­лись к М., за­клю­чив с ним до­го­во­ры о при­ня­тии ис­ла­ма. Зна­чит. часть Ара­вии ока­за­лась в со­ста­ве ре­ли­ги­оз­но-по­ли­тич. сою­за му­суль­ман с цен­тром в Ме­ди­не.

М. го­то­вил­ся рас­про­стра­нить ис­лам в Па­ле­сти­не и Си­рии. В 630–631 он во гла­ве 30-ты­сяч­но­го вой­ска вы­сту­пил в по­ход на Та­бук, ле­жа­щий на пу­ти в Си­рию. В это вре­мя бы­ли за­клю­че­ны до­го­во­ры с иу­дея­ми и хри­стиа­на­ми го­ро­дов зал. Ака­ба, впо­след­ст­вии став­шие об­раз­цом для до­го­во­ров с не­му­суль­ма­на­ми под по­кро­ви­тель­ст­вом му­сульм. го­су­дар­ст­ва (зим­мии). Во вре­мя хад­жа па­лом­ни­ков-му­суль­ман 631 Али ибн Аби Та­либ от име­ни М. объ­я­вил о за­пре­те языч­ни­кам по­се­щать свя­ты­ни Мек­ки. В 632 М. сам воз­гла­вил хадж, по­лу­чив­ший в му­сульм. тра­ди­ции назв. про­щаль­но­го па­лом­ни­че­ст­ва, че­рез 3 мес по­сле ко­то­ро­го скон­чал­ся. М. был по­хо­ро­нен в Ме­ди­не в до­ме его же­ны Ай­ши, при­ле­гав­шем к Ме­че­ти про­ро­ка. При позд­ней­ших ре­кон­ст­рук­ци­ях ме­че­ти усы­паль­ни­ца М. бы­ла вклю­че­на в её со­став.

Имя пророка Мухаммеда. Работа османского каллиграфа Хаттата Азиз-эфенди. Нач. 20 в. Частное собрание (Турция).

По­сле М. не ос­та­лось муж­ско­го по­том­ст­ва. От бра­ка с Ха­дид­жей у не­го ро­ди­лось неск. сы­но­вей, скон­чав­ших­ся в мла­ден­че­ст­ве (по пер­во­му из них, аль-Ка­си­му, М. по­лу­чил про­зви­ще Абу-ль-Ка­сим), и 4 до­че­ри: Ру­кайя, Умм-Куль­сум, Зай­наб и Фа­ти­ма. По­сле смер­ти Ха­дид­жи М. имел в раз­ное вре­мя неск. жён и на­лож­ниц, но от них у не­го не бы­ло де­тей. От бра­ка до­че­ри М. Фа­ти­мы с его двою­род­ным бра­том и спо­движ­ни­ком Али ибн Аби Та­ли­бом у М. поя­ви­лись вну­ки – Ха­сан (ум. 669) и Ху­сейн (ум. 680), по­чи­тае­мые шии­та­ми как 2-й и 3-й има­мы. Про­ис­хо­дя­щие от них мно­го­числ. по­том­ки про­ро­ка об­ра­зу­ют в му­сульм. ми­ре при­ви­ле­ги­ро­ван­ную со­ци­аль­ную груп­пу сей­и­дов (или ше­ри­фов), вклю­чая ряд пра­вив­ших с ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья до Но­вей­ше­го вре­ме­ни му­сульм. ди­на­стий (Фа­ти­ми­ды, Ха­ши­ми­ты и др.).

В ис­ла­ме М. оли­це­тво­ря­ет со­вер­шен­но­го че­ло­ве­ка, его жизнь счи­та­ет­ся об­раз­цом для под­ра­жа­ния му­суль­ман. Пре­да­ние о по­ступ­ках и из­ре­че­ни­ях (сун­на) М. слу­жит вто­рым по­сле Ко­ра­на ис­точ­ни­ком му­сульм. ве­ро­уче­ния и пра­ва. Отд. жан­ром тра­диц. му­сульм. лит-ры яв­ля­ет­ся жиз­не­опи­са­ние про­ро­ка (си­ра). Мн. ис­лам­ские дви­же­ния 19–21 вв. вы­сту­па­ют за воз­вра­ще­ние к «чис­то­му ис­ла­му» вре­мён М. и пер­вых му­суль­ман.

Мухаммед: предполагаемое призвание Богом — Православный портал «Азбука веры»

5 ступеней веры

Оглав­ле­ние

  • Подроб­но­сти при­зва­ния
  • Обма­ны­ва­ю­щий бес?
  • Мол­ча­ние и подав­лен­ность
  • Сата­нин­ское «откро­ве­ние»
  • Чело­ве­че­ские источ­ники Корана
  • Заклю­че­ние
  • Биб­лио­гра­фия

Мухам­мед пре­тен­до­вал на то, что стать про­ро­ком его при­звал Бог. Дей­стви­тельно, он назы­вал себя послед­ним из Божиих про­ро­ков на земле, «печа­тью про­ро­ков» (Коран, сура 33:40 {в рус­ском пере­воде «послан­ни­ком Аллаха и про­ро­ков»}). На пред­по­ла­га­е­мый боже­ствен­ный источ­ник при­зва­ния Мухам­меда мусуль­мане ссы­ла­ются для обос­но­ва­ния того утвер­жде­ния, что ислам — истин­ная рели­гия.

Изу­че­ние фактов, даже взятых из мусуль­ман­ских источ­ни­ков, пока­зы­вает, что пред­став­ле­ния мусуль­ман о Мухам­меде иска­жены силь­ными пре­уве­ли­че­ни­ями. Невоз­можно, напри­мер, обна­ру­жить осно­ва­ния для того заяв­ле­ния, будто бы Мухам­мед был при­зван доне­сти до людей полное и окон­ча­тель­ное откро­ве­ние Бога, если озна­ко­миться с обсто­я­тель­ствами при­зва­ния Мухам­меда.

Подроб­но­сти при­зва­ния

Душа­щий ангел. По словам Мухам­меда, во время его при­зва­ния его душил ангел — трижды. Мухам­мед рас­ска­зы­вал об этом ангеле: «он душил меня покры­ва­лом, и я уже уве­рился, что умру. Тогда он отпу­стил меня и велел: “ответ­ствуй!” (Iqra)». Пока Мухам­мед замялся, ангел ему «еще дважды задал трепку» (Andrae, 43–44). Это выгля­дит нетри­ви­аль­ной формой при­ну­ди­тель­ного обу­че­ния, вряд ли харак­тер­ной для того мило­сти­вого и доб­рого Бога, Кото­рым мусуль­мане счи­тают Аллаха, а также не слиш­ком согла­су­ется с их верой в сво­боду выбора, предо­став­ля­е­мую Алла­хом своим созда­ниям.

Обма­ны­ва­ю­щий бес?

Мухам­мед и сам сомне­вался в боже­ствен­ной подо­плеке про­ис­хо­дя­щего с ним. Пона­чалу он думал, что его моро­чит джинн, злой дух. Соб­ственно говоря, сна­чала Мухам­мед испы­ты­вал смер­тель­ный ужас при мысли об источ­нике его ново­об­ре­тен­ного откро­ве­ния, но затем его жена Хади­джа и ее кузина Барака убе­дили его, что это откро­ве­ние — такое же, как у Моисея, и что Мухам­мед тоже будет про­ро­ком своего народа. Один из самых ува­жа­е­мых совре­мен­ных мусуль­ман­ских био­гра­фов Мухам­меда, Мухам­мед Хусейн Хай­каль выра­зи­тельно опи­сы­вает страхи Мухам­меда, не одер­жим ли он бесами:

В при­ступе паники Мухам­мед вско­чил, вопро­шая себя: «Что это было? Не нача­лась ли у меня одер­жи­мость бесами, кото­рой я всегда боялся? Мухам­мед взгля­нул вправо и взгля­нул влево, но не увидел ничего. Мгно­ве­ние он стоял так, пере­пол­нен­ный ужасом и бла­го­го­вей­ным тре­пе­том. Мухам­мед опа­сался, что в пещере его могут высле­дить, и ему при­дется бежать, так и не узнав, что же он видел» [Наykal, 74]

Как отме­чает Хай­каль, Мухам­мед и раньше опа­сался одер­жи­мо­сти бесами, но его жена Хади­джа сумела его пере­убе­дить. Ибо, «как и в преды­ду­щих слу­чаях, когда Мухам­мед боялся одер­жи­мо­сти бесами, она сейчас твердо его под­дер­жи­вала и отме­тала малей­шие сомне­ния». Так, «с почте­нием, даже с бла­го­го­ве­нием, она ска­зала ему: “Радость для сестры моей! Будь тверд. Именем того, кто вла­деет душой Хади­джи, я молюсь и наде­юсь, что ты будешь Про­ро­ком нашего народа. Именем Бога, Кото­рый тебя не оста­вит”» (ibid., 75). По сути дела, опи­сы­ва­е­мые Хай­ка­лем обсто­я­тель­ства полу­че­ния Мухам­ме­дом «откро­ве­ния» соот­вет­ствуют опыту других меди­у­мов. Хай­каль повест­вует об откро­ве­нии, сняв­шем подо­зре­ния в винов­но­сти с одной из жен Мухам­меда:

«Мухам­мед так и лежал на том же месте, когда откро­ве­ние пришло к нему, сопро­вож­да­е­мое обыч­ным при­сту­пом. Он рас­про­стерся на своем покры­вале, а под голо­вой у него была подушка. Айша [его жена] позд­нее рас­ска­зы­вала: «Думая, что сейчас должно совер­шиться что-то зло­ве­щее, каждый из нахо­дя­щихся в поме­ще­нии ощущал ужас — за исклю­че­нием меня, я‑то ничего не боя­лась, так как знала, что неви­новна […]» Мухам­мед, придя в себя, сел и стал ути­рать лоб, на кото­ром высту­пили бисе­ринки пота» [ibid. , 337].

Еще одна харак­тер­ная осо­бен­ность, зача­стую ассо­ци­и­ру­ю­ща­яся с оккульт­ными «откро­ве­ни­ями», — это обще­ние с умер­шими (ср. Вт. 18:9–14). Мусуль­ман­ский био­граф Мухам­меда Хай­каль сооб­щает о случае, когда неча­янно услы­шав­шие его [Мухам­меда] слова мусуль­мане спро­сили: «не вызы­ва­ешь ли ты мерт­вых?», и Пророк отве­тил: «они слышат меня ничуть не хуже вас, разве что отве­тить не могут» (ibid., 231). В другом случае Мухам­меда нашли «моля­щимся за мерт­ве­цов, похо­ро­нен­ных на этом клад­бище» (ibid., 495). Хай­каль даже откро­венно при­знает, что «поэтому нет ника­ких осно­ва­ний отри­цать факт посе­ще­ния Мухам­ме­дом клад­бища в Баки как неадек­ват­ный, если учесть духов­ную и пси­хи­че­скую спо­соб­ность Мухам­меда кон­так­ти­ро­вать с этими сфе­рами реаль­но­сти и его про­ник­но­ве­ние в духов­ную реаль­ность, выхо­дя­щую за рамки воз­мож­но­стей обыч­ного чело­века» (ibid., 496; курсив Н.Г.).

Мол­ча­ние и подав­лен­ность

Пятном на пред­по­ла­га­е­мое боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние его про­по­веди ложится и тот факт, что за всем этим после­до­вал долгий период мол­ча­ния, длив­шийся, согласно неко­то­рым све­де­ниям, при­мерно три года, на про­тя­же­нии кото­рых Мухам­мед погру­зился в глу­бины отча­я­ния, чув­ствуя свою остав­лен­ность Богом и поду­мы­вая о само­убий­стве. Подоб­ные факты как-то не вяжутся с пред­став­ле­ни­ями о боже­ствен­ном при­зва­нии.

Сата­нин­ское «откро­ве­ние»

Еще в одном случае Мухам­мед изло­жил откро­ве­ние, кото­рое, как он думал, было от Бога, но позже изме­нил его, заявив, что сатана вста­вил в текст иска­жен­ные стихи. Бог сказал про­року: «Они — только имена, кото­рыми вы сами назвали, — вы и роди­тели ваши. Аллах не посы­лал с ними ника­кого зна­ме­ния» (Коран, сура 53:23; ср. Коран, сура 22:50/51). Но, к сожа­ле­нию, чело­ве­че­ские заблуж­де­ния всегда воз­можны. Сами мусуль­мане убеж­дены, что все при­тя­за­ния на откро­ве­ние, про­ти­во­ре­ча­щие Корану, про­ис­те­кают из заблуж­де­ния. В связи с этим уместно задать вопрос, не рас­смот­реть ли мусуль­ма­нам все­рьез воз­мож­ность того, что первое впе­чат­ле­ние Мухам­меда было пра­виль­ным и его дей­стви­тельно моро­чил бес. Мусуль­мане при­знают, что сатана реален и что он — вели­кий мастер обмана. С какой тогда стати исклю­чать воз­мож­ность того, что сам Мухам­мед был обма­нут, как он пона­чалу и думал?

Чело­ве­че­ские источ­ники Корана

И нако­нец, неко­то­рые кри­тики вообще не усмат­ри­вают ничего сверхъ­есте­ствен­ного в источ­нике идей Мухам­меда, отме­чая, что для подав­ля­ю­щего боль­шин­ства идей Корана известны их иудей­ские, хри­сти­ан­ские и язы­че­ские источ­ники. Даже зна­ме­ни­тый био­граф Мухам­меда Хай­каль неча­янно ука­зы­вает на один из воз­мож­ных источ­ни­ков «откро­ве­ния» у Мухам­меда. Он пишет:

«У арабов от при­роды сильно раз­вито вооб­ра­же­ние. Араб, при том образе жизни, кото­рый он ведет под пустын­ным небо­сво­дом, посто­янно пере­ме­ща­ясь в поис­ках паст­бищ и воз­мож­но­стей для тор­говли и будучи посто­янно вынуж­ден­ным иметь дело с край­но­стями, пре­уве­ли­че­ни­ями и даже с ложью, обычно сопут­ству­ю­щими ком­мер­ции, неиз­бежно упраж­няет свое вооб­ра­же­ние и куль­ти­ви­рует его во всякий момент, к добру ли это будет или к худу, к войне или к миру» [ibid., 319].

Заклю­че­ние

Заяв­ле­ния о том, что Мухам­мед был при­зван Богом, не под­твер­жда­ются сви­де­тель­ством. В самом деле, данные, даже данные из мусуль­ман­ских источ­ни­ков, ука­зы­вают на прямо про­ти­во­по­лож­ное. Более того, отсут­ствуют сверхъ­есте­ствен­ные под­твер­жде­ния этого при­зва­ния, такие, какие были у Иисуса.

И нако­нец, личные каче­ства Мухам­меда далеко не соот­вет­ствуют его при­тя­за­ниям. На фоне без­упреч­ного совер­шен­ства Христа Мухам­мед пред­стает блед­ной, незна­чи­тель­ной тенью.

Биб­лио­гра­фия

  1. A. Y. Ali, The Meaning of the Glorious Qur’an.
  2. T. Andrae, Muhammad: The Man and His Faith.
  3. N. L. Geisler, and A. Saleeb, Answering Islam.
  4. М. H. Haykal, The Life of Muhammad.

Норман Л. Гай­слер. Энцик­ло­пе­дия хри­сти­ан­ской апо­ло­ге­тики. Библия для всех. СПб., 2004. С. 589–590

  • 1.1 тыс. 0




Мухаммад | Биография, история и факты

Медина, Саудовская Аравия: Мечеть Пророка

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
570
Мекка
Саудовская Аравия
Умер:
8 июня 632 г. (62 года)
Медина
Саудовская Аравия
Известные члены семьи:
супруга Аиша
супруга Хадиджа
дочь Фатима
Предметы изучения:
ислам
Коран
Роль в:
Битва при Бадре
Битва у рва
Пакт Аль-Худайбия

Просмотреть весь соответствующий контент →

Популярные вопросы

Кем был Мухаммед?

Мухаммед был основателем ислама и провозвестником Корана, священного писания ислама. Он провел всю свою жизнь на территории современной Саудовской Аравии, от своего рождения около 570 г. н.э. в Мекке до своей смерти в 632 г. в Медине. Согласно исламской традиции, Коран, понимаемый как дословная транскрипция речи Бога (Аллаха), был открыт Мухаммаду поэтапно архангелом Гавриилом, начиная с 610 г.

Ислам

Узнайте больше об исламе.

Какая семья была у Мухаммеда?

Согласно исламской традиции, его отец умер до рождения Мухаммеда, а мать умерла, когда он был маленьким ребенком. Обычно говорят, что при жизни у него было 14 жен или наложниц. Хотя в то время в арабском обществе преобладала полигамия, он был моногамно женат на своей первой жене Хадидже до ее смерти после примерно 25 лет брака. У него было четыре дочери и по крайней мере два сына (оба умерли в младенчестве) от Хадиджи и, вероятно, еще один сын (который также умер молодым) от более поздней жены или наложницы Марии. Его младшая дочь Фатима вышла замуж за двоюродного брата Мухаммеда Али, четвертого преемника Мухаммеда на посту лидера мусульманской общины.

Фатима

Прочтите о дочери Мухаммеда Фатиме.

Каковы традиционные события жизни Мухаммеда?

Родившийся в Мекке около 570 г. н.э. Мухаммед женился на богатой вдове Хадидже в 595 г. В 610 г. ему было видение архангела Гавриила. Его публичные проповеди вызвали противодействие со стороны других кланов его племени. Он совершил свое чудесное ночное путешествие (Исра) из Мекки в Иерусалим, где молился с Моисеем, Иисусом и другими пророками. После того, как его клан снял свою защиту, он бежал в Медину в 622 году и отразил две атаки мекканских войск в 625 и 627 годах. Он заключил перемирие с Меккой в ​​628 году, но позже заставил ее подчиниться. Он возглавил прощальное паломничество в Мекку, ставшее прецедентом хаджа, в 632 году, в год своей смерти.

Каковы научные источники биографии Мухаммеда?

В Коране очень мало конкретных подробностей о жизни Мухаммеда. Таким образом, большая часть такой информации поступает из литературы sīrah («биографии»), состоящей из рассказов о его жизни различных писателей, датируемых в основном 8-м и 9-м веками. Однако эти сообщения непоследовательны, и некоторые из них включают чудесные элементы или истории, явно заимствованные из Библии. Тщательно сравнив отчеты, ученые выявили общие элементы, которые были в обращении к концу 7 века, а некоторые рудиментарные детали подтверждаются неисламскими источниками (например, сирийской хроникой и армянской историей), относящимися к первым несколько десятилетий после его смерти. традиционная дата смерти.

Подробнее читайте ниже:
Биографические источники

Почему изображения Мухаммеда вообще запрещены в исламе?

Многие (хотя и не все) мусульмане отвергают визуальные представления (например, изображения и скульптурные фигуры) религиозных деятелей или даже визуальные изображения живых существ, считая это формой идолопоклонства (поклонения физическим объектам), что противоречит с их монотеизмом. Принцип аниконизма (противодействие использованию икон или религиозных идолов) был ранней чертой ислама, хотя при некоторых исторических династиях или в некоторых регионах запрет применялся лишь частично или выборочно, например, при династии Аббасидов (750–1258 гг. ). ) он применялся только к общественным зданиям.

Ислам: исламская мысль

Прочтите об аниконизме в исламском изобразительном искусстве.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Мухаммад , полностью Абу аль-Касим Мухаммад ибн Абд Аллах ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим , (род. ок. Медина), основатель ислама и провозвестник Корана. Традиционно считается, что Мухаммед родился в 570 г. в Мекке и умер в 632 г. в Медине, куда он был вынужден эмигрировать со своими сторонниками в 622 г.

Узнайте о жизни Мухаммеда, основателя ислама

Просмотреть все видео к этой статье

Коран дает мало конкретной биографической информации об исламском пророке: он обращается к отдельному «посланнику Бога», которого в ряде стихов называют Мухаммедом. (например, 3:144) и говорит о паломническом святилище, связанном с «долиной Мекки» и Каабой (например, 2:124–129, 5:97, 48:24–25). В некоторых стихах предполагается, что Мухаммед и его последователи живут в поселении под названием al-madinah («город») или Ясриб (например, 33:13, 60) после того, как они ранее были изгнаны их неверующими врагами, предположительно, из мекканского святилища (например, 2:191). В других отрывках упоминаются военные столкновения между последователями Мухаммеда и неверующими. Иногда они связаны с топонимами, например, мимолетное упоминание о победе в месте под названием Бадр в 3:123. Однако в тексте не указаны даты ни одного из исторических событий, на которые он намекает, и почти ни один из современников коранического посланника не упоминается по имени (редкое исключение — 33:37). Следовательно, даже если признать, что корпус Корана достоверно документирует проповедь Мухаммеда, взятый сам по себе, он просто не дает достаточно информации даже для краткого биографического очерка.

Таким образом, большая часть биографической информации о Мухаммеде, которую исламская традиция хранит, встречается вне Корана, в так называемой сире (араб. «биография»). Возможно, самым важным произведением в этом жанре является книга Мухаммада ибн Исхака (умер в 767–768 гг.) Китаб аль-магази («Книга военных походов [Пророка]»). Однако эта работа сохранилась только в более поздних переработках и сокращениях, наиболее известным из которых является труд Абд аль-Малика ибн Хишама (умер в 833–834 гг. ) 9 .0067 Сират Мухаммад расул Аллах («Жизнь Мухаммада, Посланника Бога»). Первоначальная книга Ибн Исхака была не его собственным сочинением, а скорее сборником автономных сообщений о конкретных событиях, имевших место во время жизни Мухаммеда, а также до нее, которые Ибн Исхак расположил в том порядке, который он считал правильным хронологическим, и к которым он добавил свои собственные комментарии. Каждое такое сообщение обычно предваряется списком имен, прослеживающих его через различных посредников до конечного источника, которым во многих случаях является очевидец — например, жена Пророка Аиша. Варианты материала, собранного Ибн Исхаком, а также дальнейшие материалы о событиях жизни Мухаммеда сохранились в трудах других авторов, таких как Абд ар-Раззак (умер в 827 г.), аль-Вакиди (умер в 823 г.), Ибн Саад ( умер в 845 г.) и ат-Табари (умер в 9 г.23).

Тот факт, что такие биографические повествования о Мухаммеде встречаются только в текстах, датируемых 8-м или 9-м веком или даже позже, неизбежно поднимает вопрос о том, насколько можно быть уверенным в претензиях литературы сиры на то, чтобы передавать точную историческую информацию. Это не означает, что в работе обязательно присутствовал элемент преднамеренной фабрикации, по крайней мере, на уровне компилятора, такого как Ибн Исхак, который явно не сочинял истории на пустом месте. Тем не менее вполне ожидаемо, что некоторые популярные легенды вокруг такой выдающейся фигуры, как Мухаммед, станут популярными. По крайней мере, для историков, которые неохотно признают сообщения о божественном вмешательстве, проблема усугубляется чудесными элементами некоторых материалов, включенных в работу Ибн Исхака. Более того, некоторые из рассматриваемых нарративов являются явно адаптацией библейских мотивов, предназначенных для того, чтобы представить Мухаммеда равным или превосходящим более ранние пророческие фигуры, такие как Моисей и Иисус. Например, перед эмиграцией Мухаммада в Медину он, как говорят, получил присягу на верность от двенадцати жителей города, что является очевидной параллелью с Двенадцатью апостолами, а во время рытья оборонительного рва вокруг Медины Мухаммед, как говорят, чудесным образом насытил все работники из горсти фиников, вспоминая, как Иисус насытил множество. Наконец, вполне возможно, что некоторые сообщения о событиях в жизни Мухаммеда возникли не из исторической памяти, а из экзегетических рассуждений об историческом контексте отдельных стихов Корана.

Викторина «Британника»

Ислам

Много ли вы знаете о Пророке Мухаммеде? Как насчет святых городов? Проверьте свои знания об исламе с помощью этого теста.

Тщательно сравнивая альтернативные версии одного и того же биографического повествования, ученые смогли показать, что определенное количество преданий о жизни Мухаммеда — например, рассказ об эмиграции Пророка из Мекки в Медину — были в ходу уже во времена конец 7 века. Важным собирателем таких ранних преданий был Урва ибн аз-Зубайр, родственник Аиши, который, вероятно, родился в 643–644 годах и который, как правдоподобно считается, имел непосредственный доступ к бывшим сподвижникам Пророка. Более того, ряд рудиментарных сведений о Мухаммеде подтверждается неисламскими источниками, относящимися к первым десятилетиям после традиционной даты смерти Мухаммеда. Например, сирийская хроника, датируемая примерно 640 годом, упоминает битву между римлянами и «арабами Мухаммеда», а армянская история, составленная около 660 года, описывает Мухаммеда как торговца, который проповедовал арабам и тем самым спровоцировал исламские завоевания. Такие свидетельства обеспечивают достаточное подтверждение исторического существования арабского пророка по имени Мухаммед. Однако определенные противоречия с исламским повествованием о жизни Пророка сохраняются. Например, некоторые неисламские источники представляют Мухаммеда как еще живого, когда арабские завоеватели вторглись в Палестину (634–640 гг.), В отличие от исламской точки зрения, согласно которой Пророк к тому времени уже скончался.

Принимая во внимание все обстоятельства, нет веских оснований предполагать, что основная структура традиционного исламского повествования о жизни Мухаммеда неисторична. В то же время характер источников не таков, чтобы внушать уверенность в том, что мы обладаем исторически достоверными знаниями о жизни Пророка, настолько подробными, как склонны были предполагать многие более ранние ученые. В частности, обычная хронологическая структура жизни Мухаммеда, по-видимому, была разработана более поздними передатчиками и собирателями, такими как Ибн Исхак, а не восходит к самому раннему слою исламских преданий о Мухаммеде. Таким образом, утверждения вроде того, что 21 марта 625 года мекканские войска вошли в оазис Медину, проблематичны по своей сути. Тем не менее, в следующем разделе будет представлен краткий дайджест, в основном из версии жизни Пророка Ибн Исхака. Этот дайджест не ставит целью отделить исторические факты от более поздних легенд. Например, в отличие от многих более ранних западных отчетов, не будет предпринято никаких попыток удалить сверхъестественные элементы из повествования в интересах преобразования его в описание, которое кажется правдоподобным по современным историографическим стандартам.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

Мекка | Определение, история, паломничество, население, Кааба, город и факты

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Мекка , арабский Мекка , древний Бакка , город на западе Саудовской Аравии, расположенный в горах Сират, внутри страны от побережья Красного моря. Это самый священный из мусульманских городов. Мухаммед, основатель ислама, родился в Мекке, и именно к этому религиозному центру мусульмане обращаются пять раз в день в молитвах (9).0067 см. кибла). Все набожные и способные мусульмане хотя бы раз в жизни совершают хадж (паломничество) в Мекку. Поскольку он священный, вход в город разрешен только мусульманам.

В 20-м и 21-м веках город претерпел значительные улучшения. Территория вокруг религиозных святынь была расчищена, мечеть расширена, улучшены жилищные и санитарные условия, улучшены транспортные средства. В результате Мекка может принять постоянно растущее число паломников или хаджи. Площадь 10 квадратных миль (26 квадратных километров). Поп. (2010) 1 534 731.

Характер города

Ландшафт

Городская территория

Мекка расположена на высоте 909 футов (277 метров) над уровнем моря в высохших руслах Вади-Ибрахима и нескольких его коротких притоков. Он окружен горами Сират, вершины которых включают гору (Джебель) Аджад, которая поднимается до 1332 футов, и гору Абу Кубейс, которая достигает 1220 футов, на востоке и гору Куайкан, которая достигает 1401 футов, на западе. . Гора Хира возвышается на 2080 футов на северо-востоке и содержит пещеру, в которой Мухаммед искал уединения и видений, прежде чем стал пророком. Также в этой пещере он получил первый стих ( аят ) Священного Корана. К югу от города, на горе Тавр (2490 футов) находится пещера, в которой пророк укрылся от своих мекканских врагов во время хиджры в Медину, событие, которое знаменует собой начало мусульманского календаря.

Вход в город осуществляется через четыре прохода в окружающих горах. Перевалы ведут с северо-востока к Мине, Арафату и Ат-Таифу; с северо-запада в Медину; с запада в Джидду; и с юга в Йемен. Пробелы также определили направление современной экспансии города.

Тест «Британника»

Где это находится?

Путешествуйте по миру, называя эти знаменитые достопримечательности.

Климат

Из-за своего относительно низкого положения Мекке угрожают сезонные внезапные наводнения, несмотря на небольшое количество годовых осадков. В течение года выпадает менее 5 дюймов (130 мм) осадков, в основном в зимние месяцы. Температура высока в течение всего года и летом может достигать 120 ° F (49 ° C).

Растительный и животный мир

Растений и животных немного, и они состоят из видов, способных выдерживать высокую степень засушливости и жары. Естественная растительность включает тамариски и различные виды акаций. К диким животным относятся дикие кошки, волки, гиены, лисы, мангусты и кенгуровые крысы (тушканчики).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

План города

В центре города находится мечеть Харам, также называемая Великой мечетью, в которой расположены Кааба и священный колодец Замзам. Компактная застройка вокруг мечети включает в себя старый город, вытянутый на север и юго-запад, но ограниченный с востока и запада близлежащими горами. Основные проспекты — это аль-Муддаа и Сук аль-Лейл к северу от мечети и аль-Сук аль-Сагир на юге. После Второй мировой войны Мекка расширилась вдоль дорог через горные ущелья на север, северо-запад и запад. Среди современных жилых районов — Аль-Азизия и Аль-Файсалия вдоль дороги в Мину и Аль-Захир, Аль-Захраа и Шари’ аль-Мансур вдоль дорог в Джидду и Медину. Расширение сопровождалось строительством новых улиц в старом городе. В 21 веке вокруг мечети было построено несколько отелей-небоскребов.

Мечеть Харам великолепна по своим размерам и архитектуре. На протяжении столетий она неоднократно украшалась и расширялась, в последний раз в результате масштабных расширений правительства Саудовской Аравии в конце 20-го и начале 21-го веков. Ультрасовременный комплекс, теперь уже многоуровневый, включает в себя развитую коммуникационную сеть, кондиционирование воздуха, эскалаторы, сложную сеть пешеходных маршрутов и тоннелей, а также многочисленные эстетические и художественные оформления. Мечеть может вместить один миллион верующих одновременно. Дома возле мечети были снесены, и теперь она окружена открытыми пространствами и широкими улицами, которые можно пересечь по подземным переходам, построенным для облегчения движения. К югу от мечети Харам правительство Саудовской Аравии построило комплекс небоскребов Абрадж аль-Бейт, одно из самых больших и высоких зданий в мире, для размещения отелей, торговых центров и молитвенных площадей рядом со святыми местами.

Жилье

Дома в Мекке более компактны в старом городе, чем в современных жилых районах. Традиционные двух-трехэтажные дома построены из местного камня. Виллы в современных районах построены из бетона. Условия трущоб все еще можно найти в разных частях города; обитатели трущоб — в основном бедные паломники, которые, не имея возможности финансировать свое возвращение домой, остались в Мекке после прибытия либо для хаджа, либо для меньшего паломничества, известного как умра .

Люди

Плотность населения в Мекке высока. Большинство людей сконцентрировано в старом городе, а плотность населения в современных жилых районах самая низкая в городе. В течение месяца паломничества город наполняется от одного до двух миллионов верующих из других частей Саудовской Аравии и других мусульманских стран.