Содержание

Какой сегодня церковный праздник — что нельзя делать 3 июня — УНИАН

Какой сегодня православный праздник, что положено делать, а от чего нужно воздержаться.

Церковный праздник 3 июня / pixabay.com

Рассказываем, какой церковный праздник сегодня, можно ли работать 3 июня и какие существуют запреты в этот день. 

  • Православный праздник сегодня, 3 июня — день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены
  • Какой сегодня праздник — народные приметы 3 июня
  • Какой сегодня церковный праздник — что нельзя делать 3 июня
  • Что сегодня можно делать

Православный праздник сегодня, 3 июня — день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Римский император Константин и его мать царица Елена были христианами. После смерти отца Константин стал правителем Западной Римской империи. В Восточной Римской империи были правители-язычники. Они намеревались убить Константина, но получилось наоборот — с Божией помощью он разгромил своих противников и стал полновластным императором. Христиане впервые за 300 лет смогли открыто исповедовать свою веру.

Столицу из Рима новый правитель перенес в Византию — позже Константинополь. Когда в Церкви начались раздоры из-за ересей, Константин созвал в 325 году Первый Вселенский Собор в городе Никее, где была осуждена ересь.

Видео дня

Читайте также:

После этого император решил найти Животворящий Крест, на котором был распят Иисус Христос. На поиски креста отправилась его мать, царица Елена, и в 326 году Жи­во­тво­ря­щий Крест был об­ре­тен. Также в Иудее Елена построила храмы в местах жизни Иисуса и Девы Марии и заложила церковь Гроба Господня на месте пещеры, где был погребен Иисус.

Царица скон­ча­лась в 327 го­ду, в Константинополе, за ее за­слу­ги пе­ред цер­ко­вью Елену именуют рав­ноап­о­столь­ной. Император Константин продолжил поддерживать церковь, а в конце жизни крестился. Умер святой Константин в 337 году, в день Пятидесятницы, похоронен в церкви святых Апостолов.

3 июня 2023 у православных — Троицкая родительская суббота.

Какой сегодня праздник — народные приметы 3 июня

Народные приметы 3 июня / pixabay.com

Приметы дня говорят о погоде осенью и урожае:

  • дождь в этот день — такой же будет и осень;
  • Луна в кругу — к непогоде;
  • рябина рясно цветет — к хорошему урожаю льна;
  • кукушка кукует — будет погожая и теплая погода. 

Народный праздник 3 июня называется Оленин день.

Какой сегодня церковный праздник — что нельзя делать 3 июня

В этот день нельзя сплетничать, ругаться и конфликтовать. Также нехорошо сегодня отказывать в помощи. Женщинам не советуют заплетать волосы — тогда они будут расти красивыми и длинными.

Что сегодня можно делать

3 июня девушки просили святую Елену, чтобы она позаботилась об их судьбе. Сегодня нужно подать милостыню или сделать какое-либо доброе дело. Наши предки в этот день сеяли коноплю и лен. 

Вас также могут заинтересовать новости:

  • Православный календарь на июнь 2023: праздники по старому и новому стилю
  • Благоприятные дни для свадьбы 2023: когда лучше жениться
  • Родительские субботы в 2023 году: когда будут и как поминать родных

Это интересно

Меню

    org/BreadcrumbList»>



  • Главная


  • Это интересно

  • Все материалы

Все материалы

Выберите дату

по

Народные приметы на 4 июня 2023 года: что нельзя делать в этот день


Гороскоп на 5 июня 2023 года: что обещают астрологи

04.06.2023 | 09:45


Любовный гороскоп на 5 июня 2023 года: что обещают астрологи

04.06.2023 | 09:13


Погода на 4 июня 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

04. 06.2023 | 08:33


Сон в ночь с 3 на 4 июня 2023 года: толкование по лунному календарю

04.06.2023 | 05:30


Народные приметы на 3 июня 2023 года: что нельзя делать в этот день

03.06.2023 | 09:41


Погода на 3 июня 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

03.06.2023 | 09:17


Любовный гороскоп на 4 июня 2023 года: что обещают астрологи

03.06.2023 | 08:51


Гороскоп на 4 июня 2023 года: что обещают астрологи

03.06.2023 | 08:30


Сон в ночь со 2 на 3 июня 2023 года: толкование по лунному календарю

03.06.2023 | 05:30


Погода на 2 июня 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

02.06.2023 | 09:55


Народные приметы на 2 июня 2023 года: что нельзя делать в этот день

02.06.2023 | 09:27


Гороскоп на 2 июня 2023 года: что обещают астрологи

02. 06.2023 | 09:11


Сон в ночь с 1 на 2 июня 2023 года: толкование по лунному календарю

02.06.2023 | 09:09


Любовный гороскоп на 2 июня 2023 года: что обещают астрологи

02.06.2023 | 05:23


Погода на 1 июня 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

31.05.2023 | 09:57


Народные приметы на 1 июня 2023 года: что нельзя делать в этот день

31.05.2023 | 09:17


Гороскоп на 1 июня 2023 года: что обещают астрологи

31.05.2023 | 08:35


Любовный гороскоп на 1 июня 2023 года: что обещают астрологи

31.05.2023 | 08:15


Сон в ночь с 30 на 31 мая 2023 года: толкование по лунному календарю

31.05.2023 | 05:34


Погода на 31 мая 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

30.05.2023 | 10:00


Народные приметы на 31 мая 2023 года: что нельзя делать в этот день

30. 05.2023 | 09:13


Любовный гороскоп на 31 мая 2023 года: что обещают астрологи

30.05.2023 | 08:45


Гороскоп на 31 мая 2023 года: что обещают астрологи

30.05.2023 | 08:15


Сон в ночь с 29 на 30 мая 2023 года: толкование по лунному календарю

30.05.2023 | 05:34


Погода на 30 мая 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

29.05.2023 | 10:11


Гороскоп на 30 мая 2023 года: что обещают астрологи

29.05.2023 | 09:22


Народные приметы на 30 мая 2023 года: что нельзя делать в этот день

29.05.2023 | 09:21


Любовный гороскоп на 30 мая 2023 года: что обещают астрологи

29.05.2023 | 09:15


Сон в ночь с 28 на 29 мая 2023 года: толкование по лунному календарю

29.05.2023 | 05:34


Погода на 29 мая 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

28. 05.2023 | 10:08


Любовный гороскоп на 29 мая 2023 года: что обещают астрологи

28.05.2023 | 09:31


Гороскоп на 29 мая 2023 года: что обещают астрологи

28.05.2023 | 09:21


Народные приметы на 29 мая 2023 года: что нельзя делать в этот день

28.05.2023 | 09:18


Сон в ночь с 27 на 28 мая 2023 года: толкование по лунному календарю

28.05.2023 | 05:31


Погода на 28 мая 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

27.05.2023 | 10:03


Любовный гороскоп на 28 мая 2023 года: что обещают астрологи

27.05.2023 | 09:35


Гороскоп на 28 мая 2023 года: что обещают астрологи

27.05.2023 | 09:18


Народные приметы на 28 мая 2023 года: что нельзя делать в этот день

27.05.2023 | 09:15


Сон в ночь с 26 на 27 мая 2023 года: толкование по лунному календарю

27. 05.2023 | 05:23


Погода на 27 мая 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

26.05.2023 | 10:00


Любовный гороскоп на 27 мая 2023 года: что обещают астрологи

26.05.2023 | 09:32


Гороскоп на 27 мая 2023 года: что обещают астрологи

26.05.2023 | 09:15


Народные приметы на 27 мая 2023 года: что нельзя делать в этот день

26.05.2023 | 09:13


Сон в ночь с 25 на 26 мая: толкование по лунному календарю

26.05.2023 | 05:20


Народные приметы на 26 мая 2023 года: что нельзя делать в этот день

25.05.2023 | 10:00


Любовный гороскоп на 26 мая 2023 года: что обещают астрологи

25.05.2023 | 09:47


Гороскоп на 26 мая 2023 года: что обещают астрологи

25.05.2023 | 09:44


Погода на 26 мая 2023 года: народные приметы и прогноз синоптиков

25. 05.2023 | 09:13


Народные приметы на 25 мая 2023 года: что нельзя делать в этот день

24.05.2023 | 10:16


Новости

  • 10:11 В Самарской области 4 июня объявили желтый уровень опасности из-за жары
  • 09:44 В День города Дмитрий Азаров обратился к жителям Тольятти
  • 09:02 В Тольятти судебные приставы замотивировали отца выплатить полмиллиона долга по алиментам
  • 08:14 Врач рассказала, как защитить себя от аллергии на тополиный пух
  • 22:16 Мастерство и волжский характер: Дмитрий Азаров оценил сегодняшнюю игру «Крыльев»
  • 22:11 Лучшие велотриалисты России спорят за победу в Самаре
  • 21:53 В Самарской области у глухонемого пенсионера украли продукты и деньги

13 Суеверия о смерти и умирании – Похоронный справочный центр

Часто считающаяся предзнаменованием смерти, многие верят, что увидеть сову,
особенно сидящую у окна, означает, что кто-то в доме скоро умрет.
Photo © iStock.com/AGD Beukhof

В наши дни мы обычно относимся к суевериям с легкой забавой, но удивительно, как многие из нас до сих пор стучат по дереву, чтобы не искушать судьбу, скрещивают пальцы на удачу или не ходят под лестницей «просто так». в случае.» Вот 13 суеверий относительно смерти и умирания, которые существуют сегодня, и объяснения их возможного происхождения. Вы можете относиться к ним так серьезно (или нет), как пожелаете!

1. Вынести труп из дома ногами вперед

Считающиеся «окнами в душу», многие суеверия связаны с глазами умерших, например, кладут монеты на веки мертвых. Еще в викторианской Англии , удаляющий тело ногами вперед из дома, возник из-за страха, что умершие «оглянутся назад» и поманят кого-то еще следовать за за ним или за ней в смерть.

2. Знаменитости умирают тройками

Многие люди сегодня верят в это, потому что это невозможно опровергнуть. Кого можно назвать знаменитостью? Люди умирают все время, поэтому редко бывает трудно найти кого-то даже немного известного, чтобы завершить секс втроем. И как быстро должно умереть трио? В течение нескольких дней друг от друга? Месяцы? Несмотря на это, происхождение это суеверие могло возникнуть из-за старинного английского народного поверья, согласно которому три похороны, как правило, происходят в быстрой последовательности . Однако, почему возник этот, для потомков было потеряно.

3. Беременным женщинам следует избегать похорон

Во многих культурах существует это народное поверье, и даже сегодня интернет-форумы и социальные сети содержат множество сообщений от будущих матерей, задающихся вопросом, есть ли правда в этой сказке старых жен. Возможные объяснения варьируются от страха, что дух умершего вселяется в нерожденного ребенка, до опасений, что очень эмоциональный характер похорон может вызвать выкидыш.0008 . Связанное с этим суеверие гласит, что если беременная женщина действительно присутствует на похоронах, ей следует избегать взглядов на покойного. Опять же, основной страх заключается в том, что дух каким-то образом заставит своего будущего ребенка войти в страну мертвых.

4. Задержите дыхание при прохождении кладбища

Подобно суеверию, согласно которому мы должны прикрывать рот, зевая, чтобы дух не покинул тело, задержка дыхания при прохождении кладбища якобы предотвращает появление духов умер от проникновения в тебя . Конечно, настоящий трюк заключается в том, чтобы задержать дыхание и не наступать на трещины на тротуаре!

5. Птицы — плохие предзнаменования

Поскольку птицы легко перемещаются между землей и небом, люди уже давно рассматривают наших пернатых друзей как связующее звено между временным и духовным мирами. Неудивительно, что многие суеверия сосредоточены на птицах как на предвестниках смерти. Например, птица, залетевшая в дом через дверь или окно и, возможно, даже приземлившаяся на спинку стула, считается предзнаменованием смерти для кого-то внутри. Точно так же птица, сидящая на подоконнике, заглядывающая внутрь или стучащая клювом по стеклу , — зловещий знак. Видеть сову днем ​​или слышать ее уханье в любое время — еще одно предвестие смерти.

6. «Трое на одной спичке» — это неудача

Голливуд фактически снял фильм на основе этого суеверия в 1932 году, в котором говорится, что три человека никогда не должны загораться от одной и той же спички, иначе один из них умрет . Происхождение этого убеждения может восходить к солдатам, сражавшимся в Крымской войне в 1850-х годах: солдат, зажигающий спичку, предупреждал врага о своем присутствии в темноте; второй солдат, закурив сигарету, дал противнику время прицелиться; а третий солдат получил смертельную пулю.

7. Гром после похорон означает, что усопший попал в рай мертвых и объявить о возвращении Христа на Страшном Суде. Интересно, что другое народное поверье гласит, что гроза во время похорон означает, что покойный направится в немного «теплое» место. Предположительно, разница заключается в том, полностью ли совершены обряды христианского погребения или нет.

8. Цветы растут только на могилах добрых людей

Если умерший вел чистую жизнь, над могилой растут цветы , что означает его или ее вход в рай. Но могила, заросшая сорняками, указывает на то, что человек был злым . Происхождение этого суеверия затерялось во времени, но цветы всегда ассоциировались у людей с красотой, чистотой, изяществом и т. д., а их отсутствие означало мор, отчаяние и т. д.

9. Похороните мертвых головой на запад

Мало кто это замечает, но удивительно, как много кладбищ хоронят мертвых так, что их головы смотрят на запад, а ноги на восток. Восход солнца уже давно символизирует рождение или обновление, а закаты (и даже Злая Ведьма Запада из страны Оз) символизируют зло и смерть. Поэтому неудивительно, что христианская традиция считает, что Страшный суд начнется с востока , и многие кладбища традиционно хоронят мертвых так, что они в предвкушении «смотрят» на восток.

10. Несущие гроб должны носить перчатки

Это суеверие возникло в викторианскую эпоху, в которой царила мода, но оно сохраняется и сегодня в различных областях. Согласно этому народному поверью, те, кто несет гроб в могилу, должны носить перчатки, чтобы дух умершего не проник в их тело через прямой контакт . Хотя конкретное происхождение этого неизвестно, он остается еще одним примером «духовного страха», когда-то связанного живыми с мертвыми.

11. Закройте зеркала в доме, где произошла смерть

Все еще распространенное в еврейской траурной традиции, люди издавна закрывают зеркала в своих домах после смерти. Приводятся многие причины, в том числе символическое снижение внимания к себе, чтобы сосредоточиться на усопших или указать на уход из общества в период траура. Однако викторианское обоснование могло быть немного менее рациональным. викторианцев считали, что закрытие зеркала предотвратит попадание духа умершего в «ловушку» в стекле , тем самым не давая ему завершить свое путешествие из этого мира в другой.

12. Коснитесь кнопки, если увидите катафалк

Катафалк окружает множество суеверий, тип транспортного средства, тесно связанный со смертью и похоронами. Однако одно из самых необычных народных поверий гласит, что вы должны нажать кнопку на своей одежде, если заметите катафалк, чтобы он не забрал ваше тело в следующий раз . Основой для этого является старое представление о том, что прикосновение к кнопке позволит вам «подключиться» к жизни и жизни.

13. Бросьте соль через левое плечо

Предание гласит, что Иуда, апостол, предавший Иисуса, рассыпал соль во время Тайной вечери, что внимательные наблюдатели могут заметить в знаменитом изображении этой сцены Леонардо да Винчи. Происхождением этого суеверия является представление о том, что ангел сидит у нас на правом плече, а дьявол — на левом , и каждый побуждает нас делать добро или зло соответственно. Бросание соли через левое плечо «ослепляет» дьявола и не дает его духу взять нас под контроль пока мы наводим порядок. К сожалению, истинное происхождение этого утеряно навсегда. Интересно, что многие люди теперь верят, что бросание соли через любое плечо просто приносит им удачу, без какой-либо связи с ранее воображаемой опасностью.

Источники :

«Суеверия о смерти и погребении». Kentucky Superstitions Дэниела Линдси Томаса и Люси Блейни Томас, 1920. Проверено 15 ноября 2021 года.0126

«Викторианские похоронные обычаи и суеверия». https://friendsofoakgrovecemetery.org . Проверено 15 ноября 2021 г. https://friendsofoakgrovecemetery.org/victorian-funeral-customs-fears-and-superstitions

«Суеверия о похоронах». https://www.imortuary.com . Проверено 15 ноября 2021 г. https://www.imortuary.com/blog/superstitions-about-funerals

«Птицы в мифологии». www.mythencyclopedia.com . Проверено 15 ноября 2021 г. http://www.mythencyclopedia.com/Be-Ca/Birds-in-Mythology.html#b

Удача ирландцев: фольклор и феи в сельской Ирландии

Если В марте месяце вы видите трилистники, возможно, это хорошее время, чтобы освежить свои знания об ирландской культуре. Коллекция «Сельские ирландцы» в eHRAF ​​World Cultures — отличное место для начала. Коллекция HRAF содержит 2 347 тщательно отобранных страниц этнографических данных в 33 документах, опубликованных в 19с 10 по 2016 г. Как всегда, антропологи HRAF проиндексировали каждый абзац в этой коллекции. Кроме того, обзор агро-скотоводческого общества, включая язык, демографию, экономику, родство, социальную и политическую организацию и религию, представлен в Сводке по культуре eHRAF ​​для сельских ирландцев (ER06).

Ирландский традиционный фольклор является одним из аспектов культурной жизни Ирландии с длинным и ярким набором персонажей и символов, многие из которых были экспортированы по всему миру. Счастливые талисманы и волшебные существа изобилуют. Например, печально известный озорной Лепрекон, маленький бородатый человечек, который разыгрывает шутки, исполняет желания и прячет свой горшочек с золотом на конце радуги. Вездесущий четырехлистный клевер приносит удачу тем, кто случайно наткнется на него, и занимает видное место в украшениях ко Дню Святого Патрика. В этом посте мы углубимся в ирландский фольклор в eHRAF ​​World Cultures, чтобы узнать, как лучше всего использовать известную «удачу ирландцев», а также как понять ее с антропологической точки зрения.

? Попробуйте выполнить поиск в eHRAF ​​World Cultures с идентификатором OCM 777 , чтобы найти этнографические данные, относящиеся к теме «Удача и шанс» .

Создание и сохранение удачи

В eHRAF ​​есть множество этнографических свидетельств из сельской Ирландии на рубеже 20 го века о благоприятных или неблагоприятных событиях. Предзнаменования имеют особое значение в повседневной жизни ирландской сельской местности. Например, считается несчастливым встретить незнакомку с рыжими волосами или встретить зайца или лису, отправляясь утром в путь. И наоборот, малиновку, бродячую кошку или сверчка, забредшую в дом, можно считать счастливчиком (Westropp 19).12: 225). Список предзнаменований продолжается:

Если чешется правое ухо, вас кто-то хвалит, а если левое кто-то ругает. Если чешется правая рука, вы потеряете деньги, а если левая, то получите их, если потрете или поцарапаете ею дерево. […] Потирание правой руки о дерево спасает ситуацию или деньги в любом случае. Испачкать одного — большая удача — «чем грязнее, тем лучше». Спотыкаться наверху и смотреть на кошку после того, как она умылась, — признаки приближающейся свадьбы (там же).

По общему признанию, могут возникнуть некоторые споры о том, следует ли считать два последних предзнаменования счастливыми или несчастливыми, но, к счастью, это выходит за рамки этого поста. Тем не менее, со всеми ловушками и возможностями, окружающими повседневную деятельность, как может средний ирландский соотечественник выискивать все хорошие предзнаменования и избегать неудач?

Углубляясь в ирландские знания, «Вера в феи» или Creideamh Sí представляет собой местную традицию, состоящую из ритуалов и суеверий, окружающих aos sí или феи. Известные островитянам как «маленькие люди», «хорошие люди» или «джентльмены» (Messenger, et al. 1969: 98), волшебный народ — это сверхъестественные существа, названные в честь травянистых холмов, усеивающих ирландский пейзаж. Считается, что они живут под землей под этими курганами или в параллельном невидимом мире. В то время как феи редко позволяют себе быть замеченными «обычными» людьми, большинство людей — например, на отдаленном острове Инис Беаг — «испытывали их присутствие, хотя бы потому, что предметы таинственным образом перемещались ими» (там же 9).8).

Точно так же, в то время как люди в Луоге в графстве Клэр часто предполагали, что культ фейри — это просто суеверие, «даже те, кто не мог выразить никаких взглядов, могли вести себя так, как если бы они тоже были верующими» (Arensberg 1937: 25) . После первоначальных яростных отрицаний существования таких вещей, как феи или волшебные тропы, даже самопровозглашенные неверующие стали делиться анекдотами, сказками и случаями, иллюстрирующими мифических персонажей и их предполагаемые способности к добру или злу (там же 26).

Несмотря на их неуловимость, говорят, что они «высотой до колен, носят зеленые куртки, плоские красные кепки и туфли с пряжками. Собравшиеся феи живут в клоханах и терновниках и проводят большую часть своего времени за пиршеством, пением, танцами, драками, играми и занятиями любовью» (Messenger, et al. 1969: 98). Сказочный народ наделен такой мистической силой, что местным жителям часто не нужно обращаться к ним по конкретным именам:

«Они называют их просто «они». В местоимении они обобщают как свою безымянную силу, так и свою имманентность. Нет нужды в большем уточнении, когда такие силы так плотно входят в жизнь человека. Действия и ритуалы, вытекающие из этой веры, столь же широки. Они варьируются от незначительных действий и оборотов речи в повседневной жизни до самых скрытых практик редкой и смертоносной черной магии (Аренсберг 19).37: 184).

Рассказов о способностях добрых людей предостаточно. Считается, что взаимодействие с этими мистическими существами или вмешательство в их жизнь напрямую влияет на жизнь или дом человека множеством способов. Поэтому многие ежедневные ритуалы принимаются для того, чтобы умилостивить, умилостивить их или иным образом не вызвать враждебности. Действительно, можно утверждать, что в сельской ирландской космологии именно феи контролируют человеческий опыт удачи и случая . То есть удача ирландцев принадлежит феям.

Как обращаться с феями

Поскольку здоровье и благополучие людей и их семей зависят от воли фейри, защитные чары и ритуальные действия вводятся с самого раннего возраста. Большая часть повседневной жизни находится под влиянием страха перед духовной расправой, вплоть до самого основания самого дома. Например, Эванс рассказывает анекдоты из двух деревень:

В Тайроне говорят, что «ни один человек не построит дом, пока не воткнет в землю новую лопату». Если феи не убрали его за ночь, место было в безопасности. В Каване мне рассказали, что сначала на этом месте построили небольшой ряд камней: если на следующее утро он был цел, феи не были недовольны (Эванс 19). 57:30).

Постановление о строительстве, установленное «добрыми людьми», на этом не останавливается. Суеверие, связанное с «западной комнатой» в фермерских домах, также распространено в ирландском фольклоре:

Феи часто посещают западную комнату и западную часть дома. Там, где, как считается, волшебная тропа проходит через дом, она неизменно проходит вдоль западного конца дома. Сельские жители Луога и других частей Уэст-Клэр объясняют это тем, что на этой стороне не строят пристроек, надворных построек, сараев или других построек; не повезло бы. В Луоге ни один из двадцати пяти городских домов не имел никаких построек. И часто именно в этой комнате ночуют феи, посещая дом во время своих ночных путешествий (Аренсберг и др. 19).40: 135).

Таким образом, согласно местным поверьям, весь сельский пейзаж постоянно находится под бдительным оком фей. Чтобы избежать неблагоприятного будущего события или даже преждевременной кончины, мудро соблюдать «правила» сожительства со всеми существами, дружелюбными или недружелюбными, какими бы они ни были. Например:

Еда и вода должны быть оставлены для них на ночь. Грязную воду нельзя выливать ночью. Ибо ночь — это «одинокое время»; «Вы не хотели бы быть в этом». Феи за границей. Если бы вода была выброшена, существует опасность, что она испачкает их, когда они будут проходить по волшебной тропе или наносить ночной визит. Тогда они рассердятся, и последует бедствие. Курица, свинья, корова, даже ребенок могут заболеть и умереть (Аренсберг 19).37: 187).

Для жен, чья домашняя обязанность состоит в том, чтобы следить за огнем в очаге, их последняя обязанность ночью – тушить пламя огня, не позволяя уголькам полностью погаснуть. Этот обычай «подкреплялся верой в то, что добрые люди, феи, будут недовольны, если ночью для них не будет огня» (Evans 1959: 71). Некоторые утверждают, что эта практика привела к тому, что некоторым пожарам не позволяли тушить более века или с тех пор, как семья могла вспомнить (там же).

Злые, злобные феи представляют постоянную угрозу для фермеров, особенно для их скота и их земель, источников их пропитания и безопасности. Они должны принять все возможные меры предосторожности, чтобы особенно не потревожить волшебное дерево или волшебную тропу. Огорчить их мистических соседей — значит рискнуть увязнуть в невезении всей усадьбе. Беременные женщины должны особенно помнить о магии фей и риске навлечь на себя их гнев:

Считалось, что матери и младенцы особенно подвержены похищению феями, и защитные амулеты прятали в платье ребенка или помещали в колыбель. Когда детей вели крестить […], прихожане клали в одежду ребенка кусок хлеба и сыра. Старый обычай одевать мальчиков в одежду девочек, в длинные платья, пока им не исполнится десять или одиннадцать лет, был объяснен как средство обмана фей, которые всегда высматривали здоровых мальчиков, которых они могли бы заменить слабые «подменыши» (Эванс 1957: 289).

Еще одна работа на ферме, подверженная серьезному риску вмешательства фей, — взбивание масла, основная экономическая деятельность всех сельских домохозяйств. Здоровые коровы, сбивание молока и производство большого количества масла для домашнего хозяйства и на продажу — все это имеет решающее значение для выживания фермы. В результате существует множество ритуалов, запретов и связанных с ними предзнаменований или последствий взбалтывания. Там может быть даже столько потусторонних правил, которым нужно следовать, сколько реальных шагов в процессе производства масла. Как описывает Эванс,

Защитных чар и предсказаний, связанных с взбалтыванием, очень много. Если вы войдете в старинную горную кухню во время сбивания, вас вполне могут пригласить протянуть руку помощи или, по крайней мере, «переложить свой вес на посох», просто чтобы показать, что ваши намерения не злые. Во время сбивания не должно быть дурных слов, никаких ссор, никакого пения или питья: пить что-либо — значит разбавлять молоко. Если молоко разбрызгивается, сбивающему с толку суждено жениться на пьяной подруге. Когда масло, наконец, разбивается, небольшой шарик из него традиционно берут и размазывают по стене или бросают на комод, чтобы принести удачу в дом, возможно, первоначально как подношение феям. А когда сбивание окончено, посох нужно трижды обернуть кругом… (1957: 305).

С таким количеством правил, которым нужно следовать, кажется почти невозможным поддерживать здоровую ферму и семью или производить идеально взбитое масло без большой удачи.

Моральная экономика удачи и случайности

Является ли совпадением то, что самые сложные предсказания, изложенные выше, касаются самых необходимых сельскохозяйственных и домашних дел для ирландских сельских жителей, таких как уход за скотом и производство молока и масла? Понимая истинный источник силы фей, описанный в местном фольклоре, антропологи могут прийти к выводу, что вера в «волшебство фей» связана не только с невидимыми существами или их причудливыми личностями. Вместо этого взаимосвязанная космология магии и случайности может представлять собой общественный механизм преодоления экономических рисков и неопределенности. В обстоятельствах, когда несчастье может постичь домашний скот; или непродуктивный урожай или взбалтывание рискуют потерять доход и лицо в обществе; или ребенок заболевает; или происходит любое количество непредвиденных происшествий; мистические правила заклинаний и предзнаменований действительно могут облегчить тревогу, устранив возможность случайности как причины. Напротив, волшебные предания одновременно очерчивают возможную причину несчастья и систематизируют набор объективных указаний, как его избежать. Удача, можно утверждать, приходит не просто так на ферму случайно .

Для сравнения, как заметил Малиновский (1935: 217) среди жителей Тробрианских островов в своем классическом тексте «Коралловые сады и их магия », «там, где есть важная человеческая деятельность, которая в то же время опасна, подвержена случайностям и не полностью освоены техническими средствами — у тробрианца всегда есть магическая система, свод обрядов и заклинаний, , чтобы компенсировать неуверенность случая и предохраниться от невезения» (выделено мной). Магия фей среди сельских ирландцев эквивалентным образом компенсирует неуверенность.

Чего до сих пор может не хватать в приведенных выше рассказах о злобных феях (т. сказочная магия. Но, по словам Аренсберга:

, фермер также знает, что феи не всегда работают в одиночку. Часто наряду с ними участвует и человеческое агентство. Здесь человек входит в действительно опасный ‘ pisherogues’ , практики злой магии. Человек может совершить обряд или пренебречь предосторожностью таким образом, что это вызовет визит неудачи и бедствия. Он может переносить болезнь и немощь со своей фермы на другую, он может красть масло из чужой маслобойки, он может разрушать, красть, калечить и убивать, побуждая сверхъестественные силы совершить опустошение. Но иногда человек, который вызывает подобное посещение другого, делает это непреднамеренно, невиновный в злом умысле. Человек может быть либо удачливым, либо невезучим; он может использовать волшебную силу, не желая этого (1937: 192-3).

С добавлением человеческих намерений роль сказок в моральной экономике сельского общества становится более очевидной. Другой антропологический коррелят можно найти в анализе Эванс-Причард колдовства как механизма социального выравнивания и модели, объясняющей несчастья в обществе занде в Южном Судане. В «Колдовство, оракулы и магия среди азанде » Эванс-Причард рассказывает, как колдовство дает людям «естественную философию», с помощью которой можно объяснить несчастные случаи, средства реагирования на такие события, а также систему ценностей, регулирующих человеческое поведение (1937: 63).

В культуре азанде колдовство распространено повсеместно (там же). Подобно невидимому сказочному миру, действующему на сельской ирландской ферме, он везде и всегда. Для азанде каждое несчастье приписывается не случайной удаче или случайности, а злонамеренной мести другого человека, спроецированной на кого-то, к кому они питают неприязнь. Как и в случае с магией фей, использование этой силы может быть преднамеренным или непреднамеренным. В результате сама вера в колдовство становится важным уравнительным механизмом, регулирующим антиобщественное поведение или конфликты в обществе. Другими словами, вместо того, чтобы позволить гневу, вине, зависти или ревности назревать между людьми, вера в магию или колдовство рассеивает их.

? В дополнение к Удача и Случай (777) , вы можете попробовать добавить в поиск в eHRAF ​​следующие идентификаторы предмета: Магия (789), Колдовство и Волшебство (754) , или — для Феи — использовать Духи и боги (776) .

 

Что наиболее важно, колдовство для азанде — точно так же, как магия фей или пишерогов в сельской Ирландии — предлагает «почему» как удачные, так и неудачные события. Во вселенной с нулевой суммой труднее всего справиться с собственными катастрофами перед лицом великих успехов соседей. Почему их ? Почему не нам ? Моральная экономия магии, однако, может объяснить, почему удивительная или ужасная вещь, которая произошла с вовлеченным человеком, а не с кем-то еще, что-то, что более распространенный западный дискурс «невезения» или «случайности» не сразу объясняет. делать. Эта простая объяснительная модель неопределенности повседневной жизни объединяется в суеверия и обрабатывается с помощью заклинаний, заклинаний и ритуальных привычек, чтобы защитить людей от неизвестного или, по крайней мере, с надеждой на то, что вся их удача в будущем будет удачей.

Следующие шаги

Вам повезло? Попробуйте провести собственное исследование случайностей, магии фей или колдовства в eHRAF ​​World Cultures. Если вы еще не являетесь участником, бесплатные пробные версии доступны здесь.

 

Ссылки

Аренсберг, Конрад М. (Conrad Maynadier). 1937. «Ирландский земляк: антропологическое исследование». Лондон: Macmillan and Company Limited. https://ehrafworldcultures.yale.edu/document?id=er06-008.

Аренсберг, Конрад М. (Конрад Майнадье), Солон Тутакер Кимбалл и У. Ллойд (Уильям Ллойд) Уорнер. 1940. «Семья и сообщество в Ирландии». Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. https://ehrafworldcultures.yale.edu/document?id=er06-001.

Эванс, Э. Эстин (Эмир Эстин). 1957. «Ирландские народные обычаи». Лондон: Рутледж и Пол. https://ehrafworldcultures.yale.edu/document?id=er06-013.

Эванс-Причард, Э. Э. (Эдвард Эван). 1937. «Колдовство, оракулы и магия среди азанде».