Икона Божьей Матери «Неопалимая Купина»

Од­ним из вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов, ука­зы­вав­ших на Бо­го­ма­терь, бы­ла неопа­ли­мая ку­пи­на — тот куст, ко­то­рый Мо­и­сей ви­дел го­рев­шим в огне, но не сго­рав­шим. Эта ку­пи­на зна­ме­но­ва­ла со­бой непо­роч­ное за­ча­тие Бо­го­ма­те­рью Хри­ста от Ду­ха Свя­то­го. Быв Ма­те­рью, Она оста­лась Де­вой: до рож­де­ства Де­ва, в рож­де­стве Де­ва и по рож­де­стве Де­ва.

Мож­но при­дать и дру­гое еще тол­ко­ва­ние про­об­ра­зу неопа­ли­мой ку­пи­ны: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной гре­ху, не по­знав­шей без­за­ко­ния. В цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях слы­шит­ся этот вет­хо­за­вет­ный сим­вол: «Яко­же ку­пи­на не сго­ра­ше опа­ля­е­ма, та­ко, Де­ва, ро­ди­ла еси». В сти­хи­ре на Бла­го­ве­ще­ние по­ет­ся: «Ра­дуй­ся, Ку­пи­но неопа­ли­мая».

Бла­го­че­сти­вое хри­сти­ан­ское усер­дие по­ста­ра­лось за­кре­пить в ху­до­же­ствен­ном об­ра­зе эту мысль, и от­сю­да воз­ник­ла ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».

По на­род­но­му ве­ро­ва­нию ико­на эта из­бав­ля­ет до­ма по­чи­та­ю­щих ее от ог­ня. Как-то до­ве­лось чи­тать рас­сказ оче­вид­ца, по­пав­ше­го на боль­шой по­жар, охва­тив­ший мно­го зда­ний. Сре­ди них был де­ре­вян­ный до­мик, ко­то­рый не за­го­рал­ся: воз­ле него непо­движ­но сто­я­ла жен­щи­на, дер­жа в ру­ках ико­ну «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». По ее ще­кам тек­ли сле­зы, но ли­цо вы­ра­жа­ло пол­ное спо­кой­ствие и непо­ко­ле­би­мую ве­ру. Вид­но бы­ло, что она не бес­по­ко­ит­ся за свой дом, а пла­чет о несча­стии дру­гих. По­жар оже­сто­чал­ся, а жен­щи­на сто­я­ла непо­движ­но. Оче­ви­дец ушел, удив­ля­ясь этой ве­ре, но ожи­дая, что дом за­го­рит­ся. На сле­ду­ю­щий день он вер­нул­ся к по­жа­ри­щу. На опу­сто­шен­ном по­жа­ри­ще воз­вы­шал­ся один толь­ко до­мик, охра­нен­ный си­лой ико­ны.

«Неопа­ли­мая Ку­пи­на» изо­бра­жа­ет­ся ино­гда в ви­де объ­ято­го пла­ме­нем ку­ста, над ко­то­рым воз­вы­ша­ет­ся ви­ди­мая от по­я­са Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем на ру­ках. Это изо­бра­же­ние ред­ко. Го­раз­до ча­ще изо­бра­жа­ет­ся вось­ми­уголь­ная звез­да, окру­жа­ю­щая Бо­го­ма­терь.

Звез­да со­став­ле­на из двух че­ты­ре­уголь­ни­ков. Один окра­ши­ва­ет­ся в крас­ный цвет — во об­раз пла­ме­ни, дру­гой, на­по­ми­ная зе­лень та­ин­ствен­но­го ку­ста, — в зе­ле­ный. В уг­лах ико­ны — че­ты­ре сим­во­ла, упо­ми­на­е­мые в Апо­ка­лип­си­се Иоан­на Бо­го­сло­ва: че­ло­век, лев, те­лец и орел, а так­же ар­хан­ге­лы с те­ми сим­во­ла­ми, ка­кие усва­и­ва­ет им цер­ков­ное пре­да­ние, — Ми­ха­ил с жез­лом, Ра­фа­ил с ала­вастром, Ури­ил с ог­нен­ным ме­чом, Се­ла­фи­ил с ка­ди­лом, Вара­хи­ил с ви­но­град­ным гроз­ди­ем и Гав­ри­ил с ветвью бла­го­ве­стия. В ру­ках Пре­чи­стой Де­вы по­ме­ща­ет­ся еще ино­гда, кро­ме Мла­ден­ца, ле­стви­ца, при­сло­нен­ная верх­ним кон­цом к пле­чу Бо­го­ма­те­ри — зна­ме­ние то­го, что Она воз­ве­ла че­ло­ве­че­ство от зем­ли на Небо. Пи­шут ино­гда еще вра­та и жезл — сим­вол Спа­си­те­ля, на­зы­ва­е­мо­го в цер­ков­ных пес­нях «жез­лом от кор­ня Ие­се­е­ва».

Од­на из наи­бо­лее древ­них икон «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны» на­хо­дит­ся в мос­ков­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре. Она при­не­се­на в Моск­ву па­ле­стин­ски­ми ино­ка­ми в 1390 го­ду и, по пре­да­нию, пи­са­на на камне той ска­лы, где Мо­и­сей ви­дел та­ин­ствен­ный куст.

В мос­ков­ской церк­ви Неопа­ли­мой Ку­пи­ны, в Ха­мов­ни­ках, сто­ит ико­на, на­хо­див­ша­я­ся неко­гда в «Свя­тых се­нях» при Гра­но­ви­той Па­ла­те двор­ца. Она пре­крас­но­го древ­не­го пись­ма, а раз­ме­ром 1 ар­шин 12 верш­ков дли­ной и 1 ар­шин 7 верш­ков ши­ри­ной. Празд­но­ва­ние этой иконе со­вер­ша­ет­ся два ра­за: 4 сен­тяб­ря, в день па­мя­ти про­ро­ка Мо­и­сея, ви­дев­ше­го «ку­пи­ну», и в ше­стую неде­лю по Па­схе — неде­лю о сле­пом, так как в этот день, по пре­да­нию, бы­ла пе­ре­не­се­на в Ха­мов­ни­ки из Крем­ля ико­на и освя­щен но­вый храм.

За­ме­ча­тель­но со­бы­тие с ри­зой этой ико­ны. В 1812 го­ду фран­цу­зы ее по­хи­ти­ли. Пе­ред остав­ле­ни­ем ими Моск­вы при­шел к свя­щен­ни­ку Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря о. Алек­сию Вве­ден­ско­му поль­ский сол­дат и от­дал ему ри­зу с ико­ны «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны», про­ся воз­вра­тить ее в ту цер­ковь, от­ку­да она взя­та. Сол­дат при­знал­ся, что с тех пор, как он по­хи­тил ри­зу, он не мо­жет най­ти по­коя и его му­чит невы­но­си­мая тос­ка.

В этом же хра­ме сто­ит по­жерт­во­ван­ная в 1835 го­ду и осо­бен­но чти­мая с 1837 го­да дру­гая неболь­ших раз­ме­ров ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». На ней пе­ред Бо­го­ма­те­рью изо­бра­жен мо­ля­щий­ся че­ло­век. В хра­ме хра­нит­ся осо­бая ру­ко­пис­ная служ­ба иконе с при­пис­кой, что на Си­най­ской го­ре есть обы­чай петь эту служ­бу во вре­мя силь­ной гро­зы, «егда мол­ния бы­ва­ет страш­на».

В 1822 го­ду в го­ро­де Сла­вян­ске Харь­ков­ской губ. уча­сти­лись по­жа­ры от под­жо­гов. Жи­те­ли не зна­ли, что де­лать. То­гда бла­го­че­сти­вой ста­руш­ке Бель­ниц­кой бы­ло от­кры­то во сне, что ес­ли на­пи­шут ико­ну «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны» и со­вер­шат пе­ред ней мо­ле­бен, по­жа­ры пре­кра­тят­ся. Бель­ниц­кая рас­ска­за­ла о сне про­то­и­е­рею Ко­стри­чу. Ико­на бы­ла немед­лен­но на­пи­са­на, и по­сле ли­тур­гии пе­ред ней со­вер­ше­но мо­леб­ствие. В тот же день слу­чил­ся но­вый по­жар и об­на­ру­же­на под­жи­га­тель­ни­ца, ма­ло­ум­ная де­ви­ца Мав­ра. Ока­за­лось, что она про­из­ве­ла все по­жа­ры. По­жа­ры по­сле это­го пре­кра­ти­лись, а бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли для ико­ны ки­от с под­пи­сью: «В па­мять 1822 го­да за спа­се­ние гра­да от по­жа­ра». Ико­на сто­ит в Тро­иц­кой церк­ви.

В се­ле Ку­бен­ском Во­ло­год­ской гу­бер­нии так­же есть чти­мая ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».

НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Неопалимая Купина, икона Божией Матери. Средне-русская икона кон. XVI в., иконостас Преображенского собора Соловецкого монастыря. Дерево, темпера, 164 х 135 см.

Икона Божией Матери «Неопалимая купина»

Празднование 4 сентября

Описание

Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов — неопалимую купину, т. е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. Горящая но несгорающая купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого, при котором Она, став Матерью, осталась Девой. Также бытует другое прочтение прообраза: Богоматерь, родившись в мир грешных людей, пребыла непричастной греху.

Чаще ныне встречается более поздний, символико-аллегорический образ Божией Матери «Неопалимая Купина». На иконе можно видеть восьмиугольную звезду, окружающую поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа. Звезда составлена из двух острых четырехугольников с вогнутыми краями, один из которых окрашен в красный цвет – образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, – в зеленый. В углах иконы – четыре символа Евангелистов, а также архангелы с теми символами, какие предписывает им церковное предание, – Михаил с жезлом, Рафаил с сосудом-алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградной гроздью и Гавриил с веткой благовестия. В руках Пречистой Девы изображается еще иногда лествица, касающаяся плеча Богоматери – знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл – символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева». Поля иконы бывают заполнены воспевающими Богоматерь и поклоняющимися Ей небесными силами и ангелами стихий — росы, грозы, мрака, мороза, льда, огня и т. д.

Неопалимая Купина, икона Божией Матери

Более древняя форма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» более дословна — она изображает объятый пламенем куст, над которым возвышается Богоматерь с Богомладенцем на руках или с воздетыми руками — в позе Оранты или Знамения. Перед кустом изображается коленопреклоненный пророк Моисей.

История

Одна из наиболее древних известных на Руси Богородичных икон «Неопалимой Купины» была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, написана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст. Эта святыня была помещена в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

В середине XVI века возникла символико-аллегорическая композиция иконы «Неопалимая Купина.» Она стала одной из самых распространенных в России в XVI-XIX веках чудотворных икон Богоматери, почитавшейся как защитница от стихийных бедствий, особенно от пожара. Празднование иконе 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, было установлено в 1680 году.

Иконы храма в Хамовниках

Чтимый образ «Неопалимой Купины» был, по преданию, в «Святых сенях» Грановитой Палаты, откуда перенесен в Московскую церковь Неопалимой Купины в Хамовниках. Эта икона прекрасного древнего письма сделалась особо чтимой и празднование ей совершалось два раза: 4 сентября и в шестую неделю по Пасхе – Неделю о слепом, — так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм. Известен случай, когда поляк, солдат Наполеоновской армии, в 1812 году похитил с этой иконы драгоценную ризу, н перед уходом из Москвы с покаянием вернул её священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому.

В 1835 году церкви в Хамовниках был пожертвован еще один образ «Неопалимой Купины,» особо чтимый с 1837 года. На иконе небольших размеров был изображен молящийся человек. В храме хранилась и особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе был обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».

Вместе с исчезновением храма эти святыни были также утрачены

Славянский список иконы Божией Матери Неопалимая Купина

Славянская икона

В новое время чудотворный образ «Неопалимая Купина» особенно прославился после событий 1822 года в городе Славянске Харьковской епархии. В том году в городе стали случаться мощные опустошительные пожары от поджогов, но многочисленные попытки обнаружить поджигателя были бесплодны. Однажды благочестивой старушке Бельницкой было явлено во сне, что если будет написана икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и отслужен перед нею молебен, то пожары прекратятся. Икона была тотчас написана лучшими мастерами, и после Литургии перед ней был совершен молебен.

В тот же день случился новый пожар, при котором была задержана поджигательница – полоумная девица Мавра. После этого пожары прекратились, а благодарные жители Славянска устроили для иконы дорогой киот с надписью: «В память 1822 года за спасение города от пожара».

С тех пор почитание иконы, а особенно ее Славянского списка в Воскресенском храме, укрепилось в этом краю и далеко за его пределами. 12 сентября 2008 года президент Украины подписал указ, установивший новый профессиональный праздник – день спасателя Украины — в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая купина». В начале XXI века в Славянск помолиться перед образом люди ехали не только с Украины, но и из России и Белоруссии.

Икона «Неопалимая Купина» (Синайская)

Молитвы

Особая служба в честь этой иконы была составлена архимандритом Фотием (Спасским) [1].

Тропарь, глас 4

Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.

Ин тропарь, глас 4

Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей,/ показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже,/ огнь Божества неопальне во чреве Приимшую/ и нетленну по Рождестве Пребывшую,/ Тоя молитвами от пламене страстей избави нас/ и от огненных запалений град Твой сохрани,/ яко Многомилостив.

Кондак, глас 8

Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в нейже Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших.

Молитва

О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

См. также

  • Ряд разных молитв перед иконой, акафист, и собрание изображений:
    • http://pravicon.com/icon-205
  • Качественные изображения ряда старых списков с атрибуцией:
    • http://vk-gdety.livejournal.com/263022.html

Использованные материалы

  • Страница иконного каталога сайта PravIcon.ru:
    • http://pravicon.com/icon-205
  • Страница календаря портала Православие.ру:
    • http://days. pravoslavie.ru/name/2914.htm
  • «Неопалимая купина (икона),» Энциклопедический словарь, 2009:
    • http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/83669/НЕОПАЛИМАЯ
  • «День празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»,» портал Донбасс Православный, 17 сентября 2009:
    • http://www.ortodox.donbass.com/news/200909/kupina.htm


[1]  Страница официального сайта Новгородского Юрьева монастыря, http://georg.orthodoxy.ru/hramy.htm

Иконы Богородицы Неопалимой Купины на Синае


Византийские иконы – Богородица (Богоматерь)

Церковная металлоконструкция, миниатюра, печатные иконы

Божия Матерь была вездесущей на Синае с тех пор, как Моисей увидел Видение Богородицы в образе Неопалимой Купины у подножия горы Синай.

46 Синайский монастырь. Святая Екатерина, Богородица Кустовая и пророк Моисей, фрагмент переносной иконы, XIII век [Комната 2, 7. 5]. Архив Синайского монастыря, HJ

ЧТЕНИЕ 7 МИН.

Богородица была вездесущей на Синае с тех пор, как Моисей увидел Видение Богородицы в виде Неопалимой Купины у подножия горы Синай. Он услышал голос Божий, который просил его снять сандалии, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:1-5).

Впоследствии Бог явился Моисею на Синае и передал ему Скрижали Закона. Превращение горы Синай в одно из величайших мест Ветхого Завета создало подходящие условия для проживания отшельников по крайней мере с четвертого века до середины шестого века, когда они попросили императора Юстиниана основать укрепленный монастырь. у подножия горы Синай, на том месте, где еще стоял Неопалимая Купина. Следовательно, монастырь был посвящен Деве Буша.

Хотя посвящение монастыря изменилось, скорее всего в начале тринадцатого века, с Богородицы Неопалимой Купины на Святой Екатерины, после того, как он стал хранилищем тела Святой Екатерины, это не уменьшило статуса Богородицы в Синай. Наоборот, если мы посмотрим на сохранившиеся в монастыре иконы, то число икон с изображением Богородицы самое большое, не только по сравнению с иконами святой Екатерины, но и с иконами самого Христа, хотя базилика монастыря была посвящена к Преображению Христову.

Среди множества изображений Божией Матери на переносных иконах на Синае особое внимание следует уделить иконам Богородицы Купины, так как это наиболее синайское ее изображение. Это святая икона Божией Матери на Синае. Однако странно, что образ Божией Матери в образе Неопалимой Купины впервые появляется на иконах Синайских довольно поздно. Самое раннее сохранившееся изображение Богородицы на Синае, в котором Она вписана как Μήτηρ Θεοῦ ἡ τῆς Βάτου («Богоматерь куста»), изображает Богородицу в иконографическом типе Кириотиссы. Эта икона подписана живописцем Петросом, присутствие которого в монастыре документально зафиксировано в 1220-х годах. Работа Петроса, возможно, во многом связана с визитом иерусалимского патриарха Евфимия II на Синай. Последний умер на Синае и был похоронен в монастыре. На его мраморном надгробии, все еще стоящем в северо-восточном углу монастырской базилики, есть надпись на арабском и греческом языках с указанием даты его смерти — 13 декабря 1223 года. На иконе художника Петроса изображены Моисей со Скрижалями Закона и Евфимий II, молящийся, по обе стороны от Богородицы Влахернитиссы, в образе полной стоящей Богородицы, оран, с Младенцем Христом в медальоне перед Ее грудью. Эта икона, вероятно, была написана примерно во время смерти Евфимия II, так как он упоминается в ней как μακάριος («блаженный»). Вероятно, эта икона висела рядом с его могилой. Самое раннее сохранившееся изображение Богородицы в виде Неопалимой Купины вместе с Моисеем, снимающим сандалии, сегодня находится не на Синае, а в Иерусалиме. Это икона конца XII века, хранящаяся в греческом православном патриархате Иерусалима. Богородица восседает в центре пылающего куста, а сверху к ней приближается ангел. Медальон с Младенцем Христом перед ее грудью сближает это изображение с иконографическим типом Влахернитиссы. В правой руке она держит веретено, как будто это сцена Благовещения. Следует отметить, что уже к четвертому веку разные отцы церкви истолковывали чудо с Неопалимой купиной как ветхозаветную притчу о Деве Марии как сосуде для рождения Христа.

47 Синайский монастырь, Католикон, апсида придела св. Иакова Адельфотеоса (св. Иакова, брата Господня). Богородица Купина среди иерархов, XIII век.
Архив Синайского монастыря, HJ

Резонно задаться вопросом, почему такой важный образ, как Богородица Купина, ставшая иконой locus Santus Божией Матери на Синае, не приобрела своего иконографического типа, а была основана на образе Богородицы Кириотиссы. и, иногда, на Богородице Влахернитиссе, обе из которых имеют неоспоримое константинопольское происхождение.

На иконе на Синае со святой Екатериной и Богородицей Кириотиссой пылающий куст стелется от земли и покрывает тело Богородицы (Комн. 2, 7.5). На этой иконе Моисей в уменьшенном масштабе изображен между святой Екатериной и Богородицей и стоит перед кустом, сняв сандалии. Второй Моисей, также в миниатюре, стоит справа от Богородицы, воздевая правую руку. Эта икона, обычно датируемая тринадцатым веком, на мой взгляд, имеет многие черты стиля Петроса. Если принять эту связь, то икона, скорее всего, была написана в 1220-е годы.

В другой иконе на Синае, диптихе со святым Прокопием на левой створке и Богородицей Киккотиссой на правой, Богородица Неопалимой Купины, написанная на верхней раме правой створки, приняла другую иконографию: орант Богородица, в бюсте, полностью погруженная в пылающий куст. Это сближает изображение Богородицы Купины с иконографическим типом Влахернитиссы, и это связывает его с иконой сегодня в Греческой Православной Патриархии в Иерусалиме, уже упомянутой выше.
Хотя этот краткий очерк посвящен иконам, уместно принять во внимание фресковое изображение Девы Неопалимой Купины в апсиде часовни святого Иакова, расположенной в северо-восточном углу Синайской базилики (Фот. 46). Богородица Купина изображена в центре композиции между святыми Иаковом и святым Иоанном Златоустом слева и святыми Василием и Моисеем справа. Ее изображение следует иконографической формуле оранской Богородицы с открытым жестом рук, в то время как пламя Буша охватывает ее фигуру. Датировка этой фрески пятнадцатым веком, предложенная Манолисом Хацидакисом, была оспорена Воиславом Джури, а совсем недавно Георгием Парпуловым, который предложил дату тринадцатого века. Эта дата тринадцатого века кажется более убедительной для этой фрески, что также дает основания для ее приписывания Петросу.

Из этого краткого обзора следует важность особого статуса монастыря на Синае в развитии образов Девы Неопалимой Купины. Это важный случай развития новой иконографии в регионе, а не в Константинополе. Это могло быть вызвано и такими местными обстоятельствами, как обнаружение мощей св. Буша, предсказавшего рождение Христа во чреве девы. МВ

Продолжайте читать

Поддержите Свято-Екатерининскую обитель на проторенной Богом горе Синай

Пожертвовать

Чудотворная иконография и символика иконы «Неопалимая Купина»

Чудотворная иконография и символика иконы «Неопалимая Купина»

+1-917-658-5075

Русское иконописное искусство — это действительно интересное явление, которое не заканчивается почитанием чудотворных образов. Священные картины и легенды, связанные с ними, имеют определенные дни, посвященные их празднованию. Например, день иконы Неопалимой Купины отмечается 17 сентября (или 4 сентября по старому стилю). Этот день также считается днем ​​памяти пророка Моисея. Церковь отмечает эту дату чтением акафиста и устроением молитв.

Неопалимая Купина, также известная как Неопалимая Купина, представляет собой одно из ветхозаветных изображений Пресвятой Богородицы. Согласно церковному преданию, Моисей, который в то время был еще пастухом, видел терновник, охваченный огнем, но не сгоревший дотла. Это необыкновенное событие ознаменовало непорочное зачатие Иисуса Христа – Дева Мария зачала будущего Спасителя от Духа Святого. Несмотря на то, что она стала Матерью, она все еще была девственницей и оставалась чистой даже после рождения Мессии. Такая невероятная история легла в основу создания одного из самых почитаемых изображений Божией Матери – иконы «Неопалимая Купина».

Существует и другая интерпретация икон Неопалимой купины. Пресвятая Дева родилась в этом грешном мире, но осталась невинной и не вкусила ни беззакония, ни греха. Благочестивые верующие христиане хотели отразить эту проповедническую идею в дивном религиозном образе, поэтому и появились эти высокочтимые иконы России.

Описание и символика иконы «Неопалимая Купина»

На небесной картине изображены два вогнутых ромба; их края образуют восьмиконечную звезду, которая служит центром изображения. Один из ромбов олицетворяет пережившую пожар Богоматерь – ее лицо обычно нарисовано на зеленом или синем фоне. Вторая фигура, выполненная в ярко-красных тонах, символизирует огонь.

В центре священного произведения Пресвятая Богородица держит Младенца в одной руке и маленькую лестницу в другой. Горящий терновый куст также отражен в религиозной живописи. Лестница выступает как символ Сына Божия, нисходящего на грешную Землю. Возле лестницы можно увидеть гору, символизирующую восхождение.