Отче наш как правильно читать: Как правильно читать молитву «Отче наш» – Православный журнал «Фома»
Содержание
«Отче наш» — главная молитва православного человека / Общество / Независимая газета
Тэги: Отче наш текст, молитва, Отче наш на русском, толкование, Отче наш читать, текст молитвы, молитва полностью, читаем отче наш
Молитва «Отче наш» — важнейшая для христиан самых разных течений. Короткий текст молитвы на русском языке православные нередко произносят несколько раз в день. Иногда можно молитву «Отче наш» читать полностью, иногда удобнее читать «Отче наш» в сокращенном виде. Текст молитвы может произноситься как стихотворение или нараспев, с определенным ударением. Первые варианты «Отче наш» содержатся в двух Евангелиях.
В Евангелии от Матфея молитва «Отче наш» полностью выглядит так:
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
В Евангелии от Луки текст молитвы «Отче наш» прочитать можно в следующем виде:
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое;
Да приидет Царствие Твое;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;
И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Заметим, что в варианте Луки этом виде в молитве отсутствует последнее предложение, которое считают более поздним добавлением в Евангелие от Матфея.
Важно отметить, что текст молитвы «Отче наш» за несколько веков претерпел некоторые изменения, которые связаны со сменой языковых норм. В современной традиции молитву «Отче наш» с ударениями принято читать так:
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х!
Да святи́тся имя Твое́,
да прии́дет Ца́рствие Твое́,
да бу́дет во́ля Твоя,
я́ко на небеси́ и на земли́.
Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь;
и оста́ви нам до́лги наша,
я́коже и мы оставля́ем должнико́м нашим;
и не введи́ нас во искуше́ние,
но изба́ви нас от лука́ваго.
В последнее время можно слушать молитву «Отче наш» и в таком варианте:
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё;
Да приидет Царствие Твоё;
Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
Хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Толкование молитвы «Отче наш» — дело, которым занимались наиболее влиятельные отцы Церкви. Некоторые верующие призывают «Отче наш» 40 раз в день слушать. Некоторые считают, что лучше 40 раз «Отче наш» читать. Исследователи связывают число 40 с древними религиозными традициями, имеющими еще ветхозаветные корни. Напомним, в Библии пророк Моисей 40 лет водил по пустыне еврейский народ, пока не достиг Земли Обетованной, 40 дней длилось пребывание пророка Моисея на горе Синай, где им были получены Скрижали Завета, также 40 дней длился пустынный пост Христа, 40 дней прошло между Воскресением Иисуса Христа и его Вознесением.
В декабре 2017 года Папа римский Франциск заявил, что переводы этой важнейшей молитвы на английский и некоторые другие языки несовершенны. В частности, понтифик заметил, что ее часть с фразой «не введи нас во искушение» может быть воспринята так, что это «бог выбирает, ввести ли человека в искушение или нет». «Это нехороший перевод, потому что делает намек на то, что бог провоцирует на искушение», – заявил Папа и напомнил, что во Франции текст уже поменяли, и теперь он звучит на французском так: «не позволь нам поддаться искушению». В результате перевод четко отражает исходное послание – вся вина в искушении лежит на человеке и только на нем самом.
Молитва «Отче наш»: структура и значение
Как возникла молитва Отче наш?
Молитва Отче наш возникла в ответ на просьбы учеников Иисуса, которые увидели своего Учителя молящимся и захотели научиться от Него Самого, как следует правильно молиться.
Каково положение Отче наш среди других молитв?
Отче наш – это «самая совершенная молитва» (св. Фома Аквинский) и «краткое содержание всего Евангелия» (Тертуллиан).
Отче наш – это больше чем молитва, это дорога, которая ведёт прямо в сердце нашего Отца. В древней Церкви её сообщали при крещении, после чего христиане произносили её трижды в течение дня. И у нас тоже не должно быть ни дня, когда бы мы не пытались произнести Молитву Господню устами, прочувствовать сердцем и воплотить её в нашей жизни.
* * *
Как звучит Отче наш?
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё,
да придёт Царствие Твоё,
да будет воля Твоя
и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас во искушение,
но избавь нас от лукавого.
Ибо Твоё есть царство, и сила,
и слава вовеки. Аминь.
По-латыни:
Pater noster, qui es in caelis;
sanctificetur nomen tuum; adveniat regnum tuum,
fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra.
Panem nostrum quotidianum da nobis hodie;
et dimitte nobis debita nostra,
sicut et nos dimittimus debitoribus nostris;
et ne nos inducas in tentationem;
sed libera nos a malo.
Quia tuum est regnum, et potestas, et gloria
in saecula. Amen.
* * *
См. также ККЦ 2761–2772, 2774, 2776
Какова структура молитвы «Отче наш»?
Отче наш состоит из семи прошений к милосердному Отцу Небесному. Первые три прошения касаются Бога и того, как мы должны Ему служить. Последние четыре прошения возносят перед нашим Отцом Небесным наши основные человеческие нужды.
Почему мы можем называть Бога «Отцом»?
Мы дерзаем обращаться к Богу как к Отцу потому, что Иисус приблизил нас к Себе и сделал нас Божьими детьми. В общении с Ним, «сущим в недре Отчем» (Ин 1, 18), мы имеем право взывать «Авва, Отче!»
* * *
«Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»». (Рим 8, 15).
* * *
См. также ККЦ 2777–2778, 2797–2800, 2803–2806, 2857
Как могут люди говорить Богу «Отче», если они были мучимы или оставлены своим земным отцом, родителями?
Человеческие отцы и матери иногда искажают образ доброго Бога-Отца. Но наш Отец Небесный вовсе не идентичен нашим пред ставлениям о земных родителях. Мы должны очистить образ Бога от всех наших личных представлений, чтобы получить возможность встретить Его безоговорочным доверием.
Даже люди, ставшие жертвами насилия со стороны собственного отца, могут научиться молитве Отче наш. Порой это задача всей их жизни – обрести любовь, в которой им жестоко отказали люди, но которая чудесным образом существует и превышает человеческое разумение.
* * *
«Бог никогда не перестаёт быть Отцом Своих детей» (Св. Антоний Падуанский (1195–1231), священник-францисканец, проповедник, Учитель Церкви).
* * *
См. также ККЦ 2779
Как изменяет нас Отче наш?
Отче наш позволяет нам радостно обнаружить, что все мы – дети одного Отца. Наше общее призвание состоит в том, чтобы восхвалять нашего Отца и жить друг с другом, имея «одно сердце и одну душу» (Деян 4, 32).
Бог Отец любит всех своих детей той же самой исключительной любовью, как если бы все мы были единственным существом, снискавшим Его расположение, а поэтому и мы должны абсолютно по-новому относиться друг к другу: быть исполненными мира, внимания и любви – так, что каждый может стать восхитительным чудом, каковым он и является пред лицом Бога.
* * *
«Все творения – дети одного Отца и потому – братья» (Св. Франциск Ассизский).
* * *
«Христианин говорит не «Отче мой», но «Отче наш», даже молясь в уединении за закрытой дверью, потому что знает, что в любом месте, в любых условиях он является членом единого Тела» (Бенедикт XVI).
* * *
См. также ККЦ 2787–2791, 2801
Если Отец – «сущий на небесах», то где эти небеса?
Небеса там, где Бог. Слово «небо, небеса» не описывает какое-то место, оно лишь указывает на существование Бога, Который не привязан ни к месту, ни ко времени.
Мы не должны искать небеса за облаками. Всякий раз, когда мы обращаемся к Богу в Его славе и к ближнему нашему в его нужде, когда мы познаём радость любви, когда мы обращаемся к Богу и примиряемся с Ним, тогда раскрываются небеса. «Не там, где небо, там и Бог, а наоборот: там где Бог, там и небо» (Герхард Эбелинг).
* * *
«Мы произносим все вместе в молитве Господней: «Отче наш». Так говорит император, нищий, слуга, господин. Все они братья, ибо один у них Отец» (Св. Августин).
* * *
«Рай на земле – всюду, где люди преисполнены любовью к Богу, ближнему и самому себе» (Св. Хильгегарда Бингенская (1098–1179), немецкая монахиня, поэт, композитор, мистик, Учитель Церкви).
* * *
См. также ККЦ 2794–2796, 2803
Что значит «Да святится имя Твоё»?
Святить Имя Божие – значит ставить Его превыше всего.
«Имя» в Священном Писании отражает подлинную сущность личности. Святить имя Божье значит воздавать должное Его истинности, признавать Его, восхвалять Его, воздавать должное почитание и жить по Его заповедям.
Что значит «Да придёт Царствие Твоё»?
Когда мы просим, о пришествии Царствия Божьего, мы призываем Христа, как Он обещал, вернуться вновь, и чтобы окончательно утвердилось на земле господство Бога, которое уже приблизилось.
Франсуа Фенелон сказал: «Хотеть всего, чего хочет Бог, всегда хотеть этого, при всех обстоятельствах и без каких-либо ограничений – вот Царствие Божие, которое глубоко внутри».
* * *
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14, 17).
* * *
«Благая весть Иисуса сосредоточена на провозглашении Царства Божия, которое называет Бога источником и центром нашей жизни, и говорит нам: только Бог – спасение человека. И мы можем видеть в истории последних столетий, что в государствах, в которых «отменили» Бога, погибла не только экономика, но и прежде всего, погибли души» (Бенедикт XVI).
* * *
См. также ККЦ 2807–2821, 2858-2859
Что значит «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе»?
Когда мы молимся о вселенском осуществлении воли Божьей, мы просим, чтобы и на земле, и в нашем собственном сердце всё было так, как уже есть на небе.
Пока мы не перестанем полагаться исключительно на наши собственные планы, нашу волю и наши представления, земля не может стать небом. Один хочет того, другой – этого. А наше счастье мы находим только тогда, когда мы вместе желаем того, чего хочет Бог. Молиться – значит постепенно, шаг за шагом давать на этой земле место Божьей воле.
* * *
«Полное самоотречение означает с улыбкой принимать то, что Он даёт и что Он отнимает… Давать, чего всегда жаждут, – даже если речь идёт о твоём достойном имени или твоём здоровье – вот это отречение, в котором ты становишься свободным» (Мать Тереза).
* * *
См. также ККЦ 2807–2821, 2858-2859
Что значит «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»?
Просьба о хлебе насущном делает нас людьми, которые во всём полагаются на доброту своего Небесного Отца, в том числе, ожидая жизненно необходимых материальных и духовных даров. Ни один христианин не может высказать эту просьбу без того, чтобы не подумать о своей реальной ответственности за тех людей в мире, у которых нет самого необходимого для жизни.
Почему человек живёт не хлебом единым?
«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф 4, 4; по Втор 8,3).
Этот отрывок из Писания напоминает нам о том, что люди испытывают духовный голод, который нельзя утолить материальными средствами. Можно умереть от недостатка хлеба, но можно умереть и оттого, что получаешь только хлеб. В более глубоком смысле нас питает Тот, Кто имеет «глаголы вечной жизни» (Ин 6, 68), той пищей, которая никогда не испортится (Ин 6, 27) – святой Евхаристией.
* * *
«Существует голод, удовлетворяемый обычным хлебом, но существует также жажда любви, добра и взаимного внимания – и это великая нищета, от которой люди сегодня так сильно страдают» (Мать Тереза).
* * *
«Отче, сущий на небесах, я не прошу ни о здоровье, ни о болезни, ни о жизни, ни о смерти, но чтобы ты располагал моим здоровьем и моей болезнью, моей жизнью и моей смертью к Своей Славе и к моему благу. Ты один знаешь, что мне полезно. Аминь!» (Блез Паскаль).
* * *
См. также ККЦ 2828–2835, 2861
Что значит «Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»?
Милосердное прощение, которое мы хотим получить, неотделимо от прощения, которые мы дарим другим. Если мы сами не милосердны и не прощаем друг друга, то и милосердие Божье не достигнет нашего сердца.
Многие люди всю свою жизнь борются с невозможностью простить. Глубокая блокада непримиримости в конце концов может быть снята лишь пред ликом Бога, Который принял нас, когда «мы были ещё грешниками» (Рим 5, 8). У нас есть добрый Отец, поэтому в жизни возможны прощение и примирение.
* * *
«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4, 20).
* * *
См. также ККЦ 2838–2845, 2862
Что значит «Не введи нас во искушение»?
Мы каждый день и каждый час подвергаемся опасности впасть в грех и сказать «нет» Богу, поэтому мы молим Его, чтобы Он не оставил нас беззащитными во власти искушения.
Иисус, Который Cам был искушаем, знает, что мы – слабые люди и не способны собственными силами противостоять злу. Он благ и даёт нам это прошение в Отче наш, которое научит нас в час испытаний доверять помощи Бога.
* * *
«Кто не был искушаем, тот не испытан; кто не испытан, тот не двигается вперёд» (Св. Августин).
* * *
См. также ККЦ 2846–2849
Что подразумевается, когда говорится «Избавь нас от лукавого»?
Под «лукавым» в Отче наш понимается не какая-то негативная духовная сила или энергия, а личностное зло, которое в Священном Писании выступает под именами искуситель, отец лжи, сатана или дьявол.
Никто не может отрицать, что зло в мире обладает опустошающей силой, что мы окружены дьявольскими внушениями и в истории часто происходят демонические процессы. Только Священное Писание называет вещи своими именами: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» (Еф 6, 12). Прошение молитвы Отче наш об избавлении от лукавого представляет всю нищету этого мира перед Богом и молит о том, чтобы Бог, Всемогущий, избавил нас от этой нищеты, как это находит своё выражение в частности в эмболизме.
* * *
«Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин 5, 19).
* * *
ЭМБОЛИЗМ (от греч. emballein – включать, вставлять) – одно из используемых в Святой Мессе дополнений к молитве «Отче наш»: «Избавь нас, Господи, от всякого зла, даруй милостиво мир во дни наши, чтобы силою милосердия Твоего мы были всегда свободны от греха и ограждены от всякого смятения, ожидая исполнения блаженного упования и пришествия Спасителя нашего Иисуса Христа».
* * *
См. также ККЦ 2850–2854, 2864
Почему мы завершаем молитву «Отче наш» словом «Аминь»?
Христиане, как и иудеи, с древнейших времён завершают все свои молитвы словом «Аминь» и тем самым говорят: «Да будет так».
Когда человек после своих слов говорит «Аминь», – «Аминь» для своей жизни и своей судьбы, «Аминь» для радости, которая его ожидает, – тогда земля и небо сходятся и мы приходим к цели: к Той Любви, Которая нас в самом начале и создала.
* * *
См. также ККЦ 2855–2856, 2865
Источник: http://рускатолик.рф
Фото: www.Ieshua.org
Понимание молитвы «Отче наш» строка за строкой – «Отче наш»
Объяснение «Отче наш», или молитва «Отче наш»
Вопрос «Как мы молимся?» это то, о чем часто спрашивают, и то, что тысячи лет назад было задано учениками. В Евангелии от Луки 11:1-4, когда один из учеников Иисуса спросил Его: «Господи, научи нас молиться», Иисус ответил, дав нам молитву, которую мы читаем бесчисленное количество раз на протяжении всей нашей жизни, — «Отче наш», также известную как «Отче наш». Молитва Господня.
Что такое молитва Господня?
Иисус поручил Своим ученикам и нам:
«Молись же так»
- 1. Отец наш, Сущий на небесах
- 2. Да святится Имя Твое
- 3. Да приидет Царствие Твое
- 4. Да будет воля Твоя на земле, как и на небе
- 5. Хлеб наш насущный дай нам на сей день
- 6. И прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас
- 7. И не введи нас в искушение
- 8. Но избавь нас от лукавого.
- 9. Аминь.
Размышление над смыслом молитвы «Отче наш»
Эта короткая молитва произносится всего за 15-20 секунд, но наполнена невероятным смыслом. Если когда-либо и существовала молитва, резюмирующая нашу веру и то, что выражено в Евангелиях, то это «Отче наш». Размышляя над этой молитвой, святитель Киприан Карфагенский, епископ III века, писал: «Дорогие мои, молитва Господня содержит много великих тайн нашей веры. В этих немногих словах великая духовная сила, ибо в этом кратком изложении божественного учения заключены все наши молитвы и прошения».
Если вы были практикующим католиком с детства, вы читали эту молитву больше раз, чем можете сосчитать. Как и все, что мы делаем постоянно, произнесение этой молитвы про себя или вслух становится второй натурой.
Важно напоминать себе остановиться и подумать над словами, которые мы произносим. С помощью религиоведов и священнослужителей давайте подробнее рассмотрим, что означает каждая строка и как мы можем применить эту молитву в своей жизни. Потому что, как писал Папа Бенедикт XVI, «Смысл «Отче наш» выходит далеко за рамки простого предоставления молитвенного текста. Он направлен на то, чтобы сформировать наше существо, научить нас внутреннему отношению Иисуса».
Если когда-либо и существовала молитва, резюмирующая нашу веру и то, что выражено в Евангелиях, то это «Отче наш».
Нажмите, чтобы твитнуть
Папа Бенедикт XVI
Значение «Отче наш» выходит далеко за рамки простого предоставления текста молитвы. Она направлена на то, чтобы сформировать наше существо, научить нас внутреннему отношению Иисуса.
1. Отец наш, сущий на небесах
Мы начинаем эту молитву с исповедания нашей основной религиозной веры в то, что Бог — это наш Небесный Отец — Тот, Кто все знает и всемогущ. Обратите внимание, что Иисус не велел нам говорить «Мой Отец», а подчеркнул «Отче наш». Исследователь Священных Писаний Джон Мейер объясняет, что в Божьем Царстве мы не живем как отдельные личности, а «мы переживаем Божье отцовство как члены церкви, семьи Иисуса-Сына». Это напоминает нам о том, что мы признаем всех окружающих нас детьми Божьими и относимся к ним соответственно.
2. Да святится Имя Твое
Святится – это другое слово, обозначающее святой или освященный. Когда мы говорим «да святится имя Твое», мы не только говорим Богу: «Я признаю, что Ты свят», но, что более важно, мы просим, чтобы Его имя было признано всеми во всем мире как высшая святая сила — что однажды (скорее раньше, чем позже) все узнают, что Он праведный, могущественный и единый истинный Бог для всех.
3. Да приидет Царствие Твое
Эта петиция имеет двойное значение. Во-первых, мы просим, чтобы Божье Царство (где есть только добро, честность и любовь друг к другу) окружало нас в нашей повседневной жизни. Во-вторых, мы молимся об исполнении обещания Господа, что Он вернется в конце времен и дарует нам вечную жизнь.
4. Да будет воля Твоя на земле, как и на Небесах
Этими словами мы просим Божьей благодати побудить нас исполнять Его волю на протяжении всей нашей жизни. Это означает делать все, что угодно нашему Отцу, даже самые трудные, будь то что-то большое, например, переезд пожилого родителя в наш дом или добровольное участие раз в неделю в благотворительной столовой, или что-то такое незначительное, как отказ от еды. место для парковки или не звонить лучшему другу, чтобы распустить пикантные сплетни. Конференция католических епископов Соединенных Штатов говорит: «Вверяя себя [Христу], мы можем стать с Ним одним духом и тем самым исполнить Его волю…»
5.
Хлеб наш насущный дай нам день
Здесь мы признаем, что все, в чем мы нуждаемся, приходит к нам от Бога. Мы просим, чтобы Бог продолжал давать нам не только пищу, необходимую для питания, но и Хлеб Жизни, Евхаристию.
6. И прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешивших против нас
Это тяжело. Нам может быть легко просить Бога простить нам наши «проступки» или грехи, но Бог в своей бесконечной мудрости учит нас, что для того, чтобы Он простил наши проступки, мы должны сначала простить тех, кто причинил нам боль. Бог не сложен, Он учит нас тому, что, когда в наших сердцах есть горечь и гнев, нет места для Его любви, чтобы наполнить наши сердца. Как мы можем просить Бога быть милостивым и простить наши грехи, если мы держим обиду или отказываемся прощать того, кто обидел нас? Простить кого-то часто легче сказать, чем сделать. Только Бог может дать нам силы сделать это через молитву.
7. И не введи нас в искушение,
Искушение и грех идут рука об руку. Когда мы сталкиваемся лицом к лицу с искушением, иногда бывает трудно устоять. Вот почему нам нужен Отец, чтобы воздвигнуть преграды и увести нас от пути искушения.
8. Но избавь нас от лукавого.
Зло — неприятная реальность в нашем мире. Дьявол всегда пытается искушать нас и делает своей основной работой поиск способов увести нас с правильного пути на неправильный. Дьявол не имеет власти над Богом, и когда мы молим Бога о защите от всего зла, Он защитит нас — всегда.
Есть много волнующих молитв, которые мы можем произнести, но когда дело доходит до одной молитвы, которая объединяет основные аспекты нашей веры и резюмирует их в нескольких коротких строках, «Отче наш» является идеальной молитвой.
Молиться Отцу – духовная привилегия
Семейное дело
Первое слово молитвы «Отче наш» в нашем английском переводе — «Наш» (Мф. 6:9), но первое слово в греческом — pater , отец. Иногда можно услышать молитву «Отче наш», которая называется «Отче наш», что происходит от первых двух слов латинской версии молитвы. Интересно, что есть старый тип лифта, называемый патерностер, который встречается в основном в Европе. В нем есть несколько деревянных платформ, которые вращаются вверх и вниз без остановки. Чтобы кататься на патерностере, вы должны наступать и сходить, когда он движется. По мнению некоторых людей, устройство называется патерностер, потому что приспособление напоминает четки. Мне сказали, что это название произошло от людей, которые молились каждый раз, когда осмелились использовать эту штуку.
Матфея 6:9 не о лифтах (даже если это возвышенная речь!). Опять же, мы, вероятно, слишком хорошо знакомы с молитвой, чтобы должным образом удивляться тому, что она говорит. Бог вселенной — Бог, сотворивший мир из ничего; Бог Авраама, Исаака и Иакова; Бог десяти язв и Красного моря; Бог облака славы в скинии; Бог, потрясающий ливанские кедры; Бог, явившийся Даниилу как великий Ветхий днями; Бог, перед которым никто не может стоять лицом к лицу и жить, — Иисус хочет, чтобы мы называли этого Бога «Отцом».
Кевин ДеЯнг
В книге «Отче наш» Кевин ДеЯнг подробно исследует Божью модель молитвы, давая читателям более глубокое понимание ее содержания и значения, а также того, как она работает в жизни народа Божьего.
Сокровенно молиться Богу как отцу не является правом человека; это духовная привилегия. Это привилегия для народа Божьего, рожденного свыше Духом Божьим. «Всем принявшим его, уверовавшим во имя его, он дал право стать чадами Божиими, рожденными не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения человека, но от Бога» ( Иоанна 1:12–13). Это не наше естественное человеческое право по рождению называть Бога «Отцом»; это наше рожденное свыше духовное первородство.
Конечно, в некотором смысле можно сказать, что Бог — Отец для всех, поскольку все люди обязаны своим существованием Богу (Деяния 17:28–29). Но Иисус никогда так не говорит о Боге-Отце. В одной книге, которую я читал, приводился старый либеральный аргумент об универсальном отцовстве Бога: «Он — отец всех людей». В доказательство этого автор не приводит ни одного библейского стиха, а цитирует Рудольфа Бультмана. 1 Нет никаких библейских оснований думать, что Бог является отцом для всех и что все мы Его дети в духовном смысле.
Бог, Отец наш
Только ученики могут называть Бога «Отцом». Даже в Ветхом Завете, где отцовство Бога менее ясно, чем в Новом Завете, мы видим, что эти близкие отношения отца и его детей являются особой привилегией, предназначенной для Божьего народа. Пятнадцать раз Ветхий Завет использует отца в религиозном смысле. Но в Новом Завете оно используется 245 раз. То, что время от времени присутствовало в Ветхом Завете, стало центральным в Новом Завете, а именно то, что по инициативе Бога мы можем приблизиться к Богу как к нашему Отцу. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1 Иоанна 3:1).
Кстати, но важно то, что мы не можем заменить «Мать» на «Отца». Да, Библия иногда описывает Бога с материнскими характеристиками, например, нежной, как кормящая мать (Ис. 49:15) или как наседка, высиживающая своих детенышей (Мф. 23:37). Нам не нужно смущаться, используя подобные образы, но это совсем не то же самое, что называть Бога матерью. Бог есть дух, и у него нет тела. У него нет биологического пола; он не мужчина и не женщина. На протяжении всего Писания он раскрывает себя как царь, муж и отец, но никогда как королева, жена или мать. У нас нет оснований молиться Богу способами, которые, по нашему мнению, звучат лучше, более приспособлены к культуре или которые наш мир считает более подходящими. Акт именования является неотъемлемым актом власти (подумайте о том, как Бог дает имя Адаму, а Адам дает имя Еве). Было бы очень самонадеянно думать, что мы могли бы дать Богу новую личность и новое имя, не насилуя откровение и не узурпируя Божьи божественные прерогативы (Исх. 3:13). Речь идет не о превосходстве мужчин над женщинами; это просто способ, которым Бог решил открыться, используя местоимения и титулы мужского рода.
[Богу] приятно слышать от своих детей, знать, что мы любим его, что мы хотим быть с ним, что мы доверяем ему, что мы верим, что он заботится о нас, что мы знаем, что он может сделать все, что угодно.
Призывать Бога как отца — это дар триединого Бога. Может показаться, что в молитве участвует только первое лицо Троицы, но Послание к Римлянам 8 говорит нам, что именно Дух Божий позволяет нам восклицать: «Авва! Отче!», свидетельствуя, что мы дети, наследники Божьи и сонаследники Христу (ст. 14–17). Тот, кто истинно молится молитвой Господней от сердца, являет дело славной Троицы. В союзе с Богом-Сыном Бог-Дух действует в наших сердцах, так что мы с верой взываем к Богу-Отцу.
Самым большим индикатором христианской молитвы (потому что, в конце концов, молится много людей) является не географическое направление, в котором мы молимся, или положение тела во время молитвы, или даже то, что мы испытываем определенные чувства, когда молимся. Что делает ее христианской молитвой, так это, во-первых, осознание того, кому мы молимся. Бог не хочет, не нуждается и не наслаждается простым повторением слов и фраз. Ему приятно слышать от своих детей, знать, что мы любим его, что мы хотим быть с ним, что мы доверяем ему, что мы верим, что он заботится о нас, что мы знаем, что он может сделать все, что угодно. Когда мы молимся, нам нужно меньше осознавать себя и больше осознавать Бога. Когда я отвлекаюсь или разочаровываюсь в молитве, мне приходится напоминать себе о том простом факте, что кто-то есть, кто-то слушает, и не кто-нибудь, а мой Отец, который на небесах. Когда я молюсь, я не произношу духовный монолог, ритуал на день или что-то важное, что нужно отметить перед тем, как пойти на работу; Я говорю с моим Отцом и моим Богом.
Помните, с кем вы разговариваете в молитве. Иисус помещает молитву в самые интимные семейные термины. Во-первых, дело не в правильном протоколе; когда мы знаем, к кому мы обращаемся, последует правильный подход. Он не твой сосед по комнате, дворецкий или девушка, так что не будь дружелюбной, требовательной или романтичной. Но нам также не говорят молиться ему как диктатору, офицеру по условно-досрочному освобождению или суровому надсмотрщику, как мы должны умолять его против его лучшего суждения, чтобы выслушать нас. Так что не пресмыкайтесь, не извивайтесь и не бойтесь. Приходите к Нему как ребенок, утешенный тем, что ваш Отец любит вас, и уверенный, что Он хочет услышать от вас.
Примечания:
- Чарльз М. Леймон, Молитва Господня в библейском контексте (Нэшвилл, Теннесси: Абингдон: 1968), 85.
Эта статья адаптирована из книги «Отче наш: учиться у Иисуса о том, что, почему и как молиться» Кевина ДеЯнга.
Кевин ДеЯнг (доктор философии, Лестерский университет) является старшим пастором церкви Христа Завета в Мэтьюзе, Северная Каролина, и адъюнкт-профессором систематического богословия Реформатской теологической семинарии в Шарлотте. Он написал книги для детей, взрослых и ученых, в том числе Просто сделай что-нибудь ; Безумно занят ; и Самая большая история . У Кевина и его жены Триши девять детей.
Связанные статьи
Чему Иисус учил о молитве?
Марк Джонс
27 февраля 2022 г.
В качестве посредника Иисус приводит нас к Богу, но Он делает это, изливая на нас Свой Дух, чтобы наша собственная молитвенная жизнь повторяла его молитвенную жизнь с точки зрения того, как Святой Дух связывает нас с нашим Небесным Отцом.
5 способов общения со Христом в напряженный день
Дэвид Матис
18 декабря 2021 г.
Придут сумасшедшие дни. Но приложив немного усилий и имея скромный план, вы можете научиться ориентироваться в эти дни и даже ходить с большей зависимостью от Бога.
Помощь! Мое ежедневное поклонение кажется устаревшим
Джонатан Гибсон
14 января 2022 г.
Когда мы сталкиваемся с периодом, когда наше тихое время устаревает, легко впасть в уныние, особенно если мы не знаем, где искать помощи.