Отмолить душу: Можно ли вымолить душу из ада?
Содержание
Мария Городова: Могут ли наши молитвы изменить посмертную участь души
«Какой смысл молиться за мертвых, ведь они нас уже не слышат?» Максим Р., 17 лет.
Максим, молитва — это обращение к Богу, Богородице, Ангелам, святым. Молитва — наша беседа с ними, и в первую очередь с Богом — как с Творцом всего, и человека в том числе. Когда мы молимся, наше духовное начало, а именно наша душа и дух (о том, что это, мы еще обязательно поговорим), входят в непостижимое, но тем не менее непосредственное соприкосновение с Богом и всем потусторонним таинственным миром. Молитва за другого человека основана на том, что и другой — тоже существо духовное, тоже создан по образу и подобию Божьему, тоже сын Отца Небесного, вне зависимости от того, насколько на данный момент он эту связь со Своим Отцом осознает и ценит. Именно поэтому возможна молитва не только за нас самих, но и за тех, кто нам дорог, в том числе за души заблудшие. То есть молитва — это отношения в сфере духовной, но — и это крайне важно! — отношения, простраиваемые через наше ходатайство, наши прошения к Богу. Можно напрямую обратиться к непослушному дитяти: «Ты что творишь! С чего решил, что можно вливать в себя все, что горит? Алкоголиком стать хочешь!», а можно молиться Богу и Богородице о вразумлении отрока N и отвращении его от греха пьянства. Последний способ эффективней. Хотя осуществляется он на уровне духовном, то есть глазу незримо, а уху неслышимо.
Все сказанное касается не только душ тех, кто еще здесь и в принципе имеет все, что позволяет человеку молиться, — мозг, волю, сердце, органы чувств. Еще в большей степени в нашей молитве нуждаются души, уже лишенные тела. Вот что об этом пишет великий русский святой, чье двухсотлетие со дня рождения мы отмечаем в этом году, Феофан Затворник: «Отшедшие живы, и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая, идет ли кто путем праведным или другим; так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или к грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, и живые, и умершие, единую Церковь составляют. И все мы взаимно друг к другу должны относиться, как члены одного тела, в духе доброхотства и любительного общения, и живые, и умершие, — не разгораживаясь пополам умиранием».
Максим, душа человеческая сотворена бессмертной, она не умирает вместе со своим телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи. Где именно пребывает? Нам знать не дано. «В доме Отца Моего обителей много», — говорит Своим ученикам Иисус Христос. Но раз душа бессмертна, раз она «пребывает», пусть даже и неизвестно где, значит, она не только находится в зоне доступа наших молитв, но и нуждается в них.
Пришествие в наш мир Иисуса Христа, Его искупительная жертва за наши грехи, Его Крестная Смерть, а потом Его Воскресение из мертвых сделало нашу молитву за тех, кто уже вне рамок нашего земного мира, не просто словами прошения и надежды, а реальностью, связующей наш земной мир с миром горним. Опыт Церкви свидетельствует: загробная участь души до Страшного суда окончательно не предрешена, и молитва живых, молитва, исполненная горячей и искренней любовью, способна эту участь изменить.
С другой стороны, именно потому, что духовная связь между живыми и умершими возможна, мы тоже получаем молитвенную помощь — оттуда, от святых. Наши усопшие тоже духовно способны подавать нам сигналы, спасать нас.
Митрополит Антоний Сурожский приводит поразительную историю, явственно доказывающую существование связи между нами и нашими умершими. Однажды к нему пришел пожилой человек, пришел с болью. Он уже не мог выносить муку, с которой прожил шестьдесят лет. Во время Гражданской войны в России этот несчастный случайно убил любимую девушку. Они горячо любили друг друга, собирались пожениться, но во время перестрелки она внезапно высунулась, и он нечаянно застрелил ее. И шестьдесят лет не мог найти покоя: ведь он оборвал жизнь, которая была ему бесконечно дорога. «Что только не делал горемыка, — рассказывает митрополит Антоний, — молился, просил прощения у Господа, каялся, получал разрешительную молитву, причащался. Но так и не обрел покоя. Охваченный горячим состраданием, я сказал несчастному: «Вы обращались ко Христу, Которого вы не убивали, к священникам, которым вы не нанесли вреда. Почему вы никогда не подумали обратиться к девушке, которую вы убили?» Он изумился. Разве не Бог дает прощение? Ведь только Он один и может прощать грехи людей на земле… Разумеется, это так. Но я сказал ему, что если девушка, которую он убил, простит его, если она заступится за него, то даже Бог не может пройти мимо ее прощения. Я предложил ему сесть после вечерних молитв и рассказать девушке о шестидесяти годах душевных страданий, об опустошенном сердце, о пережитой им муке, попросить ее прощения, а затем попросить также заступиться за него и испросить у Господа покоя его сердцу, если она простила. Он так сделал, и покой пришел…»
Как провести Радоницу
Девятый день после Пасхи, праздника Воскресения Христова, Церковь посвящает особому поминовению усопших. Отрывок из Евангелия, читаемый на Радоницу в храмах, напоминает: Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного — чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ведь Бог послал Сына Своего в мир не для того, чтобы судить мир, но для того, чтобы спасти его.
На Радоницу стараются непременно приехать на кладбище. Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал вокруг могилы, день надо начать с посещения Божественной литургии. Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время Литургии. Считается, что нет действенней молитвы, чем та, которая вполголоса произносится священником во время таинства Евхаристии. Поэтому часто за усопшего заказывают так называемые сорокоусты — молитвенные поминания во время таинства Евхаристии, творимые в течение сорока дней.
После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Во время панихиды мы, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Панихиды — это специальные заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Важно не просто отстоять панихиду, но и молитвенно участвовать в ней.
Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших, еще одним средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире — всякое благодеяние, доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения… достойный его и его прославляющий: это милостыня». Опыт Церкви показывает: и постоянная молитва об усопшем, и милостыня, творимая в его память, способны изменить посмертную участь человека.
Святые свидетельствуют: добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.
Как вымолить усопших сродников из ада — СПЖ
После смерти моей бабушки она стала сниться родственникам в очень плачевном виде, прося помощи. И вот мы стали каждый день молиться о ее упокоении.
Прошло время, и она приснилась своей дочери. На вопрос о том, «как она там» бабушка ответила «Сначала было очень плохо, темно, холодно, страшно, млосно (было в ее лексиконе такое слово при жизни), а теперь очень хорошо».
Мы не подвижники, не святые, и не весть какие молитвенники. Мы простые и грешные люди, без малейшего намека на что-то особенное. И молились мы так же просто, читали молитвы из молитвослова, я служил литию – все как обычно. Но, как бы сегодня сказали некоторые, «это работает». И это важно знать всем нам! Бог слышит даже нас – простых, грешных, несовершенных, людей, очень далеких от истинной святости. И не только слышит, но и принимает наши молитвы, милует, прощает. Конечно, таких рассказов можно сегодня прочитать сотни, но одно дело чтение, а другое – собственный опыт.
Если бы мы знали и понимали насколько важны для усопших наши молитвы, мы бы не вспоминали о них только в поминальные дни. Каждый день мы кормим себя и своих детей для того, чтобы жить. Не помолиться о сродниках – это все равно, что не дать им поесть, оставить голодными.
В жизни старца Харалампия Дионисиатского, ученика старца Иосифа Исихаста, был такой случай.
Как-то одного брата из монастыря стал мучить помысл сомнения. Он думал: «Вот мы здесь целыми ночами молимся, служим, постимся, и прочее. Это, конечно, для нас хорошо, но кому от этого еще какая польза?» С этими мыслями он отправился спать. А на следующий день брат пошел к старцу Харалампию, чтобы исповедовать эти помыслы, но Геронда его упредил своим рассказом.
В сильном волнении отец Харалампий начал говорить, что Бог ему сегодня дал страшное видение.
«Когда я стоял на молитве, – говорит старец, – то в какое-то мгновение мне показали, что я нахожусь в огромной трапезной. Какие-то двери, более похожие на церковные врата, находились прямо передо мной. В трапезной собралось огромное количество народа. Люди терпеливо стояли и как бы ждали своей очереди, чтобы подойти ко мне. Сам я был похож на главного хлебодара, вы тоже были возле меня, резали какие-то большие хлеба, похожие на просфоры, и подавали их мне. Собравшиеся в трапезной были выстроены в две очереди. В одной из них находились умершие, в другой живые. Каждому из подходивших, я давал по куску хлеба на благословение. Радостные они отходили в сторону. Я заметил, что там были все, кто записан в нашем синодике».
Монах понял, что это видение было ему дано через старца. Когда же он исповедовал те сомнения, которые его обуревали, старец рассказал ему также историю своего духовного учителя, старца Иосифа Исихаста.
В миру у отца Иосифа была двоюродная сестра. Жизнь у нее в духовном плане сложилась не очень удачно, но старец ее любил. Умерла она плохо. Гримасничала, кривлялась, говорила очень плохие слова. В таком ужасном состоянии она и умерла. Старец плакал о ней. «Я думал, – говорит отец Харалампий, – что он жалеет о ее смерти. Но старец зная мои мысли сказал: я плачу не потому, что она умерла, а потому что она пошла в ад на муки».
Тем не менее, старец наложил на себя строгий пост и стал молиться за нее по четкам. И однажды отец Харалампий увидел как старец Иосиф буквально светится от радости.
– Что случилось, Геронда (Отец)?
– Сейчас расскажу дитя мое, – отвечает старец.
– Все эти дни я беспрестанно молился и пребывал в бдении, посте и слезах о своей сестричке, и сегодня сподобился радостного и удивительного видения. Во время молитвы я увидел свою сестру живой. С великой радостью она сообщила мне, что сегодня день ее избавления. «Я освобождаюсь от мучений и иду в рай», – сказала она. Но и это не все. Тут же возник передо мной блаженный папа Георгий. Это отец святой жизни, у которого было сильное желание вызволять грешников из ада. Ежедневно он совершал литургию и поминал тысячи имен. Также он часто ходил на кладбища и служил по почившим литии и панихиды. Итак, явившись мне, он сказал: «Надо же, надо же…до сих пор я считал, что почившим можно помочь только поминовением их на Божественных литургиях и панихидах. Теперь же я увидел, что можно спасать и молитвой по четкам!» Этим видением я удостоверился, что моя сестричка спаслась, но Бог показал мне и силу молитв по четкам, которая может вызволить душу из ада.
В этих духовных назиданиях для нас есть и практическая польза. Как молиться о усопших ,чтобы принести им пользу? Старец дает практический совет – тяните четки. Сто Иисусовых молитв, «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу раба твоего (Имя рек)» займут не больше пятнадцати минут. А в течении первых сорока дней, после смерти можно было бы читать и по тысячу – это не более полутора часов, не так уж и много ради спасения души любимого человека.
О пользе такого труда говорил и старец Харалампий: «Молитва по четкам за брата, родственника или друга может его душу освободить из ада. Такую силу имеет молитва», – учил он своих учеников. В этом сам старец убедился на опыте, молясь по четкам за своего деда. Явившись во сне, дед его поцеловал и сказал: «Благодарю тебя, дитя мое. Сейчас я нахожусь в лучшем положении». Вскоре старец увидел во сне и свою бабушку. Она поцеловала его руку и говорит: «Дитя мое, помолись и обо мне, чтобы я пришла туда, где сейчас твой дед». «Я их видел совершенно живыми, хотя знал, что они умерли», – говорил старец.
Но как же редко сегодня можно услышать вопрос о том, что читать по умершим и как правильно молиться. Чаще спрашивают – когда снимать полотенца с зеркал, когда мыть пол, нужно ли освящать квартиру после покойного. И, конечно же, «печатание»… Боюсь что немало людей и священника приглашают на отпевание не для того, чтобы помочь усопшему пройти долиной смерти, а для того, чтобы он не вздумал наведываться обратно. А печатание – это как бы фиксация необратимости процесса и констатация факта окончательного невозврата. Мы стали хуже неандертальцев и жителей каменного века. Те не только верили в посмертное существование душ усопших предков, усопшие зримо для них участвовали в домашних советах, к ним обращались с молитвами за помощью. Для этого в земляных домах круглой формы им отводился специальный сектор, где стояли черепа усопших. Нередко их моделировали гипсом, чтобы зримее были видны черты лица усопшего. Души умерших не наводили ужас, это были покровители рода. А для некоторых нынешних христиан главное – «запечатать». Хотя все то, что происходит на отпевании под этой «печатью» несет глубинный символический смысл: «Господня Земля и все то, что ее наполняет, вселенная и все, что находится в ней…». Так говорит священник, посыпая могилу землей.
Итак, для того, чтобы душа усопшего получила пользу, нужен труд и молитва. При том, чем глубже ушла душа в адскую пропасть, тем этот труд должен быть более тяжелым и продолжительным. Мы, конечно же, не можем знать о том, какие были суды Божии по ту сторону могилы, но имеем право предполагать об этом, зная о том, как человек прожил свою жизнь. При этом нужно понимать, что есть такая глубина ада, куда нашим молитвам уже не донырнуть. И лучше оставить это, положившись во всем на Промысел Божий. Даже великие святые не могли себе позволить то, о чем нам даже мечтать не стоит.
Преподобный Иосиф Исихаст, после откровения данного ему Духом Святым, сказал о своем ученике, Ефреме Катунском, такие слова: «Дитя мое, ты имеешь не просто душевную чистоту, а непорочность». И вот этот непорочный монах однажды горячо молился о своей двоюродной сестре Анне, которая в земной жизни связалась с магией. Отец Ефрем вопиял: «Иисусе Христе, ради Крови, которую ты пролил на Кресте, помилуй эту душу». Но сам Господь остановил его. «За такое дерзновение, – вспоминал старец, – я схлопотал хорошую оплеуху, целиком предназначенную мне. Бог все терпит, – но от магии – держись как можно дальше!.. Нечто подобное попробовал я еще раз, опять навлек на себя гнев Божий, но опомнился, успев испросить прощения, и избежать наказания. Страх и ужас все это.»
Ученики Иосифа Исихаста, Ефрем и Харалампий, ежедневно служа литургию, на проскомидии поминали сотни имен. И в свою очередь, наставляли так делать уже своих учеников, ставя им в пример отца Николая Планиса (1851–1932), прославленного Элладской Церковью в 1992 году. Вся жизнь этого простого малообразованного священника была одной непрестанной литургией. Многократно старцы учили своих учеников о необходимости и важности проскомидийного и литургического поминовения христиан, и отводили этому немалую часть службы. Приходя на литургию намного раньше, эти старцы иногда часами вынимали частички просфор за здравие и за упокоение. Синодики их были исписаны тысячами имен.
Конечно же, хорошо было бы прожить жизнь так, чтобы уже не беспокоиться – будут за тебя потом молиться или нет. Чтобы участь души была и без того благодатной и светлой. Но, к сожалению, так прожить жизнь получается далеко не у каждого. Поэтому, будучи связаны с нашими усопшими предками коммуникациями любви и памяти, мы обязаны делать все от нас зависящее, чтобы дать им пищу молитвы и предстательства за них перед Богом.
Как молиться о душе — своей или чужой
Для думающих людей то, как они молятся о душе, зависит от того, как они верят в то, что действует Бог. Так, например, если они верят, что Бог меняет души людей, чтобы они делали новый и правильный выбор, то они будут просить Бога произвести эти изменения души через евангелизацию и воспитание. Но не все задумываются о том, как они молятся. Они не думают о том, какой взгляд на Бога стоит за их молитвой.
Поэтому я предлагаю сначала научиться молиться за душу так, как Библия молится за душу. Если мы это сделаем, то наши молитвы, вероятно, будут хорошими молитвами, и в процессе мы также узнаем о том, как действует Бог. Вот как я молюсь за свою душу. Я повторяю эти молитвы снова и снова – за себя, и за детей, и за жену, и за персонал, и за старейшин, и за всю церковь. Это мясо и картошка моей молитвенной жизни.
1. Первое, что нужно моей душе, это склонность к Богу и его слову. Без этого в моей жизни не произойдет ничего ценного. Я должен хотеть познать Бога, прочитать Его Слово и приблизиться к Нему. Откуда это «хочу»? Это исходит от Бога. Итак, Псалом 119:36 учит нас молиться: «Склони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти».
2. Далее мне нужно открыть глаза моего сердца, чтобы, когда моя склонность приведет меня к слову, я увидел то, что есть на самом деле, а не только мои собственные идеи. Кто открывает глаза сердцу? Бог делает. Итак, Псалом 119.:18 учит нас молиться: «Открой мне глаза, и я увижу чудеса из закона Твоего».
3. Тогда мне нужно, чтобы мое сердце просветилось этими «чудесами». Мне нужно воспринимать в них славу, а не просто интересные факты. Кто просветляет сердце? Бог делает. Итак, Ефесянам 1:18 учит нас молиться: «Да просветятся очи сердца вашего».
4. Тогда я обеспокоен тем, что мое сердце раздроблено и что его части могут оставаться во тьме, в то время как другие части просветлены. Поэтому я жажду, чтобы мое сердце объединилось для Бога. Откуда берется эта целостность и единство? От Бога. Итак, Псалом 86:11 учит нас молиться: «Господи, я буду ходить в Твоей истине; соедини мое сердце, чтобы бояться имени Твоего».
5. Чего я действительно хочу от всего этого взаимодействия со Словом Божьим и работой Его Духа в ответ на мои молитвы, так это того, чтобы мое сердце было удовлетворено Богом, а не миром. Откуда такое удовлетворение? Это исходит от Бога. Итак, Псалом 90:14 учит нас молиться: «Насыщи нас по утрам милостью Твоей, чтобы нам петь от радости и веселиться все дни наши».
6. Но я не просто хочу быть счастливой в своем собственном маленьком мирке с Богом. Я хочу, чтобы мое счастье было как можно более полным для распространения и расширения для других. Я хочу быть сильным в радости. Это сделает меня стойким перед лицом угроз или невзгод. Откуда такая прочность и долговечность? Это исходит от Бога. Итак, Ефесянам 3:16 учит нас молиться: «Да даст вам Бог, по богатству славы Своей, утвердиться силою Духом Его во внутреннем человеке».
7. Наконец, я хочу, чтобы моя сила во Христе творила добрые дела для других, чтобы слава Божья была видна в моей жизни. Кто производит эти добрые дела? Бог делает. Итак, Колоссянам 1:10 учит нас молиться: «Чтобы [мы] поступали достойно Господа… принося плод во всяком деле добром и возрастая в познании Бога».
Обо всем этом я молюсь «во имя Иисуса», потому что Бог дает это моей душе только потому, что Иисус умер за меня и удалил гнев Божий, чтобы Отец мог «даром дать мне все» (Римлянам 8:32). ).
Научиться молиться и узнать, как действует Бог,
Пастор Иоанн
Молитвы за все души – Церковь Святого Поликарпа
Вечный покой даруй им, Господи.
И да воссияет им вечный свет.
Да упокоятся с миром души всех усопших верных, по милости Божией. Аминь.
Молитва за души в чистилище
Молитва за души в чистилище является одним из духовных дел милосердия. Эти души стремятся к Богу, но им нужно очиститься от своих грехов, прежде чем они смогут попасть на Небеса. Это мы, те, кто на земле, можем молиться за эти души. Мертвые нуждаются в наших молитвах. Неважно, когда человек умер, недавно или давно в прошлом. Наши молитвы всегда помогают умершим.
Как католики, мы верим в Святых Причастия – тех, кто на Небесах, в Чистилище и на Земле. Все три группы связаны. Те, кто на земле, несут ответственность и обязаны молиться друг за друга и за тех, кто находится в чистилище. Святые на Небесах являются образцом для подражания и заступниками для тех, кто на земле.
Молитва о святых душах – Дневник св. Фаустины, 1227
Предвечный Отец, обрати Свою милостивую пасти на души, страдающие в Чистилище, сокрытые в Сострадательном Сердце Иисуса. Умоляю Тебя, скорбными Страстями Иисуса, Твоего Сына, и всей горечью, которой была наполнена Его пресвятая Душа, яви Свою милость к душам, находящимся под Твоим справедливым взором. Взгляни на них не иначе, как сквозь Раны Иисуса, Твоего возлюбленного Сына; ибо мы твердо верим, что нет предела Твоей доброте и состраданию.
Помилуй, Господи, помилуй бедные души в чистилище.
Да упокоятся души верных усопших милостью Божией. Аминь.
(монастырь Богоматери Уединения)
Молитва св. Гертруды Великой
«Отец Вечный, я предлагаю Тебе самую драгоценную кровь Твоего Божественного Сына, Иисуса, в единстве с Мессами, читаемыми сегодня по всему миру. , за все Святые Души в Чистилище, за грешников повсюду, за грешников во вселенской церкви, в моем доме и в моей семье. Аминь.»
Молитва о Святых Душах (Марианских Отцов Непорочного Зачатия Б.В.М.)
Милостивый Отец, услышь нашу молитву и утеши нас. Обновляя нашу веру в Твоего Сына, Которого Ты воскресил из мертвых, укрепи нашу надежду, что все наши усопшие братья и сестры разделят Его Воскресение, которое живет и царствует с Тобой и Святым Духом, единым Богом, во веки веков. . Вечный покой даруй им, Господи, и да светит им вечный свет. Пусть они покоятся с миром. Аминь.
Молитва за все души (Миссионеры Святых Сердец Иисуса и Марии)
Дорогой Боже Милосердия, я молюсь в этот день за все души, как известные, так и неизвестные мне, которые, хотя и коснулись смерти, еще не вошел в Твое Царство Небесное. Хотя они любили вас при жизни, им так или иначе не удалось достичь совершенства, которого требуют Небеса. Поэтому в моей любви к ним я возношу свои молитвы, мои маленькие дела милосердия в надежде, что Твоя милость потечет к ним и приведет их к вечному миру с Тобой.
Пусть они ходатайствуют за меня о милостях, которые мне могут понадобиться, чтобы прожить свою жизнь на земле в совершенном послушании и любви к Тебе, мой Отец, чтобы я тоже мог присоединиться к ним в вечной жизни с Тобой на Небесах.
Да упокоятся с миром души ушедших верных.
Молитва за всех усопших верных ( Из Нового Народного Молитвенника Святого Иосифа, 1348 )
Небесный Отец, я верю, что по Своей мудрости и справедливости Ты пожелал очистить всех людей, которые умирают, не достигнув состояния, которое им нужны на всю вечность все, кому еще предстоит полностью искупить грехи, совершенные здесь, на земле.
Я также верю, что Ты милостиво устроил, чтобы этому процессу очищения могли способствовать молитвы живых, и особенно Евхаристия. Помоги мне молиться за моих братьев и сестер, которые ушли из этого мира.
( Здесь назовите имена тех, за кого вы молитесь. )
Да будет коротким время их очищения, и пусть они быстро направятся в тот святой свет, обещанный нашим Господом Аврааму и его потомкам.