Память апостола марка: Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский, епископ
Содержание
Апостол от 70-ти Марк Евангелист, Александрийский, епископ
Жизнь и труды апостолов – Святой апостол и евангелист Марк
Краткое житие апостола и евангелиста Марка
Родился в Иерусалиме, племянник апостола Варнавы. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним (Мр.14:51-52). Ученик апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников.
Древние церковные писатели свидетельствуют, что Евангелие по Марку является краткой записью проповеди и рассказов апостола Петра. Вернувшись в Александрию, апостол укреплял верующих, противодействуя язычникам, что возбудило их ненависть. Святой Марк, предвидя свой конец, поспешил оставить после себя преемников – епископа Ананию и трех пресвитеров. Вскоре язычники напали на апостола во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Ночью ему явился Спаситель и воодушевил его.
Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге св. Евангелист скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Полное житие апостола и евангелиста Марка
Святой апостол и Евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян.12:12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк.14:51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12:12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян.13,6-12).
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1Пет. 5,13).
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин литургии для александрийских христиан.
Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей святым евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр.4,7), святой евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр.5,5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк.16,20) и Духа Святого (Мк.13,11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк.13,10, 16,15).
См. также: «Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Марка» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
День памяти апостола и евангелиста Марка
Святой апостол и Евангелист Марк, называемый также Иоанн-Марк (Деян. 12:12), апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12:12).
Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима (Деян. 13:6-12).
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне (1 Пет. 5:13).
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал святитель Тимофей (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62–63).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий (5 октября), святитель Григорий Чудотворец (память 5 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин литургии для александрийских христиан.
Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина – пресвитерами.
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей святым евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (Откр. 4:7), святой евангелист Марк изображается со львом – в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (Откр. 5:5). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа (Мк. 16:20) и Духа Святого (Мк. 13:11) ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари (Мк. 13:10, 16,15).
Тропарь апостолу Марку, глас 3
Африканская память о Марке: переоценка традиции ранней церкви
Автор — директор Центра раннего африканского христианства Восточного университета Сент-Дэвидс, Пенсильвания. Оден является одним из главных редакторов знаменитой серии «Древнехристианские комментарии к Писанию» (29 томов; IVP, 1998–2010).
Цель книги — «показать большее правдоподобие африканской памяти о Марке, чем ее современные [западные] мифические альтернативы» (стр. 256). Целевой аудиторией являются не «ученые», а обычные читатели, особенно «молодые верующие христиане на африканском континенте» (стр. 14). Автор утверждает, что его работа является первой за десятилетия переоценкой историчности африканских традиций, касающихся святого Марка, его африканского происхождения, его отношений с апостолом Петром, а также его африканского служения и мученичества.
Оден раскрывает перед читателем богатую и почитаемую историю африканской церковной традиции и историю, которая практически неизвестна за пределами Африки. Под фразой «африканская память о Марке» Оден имеет в виду древнюю африканскую традицию, касающуюся святого Марка, «весь совокупный объем свидетельств, поступающих с африканского континента на протяжении веков, включая свидетельства археологических, эпиграфических и литературных источников». источники, а также устные предания и сказания святых» (с. 29). В этой африканской памяти, встроенной в коптскую (и менее непосредственно в эфиопскую) православную историю, традиции и литургию, хранится древний рассказ о святом Марке. Согласно этому воспоминанию, Марк родился в Кирене в Африке (евреем из диаспоры), состоял в родстве с апостолом Петром, а после смерти Петра в Риме и завершения его евангелия отправился в Александрию и основал апостольскую церковь. Там он и скончался мученической смертью. Таким образом, сегодня Коптская православная церковь понимает святого Марка как апостольского отца африканского христианства (базирующегося в Александрии), точно так же, как Римско-католическая церковь понимает Петра как апостольского отца западного христианства (Рима).
Оден увлечен своей темой и считает, что она имеет большое значение для того, чтобы помочь поднять африканское христианство из его низкой самооценки, вызванной, по крайней мере частично, колониализмом и угнетением, которое слишком часто сопровождало его. Оден считает, что восстановить и пересказать африканскому христианству его собственную апостольскую историю, затемненную западным господством и его скептицизмом по отношению к африканским традициям, значит дать ей ощущение места и судьбы среди наций мира как интеллектуально и духовно равного.
Оден стремится узаконить африканскую память о Марке, доказывая ее историчность. Некоторые, однако, вероятно, будут сомневаться в аспектах исторической реконструкции Одена. Во-первых, три из четырех заявленных источников Одена запаздывают (см. стр. 60-76). Во-вторых, Оден иногда защищает выводы, основанные на незначительном библейском свидетельстве (например, в его толковании того, что дом матери Иоанна Марка служил местом проведения событий Тайной вечери и Пятидесятницы; см. гл. 6). В-третьих, Оден время от времени хочет предположить, что некий аспект памяти является историческим, несмотря на уступки ее в высшей степени спекулятивной природы (например, предположение о том, что Петр, ведомый Марком, бежал из Иерусалима, укрылся в Вавилоне, Египет, и написал 1 Петра оттуда). , см. стр. 114-22). Однако Оден прав, ставя под сомнение абсолютный скептицизм ранних немецких исследований Адольфа фон Гарнака и Вальтера Бауэра. Более того, я согласен с Оденом в том, что исторически вероятно, что Марк путешествовал в Александрию и основал там апостольскую церковь (так же, как и, совсем недавно, специалист Биргер Пирсон, «Раннее египетское христианство», Ежегодное собрание общества библейской литературы, 19ноябрь 2011 г.; Однако Евсевий, по-видимому, не знал ни о какой традиции, касающейся мученичества Марка).
Оден наткнулся на увлекательную африканскую церковную традицию и изложил ее в доступной форме. Этой книгой Оден еще раз приглашает этноцентрическую и местническую западную церковь исследовать африканский континент и его своеобразное христианское наследие. Действительно, правомерно спросить, может ли идеальный читатель Одена быть верующим Western , несмотря на утверждение, что целевая аудитория — «верующие на африканском континенте». Книга открывает другой мир бывшему. Он предлагает этому читателю подняться на вершину холма, чтобы взглянуть на перспективы африканского христианства, восхититься его самобытной историей и оценить его прочные интеллектуальные и духовные традиции. Книга мягко упрекает читателя за то, что он предположил, что западная версия веры — это все, что есть или все, что имеет значение. Он хочет пробудить в читателе страсть к большему изучению африканского христианства и дальнейшему чтению.
Пусть другие историки будут предупреждены о том, что настало время для тщательной переоценки, чтобы продолжить то, что инициировал Оден (и пусть это будет включать менее необоснованный скептицизм в духе Харнака и Бауэра, с новыми подходами для лучшей оценки африканских традиций и исторической памяти) . Тем временем африканское христианство может найти в традиции «африканской памяти Марка» уникальное чувство преемственности с самым ранним апостольским свидетельством и, таким образом, более сильное чувство общей судьбы во всемирной миссии Церкви нести евангельское благословение остальной части человечества. мир.
Африканская память о Марке
» Африканская память о Марке чтит то, как Коптская церковь была верным и выдающимся носителем марканской традиции в церкви, и делает это, переплетая различные жанры источников в Оден знает о стандартных изображениях Марка и Евангелия, которое носит его имя, в которых африканская нотка довольно маргинальна — там, где она вообще признается, — но он бросает вызов устоявшейся науке, систематизируя доказательства и переориентируя их на преемственность. коптской памяти Марка. Независимо от того, согласен ли читатель с аргументом книги, Оден поднял планку критики и бросил вызов многим невысказанным предположениям традиционной науки. Как от критиков, так и от фанатов Оден заслуживает похвалы «.
Ламин Саннех, Д. Уиллис Джеймс Профессор миссионерского всемирного христианства, Йельский университет
» Африканская память о Марке представляет собой своевременную переоценку Марка, автора Евангелий и проповедника послания Христа в Африку. традиции и заслуживает серьезного внимания со стороны всех, на кого повлияло историцистское понимание жизни и творчества Марка».
Tite Tiénou, Trinity Evangelical Divinity School
«Я верю, что эта книга Томаса Одена напомнит верующим, что среди их африканских духовных предков есть Авраам, Иисус, Марк и тысячи других. Радуйтесь, верующие с африканского континента, что у вас есть духовная история, восходящая к сотворению мира. Я верю, что эта книга побудит африканских ученых продолжить исследования африканской памяти о Марке».
Джеймс Плюддеманн, Trinity Journal, весна 2014 г.
«[T]его читатель благодарен Одену за пересказ богословски глубокой африканской истории Марка и открытие учеными забытого аспекта истории восприятия Евангелия от Марка».
Майкл Кок, Relegere, Vol. 2, No. 1 (2012)
«Оден наткнулся на увлекательную африканскую церковную традицию и представил ее в доступной форме… Он хочет пробудить в читателе страсть к более глубокому изучению африканского христианства и дальнейшему чтению.