Портрет великой княгини Марии Федоровны

автор – И.Б.Лампи (1751-1830). 1795 год.

холст, масло; 258 х 173 см; ГМЗ «Павловск»

Знаменитый портрет великой княгини Марии Федоровны был создан австрийским художником Иоганном Лампи в 1795 году специально для Павловска. По окончании работы он был сразу же размещен на стене Парадной библиотеки Северной анфилады, о чем свидетельствует составленное в том же году Марией Федоровной описание дворца. Все последующие описи и каталоги художественных коллекций музея вплоть до сегодняшнего дня фиксируют портрет на этом месте.

Поскольку портрет задуман парадным, то в его замысле заключена определенная программа. Автор изображает великую княгиню в трех ипостасях: любящая невестка, жена и мать; покровительница искусств и царственная хозяйка Павловска. О первой нам говорит семейное «окружение» Марии Федоровны: медальон на груди великой княгини с изображением императрицы Екатерины II в образе Минервы; бюст любимого супруга, расположенный на столе слева, а также рисунок с профилями восьми детей, закрепленный на пюпитре. При работе над портретом Лампи использовал авторский рисунок самой великой княгини: в 1790 году Мария Федоровна выполнила два рисунка на молочном стекле с профилями шести детей, их можно увидеть на стенах Общего кабинета Павловского дворца.

Изображение великой княгини в образе покровительницы искусств было продиктовано увлечениями самой Марии Федоровны. Она была искусной художницей: умела рисовать на молочном стекле, резать камеи, занималась медальерным делом и участвовала в создании изысканных предметов декоративно-прикладного искусства. Художественная деятельность Марии Федоровны была по достоинству оценена современниками: в 1820 году Берлинская Академия художеств преподнесла ей диплом почетного члена, а чуть позже ее имя было занесено в известный биографический словарь художников Г.К. Наглера. На портрете Мария Федоровна окружена атрибутами искусств: в руках она держит свинцовый карандаш и пюпитр с собственным рисунком, медальон украшен камеей ее работы, на столе, помимо бюста Павла Петровича, мы видим книги и свитки, а у ее ног Лампи изобразил лиру.

Павловск занимал особое место в жизни Марии Федоровны, она наравне с великими архитекторами и декораторами по праву считается одним из создателей этого гармоничного ансамбля. На портрете о любимой резиденции великой княгини напоминает идиллический пейзажный фон с классическим павильоном на заднем плане.

На подножье стола, справа от лиры – подпись автора: «I. Lampi pinxit 1795». Мастер парадного портрета Иоганн Баптист Лампи Старший в 1792 году приехал в Петербург, где прожил пять лет. Марию Федоровну писал уже признанный мастер. В 1780-1790-е годы им были созданы портреты австрийского императора Иосифа II и польского короля Станислава Августа Понятовского. Работая при русском дворе, Лампи стал автором нескольких выдающихся произведений живописи, ему позировали Екатерина II, великие князья Александр Павлович и Константин Павлович, Г.А. Потемкин-Таврический, А.А. Безбородко, Н.Б. Юсупов. Австрийский мастер поддержал развитие отечественной живописной школы, он стал учителем В. Л. Боровиковского и повлиял на творчество Д.Г. Левицкого. Однако нельзя не отметить, что среди знаменитой портретной галереи, созданной Лампи во время его пребывания в России, пожалуй, самым гармоничным и утонченным произведением остается павловский портрет великой княгини Марии Федоровны. Не только современники великой княгини считали этот портрет одним из лучших ее живописных изображений, но и потомки относили его к самым удачным воплощениям поздней екатерининской эпохи в изобразительном искусстве. Доказательством этой высокой оценки может служить участие портрета Лампи в таких знаменитых выставках II половины XIX – начала XX веков, как «Выставка портретов исторических лиц» 1870 года, «Выставка 150 лет русской портретной живописи» 1902 года и знаменитая «Таврическая выставка» 1905 года.

Имя Мария в православных Святцах

Вы здесь: ГлавнаяСвятцыИмена женские Мария

Имя Мария образовано от древнееврейского имени Мариам, что в свою очередь, имеет несколько вариантов перевода. Один из них означает «отвергнутая», другой «печальная». Но в православной традиции имя Мария переводят, как «госпожа».

Нарекая во Святом Крещении девочек этим именем, родителям следует знать о том, что Пресвятая Богородица, Дева Мария не может быть выбрана небесной покровительницей из благочестивого и благоговейного отношения к Величию Божьей Матери, ведь Она Своим Покровом окормляет все человечество. Правильнее будет определить святую покровительницу по Святцам.

Святая  равноапостольная  Мария Магдалина, дата памяти 3 мая, 4 августа, 17 мая

Она родилась в большом городе Магдала, именно по названию этого местечка святую Марию и будут называть Магдалиной. Ее жизнь в дальнейшем, наверное, как и у всех христиан разделится на две половины: до встречи со Христом и после. О детстве Марии нам ничего неизвестно, из Евангелия мы знаем лишь то, что в молодости она вела очень грешную жизнь, Господь при встрече с ней изгнал из нее семь бесов, после этого она стала одной из самых верных Его учениц.

Мария Магдалина всегда была рядом с Ним: и когда Христос ходил по селениям и городам Галилеи и Иудеи чтобы проповедовать о Божием Царстве, и когда Спаситель шел на Галгофу, неся тяжелый Крест, Мария вместе другими женами шла рядом. В тот момент, когда все ученики Христа разбежались, рядом с Ним остались Пресвятая Богородица, апостол Иоанн и Мария Магдалина, присутствовала святая Мария и на погребении Христа.

Вместе с другими женами, Мария Магдалина в первую неделю отправились ко Гробу Господа, чтобы помазать погребальными ароматами тело Спасителя. Придя самой первой из жен, она увидела отваленный камень от пещеры, где покоилось Тело Спасителя. Она поспешила зайти внутрь и услышала от апостолов Петра и Иоанна, что Господа унесли из гроба. Апостолы затем ушли, а Мария все это время стояла у входа в пещеру и горько плакала. Она все никак не могла поверить, что совсем недавно Тело Господа находилось здесь, теперь его уже нет. Святая Мария еще раз решила войти в пещеру, как только она это сделала, ей предстали два Ангела. Они спросили, почему Мария плачет. Святая Магдалина ответила, что опечалена тем, что не знает, где же Тело ее Спасителя. В тот же миг она увидела Христа, Стоящего рядом с гробом, но это было видение. Мария Магдалина припала к Его ногам, Спаситель сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Святая Мария так и сделала, она рассказала апостолам, что видела Христа. Это была первая проповедь о Воскресении Христа. Святая Мария вместе с апостолами стала проповедовать во всех концах земли, святая решила отправиться для этого в Рим. Там она предстала перед императором Тиверием и подарила ему красное яйцо, которое символизировало Воскресение Христа. Она рассказывала о том, что значит для уверовавших спасение, также просила помочь невинно осужденному Иисусу Галилеянину. С тех пор благочестивый обычай дарить друг другу крашенные яйца в Пасхальные дни стал неотъемлемым спутником Великого Праздника. Из Рима Мария Магдалина отправилась в Ефес , где в это время проповедовал апостол Иоанн, с ее слов он записал 20-ю главу Евангелия. Здесь же окончилась и земная жизнь святой Марии Магдалины. Ее мощи были перевезены в Константинополь.

Икона святой равноапостольной Марии Магдалины

Святая мученица 

Мария Персидская (Голиндуха), дата памяти 25 июля

До Крещения ее звали Голиндухой. Она жила в Персии, в то время, когда на престоле царствовал Хозрой Первый Старший. Святая Мария была женой одного из языческих жрецов. Несмотря на это, женщина искала Истинную религию, в которой есть Свет всему миру. Долгое время она никак не могла узнать, о чем же свидетельствует христианство. По милости Божьей, Голиндухе приснился сон, где ей явился Божий Ангел и показал места мучения всех грешников, а затем райские селения.

Когда женщина проснулась, она стала молиться Богу, чтобы он научил ее, как же стать христианкой. В скором времени, ей было указано на священника, который помог ей принять Святое Крещение. После этого важного духовного шага, она не могла более оставаться рядом с мужем-язычником и оставила его. Волхв пожаловался на это царю Хозрою. Многие пытались переубедить святую Марию, вернуться обратно, но она отвечала отказом, за что была приговорена к пожизненному заключению в тюрьме. 18 лет отбывала она наказание, до того момента, как в Персию приехал император Маврикий Аристовул. Он узнал, что в темнице почти два десятилетия находится христианка Мария. Аристовул выпросил у царя возможности навещать ее. Во время встреч византийский правитель научил ее молиться и петь псалмы.

Икона святой мученицы Марии (Голиндухи)

Но после того, как он уехал, персидский правитель повелел истязать святую. Ей удалось скрыться от преследователей язычников у тайных христиан, и после смерти царя-язычника святая Мария стала открыто проповедовать христианство, ведь на престол взошел Хозрой Второй, запретивший гонения на верующих. В 591 году святая Мария совершила паломничество на Святую Землю, после чего мирно отошла ко Господу.

Православные святые жены с именем Мария

Даты указаны по новому стилю.

  • Мария, мц. 15 июня
  • Мария (Романова), страстотерпица, великая княжна 8 февраля, 17 июля
  • Мария (Журавлева), прмц. 8 февраля, 16 мая, 15 декабря
  • Мария (Цейтлин), прмц. 8 февраля, 15 декабря
  • Мария, мц. 2 апреля
  • Мария 2 июля (матерь Иосиева)
  • Мария (Лактионова), прмц. 8 февраля, 8 января
  • Мария (Дмитриевская), мц. 8 февраля, 15 декабря
  • Мария (Стефани), мц. 8 февраля
  • Мария (Данилова), мц. 8 февраля, 12 января
  • Мария (Мамонтова-Шашина), прмц. 8 февраля, 2 октября
  • Мария, дева 11 июня
  • Мария (Волнухина), мц. 8 февраля, 21 октября
  • Мария, мц. 8 февраля, 18 августа
  • Мария (Грошева), прмц., инокиня 8 февраля, 20 марта
  • Мария (Рыкова), прмц., инокиня 8 февраля, 28 сентября
  • Мария (Портнова), прмц. , инокиня 8 февраля
  • Мария (Лелянова), прмц., инокиня 8 февраля,17 апреля
  • Мария (Корепова), исп., инокиня 8 февраля
  • Мария (Носова), прмц., послушница 8 февраля, 10 мая
  • Мария Азийская, мц., дева 19 февраля
  • Мария Вифанская 3 мая, 25 апреля, 17 июня (сестра Лазаря Четверодневного)
  • Мария Вифинская, прп. 25 февраля ((преподобная, подвизавшаяся в мужском образе))
  • Мария Египетская, прп. 5 апреля, 14 апреля
  • Мария Егисская, прп. 28 сентября
  • Мария Кесарийская (Палестинская), мц. 20 июня
  • Мария Клеопова, Иаковлева, Иосиева 3 мая, 5 июня (мироносица)
  • Мария Константинопольская, мц., патрицианка 22 августа
  • Мария Константинопольская, Палестинская, прп. 8 февраля
  • Мария Магдалина, равноапостольная 3 мая, 4 августа, 17 мая (мироносица)
  • Мария Пергамская, мц. 24 июня
  • Мария Персидская, мц. 22 июня
  • Мария Персидская см.: Голиндуха (в крещении Мария) Персидская, исповедница 25 июля
  • Мария Радонежская, схимонахиня 11 октября, 31 января (мать прп. Сергия Радонежского)
  • Мария сестра ап. Филиппа см.: Мариамна (Мария) 2 марта
  • Мария синклитикия 24 августа
  • Мария Устюжская 11 июня
  • Мария Хиданская, прп. 11 ноября

Непорочное зачатие Марии Покровительницы Соединенных Штатов —Алетейя

Каждая страна принимает набор святых покровителей, членов небесного суда, которые являются особыми заступниками за всех, кто находится в пределах границ конкретной страны. Епископам только что созданных Соединенных Штатов Америки понадобилось 70 лет, чтобы назначить Пресвятую Деву Марию покровительницей своей страны. При этом они призвали Марию под ее титулом Богоматери Непорочного Зачатия .

Это был выбор встретился с единогласно поддержали , основанную на множестве различных факторов.

Решение было принято 13 мая 1846 года на Шестом провинциальном совете Балтимора.

С восторженным одобрением и с единодушным одобрением и согласием Отцы [Собора] избрали Пресвятую Деву Марию, зачатую без греха , Покровительницей Соединенных Штатов Америки.

Согласно различным документам, выбор был сделан «для удовлетворения благочестивого желания, пронизывающего все Соединенные Штаты». Через несколько лет в 1849 г.Епископы подтвердили преданность верующих и объяснили «Святому Отцу, что верующие в Соединенных Штатах были воодушевлены великой преданностью Непорочному Зачатию и что они, епископы, были бы довольны, если бы Святой Отец провозгласил учение о Непорочном Зачатии. непорочное зачатие является символом веры».

Этот конкретный титул Богоматери был хорошо знаком жителям Соединенных Штатов . Некоторые историки считают, что флагман Христофора Колумба носил имя Санта-Мария-де-Консепсьон , и впоследствии он назвал остров Ла Консепсьон. Последующие географические объекты в Америке будут названы в честь Богоматери Непорочного Зачатия.

Вскоре после того, как Соединенные Штаты приняли это решение, Папа Пий IX провозгласил 8 декабря 1854 года , что «Благословенная Дева Мария, в первый момент своего зачатия, по особой милости и привилегии, дарованной Всемогущим Богом, благодаря заслугам Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, он был сохранен свободным от всякого пятна первородного греха». Это было подтверждением давней веры католической церкви, основанной на различных отрывках из Библии.

Четыре года спустя, в 1858 году, молодой крестьянской девушке во Франции было несколько явлений Пресвятой Девы Марии, которая называла себя « Непорочное Зачатие ». В конце концов на этом месте была построена большая церковь, и с тех пор Лурдес стал популярным местом для паломников во всем мире.

В свете всех этих событий в мире можно сказать, что XIX век был «Веком Непорочного».

С тех пор сотни церквей в Соединенных Штатах были названы в честь Непорочного зачатия, а в 1959 самая большая церковь в Соединенных Штатах была открыта в Вашингтоне, округ Колумбия, также посвященная Непорочному зачатию Марии.

Подробнее:
Какая самая большая католическая церковь в США?

Мария, Наша Покровительница и Мать

Перейти к содержимому

Мария, наша покровительница и мать

  • Посмотреть увеличенное изображение

Ниже приведен подготовленный текст проповеди епископа Томаса Дж. Олмстеда в честь вашей матери и празднования 50-летия епархии Феникса

8 декабря 2018 г. новую песню, ибо Он сотворил чудеса» (Псалом 98).

Эти слова Псалма 98 красноречиво выражают то, что в наших сердцах, когда мы инициируем День памяти 50-го -го Годовщина епархии Феникса. Мы начинаем юбилейный год, вспоминая верность Иисуса на протяжении последних пятидесяти лет, вознося благодарение и хвалу Господу за то, что Он оставался верным нам, даже когда мы не были таковыми. На самом деле, исповедание многих наших недостатков и грехов не уменьшает нашей благодарности Богу, а, наоборот, углубляет нашу хвалу Ему за Его верность. Наши грехи и промахи в прошлом имеют большое преимущество: они напоминают нам о нашей абсолютной нужде в Спасителе. Мы знаем до мозга костей, что без Него мы обречены на провал. Но, как не переставал возвещать св. Павел, « Если Христос за нас, кто может быть против нас ?” (Римлянам 8:31).

Это действительно уместно, что мы начинаем нашу 50-ю -ю годовщину с почитания нашей Пресвятой Матери под двумя титулами: Непорочное Зачатие и Богоматерь Гваделупская. Дева Мария есть единственная человеческая личность, которая всегда была верна Богу, единственная, кого Бог сохранил от всякого греха, чтобы она могла принять в свое чрево и, таким образом, в наш мир нашего Искупителя; и она — великая миссионерка, посланная Богом для евангелизации Нового Света, явившаяся Хуану Диего почти 500 лет назад и приведшая к обращению миллионов местных жителей.

Секрет беспримерного успеха Богоматери Гваделупской заключается в следующем: она учит нас, как приветствовать Иисуса как Спасителя в обычных жизненных обстоятельствах.

Наше первое прочтение Книги Бытия закладывает основу для понимания роли Марии в истории, раскрывая нужду человечества в Спасителе и показывая, почему нам нужно спастись. Кто-то может возразить: а разве Бог не создал нас хорошими? Ну да, Он это сделал. И не создал ли Он мужчину и женщину по Своему образу и подобию? Да, это правда! И разве Он не наделил Адама и Еву и их потомков свободой, чтобы они имели возможность давать и получать любовь? Да. Тогда зачем им и зачем нам нужен Спаситель? Книга Бытия отвечает так: Все сотворенное Богом было хорошим , включая первых людей, Адама и Еву. В отличие от остального творения, Бог наделил их разумом и душой, способными проявлять свободу, а значит, способными любить. Но затем, из-за искушения Змея, они злоупотребили этой свободой; они согрешили и тем самым внесли зло в человеческую историю; эту трагедию часто называют разрывом. Грех Адама и Евы разорвал их первоначальные отношения с Богом — разрыв был настолько глубоким, что они спрятались от Него; они не хотели ни видеть Его, ни быть увиденными Им, хотя без Него они не могли быть счастливы. В результате каждый человек после Адама и Евы рождается с тяжестью первородного греха, склонностью отворачиваться от Бога и других, внутренне обращаться к эгоизму вместо жертвенной любви.

В результате нам нужен Спаситель, чтобы спасти нас от этого разрыва, который сильно ранил человеческую природу. Более того, этому Спасителю нужно было быть настоящим человеком; в то же время Ему нужно было быть истинным Богом. Непорочное зачатие Марии проложило Богу путь к совершению этого чуда, подготовив Его Возлюбленного Сына к зачатию и рождению от Девы Марии, тем самым введя его в человеческую историю. Сохраняя Марию от греха с момента ее зачатия, Бог подготовил ее к тому, чтобы она была достойной Матерью Его Сына.

Сегодняшнее торжество посвящено чудесному способу, которым Бог подготовил «новую Еву» для преодоления разрыва, вызванного «старой Евой». Как женщина, зачатая без греха и, таким образом, вполне способная принять Спасителя в своей жизни, Мария подала пример того, как приветствовать нашего Спасителя в мире и в нашей личной жизни. Первая Ева сказала Богу «Нет». Но Мария ответила громким «Да!» Всем своим сердцем, в полной свободе Мария отдала всю свою жизнь в руки Божии. Чтобы исправить и исцелить «Нет» Евы, — сказала Мария, — Вот, я служанка Господа. Да будет по слову твоему ». Мария зачала силой Святого Духа, родила Спасителя мира и, тем самым, приняла Иисуса в человеческую историю. Она также показала нам, как приветствовать Его.

Праздник Непорочного Зачатия рассказывает эту историю чудесным образом; и таким образом, это идеальный день для начала празднования -й годовщины нашей епархии. Великие истины веры, возвещаемые этим праздником, безусловно, своевременны ввиду духовного и культурного кризиса нашего времени. На личном уровне некоторые из нас страдают от телесных страданий, сложных отношений или других жизненных трудностей. На национальном и глобальном уровне мы сталкиваемся с беспрецедентными моральными проблемами, которые угрожают нашим христианским устоям и самой структуре общества. Даже в Церкви грехи и скандалы портят красоту Тела Христова, Церкви. Тем не менее, через всю эту тьму Бог усмотрел через Марию Спасителя, Который есть Свет миру» 9. 0003 путь и истина и жизнь », Искупитель, залечивающий разрыв между Богом и человеком: Иисус всегда верный Сын и Спаситель, одержавший окончательную победу над грехом и смертью.

Богоматерь Гваделупская проливает свет на миссию, возложенную на Марию при Ее Непорочном Зачатии, и на миссию, возложенную на всех в Церкви. В 1531 году нашей эры Иисус послал Свою Мать, чтобы продолжить миссию, которую Он впервые доверил ей с Креста, когда Он сказал: « Сын, вот, твоя Мать. Мать, вот, твой сын. » В этот момент Мария стала первой миссионерской ученицей своего Сына. Когда она появилась в Мексике, она продолжила миссию, которую получила у подножия Креста, миссию помощи Церкви свидетельствовать об Иисусе и Его Царстве. То, что она сказала Хуану Диего в 1531 году, она продолжает говорить и нам сегодня: « Разве я не здесь с тобой как твоя мать? Разве ты не под моим бдительным присмотром? Разве я не источник твоей радости?» Этими словами Мария уверяет нас, что мы не одиноки в своем желании быть верными учениками и радостными свидетелями Христа здесь и сейчас, в Аризоне в 2018 году нашей эры.

Богоматерь позволила Иисусу приблизиться к людям в обычных жизненных обстоятельствах. По замыслу Божию, она действует не как посторонняя, а как Мать, побуждающая нас говорить то, что Сама сказала Богу: « Се, раба Господня , [раба Господня], да будет сделано со мной по Твоей воле ». Мария помогает нам привести Иисуса в наши дома, стать центром каждой семьи, воплотить в жизнь то, о чем Она просила слуг на свадьбе в Кане» 9.0003 Делай все, что Он скажет тебе ». Было бы ошибкой думать, что непорочное зачатие Марии или ее девственность мешали ей быть рядом с нами в нашей слабости. Напротив, ее материнство позволяло Иисусу общаться с нищими и рыбаками, детьми и учителями, вдовами и мытарями, с людьми с дурной славой, такими как Закхей и Мария Магдалина, а также с молодоженами и их гостями. свадебный банкет. Святость Марии была исключительно прекрасной, потому что грех никогда не касался ее души. Но ее миссия настолько тесно связана с миссией ее Сына, что, подобно Ему, она постоянно помогает грешникам прийти к Нему, получить прощение и обрести в Нем новую жизнь. Архиепископ Фултон Шин так описывал ее материнство: « В своей чистоте Мария находится на вершине горы; в своем сострадании она находится среди проклятий, камер смерти, палачей, палачей и крови… Сотрудничество Марии было настолько реальным и активным, что она стояла у подножия Креста ».

Точно так же, как Мария была полностью вовлечена в повседневную реальность мира, не поддаваясь искушению, Она учит нас, что дружба с Иисусом не изолирует нас от других, не отделяет нас от тяжелой работы любви к Богу и кого Он дает нам любить, начиная с нашего дома. Подобно Марии, сегодня в этой Евхаристии Господь желает вселиться в нас и через наше тело войти в конкретные ситуации нашей повседневной жизни. Когда мы приветствуем Его, Он рождает Свое божественное присутствие в колыбели наших сердец.

Позвольте мне закончить словами св. Бернара Клервоского, который, словно спрятавшись за занавеской, наблюдает за встречей Архангела Гавриила и Марии. Его слова призывают нас с верой, надеждой и любовью отдаться истине, подтвержденной веками: « Без Бога ничего невозможно.