Трехсвятие Звериный праздник — Праздник

В народе его прозвали звериным праздником. Считается, что в этот день у диких зверей начинаются брачные игры. Животные выбирают себе пару, происходят столкновения между самцами. В X столетии нашей эры в городе Константинополе произошел раскол веры.

В церковном календаре — это соборный праздник в честь трех главных мировых учителей, отцов православной церкви. Просвещенные в вопросах веры мужи разделились на три противоборствующих лагеря. Причиной жаркого спора явились трое выдающихся отцов Церкви — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий.

Каждый из трех враждующих лагерей старался доказать, что святой, которому они отдают предпочтение, важнее двух остальных. Вскоре эти распри поглотили всех жителей города. Повсюду разгорались несмолкаемые споры и ссоры, которым не было видно ни конца, ни края.

Спор разрешили сами святые. Однажды глубокой ночью они все, сперва по очереди, а потом вместе, явились во сне митрополиту Евхаитинскому. Отцы Церкви объяснили, что ошибка людей в том, что они пытаются разъединить святых, являющихся единым целым. Поэтому лучше совершать память о них в один день. Так и появился праздник Трехсвятие.

Другие названия праздника: Три святителя, Васильев день, Василий, Звериный свадебник, Звериный праздник, василий теплый. 

Традиции и обряды 12 февраля:

Главные традиции 12 февраля — приготовление блюд из добытой дичи, запрещено прясть.

— По народному поверью, 12 февраля нельзя прясть, поэтому день называют также Днем трех святителей-непрядильщиков. В народе его еще прозвали звериным праздником. Считается, что в этот день у диких зверей начинаются брачные игры. Животные выбирают себе пару, происходят столкновения между самцами. Люди отмечали этот «праздник» своеобразно — подавали на стол блюда из дичи и дикого зверя.

— По поведению диких животных судили также о погоде. Если зайцы приходят в сады — будет еще зима суровая. Если волки воют близко к жилью — тоже к морозу. Снегирь щебечет скрипучим голосом — значит, стоит ждать вьюгу. Зато мыши предсказывают оттепель: за сутки до повышения температуры выходят из-под лесной подстилки на снег. Тепло предвещают и покрытые инеем деревья. Красная луна на Трехсвятие сулит сильный ветер, а ветер обещает сырой год.

— Родившиеся в этот день заботятся о всяком лесном звере и птице. Про таких людей говорили: «Станет по утру, по раннему, выйдет на сильный ветер, на крепкий мороз, к лесной чаще и замкнет он путь к норам, логовам, гнездам, к урочищам благословенного зверья и благословенной птицы, чтоб никакой ненасытный глаз не зрел бы звериного потомства».

Народные приметы и поговорки 12 февраля:

— Дубрава почернела — к буре или теплу.

— Если птицы рано линяют в зимнюю пору — жди раннюю весну.

— Если ночью был иней — днем будет ведро.

— На кончиках листьев растения монстера прелестная выступили крупные капли воды — к оттепели.

— Дожди будут лить весной, летом и осенью, если 12 февраля будет сильный ветер.

— Жди скорую оттепель, если в этот день падают крупные хлопья снега.

— Красная луна — к сильному ветру.

— Если вороны кричат у дома — скоро будет метель.

— Запели снегири — ожидается оттепель со снегопадом.

— Скоро будет тепло, если забегали по снегу полевые мыши.

— Если в деревне будут появляться дикие животные, значит будет сильная стужа.

— Если волки завыли в Васильев день — будут холода.

— В этот день нельзя заниматься стиркой и вязанием.

— В Васильев день можно планировать любые дела — удача будет.

— Люди, которые в ссоре, именно в этот день должны помириться, иначе вражда будет на весь год.

— Родившиеся 12 февраля хорошо понимают зверей и птиц. Носить им следует агат.

Именины 12 февраля:

Василий, Владимир, Григорий, Зинон, Иоанн, Ипполит, Кенсорин, Пелагия, Петр, Савин, Стефан, Феофил, Хрисия

что можно и нельзя делать 12 февраля, в день Собора трех святителей – Учительская газета

12 февраля православные христиане отмечают Собор трех святителей или Трехсвятие. В этот день почитают трех Вселенских учителей: Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Наши предки в Трехсвятие, которое в народном календаре называют Васильевым днем, посещали церковь, чтобы помолиться сразу трем святым. Считается, что они помогают семьям в воспитании детей и установлении мира в доме.

Фото: Екатерина Иванова. UG.RU

История праздника Собора трех святителей, который также называют Трехсвятием, уносит в давние времена. В X веке в Константинополе произошел раскол среди верующих. Просвещенные в вопросах религии мужи разделились на три противоборствующих лагеря.

Жаркие дискуссии о том, кто из трех отцов церкви для христиан важнее – Василий Великий, Иоанн Златоуст или Григорий Богослов – продолжались изо дня в день.

Положить конец спорам, мешающим православию, удалось святому Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому. Однажды ночью он явственно увидел Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Святые, двое из которых при жизни были друзьями, просили почитать их вместе. Так в православном календаре появился праздник Трехсвятие, который также называют Собором трех святителей.

Три Вселенских учителя

Василий Великий и Григорий Богослов при жизни были не просто знакомы, их связывали тесные узы. Когда-то, окончив обучение, они жили в понтийском монастыре, который основал Василий. Вместе читали философские труды, осваивали риторику. Когда Василия назначили митрополитом Каппадокии, он рекомендовал на пост епископа своего друга Григория Богослова.

Фото: akafistnik.ru

Григорий родился в семье святых, его отец служил епископом Назианзским. И он, и мать Григория, а также брат и сестра после кончины были канонизированы.

Знаковым событием в его жизни стала встреча с Василием Великим, который повлиял на мировоззрение молодого человека. Он принял участие в крещении Григория, был его другом и наставником.

Когда Василия не стало, Григорий Богослов тяжело переживал кончину сподвижника. Спасением от горя были молитвы и длительные посты. Когда святитель приступил к созданию своих трудов – его наследием стало почти 800 посланий – вдохновителем являлся Василий Великий.

Иоанн Златоуст тоже жил в IV веке, но был ли он знаком с Василием и Григорием, свидетельств нет. Свое прозвище уроженец Антиохии, ставший впоследствии епископом Константинополя, получил за особый талант проповедника.

Его жизнь складывалась непросто, он пережил немало гонений. Но силу духа сломить не удалось.

О чем молятся православные христиане в Трехсвятие

Фото: pixabay.com

В праздник Собор трех святителей, который в народе называют Васильевым днем, наши предки с утра шли в церковь, где в это время проходили, и сейчас проходят, праздничные богослужения.

К Василию Великому обращаются с просьбой укрепить дух, избавить от искушений и зла. Особенно важно в Трехсвятие побывать в храме всем, кого при рождении нарекли Василиями.

У Григория Богослова просят наставить на путь истинный. Он помогает людям, отбившимся от православия, вернуться к своим истокам, вразумляет сектантов.

Иоанна Златоуста считают покровителем семей. Родителям он помогает воспитывать детей. Детям –  осваивать знания. У Иоанна Златоуста просят содействия в финансовом благополучии. Мощную поддержку получают люди, дошедшие до отчаяния: у них появляются крылья.

Традиции Трехсвятия или Собора трех святителей

Одна из главных традиций Собора трех святых связана с детьми. Наши предки знали: чтобы не обидеть Вселенских учителей, нужно сохранять в доме мир, тишину и покой. Неслучайно праздник называли днем семейной святости и всеобщего примирения.

Те люди, которые по каким-либо причинам не могли сходить в церковь, молились иконе с изображением Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста дома. У святых можно попросить содействия в достатке, достижении взаимопонимания с близкими. Но перед тем как обратиться с просьбами, нужно очистить душу и мысли от зла, искушений, зависти.

Что можно делать в Трехсвятие

Фото: pixabay. com

Васильев день связан с уборкой. В старину в это время хозяйки наводили порядок в доме, а члены семейства помогали во всем. В Трехсвятие мыли пол, вытирали пыль, переставляли мебель. Считалось, что таким образом можно привлечь в дом удачу.

У девушек в это время появлялся шанс привлечь внимание возлюбленного. Василий Великий покровительствовал семьям, в том числе – будущим. Чтобы парень обратил внимание на девушку, она вешала на деревья разноцветные ленты, при этом произнося вслух имя понравившегося молодого человека.

Согласно поверьям, в Васильев день полагалось подать к столу еду, приготовленную из дичи. Хозяйки делали блюда из кабана, вепря и других диких животных.

Таким образом наши предки отмечали звериный свадебник. Они знали, что 12 февраля (30 января по старому стилю) звери образуют пары. В лесу шли настоящие брачные баталии, самцы сражались между собой, отвоевывая «пальму первенства».

В Трехсвятие наши предки выставляли за дверь старую обувь, чтобы потом выбросить. Считалось, что после этого обряда откроется второе дыхание: в дом рекой потекут деньги, супруги почувствуют невероятную тягу друг к другу, а дети будут радовать родителей.

Что нельзя делать в Васильев день

Фото: pixabay.com

У народного праздника есть свои запреты. Один из важных касается рукоделия. На Трехсвятие нельзя прясть, вязать, шить. У того, кто нарушит запрет, начнут болеть конечности. В Васильев день также запрещается:

  • Отправляться в лес. Брачный период, который начинается у зверей, чрезвычайно опасен для людей.
  • Привечать бездомных собак. Васильев день полон мистики. Старцы были убеждены: в это время под видом безобидных животных могут скрываться злые духи.
  • Охотиться на диких животных. Несмотря на то, что блюда готовили из мяса кабанов, вепрей, лосей и других обитателей леса, его добывали заранее.
  • Возвращать долги. Должники старались уговорить своих «банкиров» перенести эту процедуру на другие времена, чтобы не остаться без денег надолго.
  • Стирать. Вместе с водой можно выплеснуть здоровье и удачу.
  • Ввязываться в ссоры. Начавшись в Васильев день, они могли затянуться на целый год и перерасти за это время во вражду.

В Трехсвятие запрещалось носить одежду красного цвета. Наши предки считали, что она является символом злости, которой в православный праздник не должно быть места.

Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно. Разве не так?

Трехсвятие: народные приметы

Фото: pixabay.com

В ночь на Василия наши предки старались увидеть луну. Если это удавалось, в первую очередь обращали внимание на ее цвет. Если она была красноватой, понимали, что впереди всех ждут сильные ветра. Если на Трехсвятие дул сильный ветер, понимали – трескучие морозы не за горами.

Об этом старались «рассказать» и снегири. Достаточно было послушать пернатых. Трещат? Морозы точно будут. А вот если лошади ложились на снег, это означало, что скоро придет оттепель.

В Васильев день именины отмечают: Петр, Максим, Федор, Владимир, Иван, Василий, Степан, Григорий. Если в вашем ближнем круге есть люди, нареченные при рождении этими именами, считайте себя счастливчиками. Им сопутствует удача, которая распространяется на близких. Они надежны и верны.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало,  что можно и нельзя делать в Григорьев день и Аксиньин день. Специальная рубрика UG.RU «Народный календарь» посвящена старинным русским обычаям и приметам.

Новости от партнёров

Трисвятое — Православная Вики

Эта статья является частью серии статей о
Божественной Литургии
Литургия Приготовления
Проскомидия
Богослужебные предметы
Облачения
Литургия Слова
Великая ектенья
Антифоны
Малый вход
Тропарь
Трисвятая песнь
Послание
Евангелие
Проповедь
Ектения усердных молений
Ектения об усопших
Ектения оглашенных
Литургия Евхаристии
Херувимская песнь
Великий Вход
Ектения Совершения
Никейско-Константинопольский Символ веры
Анафора
Эпиклезис
Мегалинарион
Молитва Господня
Причастие 90 007 Увольнение
Антидорон
Изменить это поле

Эта статья или раздел нуждается в очистке , чтобы привести ее к более высокому стандарту качества. Рекомендация:

См. страницу обсуждения.

Более подробные комментарии можно оставить на странице обсуждения. Вы можете помочь Православной Вики, отредактировав ее, особенно в соответствии с Руководством по стилю и рекомендациями из раздела «Как написать хорошую статью».

Трисвятое (греч. τρισάγιον, трисвятый), с трис- («трижды») и агиос («святой»).

Содержание

  • 1 Перевод Трисвятого
  • 2 Трисвятая молитва
  • 3 Восточно-православная версия
  • 4 Артикул
  • 5 Внешние ссылки

Переводы Трисвятого

Английский : Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

арабский (куддусун илах, куддусун иль-кавви, куддусун аллади ла йамут, ирхамна).

Церковнославянские языки: Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Безсмертный, Помилуй нас.

Финский : Pyhä Jumala, Pyhä Väkevä, Pyhä Kuolematon, armahda meitä.

Французский : Сен-Дьё, Сен-Форт, Сен-Бессмертник, Ай-питие-де-нус.

Грузинский : წმიდაო ღმერთო, წმიდაო ძლიერო, წმიდა ო უკვდავო, შეგვიწყალენ ჩვენ (Цмидао Гхмерто, Цмидао Дзлиеро, Цмидао Уквдаво, шегвицкален чвен).

Греческий : Ἅγιος ὁ Θεός, Ἅγιος ἰσχυρός, Ἅγιος ἀθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς (Агиос О Теос, Агиос Эесхирос, Агиос Атанатос, элисон имас).

Японский : 聖なる神, 聖なる勇毅, 聖なる常生の者や、我等を憐れめよ。 (Сейнару Ками, Сейнару Ю ки, Сейнару Дзёсейномоноя, Варерао Аваремейо).

Латинский : Sanctus Deus, Sanctus Fortis, Sanctus Immortalis, miserere nobis.

Латышский : Светаис Диевс, Светаис Специгайс, Светаис Немирстигайс, apžēlojies par mums.

Луговые мари [1] : Святой Юмо, Святой Куатле, Святой Колыдымо, мемнам серлаге (Святой Юмо, Святой Коатле, Святой Колыдымо, мемнам серлагех).

Румынский : Sfinte Dumnezeule, Sfinte Tare, Sfinte Fără de moarte, Miluieşte-ne pe noi.

Испанский : Два варианта

Санто-Диос, Санто-Фуэрте, Санто-Инмортал, десять пьедад-де-носотрос.
Санто-Диос, Санто-Подеросо, Санто-Инмортал, десять пьедад-де-носотрос.

Современный ассирийский (урмийский неоарамейский) xtreme (qadishat aloho, qadishat haylthono, qadishat lo moyoutho, ethraHam alain).

Классический (восточный) сирийский КПП (qaddīšā elāhā, qaddīšā ḥēlǝṯnā, Qaddīšā lā māyūṯā, raḥem ˤalayn).

Молитва Трисвятого

Молитва Трисвятого представляет собой набор древних молитв, с которых начинается каждое служение Ежедневного Цикла. Они также обычно используются для начала частных молитв.

+Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе. المجد لك يا إلهنا المجد لك

Царю Небесный, Утешитель, Дух истины, Везде сущий и все исполняющий, Сокровище благ и жизни Податель: Приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси наши души, о Благой.
أيُّها الملكُ السّماويّ المعزّي روحُ الحقّ ،الحاضرُ في كلّ مكانٍ والمالىءُ الكل. كنزُ الصّالحاتِ ورازقُ الحياة. هلمَّ واسكُنْ فينا، وطهرنا من كلِّ دنس ، وخلص أيُّها الصّالح نفوسن ا

+Святой Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный: помилуй нас. (3 раза)
قدوسٌ الله ، قدوسٌ القوي ، قدوسٌ الذي لا يموت إرحمنا

+Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
المجد للآبِ والإبنِ والرُّوحِ القدس، الآن وكلَّ آنٍ وإلى دهر الدّ اهرين، آمين

Пресвятая Троица, помилуй нас. Господи, очисти нас от наших грехов. Учитель, прости наши беззакония. Святый Боже, посети и исцели немощи наши ради имени Твоего.
أيُّها الثالوثُ القدُّوس إرحمنا. يا ربُّ إغفِرْ خطايانا. يا سَيِّدُ تجاوزْ عن سيِّئاتِنا. يا قدُّوسُ إطَّلِعْ واشْفِ أمراضنا من أجل اسمك

Господи, помилуй. (3 раза) يا ربّ ارحم (ثلاثاً)3

+Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков.
المجد للآبِ والإبنِ والرُّوحِ القدس، الآن وكلَّ آنٍ وإلى دهر الدّ اهرين، آمين

Отец наш, сущий на небесах, да святится имя Твое. Да придет Царство Твое, да будет воля Твоя на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день и прости нам согрешения наши, как и мы прощаем согрешающим против нас; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
أبانا الذي في السّماوات، ليتقدَّس اسمُك، ليأتِ ملكوتُك، لتكن مشيئ تُك، كما في السّماءِ كذلك على الأرض. خبزنا الجوهريّ أعطنا اليومَ، واترُكْ لنا ما علينا كما نترك نحن لمن لنا عليه. ولا تُدخِلْنا في تجربة، لكنْ نَجِّنا من الشرّير

Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава, +Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 ُ والرُّحُ القدس، الآن وكلَّ آنٍ وإلى دهر الدّاهرين . آمين
 

Восточная православная версия

В восточных православных церквях Трисвятое понимается как обращение ко Христу и изменяется следующим образом: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, распятый за нас, помилуй нас».

Справочник

  1. ↑ Одна из национальностей России

Внешние ссылки

  • A Примечание: Перевод Трисвятого (PDF)
  • Глава X. О Трисвятом («Трисвятом») св. Иоанна Дамаскина в его «Изложении православной веры» , пер. Преподобный С. Д. Ф. Салмонд

Чудо Трисвятого («Трисвятая песнь»)

«Вверху сонмы ангелов поют хвалу; внизу люди образуют хоры в церквях и подражают им, распевая одно и то же славословие …Наверху Серафимы вопиют Трисвятую песнь, внизу людская толпа воспевает тот же вопль. Собрались небожители и земные в общее собрание: едино благодарение, один возглас восторга, один радостный хор». — свт. Иоанн Златоуст

«Непрестанное и освящающее славословие святых ангелов в Трисвятом знаменует, вообще, равенство образа жизни и поведения и гармонию в божественном прославлении, которое будет иметь место в век грядущее как небесными, так и земными силами, когда человеческое тело, ныне ставшее бессмертным посредством воскресения, уже не будет отягощать душу тлением и само не будет отягощаться, но примет, благодаря преображению в нетление, силу и способность к принять пришествие Божие. В частности, он означает для верных богословское соперничество с ангелами в вере, для деятельных же он символизирует великолепие жизни, равное ангелам, насколько это возможно для людей, и постоянство в богословской гимнологии; для тех, кто имеет знание, бесконечные мысли, гимны и движения о Божестве, которые равны ангелам, насколько это возможно». — Св. Максим Исповедник

Ежегодно 25 сентября Православная Церковь празднует чудо взятия ангелами на небо младенца, когда Прокл был Патриархом Константинопольским (434-446) и Феодосием II. император.

«В царствование Прокла четыре месяца подряд в Константинополе происходили большие землетрясения. Устрашившись, римляне вышли из города в так называемый Кампос, и день и ночь молили Бога и вели дела с епископом. …Однажды, когда земля тряслась и весь народ беспрестанно взывал «Кыриэ элисон» (Господи, помилуй), около третьего часа, внезапно и на глазах у всех поднялся на воздух маленький ребенок, и был слышен вокруг него божественный голос, возвещавший епископу и народу, чтобы он обратился и сказал так: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», больше ничего не добавляя. Отец наш среди святых, Прокл , приняв решение, обработал народ, поющий так, и землетрясение тотчас же прекратилось.Блаженная Пульхерия и ее брат, поддержав чудо, установили, чтобы сию божественную песнь пели по всей ойкумене; и с того дня все церкви поют Богу каждая день.» [PG 108.244B-248A]

В своем трактате Православная вера святитель Иоанн Дамаскин (VIII в.) добавляет, что «традиционно, что Трисвятая песнь пелась таким образом и во святых и Великий Четвертый Вселенский Собор — я имею в виду тот, который состоялся в Халкидоне, — ибо так сообщается в актах этого самого святого собора». литургии между 430 и 450 годами.С тех пор,конечно,его употребление распространилось почти на каждое богослужение Православной Церкви.Сегодня оно причудливо сочетается даже с чтением молитвы Господней,как в храмах,так и в частных богослужениях. в так называемых «Вступительных Трисвятых молитвах», с которых начинается большинство богослужений9.0086

Песнь была, вероятно, настолько воспринята Церковью из-за того, что монофизитский антиохийский патриарх Петр Фуллер (ок. 470 г.) вставил в гимн фразу «Который за нас распялся», пытаясь согласовать свою позицию с теопасхитами (особая группа монофизитов). В любом случае, Православие не приняло это изменение, и в конце концов оно было отвергнуто 81-м каноном Трулльского собора в 692 году. О его популярности также свидетельствует ранняя дата его появления на Западе, а также мы увидим ниже.

Мистагогически-анагогическая интерпретация Трисвятой песни Отцами Церкви связана с контекстом только что рассмотренной Трисвятой Ангельской Триумфальной песни [см. источник ниже]: три святыни Серафической песни развернуты в Трисвятое как гимн именно трем Лицам Святой Троицы. Обсуждая место гимна в Божественной литургии, святитель Николай Кавасила комментирует нас в лике ангельском (Кавасила; 2002, 59 и далее; ср. Симеон; 19).84, 34ff.):

«Далее [после вознесения Евангелий] мы восхваляем Самого Бога, Триединого Бога, как пришествие Спасителя открыло Его нам. Песнопения, которые мы поем, доходят до нас от ангелов, и взято отчасти из книги священных псалмов пророка, собрано Христовой Церковью и посвящено Троице, ибо Hagios [Святой], повторяемый трижды, есть ангельское восклицание. [Ис. 6. 3. Откр. 4. 8]; слова «Сильный и Бессмертный Бог» принадлежат блаженному Давиду, который восклицает: «К сильному и живому Богу жаждет душа моя» (Пс. 42. 2). Церковь, которая есть собрание верующих и исповедующих Троицу и Единство Божие, сыграла свою роль в том, чтобы собрать воедино эти два восклицания, соединив их и добавив фразу: «Помилуй нас», она хотела показать, с одной стороны, гармония Ветхого и Нового Заветов, а с другой, что ангелы и люди составляют одну Церковь, единый лик, благодаря пришествию Христа, который был и с неба, и с земли. Вот почему мы поем эти гимны после принесения и показа книги Евангелий; мы как бы провозглашаем, что Он, придя к нам, дал нам место среди ангелов и утвердил нас в небесном хоре».0079

Ряд структурных литургических факторов, а также рукописная традиция Трисвятого указывают на его происхождение вне контекста Божественной литургии. Во-первых, его структурная гимнографическая форма — εὐφήμιον (припев), прославление (Слава; оба теперь. ), ἀκροτελεύτιον (повторение последней строки) и περισσὴ (украшенное, повторение приложения) — указывает на его использование в качестве антифонного канона, который хорошо бы выровнялся. зародившись как Константинопольская процессия, как недавно заметила современная литургиология (Taft; 1977, 214 и след.). Его использование в конце Великого Славословия и свидетельство об использовании в асматических вечернях соборного обряда в Афоне Великой Лавры MS Λ.165 незадолго до увольнения (Кономос; 1974, с. 70 и след.) указывают на происхождение в Божественной литургии как входная процессия ( introit ), перенесенная из более широкой процессной, «стационарной» литургической традиции (ср. Балдовин, 1987 и Матеос, 1971). Предание также сохранило особый лакомый кусочек сведений, указывающих на это процессионное происхождение. Записано, что пункт perisse (тропарь приложения в конце антифонной псалмодии) был, когда Император и его двор прибыли в Церковь (Conomos; 1974, 27 и Веллес; 1961, 107). Чрезвычайно формализованные придворные ритуалы перетекли в богослужебную жизнь, и мы знаем, что в великие праздники Патриарх и Император вместе входили в Великую Церковь. Назначение в высшей степени мелизматичного perisse имело практическое применение — охватить множество богослужебных действий, молитв и прошений, устанавливающих Патриарха на синтрон перед чтением Священного Писания, что в византийские времена было фактическим началом Божественной литургии (Taft; 1977, 214 и далее, и 1979, 287. Моран; 1979, 178 и далее. Балдовин; 1987, 218 и далее).

Кто знаком с Божественными Литургиями Православной Церкви, тот знает, что Трисвятое поется и сегодня (без антифонных псалмических стихов, которые бесследно исчезли) и его псалтырская традиция по-прежнему весьма жива. Единственное время, когда его не поют, — это праздники Креста 14 сентября и третье воскресенье Великого поста, а также Великие праздники Владыки ( Despotikai heortai 9).0079), когда его место занимают два особых альтернативных гимна — в Великие праздники крестильная песнь Всех во Христа крещенных… (Ὅσοι εἰς Χριστόν) и в праздники Креста Кресту Твоему поклоняемся, о Мастер… (Τὸν Σταυρόν Σου), возможно, родом из Иерусалима. Дневная форма такова: поется трижды с последующим прославлением (Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.). Последняя фраза (ἀκροτελεύτιον), а затем повторенная в последний раз как perisse, объявляется словом δύναμις от диакона. Это слово означает «мощь» или «сила» — очевидная команда для более интенсивного воспевания. Все это происходит непосредственно перед назначенными на день чтениями Священных Писаний:

Правый хор: Ἅγιος ὁ Θεός, ἅγιος ἰσχυρός, ἅγιος ἀθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς.
Левый хор: Ἅγιος ὁ Θεός, ἅγιος ἰσχυρός, ἅγιος ἀθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς.
Правый хор: Ἅγιος ὁ Θεός, ἅγιος ἰσχυρός, ἅγιος ἀθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς.,
Левый хор: Δόξα Πατρὶ καὶ Υἱῷ καὶ ἁγίῳ Πνεύματι.
Правый хор: Καὶ νῦν καὶ ἀεί, καὶ εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. Ἀμήν.
Левый хор: Ἅγιος ἀθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς.
Диакон: Δύναμις.
Правый хор: Ἅγιος ὁ Θεός.
Левый хор: Ἅγιος ἰσχυρός.
Правый хор: Ἅγιος ἀθάνατος, ἐλέησον ἡμᾶς.

По воскресеньям и великим праздникам, когда много священнослужителей, служащих типика, евхология и нотные рукописи сохраняют повторение песнопения даже более чем трехкратно, с антифонным пением, включающим клирос из внутреннего алтаря ( bema ), то, что все еще практикуется даже сегодня.