Содержание

Как гадать на метафорических картах: правила, колоды, расклады

Людям всегда хотелось заглянуть в будущее, узнать, что там — за горизонтом. Можно ли предсказать наиболее вероятный вариант развития событий с помощью карт? Если да, то есть ли у нас возможность что-то изменить, смоделировать свое будущее? Метафорические карты дают ответы эти вопросы. О правилах гадания и выборе подходящей колоды, мы спросили у людей, которые сами создают МАК. Психолог, искусствовед, арт-терапевт Наталья Балаян и писатель, мыслитель, переводчик основополагающих китайских текстов Бронислав Виногродский отвечали на одни и те же вопросы. Материал получился весьма полезный, но трактовки так и остались неоднозначными – а в случае с метафорическими картами по-другому и не бывает! Читайте и прислушивайтесь к своей интуиции.

Что можно узнать при помощи МАК

Наталья Балаян сравнивает работу с метафорическими ассоциативными картами с компасом, помогающим понять, куда двигаться. Но рекомендует помнить, что «не компас определяет, куда вам идти, он лишь показывает направление, а выбор остается за вами». Бронислав Виногродский использует другие ассоциации. «Чаще всего кризисные ситуации в жизни возникают именно в связи с неправильными оценками своего собственного состояния, когда ты не знаешь, каким образом и как управлять трансформациями этих состояний. МАК дают возможность заметить собственные «фильтры», через которые мы воспринимаем действительность. Иногда этого достаточно, для того чтобы изменить отношение к ситуации. Осознав способ восприятия — мы можем его скорректировать», — считает эксперт. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Общие правила применения МАК

«Работая с МАК, нужно помнить о творческой свободе внутренних интерпретаций, потому что карты дают нам возможность отпустить и расслабить внутренние ограничения, так чтобы мысль текла максимально плавно и свободно. Тексты не являются догмой. Это всего-навсего подсказки, которые помогают найти собственные формулировки для эффективного решения вопросов, встающих на пути», — формулирует общий принцип Бронислав Виногродский и уточняет, что древние тексты, на основе которых создаются МАКи, обладают психоактивным эффектом — они «работают» на выравнивание искажений сознания современного человека посредством мягкого соприкосновения с далеким прошлым.

Наталья Балаян озвучивает конкретные правила:

1. Выделите время для работы с картами. Не планируйте встреч, звонков и неотложных дел в этот временной период. Постарайтесь абстрагироваться от внешних раздражителей.

2. Начните с погружения в состояние «здесь и сейчас общение с картами» и постепенно после глубокой концентрации на вопросе попробуйте перейти в более расслабленное состояние спонтанности и расширение поля восприятия информации.

3. Для запуска энергии потокового состояния общения с картами сформируйте начальный импульс. В первую очередь осознайте свою мотивацию: зачем вам необходимо получить ответ именно на этот запрос? Почему решение именно этого запроса, а не другого, является сегодня для вас значимой целью? 

Авторская колода МАК Натальи Балаян

Наталья Балаян

Что нельзя делать тем, кто применяет МАК: правило 5 секунд и не только

Ни в коем случае нельзя пытаться «подтягивать» желаемое действительное к интерпретации МАК — обычно логика включается после первых пяти секунд рассматривания картинки. Поэтому ловить нужно самые первые инсайты, которые приходят к вам в течение нескольких секунд после знакомства с выбранной картой. 

Также не пытайтесь программировать свое будущее собственным, разумно составленным рассказом ( как бы вам этого ни хотелось). Поверьте, ваше подсознание знает ответ на ваш запрос и выдаст его в первые мгновенья как откровение.

Не отвергайте информацию, которую вы получили, а лучше подумайте, почему именно так. Что мне нужно сделать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону? Ваше подсознание подскажет вам ответ. При применении МАК только вы сами являетесь интерпретатором полученной от карты информации от карты. Пользоваться трактовкой вашей карты другим человеком нельзя. Этим МАК отличаются от Таро.

Не стоит думать, что наша судьба представляет собой ход жизненных событий, который неизменен и вовсе не зависит от нашей воли. С помощью карт мы можем увидеть вектор развития событий, обдумать, устраивает ли нас такой вариант, и действовать, исходя из этого. Мы сами моделируем свою судьбу.  

Именно этими правилами предлагает пользоваться Наталья Балаян. А Бронислав Виногродский согласен с коллегой: «Нельзя думать, что МАК — это главный и единственный путь решения всех проблем, потому что это лишь упражнение, которое позволяет развить разные стороны своей творческой личности. Но получив доступ к эффективным приёмам и советам, ты должен научиться применять их правильно в сложных жизненных ситуациях».

В каких случаях метафорическая колода может обмануть 

«Обычно мы сами позволяем целому ряду фантазий скрывать от нас реальность. Многие из нас склонны возводить преграду из иллюзий, чтобы под благовидным предлогом ничего не делать и ничего в своей жизни не менять. Каких только отговорок мы порой ни придумываем, на кого только ни пытаемся свалить вину за свои проблемы. Сами же при этом остаемся пассивными и бездеятельными, не желая брать на себя ответственность за собственную жизнь, — сокрушается Наталья Балаян. —  Поэтому, вытянув карту, очень важно сразу же прислушаться к своим внутренним ощущениям и интуитивным импульсам — инсайт происходит в первые 3-4 секунды.   Высказывайте первое, что приходит в голову, пока хитрый мозг и обычная человеческая лень не успели соорудить стену иллюзий». 

Предупреждение Бронислава Виногродского одинаково хорошо сработает не только в случае с метафорическими картами. Оно пригодится и в других случаях, когда мы хотим узнать о себе что-то новое. «Нужно быть предельно честным и искренним с самим собой, ибо обмануть меня не трудно, когда я сам обманываться рад. Следует настроиться на встречу с не самыми приятными и розовыми сторонами своей личности при работе с картами»

Сколько метафорических карт можно вытягивать за один раз и как понять, что пора остановиться

Работа с МАК – это не экзамен, а карты – не билеты. Поэтому не надо перебирать всю колоду. В этом мнения экспертов сходятся.

«За один раз лучше всего вынимать не более трех карт, в самостоятельной работе я бы советовал сосредоточиться на одной, если вы работаете с конкретным вопросом, — рекомендует Бронислав Виногродский, но тут же оговаривается. — Однако вполне возможно просто играть с картами, как с любым инструментом, которые попадает в ваши руки, если вы можете позволить себе относиться ко всему не слишком серьезно. В этом случае, если вы используете игру как способ обучения самого себя, можно вынимать и изучать любое количество карт за раз». Наталья Балаян разделяет точку зрения коллеги: «Если вас не устроил совет карты, не спешите тянуть следующую карту, думая, что вам повезет больше или следующая карта даст более удобный ответ. Ваша задача состоит в другом: разобраться в ситуации, выявить все бонусы и подсказки, предоставляемые картой, осознать, как с максимальной пользой для себя так интерпретировать увиденное, чтобы прожить загаданную ситуацию на самом положительном для себя максимуме.

Вопрос «Сколько раз можно вытягивать карту на один и тот же запрос?» являлся довольно популярным среди моих клиентов. Теперь я в каждую колоду включаю карту «Перезагрузка». Она означает, что человеку дается еще один шанс вытянуть новую карту, но перед этим необходимо более глубоко сфокусироваться на своем запросе и отрешиться от посторонних мыслей».

Расклады МАК на день, ситуацию и личные отношения

Вот  примеры классических раскладов, которые Наталья Балаян использует в своих метафорических картах «Мечты Царевны» и «Сад Царевны».

Расклад на день /как пройдет мой с сегодняшней день/ 1 карта

Разложите карты перед собой рубашками вверх полукругом, «дорожкой» или в хаотичном порядке. Можно прикрыть глаза и подумать о том, что впереди у вас новый день, в который могут произойти различные события. Попробуйте прочувствовать энергию предстоящего дня и провести рукой над картами. Не спешите, попытайтесь установить связь с одной из карт. Откройте глаза и посмотрите на карту, от которой вы почувствовали импульс, тепло или просто рука остановилась над ней. Аккуратно переверните метафорическую карту изображением к себе. Все мысли, посетившие вас в первые секунды, являются откровением вашего подсознания. Запомните их обязательно. 

Далее задайте себе вопросы, разглядывая выпавшую карту: 

— О чем говорит эта карта?

— О чем напоминает?

— О чем хочет предупредить?

Расклад на ситуацию из 4-х карт

1-я карта — Как складывается ситуация в данный момент?

2-я карта — Что мешает для достижения задуманного результата?

3-я карта — Какой ресурс поможет в достижении задуманного результата?

4-я карта — Какой совет будет ключевым для успешного решения запроса?

Расклад на личные отношения из 3-х карт

1-я карта — Что нужно от вас для этих отношений?

2-я карта — Что нужно от партнера для этих отношений?

3-я карта — Что будет результатом ваших отношений?

На самом деле, каждый автор МАК рекомендует свои расклады, связанные с тематикой метафорических карт и с особенностями их применения.

Бронислав Виногродский советует использовать пятерку, раскладывая карты крестом, или же  найти свой способ расклада, только рекомендует сначала описать его в письменной форме, чтобы не запутаться в процессе.

МАК плохого не посоветуют

«Общаясь с метафорическими ассоциативными картами, фиксируйте весь поток мыслей, образов, чувств, желаний и импульсов. Именно из этого иллюзорного хаоса ощущений родится четкий ответ на ваш запрос. Метафорические ассоциативные карты заведомо не несут в себе отрицательного импульса. Все их советы достаточно действенны и способны помочь выйти победителем даже из не очень выигрышной изначально ситуации. В отличие от советов, которые дают нам друзья, приятели и прочие доброжелатели на основе своих субъективных умозаключений.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы обсудить свою жизненную ситуацию с теми, кому вы доверяете. Но зачастую окружающие, даже если они руководствуются самыми лучшими побуждениями, перекладывают на нас свои собственные страхи и негативные программы. Чужой частный опыт может совсем по-другому проиграться в вашей жизни, и вы еще не раз вспомните доброжелателя, щедро раздававшего вам советы, отнюдь не ласковым словом.

Наверняка в вашей жизни были сложные ситуации, в которых вы обращались к другим за советом. И ваша подруга, друг или кто-то из родных, выслушав вашу историю, рассказывали вам с «три короба» своих — одна другой ужаснее. Рисовали перед вами самые неблагоприятные перспективы. А ведь это всего лишь индивидуальная история человека, который отнюдь не является вашим полным двойником. Не факт, что с вами произойдет то же самое. Но человеку свойственно перенимать чужие страхи и модели неудач. И, в итоге, они практически прирастают к нему, словно вторая кожа», —  объясняет Наталья Балаян.

«В работе с МАК вы остаетесь наедине с собой и своим запросом. Например, в своих картах «Мечты Царевны» и «Сад Царевны» для эффективной работы с МАК, я использую психосинтез — метод подключения к коллективному сознанию. Это психологический научный метод психотерапии, саморазвития и интегрального обучения, разработанный итальянским психологом и психиатром Роберто Ассоджиоле.

Через сказки, мифы и легенды, которые люди узнают на иллюстрациях к картам «Мечты Царевны» и «Сад Царевны», они получают возможность подключиться к коллективному опыту людей, к квинтэссенции народной мудрости, которая зашифрована в любом народном эпосе.

Любой понимает смысл пословицы «Сказка ложь, да в ней намек» — за многие тысячелетия своего существования человечество научилось различать Добро, Зло, Зависть, Предательство, Силу, Фортуну и т д. Люди облачили эти понятия в архетипические образы — например богатырь, колдун, злая мачеха, бог Громовержец, богиня Фортуна и многие другие.

Кого вы увидите главным героем на своей карте, как развернется известная сказка в вашей интерпретации, а главное, какой будет конец — решать вам. А вот огромное количество намеков и подсказок, сложенных в коллективном бессознательном и внедренных  мной в мои карты, — это бескрайнее поле для «разговора с собственным подсознанием».

В обычной жизни наша ошибка состоит в том, что из-за неосознанности собственных действий мы по привычке не пытаемся повлиять на формирование событий. Общение с картами поможет провести детальный анализ ситуации и составить план — как от хаотического проживания жизни перейти к творческому выстраиванию своей жизненной линии. 

Например, в картах «Мечты царевны» и «Сад Царевны» необходимо соотнести ту модель мифологической истории, которую рассказывает карта, с возможным сценарием развития событий своей жизни. Определить, на какого героя этой сказки вы похожи в контексте вашего запроса. И задать себе вопрос: если я буду вести себя как этот самый герой, готов ли я к такому исходу, как в сказке?

Если вас не устраивает подобный финал, нужно поменять конец истории. Переписать сказку заново. Представить, что может повлиять на героев истории таким образом, что она завершится в «вашу пользу». Когда вы проанализируете свою реальную жизнь и сопоставите действующих в ней лиц с персонажами сказки, вы вдруг придете к более осознанному пониманию характеров и мотивации этих людей, с которыми вы сталкиваетесь во внешнем мире», — дает развернутое описание использования авторских колод МАК эксперт.

Чем больше колод, тем лучше

«Давайте вернемся к истории зарождения МАК, она нам многое объяснит. Любой психолог хорошо знает тест Роршаха. Этот психодиагностический тест для исследования личности был опубликован в 1921 году. 

На 10 листах бумаги, которые испытуемый рассматривает поочередно, изображены чернильные кляксы причудливых форм. Каждое из этих пятен (в тесте есть и цветные пятна в том числе) служит стимулом для свободных ассоциаций и фантазий испытуемого. Психодиагностика личности (как и в работе с современными метафорическими картами) проводится по методике толкования: человек рассказывает, что он видит, придумывает соотношение этих предметов, пейзажей, людей или животных друг к другу. Психолог, анализируя повествование клиента, использует полученные выводы для дальнейшей коррекционной работы с ним. Этот тест лег в основу проективных методик, которые основаны на проекции личных состояний, переживаний, психических особенностей клиента в интерпретации предложенного материала.

Благодаря «Чернильным пятнам Роршаха» в арсенале психолога появились проективные карты, которые в более широком круге использования стали называться «метафорическими».

Метафорические карты увеличили количество иллюстрированных картинок (изначально в тесте их было 10) и варианты изображений, а также их сферы применения», — делится Наталья Балаян и приводит в пример две своих авторских колоды — «Послания счастья» и «Послания благополучия», которые помогут «собрать личный пазл благополучия».

С тем, что колоды МАК разной тематики очень удобны, согласен и ее коллега Бронислав Виногродский, он также уточняет, что они станут отличным выбором для наведения порядка в разных сферах и проработки разных аспектов собственной личности. В этом могут помочь МАК «Перемены любви» (предназначена для работы со сферой чувств) и МАК «Борьба за мир» (используется для того, чтобы разрешать внутренние конфликты).

Расклады метафорических карт на отношения • Без края

Техники с метафорическими картами

  • Опубликовано

    Хуторная Елена

19

Май

Расклады метафорических карт на отношения помогут разобраться и найти способы наладить эти отношения. В большей степени техники в этой подборке касаются личных отношений, но какие-то из них можно рассматривать и для других видов связей — родственных, рабочих, дружеских.

Все техники с метафорическими картами на отношения сопровождаются картами, которые можно использовать для их реализации.

Также для получения карт под техники можете воспользоваться сервисом на этом сайте Метафорические карты онлайн.

Колоды для этих техник подойдут либо тематические, либо универсальные.

Расклад на решение проблемы в отношениях

Техника как напоминание о том, что все, что происходит в отношениях, это и наша ответственность тоже. И потому все изменения в отношениях во многом будут зависеть от нас самих.

Первую карту можно выбрать в открытую, она символизирует отношения и то, что вас в них не устраивает.

Вторая карта взакрытую — какова моя ответственность в том, что эти отношения именно такие?

Третья карта также взакрытую — что я могу сделать, чтобы отношения стали лучше?

Когда в партнере что-то не нравится

Первую карту можно вытянуть взакрытую или в открытую — это то, что вам не нравится в партнере.

Следующие три карты взакрытую, открываем по очереди — как то качество, которое мне не нравится в человеке, проявляется и во мне тоже?

Или — какие три положительных оборотных стороны у того качества в партнере, которое мне не нравится?

Как изменить отношения к лучшему

Первые две карты можно вытянуть как в открытую, так взакрытую, одна из них — ваши отношения в настоящем, другая — то, какими вы хотели бы их видеть в будущем.

Следующие три карты взакрытую, открываем их по очереди, и каждая из них это способ улучшить и гармонизировать отношения. Опишите, что вы видите в картах, какие возможности, что можно сделать для отношений, чтобы они приносили больше удовлетворения.

Что я хочу и что должен

Все карты для этого расклада с МАК на отношения вытягиваем взакрытую, первая карта — что я должен делать для отношений, какие мои обязанности и обязательства?

Вторая карта — чего я хочу от этих конкретных отношений или вообще от отношений, что я хочу от них получать, как хочу чувствовать себя, какими хочу их видеть?

Третья карта — в чем баланс между моими желаниями и долженствованиями в этих отношениях?

Любовь — не любовь

Эту технику с МАК на отношения можно проводить как для одного человека, так и для пары. Она дает представление человека о любви, а когда делается в паре, то позволяет сравнить и увидеть разницу в том, как видят любовь партнеры.

Из двух случайных карт каждый партнер выбирает ту, которая ассоциируется у него с любовью, другая, соответственно, с нелюбовью. Каждый объясняет свой выбор, что именно для него в карте о любви и нелюбви и почему так.

Запросы для работы с МАК на тему отношений

Также для работы над отношениями пригодятся следующие запросы:

Какая я в этих отношениях?
Какой мой партнер?
Что я даю в этих отношениях?
Что получаю?
Чего я хочу от этих отношений?
Что будет, если этих отношений не будет в моей жизни, если я их прерву?
Что будет, если я останусь в этих отношениях?
Почему я держусь за эти отношения?
Что я могу сделать, чтобы изменить эти отношения?

МАК техники для работы с отношениями помогут понять, в чем заключается проблема, и найти нужные решения. Возможно, отношения пора завершить, а может, найдется довольно простой и эффективный способ их улучшить, и будет даже странно, почему вы не замечали его раньше.

Другие техники с МАК в разделе Техники с метафорическими картами.

Также для проработки отношений будет очень полезна трансформационная игра Мудрость души на тему отношений.

Уникальная колода метафорических ассоциативных карт – OH Cards Institute

Оригинальная русскоязычная статья (Скачать PDF) была опубликована в русскоязычном журнале (английский перевод названия журнала Педагог – Журнал неформального образования ), № 1(19), 2011 г., изданный сетью образовательных НПО в Минске, Беларусь. Перевод русской статьи на английский ниже.

Об авторах

Александр Горобченко Психолог, руководитель творческой студии «OH-STUDIO», старший преподаватель кафедры психологии Женского института «ЭНВИЛА», выпускница Академии управления. Деятельность и интересы: психологическая помощь, экзистенциальное консультирование, неформальное образование, помощь специалистам помогающих профессий.

Марина Евменчик Психолог, Дизайнер, Деятельность и интересы: психологическая помощь, тренинги личностного роста, гендерная психология, флористика и фитодизайн.

Уникальная колода метафорических ассоциативных карт

Метафорически-ассоциативные карты — уникальный инструмент в помощь специалистам, работающим с группами (психологам, консультантам, коучам, педагогам, воспитателям и т.д.). В профессиональных кругах эти карты называются по-разному: «Карты ОХ» (название первой колоды), «проективные карты», «терапевтические карты», «интерактивные карты» и т. д. Благодаря усилиям терапевта и издателя Морица Эгетмейер, карты распространились по всему миру. В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. Карточки с энтузиазмом приняли психологи, социальные педагоги, терапевты, социальные работники и широкий круг людей, интересующихся самопознанием и саморазвитием. Метафорические ассоциативные карты стали использоваться специалистами как качественный, удобный, проективный и образовательный материал. Сегодня мы можем использовать 17 уникальных колод карт.

Колоды ассоциативных карт представляют собой наборы изображений – картинок в карточном формате. Существуют следующие колоды метафорических карт:

  1. OH CARDS
  2. PERSONA
  3. HABITAT
  4. ECCO
  5. MORENA
  6. МИФ
  7. 90 023 SAGA

  8. 1001
  9. SHEN HUA
  10. PERSONITA
  11. COPE
  12. CLARO
  13. QUISINE
  14. BOSCH
  15. LYDIA JACOB STORY
  16. TAHITI
  17. BEAUREGARD

Описание всех колод представлено на официальном сайте издательства Moritz Egetmeyer www.OH-Cards.com и на Творческой студии «OH-STUDIO» www.oh-studio.narod.ru.

История карт

Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором истории искусств. Он хотел вывести искусство из галерей и приблизить его к людям. Он считал, что произведения искусства не должны быть «искусством для искусства», предметом пассивного созерцания человека. Искусство должно быть доступно каждому, а это значит, что оно должно быть в руках людей. Первая колода карт называется «ОН» (это английское междометие, выражающее удивление).

Карты OH были выпущены в 1981 году в Канаде. Этот набор состоит из двух колод – первая состоит из ситуационных картинок (88 карт), вторая состоит из рамок со словами (88 карт) – обе от Эли Рамана. Слова для фреймовой колоды были выбраны с использованием ряда предложений психотерапевта Йозефа Шлихтера. Колода слов имеет больший формат, чем колода картинок. Колоды составлены таким образом, что карточки-изображения можно помещать в рамки карточек-слов. Следовательно, этот инструмент включает в себя образ и слово как два полюса – эмоциональный и познавательный. Образы обращаются непосредственно к чувствам и интуиции и, таким образом, часто способны обойти рациональный барьер, «умный фильтр». Напротив, слова обращаются главным образом к сознанию и выражению аналитического, рационального мышления.

Таким образом, сочетание карточек-картинок и карточек-слов можно рассматривать как единство познавательных и зрительных стимулов, относящееся как к левому полушарию головного мозга (аналитическое, логическое мышление), так и к правому полушарию (эмоции, интуиция) . Когда две колоды используются вместе, можно получить 7744 различных комбинации. Это сочетание побуждает людей раскрывать свой творческий потенциал.

В 1983 году Эли Раман познакомился с Морицем Эгетмейером, психотерапевтом по образованию. Он смог увидеть в OH Cards инструмент, с помощью которого он мог побудить пациентов к откровенному разговору о себе и своих проблемах.

Согласно соглашению с Эли Раманом, Морицу Эгетмайеру было разрешено продавать ОХ только в Германии и Европе. После удивительной встречи с картами OH М. Эгетмейер и его семья вернулись в Германию, но не нашли издателей, которые согласились бы издать метафорические карты.

Издатели посчитали карты недостаточно востребованными для получения прибыли, поскольку метафорические карты не соответствуют основному принципу карточных игр, где есть победитель и проигравший. Получив отказ от всех издателей, Мориц Эгетмейер основал в Германии OH Verlag (OH Publishing) и сам начал издавать карты OH. С тех пор OH Verlag сосредоточился на публикации и продвижении этих ассоциативных метафорических карт как игры и как уникального инструмента для работы с людьми. Так началось путешествие OH Cards по всему миру.

Первая колода OH Card появилась в Германии в 1985 году. Мориц и Эли впервые представили игру публике на Games Fair в Эссене.

Их презентация была выполнена в оригинальном, терапевтико-ассоциативном формате: карты выбирались вслепую – одна из колоды картинок, другая из колоды слов – и одна комментировала любые возникающие спонтанные чувства, мысли или ассоциации. Многие представители крупных производителей с любопытством разглядывали карты. Но случилось неожиданное осложнение. В выставочных залах невозможно было создать атмосферу взаимного доверия, необходимую при использовании карт в терапевтических целях.

Внезапно Мориц спас момент, придумав использовать карточки с картинками для рассказывания историй, что способствовало разработке совершенно новых типов публичных игр. Эта идея послужила толчком к созданию колоды SAGA, второй колоды метафорических ассоциативных карт. История карт продолжается — сама работа и взаимодействие с картами и людьми, которые их используют, поощряются и облегчаются появлением новых концепций с картами и новыми колодами.

Например, психологи и психотерапевты, работающие в кризисных ситуациях с жертвами насилия и травм, обратились в издательство ОШ с просьбой создать особую колоду карт. Впоследствии в результате международного сотрудничества издателя из Германии (Мориц Эгетмейер), художницы из России (Марина Лукьянова) и всемирно известного терапевта из Израиля (доктор Офра Аялон) родилась колода COPE.

Общие принципы и «OH Этикет»

Если кто-то хочет понять, в чем уникальность этих колод ассоциативных карт, для начала нужно избавиться от привычного мышления о том, как «играть» в карты. Традиционные игры предполагают соревновательный процесс выигрыша/проигрыша и интригу одного игрока, побеждающего за счет слабости другого. Использование OH Card предполагает сотрудничество, а не соревнование и победу. Таким образом, все внутригрупповые методы, игры или упражнения (называйте как хотите, в зависимости от применения) предполагают сотрудничество как принцип совместной, последовательной, гармоничной работы — готовность поддерживать и помогать друг другу (в отличие от к соревнованиям).

Использование карточек в группах по принципу сотрудничества предполагает принцип деятельности , потому что каждый участник совместного действия является его активным агентом не только через слушание, понимание, познание и изучение людей, но и через самодеятельность и помощь людям.

Метафорические образы обеспечивают зрительный стимул для проецирования отдельных явлений, что является одним из основных и важных принципов использования карт. Карточка с картинками в качестве визуального стимула также имеет размер 9.0009 символ или метафора . Карточка-картинка как символ или метафора представляет собой самостоятельный художественный формат, имеющий эмоционально-аллегорическое значение, соответствующее феномену жизни, в котором мы способны связывать объективный смысл с нашими чувствами и переживаниями.

Использование метафорического (более безопасного) языка в работе с группами с различными проблемами может снять многие защитные механизмы, создать атмосферу доверия и наладить общение. Клубника за моим окном — это метафорическое название книги о метафорических ассоциативных картах, написанной Вальтраудом Киршке. Метафора «клубника за моим окном» символизирует то, что внутри нас, но мы не можем «прикоснуться» из-за окна/препятствий. Метафорические карты позволяют войти в контакт с внутренним миром безопасно, нежно, любовно. Используя метафорическое пространство для поиска новых способов решения наших проблем и получения ответов, мы часто находим быстрые решения.

Искусство — основа творчества . Упражнения и игры с картинками в формате карточек создают условия для раскрытия творчества, для создания чего-то нового, ранее не существовавшего. При работе с картами дайте полную свободу ассоциациям .

Искренность — следующий важный принцип, который следует рекомендовать при работе с картами. Будьте честны и открыты, работая с картами и придерживайтесь простой сюжетной линии .

Важно, чтобы каждый участник знал и чувствовал, что с ним считаются, его мнение важно, и он может свободно высказываться, выдвигать предложения, делать выбор, что он уникален.

Поэтому запрещается интерпретировать или переинтерпретировать чужую интерпретацию, потому что каждый из нас по-своему отражает одну и ту же картинную ситуацию.

Еще одна важная рекомендация – говорить в настоящем времени и описывать события, изображенные на картах, как динамические и происходящие.

Что отличает людей от других существ? Это наша субъективность – наша способность быть спонтанной и быть отражением этой спонтанности. Что нас удивляет и очаровывает в маленьких детях? Это непосредственность их поведения, их абсолютная честность и открытость в любых проявлениях. Когда мы становимся взрослыми — нас учат правильно реагировать, не быть спонтанными, — мы вдруг приходим к тому, что спонтанное поведение — это поведение, утверждающее собственную внутреннюю ценность, что спонтанность позволяет нам делать открытия внутри себя, развиваться и творить. Часто мы пытаемся быть спонтанными и ничего не придумываем. Нарушение спонтанности препятствует полной самореализации, полному ощущению себя как субъекта самого себя, как самодостаточной индивидуальности. Когда мы позволяем себе быть спонтанными в метафорической ассоциативной деятельности, как с картами, мы используем больше воображения, чем логики .

Последняя рекомендация — разрешить возможность повторного выбора карты без объяснения причин. Автор любого предложенного действия с картами может заменить любые неподходящие или неважные карты.

Рекомендации, предложенные первоначальными авторами открыток, называются «ОН ЭТИКЕТ». Их могут использовать участники в группах.

Огайо Этикет:

  • В Огайо мы уважаем частную жизнь друг друга. Я могу решить пройти, не разыгрывая карты, которые я вытянул. Я могу сделать это с объяснением или без объяснения, раскрывая свои карты или нет.
  • В штате Огайо мы уважаем друг друга. Я не буду прерывать вас.
  • В штате Огайо мы чтим интеллект и воображение друг друга. Я не перетолковываю (или интерпретирую) ваши карты — даже в тайне своего разума.
  • В штате Огайо мы чтим честность друг друга. Я не противоречу вам и не спорю о ваших интерпретациях. Я стараюсь помнить, что нет «правильных» или «неправильных» интерпретаций картинок, нет неправильного прочтения слов.
  • В штате Огайо мы чтим индивидуальность друг друга. Когда я интерпретирую свои карты ОН, я не предполагаю, что вы видите то, что вижу я, чувствуете то, что чувствую я, читаете то, что читаю я.

Области применения

Существует множество способов использования карточек в качестве проективного стимулирующего материала в группах и при индивидуальной работе со взрослыми и детьми. Метафорические карты эффективно используются в работе с семьей, в психодраме, гештальт-терапии, арт-терапии, трансактном анализе, психосинтезе. Посттравматический синдром, работа с психосоматическими заболеваниями и зависимостями, проблемы детско-родительских и супружеских отношений, взаимоотношения в коллективе, построение команды, разрешение конфликтов, личностный рост… вот неполный перечень областей, в которых использование терапевтических карт для обращения к воображению, фантазия, и поток ассоциаций может быть очень эффективным и полезным.

Метафорические карты обладают всеми преимуществами проективных техник, значительно расширяя терапевтический арсенал психолога или терапевта. Карты помогают получить полное представление о «внутреннем мире» клиента, его личном мифе о мире и о себе в нем, а также субъективное представление о ситуации с точки зрения клиента. Карты помогают очень быстро прояснить и понять реальный опыт и потребности внутренних процессов клиента. Ассоциативные карты дают нам возможность увидеть четкую картину любых межличностных отношений, или отношений, с представлениями и образами своей внешней или внутренней реальности. Использование карт для обозначения травмирующей ситуации через метафору позволяет избежать дополнительной травматизации и создает безопасный контекст для поиска и моделирования решений. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути к выздоровлению. Работа со временем позволяет моделировать и исследовать любой процесс в прошлом и будущем. Люди могут делать это, находя образы решений с помощью метафорических карт и создавая их конкретно, воплощая потом в реальности.

Метафорические ассоциативные карты как проективный материал успешно используются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях. Они очень помогают тем, кто работает с другими людьми, потому что позволяют заговорить (общаться) и создают атмосферу доверия и заинтересованности в самопознании и саморазвитии. Карты — это руководство по созданию необходимого контекста, посредством которого клиенты получают доступ к своим внутренним творческим началам.

Ассоциативные карточки — уникальный образовательный инструмент. Во-первых, карточки — это повод начать разговор в группе, даже если у участников заранее не было точек соприкосновения или общих тем. Во-вторых, можно путем объяснения правил использования карт продемонстрировать и проиллюстрировать основные принципы гуманного, личностно ориентированного отношения (отношения), уважения и сотрудничества в группе как сообществе. В-третьих, карточки можно использовать в качестве старта для развития творческого потенциала и поиска альтернатив каждым из участников группы (например, написание сочинения или эссе путем выбора карточки вслепую, либо поиск новых способы разрешения конфликтов при работе с картами и изображениями). В-четвертых, работа с карточками по предложенным правилам снижает боязнь критики. Участники учатся слушать других и слышать их. Также карточки можно использовать как тематический материал для изучения гуманитарных наук (социальная психология, семейная психология и психотерапия, организационная психология, кризисная психология и др.). Способов успешного использования карт много: стимулирование личностного роста; совладание с кризисом и восстановление после последствий травмы; исправление отношений; Решение конфликта; диагностика и оценка профессиональных компетенций будущих специалистов; анализ психологических особенностей представителей разных профессий, культур и национальностей; и развитие основных компетенций будущих специалистов.

Примеры приемов (игр) с карточками

Восточная поэзия [1]

Категория: Творчество

Цель: Открытие и развитие творческих способностей

Время: 20-30 минут

Количество участников: 8-14

Необходимые материалы: Для этого упражнения вы можете использовать карточки ECCO, BEAUREGARD, LYDIA JAKOB STORY

Процесс: Участникам раздаются правила восточной поэзии. Затем каждый участник вслепую выбирает карточку и стихийно произносит слово по правилам стихосложения. Карточка выбирается за каждое слово или фразу из правил.

Правила восточной поэзии: Главное слово (существительное) Прилагательное, Прилагательное Глагол, Глагол, Глагол Фраза, выражающая соотношение 9000 4 Существительное Например : Осень… Серый, грустный. Приходит, стучит, не отступает. Неопределенное состояние горя и печали. Воспоминания.

ПЕРСОНА

Категория: Взаимодействие
Цель: Обучение распознаванию портретов личности по описательным характеристикам, установление контакта и общения, развитие эмпатии.
Время: 30-40 минут
Количество участников: 8-14

Необходимые материалы: Колоды метафорических карт – ПЕРСОНА, ПЕРСОНИТА

Процесс: 90 010 Каждый участник выбирает портрет из колод PERSONA или PERSONITA что напоминает «психологический портрет» любого из членов группы. Не стоит выбирать по внешним признакам (рост, телосложение и т. д.), которые бы сразу идентифицировали конкретного человека. Рисунок подбирается на основе изображения черт, привычек, психологических особенностей, характеризующих конкретного человека (минимум 10 черт). Затем каждый участник представляет свой портрет группе, а остальные участники пытаются определить, какой человек в группе изображен. Может иметь место сравнение видений одного и того же человека разными членами группы.

Итак, метафорические ассоциативные карты можно рассматривать как глубокую психологическую игру, как стимулирующий, проективный материал для групповой или индивидуальной работы. Карты не ориентированы на игры, в которых есть победитель или проигравший. Они созданы для чего-то большего, чем использование в качестве простой коллективной настольной игры, но и не являются картами для гадания, как, например, карты Таро. Эти карты скорее нечто совершенно новое и захватывающее дух. Они являются инструментом для доступа к нашему собственному воображению и творчеству; инструмент самореализации; катализатор, создающий атмосферу раскрепощения, когда пользователь начинает говорить о себе свободно и открыто. Карточные изображения не имеют общепринятых значений, которые можно было бы предполагать независимо от конкретной игровой ситуации.

Карты призывают игрока раскрыть их значение, а именно уникальное значение, которое они имеют для игрока сейчас, в данный момент, в данной ситуации. Завтра это может быть совсем другое значение.

РЕЗЮМЕ

С помощью данного материала читатели могут познакомиться с метафорическими ассоциативными картами – это уникальный инструмент и помощник специалистов, работающих с группами (психологов, тренеров, консультантов, педагогов, воспитателей и др.), их история и происхождение, основные принципы использования и области применения.

[1] Методы «Восточная поэзия» и «Персона» здесь А. Горобченко

Использование метафорических карт в (ACT) Терапии принятия-обязательства

Метафора «Поезда» в осознанности и родственных техниках

» Мир поездов» — это терапевтический инструмент, включающий в себя колоду метафорических карт, колоду карт-историй и профессиональный путеводитель с рекомендациями по использованию карт в терапии.

На каждой метафорической карте изображена конкретная повозка. Размещение карточек одна рядом с другой создаст визуальный образ поезда.

Карточки можно использовать для представления мыслей, ситуаций, событий, отношений или периодов в жизни клиентов.

Контурные карты в колоде позволяют клиентам тянуть свои собственные вагоны, если они не найдут в колоде карту, соответствующую их потребностям.

Поезда различаются по таким характеристикам, как длина, состав, форма, цвет, скорость и прочность, и все они основаны на меняющемся выборе вагонов (карт), из которых они состоят.

 

Набор «Мир поездов» может облегчить процессы ACT несколькими способами, например:

 

Терапевт может предложить клиенту выбрать кареты-карточки, которые представляют неприятные мысли, которые часто возникают у клиента. Например, клиент может выбрать карту, на которой изображена сломанная повозка, чтобы отразить повторяющуюся мысль: «Я недостаточно хорош».

Или — клиент выбирает карточку с изображением кареты в темном лесу и говорит; «Эта карта напоминает мне о том, как много раз я беспокоился о том, что должно произойти что-то плохое».

Клиенту предлагается описать карточку терапевту, чтобы вместе узнать о природе родственной мысли 9.0005

 

Дальнейшие техники могут включать в себя предложение клиенту понаблюдать за картой, повторить вслух мысль, которую она представляет, а затем обратить внимание на чувства и телесные ощущения, которые вызывает эта мысль/повозка.

В качестве альтернативы клиенту можно предложить положить карточку на чистую страницу, а затем нарисовать вокруг нее чувства, телесные ощущения и ассоциации, которые она вызывает. В этой технике визуальный способ выражения дополняет и обогащает словесный.

 

Называние вагона, представляющего мысль, является рекомендуемой техникой, которая в сочетании со зрительным образом может облегчить идентификацию будущих подобных мыслей в момент их возникновения . Например, клиент выбирает карту с изображением вагона-цистерны, чтобы представить повторяющуюся мысль: «На меня нападают». Он / она называет карту и общий опыт — «режим войны». Изображение карты и имя, которое дал ей клиент, послужат подсказками, которые помогут ему/ей распознавать мысли, связанные с аналогичными проблемами в будущем.

 

Каждый вагон, изображенный на карточках, имеет определенную среду . Клиенты могут обогатить это метафорическое окружение, поместив вырезанные из журналов картинки рядом с картой или обрисовав ее. Эти методы могут побудить клиентов исследовать контекст появления мысли; например, места, события или люди, присутствующие, когда у клиента возникают подобные мысли.

 

Размещение последовательных карточек вдоль рисунка дорожек может помочь клиентам изучить ситуации, которые вызывают эти автоматические мысли и поведение, которое следует за ними.

Придание последствиям визуального представления в виде карточек может показать «цены», которые клиенты «платят» за свои ответы.

Указание на отсутствующие части в карточках или озвучивание безмолвных/молчаливых образов может осветить сферы избегания в жизни клиента.

 

Многие методы могут быть основаны на том, как клиенты описывают специфические черты каждой тележки, с которой они хотят работать в сеансе. Слабые стороны и потребности, а также сильные стороны и стремления, которые характеризуют каждый вагон, вместе с поездками, станциями назначения и другими метафорами из мира поездов — все это может помочь клиентам в их усилиях по определению ценит , они хотели бы, чтобы лелеяли. Позже это может помочь распознать действия, цели или направления, которых клиенты хотели бы придерживаться в различных сферах своей жизни.

 

процесс работы сам по себе поддерживает развитие и практику метапознания . Изучая вагоны в колоде, выбирая карты для представления мыслей, творчески работая с изображениями и размещая карты одну рядом с другой, чтобы строить разные поезда, клиенты учатся наблюдать за своими мыслями как посторонние зрители и могут постепенно начать отличать себя от содержание этих мыслей.

 

Набор «Мир поездов» динамичен по своей природе. Кареты, представляющие мысли, можно добавлять и удалять, они могут менять форму и содержание, вызывать разные чувства и ощущения. Все это может меняться со временем, когда человек путешествует от одной станции к другой в течение жизни. Это поддерживает восприятие себя как гибкого и контекстуального понятия, увеличивая психологическую гибкость клиента.

 

При подключении карт к мыслям каждый вагон становится визуальным представлением определенного типа мысли, в то время как движущийся, динамичный поезд может представлять текущие мысли и переживания, которые «путешествуют» по разуму клиента.

Таким образом, клиент постепенно осознает изменяющийся поток мыслей, который он/она испытывает. Это способствует процессу когнитивного разделения , посредством которого клиенты учатся видеть свои мысли как приобретенные истории, а не как фиксированную «истину», в которую они были ассимилированы.