Санжар национальность: Санжар: значение имени, характер, происхождение
Содержание
Санжар: значение имени, характер, происхождение
Опубликовано:
Санжар: значение имени, характер, происхождение: UGC
Если вы подумываете назвать своего малыша Санжар, значение имени вас, определенно, на это вдохновит. Ваш мальчик будет расти решительным, любознательным и целеустремленным. Убедитесь, подходит ли вашему ребенку имя Санжар. Ознакомьтесь с его происхождением и влиянием на судьбу.
Санжар: значение имени, происхождение
Санжар — мусульманское мужское имя. Оно очень звучное, запоминающееся и при этом довольно редкое. Чаще всего его можно встретить в Казахстане и Киргизии, реже – в Турции или Индии.
У имени есть несколько вариаций — Сангар, Санджар, Ханджар. Нежно обладателей этого имени называют Санжи или Ханжи.
На вопрос, что означает имя Санжар, нет однозначного ответа. Существует сразу две популярных версии — арабская и казахская. Рассмотрим их подробнее:
- Для начала выясним, что означает казахское имя Санжар. Со старотюркского языка оно переводится как ‘пронзающий’, ‘острый, как меч’, ‘атакующий’. Иногда слово употреблялось в значении ‘кинжал’, ‘сабля’, ‘клинок’.
- Будет интересно знать мусульманам, которые хотят назвать ребенка Санжар, значение имени в исламе. С арабского языка слово «санжар» дословно переводится как ‘император’, ‘царская кровь’.
Интересно, что один из самых выдающихся обладателей этого имени — султан Ахмад Санджар — правитель большей части Персидской империи, живший в 12 веке, последний из великой династии Сельджукидов. Султан Санджар прославился отвагой и доблестью, а также острым умом, щедростью и великодушием. Отличный полководец, он не отвергал предложений о мире и умел прощать даже самых заклятых врагов.
Санжар — имя сугубо мусульманское, его не найдешь в православных и католических календарях, поэтому его обладатели не празднуют именины. Более того, нарекая так своего сына, родителям стоит принять во внимание национальную и религиозную принадлежность: тогда сила имени будет положительно влиять на судьбу мальчика.
Читайте также: Дамир: значение имени, характер и судьба, происхождение
Санжар
Фото: unsplash.com: UGC
Имя Санжар: характер и судьба
Младенцы с именем Санжар — мечта любого родителя. Они спокойны и внимательны к окружающему миру, стремятся познавать его уже с первых месяцев жизни. Их завораживает все новое и неизведанное. Но как только малыш научится говорить, проявится его волевой и непослушный характер. В этот период родителям важно уделять много времени воспитанию, спокойно объяснять, как можно или нельзя себя вести. Даже в раннем возрасте мальчик ценит аргументы и способен внимать им. Поэтому если вы решили назвать сына Санжар, что означает это имя, знать недостаточно. Чтобы найти к нему правильный подход, надо знать о его душевных качествах и темпераменте.
Имя Санжар: характер и приоритеты
Санжар — имя, значение которого полностью отражается на характере его обладателя. Эти мужчины амбициозны, решительны и уверенны в себе. Они не боятся перемен, смело преодолевают любые преграды и идут к своей цели.
Санжар всегда стремится быть в центре внимания. Мужчины с таким именем очень убедительны, умеют говорить так, чтобы их поняли и поддержали. Они прирожденные лидеры и быстро находят расположение. Но вместе с тем, Санжары очень осторожны с людьми, тщательно выбирают круг общения. Рядом с ними — только проверенные друзья.
Для Санжара главное — достижение намеченного результата. Поэтому иногда он становится слишком властным и резким, а порой даже агрессивным. Кроме того, Санжары довольно гордые и обидчивые, их легко задеть за живое. Но если попросить прощения за свой проступок, они быстро забудут обиду.
Несмотря на свой авторитарный характер мужчина с именем Санжар склонен заботиться об окружающих. Он не терпит несправедливости и стремится помочь нуждающимся, но при этом не ждет взамен благодарности или похвалы. Кроме того, Санжар очень вежливый, всегда проявляет уважение к старшим. Родители для Санжара — высшая ценность и авторитет: в зрелом возрасте он станет для них настоящей опорой и всегда будет проявлять заботу.
Судьба в любви и браке
Обладатель имени Санжар зачастую пользуется большой популярностью у женщин. Этот обаятельный мужчина с блестящим интеллектом ни в одной компании не остается незамеченным. А вот сам Санжар довольно скрытный, не любит показывать чувства. Он будет долго выбирать себе пару, да и заполучить его не так-то просто.
Зато стоит Санжару влюбиться, он приложит все усилия, чтобы добиться дамы своего сердца. Любовь раскроет в нем новую грань — сентиментальную и чувствительную. В отношениях Санжар очень внимательный и заботливый, станет хорошим мужем и ответственным отцом. Но властный характер и здесь даст о себе знать: как молодой человек и муж Санжар — ревнивый собственник.
Санжар
Фото: unsplash.com: UGC
Таланты и карьера
Что касается профессиональных наклонностей, Санжары — люди творческие. Искусство, поэзия и кулинария — их стихии. Родителям стоит развивать таланты сына с самого раннего детства, и тогда в будущем он преуспеет, занимаясь любимым делом. Кроме того, у мальчиков с именем Санжар часто наблюдают успехи в спорте и технических специальностях. Благодаря лидерским качествам и сильному характеру, они хорошо проявляют себя в политике и управлении крупными компаниями. Санжару очень важно хорошо зарабатывать, чтобы обеспечить достаток семье. Но нечестные доходы его не интересуют: он всегда стремится достигать успеха упорным трудом.
Прежде чем дать своему сыну имя Санжар, значение имени, характер и судьба мальчика — то, что обязательно нужно знать новоиспеченным родителям. У обладателей этого имени много положительных качеств: они решительные, трудолюбивые и справедливые лидеры, которые смогут построить блестящую карьеру и всегда будут ценить своих родителей. В то же время Санжары обладают строптивым нравом, из-за чего с ними может быть нелегко в детстве. Однако если найти к ребенку подход и нужные слова, он вырастет прекрасным мужчиной.
Читайте также: Айлин: значение имени, характер и судьба
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/esoterics/interesting/1865863-sanzar-znacenie-imeni-harakter-proishozdenie/
Имя Санжар: значение имени, происхождение, судьба, характер, национальность, перевод, написание
Что означает имя Санжар? Что обозначает имя Санжар? Что значит имя Санжар для человека? Какое значение имени Санжар, происхождение, судьба и характер носителя? Какой национальности имя Санжар? Как переводится имя Санжар? Как правильно пишется имя Санжар? Полная характеристика имени Санжар и его подробный анализ вы можете прочитать онлайн в этой статье совершенно бесплатно.
Содержание толкования имени
Анализ имени Санжар
Имя Санжар состоит из 6 букв. Имена из шести букв обычно принадлежат особам, в характере которых доминируют такие качества, как восторженность, граничащая с экзальтацией, и склонность к легкому эпатажу. Они уделяют много времени созданию собственного имиджа, используя все доступные средства для того, чтобы подчеркнуть свою оригинальность. Проанализировав значение каждой буквы в имени Санжар можно понять его тайный смысл и скрытое значение.
Синонимы имени Санжар
Сангар, Санджар, Зангар, Ханджар.
Происхождение имени Санжар
Имя Санжар мусульманское, казахское.
Имя Санжар – мусульманское мужское имя. В переводе с древнетюркского языка означает «атакующий», «пронизывающий», «пронзающий», «острый» (как сабля, меч), поэтому также переводят как «сабля», «клинок» или же «кинжал». Существует иная трактовка – «крепость» в значении оборонительного сооружения. Варианты имени – Сангар, Санджар, Зангар, Ханджар. Имя активно употребляется не только среди казахов, турков и других потомков тюрков, но также и среди индусов.
Мужчина по имени Санжар обладает уверенностью в себе и в собственных силах. Но не стоит судить лишь по тому, что видишь: Санжар, и правда, динамичен, находчив, решителен, но может оказаться и довольно грубым или резким. У него есть склонность быть авторитарным и властным, но также этот мужчина глубоко заботится о других. Его чувствительность может быть огромной, а его эмоции столь насыщенными, что делает Санжара столь же способным к великодушию, как и к ожесточенной ярости.
Санжар хочет, чтобы его любили и восхищались им, но он никогда не забывает о влиянии, которое у него есть на других людей. Трудности стимулируют его, и он охотно борется с ними. Он умеет прекрасно аргументировать, и хотя он, по сути, индивидуалист, ему часто нужна помощь других людей, чтобы добиться успеха. Если он участвует в любых групповых мероприятиях, политических, спортивных или культурных, он захочет стать лидером.
У обладателя этого имени инновационное мышление, он может изменить мир. Но если Санжар — активный, прагматичный человек, созданный для достижения конкретного результата, то также в нём скрывается мечтатель и идеалист, который может быть наивным и даже немного дезорганизованным. Он ценит материальное благосостояние и лучшие вещи в жизни, поэтому он далеко неравнодушен к финансовой стороне вопроса и может собирать коллекции, рассматривая их как вложение и сбережения собственного состояния.
В детстве это яркий и изобретательный мальчик, но гордый и обидчивый, у него проблемы с подчинением, и если ему не объяснить, что в жизни не всё бывает сразу и сейчас, то он может стать мятежным, очень трудным ребёнком. Его легко увлекают поэзия и искусство, в такой же мере на него воздействует спорт и механика (техника).
Ему нравится быть замеченным, быть центром внимания. Он не боится быть ответственным, это довольно самодостаточный человек. Когда дело касается любви, Санжар может превратиться в страстного, бескомпромиссного и эгоистичного ревнивца. Однако он, тем не менее, внимательный любовник и внимательный муж, более чувственный и сентиментальный, нежели чем он кажется.
В профессиональной сфере Санжар может найти призвание в творческих профессиях. Ему будут близки сферы, связанные с путешествиями, гостиничным и ресторанным бизнесом, кулинарией, а также технические области — механика, технологии, металлургия, и, конечно же, спорт. Ему придется по вкусу любое занятие, которое является физически сложным, или же которое придает ему определенную силу или автономию (политика, финансы, управление, банковское дело).
Именины Санжара
Санжар именины не празднует.
Известные люди с именем Санжар
- Ахмад Санджар ((1084/1086-1157) полное имя — Муизз уд-Дин Абуль-Харис Ахмад Санджар ибн Малик-шах II; последний султан Сельджукской империи из династии Сельджукидов)
- Санжар Турсунов ((род.1986) узбекский футболист)
- Санжар Шоахмедов, Санджар Шаахмедов ((род.1990) узбекский футболист)
- Санжар (Санджар, Сейд) Асфендиаров ((1889-1938) российский, затем советский военный врач. Самый первый ректор КазНМУ, носящий его имя (Первый Медицинский – ведущий ВУЗ Казахстана). Был государственным деятелем, комиссаром здравоохранения, земледелия, водных хозяйств. Как учёный был востоковедом.)
- Санжар Мади ((род.1986) казахский актёр)
- Санжар Шодиев (узбекский актёр, режиссёр)
- Сангар Чатчаирунгруанг (китайский продюсер)
Значение имени Санжар в нумерологии
Нумерология имени Санжар может подсказать не только главные качества и характер человека. Но и определить его судьбу, показать успех в личной жизни, дать сведения о карьере, расшифровать судьбоносные знаки и даже предсказать будущее. Число имени Санжар в нумерологии — 8. Девиз восьмерок по жизни: «Я лучше всех!»
- Планета-покровитель — Сатурн.
- Знак зодиака — Лев, Скорпион и Рыбы.
- Камни-талисманы — кальцит, киноварь, коралл, диоптаза, слоновая кость, черный лигнит, марказит, мика, опал, селенит, серпентин, дымчатый кварц.
«Восьмерка» в качестве одного из чисел нумерологического ядра – это показатель доминанантного начала, практицизма, материализма и неистребимой уверенности в собственных силах.
«Восьмерка» в числах имени – Числе Выражения, Числе Души и Числе внешнего облика – это, прежде всего, способность уверенно обращаться с деньгами и обеспечивать себе стабильное материальное положение.
Лидеры по натуре, восьмерки невероятно трудолюбивы и выносливы. Природные организаторские способности, целеустремленность и незаурядный ум позволяют им достигать поставленных целей.
Человек Восьмерки напоминает сейф, так сложно его понять и расшифровать. Истинные мотивы и желания Восьмерки всегда скрыты от других, трудно найти точки соприкосновения и установить легкие отношения. Восьмерка хорошо разбирается в людях, чувствует характер, распознает слабости и сильные стороны окружающих. Любит контролировать и доминировать в общении, сама не признает своих ошибок. Очень часто жертвует своими интересами во имя семьи. Восьмерка азартна, любит нестандартные решения. В любой профессии добивается высокого уровня мастерства. Это хороший стратег, который не боится ответственности, но Восьмерке трудно быть на втором плане. Учится быстро, любит историю, искусство. Умеет хранить чужие секреты, по натуре прирожденный психолог. Порадовать Восьмерку можно лишь доверием и открытым общением.
- Влияние на профессию и карьеру. Оптимальные варианты профессиональной самореализации «восьмерки – собственный бизнес, руководящая должность или политика. Окончательный выбор часто зависит от исходных предпосылок. Например, от того, кто папа – сенатор или владелец ателье мод — зависит, что значит число 8 в выборе конкретного занятия в жизни. Подходящие профессии: финансист, управленец, политик.
- Влияние на личную жизнь. Число 8 в нумерологии отношений превращает совместную жизнь или брак в такое же коммерческое предприятие, как и любое другое. И речь в данном случае идет не о «браке по расчету» в общепринятом понимании этого выражения. Восьмерки обладают волевым характером, огромной энергией и авторитетом. Однажды разочаровавшись в человеке, они будут предъявлять огромные требования к следующим партнерам. Поэтому им важны те, кто просто придет им на помощь без лишних слов. Им подойдут единицы, двойки и восьмерки.
Планета покровитель имени Санжар
Для имени Санжар планетой покровителем является Сатурн. Люди этого типа одиноки, они часто сталкиваются с непониманием со стороны окружающих. Внешне они холодны, но это лишь маска, чтобы скрыть свою природную тягу к теплу и благополучию. Люди Сатурна не любят ничего поверхностного и не принимают опрометчивых решений. Они склонны к стабильности, к устойчивому материальному положению. Но всего этого им хоть и удается достичь, но только своим потом и кровью, ничего не дается им легко. Они постоянны во всем: в связях, в привычках, в работе. К старости чаще всего материально обеспечены. Помимо всего прочего, упрямы, что способствует достижению каких-либо целей. Эти люди пунктуальны, расчетливы в хорошем смысле этого слова, осторожны, методичны, трудолюбивы. Как правило, люди Сатурна подчиняют себе, а не подчиняются сами. Они всегда верны и постоянны, на них можно положиться. Гармония достигается с людьми второго типа.
Знак зодиака имени Санжар
Для имени Санжар подходят следующие знаки зодиака:
Цвет имени Санжар
Для имени Санжар подходит Розовый цвет. Люди, имеющие этот цвет, — сдержанные и хорошие слушатели, они никогда не спорят, хотя всегда имеют своё мнение, которому строго следуют. От них невозможно услышать критики в адрес других, а вот себя они оценивают всегда критично, из-за чего бывают частые душевные стяжания и депрессивные состояния. Они прекрасные семьянины, ведь их невозможно не любить. Положительные черты характера – человеколюбие и душевность. Отрицательные черты характера – депрессивность и критичность.
Как правильно пишется имя Санжар
В русском языке грамотным написанием этого имени является — Санжар. В английском языке имя Санжар может иметь следующий вариант написания — Sanzhar.
Склонение имени Санжар по падежам
Падеж | Вопрос | Имя |
Именительный | Кто? | Санжар |
Родительный | Нет Кого? | Санжара |
Дательный | Рад Кому? | Санжару |
Винительный | Вижу Кого? | Санжара |
Творительный | Доволен Кем? | Санжаром |
Предложный | Думаю О ком? | Санжаре |
Видео значение имени Санжар
Вы согласны с описанием и значением имени Санжар? Какую судьбу, характер и национальность имеют ваши знакомые с именем Санжар? Каких известных и успешных людей с именем Санжар вы еще знаете? Будем рады обсудить имя Санжар более подробно с посетителями нашего сайта в комментариях ниже.
Если вы нашли ошибку в описании имени, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
сельджук | История и факты
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
Сельджук , также пишется как Сельджук , правящая военная семья огузских (гузских) тюркских племен, которые вторглись в Юго-Западную Азию в 11 веке и в конечном итоге основали империю, которая включала Месопотамию, Сирию, Палестину и большую часть Ирана. Их наступление положило начало тюркской власти на Ближнем Востоке.
Далее следует краткое описание сельджуков. Для полного лечения см. Анатолия: Сельджуки Анатолии.
Во время переселения тюркских народов из Средней Азии и Юго-Восточной России в X веке одна группа кочевых племен во главе с вождем по имени Сельджук обосновалась в низовьях Сырдарьи (древняя река Яксарт), а затем превратилась в суннитская форма ислама. Они играли роль в пограничных силах обороны Саманидов, а затем Махмуда из Газны. Два внука Сельджука, Чагри (Чагри) Бег и Тогрил (Тугрил) Бег, заручились поддержкой персов, чтобы завоевать собственные владения, Чагри контролировал большую часть Хорасана и Тогрила, после его смерти в 1063 году, возглавив империю, которая включала западный Иран и Месопотамия.
При султанах Алп-Арслане и Малик-Шахе империя Сельджуков была расширена, включив в себя весь Иран, Месопотамию и Сирию, включая Палестину. В 1071 году Алп-Арслан разбил огромную византийскую армию при Манцикерте и захватил в плен византийского императора Романа IV Диогена. Путь туркмен-сельджуков к оседлости в Малой Азии был открыт.
Из-за победы Тогрил-бека над буидами в Багдаде в 1055 году сельджуки стали рассматриваться как восстановители мусульманского единства под властью суннитского халифата. В то время как Алп-Арслан и Малик-Шах расширили империю до границ Египта, визирь сельджуков Низам аль-Мульк наблюдал за организацией империи во время их правления. Империя сельджуков, политическая и религиозная по своему характеру, оставила сильное наследие исламу. В период сельджуков была основана сеть медресе (исламских колледжей), способных обеспечить единообразную подготовку государственных администраторов и религиоведов. Среди множества мечетей, построенных султанами, была Великая мечеть Исфахана (Масджед-э Джаме). Персидская культурная автономия процветала в империи Сельджуков. Поскольку туркменские сельджуки не имели собственных исламских традиций или сильного литературного наследия, они переняли культурный язык своих персидских наставников ислама. Таким образом, литературный персидский язык распространился по всему Ирану, и арабский язык исчез в этой стране, за исключением произведений религиозной науки.
Империя сельджуков не смогла предотвратить восстание низаритских исмаилитов, шиитской секты, которая, как считается, несет ответственность за убийство визиря Низама аль-Мулька в 1092 году. Что еще более важно, империя была подорвана практикой сельджуков по разделу провинций. среди сыновей умершего правителя, создав таким образом многочисленные независимые и нестабильные княжества. Последовала междоусобная борьба за власть.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Последний из иранских сельджуков погиб на поле боя в 1194 году, а к 12:00 власть сельджуков подошла к концу везде, кроме Анатолии.
Победа Алп-Арслана при Манцикерте в 1071 г. открыла византийские границы для огузских племен, и вскоре они зарекомендовали себя как наемники в местных сражениях византийцев. Их использование соперничающими византийскими генералами, борющимися за трон Константинополя (ныне Стамбул), принесло им растущее влияние, и постепенно они взяли под свой контроль Анатолию как союзники византийского императора. Они были вытеснены во внутренние районы Анатолии крестоносцами в 109 г.7. Зажатые между византийскими греками на западе и государствами крестоносцев в Сирии на востоке, турки-сельджуки организовали свои анатолийские владения как султанат Рум. Хотя в его население входили христиане, армяне, греки, сирийцы и иранские мусульмане, современники считали Рум «Турцией». Торговля, сельское хозяйство и искусство процветали в королевстве, где терпимость к расам и религиям способствовала порядку и стабильности.
Война против династии Хорезм-Шахов в Иране, начатая в 1230 году румским султаном Алах ад-Дин Кей-Кубад (Кайкобад) I, в конечном итоге привела к распаду Рума и власти сельджуков. Потеря Хорезмского буферного государства означала, что, когда вторгшиеся монголы достигли восточных границ Турции, сельджуки не смогли от них отбиться. В битве при Кёсе-Даге в 1243 году автономия сельджуков была потеряна навсегда. Какое-то время султанат сельджуков продолжал оставаться монгольской провинцией, хотя некоторые туркменские эмиры содержали собственные небольшие княжества в отдаленных горных районах. Династия Сельджуков окончательно вымерла в начале 14 века.
Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Зейданом.
САНДЖАР, Ахмад б. Малекшах — Encyclopaedia Iranica
САНДЖАР , Ахмад б. Малекшах , Абу’л-Харет, Моэзз-аль-донья-вал-дин, Амир-аль-моменин, Бурхан (р. Раджаб 477/ноябрь 1084 г. или Раджаб 479/октябрь 1086 г.; ум. 552/1157 г. -8), сначала подчиненный султан Хорасана (годы правления 490-511/1097-1118), а затем Великий султан империи Великих Сельджуков (годы правления 511-52/1118-57).
Санджар родился, вероятно, в 479/1086 году в Синджаре, городе, расположенном на границе между Сирией и Джазирой. Хотя первоисточники утверждают, что он был назван в честь места своего рождения (Раванди, стр. 185; Эбн аль-Джаузи, XVIII, стр. 161), Босворт отмечает, что Санджар — тюркское имя, означающее «тот, кто пронзает, колет» (Босворт, 1997, стр. 15). Мать Санджара, наложница султана Малекшаха (годы правления 465–85/1073–1092), очевидно, сопровождала султана в его военной кампании на запад в том же году.
Начало карьеры. В соответствии с турецкой практикой выделения провинций империи в качестве уделов различным членам семьи под верховным правлением одного Великого султана, Санджар был в 490/1097 г. назначен подчиненным султаном Хорасана своим сводным братом Баркиароком (год правления 487 г.). -98/1094-1105) под опекой атабака (Хосайни, стр. 86; Бондари, стр. 255). Несмотря на свою молодость, Санджар играл активную военную роль с самого начала своего губернаторства, по крайней мере, как подставное лицо: он изображается как участвовавший в военных кампаниях уже в 49 г.0/1097 и 491/1098.
Около 491/1098 Единоутробный брат Санджара Мохаммад Тапар (годы правления 498-511/1105-1118) начал борьбу за великий султанат с Баркиароком, борьбу, которая продлилась до смерти Баркиарока в 498/1105. Санджар сразу же перешел со службы Баркиарока на службу Мохаммада Тапара, чтобы сыграть ключевую роль в этой борьбе. Его самый важный вклад произошел в 494/1101 году, когда Санджар спас предложение Мохаммада Тапара после его катастрофического военного поражения от рук Баркиарока. Самое позднее к этому времени Санджар уже изображается как полностью командующий своей армией, и началась его долгая карьера военных успехов.
Военные кампании Санджара также привели к установлению контроля Салджуков над важными соседними территориями. В 495/1101-2 гг. Хорасан был захвачен караханидским правителем Бухары Кадер-ханом Джебрилом б. ʿОмар (годы правления 492-95/1099-1102) при попустительстве одного из командиров Санджара (поет. амир ). Кадер-хан был взят в плен и казнен, и в рамках политики, которую должны были повторить в других завоеванных провинциях, Санджар назначил своим преемником принца побежденной династии, который также был потомком сельджуков. Санджар продолжал играть активную военную и политическую роль в Мавераннахре на протяжении всего оставшегося периода своего правления, а также своего султаната. Вторым важным территориальным приобретением Санджара во время его правления в Хорасане было поражение Газневидов в 510/1117 г., достижение, которое ускользнуло даже от Малекшаха (Нишапури, стр. 54).
Сначала как подчиненный султан, а затем как Великий султан, Санджар также должным образом, хотя и спорадически, проводил кампанию против исмаилитов (см. Исмаилизм). В 497/1104 году Санджар послал одного из своих самых доверенных амиров, Бозуша, сражаться с ними в районе Табаса. Бузош значительно их сократил, но в конце концов он договорился о соглашении, а не убивать всех, шаг, который, как говорили, был крайне непопулярен (Ибн аль-Аир, X, стр. 378-379). Санджар также имел дело с контрнаступлением исмаилитов в следующем году, в ходе которого исмаилиты вырезали паломников, собравшихся со всех восточных земель для хаджа. Как великий султан Санджар приказал устроить резню исмаилитов в Хорасане в 520/1126 году, а также в следующем году, когда он возглавил поход против Аламута. В 528/1134 году он послал одного из своих ведущих амиров осадить исмаилитскую цитадель Гердкух в Хорасане. Этот эмир, по-видимому, был сильно подкуплен исмаилитами, чтобы снять осаду, когда суннитские силы были на грани победы. В 546/1151 году Санджар в последний раз послал одного из своих командиров с военными силами против исмаилитов, хотя, как говорили, эта армия нанесла им разрушения.
Великий Султан. Султанат Сельджуков был сильно ослаблен борьбой за престолонаследие 485-498/1092-1105 гг., которую поощряли и разжигали сельджукские магнаты. Относительная слабость Великого султана сохранялась до некоторой степени на протяжении всего правления Мохаммада Тапара, который изо всех сил пытался обуздать центробежные силы различных амиров, восстанавливая власть великого султана (Санаулла, стр. 114-32). Однако это было полностью осуществлено только при Санджаре, который, согласно источникам, не только успешно восстановил, но и расширил империю своего отца Малекшаха (Шабанкара-и, II, стр. 109).; Рашид-ад-Дин, II, стр. 325–326).
Успешная заявка Санджара на пост Великого султана была аномальным триумфом турецкого принципа наследования, согласно которому главенство в династии или княжестве принадлежало самому старшему выжившему мужчине, а не переходило от отца к сыну по прямой линии (Босворт , стр. 119-20). Во всех владениях сельджуков после смерти любого султана этот турецкий принцип наследования обычно оспаривался магнатами сельджуков. После смерти Мохаммада Тапара его сын Махмуд б. Мухаммад, женатый на дочери Санджара, был провозглашен великим султаном своими эмирами в Багдаде и утвержден аббасидским халифом аль-Мостаршедом бе’ллахом (годы правления 512–539)./1118-35), однако, по крайней мере, два брата Махмуда, Масуд и Тогрел, оспаривали его притязания. Почти сразу же Санджар приготовился бросить вызов своему племяннику Махмуду, приняв почетный титул Моэзз-ад-донья ва’л-дин, который принадлежал Малекшаху и который также принял Махмуд. Их армии столкнулись летом 513/1119 года, и после ожесточенной битвы Санджар стал бесспорным Великим султаном империи Сельджуков. После этой победы Санджар назначил Махмуда своим подчиненным султаном на западе, но сохранил прямой контроль над Рэем, чтобы обеспечить постоянное повиновение своего племянника.
На протяжении всего его правления превосходство Санджара подвергалось сомнению после смерти каждого подчиненного султана на западе. Когда Махмуд умер в 525/1131 году, его братья Масуд и Салджукшах восстали, но в следующем году потерпели поражение от Санджара в битве. Впоследствии Санджар назначил других сыновей Мухаммада султанами Ирака, и все султаны-сельджуки на западе, часто при поддержке халифа Мостаршеда, продолжали свое вооруженное соперничество друг с другом в начале 1130-х годов.
Действительно, одной из угроз правлению сельджуков, которая впервые возникла во время долгого правления Санджара, была — в конечном счете успешная — попытка багдадских халифов возродить политическую власть халифата Аббасидов путем ослабления их противников-сельджуков. Мостаршед восстановил стены Багдада и стал первым халифом за многие столетия, который лично руководил армиями в битвах. Напряженность между сельджуками и аббасидским халифом переросла в кризис в 529/1135 году, когда Мостаршед бросил вызов племяннику Санджара Масуду, который в то время был подчиненным султаном Ирака, в битве. Халиф попал в плен и умер в плену в Шаввале 529 г./Август 1135 г. Многие литературные источники прямо обвиняют сельджуков в том, что они заказали убийство халифа (Тор). Источники сообщают, что Масуд держал Мостаршеда под вооруженной охраной, перемещая его со своим лагерем. Но когда посольство Санджара прибыло в Масуда, палатка халифа была изолирована, а большая часть его охраны убрана. Группа из 24 убийц, предположительно исмаилитов, вошла в палатку, чтобы убить Мостаршеда.
Вражда между сельджуками и аббасидскими халифами продолжалась при сыне и преемнике Мостаршеда, ар-Рашеде бе’лле (годы правления 529 г.).-30/1135-6). Он возложил на сельджуков прямую ответственность за убийство своего отца и начал собирать свои силы. Но в 530/1136 году Масуд вторгся в Багдад, и Рашед обратился в бегство. После этого Масуд вынудил оламах свергнуть Рашеда и назначить халифатом более сговорчивого аль-Моктафи беллаха (годы правления 530–55/1136–60). Рашед был убит в 532/1138 г. бандой хорасанцев, находившихся у него на службе. Опять же, многие средневековые источники высказывают подозрение, что эти убийцы тоже были эмиссарами великого султана Санджара.
Во время правления Санджара также наблюдался неуклонный рост значения провинции Хорезм (см. ХОРАЗМИЯ ii. В Islamic Times). После завоевания 432/1041 г. сельджуки установили вассальную династию, получившую древний титул хорезмшаха (Павла). Хорезмшахи назначались непосредственно султаном Великих сельджуков и правили провинцией в качестве наместников сельджуков. Во время правления Малекшаха его турецкий раб Ануштигин получил номинальный титул хорезмшаха, хотя он, кажется, никогда там не правил (Bosworth, 19).68, с. 52). Когда хорезмшахом был назначен сын Ануштигина Мохаммад (годы правления 490–521/1097–1127), он правил провинцией как лояльный сельджукский наместник (Джузжани, I, с. 299). В 521/1127 году Мухаммеду наследовал его сын Атсыз. В течение первых десяти лет своего правления Атсыз, судя по всему, был послушным вассалом Санджара, который сопровождал своего сюзерена в походах на Самарканд, западный Иран и Газни. Однако к 532/1138 г. хорезмшах проявлял признаки колеблющейся лояльности. По настоянию его чиновников и эмиров. Санжар возглавил кампанию против Атсыза и назначил нового губернатора. Однако, как только армия Санджара покинула Хорезм, Атсыз сверг нового правителя и восстановил свой контроль над провинцией (Ибн ал-Аир, XI, стр. 67). После военного поражения Санджара в 536/1141 году от рук Кара Хитая Атсыз вторгся в Хорасан, но его восстание было снова подавлено, и Атсыз и Санжар в конце концов примирились.
Падение . Поздние годы правления Санджара были отмечены давлением кочевников, прибывающих со всех северных и восточных окраин империи и изнутри самой империи, особенно из провинций Хорезм и Мавераннахр. Раздробленность туркменских союзников и мнимых подданных Санджара стала причиной двух поражений, единственных военных поражений, которые когда-либо потерпел Санжар, а второе поражение привело к его впечатляющему падению.
Давление кочевников впервые достигло апогея в Мавераннахре в 536/1141 году в битве при Каване между Санджаром и Кара-Хитаем, ответвлением киданьских правителей северного Китая, Маньчжурии и Монголии. В начале V/XII веков, когда киданьские правители потерпели поражение на своей родине, киданьский принц из побочной ветви семьи повел тюрко-монгольский военный конгломерат на запад в поисках нового вотчины. Каракитаи, по-видимому, не представляли собой особенно грозной военной силы, поскольку Караханиды нанесли им полное поражение около 524/1130 г., а их первое территориальное приобретение в мусульманском мире, в Туркестане, было результатом политических маневров (Синор, стр. 234). -38, Биран, стр. 19-37).
Когда каракитаи одержали победу в битве при Каване, султан-сельджук потерпел первое военное поражение за свою долгую карьеру. Этот результат, однако, по-видимому, был скорее результатом разногласий среди командиров Санджара и перехода большого числа туркмен-карлуков из союзных сил Санджара на сторону врага, чем демонстрацией военной доблести кара-китаев (Mostawfi, p. 449, Бондари, стр. 276-77, Нишапури, стр. 57-58). Показательно, что после победы каракитаи не предпринимали дальнейших походов против Санджара. В результате этой битвы Мавераннахр был потерян для мусульманской ойкумены, престиж Санджара пострадал, а ресурсы Сельджуков были истощены, так как Санджар, как говорят, потратил более 4 000 000 динаров на выплату выкупа и расходы на войну (Хосайни, стр. 94, 95).
В последнее время такие ученые, как Питер Голден (стр. 368) и Сват Соучек (стр. 99-100), рассматривали битву при Каване как поворотный момент, подорвавший могущество Санджара. Однако эта теория опровергается как прямыми утверждениями в источниках (например, Рашид-ад-Дин, II, стр. 337), так и, что более важно, событиями, которые произошли за 12 лет между битвой при Каване и падением государства Сельджуков. Сразу после поражения Санджара хорезмшах Атсыз напал на Хорасан, но бежал, услышав слух о приближении Санджара. Санджар, в свою очередь, предпринял успешную экспедицию в Хорезм, а Атсыз возобновил свою верность султану Сельджуков (Эбн аль-Аир, XI, стр. 9).5-96). Более значительными были восстания против Санджара других политических игроков восточного исламского мира. Наиболее серьезный вызов был брошен растущей мощью Гуридов в 547/1152 г. (Незами, стр. 104, 132–133), к восстанию которых присоединился Али Чатри, султанский хаджеб и владелец феодального владения Герата. (Раванди, стр. 176; Моставфи, стр. 450). Тем не менее, все эти военные восстания были легко подавлены.
В конце концов, крах правления Санджара был вызван собственным племенем Сельджуков, когда султан потерпел сокрушительное поражение от рук Хоззской толпы в 548/1153 году. Никто, меньше всего сами Хозы, не ожидал, что Санжар проиграет эту битву, и именно предательство и капризность его собственных военачальников привели к падению султана (Хосайни, с. 123, Байжави, с. 78-79)., Нишапури, стр. 62-63; Моставфи Казвини, стр. 450-451). Санджар и его королева оставались в плену три с половиной года, униженные до такой степени, что Санджар стал синонимом нищеты по всей империи (Себб аль-Джаузи, стр. 227).
В результате этой аномальной политической ситуации орды не встретивших сопротивления туркмен заполонили Хорасан, который во всех отношениях был самым процветающим и цветущим из всех восточно-исламских земель. Туркмены нанесли беспрецедентный ущерб инфраструктуре и ресурсам Хорасана (Нишапури, стр. 63-67), и провинция погрузилась в затмение. Санджар окончательно бежал из Хозского плена осенью 551/1156 г., а через полгода, весной 552/1157 г., умер в Марве. После его смерти турецкие эмиры, племенные силы Хозз и региональные державы боролись за контроль над Хорасаном, и после длительного периода политической раздробленности провинция в конце концов была поглощена Хорезмийской империей в начале 13 века (Босворт, стр. 185-94).
Смерть Санджара ознаменовала истинный конец сельджукской империи, поскольку правление сельджуков продолжалось в Ираке и Азербайджане, как отмечают мусульманские источники, только номинально. Слабые эпигоны в западной исламской стране были креатурами своих атабаков и амиров (Хосайни, стр. 195), пока их династии не были уничтожены в 590/1194 году. Хотя большинство историков 20-го века не особенно высокого мнения о Санджаре, его султанат рассматривается в мусульманских источниках как Золотой век. Он был не только дольше всех правившим мусульманским правителем домонгольского периода (Ибн ал-Джаузи, XVIII, стр. 121), но и повсеместно считался величайшим из сельджукских султанов (9).0013 Мойм ал, р. 317; Хосайни, с. 90). Он обладал «величием Хосров и славой Каянидов» (Раванди, стр. 168; о славе см. Фарр(ах)). Его правление отличалось безопасностью и процветанием, поскольку султан поощрял покровительство олама и налаживал тесные связи между религиозными классами и правительством (Lambton, стр. 377, 386–87). Некоторые из величайших светил персидской литературы, среди них Моэззи (род. ок. 439/1048; ум. после 518/1125), Незами Арузи Самарканди (ум. после 547/1152; см. Чахар макала) и Анвари (ум. после 556/1160 г.) украшали его двор, свидетели культурного расцвета правления Санджара (Нишапури, стр. 56).
Библиография.
Первоисточники:
Насер-ад-Дин Байжави, Незам ат-таварих , изд. Мир Хашем Мохадден, Тегеран, 2003 г.; факсимильный изд.
Фатх б. Али Бондари, Histoire des Seldjoucides de l’Irâq , изд. MT Houtsma, Recueil de textes relatifs à l’histoire des Seldjoucides 2, Leiden, 1889; изд. из Зобдат ан-носра ва нохбат аль-осра .
Эбн аль-Аир, Аль-Камель фил-тахрих , изд. CJ Tornberg, репр., 13 тт., Бейрут, 1965-67.
Эбн аль-Джаузи, Аль-Монтам фи та’рих аль-молук ва’л-омам , изд. Абд-аль-Кадер Ата, 18 томов, Бейрут, 1992.
Садр-ад-Дин Хосейни, Амбар ад-давла ас-салджукия , изд. М. Экбал, Восточные публикации Пенджабского университета, Лахор, 1933; repr., Beirut, 1984.
Menhāj-al-Din Juzjāni, Tabaqāt-i nāseri yā tāriḵ-e Irān o Eslām , ed. Абд-аль-Хай Хабиби, 2-е изд., 2 тома, Кабул, 1963-64; репр., 2 в 1 т., Тегеран, 1984.
Mojmal al -tawāriḵ wa’l-qeṣaṣ , изд. Сейфеддин Наджмабади и Зигфрид Вебер, Неккархаузен, 2000.
Хамд-Аллах Моставфи, Тарих-е гозида , изд. Абд-аль-Хосайн Наваи, Тегеран, 1982 г.; ориг., Тегеран, 1960.
Незами Арузи Самарканди, Чахар макала , изд. М. Казвини, ред. М. Моин, Тегеран, 1957.
Захир-ад-Дин Нишапури, Салджук-нама: A Критический текст с использованием уникальной рукописи в библиотеке Королевского азиатского общества , изд. AH Morton, Gibb Memorial Series, Warminster, 2004.
Rashid-al-Din, Jāmeʿ al-tawāriḵ , изд. Ахмед Атеш, 2 тома, Анкара, 1957-60; репр., Тегеран, 1993.
Раванди, Рахат аль-Шодур ва айат аль-сорур , изд. М. Экбал, Мемориальная серия Гибба, Лондон, 1921 г.
Sebṭ b. al-Jawzi, Merʾāt al-zamān fi taḵ al-aʿyān , 2 тома, Хайдарабад, 1951–52.
Мохаммад б. Али Шабанкара-и, Маджмах аль-ансаб , изд. Мир Хашим Мохадден, Тегеран, 19 лет84.
Вторичные источники.
Михал Биран, Империя Каракитай в евразийской истории: между Китаем и исламским миром , Кембридж, 2005. )», Камб. История Иран V, 1968, стр. 1-202.
То же, «Санджар», EI 2 , IX, 1997, стр. 15-17.
Питер Б. Голден, «Караханиды и ранний ислам», в The Cambridge History of Early Inner Asia , изд.