Сара Ишантураева биография, фильмография. Актриса

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курганинск,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Ишантураева Сара

Биография

Сара Ишантураева родилась 26 октября (8 ноября) 1911 года в селении Бешбулак Янгикурганском районе, Наманганская область. Узбечка.

В раннем детстве, после смерти отца мать вынуждена была отдать Сару, как и остальных двоих детей, в чужие семьи. С 11 лет воспитывалась в женской школе-интернате имени Зебуниссо в Ташкенте, участвовала в самодеятельном кружке, а затем в массовых сценах спектаклей Образцовой краевой драматической труппы.

В 1927 году окончила Узбекскую государственную драматическую студию при Узбекском доме просвещения (позже Узбекский институт просвещения им. И.В. Сталина) в Москве, где училась у Р. Симонова, Л. Свердлина, И. Толчанова. Выпускники этой студии составили основу Узбекского театра драмы им. Хамзы.

С 1927 года — актриса Центральной государственной образцовой узбекской труппы (с 1929 года — Государственный узбекский театра драмы им. Хамзы, с 2001 года — Узбекский национальный академический драматический театр) (Самарканд, с 1931 — в Ташкенте). В 1943—1946 и 1953—1960 годах — директор театра.

Творчеству актрисы свойственны теплота и жизненная правдивость, она стремится углубленно и драматически раскрыть образ героини.

Снималась в кино.

В 1946—1955 и 1981—1985 годах — председатель правления театрального общества Узбекистана.

Член ВКП(б) с 1942 года. Была членом ЦК КП Узбекской ССР. Делегат XIX съезда КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 2—4-го созывов (1946—1958). Депутат Верховного Совета Узбекской ССР (с 1939). Член Советского комитета защиты мира. Была председателем правления республиканского Фонда мира. Член Комитета по Ленинским премиям в области науки и искусства при Совете Министров СССР

Умерла 8 сентября (по другим источникам — 7 сентября) 1998 года. Похоронена в Ташкенте на Чигатайском кладбище.

Семья

Муж — Аброр Хидоятов (1900—1958), актёр театра, народный артист СССР (1945)

Сын — Гоги Хидоятов (род. 1930), историк, профессор, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Республики Узбекистан.

Сын — Тимур (род.1932)

Подробная биография 

15 сентября 1939 года состоялось торжественное открытие Большого Ферганского канала (БФК), который навсегда войдет в историю как яркий символ трудолюбия и самоотверженности, патриотизма узбекского народа, его любви к земле, преданности долгу. Это был великий массовый всенародный подвиг.

День открытия канала превратился во всенародный праздник. До пуска воды по дну канала прошло торжественное шествие. Впереди шли три женщины, которых знала вся республика, легендарные артистки – Тамара ханум, Мукаррама Тургунбаева и Сара Ишантураева, все они родились в Ферганской долине. За ними шло руководство республики – первый секретарь ЦК Компартии Узбекистана – Усман Юсупов, председатель Совнаркома Абдуджабар Абдурахманов и председатель Президиума Верховного Совета УзССР Юлдаш Ахунбабаев. На всем протяжении канала были установлены громкоговорители, через которые лилась музыка, выступали певцы, поэты, писатели, композиторы. Взволнованный голос Хамид Алимджана с рыданием читал свои стихи:

На эту землю ступишь только

И где бы ни пришлось блуждать

Её пылинки на подметках

Тебя обратно будут звать

Это было незабываемое зрелище. По обеим сторонам канала стояла огромная масса людей, приветствовавших этот действительно всенародный праздник, который народ подарил сам себе. До позднего вечера длились празднества, выступали артисты с наспех сколоченных сцен, били барабаны, играли карнай-сурнаи. Все руководство республики в этот день было здесь. Они были с народом.

Саре Ишантураевой в тот год исполнилось 27 лет, но она была уже популярной по всей республике. Она была народной артисткой Узбекистана, депутатом Верховного Совета республики и считалась уже жемчужиной узбекской сцены, ведущей актрисой Узбекского академического театра им. Хамзы

Но жизнь её начиналась трудно. Она родилась в маленьком кишлаке Бешбулак Наманганской области в 1912 году. Отец умер еще до её рождения, средств к существованию в семье не было и мать отдает своих трех детей на воспитание чужим людям. Саре было всего три месяца, когда мать оставила её у порога бедного бездетного пастуха. Для них ребенок был божьим даром и назвали её Сора и так называли до конца своей жизни друг друга её именем – Сора. У них не было ничего, приемный отец пас чужой скот, но они дали ей главное, что нужно ребенку родительское мехр, означающее ёмкое узбекское слово – любовь, родительскую теплоту и заботу. Чувство благодарности к этим добрым бедным людям Сара пронесла через всю жизнь. У бедных людей любовь бывает вечной и бескорыстной. Детство Сары было трудным, бедным и унизительным. Однажды в хайит бай подарил Саре старое платье своей дочери. Это было первое настоящее платье, которое она надела. Мать ей постирала, поправила по росту и на утро Сара выбежала на улицу, надеясь, что теперь уж байские дети примут её играть и станет она как и все. Но дети дружно засмеялись, они были в шелках и бархатах, а на Саре было старое застиранное, залатанное платье. Это был первый урок несправедливости, которые для детей бывают очень чувствительными. Нет, не приняли байские дети дочь пастуха, да еще сироту в свои ряды. Сара убежала домой, уткнулась в грудь матери и горько заплакала. Мать успокаивала, как могла, и говорила – не плачь, доченька, бог милостив и справедлив, будет и у тебя когда-нибудь праздник. Бог тебя не оставит.

Октябрьская революция круто меняет жизнь Сары. Баи, на которых работал её отец, бежали или лишились имущества, скота и пастбищ. В Ферганской долине наступили голодные годы. Все потянулись в города. Решила и семья Сары податься в Ташкент. В своих мемуарах (еще не опубликованных) Сара Ишантураева пишет, что все имущество легко переносили мать и отец. Отец нес циновку, подушку, два одеяла, мать несла небольшой казанок, посуду, а шестилетней Саре дали в руки кумган, железный чайник. Через два дня они были в Ташкенте. Поселились они в новом городе в Касьяновском переулке, недалеко от нынешнего Пединститута, сняв комнату у местного рабочего. Район был населен русскими рабочими, работавшими на железной дороге Ташкент-Оренбург. Все окружение было русскоязычным и Саре вначале было трудно сближаться со своими новыми соседями. Отец устроился на работу носильщиком на базаре, а мама разносила воду по домам. Но главное были новые подруги Сары. Они стали приглашать на именины, елочные праздники, дарили ей подарки. Ей захотелось сблизиться с этим новым миром, с их диковинными именами – Женя, Валя, Нина, Маша и др. До конца их жизни Сара будет поддерживать с ними дружеские отношения и во многом помогать им. Видимо Сара обладала незаурядными способностями овладения языками, т.к. вскоре она уже свободно владела русским языком. Отец и мать так до конца жизни и не научились русскому, и Сара была их переводчицей в разговоре с соседями.

Жизнь менялась. В Ташкенте стали открываться детские дома, где детей-сирот кормили, одевали, учили, воспитывали, давали возможность овладевать профессиями. Здесь рождалось поколение граждан нового Узбекистана. Все родители стремились отдать своих детей в эти детские дома, здесь детям было не хуже, чем в родных домах. Воспитателями были большей частью татарские просветители, которые были приглашены из Казани. В 1922 году Сара была принята во 2-й интернат для девочек им. Зебинисо. Здесь был организован драмкружок, которым руководил известный поэт-джадид Абдурауф Фитрат. Специально для воспитанниц интерната он написал пьесу “Сирота”, в которой попытался показать горькую долю сироты, но которую всю жизнь охраняет мертвая мать. По пьесе девочка-сирота каждый день приходит на могилу матери и просит её защиты от несправедливостей, от её горькой доли. Нескольких воспитанниц попробовали, но они оказались слишком бесцветными и Фитрат забраковал их. Фитрат обратил внимание на Сару и решил попробовать её. Результат потряс писателя. Сара сыграла себя, у которой вся жизнь прошла в сиротстве. Вместе с художественным руководителем интерната Али Ардобусом они решили, что Сара должна стать актрисой.

В это время поэт джадид Чулпан собирал юные дарования для отправки в театральную студию в Москву. А.Фитрат посоветовал ему включить в состав студии Сару. В 1925 году Сара едет в Москву и обучается в театральной студии при Узбекском доме просвещения, разместившегося во дворце Рябушинского на Малой Бронной улице. Через год после прибытия в студию она хорошо играла на пианино, уже правильно разбиралась в тонкостях драматической школы Станиславского. С большой симпатией к ней относился руководитель студии Чулпан. Он учил её правильному узбекскому языку. Ведь она была наманганской и диалект отличался от ташкентского, который внедряли джадиды. Жена Чулпана была русской, и она обучала её русскому языку. Она подарила Саре книгу И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”, которую юная Сара прочитала с восторгом. С увлечением Сара читала стихи С. Есенина. Он стал её любимым поэтом.

По окончании московской студии, первое поколение узбекских драматических актеров возвращается в Узбекистан, и становятся артистами Центральной узбекской драматической труппы, созданной на базе театра им. Карла Маркса, возглавляемого в то время известным режиссером Маннон Уйгуром. В 1928 году труппа преобразована в Узбекский драматический театр им. Хамзы и переезжает из Самарканда в Ташкент, куда переезжает столица республики. С этого времени начинается головокружительная карьера Сары Ишантураевой не только на сцене, но и в жизни. В 1929 году она выходит замуж за своего будущего великого партнера, артиста того же театра Абрара Хидоятова. В 1930 году у них родился сын, которого назвали Гога. Это был первый ребенок в театре и имя ему давали коллективно всем театром. Незадолго до рождения ребенка Сара сыграла роль пятнадцатилетнего мальчика в пьесе Файко “Человек с портфелем”, которого звали Гога.

На собрании театра весь коллектив единогласно решил назвать сына Сары и Абрара Гогой. Директор театра Якуб Алиев говорил на собрании: ”Пусть этот наш первенец будет спутником всех твоих будущих успехов”.

Слава сопровождала все творчество Сары. В 1935году театр поставил пьесу Шекспира “Гамлет, принц датский”. Это был высший пик творчества звездной пары Абрара Хидоятова и Сары Ишантураевой. Перевод осуществил Чулпан.

В 1937 году состоялись выборы в Верховный совет республики. Родной кишлак, Бешбулак выдвинул её кандидатом в депутаты. Встретилась Сара со своими сверстниками, друзьями детства Усманом Мамашаевым, Исаком Дадабаевым, ставшими председателями колхозов, прошлась с ними по тем местам, которые так любили с детства. В декабре 1937 года она была избрана депутатом Верховного Совета Узбекской ССР. Это была заря новой жизни. Вообще 1937 год был особенным в её жизни. В июне 1937 года в Москве состоялась Декада узбекского искусства и литературы. Он прошел с огромным успехом, театру было присвоено звание академический и награжден орденом Ленина. Сару наградили орденом Трудового Красного знамени. Ей было присвоено звание Народной артистки УзССР.

Но самым знаменательным событием этого года была встреча со Сталиным. По окончании Декады узбекского искусства и литературы в Москве правительство устроило большой прием в Большом Кремлевском зале. Сара сидела в пяти метрах от Сталина, между ними сидели К. Ворошилов, нарком обороны СССР, и М. Калинин, председатель Президиума Верховного Совета СССР. Известная казахская ученая, доктор филологических наук, выдающаяся исследовательница филологии, большой друг узбекского народа В.А. Исенгалиева пишет об этом событии в своей книге “Гордость Узбекистана”, опубликованной в Алматы в 2012 году: “После официального приветствия слово предоставили Саре. Она говорила искренне, от души благодарила Советскую власть за расцвет науки и культуры в азиатских республиках. Речь была произнесена на чистом русском языке, и зал был потрясен. Гром аплодисментов. Сталин встал со своего места, взял два бокала шампанского и предложил один из них ей и пригласил на вальс. От счастья у Сары кружилась голова, она хорошо танцевала. Сталин говорил ей что-то, но она ничего не могла понять, слышала отдельные слова: хорошо говорили, правильно говорили, на таких людях и будем строить коммунизм” (В.Т.Исенгалиева “Гордость Узбекистана” Алматы, 2012 г. стр.16)

Спустя много времени она рассказывала в семье, что Сталин был небольшого роста, с рыжеватыми волосами, на лице следы перенесенной оспы, левая рука была мало подвижной. Танцевал он отлично и постоянно спрашивал – где так научились русскому языку, где учились танцевать. Хорошо говорили, правильно говорили, молодец! Это был судьбоносный поворот в её жизни.

Человек, посвятивший себя общественно-политической деятельности, должен обладать особыми нравственными моральными качествами. Ведь за эту работу не платили. Сару отличало особое качество характера, которое исходило от природы её духовного склада — высочайшая ответственность перед обществом, перед народом. Она отдавалась общественно-политической деятельности с огромной энергией, она не знала усталости, природа наградила её удивительной работоспособностью. В 1943 году она была назначена директором театра им. Хамзы. Это была очень ответственная должность.

Почти двадцать лет Сара работала в должности директора театра, совмещая административную должность с творческой. Её авторитет в коллективе вырос, и не было за это время никаких жалоб, никаких выступлений против неё, никаких признаков недовольства. Она омолодила коллектив театра выпускниками Ташкентского театрального института. В пятидесятые годы в коллектив влились Яйра Абдуллаева, Рихси Ибрагимова, Эркли Маликбаева, Ирода Алиева, Якуб Ахмедов, Тургун Азизов Молодые актеры уже скоро становились ведущими членами коллектива. Директор театра сумела создать высокий творческий настрой в театре, где все было направлено на инновации искусства. Отыскала Сара и нового художественного руководителя Александра Гинзбурга, который смело пошел на обновление репертуара, на выдвижение молодых дарований, на поиски новых граней художественного мастерства. Скоро молодые актеры во весь голос заявили о себе, они стали заслуженными артистами. Радости Сары не было границ. А было ей тогда всего 43 года. Театр стал кузницей талантливых актерских кадров в республике. Они появились на киноэкранах, разъехались по областным театрам.

Энтузиазм Сары высоко ценила общественность и руководство республики. В 1949 году было создано Узбекское театральное общество (УзТО) и Сару избирают его первым председателем и на этой общественной должности она была с небольшим перерывом 35 лет. Благодаря этой организации был поднят общий творческий уровень театров Узбекистана. Она являлась членом художественного совета Министерства культуры, что дало ей возможность активно влиять на развитие театрального искусства в республике. Она обладала непререкаемым авторитетом в области театрального искусства, и её слово было решающим при принятии решений. За 30 лет она не пропустила ни одного заседания совета.

Она была избрана членом Советского комитета защиты мира и председателем Узбекского фонда мира, в 1947 году была утверждена членом Комитета по Сталинским премиям, а затем по Ленинским премиям. В 1946 году была избрана депутатом Верховного Совета СССР второго созыва. Была вновь переизбрана на 3-5 созывы. Затем вновь была избрана депутатом Верховного Совета УзССР. В составе парламентской делегации СССР в 1956 году посетила Индию. Встречи с выдающимися деятелями Индии оставили в её душе неизгладимое впечатление. В своих выступлениях о поездке она с восторгом говорила о Дж. Неру, Индире Ганди, Кришна Меноне. Она посетила много стран, среди которых особенно выделяла Иран, Китай, Индию, Австрию, Англию и др. У неё появилось много зарубежных друзей, с которыми вела постоянную переписку и, конечно, у неё был особый друг — настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон, который видел её в спектакле “Отелло” и называл её “My Desdemone” (Моя Дездемона).

Она не могла жить без сцены. Она сыграла за свою творческую жизнь 100 ролей и все они были главными в спектаклях и в её творческой жизни. Семейная жизнь является главным показателем женского счастья. Никакие успехи в работе, никакие достижения в жизни общественной не могут заменить женщине счастья быть матерью, хозяйкой дома. Без этого все остальное теряет смысл. Муж Сары, великий узбекский актер Абрар Хидоятов, был её постоянным партнером. У них было два сына Гога (1930 г. рождения) и Тимур (1932г.).

Она хорошо играла в шахматы и научила Гогу также играть в шахматы. Он завоевал звание кандидата в мастера спорта. Тимуру купила мольберт, чтобы он научился хорошо рисовать. Почти каждый день она приносила книги и устраивала коллективные чтения вслух, чтобы развивать у детей речь и умение слушать. Гога стал историком, он окончил Московский университет и в 39 лет защитил докторскую диссертацию, а в 40 лет стал профессором, Тимур стал выдающимся архитектором, тоже доктором наук, профессором. Так, она воспитывала детей. Сара, выросшая на сиротской судьбе, была великой матерью. Они обожали её.

До конца жизни творчество Сары не увядало. Время было неподвластно над ней. С 1941 года, когда состоялось триумфальное представление спектакля “Отелло” Сара сыграла еще ряд ролей, которые открывали новые рубежи и грани в её творчестве. Это были роли Гюли в пьесе Уйгуна и И.Султанова Толгонай в “Материнском поле” Чингиз Айтматова, Йокасты в “Царе Эдипе” Софокла, Джейн в пьесе американского писателя Стоуна “А дальше тишина”.

Все они были роли разных эпох и разных народов, но Сара умела находить общие человеческие ценности, и каждая роль была новой ступенью по лестнице, ведущей вверх в её триумфальном шествии в искусстве. Она выделялась среди других актрис величием своей души и простотой. От неё веяло каким-то необыкновенным обаянием, теплотой и душевностью. Её знала и любила вся республика, она была преданной дочерью народа, народ любил и оберегал её. У неё не было ни соперниц на сцене, ни личных врагов в жизни. Она была дочерью своей эпохи и ушла из жизни в 1998 году преданной своему делу и своей Родине.

Руководство независимого Узбекистана высоко ценило её деятельность, её преданность республике и народу. В 1993 году она была награждена орденом “Соглом авлод учун“, а в 2004году посмертно была удостоена высшей награды “За великие заслуги”. Настоящие духовные ценности никогда не теряют своей значимости. Она так хотела принять активное участие в строительстве новой жизни в Узбекистане, созидании нового общества. Она умерла 9 сентября 1998 года на 86 году жизни, тихо и спокойно.

Звания и награды

  • Народная артистка Узбекской ССР (1937)
  • Народная артистка СССР (1951)
  • Сталинская премия второй степени (1949) — за исполнение роли Гули в спектакле «Алишер Навои» Уйгуна и И.А. Султанова
  • Государственная премия СССР (1977) — за исполнение роли в спектакле «Заря революции» К. Яшена
  • Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы (1967)
  • Премия имени У. Шекспира
  • Два ордена Ленина
  • Орден Октябрьской революции (1991)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • 3 ордена
  • Орден «Соглом авлод учун» («За здоровое поколение») (Узбекистан), (1993)
  • Орден «За выдающиеся заслуги» (Узбекистан) (2004 — посмертно)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. »
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Роли в театре

  • 1927 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци — Адельма
  • 1927 — «Слуга двух господ» К. Гольдони — Беатриче
  • 1928 — «Худжум» В.Г. Яна и Чулпана — Турсуной
  • 1929 — «Два коммуниста» К. Яшена — Дильбар[2]
  • 1929 — «Человек с портфелем» А.М. Файко — Гога
  • 1931, 1944 — «Овечий источник» Л. де Веги — Лауренсия
  • 1931 — «Сожжём» К. Яшена — Ульмас
  • 1935 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия
  • 1936 — «Честь и любовь» К. Яшена — Онахон
  • 1937 — «Любовь Яровая» К. Тренёва — Любовь Яровая
  • 1938 — «Гроза» А.Н. Островского — Катерина
  • 1939 — «Бай и батрак» Хамзы — Джамиля
  • 1941 — «Отелло» У. Шекспира — Дездемона
  • 1942 — «Смерть оккупантам» К. Яшена — Оксана
  • 1945 — «Алишер Навои» Уйгуна и И.А. Султанова — Гули
  • 1947 — «За тех кто в море» Б. Лавренёва — Шабунина
  • 1947 — «Русский вопрос» К. Симонова — Джесси
  • 1950 — «За окнами посольства» братьев Тур — Ева Грант
  • 1952 — «Дорогой бессмертия» В. Брагина и Г. Товстоногова по книге Ю. Фучика «Репортаж с петлёй на шее» — Густа Фучикова
  • 1953 — «Рассказ о Турции» Н. Хикмета — коммунистка Хатче
  • 1957 — «Алжир, родина моя!» по роману М. Диба — Айни
  • 1958 — «Хуррият» Уйгуна — Хуррият
  • 1961 — «Здравствуйте, звезды» («Фауст и смерть») А.С. Левады — Ирина
  • 1963 — «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского — Комиссар
  • 1965 — «Жизнь женщины» М. Каору — Седзу
  • 1966 — «Король Лир» У. Шекспира — Гонерилья
  • «Бесприданница» А.Н. Островского — Лариса
  • «Царь Эдип» Софокла — Иокаста
  • «Заря революции» К. Яшена — мать
  • «Каменный гость» А.С. Пушкина — Дона Анна
  • «Муканна» Х. Алимджана — Guloyim
  • «Незнакомец» В. Дельмар — мать

Роли в кино

  • 1953 — Бай и батрак — Джамиля
  • 1954 — Сестры Рахмановы — Мунис
  • 1966 — Колокол Саята — мать Халиды

Дом-музей Амета и Айымхана Шамуратов, г. Нукус

Адрес: г. Нукус, ул. Сараева, 29
Тел.: (+998-61) 222-11-00, 222-34-52

Амет Шамуратов (1912-1953) был выдающимся каракалпакским писателем, переводчиком, общественным и государственным деятелем. В 1939 году он стал членом Союза писателей СССР, а в 1952 году стал председателем Союза писателей Каракалпакстана.

Как писатель широко известен своими рассказами «В старой школе» и «Мои встречи с тиграми», драмой «Кирк киз» и многочисленными стихами.

Произведения переведены на русский, узбекский и казахский языки.

Айымхан Шамуратова принадлежала к тому блестящему поколению певцов и танцоров Средней Азии, как Тамара ханум, Халима Насирова, Мукарам Турганбаева, Сара Ишантураева, которые составили костяк узбекского театрального искусства и принесли стране всемирную известность.

Айымхан Шамуратова (1917-1993) Народная артистка СССР, одна из первых каракалпакских актрис, с ранних лет мечтавшая о сцене и чья мечта осуществилась на сцене Бердахского музыкально-драматического театра. В ее творчестве трудно разделить актерское мастерство и пение, так как она предпочитала и то, и другое, что в итоге и составило культурный феномен творчества Айымхан Шамуратовой.

За свою долгую актерскую жизнь она сыграла сотни ролей в спектаклях каракалпакских, казахских, узбекских и русских драматургов на сцене Бердахского музыкально-драматического театра.

Однажды она призналась, что с детства ей аккомпанировали мелодии «Бозатау», «Соркол», «Аксунгуль», на основе которых были созданы народные каракалпакские песни и песни, сочиненные народными поэтами Бердахом и Ажиниязом.
Именно в ее певческой манере каракалпакская народная песня приобрела свое специфическое звучание, самобытную интонацию и национальный характер, ставшие эталоном для подражания других певцов.

Искусство Айымхан Шамуратовой и ее вклад в развитие национальной культуры вызывали восхищение и поэтические отклики многих литераторов.

Творчество Айымхан Шамуратовой было высоко оценено государством и народом.

В 1940 году стала Народной артисткой Каракалпакстана, в 1950 году – Народной артисткой Узбекистана.
За большой вклад в развитие культуры в 1968 году Айымхан было присвоено высшее звание Народной артистки СССР.

Ее вклад в духовную жизнь народа был настолько велик, что в 1994 году республикой, художниками, писателями и детьми актрисы был основан Фонд Айымхан Шамуратова. Фонд зарегистрирован в Министерстве юстиции.
Жизнь и творчество прославленной пары в Каракалпакстане были дороги не только их родным, друзьям и поклонникам их таланта. После их смерти их именами были названы несколько улиц, школ.

Амет и Айымхан Шамуратовы принадлежали к той славной когорте творцов новой культуры, которые любили свободу и возможность ярко и оригинально выразить это чувство.

В 1998 году был открыт Дом-музей Амета и Айымхана Шамуратовых. Здание музея находится в Нукусе, по адресу улица Сараева, 29.

Основу экспозиции музея составляют личные вещи знаменитой пары и богатые достижения актрисы. Коллекция дома-музея состоит из фотографий, книг, документов, портретов и концертных афиш, иллюстрирующих их совместный путь.

Постепенно коллекция музея пополнялась изделиями народных промыслов: коврами, всевозможной домашней утварью, украшениями и предметами недавнего прошлого.

На фотографиях люди, творившие историю Каракалпакстана, вершину национальной культуры. Среди них писатели, деятели искусства, ученые и ученые, выдающиеся каракалпакские общественные и государственные деятели: Матеке Джуманазаров, Пиржан Сеитов, Сабир Камалов, Каллибек Камалов, Наджим Давкараев, Марат Нурмухамедов, Жолмурза Аймурзаев, Ибраим Юсупов, Генджебай Ибайдуллаев, Жапак Шамуратов, Гульхан Ширазиева, Тарбия Жолимбетова, Оразгуль Алламуратова, Тохта Рахманова, Юлдаш Мамутов, Юлдаш Шарипов и другие.

Дом-музей Шамуратовых представляет каракалпакскую культуру того периода, когда в создании их культуры участвовали простые трудящиеся и общественность. Это воплощение двадцатого века с его достижениями и ошибками.

Экспозиция, представленная в Музее, помогает проследить тесные связи каракалпакской литературы и искусства с узбекской, русской, казахской, туркменской и азербайджанской культурами, с которыми Амет и Айымхан Шамуратовы были тесно связаны, имея близкие отношения с деятелями литературы и искусства во многих странах.

Благодаря экспозиции, посвященной Айымхан Шамуратовой, вы окунетесь в мир современных каракалпакских женщин; вы увидите образ актрисы, которая, впитав в себя лучшие традиции узбекской и европейской культур, создала свою собственную

Здесь воссоздан мир, который когда-то ее окружал. Вы увидите своеобразное смешение стилей, эпох и традиций, где остроконечная женская шапка из 30 s соседствует с узбекским головным убором, а позолоченные туфли на высоких каблуках смешиваются с высокими сапогами, расшитыми узбекским орнаментом.

В экспозиции представлены подлинники писем, документов и телеграмм, в том числе одна благодарственная телеграмма Иосифа Сталина актрисе, которая во время Великой Отечественной войны своей концертной деятельностью сумела собрать достаточно денег, чтобы построить несколько боевых самолетов для фронта .

Это музей, посвященный простой каракалпакской женщине — всенародной любимице, которая, овдовев, не сдалась и вырастила семерых детей, дав им всем формальное образование. Как и многие ее современницы, она, сказав смерти «нет», с большим достоинством прошла через все жизненные невзгоды и сумела сохранить лучшие качества героинь, которых она изображала на сцене.

Одной из задач Фонда Шамуратовой является изучение и популяризация ее певческого и драматического искусства. Поэтому при музее создан танцевально-этнографический ансамбль «Айымхан ляпизі» (мелодии Айымхана).

Кроме того, к музею подключены кружки и кружки по изучению русского и английского языков, кружки по освоению узбекской вышивки, детский сад.

Немецкий журнал «Freie Welt» писал, что Айымхан Шамуратова была женщиной необыкновенной судьбы, сумевшей сохранить любовь и преданность театру и актерскому искусству, которая, несмотря на то, что была вдовой, воспитала семерых детей, давая каждому путевку в жизнь.

Этот музей является своеобразной визитной карточкой самобытной культуры каракалпаков.

Музей открыт ежедневно с 9:00 до 18:00.

Сара синонимы, Сара антонимы — FreeThesaurus.com

(перенаправлено с Сара )
Также найдено в: Словарь, Медицинский, Финансовый, Акронимы, Идиомы, Энциклопедия, Википедия.

Относится к Саре: Zara, Закон о внесении изменений и повторной авторизации Superfund

Графический тезаурус 🔍

  • существительное

(Ветхий Завет) жена Авраама и мать Исаака

Родственные слова
  • Ветхий Завет

Основано на WordNet 3. 0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.

Ссылки в классической литературе
?

Сара увидела его приближение и закричала на него изо всех сил.

В один момент Сара вставит свое тело между Майклом и леопардом, которого все еще задерживают кнуты; и в следующий момент она повернется, чтобы завизжать на клыкастого кота, если одной рекламой своей злобности она сможет запугать его и заставить держаться подальше.

Посмотреть в контексте

Когда Сара Дак сообщила о невероятном весе малышки, Айленд Макгилл отказался поверить и еще раз назвал ее лгуньей.

Сара, в то время, когда я встретил ее, была пышногрудой, флегматичной старой девой шестидесяти лет, получившей такой трагический и необычный опыт, что, хотя ее язык продолжался десятилетиями, его продукция по-прежнему представляла непреходящий интерес для ее друзей.

Просмотреть в контексте

После того, как ветеран «Логова драконов» Питер Джонс подрезал ее, Сара поняла, что ей нужно усилить свою игру, и отомстила.

Новичок в Dragons’ Den Сара Дэвис срывает перья, «украв» у Питера Джонса; Самый молодой инвестор Dragons’ Den стал хитом среди зрителей, которые настаивали на том, что она «превзошла» других драконов

В то время как президент Родриго Дутерте неоднократно предупреждал свою дочь, мэра города Давао Сару Дутерте-Карпио, не баллотироваться на пост президента в 2022 году, пресс-секретарь президента Сальвадор Панело сказал, что младший Дутерте «может принять вызов».

Индей Сара в президенты? Люди заставят ее бежать в 2022 году — Panelo

Мучения и неудовлетворенные стремления Сары нашли свое выражение в ее поэзии, искусстве, которое, как подчеркивает Одре Лорд, является не роскошью для женщин, а жизненной необходимостью их существования, благодаря которой они связывают свои надежды и мечты с целью выживания и изменения. .

Прошлое в перспективе

Подострый ацидоз рубца (SARA) является серьезным нарушением обмена веществ, которое в основном возникает в молочных стадах интенсивного выращивания на разных стадиях беременности и лактации.

ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ПОДОСТРОГО РУМИНАЛЬНОГО АЦИДОЗА У КРУПНОГО РОГАТОГО КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА И БИВОЛОВ В ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНАХ ПЕНДЖАБА, ПАКИСТАН

Нью-Дели [Индия], 26 февраля (ANI): новичок Болливуда Сара Али Хан попала в заголовки газет с тех пор, как появились новости о ее дебютном фильме. .

Сара Али Кхан на обложке своего первого журнала

Полуфиналы женского одиночного разряда: Сара Мансур и Шимза Наз 6-1, 6-1; Сара Махбуб против Зохи Асим 6-1, 7-6 (8).

Сара Мехбуб выиграла женский теннис SN

Заявления Сары попали в заголовки газет, и вскоре после этого многие расспрашивали Картика о его реакции на них.

Ранвир играет купидона для Сары Али Хан и Картика Арьяна

Сара Аль Сенани: первая призерка Паралимпийских игр среди женщин в ОАЭ (фото прилагается)

Первая женщина из ОАЭ, завоевавшая бронзовую медаль Паралимпийских игр группа, которая организовала региональную политическую партию вместе с губернаторами Тайроном Уи из долины Компостела, Клодом Батистой из Западного Давао, Нельсоном Даянхирангом из Восточного Давао и Антоном дель Росарио из Давао-дель-Норте.

Партия Сары может поддержать до 8 ставок на сенатора

Аиша, которая была постоянным членом национальной команды в течение последних нескольких лет, и дебютантка Сара набрали впечатляющие результаты, чтобы закончить женский парный турнир с всего 2350 очков и заняли второе место после египетской пары Сары Гамаль и Мены Ахмед, набравшей 2397 очков.

АРАБСКИЙ ЧЕМПИОНАТ ПО БОУЛИНГУ: ОМАНСКИЕ АИША И САРА ЗАВОЕВАЛИ СЕРЕБРО В ПАРКЕ

В течение недели носок болтался в руке Сары, обвисший, коричневый призрак.

Папочка с носками

Браузер тезауруса
?

  • сапфирин
  • сапфиз
  • сапфир
  • саппоро
  • сапфир
  • сапремия
  • сапремия
  • сапробная
  • сапробная
  • сапролегния
  • сапролегния феракс
  • сапролегниальная
  • сапролит
  • 9 0088 сапропель

  • сапрофаг
  • сапрофит
  • сапрофит
  • сапрофитный организм
  • сапрозойный
  • сапсаго
  • сапсос
  • заболонь
  • Саккара
  • Саккара 9008 1
  • саквинавир
  • Сара
  • Сара Тисдейл
  • Сарабанд
  • Сарацин
  • Сарафем
  • Сарагоса
  • Сара
  • Сара Бернхардт
  • Сара Кембл Сиддонс
  • Сара Сиддонс
  • Сара Воан
  • Сараево
  • Саран
  • Saran Wrap
  • Sarape
  • Sarasota
  • Saratoga
  • Saratoga chip
  • Saratoga spittlebug
  • Saratoga Springs
  • Саратов
  • Саравак
  • Саравакян
  • Саразен
  • сарказм
  • саркастический

Полный браузер
?

  • Сар-и-Хаил
  • Сар-и-Хаил
  • Сар-и-Хаил
  • SAR-MSB
  • SAR-NQ
  • SAR-PDU
  • SAR-RSW
  • САР-С
  • SAR-SEP
  • САР-СФ
  • Сар-вивор Рэп
  • Сар-вивор Рэп
  • Сар-вивор Рэп
  • Сар-вивор Рэп
  • ЮАР/ATR
  • ЮАР/MTI
  • ЮАР/ВТ
  • Сар1
  • Гомолог гена SAR1 A
  • гомолог SAR1 A
  • гомолог SAR1 B
  • Белки SAR1
  • SAR1A
  • SAR1A
  • SAR1A
  • Гомолог гена SAR1a (S cerevisiae) 1
  • Гомолог гена SAR1a (S.