Содержание

Молитва «Символ веры» — текст на русском с толкованием

Подготовка к Таинству Крещения — очень важное время в жизни будущих крестных родителей. Во время огласительных бесед очень подробно рассказывается о чинопоследовании Крещения, а также о том, что должен в обязательном порядке знать восприемник. К этой категории относится и «Символ веры».

По своей сути, Символ веры — это не молитва. В ней нет обращения, молитвенной просьбы к Богу, Богородице или Святым. В «Символе веры» сосредоточено краткое и очень точное изложение основ всего христианского вероучения, которое было составлено и утверждено еще на Первом и Втором Вселенских Соборах.

«Символ веры» крестным нужно выучить наизусть, поскольку во время Крещения она произносится восприемниками в храме. Но очень важно не только выучить, но еще и понимать, о чем говорится в молитве.

1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5И воскресшаго в третий день по Писанием. 6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11Чаю воскресения мертвых, 12и жизни будущаго века. Аминь.

«Символ веры» состоит из двенадцати догматов. В каждом — особая истина православной веры:
1-й догмат говорит о Боге Отце, со 2-ого по 7-й рассказывается о Боге Сыне, 8-й — о Боге Духе Святом, 9-й — о Церкви, 10-й — о Крещении, 11-й и 12-й — о воскресении мертвых и о вечной жизни.

Рассмотрим каждое утверждение Символа веры подробно.

1-й догмат: Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

В первую очередь этими словами мы признаем существование Бога, как Бесконечной Сущности, которую невозможно познать, исследовать, узнать человеку до конца. Все, что существует, получило «жизнь» от Него. Для христианина нет больше никаких других «богов» (перун, кришна, зевс и т.д.).

Бог — Вседержитель, потому что весь мир держится на Его силе. Бог называется Творцом Неба и земли, потому что Он создал из небытия Вселенную за шесть дней. Подвластно Ему все и видимый мир (материальная Вселенная), и невидимый. Под невидимым понимается, конечно, бессмертные души людей, а также жизнь Ангелов, которые не имеют материального тела.

2-й догмат: И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

Здесь говорится о том, что Иисус Христос — равнозначное «Лицо» Святой Троицы, Бог истинный, рожденный от Бога истинного. Он единосущен (той же сущности) Отцу.

3-й догмат: Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Начиная с этого утверждения в «Символе веры» идет подробное изложение Спасения всего человечества Иисусом Христом. Вечный Сын «сходит с небес». Но не перемещается в пространстве, а воплощается от Духа Свята и Марии Девы. Принимает человеческую плоть. Будучи совершенным Богом становится Совершенным Человеком.

Карточка с текстом Символа веры, молитвы «Отче наш» и «Богородице Дево, радуйся» вложена в каждый крестильный набор нашей мастерской.

4-й догмат: Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

Первый человек привнес в мир смерть, а Христос дал вечную жизнь. Упоминанием конкретной личности «при Понтийстем Пилате», подчеркивается реальный исторический момент. Христос действительно страдал на Кресте, терпел страшные муки, для того, чтобы избавить нас от смерти. Он поистине умер и был погребен. Но Воскресе. Так рухнула стена между Богом и людьми – стена греха. И так исчезла причина вечной смерти.

5-й догмат: И воскресшаго в третий день по Писанием.

Здесь рассказывается о том, что в третий день Христос силой Своего Божества, воскрес из мертвых. Смерть была уничтожена. С Пасхального утра начался обратный ход мировой истории – процесс воскресения всех умерших. Об этом предсказывали и древние пророки. Их слова дошли до нас в священном Писании.

6-й догмат: И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

На сороковой день после Своего воскресения Христос плотью вознесся на небеса, прокладывая нам путь в вечное отечество. Господь Иисус восседает по правую сторону (одесную) Отца, и, как Человек, участвует в управлении миром. Он ожидает окончания проповеди Церкви, собирающей в Царство всех спасенных.

7-й догмат: И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Здесь говорится о Втором Пришествии Господа Иисуса Христа. Он придет на землю уже не как Спаситель, а как Праведный Судья. По Его слову при пении трубы архангела воскреснут все мертвецы. Все живые будут мгновенно преображены. Так что человечество с первого человека и до последнего соберется перед Его троном.

Тогда Господь воздаст каждому по делам его. Праведники получат вечную жизнь, а грешники вместе с сатаной будут брошены в вечный огонь. И после суда наступит вечное Царство славы, которое больше никогда не кончится. В нем не будет ни смерти, ни болезней, ни печали, ни греха, но только все возрастающая радость.

8-й догмат: И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Теперь в «Символе веры» говорится о еще одной «Личности» Святой Троицы — Святом Духе. Дух Святой вечно исходит от Отца, из Его сущности, и это Его личное свойство, которым Он отличается от Отца и Сына. Но при этом Он равен Им. Поэтому и говорится, что Духу Святому мы поклоняемся и прославляем Его вместе с Отцом и Сыном. Он руководит и Церковью, которую и создал, сойдя в виде огненных языков на апостолов в день Пятидесятницы. Дух Святой в конце мира преобразит творение и даст жизнь всем умершим. Через Него мы получили Божественное Откровение, потому и сказано, что Он говорил через пророков.

Прослушайте текст Символа веры

Представлены два варианта — в исполнении хора и в прочтении батюшки. 

 

Аудиофайлы можно также скачать.

9-й догмат: Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

На земле Церковь — это собрание христиан. Всех нас объединяет православная вера, богослужебное общение, следование закону Бога. Церковь называется единой — единственной, так как Она одна и нет других.

Церковь называется соборной или вселенской, потому что Она в целой вселенной для всех времен и всех без исключения народов несет свет спасения. В Ней нет ни национальности, ни социальных различий.

Апостольской называется Она потому, что основана через апостолов. И дар Духа Святого передается в Ней непрерывно через рукоположение епископов и священников от самих учеников Христа.

10-й догмат: Исповедую едино крещение во оставление грехов.

Здесь говорится о значимости и важности Таинства Крещения, потому что через него христианин обретает «новое рождение» от воды и Святого Духа. После этого человек может участвовать во всех Церковных Таинствах (Исповеди, Причастия, Венчания, Соборования)

11-й догмат: Чаю воскресения мертвых.

Каждый христианин с надеждой ожидает воскресения мертвых. Нам известно, что душа человека бессмертна. Полное воздаяние совершится в день Суда. Тела людей, те самые, которые умерли, вновь соединятся с душами. Они будут совершенны. Наступит вечность, в которой воскресшие будут вечно пребывать с телами, ибо смерти больше не будет.

12-й догмат: И жизни будущаго века. Аминь.

Здесь говорится о том, что все христиане ждут вечной жизни. Только получат ее праведники. Они будут всегда созерцать Бога и от Него получать все большее знание, счастье и наслаждение. Святые будут царствовать вместе с Христом в новой вселенной.

Грешники же будут брошены в вечный огонь вместе с дьяволом и его «ангелами». Там их ожидает неугасимый пламень. И мучения их не прекратятся никогда.

Надеемся, что это краткое толкование «Символа веры» поможет будущим крестным родителям сделать первые шаги к познанию Закона Божьего, следованию заповедям Христовым, и, пожалуй, самое главное, становлению их полноценными христианами.

Символ веры. Молитва | Святая Матрона Московская

Search for:

Cancel

Символ Веры — одна из главных православных молитв, или точнее молитвословие, в котором содержатся все основные положения и догматы православной веры. Это краткое и точное изложение основ христианского вероучения, которое было составлено и утверждено в 4-м веке отцами Первого и Второго Вселенских соборов. Этот текст должен знать и читать каждый православный верующий. Он состоит из двенадцати предложений, и в каждом из них содержится особая истина. Во время Божественной литургии Символ веры поют вместе все присутствующие в храме. Ниже представлен полный текст с ударениями.

Символ веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

***

С апостольских времен, христиане пользовались «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. Слово «символ» в его первоначальном значении можно перевести так: то, что «держит вместе, соединяет, содержит». Так вот. Символ веры именно со-держит все эти истины, которые необходимы для человека, для полноты его жизни и для спасения от греха и духовной гибели.

Символ веры произносится во время совершения Таинства Крещения. Кроме того, он поётся верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утренних молитв.

Перевод отдельных слов текста Символа Веры

Верую – верю, я убежден; Единороднаго – единственного; прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу – имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша, – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго – ожившего: по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго – вознесшегося; одесную – по правую сторону Бога Отца; паки – опять, во второй раз; мертвых – умерших, которые тогда воскреснут; Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго – дающего жизнь; спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков; Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую – открыто признаю словом и делом; чаю – ожидаю; И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

Символ веры заканчивается словом «Аминь», что означает: истинно, несомненно так. Этим мы подтверждаем, свидетельствуем, что принимаем как истинные православные христиане, данное исповедание веры, оставленное нам святыми отцами, и утвержденное вселенскими соборами.


Читайте также:

Утренние молитвы

Псалом 50


Поделитесь:


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рубрика: Молитвослов Метки: Молитва, Символ, Символ веры, текст, читать. Закладка ссылка.

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:

Отправить



Символ Веры и Учения

преподобного Томаса Фицджеральда

Православная Церковь на протяжении веков сохраняла преемственность веры и любви с апостольской общиной, основанной Христом и поддерживаемой Святым Духом. Православие считает, что она сохранила и учила историческую христианскую Веру, свободную от ошибок и искажений, со времен апостолов. Она также считает, что в ее учении нет ничего, что противоречило бы истине или препятствовало бы реальному союзу с Богом. Дух древности и безвременья, который часто характеризует восточное христианство, является выражением ее желания оставаться верным подлинной христианской вере.
Православие считает, что христианская вера и Церковь неразделимы. Невозможно познать Христа, приобщиться к жизни Святой Троицы или считаться христианином вне Церкви. Именно в Церкви провозглашается и поддерживается христианская вера. Именно через Церковь воспитывается человек в вере.

Соборы и Символ веры

Как Православие избегало любой тенденции ограничивать видение Божьего откровения только одним направлением своей жизни, так и Церковь избегала систематического или расширенного определения своей Веры. Православие утверждает, что христианская вера выражает и указывает на благодатные и таинственные отношения между Богом и человечеством. Бог стал человеком в лице Иисуса Христа не для того, чтобы установить новую философию или кодекс поведения, а прежде всего для того, чтобы даровать нам «новую жизнь» в Святой Троице. Эта реальность, проявляющаяся в Церкви, не может быть полностью схвачена ни языком, ни формулами, ни определениями. Содержание Веры не противоречит разуму, но часто находится за его пределами, как и многие важные реалии жизни. Православие признает высшее величие Божие, а также ограниченность человеческого разума. Церковь довольствуется тем, что принимает элемент тайны в своем подходе к Богу.
Только когда фундаментальным истинам Веры серьезно угрожают ложные учения, Церковь принимает догматические определения догмата веры. Поэтому решения семи Вселенских Соборов древней неразделенной Церкви пользуются большим уважением. Соборы были синодами, на которые собирались епископы со всего христианского мира, чтобы определить истинную веру. Вселенские Соборы не создавали новых учений, а провозглашали в определенном месте и в определенное время то, во что всегда верила и чему учила Церковь.

Никейский Символ веры, сформулированный на Никейском соборе 325 г. и Константинопольском соборе 381 г., с тех пор признан авторитетным выражением основных верований Православной Церкви. Символ веры часто называют «Символом веры ». Это описание указывает на то, что Символ веры не является аналитическим утверждением, а указывает на реальность более великую, чем он сам, и о которой он свидетельствует. На протяжении поколений Символ веры был критерием подлинной веры и основой христианского образования. Символ веры читается при Крещении и во время каждой Божественной литургии.

Кредо

Верую во единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. Свет Света; Истинный Бог Истинного Бога; рожденный, а не созданный; одной сущности с Отцом, которым все было создано; ради нас, человеков, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии, и вочеловечившегося. И Он был распят за нас при Понтии Пилате, и пострадал, и был погребен. И в третий день Он воскрес, согласно Писаниям, и вознесся на небо, и сидит одесную Отца; и Он снова придет со славой, чтобы судить живых и мертвых; чьему царству не будет конца; и в Духе Святом, Господе и Животворящем, от Отца исходящем; кто вместе с Отцом и Сыном поклоняется и прославляется; кто говорил через пророков; во Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Я признаю одно крещение для отпущения грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Откровение

Источником веры Православной Церкви является Бог. Православие верит, что Бог явил Себя нам, особенно в откровении Иисуса Христа, Которого мы знаем как Сына Божия. Это Откровение Бога, Его любви и Его замысла постоянно проявляется и актуализируется в жизни Церкви силой Святого Духа.

Православная Вера начинается не с религиозных спекуляций человечества, не с так называемых «доказательств» бытия Божия, не с поиска человеком Божественного. Истоком Православной Христианской Веры является Самораскрытие Бога. Каждый день церковная утренняя молитва подтверждает и напоминает нам об этом, провозглашая: «Бог есть Господь, и Он явил Себя нам». В то время как внутреннее Бытие Бога всегда остается неизвестным и неприступным, Бог явил Себя нам; и Церковь переживала Его как Отца, Сына и Святого Духа. Учение о Святой Троице, занимающее центральное место в православной вере, является результатом не благочестивых спекуляций, а подавляющего переживания Бога. Доктрина утверждает, что есть только Один Бог, в котором есть три различных Личности. Другими словами, когда мы встречаемся с Отцом, Сыном или Святым Духом, мы действительно переживаем контакт с Богом. В то время как Святая Троица является тайной, которую никогда нельзя полностью постичь, Православие верит, что мы можем действительно участвовать в Троице через жизнь Церкви, особенно через наше совершение Евхаристии и Таинств, а также несвязанные богослужения. .

Воплощение Иисуса Христа

Наряду с верой в Святую Троицу учение о Боговоплощении занимает центральное место в учении Православной Церкви. Согласно православной вере, Иисус гораздо больше, чем благочестивый человек или глубокий учитель нравственности. Он «Сын Божий, ставший Сыном Человеческим». Учение о Воплощении есть выражение церковного опыта Христа. В Нем божественность соединяется с человечеством без разрушения обеих реальностей. Иисус Христос воистину является Богом, который разделяет ту же реальность, что и Отец и Дух. Более того, Он действительно человек, который разделяет с нами все человеческое. Церковь верит, что как уникальный Богочеловек Иисус Христос восстановил общение человечества с Богом.

Являя Святую Троицу, обучая смыслу подлинной человеческой жизни и побеждая силы греха и смерти Своим Воскресением, Христос является высшим выражением любви Бога-Отца к Своему народу, присутствующей в во всякое время и во всяком месте Духом Святым через жизнь Церкви. Великие Отцы Церкви резюмировали служение Христа в смелом утверждении: «Бог стал тем, что мы есть, чтобы мы могли стать тем, что Он есть».

Писание

Священное Писание высоко ценится Православной Церковью. Их важность выражается в том, что на каждом богослужении читается отрывок из Библии. Православная церковь, считающая себя хранительницей и толкователем Священного Писания, считает, что книги Библии являются ценным свидетельством Божьего откровения. Ветхий Завет представляет собой собрание из сорока девяти книг различных литературных стилей, выражающих Божье откровение древним израильтянам. Православная Церковь рассматривает Ветхий Завет как подготовку к пришествию Христа и считает, что его следует читать в свете Его откровения.

Новый Завет сосредоточен на личности и деяниях Иисуса Христа и излиянии Святого Духа в ранней Церкви. Четыре Евангелия представляют собой рассказ о жизни и учении Христа, сосредоточенный на Его смерти и воскресении. Двадцать одно послание и Деяния апостолов посвящены христианской жизни и развитию ранней Церкви. Книга Откровения – это очень символический текст, в котором говорится о возвращении Христа. Новый Завет, особенно Евангелия, очень важен для Православия, потому что здесь находится письменное свидетельство совершенного откровения Бога в воплощении Сына Божия, в лице Иисуса Христа.

Традиция

Хотя Библия ценится как ценная письменная запись Божьего откровения, она не содержит всего этого откровения. Библия рассматривается как единственное выражение Божьего откровения в текущей жизни Его народа. Писание является частью сокровищницы Веры, известной как Предание. Традиция означает то, что «передается» от одного поколения к другому. Кроме свидетельства Веры в Писании, Православная Христианская Вера совершается в Евхаристии; учили отцы; прославленный святыми; выражается в молитвах, песнопениях и иконах; защищен семью Вселенскими соборами; воплощено в Никейском символе веры; проявляется в социальной заботе; и силой Святого Духа она живет в каждом поместном православном приходе. Жизнь Святой Троицы проявляется во всех сторонах церковной жизни. Наконец, Церковь в целом является хранительницей подлинной христианской веры, свидетельствующей об этом Откровении.

Источник: Греческая православная архиепископия Америки, https://www.goarch.org/-/teachings-of-the-orthodox-church.

Как и когда креститься » Православная церковь св. Иоанна Богослова

При входе в православный храм первое, что вы заметите, это кто-то крестится. Человек может сделать это, приложившись к иконе . В качестве альтернативы, она может сделать это, проходя в основную часть церкви или когда священник кадит прихожан. Вы также можете заметить, что способ, которым православные крестятся, немного отличается от того, что вы видели в других христианских общинах. В этом посте мы объясняем значение крестного знамения, его происхождение, а также когда, как и почему православные христиане используют его в богослужении.

Приблизительное время прочтения: 9 минут

Содержание

  • Что такое крестное знамение?
  • Истоки крестного знамения
  • Как делать крестное знамение
    • Вариации при составлении знака
  • Почему крестятся именно так?
  • Когда совершать знамение
  • Когда НЕ совершать знамение
  • Заключение

Как орудие, которое Христос избрал для совершения Своей вечно памятной и животворящей смерти, Крест занимает особое место в сердце каждого Православная христианская. Мы понимаем, что этот символ, некогда примитивное средство пытки и смертной казни, теперь напоминает нам о победе Христа над смертью. Православные христиане крестятся, потому что это подтверждает то, что мы верим о Христе как о Воплощенном Сыне Божием и обо всем, что Он сделал для нас. Это внешнее проявление, которое иллюстрирует наше представление о Боге в Троице (Отец, Сын и Святой Дух) и нашу веру в две природы Христа (полностью Бог и полностью Человек). По сути, это физическая форма молитвы.

Икона Крестовоздвижение

Из-за нашей любви к Крестному знамению православные используют его ежедневно. Мы используем его не только во время поклонения, но также до и после еды, во время личной молитвы и в моменты беспокойства или нужды. Святые и Сам Христос совершают это знамение на святых иконах. Мы любим крест, может быть, так же сильно, как и Богородицу, если не больше. Потому что Христос использовал его, чтобы осуществить наше спасение. Чтобы показать свою любовь и преданность Христу, во время любой службы или литургии верующие могут креститься почти сто раз!

Первые упоминания о крестном знамении христиан относятся ко II веку. Источники в ранней церкви объясняют, что знак делался только на лбу и других предметах только одним пальцем, по крайней мере, до 4 века. Примерно в это же время христиане начали использовать два пальца для крестного знамения, причем каждый палец представлял одну из природ Христа — полностью Бога и полностью Человека. Историки полагают, что они сделали этот знак таким образом, чтобы защититься от ереси 9-го века.0003 Монофизитство , которое отвергло Халкидонский собор (451 г.) и утверждало, что Христос имел только одну божественную природу. Мы до сих пор не знаем, был ли это всеобщий обычай или что-то ограничивалось районом Антиохии, откуда пришли эти первоисточники.

Подробнее: Краткие сведения о семи Вселенских соборах

Примерно в IX веке на большей части православного Востока и Запада стала преобладать практика использования трех пальцев. Точное место происхождения трехперстного креста остается загадкой. Однако мы знаем, что она существовала до Великого раскола (1054 г. ) из писаний папы Льва IV, скончавшегося в 855 г. н.э., почти за двести лет до раскола между православным Востоком и латинским Западом. Другие, в том числе Элфрик, аббат Эйншема в Англии, и Папа Иннокентий III, также описали крестное знамение так же, как Папа Лев IV.

К 12 веку большинство церквей Востока (за исключением Русской церкви, принявшей эту практику в 1600-х годах) переняли практику крестного знамения тремя перстами. Интересно, что эту практику также переняли монофизиты, копты, сирийцы, армяне и эфиопы.

Если вы когда-нибудь приходили на православную службу и оглядывались, то наверняка видели, как в какой-то момент кто-то крестился. Новичкам и вопрошающим это может показаться немного странным, так как мы крестимся иначе, чем другие христиане. Давайте шаг за шагом пройдемся по православному способу крестного знамения.

Необходимое время: 1 минута.

Как креститься

  1. Соедините большой, указательный и средний пальцы правой руки.
  2. Остальные два пальца правой руки положите на ладонь.

    После шагов 1 и 2 ваша правая рука должна выглядеть так:

  3. Возьмите эту руку и коснитесь сложенными кончиками пальцев лба.

    Оставьте ваши пальцы на мгновение.

  4. Затем опустите кончики пальцев к животу.

    Опять же, дайте вашим пальцам немного отдохнуть. Некоторые люди доводят пальцы до груди, а другие доходят до пупка. Любой из них является приемлемым.

  5. Переместите кончики пальцев, чтобы коснуться передней части правого плеча.
  6. Наконец, коснитесь кончиками пальцев передней части левого плеча.

    Если ваши движения совпадают со слоном на этом .gif, значит, вы все сделали правильно! Имейте в виду, что .gif зеркальный, поэтому ваша рука должна двигаться в направлении, противоположном направлению руки слона.

Православная практика крестного знамения противоположна католикам и некоторым протестантам, которые часто идут слева направо. Католики также обычно крестятся всеми пятью пальцами. Эта практика следует указу, изданному Папой Пием V в 1569 году нашей эры. Протестантская практика крестного знамения, как и сам протестантизм, различается. Они не запрещают это прямо. Но они и не поощряют этого, потому что нет библейской заповеди использовать крестное знамение.

Варианты выполнения знака

Возможно, вы также замечали, что некоторые православные совершают знак три раза подряд, а другие только один раз. Некоторые делают большие размашистые движения, в то время как другие делают вещи простыми и мелкими. Все эти вариации! Но какой путь правильный путь?

Проще говоря, его нет. Перекреститься – это не вопрос догмата (веры, необходимой для спасения) в Православии. Наоборот, это вопрос личного благочестия. Другими словами, кроме расположения пальцев и направления движения, все остальное зависит от вас. Если вы чувствуете побуждение всегда делать крестное знамение в тройках, вы можете это сделать. Если вы желаете приложиться к иконам несколько иначе, чем другой прихожанин, то можете. Каждый православный христианин может выражать свою веру любыми физическими способами, которые он считает необходимыми, если он делает это из любви к Богу. (Если вместо этого вы делаете что-то, чтобы привлечь внимание к себе и утолить свою гордость, вам следует подумать об этом.)

Расположение пальцев при перекрестном знамении невероятно важно. Почему? Потому что знак — это внешнее проявление внутренней веры, провозглашающее Истину наглядным образом. Три пальца, соединенные вместе над ладонью, символизируют Святую Троицу (Отца, Сына и Святого Духа). Между тем кольцо и «мизинец» символизируют две природы Христа. Эти два пальца опускаются, чтобы коснуться ладони, что символизирует Христа, спускающегося на землю.

Православные следуют порыву сделать все мы укрепляем и провозглашаем Веру. Знак креста не является исключением.

Поскольку креститься — это вопрос личного благочестия, у православных нет строгих указаний о том, когда следует и не следует креститься. В православной традиции мы часто крестимся. Ниже приведен список случаев, когда вы должны перекреститься:

  • Всякий раз, когда священник, певчий, чтец или хор призывает или намекает на имя Святой Троицы
  • В начале и/или конце личного (и общего) намаза
  • При входе и выходе из храма
  • При поклонении святым иконам, мощам, кресту или Евангелию
  • Перед причащением *
  • Когда угодно вы проходите перед Святым Алтарем, открыты ли двери или закрыты

Во время любой литургии мы можем перекреститься не одну сотню раз!

Приведенный выше список ни в коем случае не является исчерпывающим. Мы крестимся и в других случаях. Опять же, все зависит от личного выбора. Если Святой Дух побудит вас выразить свое благочестие определенным образом, никто не осудит вас и не посмотрит на вас странно за это.

Хотя православные крестятся достаточно свободно, есть несколько случаев, когда не следует креститься во время богослужений:

  • У чаши до или после причастия*
  • Всякий раз, когда епископ или священник благословляет собрание рукой и говорит: «Мир всем». Здесь мы просто слегка кланяемся и получаем благословение.

Заключение

Крестное знамение для православного христианина значит все. Он символизирует решающее событие в истории спасения человечества. И это позволяет верующим общаться с Богом таким образом, который превосходит понимание. Так что не удивляйтесь, если в следующий раз при посещении православного прихода увидите крестное знамение! Если вы не православный, пожалуйста, не считайте себя должен перекреститься. Мы делаем знак из нашей глубокой любви к Богу, как способ выразить нашими телами нашу веру в Него. Вам не нужно подавать знак, пока вы тоже не почувствуете такое убеждение.

*Обратите внимание, что мы упомянули Причастие в обоих списках? Вот почему! Если вы перекреститесь слишком близко к чаше, вы можете ударить чашу рукой или пролить немного Тела и Крови Христовых. Тем не менее, вы можете перекреститься перед тем, как подойти к чаше, и после того, как отступите, чтобы получить освященный хлеб.