Сколько всего вселенских родительских суббот: Родительские субботы — Православный журнал «Фома»
Содержание
Родительские субботы в 2023 году, календарь поминовения усопших
5 ступеней веры
- Раздел «Жизнь после смерти»
- Родительская суббота диакон Андрей
- Зачем поминать усопших? Александр Ткаченко
- Таинство смерти Н. Василиадис
- О поминовении усопших по уставу Церкви свт. Афанасий (Сахаров)
- Родительская суббота (рассказы разных лет) Б.П. Екимов
- Христос Воскресе! Дерзайте!
- Дни поминовения усопших
- Канон 2‑х Вселенских родительских суббот
Дни особого поминовения усопших 2023
- 5 февраля
- 18 февраля
- 11 марта
- 18 марта
- 25 марта
- 25 апреля
- 9 мая
- 3 июня
- 28 октября
- 30 октября
Роди́тельские суббо́ты – дни сугубого поминовения усопших православных христиан. Всякая суббота (кроме тех случаев, когда в субботу случается праздник: полиелейный, бденный или великий) посвящена в церковном календаре поминовению усопших, но есть и особо выделенные субботние дни. Родительскими они именуются потому, что родители — самые близкие нам люди, однако молятся в эти дни не только за родственников.
Суббота | Описание | |
Вселенские родительские субботы | ||
Троицкая суббота В субботу перед праздником Святой Троицы | В Троицкую и Мясопустную субботы совершается поминовение всех усопших христиан, когда-либо живших на земле. Именно поэтому эти две субботы называются вселенскими; по статусу они выше других дней особого поминовения усопших. | |
Мясопустная суббота За седмицу до Великого поста | Мясопустной она называется, потому что предшествует Мясопустной Неделе (воскресенью перед Масленицей). | |
Родительские субботы Вел. поста | ||
Три субботы Великого поста Субботы 2, 3, 4‑й седмиц ВП | Во время будних дней Великого поста обычная Литургия не совершается (кроме праздника Благовещения). Следовательно и главное литургическое поминовение усопших тоже совершается реже. Чтобы не лишать умерших молитвенного представительства о них, Церковь установила эти три особых дня для молитвы о них. Кроме того, заупокойные службы во 2‑ю – 4‑ю субботы Великого поста имеют другое, «требное» обоснование. Если кто из христиан умирал накануне или в течение Великого поста, то положенные особые поминовения в 3‑й, 9‑й и 40‑й дни не следовало совершать посреди седмицы (когда не бывает полной литургии), а предписывалось перенести на ближайшую субботу, в которую совершалась «паннихида его, подобне и в субботу литургиа его». Так как поминовение на литургии имеет особую важность, то и моление о новопреставленном стали соединять с ближайшей полной литургией, то есть в одну из указанных суббот Четыредесятницы. Постепенно поминовения новопреставленных стали соединять с молениями за их усопших родственников, а затем и за всех усопших христиан. Так сформировалась традиция совершения во 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю субботы заупокойных служб. | |
Частные родительские субботы | ||
Радоница 9‑й день после Пасхи, вторник | Радоница – от слова радость, т.к. этот день всегда выпадает на пасхальный период. Обычно в этот день совершается панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. После службы верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. | |
Димитриевская родительская суббота Суббота перед днём памяти вмч. Димитрия Солунского (8 нояб.) | Впервые упоминается в памятнике XV века, хотя традиция поминовения усопших в этот день древнее. Основная причина – воцерковление языческого обычая осеннего поминовения умерших, совершавшегося в рамках культа предков. В монастырях XVI–XVII вв. в этот день поминали усопших монахов, в мирских храмах – всех христиан. В XVIII–XIX вв. появилось исторически безосновательное объяснение, будто Димитриевская суббота установлена святым благоверным князем Димитрием как день поминовения воинов, павших на Куликовской битве. | |
День поминовения погибших в ВОВ 9 мая | После Литургии служится панихида. | |
Особое поминовение всех погибших в годы гонений за веру во Христа совершается в день памяти новомучеников и исповедников Российских (первое воскресенье после 25 января) | После Литургии служится панихида. |
Все родительские субботы, кроме одной (9 мая), имеют переходящую дату.
В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии. Необходимо иметь в виду, что церковные богослужения могут начинаться накануне вечером (т.е. в пятницу), т.к. богослужебный день начинается с вечера.
Из дней сугубого поминовения усопших, выделяются две Вселенские поминальные субботы: Мясопустная и Троицкая. Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех почивших православных христианах, независимо от их личной близости нам.
***
Родительская суббота – обобщенное наименование дня особого поминовения усопших. В этот день вся полнота Церкви молится об упокоении душ усопших православных христиан. Для нас – живых – этот день памяти наших близких и любимых следует, по возможности, провести в молитве. Лейтмотив всех молитв об упокоении – прощение грехов. Мертвым уже некогда каяться и просить прощения, зато мы можем приложить все силы и просить Бога о милости к ним. И Господь, видя наше усилие, принимая во внимание наши подвиги молитвы и милостыни (а за усопших можно подавать милостыню) может улучшить их загробную участь.
В родительские субботы православному христианину следует посетить заупокойное богослужение, молиться во время богослужения не только за наших близких, но и за всех умерших православных христиан (по церковнославянски – «от века усопших»), после этого можно и кладбище посетить и там совершить уже частную молитву – панихиду, литию или, если позволяет время, прочитать 17 кафизму Псалтири. Это самое главное. А насчет трапезы – церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. И не забывайте: главное в этот день – молитва.
Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот?
Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром).
Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу?
Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника.
Зачем в храм приносят еду?
Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души.
Следует трезво относиться к традиции приносить еду “на канун”, исходя из современных реалий. Батюшкам при всём усердии не скушать 30 батонов хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых.
Какие богослужебные особенности у Родительских суббот в Великий пост?
Великим постом парастас совершается в пятницу вечером 2‑й, 3‑й и 4‑й седмиц. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров): «В субботы 2‑ю, 3‑ю и 4‑ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших».
Если в одну из указанных суббот случится какой-либо праздник (полиелейный, бденный, храмовый или Благовещение Пресвятой Богородицы), а также предпразднство или отдание Благовещения, то заупокойная служба просто отменяется (о ее возможном перенесении нет и речи). Такая относительно легкая отмена Уставом этих заупокойных служб при совпадении с любым праздником Минеи объясняется их сравнительно меньшим статусом, о чем сказано выше. Впрочем, хотя отменяется само заупокойное богослужение, субботний четверопеснец Триоди не опускается совершенно. В случае совпадения субботы с днем предпразднства Благовещения он остается на утрене на «своем месте», во всех других случаях четверопеснец должен быть перенесен на повечерие. При этом в случае полиелейного святого он выносится на повечерие этого же дня, в случае Благовещения или престольного праздника – на повечерие предыдущего дня (в четверг вечером), а если случится отдание Благовещения в 3‑ю или 4‑ю субботу – на повечерие одного из дней, предшествующих празднику.
Какие богослужебные особенности у вселенских родительских суббот?
Вселенские родительские субботы – мясопустная и Троицкая – самые древние и важные заупокойные богослужения годичного круга. Эти два дня имеют сходные, почти идентичные богослужения: их можно назвать службами-«двойняшками». Поясним последнее слово: тексты заупокойных песнопений совпадают, кроме хвалитных стихир: стихиры на «Хвалите…» в Постной и Цветной Триодях различные. Службы совершаются по Октоиху и Триоди (в Троицкую субботу Октоих всегда 6‑го гласа, потому его песнопения уже включены в Триодь). Минея никогда не используется, службы Минеи переносятся на предыдущий день.
Перенос заупокойного богослужения вселенской родительской субботы возможен только на предыдущую субботу и в редких случаях: если на мясопустную субботу выпадет Сретение Господне или в любую из этих суббот случится престольный праздник (в этом случае заупокойная служба переносится только в данном храме).
Основные богослужебные особенности мясопустной и Троицкой суббот следующие:
- На вечерне вместо прокимена поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (это – уникальная особенность указанных двух дней, больше в церковном году подобной замены прокимена на вечерне не бывает).
- На утрене вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа» с заупокойными стихами (это особенность всех заупокойных суббот).
- Тропарь «Глубиною мудрости…» с Богородичным «Тебе и стену и пристанище…»; оба эти песнопения нам «знакомы» по их использованию в панихиде.
- 17‑я кафизма делится на две статии (по отметке «среда» в Псалтири) и читается духовенством; хор поет начало и конец каждой статии. После 1‑й статии – заупокойная ектения, после 2‑й статии – заупокойные тропари по «Непорочных» «Святых лик обрете…», при пении которых совершается полное каждение храма. После этого еще одна заупокойная ектения. Так 17‑я кафизма совершается во все заупокойные субботы.
- Канон: храма на 6 и Триоди на 8. Ирмосы — канона храма, катавасия — Триоди. 2‑я песнь (канон имеет 2‑ю песнь, обратим на это особое внимание!) поется только по Триоди (ирмос и катавасия у этой песни совпадают).
- По 6‑й песни: Ектения заупокойная с молитвой «Боже духов…» и возгласом «Яко Ты еси воскресение…». Кондак «Со святыми упокой…» и икос «Сам Един еси…». На практике во время 6‑й песни диакон отверзает царские врата, священник и диакон выходят царскими вратами в центр храма, где диакон произносит малую ектению перед тетраподом. Далее при пении кондака и икоса священник совершает малое каждение, начиная с тетрапода (тетрапод, иконостас, хор и народ с амвона, завершение каждения на амвоне и вновь тетрапод спереди). По окончании каждения духовенство уходит в алтарь и царские врата закрываются.
- На литургии короткая схема пения тропарей и кондаков по входе: «Глубиною мудрости…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…».
- Прокимен читается один (заупокойный), чтения два: рядовое и заупокойное (это касается и апостольских и евангельских зачал).
Цитаты о родительские субботах
«Дорогие братья и сестры, этот день Церковь предложила нам для сугубого поминовения наших умерших близких. Нередко бывает, особенно когда смерть приходит внезапно, мы задаемся вопросом: «Почему он ушел именно сейчас? Почему бы не пожить ему еще?» Чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего нужно вспомнить, для чего вообще мы были приведены в эту жизнь. Господь создал нас, чтобы поделиться Своей любовью и блаженством. Но Он не навязывает их, и поэтому Своему разумному творению – нам, — Бог дал свободу, чтобы мы могли сделать выбор. И в этом смысл земной жизни. Каждый делает выбор – с Богом он или со грехом. И этот выбор не ограничивается умом, он выражается самой нашей жизнью. Что у нас во главе угла: любовь к Богу или самолюбие, от которого проистекают все грехи? И когда человек сделает этот выбор, наступает его срок умереть. Больше нет смысла продолжать ему земную жизнь. Человек добрый, любящий Бога, забирается из этой отравленной злом и скорбью жизни в настоящую, счастливую жизнь. Как студенту, который сдал экзамен, уже нет смысла сидеть в аудитории, так и этому человеку нет смысла более задерживаться здесь.
С другой стороны и человека, который сделал выбор в пользу греха, не держит Бог на земле. Пока есть возможность покаяния, Господь долготерпит, но когда человек укоренился во грехе безвозвратно, то что будет, если он проживет еще двадцать-тридцать лет? Только увеличение его грехов и, соответственно, увеличение тяжести его грядущего наказания. Слава Богу, если наши умершие близкие были верующими и добрыми людьми. Тогда и смерть, как Вы знаете, лишь временная разлука для нас, если мы сами идем путем спасения. Гораздо тяжелее, если кто-то из наших близких умер, оставаясь чужим Христу, умер во грехе и вражде с Богом. Очень горько и больно в этом случае, но что поделать – таков их выбор. Нам же стоит молиться за умерших и заботиться о том, чтобы самим верно сделать выбор этой жизни. Придет время, когда и нас будут поминать заупокой, сами тогда мы не сможем ничего сделать. А здесь и сейчас, пока мы живы — можем. Будем же разумно использовать время нашей жизни, чтобы сделать правильный выбор, а любовь к усопшим выразим нашей молитвой о них!».
священник Георгий Максимов
Зачем поминать усопших
Оглавление
- Минута молчания
- Чего боятся верующие?
- Заблудившийся летчик
- Мамина рука
- Богатый родственник
- Наши мертвые нас не оставят в беде…
- Слезы, летящие к небу
С любимыми не расставайтесь!
Почему православные христиане молятся за своих умерших? Что происходит с человеком после того, как он умирает, и нужны ли ему наши молитвы?
Минута молчания
Поминать умерших можно только когда веришь, что они – живы. Эта, парадоксальная, на первый взгляд, мысль подтверждается, тем не менее, даже не церковным учением, а обычной человеческой интуицией. “Все там будем…” – так звучит самая распространенная в нашем народе формула поминовения умерших. И нужно сказать, что это очень глубокое отношение – глядя на чужую смерть, помнить о своей собственной. Но есть очень важный момент, который в этой формулировке никак не обозначен: а, собственно, где это – “там”? Что находится за чертой, которую уже перешел умерший и которую рано или поздно предстоит пересечь каждому из нас? Если за ней лишь пустота, небытие и полное уничтожение человеческого самосознания, тогда сама фраза “все там будем…” лишается всякого смысла, поскольку никакого “там” в этом случае просто нет и быть не может. Получается, что, поминая наших умерших даже такой простой фразой, мы исповедуем свою веру сразу в трех серьезных фактах:
- Биологическая смерть не уничтожает человеческую личность.
- После смерти, лишившись тела, человек попадает в иной, неизвестный нам пока еще, но вполне реальный мир.
- Переход в этот мир – объективно неизбежен для всех людей, независимо от их личного желания.
Когда близкий человек попадает в больницу, мы навещаем его, носим ему книги, фрукты и куриный бульон в баночке, рассказываем последние новости и, прощаясь, говорим, что завтра обязательно придем к нему снова. Если кто-то из дорогих нам людей находится в заключении, мы тоже знаем, как проявить свою любовь к нему, нам известно, в чем он нуждается, мы собираем ему передачи и шлем посылки, пишем письма, ездим на свидания, короче – делаем все, что может помочь ему перенести тяготы лишения свободы.
Но когда родной человек умирает, это всегда ставит нас в какой-то тупик. Нет, мы, конечно, не стали любить его меньше, горечь разлуки даже усилила наше чувство и помогла понять – как дорог нам тот, кого смерть у нас отняла. Но что делать дальше, как эту нашу любовь выразить, как сделать, чтобы она дошла до любимого и помогла ему, или порадовала его там, где он оказался – этого мы не знаем. У нас просто нет опыта бытия там – за гранью земной жизни, мы даже представить себе не можем, что же происходит с человеком после смерти. А когда не хватает своего личного опыта, вполне разумно обратиться за помощью туда, где подобный опыт имеется, – обратиться к Церкви, которая уже почти две тысячи лет поминает своих умерших и имеет огромное количество свидетельств действенности молитвенного поминовения усопших. Поэтому очень часто смерть близкого человека приводит в Церковь даже тех, для кого мнение Церкви никогда не являлось авторитетным во всех остальных вопросах их жизни.
Вообще, без веры в жизнь после смерти, поминать умерших – довольно бессмысленное занятие. В советский период истории нашей страны была такая традиция – почитать память погибших в Великой Отечественной войне минутой молчания. Для атеистического государства это был очень логичный ритуал. Сердце человека требовало: “Поблагодари этих людей. За твое спокойное и мирное существование они отдали самое дорогое, что у них было, – свою жизнь. Ты навсегда в долгу перед ними, поблагодари их”. Но разум возражал: “Как можно благодарить тех, кого нет? Какие слова можно сказать тому, кого не просто нет рядом с тобой – вообще нигде нет, как не было тебя самого до твоего рождения?”. К небытию бессмысленно обращаться с какими бы то ни было словами, здесь действительно остается одно только скорбное молчание. Как какое-то торжественное выражение неверующим человеком своего бессилия перед фактом смерти близких людей.
Для атеистического сознания возможны лишь бессловесные формы поминовения умерших, будь то минута молчания или поминальная чарка – молча и не чокаясь.
Но если человек отказывается полагать, что его близкие, умирая, растворились без следа в мировом пространстве, если он верит, что они живы, и надеется на будущую встречу с ними (пускай даже после собственной смерти), тогда такому человеку для выражения своей надежды, веры и любви просто необходимы слова. И простого, брошенного походя “…все там будем” здесь уже явно недостаточно. Нужны другие слова – более точные и красивые, нужно понять – в чем смысл такого поминовения, нужно разобраться, наконец – что же происходит с человеком в этом самом загадочном “там”, где все мы, в конце концов, должны будем оказаться.
Чего боятся верующие?
Армянский поэт X века Григор Нарекаци (почитаемый в Армении как святой) писал:
Мне ведомо, что близок день Суда
И на Суде нас уличат во многом…
Но Божий Суд не есть ли
встреча с Богом?
Где будет Суд? Я поспешу туда!
Никто на свете не может предсказать с полной уверенностью посмертную участь того или иного человека. Но Церковь с уверенностью говорит о неизбежном для всех людей событии: после смерти каждый из нас обязательно встретится с Богом.
А вот станет ли эта встреча для человека источником вечной радости, или окажется для него мучительной и невыносимой – зависит уже от того, как сам он прожил свою жизнь. Если он готовил себя к этой важной встрече, стремился к ней, если всю жизнь главным критерием оценки своих поступков, слов и даже мыслей для него был вопрос: “А понравится ли это Богу?”, то умирать такому человеку уже не очень и страшно. Нет, конечно, предстоящая встреча с Господом вызывает в его сердце волнение и трепет. Он лучше, чем кто-либо, знает, как часто его стремление жить праведно разбивалось о его же собственную лень, жадность, тщеславие, насколько неудачной была почти каждая его попытка сделать что-то ради Бога, а не ради собственных страстей и капризов. Но он знает также и другое. Пытаясь жить по заповедям Божьим, он с удивлением и радостью увидал, что Бог любит его даже таким слабым и несовершенным, не способным, по сути, ни на что доброе. Это реальное переживание Божьей любви – главная, самая дорогая ценность в жизни каждого верующего человека. Он научился видеть, с какой трогательной заботой и вниманием участвовал Господь в его земной жизни. И ему кажется нелепым даже предположить, что после смерти Бог отвернется от него и сменит эту любовь на бездушную и холодную справедливость. Верующего человека волнует совсем другой вопрос: “А не отвернусь ли я сам от Бога при встрече? Не окажется ли вдруг, что для меня есть на свете что-то более дорогое, чем Бог?” Вот этого верующий человек боится по-настоящему. Но такой страх растворен надеждой. Бог, восполняющий наши недостатки и помогающий нам в земной жизни, может и после нашей смерти восполнить нашу немощь Своим Всемогуществом. Именно о таком христианском отношении к себе и к Богу говорил Борис Гребенщиков в одной из своих ранних песен:
…Но мы идем вслепую
в странных местах,
И все, что есть у нас, это –
радость и страх.
Страх за то, что мы хуже,
чем можем
И радость о том, что все
в Надежных Руках.
Заблудившийся летчик
Отвернувшись от света, мы рискуем оказаться во тьме собственной тени. Если человек сделал главным содержанием своей жизни не стремление измениться к лучшему, не подготовку к этой посмертной встрече со своим Создателем, если он разменял свою жизнь на дешевые или дорогие развлечения, на упоение властью, деньгами или собственной гениальностью, тогда у него возникают серьезные проблемы. Не научившись любить Бога, не увидав Его любви к себе при жизни, наглухо замкнувшись в скорлупу собственных страстей и желаний, человек не сможет и не захочет быть с Богом и после своей смерти.
Грех ведь тем и страшен, что наслаждаться им человек может, лишь пока он жив. Назначение души – управлять телом, и только в их совокупном существовании человек может полноценно жить, действовать и изменять себя как в лучшую, так и в худшую сторону. Смерть отнимает тело у души и делает ее неспособной к какому либо действию, а значит и – к изменению. Душа не может больше ни грешить, ни каяться; и, какой она стала к моменту смерти человека, такой и пребудет в вечности. Чтобы это было понятнее, можно представить, что наша жизнь – авиарейс, тело – самолет, а душа – летчик, который знает, что запас топлива у него ограничен и позволяет пролететь, скажем, пять тысяч километров до пункта назначения. Если он не теряет связь с диспетчером и держит верный курс, то несмотря на нелетную погоду, плохое самочувствие и неполадки в двигателе, он все же дотянет до аэродрома. Или совершит аварийную посадку где-нибудь неподалеку, так что спасатели легко смогут его отыскать. Но когда летчик летит наобум, куда глаза глядят, без ориентиров и целей и даже не задумывается, что с ним будет и где он окажется, когда в баках кончится горючее… Скорее всего, такой горе-пилот окончательно заблудится, приземлится совсем уж невесть где, да там и сгинет без вести, потому что непонятно где искать того, кто летел неизвестно куда. А пешком ему оттуда уже не выбраться.
Господь сказал об этом предельно ясно: “В чем застану, в том и сужу”. Это вовсе не означает, будто Богу безразлично, что там с человеком было перед смертью, и в каком состоянии он умер. Наоборот, Церковь говорит, что Господь призывает человека на суд в самый благоприятный для его посмертной участи момент. Каждый из нас умирает либо на пике своего духовного развития, либо когда Бог видит, что дальнейшая жизнь будет изменять его душу только в худшую сторону. А вот взять правильный курс и вывести себя на этот свой духовный максимум – человек должен уже сам. И никто за него не сможет проделать эту работу, даже Бог.
Но что же могут сделать близкие для такого потерявшегося летчика, чем они могут помочь ему? Они могут многое – раскалить докрасна телефон начальника аэродрома, до которого не смог долететь пропавший пилот, засыпать письмами министерство, стучать кулаками по столу в различных кабинетах и – требовать, требовать, требовать организации новых спасательных и поисковых экспедиций. Право на такую настойчивость дает им любовь к пропавшему.
А наша любовь заставляет нас обращаться к Богу с просьбами о прощении грехов наших близких и об упокоении их “со святыми”. В этом и заключается один из смыслов молитвенного поминовения усопших в Православной Церкви.
Мамина рука
Святитель Игнатий Брянчанинов называл существование души в аду – бытием без бытия, странной формой жизни в отсутствие жизни. Эту неспособность грешной души к действию мы все, как ни странно, в разной мере испытали уже сейчас, при жизни. Наверное, любой человек хотя бы однажды переживал состояние глубокой депрессии, уныния. Когда лежишь на диване, отвернувшись к стене, и никого не хочешь ни видеть, ни слышать. Когда даже солнечный свет мешает жить, и ты бежишь от него, задергиваешь шторы, укрываешься с головой одеялом только чтобы не видеть мрака, овладевшего твоей душой. Ты еще не умер, но сил и желания жить дальше у тебя уже нет, и кажется, что так теперь будет всегда. И тут в твою темную комнату войдет мама. Она не будет спрашивать, что с тобой случилось и даже не станет тебя утешать. Она просто сядет на краешек дивана, возьмет тебя за руку, погладит по голове, начнет говорить о чем-то совсем неважном ни для нее, ни для тебя… В общем, не сделает ничего особенного. Но ты вдруг почувствуешь, что черный мешок уныния, в котором ты провел несколько дней, расползается по швам, и ты снова способен жить.
Оказывается, любовь позволяет нам делиться с близкими самым главным – жизненной силой, самой возможностью бытия. На этом принципе Церковь и основывает необходимость поминовения усопших, и возможность изменения посмертной участи тех, кого мы любим и за кого молимся. Да, душа после смерти не может сама изменить себя. Но она может измениться благодаря усилиям тех, кто остался на земле и помнит о ней. Дело в том, что Церковь – это не просто формальное объединение людей, верующих в Бога. Христиане составляют в Церкви единый организм, в котором состояние одного органа определяет самочувствие всех остальных. Все мы живые клеточки живого Тела Христова. Апостол Павел написал об этом удивительные слова: “…Вы – тело Христово, а порознь – члены”, еще: “Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или так же голова ногам: вы мне не нужны”. Физическая смерть не отрывает человека от Тела Христова. Но те духовные болезни, которые он не долечил при жизни, теперь излечимы только усилием всего организма, сам для себя он уже ничего сделать не в состоянии.
Как же один человек может духовно помочь другому, тем более – усопшему? Точно так же, как в организме одна клетка помогает другой, пораженной заболеванием. Чтобы подавить воспалительный процесс в одной части тела, организм включает иммунные процессы, которые все силы организма бросают на борьбу с заболеванием. Здоровые клетки берут на себя дополнительную нагрузку, чтобы помочь больным. Так, на войне бойцы не бросают раненого товарища, а бережно выносят его из-под огня, рискуя при этом собой. Так в походе груз подвернувшего ногу человека распределяется на всех.
Но помочь больному может только здоровый. Это главный принцип духовной помощи. В этом суть молитвы за другого человека, живого или усопшего – неважно. Для того чтобы помочь ближнему, мы сами должны заняться своим духовным здоровьем, чтобы иметь возможность поделиться им с любимым человеком. Предположим, наш ближний был при жизни гневлив, любил злословить, пьянствовал и чревоугодничал, был жадным. Значит, мы должны научиться воздерживаться от гнева, удерживать свой язык от злых речей, соблюдать посты, раздавать милостыню и т.д. Проще говоря, нужно самому начать жить по-христиански и тем самым получить возможность делиться этой жизнью с нашими усопшими через молитву. Любовь реализует себя в жертве. И если наше поминовение будет основано на таком христианском самоотвержении, оно станет для души умершего человека тем самым прикосновением любви, которое способно влить в него часть нашей жизни во Христе.
Богатый родственник
В разговоре о поминовении усопших очень часто упускается важный вопрос: а кому, собственно, больше нужно такое поминовение – им, или нам самим? Было бы бесконечной самонадеянностью и дерзостью утверждать, что некто из наших умерших близких попал в ад, нуждается в помощи и его необходимо вымаливать. У христиан есть заповедь не судить ближнего при жизни. Тем более нелепо выносить приговор тому, кто уже окончил свое земное странствие и предстал перед судом Божиим. Мы можем беспокоиться за него, как родители беспокоятся за сына, уехавшего учиться в далекий город. Но мы не должны забывать, что у нас есть в этом городе богатый и любящий нас родственник. Причем, не просто богатый – он в этом городе самое главное лицо и решает там все вопросы, чего бы они ни касались. И мы не должны рвать себе сердце переживаниями – этот родственник позаботится о нашем сыне гораздо лучше, чем мы сами. Но эта забота не мешает нам посылать ему письма, посылки со всякими вкусностями и деньги на карманные расходы. Сын может ни в чем не нуждаться, но наш богатый родственник очень деликатен, он не лишает нас возможности проявлять свою любовь подобным образом. И когда мы звоним и просим его: “Ты, уж не оставляй там нашего мальчика, пожалуйста! Присматривай за ним, помогай, а то мы тут волнуемся!”, это совсем не означает, что без нашего звонка сын остался бы без поддержки и внимания. Просто мы любим его, а он уехал и теперь далеко. И что мы можем сделать еще, чтобы выразить свою любовь и заботу? Только звонить и слать письма с посылками. Так и молитва ко Христу за наших усопших нужна нам самим не меньше, чем тем, о ком мы молимся.
Потому что у всех нас есть такой богатый родственник. Это – Христос, Который и вочеловечился для того, чтобы сделать нас Своими родственниками по плоти. А родственников не судят беспристрастно, их судят – с любовью. Его суд – не наш суд. Достаточно вспомнить, сколько раз в Евангелии Христос оправдывает и защищает тех, кого люди осудили, причем из самых справедливых соображений.
Наши мертвые нас не оставят в беде…
Бывает, что уехавший сын сам отправляет родителям богатые посылки и переводы. В истории Церкви немало примеров, когда молитвенное общение с усопшими помогало живущим решить свои земные проблемы. Вот несколько примеров.
У одного священника умерла жена, которую он очень любил. Горечь утраты оказалась для него непосильной, и он начал пить. Каждый день он поминал ее в своих молитвах, но все глубже и глубже погружался в трясину алкоголизма. Однажды к этому священнику пришла прихожанка и рассказала, что во сне к ней явилась его умершая жена и сказала: “Налей мне водки”. “Но ведь ты же никогда не пила при жизни”, – удивилась прихожанка. “Мой муж приучил меня к этому своим нынешним пьянством”, – отвечала умершая.
Этот рассказ настолько потряс священника, что он навсегда бросил пить. Впоследствии он принял монашество. Скончался в сане епископа. Звали его – Владыка Василий (Родзянко).
Другой случай. Студент духовной академии шел на экзамен, недостаточно хорошо зная материал. В коридоре на стене висели портреты ученых и богословов, в разные годы преподававших в академии. Студент молитвенно обратился к одному из давно почивших преподавателей, с просьбой – помочь ему сдать экзамен. И на всю жизнь запомнил, насколько явной была эта помощь. Экзамен он сдал на “отлично”, все время ощущая спокойную, доброжелательную поддержку того, к кому он обратился. Студент тоже стал монахом, а потом – епископом. Это – владыка Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский. А на портрете был изображен преподаватель МДА митрополит Филарет (Дроздов), впоследствии, канонизированный как Святитель Филарет Московский (кстати, историю эту владыка Евлогий рассказал, когда Синод собирал материалы для канонизации свт. Филарета).
Удивительный случай молитвенного общения с усопшими описывает митрополит Сурожский Антоний. Однажды к нему обратился человек, который во время войны случайно застрелил любимую девушку, свою невесту. Одним выстрелом он разрушил все, о чем они так много вместе мечтали. Счастливую жизнь после войны, рождение детей, учебу, любимую работу… Все это он отнял не у кого-то, а у самого близкого и дорогого человека на земле. Этот несчастный прожил долгую жизнь, многократно каялся в своем грехе перед священниками на исповеди, над ним читали разрешительную молитву, но ничего не помогало. Чувство вины не уходило, хотя со времени того злополучного выстрела прошло почти шестьдесят лет. И Владыка Антоний дал ему неожиданный совет. Он сказал: “Вы просили прощения у Бога, которому не причинили вреда, каялись перед священниками, которых не убивали. Попробуйте теперь попросить прощения у самой этой девушки. Расскажите ей о своих страданиях, и попросите, чтобы она сама помолилась за вас Господу”. Впоследствии этот человек прислал Владыке письмо, где рассказал, что сделал все, как он велел и ледяная заноза вины, сидевшая в его сердце долгие годы, наконец, растаяла. Молитва убитой им невесты оказалась сильнее его собственных молитв.
Да и сам митрополит Антоний рассказывал, как в трудные минуты своей жизни он обращался к своей усопшей маме с просьбой помолиться за него, и много раз получал ожидаемую помощь.
Когда-то Владимир Высоцкий пел: “…Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие – как часовые”. Уходя из этой жизни, наши любимые становятся ближе к Господу и могут ходатайствовать за нас перед Ним. Поэтому мы и молимся святым, которые канонизированы Церковью. Но нельзя забывать, что святыми Церковь считает не только внесенных в святцы прославленных угодников Божиих. Святыми в Церкви названы все христиане, освящающиеся Пречистыми Телом и Кровью Христовыми в таинстве Евхаристии. И если наш близкий при жизни был членом Церкви, исповедовался и причащался святых Христовых Тайн, тогда у нас не может быть достаточных оснований считать, что после его смерти он нуждается в нашем поминовении более чем мы в его молитвах за нас. Святитель Киприан Карфагенский писал: “…Не должно оплакивать братьев наших, по зову Господа отрешающихся от настоящего века. Мы должны устремляться за ними любовью, но никак не сетовать за них: не должны одевать траурных одежд, когда они уже облеклись в белые ризы”.
Слезы, летящие к небу
Чувства, которые мы испытываем, когда умирает любимый человек, прекрасно выразил в своей “Балладе о прокуренном вагоне” поэт Александр Кочетков.
Как больно, милая, как странно
Срастясь листвой, сплетясь корнями
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой…
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами
Не зарастет на сердце рана,
Прольется пламенной смолой…
Смерть всегда покушается на самое дорогое – на единство нашей любви. Она пытается оторвать от нас тех, кто делил с нами горести и невзгоды, кто наполнял нашу жизнь смыслом и радостью. Мы давно срослись с ними, они стали неотделимой частью нас самих. И теперь, молясь за усопших, мы протестуем, мы просто отказываемся признать законность этого разделения любимых людей на живых и мертвых. Бог не создавал смерти, и она не имеет ни силы, ни права на наших близких, потому что у Бога – все живы.
Огоньки свечей, которые мы зажигаем на панихиде, напоминают по форме слезы. Но слеза капает на землю, а пламя свечи всегда стремится вверх. Мы хороним наших близких в могилы, а сердца свои устремляем в небеса, ко Христу и просим Его, чтобы Он позаботился о тех, кто нам так дорог. А они, быть может, просят Бога позаботиться здесь о нас. Это единство взаимной любви во Христе умерших и живых людей и есть – Церковь Христова.
В том же стихотворении Александра Кочеткова есть еще такие слова:
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
С любимыми не расставайтесь,
Всей кровью прорастайте в них!
Православные христиане не расстаются со своими любимыми даже после их смерти. Каждый день, поминая усопших в своих утренних и вечерних молитвах, мы вписываем их в круг нашей жизни. Как если бы они вдруг уехали в далекий край, и мы просто давно их не видели. Но при этом мы надеемся, мы очень верим, что когда-нибудь обязательно встретимся с теми, кого мы так любим, и кто так любит нас…
Потому что всех нас любит Бог.
Журнал «Фома», №8/40
Америка нуждается в Фатиме
Посвящение пяти первым субботам является одним из основных пунктов послания Фатимы. Он сосредоточен на острой необходимости для человечества возместить ущерб и искупить многие раны, которые Непорочное Сердце Марии терпит от рук как нечестивых, так и безразличных людей.
В первую субботу в течение 5 месяцев подряд Богослужение состоит из:
- Исповедь,
- Принятие Таинства Святого Причастия,
- Произнесение пяти десятилетий Розария,
- 15-минутная медитация на тайны Розария.
Все это предлагается в ВОЗМЕЩЕНИЕ за грехи богохульства и неблагодарности, совершенные против Непорочного Сердца Марии.
Нажмите ниже и распечатайте Календарь пяти первых суббот на 2022 год. Распечатайте двустороннюю страницу и сложите ее пополам, чтобы получился «шатровый календарь».0027
Во время третьего явления 13 июля 1917 года Богоматерь открыла, что придет просить о посвящении России Ее Непорочному Сердцу и Причащении Возмещения Пяти Первых Суббот. Следовательно, она просила о поклонении в 1925 году и освящении в 1929 году.
«Пожалей сердце твоей Пресвятой Матери, которое покрыто шипами, которыми неблагодарные люди пронзают его каждую минуту, и никто не может совершить действие. возмещения ущерба, чтобы вытащить их».
10 декабря 1925 года, во время пребывания в доме сестры Дорофеи в Понтеведре, Португалия, сестра Лусия получила видение, в котором Пресвятая Мать явилась рядом с Мальчиком, который стоял над светящимся облаком. Богородица положила одну руку на плечо мальчика, а другой рукой держала сердце, пронзенное шипами вокруг него.
Сестра Лючия слышала, как Мальчик сказал: «Пожалей Сердце твоей Пресвятой Матери, которое покрыто шипами, которыми неблагодарные люди ежеминутно пронзают его, и никто не может возместить ущерб, чтобы вырвать их».
Богородица выразила свою просьбу в следующих словах:
«Видишь, дочь моя, Мое Сердце окружено шипами, которыми неблагодарные пронзают меня ежеминутно богохульством и неблагодарностью. объявить, что все те, кто в течение пяти месяцев, в первые субботы, исповедуется, причащается, произносит пять декад Розария и составляет мне компанию в течение 15 минут, размышляя о тайнах Розария, с целью возмещения Мне Я обещаю помочь им в час смерти со всеми милостями, необходимыми для спасения их душ».
— Богоматерь, 10 декабря 1925 года
Через несколько дней сестра Лусия подробно описала это видение в письме, адресованном монсеньору Мануэлю Перейре Лопесу, ее духовнику, когда она жила в приюте Вилар в городе Порту, Португалия. .
Почему пять суббот?
Духовник сестры Лючии спросил ее о причине пяти суббот, спросив, почему не семь или девять. Она ответила ему в письме от 12 июня 1930 года. В нем она рассказала о видении Господа нашего, которое она имела, находясь в часовне монастыря в ночь с двадцать девятого на тридцатое мая месяца 19. 30. Причины, которые наш Господь дал, были следующими:
Пять первых суббот соответствуют пяти видам оскорблений и богохульств, совершенных против Непорочного Сердца Марии. Это:
- Хулы на непорочное зачатие
- Хулы на ее девственность
- Хулы на ее божественное материнство, одновременно отказ признать ее Матерью всех людей
- Внушение равнодушия, презрения и даже ненависти к эта Непорочная Мать в сердцах детей
- Прямые оскорбления Ее священных образов
Давайте твердо помнить вышеприведенные причины. С преданностью связаны намерения, и знание их добавляет достоинству и весу в практике.
Модификации богослужения пяти первых суббот для облегчения его соблюдения
Первоначальная просьба Богоматери требует исповедоваться и причащаться пять последовательных первых суббот; сказать пять десятилетий Розария; медитировать в течение 15 минут над тайнами Розария с целью возмещения ущерба Непорочному Сердцу Марии за грехи людей.
Однако в последующих частных видениях и явлениях сестра Лючия рассказала нашему Господу о трудностях, с которыми преданные столкнулись при выполнении некоторых условий. С любящей снисходительностью и заботливостью наш Господь соизволил смягчить правила, чтобы сделать это благочестие легким для соблюдения:
- Исповедь может быть совершена в другие дни, кроме первых суббот, если человек достойно принимает нашего Господа и имеет намерение совершить возмещение Непорочному Сердцу Марии.
- Даже если человек забывает сделать намерение, его можно сделать на следующей исповеди, воспользовавшись первой возможностью пойти на исповедь.
- Сестра Лючия также пояснила, что нет необходимости медитировать на ВСЕ тайны Розария каждую Первую субботу. Достаточно одного или нескольких.
С большой свободой, предоставленной Самим нашим Господом, у верующих нет причин колебаться или откладывать эту благочестивую практику в духе возмещения ущерба, о котором настоятельно просит Непорочное Сердце Марии.
Эта преданность так необходима в наши дни
Культура порока и греха не ослабевает, даже когда читаешь это. Аборты, богохульство, злоупотребление наркотиками, порнография, разводы и неудачные браки, религиозное равнодушие, продвижение гомосексуальной повестки дня и другие — это лишь некоторые из многих язв общества, которые глубоко ранят Непорочное Сердце Марии.
Мы должны утешить Богоматерь среди всех этих оскорблений и оскорблений, нанесенных ей и ее Божественному Сыну. Она просит возмещения ущерба, она умоляет о наших молитвах, она надеется на исправление нашей жизни. Прислушаемся к ее материнским мольбам и искупит мужскую неблагодарность.
Посвящение в первые пять суббот пробуждает дух возмещения ущерба; он прививает нежную любовь к Святым Таинствам Исповеди и Пресвятой Евхаристии. Он питает святую привязанность к Непорочному Сердцу Марии и Розарию. Прежде всего, это прекрасное средство поддержания человека в состоянии благодати, погруженного в ежедневные духовные баталии и прозаическое существование в неоязыческом мире, в котором мы живем. дает нам надежду на вечное спасение.
Распечатать это посвящение
ССЫЛКА:
Солимео, Луис Серхио: Фатима, сообщение более срочное, чем когда-либо
(Спринг-Гроув, Пенсильвания: Американское общество защиты традиций, семьи, и недвижимость- TFP, 2008.)
Включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии с помощью Disqus.
Всеобщая Родительская Мясно-Жирная Суббота 2023: Как правильно провести KXan 36 Daily News
А теперь давайте разбираться по порядку, зачем нужно такое длинное и необычное название – Всеобщая Суббота для родителей без мяса.
В Церкви каждую субботу поминают усопших – ведь воскресенье переносится вперед, день, который напоминает нам о Воскресении Христовом и о том, что отныне смерть побеждена (поэтому мы часто употребляем слово «усопший «и не умер»).
Среди этих суббот есть такие, когда во время богослужения мы особым образом вспоминаем своих усопших близких – эти субботы называются «отцовскими». Таких суббот шесть: Церковь осознает важность наших молитв за тех, кто уже не может молиться за себя, и напоминает верующим о нашем долге перед умершими родными и близкими. Следует отметить, что Церковь не ограничивает молитвенное поминовение тех, кто уже находится по ту сторону дыхания, этими шестью родительскими субботами – о них молились 5 февраля 2023 года (о пострадавших за веру Христову во время гонений), и на Сретение Господне, которое совпало с днем вывода наших войск из Афганистана (15 февраля) – за воинов, погибших при исполнении интернационального долга, будут молиться за тех, убит в Радонице (25 апреля 2023 г.) и 9 мая.
И среди всех этих дней поминовения два раза в год за богослужением верующие молитвенно поминают не только усопших, память о которых живет в роде человеческом, не только наших предков, родных и близких, но и всех «от возраст умерших православных христиан, как тех, кто удостоился христианской кончины, так и тех, кто не был вразумлен к загробной жизни молитвами Церкви. Эти двухотцовские субботы называются вселенскими.
Теперь о слове «без мяса» в заголовке на субботу, 18 февраля 2023 года. Церковнославянское слово «мясопуст» равнозначно греческому глаголу, переведенному как «мясо оставляю», «мясо отпускаю», т. е. , Я ем это. В последнее время. А со следующего воскресенья, 19 февраля, это последний день, когда верующие позволяют себе «есть мясо», день, когда мы «оставляем мясо», т. вторая вселенская отцовская суббота – Троицкая.
И все же в этот день для верующих главное не предстоящие Великим постом ограничения в еде, которые начинаются через неделю после Масленицы (20-26 февраля). Главное – это наша молитва об усопших. Завтра, воскресенье, 19 февраля, будет посвящен Страшному Суду и сегодня, во время Богослужения Мясо-Вселенского праздника Родительской Субботы, Церковь поминает «всех умерших в благочестии и правой вере, от Адама до сего дня. И сегодня Церковь особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы: «не получили узаконенных памятных псалмов и песнопений (не получили — М. Г.)».
Молитесь о тех, кто был похищен внезапной смертью на чужбине, в непроглядном море и горах, в скалах, в безднах; Он умер от мора и голода, на войне, в пожарах, от холода, а также от всех бедных и больных.
Но зачем молиться за умерших? «Ушедшие живы, и общение наше с ними неразрывно», — читаем мы у святителя Феофана Затворника. помолимся и об отошедших, не ища, причисляются ли они к праведникам или к грешникам. Это долг братской любви. Пока последний суд не разделит верующих, все они, и живые, и мертвые, будут составлять единую Церковь. И все мы должны относиться друг к другу, как к членам одного тела, в духе любви, как к живым, так и к умершим, не разделяясь пополам при смерти. , меняющие свою судьбу после смерти.
А святитель Афанасий (Сахаров) объяснил, почему необходимо молиться за людей, давно исчезнувших с лица земли: «Если бы все православные христиане стали молиться исключительно за родных и близких, какая от этого забава? ..А грешники любят тех, кто их любит, и главное, в таком порядке, когда бы каждый молился только о своем, молитва о наших любимых родных и близких и о нас самих продолжалась бы лишь спустя несколько лет или десятилетий после смерти, только до тех пор, пока живы те, кто их знал и любил, и не забыли умерших, и тогда некому будет их помнить. Но Церковь выделяет особые дни, когда мы молимся за всех. И в самом факте существования таких дней общей молитвы в церкви есть удивительная надежда для всех нас. Память о человеке ненадежна, а Церковь Христова осталась и останется.
Тексты Божественной литургии Вселенской субботы постных отцов открывают нам «богословие смерти и воскресения». И во время молитв об усопших, задолго до Пасхи, в храме звучит пасхальный возглас: «Христос Воскресе!», а затем изумительный призыв ко всем усопшим, поразительный призыв к ним: «Христос Воскресе!.. Дерзайте все! Вы мертвы!»
А как поминают усопших в родительскую субботу? Есть специальные похороны, во время которых верующие молятся об упокоении усопших, просят у Господа милости и прощения им грехов. Называется он греческим словом «реквием», что в переводе означает «всю ночь». Накануне родительской субботы, то есть в ночь на пятницу, в православных храмах служится большая панихида, называемая греческим словом «парастас». А вот в саму субботу утром служат Божественную литургию по усопшим, где происходит главное поминовение усопших православных, а после него – общая панихида.
На парады или на литургию усопших верующие доставляют записки с именами близких усопших. Согласно древней церковной традиции, в этот день верующие приносят в храм пищу, «на канон» (или «накануне»). Это продукты Великого поста, вино (кагор) для совершения литургии. После службы в родительскую субботу принято приходить на кладбище, но если погода не позволяет, не стоит расстраиваться: главное, в чем нуждаются наши усопшие близкие, — это наша молитва. Священники напоминают: «Поминовение молитвы в храме несравненно важнее для усопшего, чем посещение могилы, но первое не исключает второго. Важно соблюдать иерархию: поклонение на первом месте, поход на кладбище — на втором». Мы также поминаем усопших в молитве дома. Но сегодня день Вселенской Субботы Родительских Яств, повторяю, особенный.
Дни памяти усопших, родительские субботы в 2023 году. Календарь.
18 февраля – Вселенские отцы Мясо и мясная суббота.
11 марта – Родительская суббота 2-й недели (недели) Великого поста.