Культуры компаний в модели Спиральной динамики — Карьера на vc.ru

Предыдущую статью «Классический менеджмент через призму Спиральной динамики» серии «Менеджмент цифрового мира» (оглавление) я закончил схемой культур компаний Марка Розина. В этой, 32 статье я продолжу подробное рассмотрение культур организаций разного уровня.

7795
просмотров

Схема была создана Марком в начале 2010-х, пару лет назад существенно доработана в статье «Путешествие по спирали 2.0», а я ее немного расширил в части культур старших уровней и рассказываю в своей интерпретации.

Культуры компаний в модели Спиральной динамики. Из моих презентаций​

Работая со схемой, необходимо понимать ряд принципиальных моментов.

  1. Культура компании на практике не представляет единственный уровень. В ней можно услышать звучание многих цветных струн спиральной динамики, но некоторые из них звучат сильнее других. И в этом хоре помимо коллективного голоса компании и подразделений звучат голоса отдельных сотрудников, вливаясь в общий хор или выступая диссонансом и критикой со своих позиций.
  2. Культура большой компании или корпорации обычно не однородна. Культуры различных подразделений могут отличаться. В одних случаях это результат сознательного конструирования компании в целом, в других – воля руководителя подразделения и его сотрудников, формирующих собственную культуру.
  3. Многие культуры существуют в различных вариантах, в зависимости от положения компании на восходящей или нисходящей ветви жизненного цикла корпорации по Адизесу. Эта схема была подробно в предыдущей статье, сейчас я ее просто напомню. Культуры старших уровней, соответствующих цифровому миру, а не индустриальному обществу, так же имеют несколько вариантов. Частично мы рассмотрим их в этой статье, а более подробное рассмотрение будет в последующих.

Жизненный цикл корпорации по Адизесу в модели Спиральной динамики​. Из моих презентаций

Культуры компаний индустриального общества

Культура успеха

Начну я рассказ с оранжевой культуры успеха, потому что именно она дает образ успешной компании, представленный во многих учебниках по менеджменту. В культуре успеха менеджеры-предприниматели ведут компанию к успеху в бизнесе, понимая и ловя возможности, предоставляемые рынком и проявляя инициативу. При этом проявляется красная сила, упорство и настойчивость, а для организации коллективной деятельности строится синяя организационная машина, основанная на регламентах.

В идеале предпринимательскую инициативу должны проявлять не только топы, но и все сотрудники на своем уровне, способствую улучшению процессов и достижению целей компании. Но это не является обязательным элементом, учебники обычно различают синие исполнительные подразделения, где главное – следование регламентам, и предпринимательские, локализованные в большинстве компаний в маркетинге, продажах, создании новых продуктов и, конечно, на уровне стратегического управления.

Идеальный образ представляет собой компанию, работающую в долгую. Она имеет цели и миссию нанесения пользы миру, и достигает успеха посредством ее реализации. Однако, в целом это не является обязательным, и извлекать выгоду за счет монопольного положения или эксплуатации ситуативных возможностей – тоже можно. Есть предостережения о том, что такая стратегия часто является кратковременной, хищническая разработка, принося сиюминутный успех, закрывает дорогу долговременному развитию.

Баланс кратковременных и долговременных целей считается делом топ-менеджмента, а не всех сотрудников. И никого не удивляют компании, в которых миссия остается декларацией, а текущие решения принимаются из соображений сиюминутной выгоды для компании. И даже ситуация, когда эти решения служат текущей выгоде для топов и менеджеров, принося компании в целом вред – такое предпринимательство вполне допустимо.

Культура правил

В синей культуре правил основой благоденствия компании полагается не предпринимательская активность и инициатива, а правильная организация деятельности, следование регламентам и правилам. Которое и приведет компанию к ее цели. Инициатива и предпринимательство не отрицаются, но проявляются только в зонах, где они предписаны или направлены на улучшение самих правил, тоде в соответствии с оговоренными процедурами.

Синюю культуру мы видим преимущественно в виде больших корпораций и тяжелых государственных структур. Корпорации приходят туда на нисходящей ветви развития, пережив расцвет, запретив из осторожности предпринимательский риск и потеряв красную энергию движения.

Однако, она есть и в здоровых вариантах. Во-первых, в исполнительных производственных подразделениях оранжевых предпринимательских компаний. Маркетинг может придумывать новые модели автомобилей или смартфонов, а конструкторы – творчески их создавать, однако производство должно далее делать надежные изделия заданного качества, что обеспечивают жесткие регламенты и контроль. Синяя культура правил нужна также в обеспечивающих подразделениях, особенно взаимодействующих с регуляторами, например, бухгалтерии. Впрочем, это зависит от организации компании, равным образом такие подразделения могут рассматриваться как сервисы с собственной предпринимательской культурой.

Во-вторых, компании переживают период синей культуры в период своего интенсивного развития, Go-go по Адизесу, когда предпринимательская идея выстрелила и обеспечила рост компании. Только регламенты и правила в этот период могут обеспечить устойчивость компании, и синяя струна должна звучать достаточно сильно. Но этот период не слишком продолжителен.

Культура силы

Основа красной культуры силы – следование за руководителем-лидером, который ведет компанию или дивизион по выбранному пути. Этот путь может соответствовать возможностям, предоставляемым рынком или не соответствовать им, и это не является важным для сотрудников, потому что право на решение и на выбор пути они добровольно отдали боссу. Правила и регламенты, которые обычно присутствуют в большинстве компаний, безусловно приносятся в жертву решению начальства. Именно это отличает культуру силы. Иерархия подчинения в большой компании тоже имеется, но она основывается не на правилах и должностных обязанностях, а на личной преданности и готовности выполнять решения начальника.

В современном мире культура силы характерна для компаний, которых ведет сильный лидер. Или для обломков корпораций после их развала, когда старые правила перестали действовать и власть взяли те, кто имел для этого достаточно силы. Такие компании были достаточно распространены в постсоветский период, но сейчас эта культура не слишком распространена, потому что часть руководителей оказалась не слишком успешна в рыночных условиях. Успешные же с ростом компании были вынуждены пойти на построение синей культуры, потому у красной культуры есть существенные ограничения по масштабу.

Адизес описывает еще один вариант, когда большая корпорация перестает соответствовать изменившимся условиям мира, но отказывается это признавать, и всякая инициатива реформирования и изменения правил оказывается объектом отторжения, а иногда – и травли, при которых все методы признаются законными. Я таких случаев в жизни не видел, хотя в литературе они встречаются. Я думаю, в современном мире люди достаточно свободны, чтобы уходить из умирающих компаний самостоятельно, в отторжении просто нет необходимости.

Молодая растущая компаний проходит красный период, когда необходимо жестко и настойчиво работать на осуществление бизнес-идеи, практически доказывая ее состоятельность. Результатом является либо успех и следующий за ним масштабный рост, либо провал идеи и закрытие компании. Аналогично, красная культура может возникнуть в реформируемых подразделениях, окостеневших в бюрократии и регламентах, если для этого позвали жесткого менеджера с собственной картиной будущего. Картина будущего для подразделения может быть различна, но этап слома правил проходит через красную культуру.

Фиолетовая и бежевая струны

Фиолетовая культура принадлежности в современном мире представлена в двух стабильных вариантах. Первый – небольшие компании единомышленников или семейные компании с теплой ламповой атмосферой, ведущие небольшой бизнес и не желающие бурного роста. Второй – в больших умирающих бюрократизированных корпорациях, гордящимся великим прошлым, в которых регламенты уже утратили смысл. При этом корпорация существует вне экономики, поддерживаемая административно по различным соображениям. Этот период может продолжаться долго, но в какой-то момент внешняя административная система, которая поддерживала существование, его прекращает, или начинает реформирование с возвратом экономического или иного смысла деятельности.

В больших корпорациях волей руководителя также могут возникать теплые ламповые отделы, отгороженные от остальной корпорации невидимой стеной. Обычно это касается обеспечивающих подразделений – бухгалтерия, юристы, иногда – IT. В зависимости от условий, отдел может ожидать постоянного нападения и быть готовым к обороне, либо снисходительно относиться к окружению, которое все равно ничего не сможет им сделать из-за сильного, практически божественного покровительства.

Отличительная особенность культуры принадлежности – все происходит по обычаям, а не по правилам.

Как промежуточный этап роста фиолетовая культура возникает в небольших командах и компаниях на этапе становления, когда все сплачиваются вокруг собравшей их предпринимательской идеи. Дальше – развилка, которая зависит от команды и от самой идеи. Не все, но многие идеи можно реализовать в двух вариантах: небольшого семейного предприятия, например, кафешки с вкусными плюшками и прикольным интерьером, или масштабно захватывая мир в виде сети подобных кафешек. И вариант развития требует выход на красный уровень культуры, а затем – синий и оранжевый, а чтобы при этом сохранить атмосферу небольшой ламповой кафешки в каждом предприятии придется дойти до желтого. Это – непростой путь. И потому одни останавливаются на ограниченной команде, привнося последующие струны очень ограничено, так что фиолетовая струна продолжает звучать в их хоре очень сильно. А другие – идут дальше.

Начав разговор об отдельных струнах, следует отдельно сказать о фиолетовой и бежевой струнах в больших компаниях. Они отвечают за гигиенические условия труда. Физические условия бежевого – чистота, туалеты, кухня, чай и места отдыха в офисе. И зарплата, достаточная для семьи, чтобы можно было не беспокоиться про еду, жилье, здоровье и другие базовые потребности. Социальные условия фиолетового – коллектив на работе как семья или племя, в нем все свои. Ты уверен, что при проблемах тебе помогут, а не порадуются провалу, и тем более не подтолкнут в спину. И получаешь признание и благодарность, а не обесценивание сделанного.

Все это именно на уровне гигиены, а не изобилия. И по-своему переосмысливается на следующих уровнях. В красной культуре силы лидер – добрый герой, а не злодей. В синей культуре правил даже низшие уровни – живут, а не дохнут, и есть справедливость. В оранжевой культуре успеха обеспечивают достаточно благ и вовлеченность для исполнителей, а не только бонусы для топов, и в трудные времена для компании с ними поступают, как написано в правилах, а не кидают. Именно этим отличаются здоровые уровни от больных.

На зеленом уровне мозаика струн пересобирается на уровне общества разумного благоденствия, а не выживания и гигиены: всем по потребностям. Обоснованным самосознанием и зрелостью, а если люди еще не дозрели, то наукой и справедливостью.

Культуры цифрового мира

Теперь перейдем к культурам становящегося сейчас цифрового мира. Зеленая культура согласия является пограничной, она может существовать как культура компании индустриального общества и как культура компании цифрового мира. Один из вариантов культуры согласия, в которой сильно звучит зеленая струна – это сложная конструкция зрелой корпорации Адизеса. В ней есть зрелые подразделения с развитым продуктом, приносящие прибыль и молодые растущие подразделения, и все это объединено мощным интегратором и сотрудничает. А не выясняет, кто для компании заработал больше и потому должен больше получить.

Адизес прямо говорит, что цель бизнеса — не прибыль. Цель бизнеса — здоровье предприятия. Будет здоровье — будет рентабельность. И тогда можно повернуться спиной к компании, обратиться к миру. Потому что корпорация в целом должна иметь благородное предназначение и миссию, и реально работать на них, но если здоровья нет, то выполнение предназначения становится невозможным.

Другой вариант зеленой культуры согласия возникает в современных развивающихся технологических компаниях, продукт которых завоевал успех и обеспечил хороший поток денег, который основатели направляют на развитие своей компании. Известный пример – Valve, успех первой игры принес денежный поток, который позволил создать уникальную культуру внутри компании, при которой сотрудники и команды сами определяют область и направление своих инициатив. При этом успех и результативность конкретной команды не является необходимым, экономика компании это позволяет – и в среднем результативность не слишком большая, хотя ряд последующих продуктов тоже принесли успех и усилили компанию.

Аналогичным путем шел Google после своего первого успеха. Если кто помнит, в конце нулевых – начале десятых у Google было множество разных продуктов и сервисов. Но, в отличие от Valve, денежный поток стал недостаточный, и тогда в компанию пришли оранжевые менеджеры. И они объяснили сотрудникам, что деньги – они не из тумбочки, а от рекламы или из других источников, и предложили подумать, как и куда именно их встраивать в создаваемые продукты. Для части разработчиков это оказалось несовместимым с mindset и они ушли, другие – приняли устройство мира и остались. Подробности этой истории можно прочесть в посте 2012 года Джеймса Уиттакера, одного из разработчиков в Google. С тех пор, в целом, сильное звучание зеленой и оранжевой струн сохраняется, хорошие условия работы и возможность заниматься интересными проектами сочетаются с пристальным вниманием к результативности деятельности. Может быть, менеджеры и были бы рады приглушить зеленую струну, но в современном IT это невозможно, в этом случае уйдут все разработчики.

Отличительные признаки зеленой культуры следуют из девиза «мы вместе меняем мир к лучшему и ощущаем счастье от совместного движения». Это благородное предназначение и миссия компании, в сочетании с гуманистическим отношением к сотрудникам, признание индивидуальной ценности каждого из них. Эту же культуру несут многие экологические и волонтерские движения и общественные организации, она есть во многих компаниях социального предпринимательства.

Стоит отдельно остановиться на ощущении целостности и счастья на работе. Оно предполагает, в том числе, достойное вознаграждение за свой труд, которое позволяет жить без тревог о завтрашнем дне, но при этом вовсе не предполагает изобилия.

Для многих счастье – самореализация в любимом деле. И здесь уместно вспомнить пример компании Buurtzorg, о которой рассказывает Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего» (мой конспект). Эта компания объединяет голландских медбратьев и медсестер, обеспечивая медицинский патронаж на дому. В этой области люди никогда не зарабатывали больших денег, они идут в эту профессию для того, чтобы помогать другим людям, и им крайне важно ощущение помощи и взаимодействие с пациентом. Эффективные оранжевые менеджеры начали строить их труд по синим правилам, нормируя выполнение процедур и лишая таким образом сотрудников общения с пациентами и тем обессмысливая для них то, ради чего они пришли в профессию.

И тогда один из топов ушел из такой компании и организовал свою, на совершенно других принципах. Начиналась она в 2006 с 10 человек, а на момент исследований и написания книги в 2012-2014 она уже насчитывала 7000 человек и занимала 50% рынка этих услуг в Нидерландах. И этот рост обусловлен именно тем, что люди могли саморелизовываться в том, ради чего выбрали профессию, без обременения лишними правилами. При этом, поскольку компания занимала значительный сегмент рынка, то она подвергалась аудиту контролирующих органов, которые вынесли заключение, что не смотря на отсутствие нормирования, компания оказывает услуги более эффективно, чем руководимые эффективными менеджерами, да еще обнаружили, долговременную пользу: пациенты, которых она обслуживала в целом меньше времени проводили в больницах.

И здесь пора поговорить о следующей, желтой струне. Основой зеленых компаний цифрового мира всегда являются желтые команды из людей, которые видят свою самореализацию в своей деятельности. К сожалению, самореализация не всегда означает, что деятельность будет результативна и экономически эффективна. Однако, если это можно обеспечить за счет повседневного мониторинга деятельности и обмена эффективными приемами, то возникает культура творчества, в которой люди объединяются в команды, дополняя друг друга, самостоятельно организуя свою деятельность и самореализуясь в своей работе, приносящей пользу миру.

Принципиальным отличием желтой культуры творчества является отношение к целям компании: люди объединяются, ради движения к ним, но при этом каждый имеет право на собственную интерпретацию цели и действия на ее основе, в отличие от компаний индустриального мира, где это право закреплено за топами. А все остальное – для того, чтобы компания при этом действовала согласованно, а люди быстро договаривались и решали конфликты, происходящие из различия интерпретаций.

Для этого потребовались довольно сложные механизмы, но они уже созданы. Scrum и другие Agile-методы в IT дали способы для самоорганизации команд разработки, которые сейчас распространяются в другие отрасли. Фредерик Лалу исследовал другие способы организации компаний, основанных на самоуправлении, включая холакратию, которая пришла из IT. И наблюдая фрагменты желтой культуры и организации в разных компаниях собрал из них идеальную картину организации желтого уровня. Для тех, кто не в курсе замечу, что teal organization Лалу соответствуют именно желтому уровню, бирюзовым этот цвет назвал переводчик, нечаянно использовав цвет turquoise, принятый для следующего уровня в спиральной динамике и в интегральном подходе Кена Уилбера и создав коллизию.

Недавно на основе новых методов agile, холакратии и других практик новых организаций, исследованных Фредериком Лалу был пересобран фреймворк Социократии, насчитывающий уже полтора века, и создана версия Социократия 3.0.

Конструкция и способы управления новых организаций, естественно, будут подробно рассмотрены в отдельном блоке статей этой серии, подобно тому, как до нынешнего блока Спиральной динамики был большой блок, посвященный Agile. Здесь же я хочу отметить, что подобно тому, как в организациях индустриального общества должны достаточно сильно звучать красная, синяя и оранжевая струны, в организациях цифрового мира должны сильно звучать зеленая и желтая струны. А еще им не чужды все предыдущие: оранжевая струна экономической эффективности, синяя струна регламентов, применяемых к регулярным частям работы, красная энергии движения, фиолетовая теплых взаимоотношений и бежевая хороших условий работы.

Что касается бирюзовой культуры развития, то она еще формируется. На мой взгляд ее можно наблюдать в отдельных крупномасштабных open source проектах в IT, и, наверное, многих других. Эта культура еще ждет своего исследователя, подобного Фредерику Лалу.

На этом я завершаю статью. В следующей статье мы посмотрим, как именно такие базовые понятия бизнеса, как ответственность, эффективность, гибкость, вовлеченность или справедливость по-своему интерпретируются на каждом уровне. Слова сохраняются, а смысл их меняется принципиально, и сила модели Спиральной динамики позволяет комплексно описать эти изменения. Продолжение следует.

Полное оглавление серии «Менеджмент цифрового мира» на моем сайте http://mtsepkov.org/NewMngSeries.

Инструмент развития корпоративной культуры | блог Новая Эпоха

Определение. Спиральная динамика – универсальная многоуровневая модель постепенного циклического развития, описывающая смену паттернов человеческого мышления. Каждый из восьми витков спирали обладает определенным набором характеристик, что нашло отражение в цветовой гамме:

теплый спектр (бежевый, красный, оранжевый, жёлтый) связан с самовыражением и ориентацией на Я;

холодный (фиолетовый, синий, зелёный, бирюзовый) – с самопожертвованием и ориентацией на Мы.

Переход человека или группы на новый виток спирали сопровождается пересмотром фундаментальных ценностей, расширением психологического и концептуального пространств, постепенным увеличением свободы и альтернатив в выборе способа действий.

По вертикали спираль делится на два порядка – Бытия и Существования. Уровни Бытия – это модифицированные версии уровней Существования. Так, желтый и бирюзовый – по сути «усовершенствованные» бежевый и фиолетовый. Если следовать этой логике, то фантастически далекий девятый «коралловый» уровень стал бы проекцией красного витка спирали.

Ключевым понятием концепции спиральной динамики является «цМем», или 1Мем – единица культурной информации в различных сферах. Термин введен этологом и эволюционным биологом Ричардом Доукинзом, сократившим греческий корень “mimeme” – «копирование», «имитация». «>«ценностный мем»1.

История. Спиральная динамика базируется на теории эмерджентных циклических уровней существования (The Emergent Cyclical Levels of Existence Theory, ECLET), разработанной американским психологом Клэром Грейвзом в начале 1970-х годов. Идеи Грейвза, развивающего теорию пирамиды потребностей А. Маслоу, получили свое продолжение в работе его учеников Дона Бека и Криса Кована «Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке», опубликованной в 1996-м 2Бек Дон Эдвард, Коуон Кристофер К. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. М.: BestBusinessBooks, Открытый Мир, 2010.»>году2. С нового ракурса концепцию рассмотрел коуч и бизнес-консультант Фредерик Лалу в книге «Открывая организации будущего» (2016), наложив «цветные фильтры» на жизнь организаций. Согласно концепции спиральной динамики впоследствии была выстроена работа в администрациях Билла Клинтона и Тони Блэра.

Применение. Спиральную динамику используют в управлении изменениями, когда речь идет о целостном развитии организации. Она позволяет предсказывать феномены корпоративной культуры и в какой-то степени ими управлять (например, осуществляя подбор сотрудников или меняя оргструктуру). Например, для большинства компаний оранжевая культура результата является самой эффективной, так как ей уже не так страшен рост бизнеса. Но в вечной гонке за быстрыми достижениями сотрудники могут начать выгорать еще до того, как компанией будет достигнут крупный успех. Чтобы не упереться в потолок роста, на смену драйву и внутренней конкуренции должны прийти командный дух зеленой культуры согласия и ориентация на долгосрочные цели и задачи. При этом попытки перескочить хотя бы один цветовой уровень, как правило, влекут за собой плачевный финал: такой соблазн может привести к кризису и откату на предыдущую ступень вплоть до уровня выживания.

Преимущества и ограничения. Модель спиральной динамики описывает ценности и логику их развития, а не только стили лидерства или типы управления. Она наглядна и применима как для отдельных людей, так и для групп, сообществ и организаций. Критики модели отмечают, что концепция носит элитаристский характер, а также утверждают, что перенос инструментов генетики и эволюционной биологии все еще не имеет должного обоснования.

1Мем – единица культурной информации в различных сферах. Термин введен этологом и эволюционным биологом Ричардом Доукинзом, сократившим греческий корень “mimeme” – «копирование», «имитация».  
 
2Бек Дон Эдвард, Коуон Кристофер К. Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI веке. М.: BestBusinessBooks, Открытый Мир, 2010.

Древняя загадка, которая звучит до сих пор

Загрузка

Коллекция | Символы в искусстве

Древняя загадка, которая актуальна и сегодня

(Изображение предоставлено Getty Images)

Автор: Беверли Д’Сильва, 21 марта 2022 г.

От времен неолита до новейшей высотной архитектуры это загадочный символ. Беверли Д’Сильва исследует, как бесконечная закручивающаяся спираль влияла на художников, мыслителей и дизайнеров на протяжении тысячелетий.

Т

Их можно найти повсюду – в структуре раковины улитки или сосновой шишки, или в завитках наших отпечатков пальцев; в форме лестницы декана в соборе Святого Павла или экстерьера и интерьера музея Гуггенхайма в Нью-Йорке; в бивне нарвала – вернее, единорога; извиваясь в сердце нашей галактики и в двойной спирали нашей ДНК.

Больше похоже на это:

—          Как отдых и релаксация стали искусством

—          В домах замечательных художников

—          Как деревенское блаженство превратилось в современную фантазию из наиболее распространенных в природе узоров, встречающихся на пути стекающей воды или в глазу урагана.

Природа полна завихрений, спиралей и спиралей, от морских раковин и галактик до нашей ДНК (Фото: Getty Images)

Существуют различные типы спирали, такие как логарифмическая спираль, впервые описанная Альбрехтом Дюрером в 1525 году; спираль Архимеда, названная так в честь греческого математика III века до н.э.; спираль Ферма; спираль и вихрь, и это лишь некоторые из них. Они распространены в искусственных сооружениях в искусстве, дизайне и архитектуре, как светских, так и священных, таких как Великая мечеть 9-го века в Самарре или винтовая лестница Музея Ватикана.

И эта завораживающая форма переживает момент, связанный с неизбежным запуском того, что обещает стать культовым новым небоскребом в Нью-Йорке. Спираль представляет собой 66-этажное здание, сужающееся к небу на бульваре Гудзон, 66; Стоимость его строительства, включая покупку участка, составила 3,2 миллиарда долларов, а его высота составляет чуть более 1000 футов, и это одно из самых высоких зданий в городе. Вокруг здания змеятся садовые террасы под открытым небом – эти двухсветные атриумы на каждом этаже, согласно рекламной информации, образуют «уникальный гибрид, который переплетается непрерывной зеленой дорожкой», уходящей вверх по спирали.

Доминика Воелкле, сотрудник BIG NYC, архитектурной фирмы, стоящей за The Spiral, рассказала BBC Culture, что у него «очень яркий силуэт — современный и узнаваемый, но в то же время очень «старый Нью-Йорк», напоминающий ступенчатые, отсталые небоскребы, такие как Рокфеллеровский центр». Благополучие и психическое здоровье пассажиров были неотъемлемой частью задания; Этому способствует биофильный дизайн Spiral, обеспечивающий доступ к открытому пространству и лучшее качество воздуха в помещении. «Дизайн поможет жильцам обрести спокойствие в суетливой среде, а зелень успокаивает или обеспечивает небольшую перезагрузку», — говорит Воелкле.

Небоскреб Spiral в Нью-Йорке должен быть завершен в этом году и включает в себя террасы, извивающиеся вокруг его экстерьера. (Источник: BIG NYC) посадка; при условии, что они хорошо приживутся и будут процветать, Spiral станет «первым в своем роде и самым высоким вертикальным садом в мире», — говорит Воелкле.

Художники всех времен черпали вдохновение в спиралях. Леонардо да Винчи использовал спирали во многих своих рисунках, например, моллюсков, не говоря уже о его двойной винтовой лестнице в замке Шамбор во Франции. Между тем, Чан Хви Чонг, современный сингапурский художник, делает иллюстрации к известным картинам, включая «Мона Лизу» да Винчи или «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера, используя непрерывную спиралевидную линию.

Для Луизы Буржуа спирали были больше, чем символом, с которым можно было поиграть — они были встроены в ее психику, представляя цикл рождения, жизни и возрождения, а иногда и в ее работах, отсылающих к материнству. Покойная франко-американская художница вспоминала, как спираль — как мощный, иногда жестокий символ — впечатляла ее с юных лет, и ее трудовая жизнь в семейном бизнесе по реставрации гобеленов в Париже. «Для меня важна спираль, — говорила она в 1994 году. — Это поворот. В детстве, после стирки гобеленов в реке, я их крутила, крутила, выкручивала… Позже любовница моего отца снилась мне. Я бы сделал это во сне, свернув ей шею». Она сказала, что ей нравится спираль, и она «представляет собой контроль и свободу».

Паук — еще один часто используемый мотив Буржуа; ее монументальная стальная скульптура паука Maman возвышалась над Турбинным залом в недавно открывшейся лондонской галерее Тейт Модерн в мае 2000 года. Спирали и пауки вырисовываются в большом размере на текущей выставке в лондонской галерее Хейуорд, где представлены ткани Буржуа. Он включает в себя скульптуру «Спиральная женщина», мотив, к которому она неоднократно возвращалась, в котором верхняя часть тела женщины закручена в спираль, как добыча гигантского паука. Буржуа описывал рисование как «выделение, подобное нити в паутине». Кэти Гуггенхайм, помощник куратора The Woven Child, отмечает, что художница находилась в психоанализе 30 с лишним лет, и упоминала об этом на протяжении восьми десятилетий своей карьеры. «На самом деле, некоторые работы, кажется, вырываются из-под контроля и превращаются в безумие», — отмечает она.

Для художницы Луизы Буржуа спираль олицетворяет рождение, жизнь и возрождение. (Фото: Alamy)

Символом природы стала спиральная пристань Роберта Смитсона, гигантское спиралевидное произведение искусства размером 1500 на 15 футов. Построенный из 6000 тонн базальта в устье конечного бассейна в Грейт-Солт-Лейк, штат Юта, где он неизбежно подвергнется эрозии, он отражает увлечение Смитсона энтропией. «Возможно, это можно было бы рассматривать как культурно-коллективный символ появления женского начала», — отмечается на сайте художника, где указывается, что «спираль идет против часовой стрелки, к бессознательному».

Швейцарский психиатр и психоаналитик Карл Юнг, известный своими работами о символах, архетипах и коллективном бессознательном, писал: «Спираль в психологии означает, что когда вы делаете спираль, вы всегда приходите в ту же точку, где вы были раньше, но на самом деле никогда не остается прежним, оно находится вверху или внизу, внутри, снаружи, так что это означает рост». Юнг визуализировал бессознательный процесс как движущийся «по спирали вокруг центра, постепенно приближаясь, в то время как характеристики центра становятся все более и более отчетливыми».

«Змей энергии»

Увлечение сознанием и психикой на Западе, несомненно, способствовало растущему интересу к медитации и йоге с 1960-х годов, таким как практика кундалини-йоги, в которой спираль играет важную роль. Фундаментальная роль: «кундал» — это санскритское слово, означающее «спираль» или «кольцо», обозначающее змею энергии, которая извивается в чакрах. В искусстве исцеления спираль представляет собой связь с божественным. В вихревом исцелении считается, что божественная спиральная энергия проходит через сердце, проявляя исцеление и трансформацию.

Спираль является мотивом в «Головокружении» Хичкока, а также фигурирует в сцене в «Книге джунглей», где змея Каа гипнотизирует Маугли. действие галлюциногенных препаратов и измененное сознание. Это и влияние психоанализа ясно видны в таких фильмах, как «Головокружение» (1958), в котором режиссер Альфред Хичкок использует спирали, чтобы представить «нисходящую спираль» в безумие своего главного героя, Скотти; из вступительных титров спираль, вращающаяся в графическом глазу, гипнотизирует нас, когда человек в силуэте падает в колодец психоза. Винтовая лестница вызывает у Скотти головокружение, а музыка Бернарда Херрманна была «построена вокруг спиралей и кругов — удовлетворения и отчаяния», по словам режиссера Мартина Скорсезе. А спиралевидные или концентрические глаза — это условное обозначение безумия или гипноза у аниматоров, как, например, в зловещей сцене, когда змея Каа в «Книге джунглей» гипнотизирует Маугли, чтобы съесть его.

Более благородные намерения лежали в основе нью-йоркского афроамериканского коллектива Spiral, созданного в 1963 году как прямой ответ на марш на Вашингтон за работу и митинг за свободу. Во главе с Ромаром Берденом, Норманом Льюисом, Чарльзом Олстоном и Хейлом Вудраффом, его 15 участников стремились решить, как афроамериканские художники должны реагировать на меняющуюся политическую и культурную сцену США. Они выбрали спираль Архимеда, потому что «от начальной точки она движется наружу, охватывая все направления, но постоянно вверх».

Эмма Амос, самая младшая и единственная женщина-участница Spiral, умерла в мае 2020 года. Но группа по-прежнему знаменита: модельер Дуро Олову написал в Vogue о том, как он был «очарован» тем, как Амос использовал смелые, яркие цвета, и ее « способность решительно бросить вызов сексизму и расизму… Обращаясь к сексизму, расизму и стереотипам вокруг черного феминизма, ее картины предлагают ту стойкость и оптимизм для перемен, которые так важны сейчас».

Спиральный логотип недавно был выбран новым креативным директором роскошного модного дома Chloe Габриэлой Херст для обозначения его самых изысканных изделий ручной работы. «Спирали в моде», — заявил в ответ Vogue. «Возможно, намек на круглость? В мире Херста нет ничего случайного; спирали — самый желанный мотив следующего сезона».

Спираль часто изображается в священных местах, включая Ватикан. Из всех галактик, открытых учеными до сих пор, большинство имеют спиральный тип, «скрученные скопления звезд и газа, которые часто имеют красивую форму», согласно space.com. Млечный Путь — наша Солнечная система — представляет собой «элегантную спиральную структуру, в которой преобладают всего два рукава, огибающие концы центральной полосы звезд», — говорится в NASA Science. Спирали вездесущи, устойчивы и бесконечно увлекательны, но они также загадочны, возможно, поэтому они поддаются интерпретациям, которые, как выразился Юнг, являются «космическими». Подобно черным дырам, они остаются одной из загадок жизни.

Louise Bourgeois: The Woven Child находится в The Hayward Gallery в Лондоне до 15 мая 2022 года.

Facebook или напишите нам на Twitter .

Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.

 

Почти идентичные спирали являются символами в разных культурах

Почти идентичные спирали являются символами в разных культурах

 

В разных культурах по всему миру
world —

Почти идентичные спирали видны как локальные иконки

Спирали очень древнего кельтского искусства, кажется, содержат вдохновенное богатство и
символизм. Двойной или
тройные спирали изображены среди других двойных или тройных спиралей. В то время как разные
стили красивой сложности в искусстве появляются в других культурах, сложность
Кельтское искусство кажется особенно тонким.

Однако, посмотрев далеко и
широко, я заметил, что многие культуры во всем мире использовали спирали в своих
иконография. Многие культуры использовали и даже продолжают использовать спирали по окружности.
вазы, по краю тарелки, по краю одежды, по краю
дверного проема, по всей длине стены вверху, иногда наверху
столба, а иногда просто отмечаются одиночно или группами на плоской поверхности
природный камень.

Следующие сравнения в основном относятся к двойной спирали
разнообразие. Эти двойные спирали кажутся наиболее универсальными, возможно, потому, что
мы все
переживают подъемы и угасания, юношеский рост сменяется старением,
за затишьем зимы следует новый рост весной, за которым следует летняя зрелость
за которым следует осенний сбор урожая. Мы все испытываем что-то из этого
сортировать в нашей жизни, делая их универсальным опытом.

Возможно
спираль по часовой стрелке, за которой следует спираль против часовой стрелки, является символом универсального
опыт жизни. Многие из спиралей, изображенных по всему миру, закруглены,
изогнутый. Еще одна из этих двойных спиралей изображена квадратной,
особенно в более поздние времена, когда ткачество становится преобладающим, но эти квадратные спирали все еще легко
узнаваемы как спиралевидные фигуры.

Вот примеры двойной спирали, которые я нашел по всему миру:

Древнегреческие спирали

Ранняя древнегреческая культура

Поздняя древнегреческая культура

Древние ирландские спирали

Скандинавская спираль (этот символ называется «честный обмен» или «честный обмен»).
мельница»)

Минойские спирали

Спирали майя

Спирали хопи

Китайские спирали

Вьетнамские спирали

Австралийские спирали

Спираль интуитивно передает идею роста, как разворачивается лист, как
а
листья папоротника, или то, как Солнце и Луна вращаются по спирали
Земля, дающая нам жизнь. Кто-то скажет, что спирали по часовой стрелке символизируют
рост. Если это так, то двойная спираль будет символизировать восковую депиляцию, а затем
убывающей, такой как прибывание и убывание года. Сначала дневной свет
сезоны удлиняются во времени, а затем постепенно сокращается время
дневной свет. Такой опыт виден во всем, начиная с растущего
растение, которое в конце концов умирает,
день, лунный цикл; цикл года, жизнь человека.

Есть
в Европе обнаружены очень тугие круглые спирали, которые люди теперь считают
с изображением Солнца. В долине Бойн в Ирландии есть большой камень
охраняя вход в место под названием Ньюгрейндж, которое представляет собой строение, построенное
более 5000 лет назад. Этот камень охраняет вход в коридор, который
ориентирован таким образом, чтобы, когда Солнце зимой находится в низшей точке
солнцестояния, свет восходящего солнца будет сиять внутри. На этом камне вырезаны различные впечатляющие
тройные и двойные спирали. Если вы внимательно посмотрите на двойные и тройные спирали на этом
камня, вы увидите, что они вытянуты из туго накрученных почти круглых
спирали. Можно видеть, что каждая отдельная базовая круговая спираль выходит из петли и
затем обратно, линия удваивается на себя. Вот определенный пример, когда вощение и
убывающие изображены внутри каждого оборота. Возможно, среди прочего,
каждая из этих спиралей символизирует годовые циклы?

Часто в кельтских монетах или в словесной метафоре
есть двойные
и даже тройное значение. Если одна закругленная спираль по часовой стрелке может передать
идея Солнца и года одновременно, то, возможно, двойная спираль
мог передать мысль о
два года. Точно так же тройная спираль может передавать идею
трехлетняя последовательность. Тому, кто мыслит циклами и
преобразования, это не кажется противоречивым. Различные способы
мысль о различных циклах может быть легко передана одним символом.

В
таким образом, на тройную спираль можно смотреть более понимающими глазами. При рисовании тройной спирали сначала рисуется двойная спираль.
который сначала возрастает, а затем ослабевает. Из середины двойной спирали
вырастает третья спираль, как будто это новообразование. Возможно, один из аспектов
Символика тройной спирали — это прибывающая и убывающая жизнь отца, в которой
начало жизни его ребенка приходится на середину или точку равновесия
жизнь отца. Первая часть двойной спирали может быть символом
юношеская часть жизни человека, в то время как вторая часть может быть символом
старение часть жизни отца. Третья спираль может быть символом
новая жизнь ребенка, вырастающая из жизни родителя.

Минойская двойная спираль может быть
тоже рассматривал таким образом. Охватывая покои минойской королевы
повторялись символические изображения двухспиральных ветвящихся растений, ограничивающих
комната под потолком, с цветами, растущими из центра «провалом»
из двойных спиралей. При наблюдении за спиралевидными фигурами минойской царицы обе спирали остаются
по часовой стрелке в их прибывающих и убывающих аспектах. Из расщелины, образованной
из точки соединения спиралей вырастает цветок. Ассоциация может быть
отважился здесь — возможно, третья часть изображения символизирует цветущую жизнь
ребенок. Здесь может быть символ жизни ребенка, вырастающей из
средний и взрослый этап жизни королевы. Таким образом,
середина двойных спиралей будет выражать время трансформации становления родителем, когда
жизнь становится посвященной жизни ребенка.

Глядя на
Двойная спираль австралийских аборигенов дает интересный результат.
Это первый символ, который видит мальчик австралийского аборигена, когда идет.
посредством особого ритуала полового созревания. Молодой человек ползает на спине
через вход в пещеру, пока не дойдет до большой пещеры. На потолке,
над головой, когда он входит в пещеру, первое, что он видит, это
Австралийская двойная спираль. Сначала проведите пальцем по левой спирали.
происходит нарастающее движение по часовой стрелке, за которым следует «падение», которое затем
за ней следует убывающая спираль против часовой стрелки. Общее впечатление
спираль дает изображение антилопы или горного козла, смотрящего на
зритель. Но центральный «провал» можно рассматривать как одновременный
символика лингама и йони. И здесь снова кажется, что отцовство
символизируется в середине двойной спирали.

Таким же образом,
в середине жизни супружеской пары, как родители, они должны кормить
себя и своего нового ребенка. Если посмотреть на скандинавский символ под названием
либо «справедливая биржа», либо «мельница» это может быть
видно, что этот символ идентичен центру «биржи» или
«точки рукопожатия» спиралей с ключом.

Символика
другие двойные спирали могут быть гораздо более простыми, хотя они все еще могут содержать несколько значений.