Св евфросиния московская: Евфроси́ния (в миру Евдоки́я) Московская: житие, иконы, день памяти
Содержание
Евфроси́ния (в миру Евдоки́я) Московская: житие, иконы, день памяти
Краткое житие преподобной Евфросинии (в миру Евдокии) Московской
Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константиновича († 1383) и его супруги княгини Анны. С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом. Но, живя в Суздале и Переяславле-Залесском, в неспокойной обстановке постоянных междоусобных распрей, которые вели с ее отцом удельные князья, с ранних лет княгиня Евдокия привыкла полагать все свое упование на Бога. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского († 1389). Их счастливый союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к супругу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия княгиня и ее супруг сочетали с подвигами поста и молитвы. В своей жизни они полагались на помощь святых, трудами которых была в те времена столь достославна Русская земля.
Время жизни святой благоверной великой княгини Евдокии († 1407) совпадает с эпохой великого игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского, тайнозрителя Святой Троицы. Благочестивую чету можно с полным основанием считать учениками преподобного Сергия. Святитель Алексий, митрополит Московский, был близок к княжескому семейству; духовником Евдокии и Димитрия был ученик преподобного Сергия, игумен Симонова монастыря, святой Феодор (впоследствии архиепископ Ростовский). Преподобный Сергий был крестным отцом их двоих детей (всего у княжеской четы было 8 сыновей и 4 дочери).
Большой любовью к Богу, Святой Церкви и Родине горела душа княгини. Подвиг великого князя Димитрия по освобождению Руси от монголо-татарского ига разделяла княгиня Евдокия. Поход благоверного князя московского Димитрия против Мамая, победоносно завершившийся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, поддерживался с ее стороны горячими молитвами и делами любви. В память победы княгиня построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – всемирно-историческая победа русских на Куликовом поле совершилась в этот праздник. Храм был расписан выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным. Храмоздательство и основание монастырей трудами святой благоверной княгини Евдокии содействовали расцвету русского храмостроительства в XIV веке, начало которому было положено постройкой храма в честь Пресвятой Троицы Преподобным Сергием.
Постепенно жизнь святой княгини Евдокии становилась подвигом самоотречения и предания себя всецело воле Божией. В 1383 году великий князь московский должен был явиться к татарскому хану Тохтамышу. Но из-за крайнего озлобления Тохтамыша на князя Димитрия решили послать в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около 13 лет. Святая Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: князь Василий был задержан в Орде как заложник. В 1389 году благоверный князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу (память 19 мая/1 июня).
Овдовевшая княгиня видела свою обязанность перед Богом прежде всего в завершении воспитания детей. Вместе с тем она начала устроение Вознесенского женского монастыря в Московском Кремле, отдав под него княжеские чертоги. Видимо, изначально она мыслила этот монастырь местом своего будущего иночества. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском. Однако не только о строительстве храмов думала княгиня Евдокия: ее главной сокровенной целью после смерти супруга стало устроение внутреннего монашества, созидание храма в собственном сердце. Княгиня Евдокия стала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня являлась перед людьми, нельзя было догадаться о том, что она изнуряла себя постом, бдением, тяжелыми веригами. Пришлось ей претерпеть и человеческую клевету.
Святая княгиня после блаженной кончины мужа воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но все же именно с ее советом связано перенесение из Владимира в Москву чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, вызванное нашествием на Москву хана Тамерлана. Пресвятая Богородица отозвалась на всенародную мольбу. В день сретения иконы в Москве (26 августа 1395 года) Тамерлану было грозное видение во сне Светоносной Жены; устрашенный завоеватель отступил от Москвы. В 1407 году, после видения ей Архангела Михаила, предвозвестившего скорую кончину, княгиня Евдокия, «явлением Ангельским от всего земного отрешенная» (см. акафист), решила оставить великокняжеский терем и принять монашество, к которому она шла всю свою жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. При переходе в Вознесенский монастырь княгиня Евдокия исцелила слепца, который прозрел, отерев глаза краем ее одежды, также от различных недугов во время этого ее шествия исцелилось 30 человек. В обители княгиня приняла постриг с именем Евфросиния. Кроме смиренного несения иноческих подвигов, тайных для людей, но ведомых Богу, святая княгиня заложила в монастыре новую именную церковь Вознесения. В иночестве святая Евфросиния прожила несколько месяцев: 7 июля 1407 года мирно преставилась ко Господу. Тело ее было погребено в основанном ею Вознесенском монастыре.
Святость преподобной Евфросинии удостоверена чудесными знамениями милости Божией, совершавшимися на ее гробнице в течение нескольких столетий. Много раз видели, что у гроба святой Евфросинии сама возгоралась свеча. И в XIX веке здесь совершилось несколько чудесных исцелений. Так, в 1869 году, приложившись к гробнице с мощами преподобной, исцелился одержимый отрок. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девице и вернула ей здоровье. Неизлечимо больной был возвращен к жизни через возложение на него пелены с гробницы святой Евфросинии. Ее духовный подвиг свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости.
Память преподобной Евфросинии совершается 17/30 мая и 7/20 июля.
Полное житие преподобной Евфросинии (в миру Евдокии) Московской
Имя преподобной Евфросинии в миру – Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, 18 января 1366 г. совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.
В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами – внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам – Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.
Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна – страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.
Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини – и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.
Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена.
Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку – восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствие супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.
Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской – святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного – святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии…» князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
И вот пришел 1380 год – новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, – горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.
Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва не попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги.
В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя – Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание – сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш, кроме дани, потребовал за Василия выкуп – 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная, и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» – одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.
Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, надела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к яствам, вкушая постную пищу.
Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы – княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд – дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну.
Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы – в Кремле – устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря – Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские келлии. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переяславле-Залесском.
С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?
Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.
В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел Светозарную Жену, окруженную сиянием и множеством молниеносных воинов, грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.
В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ Архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа, великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания».
Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния («радость»).
А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам.
И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи.
По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного – Мария Ярославна – дала обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящен.
Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. Здесь были погребены Софья Палеолог (1503 г.) – вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (1533 г.) – мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (1603 г.) – супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (1694 г.) – мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме стояло 35 гробниц.
Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребренная рака с сенью.
7 июля 1907 г. в Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю.
Накануне после литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами.
В 1922 г. раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора.
В 1929 г. по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной, и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т.к. они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века.
При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии, кроме небольших частичек ткани от савана, нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале.
Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства.
Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния – «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская (1407) | 30.05.2021
Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская – жена великого князя Димитрия Ивановича. Имя ее супруга, героя Куликовской битвы, великого князя Димитрия Донского, хорошо известно каждому россиянину со школьной скамьи. За несколько столетий оно стало символом русской воинской славы. Все хорошо знают его заслуги в становлении нашего государства, но забывают при этом, что рядом с мужем и в горе и в радости была его верная супруга – великая княгиня Евдокия.
Частица мощей преподобной Евфросинии находится в мраморной раке Троицкого собора Данилова монастыря.
Святая благоверная великая княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния, дочь великого князя Суздальского и Нижегородского Дмитрия и его супруги княгини Анны, родилась в 1353 году. В Святом Крещении девочка получила имя Евдокия, что в переводе значит «благоволение». С младенческих лет воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом, нищелюбием и благотворительностью. Совсем юной, в 1367 году, она вышла замуж за князя Димитрия.
Благочестивая христианская жизнь содействовала ее постоянному духовному совершенствованию. Большой любовью к Богу и Святой Церкви горела душа княгини, ее духовными наставниками были великие святые земли Русской – святитель Алексий, Митрополит Московский и преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий крестил одного из сыновей князя Димитрия и княгини Евдокии. Восприемником других детей благочестивого семейства был преподобный Димитрий Прилуцкий.
Верная любящая помощница супругу, заботливая мать, прибежище для всех нуждающихся и страждущих – такой запомнилась княгиня своим современникам, такой знаем мы ее спустя шесть веков. Великая княгиня соединила подвиг семейного служения с подвигом гражданского служения своему народу и монашеским подвигом служения Господу. Поэтому столь велико значение примера ее жизни для женщин и всего народа русского. «Совестью народа» – называл ее летописец.
На ее средства было построено большое число храмов и монастырей, современники называли ее «царица-мать». Летописцы отмечали, что она «много милости сотвори убогим…». В 1387 году великая княгиня основала в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, который стал усыпальницей великих княгинь. В 1395 году, при нашествии Тамерлана на южные границы Руси, по совету великой княгини Евдокии, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю.
Духовный подвиг великой княгини свидетельствует о том, что ни богатство, ни высокое общественное положение, ни семейные узы не могут быть непреодолимым препятствием для стяжания благодати Божией и святости. Всей своей жизнью преподобная Евфросиния дала людям пример чистой и непорочной жизни, ревностного служения Богу.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день памяти преподобной Евфросинии сказал: «Святой Дмитрий Донской, великий князь, и его святая жена… Как замечательно, что в истории России были на государственном престоле такие люди. Может быть, и страна называлась Святой Русью потому, что все от мала до велика, от великого князя до простого человека в святости видели свое целеполагание, главную ценность личной и общественной жизни… Пример святых, пример подвижников, пример таких людей, как преподобная Евфросиния Московская, помогают нам, людям XXI века, понять, в чем заключается смысл жизни и какие ценности являются непреходящими».
Память о святой княгине сохранили древнейшие русские летописи, ее житие описано во многих рукописных источниках, рассказы о чудесах, совершавшихся у мощей святой, передавались из уст в уста. Почитание преподобной Евфросинии началось сразу же после ее праведной кончины в 1407 году. Она была погребена в основанном ее Вознесенском монастыре.
Великая молитвенница, она стала чудотворицей еще при жизни в миру. Ныне святые мощи преподобной Евфросинии почивают в приделе мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля.
Несколько лет назад в Москве, на Нахимовском проспекте, был освящен новый храм во имя преподобной Евфросинии, где находится чудотворная икона с частицей святых мощей святой.
В память о небесной покровительнице столицы – преподобной Евфросинии – на Рождественском бульваре был установлен поклонный крест. Место это выбрано неслучайно – здесь ранее находилось Кучково поле, на котором встречали чудотворную Владимирскую икону.
Святая праведная Евфросиния почитается не только как покровительница семей, жен, матерей, но и как покровительница Москвы и всего русского народа. И в наши дни по молитвам преподобной совершаются бесчисленные чудеса и исцеления.
Тропарь благоверной княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии, глас 8-й
По земнем вдовстве Небесному Жениху себе уневестивши и в княжестем чертозе подвижнически поживши, послежде и чертог, и чад твоих Бога ради оставила еси, преподобная Евфросиние, и вшедши во обитель, тобою созданную, и во иночестем образе многи подвиги показала еси, и святое твое житие по благодати Божией блаженною кончиною увенчала еси. И ныне предстоящи Христу Богу, моли спастися душам нашим.
Кондак благоверной княгини Евдокии, в инокинях Евфросинии, глас 2-й
Вся красная мира сего, яко суетная, презревши и тело твое постом и бдением изнуривши, непрестанными молитвами Богу угодила еси, преподобная Евфросиние, и, дар исцелений от Него прияти сподобльшися, слепому прозрение и многим недужным иcцеление даровала еси. Темже радостно взываем, глаголюще: слава Богу, прославляющему святыя Своя.
Святая Евфросиния, великая княгиня Московская
Тропарь и кондак
Сегодня Православная Церковь отмечает постриг святой Евфросинии Московской
17 мая 1407 года.
После кончины мужа своего, святителя Димитрия Донского (память 19 мая) от ран, полученных им в Куликовской битве, святая княгиня Евдокия воздержалась от непосредственного участия в государственных делах; но по ее совету чудотворная икона Пресвятой Богородицы была перенесена из Владимира в Москву (26 августа 139 г.5) из-за нашествия хана Тамерлана. Вскоре после этого она основала во дворце женский монастырь, посвятив его Вознесению Господню.
Хотя она склонялась к монашеской жизни, в то время она не стала монахиней, так как ее сыновья были очень маленькими, а вместо этого исполняла обязанности регента. Она одевалась в королевском великолепии, посещала банкеты и участвовала в советах. Под дорогой одеждой она носила железные цепи, скрывая от окружающих свои подвиги и дела милосердия.
Незадолго до смерти ей явился Ангел и сообщил, что ее земная жизнь очень скоро закончится. Потом она стала немой. Знаками и жестами она давала понять, что желает написать икону Ангела. Когда она была закончена, Евдокия приложилась к ней и попросила написать еще одну. Только после того, как иконы Архангела Михаила были закончены, она узнала явившегося ей Ангела, и тогда к ней обрел голос.
Святая изъявила желание постричься, чтобы провести свои последние дни в затворе и молитве. В то время она явилась слепому во сне и пообещала исцелить его.
17 мая 1407 года царевна Евдокия шла в монастырь, а слепой сидел у дороги. Услышав ее приближение, он закричал: «Святая великая княгиня, кормилица бедных! Ты всегда давала нам пищу и одежду и никогда не отказывала в наших просьбах! моя мечта! Ты сказал мне: «Завтра я дам тебе зрение». Теперь пришло время исполнить свое обещание».
Она продолжала свой путь, как будто не понимая его слов, но, проходя мимо, задела его, как бы нечаянно, рукавами своего плаща. Мужчина прижал их к глазам и прозрел. Согласно Преданию, в этот день исцелились от различных болезней тридцать человек.
Княгиня Евдокия была пострижена с именем Евфросиния, что в переводе с греческого означает «радость» или «радость». Ее постриг совершили в деревянном Вознесенском храме монастыря.
Святая скончалась через семь недель после поступления в монастырь, отойдя ко Господу в возрасте пятидесяти четырех лет 7 июля 1407 года. который был посвящен Вознесению Христа. Ее чудотворные мощи оставались там до 1929.
Она была похоронена под полом церкви с крышкой над могилой. В 1922 году, после революции, этот покров был украден советской властью, а мощи святой Евфросинии остались в могиле под полом. В 1929 году правительство решило уничтожить Вознесенский женский монастырь. Благодаря усилиям музейщиков ее мощи были спасены вместе с останками других погребенных здесь царственных особ. Однако ее мощи еще предстоит идентифицировать и отделить от других. Останки были преданы земле в Архангельском соборе.
В 2006 году в Москве началось строительство храма во имя святой Евфросинии. Он расположен на месте дворца великого князя Димитрия. Когда она будет завершена, планируется перенести ее мощи в эту церковь.
Память святой Евфросинии совершается также 7 июля, в день ее блаженной кончины.
Святая Евфросиния, в миру Евдокия, Великая княгиня Московская (+ 1407)
Святая Евфросиния Московская (День памяти — 7 июля) |
Святая великая княгиня Евдокия родилась в 1353 году. Она была дочерью суздальского князя Димитрия Константовича (+ 1383) и его жены царевны Анны. С младенчества, воспитанная в духе христианского благочестия, Евдокия отличалась тихим, кротким нравом.
В 1367 году, в возрасте тринадцати лет, она стала женой московского великого князя Димитрия Донского, которому было пятнадцать лет. Их счастливый союз был для России залогом единства и мира между Москвой и Суздалем. Дела христианского милосердия княгиня и ее муж сочетали с подвигами поста и молитвы. Вместе у них было восемь сыновей и четыре дочери (один сын умер в младенчестве, а два сына умерли в раннем детстве).
Святитель Алексий, митрополит Московский, и даже преподобный Сергий Радонежский, крестивший их старшего сына Василия, оказали большое влияние на духовную жизнь княгини Евдокии. Святой Димитрий Прилуцкий (память 11 февраля) был крестным отцом еще одного сына.
Почти в самый год бракосочетания князя Димитрия и Евдокии в Москве свирепствовала моровая язва, люди умирали тысячами, а на улицах Москвы слышались плач и причитания осиротевших детей. К этому присоединилась еще одна беда — страшный пожар в Москве. Море огня пронеслось по улицам города, нещадно пожирая деревянные постройки, дома, имущество, сжигал скот, гибли люди.
Стон и крик народа донесся до княжеской башни, оставив свой след в сердце юной принцессы — и тогда Евдокия показала себя матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.
Как только Москва восстала из пепла, в 1368 году литовский князь Альгерд осадил Кремль, в котором были затворены великий князь и княгиня вместе с митрополитом Алексием и боярами. И Москва снова горела, снова раздавались стоны и крики избитых литовцами москвичей. Вся Москва была опустошена.
Юная принцесса постоянно молилась за родную землю и всеми силами старалась облегчить положение страждущих.
Строительство церквей и основание монастырей стараниями княгини Евдокии способствовало расцвету русского храмового строительства в XIV веке, начавшемуся со строительства храма в честь Святой Троицы. В 1387 году она основала Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле.
Постепенно жизнь царевны Евдокии стала подвигом самоотречения и самоотдачи всецело на волю Божию. В 1383 году великий князь Московский должен был предстать перед татарским ханом Тохтамышем. Но из-за крайней озлобленности Тохтамыша решили отправить в Орду его старшего сына Василия, которому в то время было около тринадцати лет. Святая Евдокия освободила сына и тем осудила себя на два года мучений: князь Василий был задержан в Орде в качестве заложника. Тохтамыш, кроме дани, потребовал за Василия выкуп — восемь тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромной, и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось прожить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. В 1389 г., князь Димитрий, не достигнув сорока лет, опасно заболел и отошел ко Господу. Ему наследовал его сын Василий, хотя он и его братья должны были оставаться послушными своей матери по последней воле князя Димитрия (он советовал своим сыновьям: «во всем слушать свою мать»).
Овдовевшая княгиня продолжала строить церкви и монастыри, а свою жизнь посвятила воспитанию детей до их замужества или пострига. Между тем она начала вести тайную подвижническую жизнь. По пышным одеждам, в которых святая княгиня предстала перед людьми, нельзя было догадаться, что она изнуряла себя постами, бдениями и тяжелыми узами под своей одеждой.
Человеческая злоба и клевета не обошли ее стороной. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь овдовевшей княгини. Эти слухи достигли ушей ее сыновей. Князья, хотя и любили свою мать и не верили наветам, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом по этому поводу. Тогда княгиня собрала всех своих сыновей и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и трудов, что тело ее высохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий и другие братья просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запрещала им думать о мести. Она говорила, что с радостью снесет унижения и людские наветы ради Христа, но, увидев смущение детей, решила открыть им свои тайные подвиги.
После блаженной кончины мужа святая княгиня воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах, но тем не менее именно по ее совету в 1395 году, во время нашествия Тамерлана в южные области Руси, Владимирская икона Богородица была переведена в Москву. 26 августа 1395 года великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством и боярами встретила икону Божией Матери на Кучковом поле со многими собравшимися жителями Москвы. В тот самый день и час Тамерлан увидел во сне видение Лучезарной Жены, окруженной сиянием и множеством молниеносных воинов, грозно несущихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан приказал войскам отвернуться от границ России.
В 1407 году, увидев видение архангела Михаила, предвещавшее ей скорую кончину, царевна Евдокия решила покинуть княжеский терем и принять монашество, к которому стремилась всю жизнь. По ее указанию был написан образ Архангела и поставлен в Кремлевском храме в честь Рождества Богородицы. При переходе в Вознесенский женский монастырь княгиня Евдокия исцелила прозревшего слепца, отирая ему глаза краем своей одежды, и еще тридцать человек исцелились от разных недугов во время этого крестного хода. В монастыре княгиня приняла постриг с именем Евфросинии 17 мая 1407 г.
7 июля 1407 года мирно скончалась. Ее тело было погребено в основанном ею Вознесенском женском монастыре.
Святость преподобной Евфросинии подтверждается чудесными знамениями милосердия Божия, совершаемыми на ее могиле на протяжении нескольких столетий. Много раз видели свечу, зажженную у гроба святой Евфросинии. А в девятнадцатом веке там произошло несколько чудесных исцелений. В 1869 году, приложив себя ко гробу с мощами святителя, исцелился бесноватый юноша. В 1870 году преподобная Евфросиния явилась во сне парализованной девушке и вернула ей здоровье. Смертельно больной был возвращен к жизни возложением на него пелены из гроба святой Евфросинии.
7 июля 1907 года в Кремле праздновали 500-летие преставления преподобной Евфросинии.
В 1929 году по решению советского правительства началось разрушение зданий Вознесенского женского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти гробницу святого. Для ее размещения был выбран подвал Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной, и целиком вынуть ее из земли не удалось.