Святой православный сегодняшнего дня: календарь церковных праздников и постов на 2023 год
Содержание
Православный Церковный календарь — 24 апреля 2023 года
Завтра
понедельник
Старый стиль
11 апреля
понедельник
Новый стиль
24 апреля
Поста
нет.
Глас
1-й
Сщмч. Анти́пы, епископа Пергама Асийского (ок. 68).
Прпп. Иа́кова Железноборовского (1442) и Иа́кова Брылеевского, сподвижника его (XV); свт. Варсоно́фия, епископа Тверского (1576); мчч. Проке́сса и Мартиниа́на (ок. 67); прп. Фарму́фия Египетского (IV); прп. Иоа́нна Солунского (Фессалоникийского), ученика прп. Григо́рия Декаполита (820–850); свт. Каллини́ка Черникского, епископа (1868) (Румын.).
Сщмч. Никола́я Гаварина, пресвитера (1938).
Деян.3:19–26 (зач. 9). Ин.2:1–11 (зач. 6).
Евангелие и Апостол дня
Цитата дня из Библии
Библия за год
Богослужения
Священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского
Тропарь священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского, глас 4
И́дольския ле́сти упраздни́л еси́, Анти́по,/ и, диа́вольскую попра́в си́лу,/ пред богобо́рцы дерзнове́нно Христа́ испове́дал еси́. / Те́мже со А́нгельскими чи́ны в Вы́шних водворя́яся,/ Влады́це всех славосло́вие принося́,/ и о нас моле́бное благодаре́ние предлага́еши,/ благода́ть цельбы́ да́руя./ Сего́ ра́ди тя чтим,/ священному́чениче Анти́по,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод:
Идольское обольщение ты прекратил, Антипа, и поправ диавольскую силу, с дерзновением исповедал Христа перед богоборцами. Потому с Ангельскими чинами поселяясь на Небесах и Владыке всех хвалебную песнь принося, и о нас молебное благодарение возносишь, даруя благодать исцеления. Поэтому мы почитаем тебя, священномученик Антипа, моли Христа Бога о спасении наших душ.
Кондак священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского, глас 4
Апо́столов сопресто́льник и святи́телей украше́ние/ был еси́, блаже́нне,/ му́ченически просла́вився,/ возсия́л еси́, я́коже со́лнце, всех просвеща́я,/ Анти́по свяще́нне,/ разруши́л еси́ безбо́жия нощь глубо́кую. / Сего́ ра́ди тя почита́ем,/ я́ко Боже́ственнаго су́ща священному́ченика// и целе́б пода́теля.
Перевод:
Сопрестольник с апостолами и украшение святителям ты был, блаженный, мученически прославился и воссиял ты, как солнце, просвещая всех, святой Антипа, разогнав глубокую тьму безбожия. Поэтому мы почитаем тебя, как святого священномученика и подателя исцелений.
Молитва священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского
О, пресла́вный священному́чениче Анти́по и ско́рый помо́щниче христиа́ном в боле́знех! Ве́рую от всея́ души́ и помышле́ния, я́ко даде́ся тебе́ от Го́спода дар боля́щия исцеля́ти, неду́гующия врачева́ти и разсла́бленныя укрепля́ти. Сего́ ра́ди к тебе́, я́ко благода́тному врачу́ боле́зней, аз, не́мощный, прибега́ю и, твой досточти́мый о́браз с благогове́нием лобыза́я, молю́ся: твои́м предста́тельством у Царя́ Небе́снаго испроси́ мне, боля́щему, исцеле́ние от удруча́ющия мя зубны́я боле́зни, а́ще бо и недосто́ин есмь тебе́, бла́гостнейшаго отца́ и при́снаго засту́пника моего́, но ты, быв подража́тель человеколю́бия Бо́жия, сотвори́ мя досто́йна твоего́ заступле́ния чрез мое́ обраще́ние от злых дел к благо́му житию́, уврачу́й оби́льно дарова́нною тебе́ благода́тию я́звы и стру́пы души́ и те́ла моего́, да́руй ми здра́вие и спасе́ние и во всем благо́е поспеше́ние, да, та́ко ти́хое и безмо́лвное житие́ пожи́в во вся́ком благоче́стии и чистоте́, сподо́блюся со все́ми святы́ми сла́вити всесвято́е и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Преподобному Иакову Железноборовскому
Тропарь преподобному Иакову Железноборовскому, глас 4
Небе́снаго жела́я,/ земна́я возненави́дел еси́/ и, взем крест свой, после́довал еси́ Христу́/ и от Него́ прие́м дарова́ния чуде́с,/ исцеля́ти неду́жныя;/ но, я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице,/ испроси́ правосла́вным христиа́ном здра́вие и спасе́ние,/ на враги́ же побе́ду/ и не забу́ди, посеща́я чад свои́х,/ припа́дающих к цельбоно́сному гро́бу твоему́,// Иа́кове, преподо́бне о́тче наш.
Перевод:
Желая Небесного, ты отвратился от всего земного и, взяв крест свой, последовал за Христом и от Него принял дар чудотворений, исцеления больных. Но, как имеющий право обращаться ко Святой Троице, испроси для православных христиан здоровье и спасение, победу над врагами и не оставь детей своих, обращая внимание на всех, припадающих к подающему исцеления гробу твоему, Иаков, преподобный отче наш.
Кондак преподобному Иакову Железноборовскому, глас 8
Серде́чная о́чи, досточу́дне, ко Го́споду впери́в/ и теле́сныя стра́сти из ко́рене исторга́я,/ неболе́зненную жизнь в боле́знех восприя́л еси́, преподо́бне,/ боле́знем же лю́тым дае́ши исцеле́ние прося́щим с ве́рою у тебе́,/ те́мже мо́лим тя, досточу́дне,/ исцели́ на́ша боле́зни душе́вныя и теле́сныя, да зове́м ти:// ра́дуйся, Иа́кове Богому́дре, о́тче наш.
Перевод:
Очи сердечные, достойный удивления, устремив ко Господу и с корнем исторгая телесные страсти ты провел безболезненную жизнь в болезнях, преподобный, просящим у тебя с верой даешь исцеление мучительных болезней, потому молим тебя, достойный удивления, исцели наши болезни душевные и телесные, да взываем к тебе: «Радуйся, Иаков, умудренный Богом, отче наш».
Молитва преподобному Иакову Железноборовскому
О, преподо́бне и Богому́дре о́тче наш Иа́кове! Ве́мы, я́ко с ли́ки А́нгельскими и все́ми святы́ми предстои́ши при́сно Престо́лу Го́спода Вседержи́теля и ве́лие и́маши к Нему́ дерзнове́ние моли́тися о всех, с ве́рою и умиле́нными слеза́ми в по́мощь тя призыва́ющих. Не премолчи́ у́бо, вопия́ за ны, недосто́йныя, ко Го́споду Бо́гу, да отврати́т гнев Свой, пра́ведно за беззако́ния на́ша на ны дви́жимый, и да изба́вимся от вся́ких скорбе́й, бед же и напа́стей и злых обстоя́ний и благоче́стно поживе́м в ны́нешнем ве́це, ходя́ще в за́поведех и оправда́ниих Госпо́дних непоро́чно. О, преблаже́нне и боголюбе́зне о́тче наш Иа́кове! Умоли́ Го́спода, да не оскуде́ют в стране́ на́шей и́стинные ревни́тели и́ноческаго жития́ и подража́тели свято́му и богоуго́дному житию́ твоему́; сохрани́ предста́тельством твои́м к Бо́гу страну́ на́шу от огня́, гла́да, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и от вся́каго зла и всем с ве́рою и любо́вию притека́ющим к тебе́ испроси́ у Го́спода Бо́га грехо́в проще́ние, телесе́м здра́вие, исправле́ние грехо́внаго жития́ и ве́чное спасе́ние, да с тобо́ю и все́ми святы́ми сподо́бимся прославля́ти в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва иная преподобному Иакову Железноборовскому
Преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Иа́кове! Приими́ ны́не нас, тебе́ усе́рдно моля́щихся и припа́дающих ко всечестно́му и многоцеле́бному твоему́ гро́бу, иде́же свято́е твое́ и многотру́дное поко́ится те́ло. Духо́м же на Небесе́х предстоя́ Святе́й Тро́ицы со А́нгелы и преподо́бных отце́в ли́ки, моли́ся о нас, ча́дех твои́х, о́тче, да изба́вимся от вся́ких скорбе́й, боле́зней, бед и обстоя́ний, и благоче́стно поживе́м в настоя́щем житии́, ходя́ще в за́поведех и оправда́ниих Госпо́дних безпоро́чно, и да я́вимся после́дователи свято́му и равноа́нгельскому житию́ твоему́. Ей, преподо́бне о́тче, мо́лим тя, испроси́ нам же и всем, с ве́рою к тебе́ притека́ющим, грехо́в проще́ние, телесе́м здра́вие, исправле́ние жития́ и ве́чное спасе́ние, я́ко да твои́м предста́тельством спасе́ние, сла́ву возсыла́ти сподо́бимся в Тро́ице сла́вимому Бо́гу, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святителю Варсонофию, епископу Тверскому
Тропарь святителю Варсонофию, епископу Тверскому, глас 3
Возвести́телю пути́ спаси́тельнаго,/ и́стинный храни́телю апо́стольских преда́ний,/ сто́лпе непоколеби́мый, благоче́стия учи́телю/ и Правосла́вия наста́вниче, святи́телю Варсоно́фие,/ Влады́ку всех моли́// мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод:
Вестник спасительного пути, истинный хранитель апостольских преданий, непоколебимый столп, учитель благочестия и наставник Православия, святитель Варсонофий, моли Владыку всех даровать вселенной мир и душам нашим великую милость.
Ин тропарь святителю Варсонофию, епископу Тверскому, глас 4
Ти́хостию нра́ва направля́емый,/ святи́телю Варсоно́фие,/ в ти́хое приста́нище дости́гл еси́,/ смиренному́дрия ра́ди удо́бно избежа́в сопроти́вных сете́й,/ свято́ю душе́ю твое́ю на Небеса́ возлете́л еси́,/ иде́же Христу́ предстоя́,// моли́ спасти́ся нам, почита́ющим па́мять твою́.
Перевод:
Направляемый кротостью характера, святитель Варсонофий, ты достиг тихого пристанища, благодаря смиренномудрию своему легко избежав сетей противника (диавола), святой душой твоей взлетел на Небеса, где, предстоя Христу, молись о спасении нашем, почитающих твою память.
Ин тропарь святителю Варсонофию, епископу Тверскому, глас 8
По Бо́жием зако́не ревни́телю,/ лю́тый разруши́телю неприя́зненныя ле́сти,/ я́ко ми́ром, по́том свои́м во труде́х и бде́ниих подвиза́ся/ посреде́ Каза́нскаго ца́рствия,/ оби́тель стро́я боголе́пнаго Преображе́ния/ и вели́кому своему́ учи́телю Гу́рию после́дуя,/ с ни́мже вели́кий сою́з име́я духо́вный,/ я́коже в животе́, та́коже и по преставле́нии:/ обре́тением честны́х моще́й ва́ших во еди́но вре́мя/ и мно́гими чудесы́ вас Бог просла́ви;/ и, ра́достию восходя́ в Небе́сныя оби́тели,/ тве́рдый ка́мене ве́ры,/ от иноплеме́нник мно́ги ско́рби претерпе́л еси́,/ до́брый вво́дниче в ве́чную жизнь,/ в ню же, мо́лим тя, введи́ ны,/ преподо́бне о́тче наш Варсоно́фие,// и моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод:
Ревнитель Божиего закона, неукротимый разрушитель коварства диавольского, как миром, по́том своим в трудах и бдениях подвизался среди Казанского царства, строя достойную Бога обитель Преображения и великому своему учителю Гурию последовал, имея с ним великую духовную связь, как при жизни, так и по преставлении: одновременным обретением почитаемых мощей ваших и многими чудесами прославил вас Бог. С радостью восходя в Небесные обители, крепкий камень веры, ты претерпел многие скорби от иноверцев, прекрасный проводник к вечной жизни, в неё же, молим тебя, введи нас, преподобный отче наш Варсонофий и моли Христа Бога о спасении наших душ.
Кондак святителю Варсонофию, епископу Тверскому, глас 6
Воздержа́нием те́ло ду́ху порабо́тив,/ ду́шу же равноа́нгельну сотвори́л еси́,/ сего́ ра́ди святи́тельства са́ном поче́тся,/ чи́сте Чисте́йшему предстои́ши. / Моли́ Христа́ Бо́га, святи́телю,/ спасти́ лю́ди твоя́, свя́те,/ да вси вопие́м ти:/ ра́дуйся, о́тче преподо́бне Варсоно́фие,// гра́ду на́шему Каза́ни похвала́ и утвержде́ние.
Перевод:
Поработив тело духу воздержанием, ты устроил свою душу подобно ангелам, поэтому и был почтен саном святителя и в чистоте (целомудрии) предстоишь Чистейшему. Моли Христа Бога, святитель, спасти людей твоих, да все взываем к тебе: «Радуйся, отче преподобный Варсонофий, городу нашему Казани сила и честь».
Ин кондак святителю Варсонофию, епископу Тверскому, глас 5
Я́коже звезда́ всесве́тлая, доброде́тельми сия́ющи, был еси́,/ обогати́в себе́ моли́твою, и посто́м,/ и те́ло свое́ вери́гами удруча́я,/ в поло́не же от иноплеме́нник мно́го пострада́л еси́. / Непоколеби́м ве́рою мно́гая ле́та,/ А́нгелом ку́пно соедини́м,/ бесо́вская ополче́ния огорчава́ше./ После́дуя безме́здником Косме́ и Дамиа́ну,/ враче́бною хи́тростию мно́гия исцели́л еси́./ Те́мже ны́не честно́е и боготру́дное те́ло твое́,/ от землены́х недр обрете́нное,/ чудесы́ Госпо́дь просла́ви,/ исцеля́еши бо многонеду́жныя не то́кмо у гро́ба,/ но и от честны́х вери́г// подае́ши неоску́дно целе́бныя да́ры приходя́щим с ве́рою.
Перевод:
Ты был как преяркая звезда, сияющая добродетелями, обогатив себя молитвой и постом, и тело свое веригами усмиряя, в плену же ты много пострадал от иноверцев. Непоколебим в вере многие годы, сообща с ангелами, ты повергал бесовские ополчения. Последуя бессеребренникам Косме и Дамиану ты многих излечил искусством врачевания. Потому сейчас почитаемое, потрудившееся Богу тело твое обретенное из недр земли, Господь прославил чудесами, поскольку ты излечиваешь страдающих многими болезнями не только у гроба, но и от почитаемых вериг подавая неистощимо дары исцеления всем, приходящим с верой.
Молитва святителю Варсонофию, епископу Тверскому
Прини́кни, святи́телю Варсоно́фие, с Го́рних селе́ний на притека́ющих к тебе́ и вонми́ моле́нию их, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти нам, е́же ко спасе́нию на́шему мы про́сим от Него́ при святы́х моща́х твои́х. Умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти стране́ на́шей кре́пкий и ненаруши́мый мир, благочи́ние, просвеще́ние умо́в и серде́ц и земли́ плодоно́сие, па́стырем — святы́ню, зако́ном — пра́вду и си́лу, военача́льником — му́дрость и непобеди́мое му́жество, градонача́льником — суд, во́инству — пре́данность оте́честву и неодоли́мую хра́брость, всем же правосла́вным христиа́ном — здра́вие и благоче́стие. Сохраня́й нас от всех наве́тов вра́жиих, да сло́вом и де́лом прославля́ется Всесвято́е и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Величание святителю Варсонофию, епископу Тверскому
Велича́ем тя, святи́телю о́тче Варсоно́фие, и чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши за нас Христа́ Бо́га на́шего.
Преподобному Иоанну Солунскому
Кондак преподобному Иоанну Солунскому, глас 4
Воздержа́нием, о́тче, житие́ украси́в, и плоть умертви́л еси́,/ те́мже и победи́л еси́ вра́жия прило́ги, преблаже́нне,/ и преше́л еси́ к Бо́гу в безско́рбный и ве́чный живо́т,/ я́ко досто́ин насле́дник, Иоа́нне,// Ему́же моли́ся спасти́ся нам.
Перевод:
Воздержанием, отче, ты украсил свою жизнь и умертвил плоть, этим победив вражеские прилоги, преблаженный, перешел ты к Богу в жизнь вечную и бесскорбную, как достойный наследник, Иоанн, Ему же молись о спасении нашем.
В понедельник, Небесным чинам бесплотным
Тропарь в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 4
Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще нас припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите нас,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.
Перевод:
Небесных воинств Архистратиги, непрестанно молим вас мы, недостойные, чтобы вы оградили нас вашими молитвами под кровом крыл невещественной вашей славы сохраняя нас, припадающих усердно и взывающих: «От бед избавьте нас, как начальники Вышних Сил!»
Кондак в понедельник, Небесным чинам бесплотным, глас 2
Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Перевод:
Архистратиги Божии, служители Божественной Славы, Ангелов начальники и людей наставники, полезное нам испросите и великую милость, как бесплотных Архистратиги.
Показать все
Скрыть переводы
Развернуть
Случайный тест
Молимся по часам: 6 часословов для молитв
Для кого этот проект?
Для всех православных христиан, незавиcимо от их церковного стажа.
В чём его суть?
а. Молитвенное правило не ограничивается утренними и вечерними молитвословиями, а освящает весь день. (Для начала можно не изменять привычного графика молитв, используя вместо утреннего правила Утреню, а вместо вечернего — Вечерню с Повечерием.)
б. Молитвы соответствуют не только определенному времени суток, но и дням седмицы, праздникам и постам.
Может ли пользоваться вашим Часословом человек, не разбирающийся в церковных службах?
Приходской без священника и домашний Часословы составлены таким образом, что пользоваться ими может любой желающий без специальной подготовки.
Как долго нужно будет молиться?
Это зависит от Часослова, который вы выберете. Молитва по краткому домашнему Часослову в течение дня займёт меньше времени, чем принятые сейчас утреннее и вечернее правила.
Читать далее
Цель проекта «Молимся по часам» — активизировать домашнюю и церковную молитву, которая ныне свелась к ежевоскресному посещению храмового богослужения и ежедневному вычитыванию утренних и вечерних молитв. Ущербность утвердившейся практики домашнего и церковного богослужения состоит в том, что оно совершается весьма редко (не более 2 раз в день) и крайне беспорядочно (утреня может совершаться вечером, а 6‑ой час утром). А ведь смысл не только в том, чтобы службу совершить, а чтобы совершить её вовремя — или, как сказал бы Апостол, «благообразно и по чину» (1Кор. 14:40).
По слову св. Климента Римского, «Господь повелел, чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и не без порядка, но в определённые времена и часы». И уже издревле предписывалось петь псалмы, читать Писания и молитвословия творить утром, днём в третий, шестой и девятый часы, вечером и в петлоглашение. Причём, предписывалось совершать такую службу Богу соборно при участии епископа, а, когда нет такой возможности, то каждому самостоятельно. И одной из главных задач нашего проекта является стремление если не сделать общественное богослужение более частым, то хотя бы вернуть к соборным основаниям частное моление, основным принципом которого является стремление освящать посредством чинопоследований все вехи суточного круга.
При пользовании предлагаемыми здесь чинопоследованиями следует помнить, что важным является не столько количество прочитанных за день служб, а соответствие их времени суток. Если не получилось прочитать какое-либо последование в определённое для него время, то оно и не читается вовсе, ибо каждому времени должно соответствовать своё богослужение. И не только времени, но и каждому человеку требуется своё богослужение. Поэтому мы представляем на выбор шесть вариантов Часослова, богослужения которых не только отличаются друг от друга, но и видоизменяются в соответствии с различными временами церковного года. Естественно, что в зависимости от потребности и обстоятельств может использоваться любой из вариантов, ибо и по ныне действующему уставу дозволяется употреблять последования и соборно-песненные, именуемые у нас приходскими, и монастырские, которые наиболее распространены сегодня, и смешанного типа, к которым относятся домашние и келейно-скитские виды служб.
По какому принципу составлены эти Часословы и как ими пользоваться, подробно разбирается на YouTube- или Telegram-каналах под названием «Домашняя Церковь», а также в одноимённом сообществе ВКонтакте.
Свои недоумения вы можете разрешить в разделе «Ответы на вопросы».
См. также цикл видеоуроков Домашняя церковь.
иерей Вадим Коржевский
В личном кабинете вы можете настроить свой Помянник, имена из Помянника будут отображаться непосредственно в текстах молитв. Выбрать вариант вашего Часослова, ваш пол в текстах молитв, язык Библии, настроить ваш часовой пояс. Возможности личного кабинета постоянно развиваются. Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ к личному кабинету.
Краткий домашний Часослов
Полный домашний Часослов
Приходской Часослов без священника
Приходской Часослов со священником
Монастырский Часослов
Скитский Часослов
- 3.4 млн. 21
Размер шрифта:
A-
15
A+
Тёмная тема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Прямой (Lucida)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Текст:
Прямой (Arial)С засечками (Times)GeorgiaМоноширинныйСжатыйРукописныйIBM Plex SerifVollkornOranienbaum
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки
Житий святых — Православная Церковь в Америке
Назад
Вперед
Понедельник, 24 апреля 2023 г.
Все тропари и кондаки
·
Все жития святых
Мученик Савва Стратилат «генерал» Рима и с ним 70 воинов
Святой Савва Стратилат происходил из готского племени. За свою храбрость он дослужился до высокого звания военачальника или «стратилата» и служил при римском императоре Аврелиане (270–275). С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христовым. Он…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Преподобный Савва Затворник Киево-Печерский
Преподобный Савва жил в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. В рукописях, в «Книге святых» и в Каноне служб Киево-Печерским отцам он назван чудотворцем. Память его празднуется 24 апреля, потому что…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Преподобный Алексий Затворник Киево-Печерский
Преподобный Алексий подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. Его мощи были обретены после 1675 года. Память святителя Алексия празднуется 24 апреля, потому что его мощи покоятся рядом с мощами преподобного Саввы Печерского. Его память также…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Мученики Валентин и Пасикрат в Мезии, Болгария
Мученики Валентин и Пасикрат происходили из города Дуростора Силистрии (нынешней Болгарии) и были воинами при правителе Абсолане. Пасикрату было двадцать два года, а Валентину — тридцать. Когда начались гонения на христиан, святые Пасикрат и Валентин открыто…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и других, в Никомидии
Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 других присутствовали при страданиях великомученика Георгия (память 23 апреля), через которые уверовали во Христа. Затем их заперли в тюрьме. После казни святого Георгия император Диоклетиан (284–305) издал указ…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Преподобный Фома Юродивый Сирийский
Святой Фома Юродивый был монахом в одном из монастырей в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Его послушанием был сбор милостыни для монастыря. Когда блаженный Фома прибыл в город Антиохию Сирийскую, он начал свой подвиг юродства ради Христа. Стюард…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Святая Елизавета, Константинопольская чудотворица
Святая Елисавета Чудотворица была родом из Константинополя, избрана на служение Богу при рождении. Ее матери было открыто, что девочка станет избранным сосудом Господа (Деяния 9:15). Родители в детстве отправили дочь в монастырь. Она выросла в атмосфере…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Святой Иорест, митрополит Ардейский, исповедник Румынский
Святой Иорест Исповедник родился в семье трансильванских крестьян и получил имя Илия при Святом Крещении. В юном возрасте он поступил в монастырь Пута и принял постриг с именем Иорест. Затем, окончив духовное училище при той Лавре, он сделал большие успехи в…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Святитель Савва Бранкович, митрополит Ардейский, исповедник Румынский
Святой Савва родился в старинной сербской семье из Герцеговины, укрывшейся близ Арада в Трансильвании в конце XVI века. Будущий святой родился в Инау около 1620 года и в Крещении получил имя Симеон. Его родителей звали Джон и Мария. Сначала он обучался в…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Священномученик и исповедник Илия (Илие) Валашский
В настоящее время информация отсутствует.
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Икона Божией Матери Молхинская
На самом деле есть две чудотворные иконы, именуемые Молча. Один из них находится в Молча-Софрониевом Рождественско-Богородицком мужском монастыре. Другой находится в женском монастыре Рождества Богородицы на Молче. Оба монастыря находятся в Путивльской Конотопской епархии, в…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Священномученик Бранко (Добросавлевич) Новомученик
В настоящее время информация отсутствует.
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Святой Иосиф Исповедник из Марамуреша
Святой Иосиф родился в XVII веке и был рукоположен во епископа в Молдавии (северная Румыния) в 1690 году митрополитом Досифеем. Это был период больших испытаний и страданий для жителей Марамуреша (на севере Румынии), потому что римско-католические власти хотели…
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Священномученик Бранко, приходской священник г. Велюса
В настоящее время информация отсутствует.
Прочти жизнь
Тропарь и кондак
Предыдущий день
На следующий день
Воскрешение Лазаря (Лазарева суббота)
Тропарь и Кондак
Лазарева суббота и Вербное воскресенье
Видимых торжеств мало в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Он проповедовал царство «не от мира сего». При Его рождении во плоти «не было места в гостинице». Почти тридцать лет, пока Он возрастал «в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (от Луки 2:52), Он жил в безвестности как «сын Марии». Когда Он явился из Назарета, чтобы начать Свое общественное служение, один из первых, кто услышал о Нем, спросил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанна 1:46). В конце концов Он был распят между двумя разбойниками и похоронен в могиле другого человека.
Два коротких дня выделяются как резкие исключения из вышеперечисленного — дни явно наблюдаемого триумфа. Эти дни известны сегодня в Церкви как Лазарева суббота и Вербное воскресенье. Вместе они образуют единый богослужебный цикл, служащий переходом от сорока дней Великого поста к Страстной неделе. Это уникальные и парадоксальные дни перед Страстями Господними. Это дни видимого, земного триумфа, воскресной и мессианской радости, в которых Сам Христос сознательно и активно участвует. В то же время это дни, которые помимо самих себя указывают на окончательную победу и окончательное царствование, которых Христос достигнет не воскресением одного мертвеца или входом в определенный город, а Своими собственными неизбежными страданиями, смертью и воскресением.
Лазаря воскресив пред Страстями Твоими,
Вселенское воскресение утвердил Ты, Христе Боже!
Как дети с пальмами победы,
взываем к Тебе, о Победитель Смерти:
Осанна в вышних!
Благословен Грядущий во имя Господне!
(Тропарь праздника, поется как в Лазареву субботу, так и в Вербное воскресенье)
Лазарева суббота
В тщательно обстоятельном повествовании Евангелие повествует о том, как Христос за шесть дней до Своей смерти и с особым вниманием к народу, «стоящему при , чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Иоанна 11:42), отправился к Своему умершему другу Лазарю в Вифанию за Иерусалимом. Он знал о близкой смерти Лазаря, но намеренно оттягивал Его пришествие, говоря ученикам Своим при известии о смерти друга: «Радуюсь вам, что Меня не было там, да поверите» (Ин. 11: 14).
Когда Иисус прибыл в Вифанию, Лазарь был мертв уже четыре дня. Этот факт неоднократно подчеркивается евангельским повествованием и литургическими песнопениями праздника. Четырехдневное захоронение подчеркивает ужасную реальность смерти. Человек, созданный Богом по Своему образу и подобию, есть существо духовно-материальное, единство души и тела. Смерть — это разрушение; это разделение души и тела. Душа без тела есть призрак, как выразился один православный богослов, а тело без души есть разлагающийся труп. «Я плачу и рыдаю, когда думаю о смерти и вижу нашу красоту, созданную по образу Божию, лежащую во гробе бесчестную, изуродованную, бесформенную». Это песнь святителю Иоанну Дамаскину, которую поют на церковных отпеваниях. Эта «тайна» смерти есть неизбежная судьба человека, отпавшего от Бога и ослепленного собственными гордынями.
С эпической простотой Евангелие сообщает, что, подойдя к месту ужасной кончины Своего друга, «Иисус заплакал» (Ин. 11:35). В этот момент Лазарь, друг Христа, выступает за всех людей, а Вифания — мистический центр мира. Иисус плакал, видя, что «хорошее» творение и его царь, человек, «сотворены через Него» (Иоан. 1:3), чтобы наполниться радостью, жизнью и светом, ныне могильник, в котором запечатан человек. гроб вне города, лишенный той полноты жизни, для которой он был создан, и разлагающийся во тьме, отчаянии и смерти. Опять же, как говорит Евангелие, люди не решались открыть гроб, ибо «к этому времени будет запах, потому что он мертв четыре дня» (Ин. 11:39).).
Когда камень был вынут из гроба, Иисус помолился Отцу Своему, а затем воззвал громким голосом: «Лазарь, выйди». На иконе праздника изображен момент появления Лазаря у входа во гроб. Он все еще кутается в свою могильную одежду, и его друзья, зажавшие носы из-за зловония его разлагающегося тела, должны развернуть его.