Содержание

Истоки тибетского буддизма

Садхгуру: Сегодня большинство людей, по крайней мере на Западе, полагают, что буддизм пришел из Тибета. Но Гаутама Будда странствовал в Индии, в основном в областях Уттар-Прадеш и Бихар. Необходимо понимать, что путь Будды превратился в буддизм — в религию — только после его ухода из жизни. В его время это было лишь одно из многочисленных духовных движений в стране.

Гаутама хотел, чтобы духовные поиски широко распространились по всей земле. Потому что в то время, когда он пришел, народ, некогда очень духовный, стал очень склонен к различным ритуалам. И он попытался изменить эту ситуацию. Позднее более предприимчивые ученики превратили это в буддизм, но сам Гаутама никогда не говорил ничего такого, что можно было бы превратить в религию.

Путь Будды и традиционные йогические системы ничем не отличаются. Сам Гаутама за 8 лет своих поисков много раз переходил от йогина к йогину. Поэтому в Индии люди воспринимали его как еще одного йогина. Вот почему в Индии буддизм не развивался так, как за ее пределами.

За пределами этой культуры люди никогда не слышали подобной мудрости. Ранее они не развивали себя в этом направлении, поэтому это звучало так свежо и ново. Вот почему целые народы становились на путь Будды. Но в Индии у людей было много вариантов — этот путь был лишь одним из многих.

Переплетение культур

Основы тибетского буддизма и самые значимые его учители, такие как Падмасамбхава, также принадлежали йогической и тантрической традициям. Падмасамбхава пришел в Тибет около 1300 лет назад.

К тому времени буддизм в Индии вобрал в себя многое из йогической и тантрической культур и стал их смесью, потому что буддизм как таковой, как его преподносили изначально, был слишком сухим. Он был предназначен для монахов, а не для простого населения. Таким образом, несколько просветленных создали чудесную смесь йогической и тантрической культур, вплетя ее в буддийский образ жизни.

Когда Падмасамбхава пришел в Тибет, он предпринял необычный шаг — интегрировал в это учение местную религию, Бон. До этого времени религия Бон, распространенная в Тибете, была связана в основном с оккультизмом.

Вместо того чтобы пытаться учить чему-то новому, Падмасамбхава взял за основу религию Бон и наложил на нее буддийскую культуру Йоги и тантры, создав хорошо отлаженный механизм. Тибетский буддизм сегодня — это смесь этих многочисленных ингредиентов.

Кусочки и части

Многие из поздних духовных учителей отправились в Тибет не столько по собственному выбору, сколько потому, что, когда в Северной Индии произошло исламское вторжение, в первую очередь были атакованы духовные места.

Поэтому люди двинулись в Гималаи и пошли дальше, на Тибетское плато. Если вы посмотрите на тибетский буддизм, вы можете не различить тантру. Но если вы посмотрите на рисунки, мандалы и мантры, то увидите, что это — кусочки и части, взятые из тантрического пути, в частности из кашмирского шайвизма, который был очень развитым аспектом Йоги и тантры.

Они взяли эти кусочки и части и попытались сделать просто «игрушку», но в итоге получился «космический корабль». В этом красота тибетского буддизма, его простота и в то же время его хрупкость. Он абсолютно уникален во многих отношениях.

Примечание редактора: познакомьтесь с жизнью многих просветленных существ: Садхгуру рассказывает, как они достигли просветления и помогли другим обрести самореализацию.

Только на ‎‎«‎Садхгуру Эксклюзив»‎! Смотрите прямо сейчас. Доступно на английском языке.

Краткая история Тибетского Буддизма

Буддизм начал проникать в Тибет в III веке. В тот период официальной религией, которой придерживались цари Тибета, был бон. Бонские мифы содержат фантастическую дату появления этого учения — 18000 лет назад, поэтому современные учёные до сих пор спорят о его истории, но одна из версий говорит о том, что бон изначально был синкретическим учением, а потому, учитывая широкое распространение буддизма в Средней Азии, мог впитать в себя и некоторые буддийские элементы.

Тем не менее, появление собственно буддийских учений в Тибете легенды относят ко времени правления царя Лхатхотхори Ньенцэна, при котором на землю с неба якобы спустились буддийские реликвии. Дальнейшее распространение буддизма связано с именем объединителя Тибета, царя Сонгцэн Гампо (618-649), который взял в жёны китайскую принцессу Вэньчэн и непальскую принцессу Бхрикути. Его жёны привезли в Тибет первые буддийские изображения, для которых в Лхасе были сооружены первые храмы — Джоканг и Рамоче. Широкое же распространение буддизма начал Трисонг Дэуцэн (755-797). Он пригласил в Тибет индийского учителя Шантаракшиту, и под его руководством началось строительство монастыря Самье. Однако, как гласят тибетские легенды, духи, населявшие Тибет, воспротивились распространению буддийского учения, после чего Шантаракшита порекомендовал пригласить для их усмирения из Уддияны йогина Падмасамбхаву.

Молитвенные Флаги на берегу озера Илхунь Лхацо, Кхам, Восточный Тибет

Великий Падмасамбхава действительно обладал силами, позволявшими ему подчинять духов, поэтому при нём строительство Самье было закончено, были посвящены первые тибетские монахи, а кроме того, он обошёл весь Тибет, обратил местных духов в буддизм и связал их обетами, сделав их защитниками буддийского учения. В это время также была начала работа по переводу буддийских текстов на тибетский язык. В 792 году по легенде происходит диспут в Самье между Шантаракшитой и неким китайским монахом, которого источники называют «Хашанг (по-китайски «монах») Махаяна», в результате которого легендарную же победу одерживает Шантаракшита, после чего в Тибете начинается распространение индийской, а не китайской традиций буддизма.

Дело по распространению Дхармы продолжили и его преемники вплоть до царя Ралпачена (815-836), наряду с двумя вышеупомянутыми царями считавшегося Царём Дхармы. Но с восхождением на трон Лангдармы (838-841) на буддизм начинаются гонения, а в стране начинается междоусобица, которае в конце концов приходят к упадку ярлунгской династии царей. Упадок Дхармы, во время которого немногие тибетцы продолжали тайно изучать и передавать учение, и только в конце X века тибетцы снова стали ездить в Индию, привозить тексты и приглашать учителей.

Зал Собраний внутри монастыря Дзогчен

Переводы этих текстов получили название новых переводов, на основании этих переводов возникли новые школы тибетского буддизма, получившие название Сарма, а буддизм, сохранившийся со времён Падмасамбхавы, получил название Ньингма, старой школы. Так, прибывший в Тибет Атиша Дипанкара основал школу Кадам, а ученик Наропы, Марпы и Миларепы Гампопа на — школу Кагью. В этот же период был основан монастырь Сакья, который впоследствии стал играть не только важную религиозную, но и политическую роль в Тибете.

В XIII веке выдающийся учитель Сакья Пандита установил отношения с Годан-ханом, став его учителем, после чего получил от него в управление Центральный Тибет. А его племянник Чогьял Пхагпа был отправлен в свиту Годан-хана и после того как ханом стал Хубилай, основатель Великой Империи Юань, Чогьял Пхагпа получил титул Наставника Государства. Благодаря поддержке со стороны монгольских войск школа Сакья таким образом установила контроль над Тибетом. К концу XIV-началу XV века оформляется и наиболее поздняя из школ Сарма — школа Гелуг, основателем которой был Лобсанг Драгпа из Цонки (современный Синин), известный как Дже Цонкхапа, а первым монастырём — знаменитый монастырь Ганден. В конце XIV века в Тибете воцаряется династия Пагмодрукпа и распространяется влияние школы Кагью, а в XVI веке благодаря поддержке монголов усиливается влияние школы Гелуг, третий иерарх которой Сонам Гьямцо получает от Алтан-хана титул Далай-лама. Во второй половине XVII века пятый Далай Лама Лобсанг Гьямцо устанавливает в Тибете власть правительства Ганден Подранг, а спустя десятилетие отправляется в Пекин и получает также поддержку императора Цин.

Благодаря этому школа Гелуг стала вплоть до современности доминировать в Тибете и в таких сопредельных княжествах как Ладак, а также распространилась среди монголов, включая ойратов, калмыков, бурятов, и тувинцев. Тибетский буддизм распространялся и в Китае среди маньчжуров и ханьцев. Вхождение калмыков и бурятов в состав Российской Империи означало проникновение буддизма в Россию, несмотря на то, что этническим русским долгое время было запрещено переходить в буддизм. Впоследствии до конца XX века именно буряты играли значительную роль в распространении тибетского буддизма в России. В Бутане, сохранившем политическую независимость, наиболее распространились и остаются такими до сих пор школы Другпа Кагью и Ньингма.

Монастырь Ганден

Тем временем, в Тибете в ответ на доминирование Гелуг в конце XIX века появилось движение Риме, создателями которого стали учителя ньингма, кагью и сакья Мипхам Гьямцо, Джамьянг Кхьенце Вангпо, Чокгьюр Лингпа и Джамгон Конгтрул. Не пытаясь стереть различия между школами, учение Риме заявило о необходимости сохранения всех буддийских учений. Несмотря на преследования со стороны влиятельного учителя гелуг Пабонгка Ринпоче, движение Риме продолжалось и получило широкое признание в XX веке, играя значительную роль в сохранении тибетского буддизма.

Во второй половине XX века в Китае снова начались гонения на буддизм, которые закончились в начале 1980-х годов вместе с началом реформ Дэн Сяопина. В XX веке многие тибетские учителя эмигрировали в Индию, Непал, Бутан, а также страны Запада, и вследствие этого тибетский буддизм стал значительно более широко известен в мире.

ЭпохаПериоды тибетской историиПреобладающая религия/школа
Царства и Империи1500 до н.э. – В Тибете становится холоднее и сушеНародные верования
≈600 г. до н.э. – Начало цивилизации Шанг Шунг
≈563 г. до н. э. – Рождение Будды Гаутамы
≈527 г. до н.э. – Король Шамбалы отправился в Индию и изучал Калачакру от Будды
≈528 г. до н.э. – Будда достиг просветления
≈500 г. до н.э. – Шенраб Миво принёс в Тибет религию Бон

Все даты носят условный характер.

Бон
Распространение буддизма602 г. – Царь Намри Сонгстен начал объединение Тибета
641 г. – Царь Сонгцен Гампо принял буддизм
641 г. – Заложено строительство дворца Потала
774 г. – Пришествие Падмасамбхавы в Тибет
779 г. – Основан первый буддийский монастырь в Тибете – Самье
≈800 г. – Падение империи Шанг Шунг
Ньингма
Темные времена838 г. – Лангдарма убивает царя, захватывает власть в Тибете и преследует буддизм
832 г. – Буддийский монах убивает Лангдарму
Бон
1000 г. – Король Гесар объединяет Линг
1017 г. – Приходит новое учение Бон от Шенчен Луса, по всему Тибету строятся бонские монастыри
1042 г. – Атиша передает свои знания, основывает линию Кадам
1070 г. – Тибет в составе монгольской династии Юань
1073 г. – Основание монастыря и школы Сакья
1096 г. – Мачиг Лабронг открывает Чод
Ньингма
Правление монголов1253 г. – Тибет под управлением лам Сакья
1330 г. – В Тибете появляется первый христианский монах
Сакья
1049 г. – Цонкапа основывает школу Гелуг (желтые шапки) и монастырь Ганден – первый монастырь школы Гелуг
1358 г. – Школа Кагью приобретает большое политичесткое влияние по всему Тибету
1414 г. – Основание монастыря Дрепунг в Лхасе
1417 г. – Основание монастыря Сера в Лхасе
1445 г. – Основание монастыря Ташилунпо в Шигадзе
Кагью
1578 г. – Алтан Хан принимает буддизм линии Гелуг и провозглашает Далай Ламу духовным лидером всего Тибета
1642 г. – Первый Панчен Лама признан Пятым Далай Ламой
1643 г. – Идет перестройка дворца Потала
Гелуг
Отношения с Империями1644 г. – Начало отношений Тибета с манчжурской династией Цин
1800 г. – Распространение внесектарного движение Риме
1904 г. – Британские солдаты захватывают Лхасу
1912 г. – Китайская армия покидает Лхасу, весь Тибет празднует освобождение
1913 г. – Тибет закрывается для иностранцев
1923 г. – Панчен Лама бежит в Китай
1933 г. – Умирает 13й Далай Лама, управление временно принимает Ретинг Ринпоче
1940 г. – Коронация 14го Далай Ламы
1949 г. – В Китае приход к власти коммунистов
1950 г. – Народно-освободительная армия КНР достигает Лхасы
Тибет в составе КНР1951 г. – по сей день – Современная истории Тибета в составе Китайской Народной Республики
1959 г. – 14й Далай лама покидает Тибет и обосновывается в Индии

Пять основных верований в тибетском буддизме

Тибетский буддизм разнообразен, интересен и богат традициями. В нем много глубоких философий и учений. Большинство этих учений исходит от высокопросвещенных монахов тибетского буддизма. Сократить тибетский буддизм в одной статье или в пяти основных принципах сложно, потому что учения обширны. Но в этой статье мы попытались сделать это, чтобы людям, плохо знакомым с тибетским буддизмом, было проще понять, о чем идет речь. Тибетский буддизм произошел от индийского буддизма, тантрических учений и китайского буддизма. Большинство практик тибетского буддизма, практикуемых в настоящее время, основаны на учениях, принесенных буддийскими мастерами из Индии. Отсюда много санскрита и некоторые индийские ритуалы в тибетском буддизме.

Тибетский буддизм

Четыре благородные истины и восьмеричный путь

Это наиболее фундаментальное учение буддизма, которое можно найти в каждой секте буддизма. Эти учения были первыми учениями, которым учил Будда Шакьямуни, когда он достиг просветления, и составляют суть остальной буддийской философии.

Четыре Благородные Истины

Четыре Благородные Истины в сущности описывают природу, возникновение, прекращение и путь к прекращению страдания.
1. Первая Благородная Истина говорит, что рождение есть страдание, смерть есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание. Ассоциация с неприятным — это страдание, а разобщение с приятным — страдание. По сути, привязанность к пяти совокупностям есть страдание.
2. Вторая Благородная Истина говорит, что причина страдания происходит от тяги к продолжению, тяги к непродолжению и тяги к чувственным удовольствиям.
3. Третья Благородная Истина говорит о возможности прекращения страдания.
4. Четвертая Благородная Истина указывает путь к прекращению страдания. Этот путь называется Путь Благородной Восьмерки.

Благородный Восьмеричный Путь

1. Правильный Взгляд — Знание и принятие Четырех Благородных Истин (вышеупомянутых).
2.Правильная мысль – мысль о доброй воле, отречении и ненасилии.
3. Правильная речь — Воздержание от ложной, или злонамеренной, или праздной, или грубой речи.
4.Правильные действия — Воздержание от убийства живых существ, воровства и сексуальных домогательств.
5. Правильные средства к существованию — Воздержание от участия в средствах к существованию, которые наносят вред себе или другим.
6.Правильные усилия. Человек прилагает усилия для улучшения своего ума или действия, когда возникает неблаготворная мысль или совершается действие.
7.Правильная внимательность – Созерцание природы тела, ума, чувств и других явлений. Природа согласно тибетскому буддизму такова, что все по своей сути пусто и преходяще.
8.Правильная концентрация — концентрация ума на медитативных состояниях и на практике прекращения страданий.

Карма и реинкарнация

Что такое карма в тибетском буддизме?

Карма на санскрите означает действие. Концепция кармы очень важна в буддизме. Вопреки распространенному мнению, карма — это не только причина, следствие или следствие. Это также в основном означает действие, которое каждое существо совершает в каждый момент. Это, в свою очередь, запускает цепочку событий, в которой каждое действие имеет результат. Некоторые типы действий имеют немедленные результаты, а другие типы действий имеют результаты, которые проявляются намного позже (может быть, спустя годы или даже жизни). Буддисты верят, что совершать благотворные дела и мыслить благотворно — это хорошая карма или хорошее действие, которое позже принесет пользу. Добрые дела породят позитивный настрой, который, в свою очередь, повлияет на жизнь и будущие жизни деятеля.

Что такое реинкарнация в тибетском буддизме?

Буддисты также верят в перерождение и реинкарнацию. Это особенно сильное убеждение в тибетском буддизме. Считается, что существа рождаются в разных сферах существования, таких как царство животных, царство людей, царство богов, царство призраков и т. Д., В зависимости от кармы, совершенной в разных жизнях. Если вы совершаете плохую карму, ваше перерождение будет в низшей сфере, соответствующей вашим действиям, пока вы не израсходуете последствия этого действия. В качестве альтернативы, если вы делаете хорошую карму, ваше рождение будет в благоприятной сфере, где вы будете наслаждаться хорошей жизнью, пока не будут израсходованы плоды ваших действий. Существа рождаются за рождением на разных планах существования в зависимости от своей кармы, пока не достигнут просветления, после чего у них больше не будет перерождений.

С другой стороны, концепция реинкарнации немного отличается от . Реинкарнация называется Тулку в тибетском буддизме. Реинкарнация — это тоже форма перерождения, но между ними есть принципиальная разница. Перерождение — это непроизвольный процесс, обусловленный кармой . Реинкарнация, с другой стороны, является добровольным процессом, не зависящим от Кармы , когда Тулку решает родиться заново. Тулку сам выбирает, где и когда ему перевоплотиться. Примерами известных тулку, решивших перевоплотиться, являются Далай-лама, Кармапа, Панчен-лама и т. д. Считается, что это происходит благодаря силе сострадания и молитвы тулку. Цель реинкарнации — постоянно возвращаться, чтобы привести всех живых существ к просветлению. Таким образом, возвращаясь, Тулку откладывает собственное просветление на благо других существ. Новый Тулку идентифицируется с помощью серии видений, снов, гаданий, консультаций с оракулами, а иногда Лама перед смертью дает указания, где он перевоплотится. Это то, что может быть сделано только монахами, указанными Ламой, и не может быть сделано никаким государственным учреждением или внешней силой.

Бодхисаттва Концепция тибетского буддизма и его роли

Бодхисаттва также является санскритским словом, означающим существо просветления . Бодхисаттва — это, по сути, будда в процессе обучения, который еще не достиг полного просветления. В тибетском буддизме бодхисаттвы — это сострадательные существа, которые откладывают собственное просветление, чтобы сначала привести к просветлению других существ. Они принимают клятвы, известные как клятвы Бодхисаттвы, чтобы помочь всем живым существам осознать свою природу Будды, прежде чем осознать собственное просветление. Некоторыми из известных бодхисаттв, часто встречающихся в тибетском буддизме, являются Ченрезиг (санскрит: Авалокитешвара), Манджушри и Самантабхадра. Есть бесчисленное множество других бодхисаттв, но эти самые популярные в Тибете. Говорят, что Далай-лама является эманацией Бодхисаттвы Сострадания Ченрезига.

Каждый Бодхисаттва дает обет освободить всех существ. Они руководят различными аспектами. Бодхисаттва Кшитигарбха, например, дал обет освободить всех существ в царствах ада, а также умерших детей. Точно так же и другие бодхисаттвы приняли обеты в разных областях. Большинство тибетских буддистов придерживаются идеала бодхисаттвы, а не стремятся исключительно к своему личному просветлению. Это целенаправленная практика во многих сектах тибетского буддизма.

О ламаизме

Лама — это тибетское слово, означающее вождь или верховный жрец, и это титул, данный учителям тибетского буддизма (Дхармы). Тибетский буддизм иногда называют ламаизмом, хотя это не совсем точно. Но концепция ламы совершенно уникальна для тибетского буддизма. Ламы обычно считаются проводниками и учителями на пути к Дхарме. В тантрических практиках буддизма они могут появляться рядом с главным божеством практикующего (называемым Йидамом), рядом с другими тантрическими наставниками, такими как дакини (женские тантрические наставники или богини) и другими буддийскими божествами. Традиционно титул ламы присваивался только тем буддийским мастерам, которые имели определенный уровень духовных достижений или просветления. В наши дни ламой называют почти всех монахов, а иногда даже монахинь.

Тибетский буддизм иногда называют ламаизмом.

Некоторые монахи, реинкарнированные Тулку, могут иметь титул Лама, прикрепленный к их имени. Примером этого может служить Далай-лама, Панчен-лама и т. д. Традиция Ламы почти синонимична тибетскому буддизму. Он имел свои корни в традициях бон, но был слит с тибетским буддизмом, когда в Тибет начали приезжать буддийские мастера.

Мантра, медитация и мандалы

Последний раздел этой статьи посвящен мандалам, медитации и мантре. Эти три практики также являются синонимами тибетского буддизма и культуры. Хотя мандалы, медитация и мантра составляют хорошую аллитерацию, их не обязательно практиковать вместе!

Мантра

Мантра — это санскритское слово, которое приблизительно означает набор слогов или слов, которые многократно изменяются. Мантры имеют глубокое философское значение и используются во многих различных практиках тибетского буддизма. На самом базовом уровне мантра используется как форма медитации. Говорят, что мантры символизируют просветление. Мантры в практике тибетского буддизма часто ассоциируются с божеством. Например, мантра «Ом Мани Падме Хум» связана с Ченрезигом (Бодхисаттвой сострадания).

Мандалы

Медитация

Медитация — это нечто очень неотъемлемое и неотъемлемая часть буддизма в целом. Поэтому неудивительно, что тибетский буддизм имеет богатую традицию медитации. В тибетском буддизме так много медитативных техник, что для их обсуждения не хватит одной статьи. Эта статья кратко объяснит о медитации. Буддийскую медитацию можно сузить до двух основных типов — аналитической и концентрационной.

Медитация

Первая категория медитации Аналитическая медитация . Сюда входят техники, упомянутые в таких текстах, как Лам Рим (Постепенный путь к просветлению), применение логики для исследования частей личности, сознания, ума и т. д. Это включает в себя такие техники, как повторение мантры или сосредоточение на дыхании или пламени и т. д. Суть концентрационной медитации состоит в том, чтобы успокоить ум и направить его внимание только на одну конкретную вещь. В большинстве тибетских техник медитации используется сочетание как аналитических методов, так и методов концентрации. Популярными медитативными техниками являются Дзогчен, Махамудра и пение.

Мандалы

Мандалы — это духовные и ритуальные символы, представляющие весь космос. Мандалы обычно делают опытные, обученные монахи, и они используют цветной песок для создания мандал. Мандалы создаются неделями и требуют групповых усилий разных монахов. Существуют специальные ритуалы, проводимые до, во время и после построения мандалы.

Мандалы

Мандалы также представляют концепцию сансары или циклического существования (рождение, смерть и возрождение). Образы будд, животных, черепов и огня являются распространенными символами в мандалах. Они представляют собой просветление, перерождение в низших мирах, смерть и т. д. Мандалы также представляют собой непостоянство, важный аспект буддийской философии. После кропотливой работы по построению мандалы она уничтожается одним взмахом метлы. Это должно представлять непостоянство всех явлений. Также мандалы используются в качестве вспомогательных средств для медитации в тантрических практиках, где практикующий созерцает мандалу как визуальное руководство и как представление просветления.

Тибетский буддизм богат глубокой философией, культурными традициями и ритуалами. Для человека со стороны это может показаться запутанным и даже примитивным. Но это далеко не все. Тибетский буддизм имеет глубокую, логичную философию жизни, смерти, возрождения и существования. Большинство этих прозрений происходит из богатой культуры медитации и созерцания в буддийской практике. Чтобы в полной мере насладиться аспектами тибетского буддизма, необходимы базовые знания, а также непредубежденность.

>> Присоединяйтесь к самым популярным турам по Тибету, чтобы погрузиться в тибетский буддизм и культуру

Четыре лучших будды в тибетском буддизме

Тибет известен своим развитием уникального типа буддизма. Большинство этнических тибетцев — буддисты, хотя есть и приверженцы анимистической веры бон, на которую большое влияние оказал буддизм. Религия Тибета представляет собой эклектичную смесь буддизма и племенных анимистических верований. Религия, особенно буддизм, занимает центральное место в тибетском образе жизни и влияет на саму культуру Тибета. Тибетский буддизм представляет собой смесь верований Ваджраяны, Махаяны и Тантры. Когда кто-то думает о тибетской культуре и религии, на ум сразу же приходит изображение буддийского монаха, молитвенных колес и молитвенных флажков.

Для многих тибетский буддизм до сих пор считается экзотикой и наполнен странными сверкающими статуями различных будд и буддийских божеств. Тибетская культура, традиции и архитектура вращаются вокруг этой буддийской культуры. Для многих туристов и иностранцев идентификация и понимание тибетских буддийских божеств может быть немного сложной задачей. Эта статья попытается помочь в прояснении этой путаницы, поскольку здесь мы рассмотрим некоторые из основных фигур Будды в традиции.

Этот список включает краткое введение в различные Будды, их значение в тибетских буддийских традициях, праздники, связанные с ними, и другую соответствующую информацию.

Гаутама Будда: исторический основатель буддизма

Гаутама Будда. Первым в наш список мы включим исторического основателя буддизма Сиддхартху Гаутаму Будду. Известный также как Будда Шакьямуни или Будда Гаутама, он жил примерно 2500 лет назад на северо-востоке Индии. Он считается основателем буддизма и Буддой нынешнего века. Тибетцы, да и все буддисты, верят, что существует не один Будда, а множество. Считается, что эти Будды появляются перед человечеством, когда приходит время. Гаутама Будда — это Будда нынешнего века, и до него были другие Будды, и после Гаутамы придет еще много Будд.

Будда Шакьямуни, как его называют в Тибете, почитается как очень важная фигура в тибетском буддизме. Обычно тибетцы выражают свое почтение Шакьямуни, кланяясь и простираясь перед его статуями в храмах. Они зажигают масляные лампады, ароматические палочки и предлагают чай, цветы, деньги и мелкие предметы у алтаря или монахам, проживающим в храмах.

Традиционные тибетские праздники в честь Шакьямуни

Существует множество праздников, связанных с Буддой Шакьямуни, поскольку он является главным объектом поклонения. Некоторые из популярных фестивалей — это Сака Дава, фестиваль тибетских масляных ламп и фестиваль разворачивания Будды.

Сака Дава отмечает рождение, просветление и смерть Будды Шакьямуни. Он отмечается по всему Тибету в мае и июне каждого года после дня полнолуния Весак. В это время люди совершают добрые дела, приносят монахам и благотворительность, посещают храмы и принимают участие в религиозных мероприятиях. Это очень важный праздник для буддистов.

Другим важным праздником является Фестиваль масляных ламп. Обычно он отмечается в марте месяце и знаменует собой великую победу Шакьямуни в дебатах над его противниками. Дебаты — очень важная часть тибетской монашеской жизни, и им изучают и практикуют в большинстве храмов. Во время этого фестиваля в храмах представлены красочные масляные скульптуры Будды. Также предлагаются масляные лампы. Люди ходят в храмы, чтобы увидеть скульптуры, а также послушать дебаты монахов. Особенно красивы в это время храмы Лхасы.

Другим очень интересным праздником, связанным с Шакьямуни, является фестиваль раскрытия Будды, отмечаемый каждый год примерно в июне в монастыре Ташилхунпо. На больших стенах монастыря висят огромные картины с изображением трех Будд, Шакьямуни, Майтрейи и Амитабхи. Люди толпятся, чтобы засвидетельствовать свое почтение, и этот фестиваль окружают большие фанфары. Это впечатляющее зрелище.

Майтрейя: будущий Будда этого мира в буддийской эсхатологии

Майтрейя. Следующим в нашем списке является Майтрейя, или, как его называют в Тибете, Джампа. Он считается следующим Буддой после Будды Шакьямуни. Ему предсказано, что он придет в то время, когда мир полностью забудет учения Гаутамы Будды. Считается, что в настоящее время он бодхисаттва или будущий будда, живущий на небесах и ожидающий своего часа для помощи живым существам. Тибетцы поклоняются ему как сострадательному Бодхисаттве, а также как следующему будущему Будде.

Традиционные тибетские праздники в честь Майтрейи

Его обычно изображают одетым в драгоценности, с ярко-голубыми глазами, и его часто помещают рядом с Буддой Шакьямуни и Буддой Амитабха в храмах. Некоторые из фестивалей, связанных с ним, — это фестиваль Майтрейи и фестиваль раскрытия Будды. Поскольку Майтрейя не является центральной фигурой в традиции, вокруг него вращается несколько праздников, но он включен во многие церемонии и праздники как один из тех, кого прославляют.

Фестиваль Майтрейи проводится в большинстве храмов примерно во время Лосара (февраль-март). Майтрейе поклоняются молитвами, поклонами, подношениями и добрыми делами. Фестиваль раскрытия Будды обсуждался в предыдущем разделе; другой фестиваль проводится в 25-й день первого тибетского месяца на улице Баркхор в Лхасе. Монахи несут статую Майтрейи процессией. Это тоже прекрасное зрелище само по себе.

Амитабха: Будда Бесконечной Жизни

Амитабха. Амитабха или Будда Амитаюса — еще одна центральная фигура тибетского буддизма. Считается, что он обитает в западных небесах, известных как Сукхавати или Девачен (по-тибетски). Панчен-ламы, вторые по значимости ламы после Далай-ламы, считаются эманациями Будды Амитабхи.

Тибетцы читают определенные мантры, связанные с ним, с чистым сердцем и верят, что человек переродится в земле Будды Амитабхи, где он в конечном итоге достигнет просветления и прекращения круговорота рождений и смертей.

Традиционные тибетские праздники в честь Амитабхи

В Тибете проводится ряд фестивалей, посвященных Амитабхе. Ежемесячно в местных монастырях проводятся фестивали в честь Амитабхи и других будд. 30-й день каждого месяца — день Будды Амитабхи. Местные жители иногда следуют особым заповедям, воспевают имя Амитабхи и ходят в храмы, чтобы делать подношения монахам.

Во время фестиваля Монлам, проводимого в марте, Амитабху почитают как одно из важных божеств. Совершаются молитвы и песнопения, люди падают ниц перед статуями Амитабхи, освобождают пленных или обреченных животных и совершают добрые дела в надежде возродиться в царстве Амитабхи. В храме Джокханг в Лхасе проходит особенно зрелищный праздник Монлам.

Будда Медицины: Могущественный Исцеляющий Будда

Будда Медицины. Последним, но не менее важным в нашем списке является Будда Медицины или Бхайшаджьягуру. Этот Будда считается очень важным в тибетском буддизме. Считается, что он излечивает физические и психические недуги и очищает любую неблагую карму. Его легко узнать, так как он обычно изображается синим цветом.

Тибетская практика поклонения этому Будде заключается в повторении мантры Будды Медицины 108 раз над миской или стаканом воды. После этого вода считается благословенной и чистой. Затем его пьют те, кто нуждается в лечении. Эта практика будет выполняться в течение нескольких дней, пока больной не будет считаться излеченным.

Традиционные тибетские праздники в честь Будды Медицины

Есть несколько фестивалей, посвященных Будде Медицины. Одним из важных является фестиваль тибетских купаний или Гарма Риги, который обычно проходит в сентябре каждого года. Он проводится на берегах рек по всему Тибету. В этом фестивале принимают участие и стар, и млад. Люди купаются в холодных водах рек и стирают одежду, которая, как считается, смывает негатив и неудачи предыдущего года. После этого люди будут ставить палатки под названием лингка, чтобы устраивать пикники на свежем воздухе. В это время пьесы и драмы будут поставлены на традиционные песнопения и музыку. Это помогает в обучении местных жителей их культурной истории. Участие — отличный способ узнать о тибетской культуре, а также познакомиться с местными жителями.

Еще один ежемесячный праздник, связанный с Буддой Медицины, проводится 8-го числа каждого месяца. Во всех храмах и монастырях пройдут молитвы, традиционные песнопения и подношения Будде Медицины. Некоторые люди могут даже не спать всю ночь, повторяя мантру Будды Медицины.

Во время фестиваля раскрытия тханки, проводимого во время фестиваля Шотон около 21 августа, открываются огромные тханки или изображения различных Будд, включая Будду Медицины. Это впечатляющее событие, и удивительно видеть преданность людей в это время.

Тибетцы очень заботливы и гордятся своими религиозными традициями. Они очень хорошо поддерживают буддизм, и почти все тибетцы с большим рвением принимают участие в религиозной деятельности. Для тех, кто едет в Тибет впервые или нет, посещение во время фестивалей — это прекрасная возможность понаблюдать за культурным разнообразием традиции, а также пообщаться с местными жителями. В Тибете в течение всего года отмечается более 100 фестивалей, и большинство из этих фестивалей отмечаются с удовольствием и включают большинство, если не все вышеупомянутые фигурки.