Где он, Ур Халдейский? — Еврейский ОбозревательЕврейский Обозреватель

Аркадий Гайсинский | Номер: 07/295 Июль 2017

1
«И вот порожденные Терахом: Терах породил Аврама, Нахора и Арана: а Аран породил Лота. И умер Аран при Терахе, отце своем, на земле рождения своего, в Уре Халдейском. И взял Аврам и Нахор себе жен. Имя жены Аврама – Сарра, а имя жены Нахора – Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И была Сарай бесплодна, нет у нее детей. И взял Терах Аврама, сына своего, и Лота, сына Арана, внука своего, и Сарай, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышли они с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую, и дошли они до Харана и поселились там. И было дней Тераха двести лет и пять лет, и умер Терах в Харане».

Заметим, что брат Аврама – Нахор и его жена Милка не ушли с Терахом: они остались в Уре Халдейском.
Уром Халдейским ныне считается городище Тель-аль-Мукайар в Южном Ираке в районе города Эн-Насирия, расположенном в 370 км к юго-востоку от Багдада на берегу реки Евфрат. В древности эта местность называлась «Южной Месопотамией». Название «Месопотамия» как и многие другие имена собственные географические дошли из древних времен до наших дней от греков (древних, естественно): по-гречески «Месопотамия» и означает «междуречье». 

Тель-аль-Мукайар был раскопан в 40-х годах прошлого века археологической экспедицией Леонарда Вулли и определен им как библейский Ур. Таковым он признан официально.

2
Обратимся к библейскому рассказу:
«И призвал Ицхак Йаакова, и благословил он его, и повелел он ему и сказал ему: Не бери жены из дочерей Кенаана. Встань, иди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца твоей матери, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей…… И отослал Ицхак Йаакова, и пошел он в Падан-Арам к Лавану, сыну Бетуэля-арами, брату Ривки, матери Йаакова и Эсава».
«И вышел Йааков из Беер-Шевы, и пошел он в Харан».
Здесь и Падан-Арам, и Арам-Наараим – это названия местности: буквальный перевод Арам-Наараим – «арамейское междуречье». Город, где жил Лаван, назван определенно – Харан. Таким образом логика библейского повествования приводит нас к тому, что то место, которое Авраам называет «домом Нахора землей моей и родиной моей», а Ицхак «домом Бетуэля, отца твоей матери», имеет конкретное имя – Харан.

Раскопки храма в древнем городе Ур

Название этого города нам уже знакомо:
«и вышли они с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую, и дошли они до Харана и поселились там».
И у историков, и у комментаторов Пятикнижия нет разногласий по поводу того, что Харан – селение, расположенное в северном междуречье Тигра и Ефрата (в Северной Месопотамии) на юго-востоке Турции вблизи ее границы с Сирией. Селение это существует до сего дня и сохранило свое древнее имя.
Но в таком случае получаем противоречие: Нахор не ушел с Аврамом,а остался в Уре Халдейском, который согласно принятому мнению находился на юге Ирака и в котором продожали жить его потомки – тогда почему Йааков искать себе жену «пошел в Харан»?

3

Но, оказывается, что в самом тексте Торы имеется доказательство тому, что Ур Халдейский не мог находиться в Южной Месопотамии.
Обратимся к библейскому рассказу о бегстве Йаакова с семьей от его тестя – Лавана:
«И поднялся Йааков, и посадил он своих детей и своих жен на верблюдов. И повел он все свое достояние и все свое имущество, которое поимел, достояние, им обретенное, что поимел в Падан-Араме, – чтобы прийти к Ицхаку, отцу своему, на землю Кенаана. А Лаван пошел стричь свой мелкий скот, и похитила Рахель идолов, которые у ее отца. И похитил Йааков сердце (ведение) Лавана-арами тем, что (ничем) не поведал ему, что бежит он. И бежал он со всем, что у него; и поднялся он и перешел реку, и направился он к горе Гилад. И поведано было Лавану на третий день, что бежал Йааков. И взял он братьев своих с собою, и гнался он за ним, семь дней пути, и настиг он его у горы Гилад».
Итак, известно, что:
Лаван, внук Нахора, внучатый племянник Авраама продолжал жить там же, где жили их предки: в Уре Халдейском, находившемся в Южной Месопотамии.
Гора (Гилад) Галаад – одна из возвышенностей в гористой местности, расположенной за рекой Иордан на северо-восточной границе Израиля. После завоевания Ханаана израильтянами Галаад стал уделом колен Гада, Рувима и полуколена Менаше («И отдал Моисей Галаад Махиру, сыну Манаше, и он поселился в нем»).
От «города Нахора» до горы Галаад Йааков продвигался 9-10 дней («На третий день сказали Лавану, что Йааков ушел. Тогда он взял с собою родственников своих и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад»).
Максимальное расстояние, которое могли преодолеть за семь дней не обремененные грузом преследователи, не превышало 600км. Скорость же передвижения беглецов была намного меньше, учитывая, что «И повел он все свое достояние и все свое имущество, которое поимел, достояние, им обретенное, что поимел в Падан-Араме». Под «имуществом» следует понимать не только навьюченные на верблюдов вещи, но и «И послал Йааков перед собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом. И приказал им: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Йааков: я жил у Лавана и прожил доныне и есть у меня и волы, и ослы, и мелкий скот, и рабы, и рабыни».
Уточним, что волы, ослы и тем более мелкий скот, существенно влияли на скорость передвижения беглецов.
Даже кратчайший (часть которого проходила через пустыню) путь от Ура библейского (Тель-аль-Мукайара) до Галаада составляет не менее 1000км.
Вывод:
Если «Город Нахора», где осталась и продолжала жить семья брата Авраама, находился не далее 600 км от Галаада, то, следовательно, он не мог находиться на юге Ирака, а искомой точке отвечает Харан, расстояние от которого до Галаада составляет приблизительно указанную величину.
Поэтому нельзя согласиться с тем, что раскопанный Леонардом Вулли на юге Ирака Тель-аль-Мукайар является родиной Авраама. Непонятно, почему это почетное право не принадлежит городу Урфа, расположенному на юго-востоке Турции? И не только потому, что в его названии мы видим слово «Ур» и что Урфа находится всего в 30 км севернее Харана, но и потому, что в турецком городе Урфа с незапамятных времен известна расположенная под развалинами городской крепости пещера, в которой по преданию родился Авраам. Но на этом аргументы в пользу турецкой Урфы не исчерпываются: по соседству с ней находятся еще несколько населенных пунктов, чьи названия нельзя не увязать с библейским повествованием:
«В этой области находятся несколько деревень и поселений, носящих имя «Серуг» (так звали прадеда Авраама), «Нахор» (это имя носили дед и брат Авраама), «Терах» (отец Авраама) и «Аран» (брат Авраама,отец Лота)» – пишет в своей книге «Дело об исходе» Леннарт Меллер, путешествовавший по юго-востоку Турции. И это действительно так.
Так что библейские Ур Халдейский и Харан («земля и родина» Авраама) – это существующие до сего на юго-востоке Турции города Урфа и Харан.

что ученым удалось узнать о легендарном библейском городе – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 11 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Сегодня до Ура Халдейского, расположенного в Южном Ираке, не доехать. Но это было бы настоящим паломничеством: увидеть своими глазами то небо, те холмы и тот город, которые почти четыре тысячи лет назад видел Авраам — человек, первым уверовавший в исторические времена в Единого Бога и названный апостолом Павлом отцом всех верующих (Рим 4:11). Город Авраама был оставлен жителями в V веке до нашей эры. Археологи «открыли» его вновь чуть больше века назад. В результате археологических раскопок, которые велись на этом месте несколько десятилетий, мы знаем, как выглядел город Авраама и чем и как жили населявшие его люди.

Телль аль-Мукайяр (древний Ур): чем знаменит этот город

Древний месопотамский город Ур находится в юго-западной пойме рек Тигр и Евфрат в нижней Месопотамии, на территории современного Ирака в провинции Ди-Кар. В свое время он был крупнейшим мегаполисом Древнего мира и до сих пор по праву считается одной из колыбелей человеческой цивилизации.

Ур упоминается в книге Бытие как родина Авраама — библейского патриарха и родоначальника израильского народа. В то время как остальные жители Ура были язычниками, в семье Авраама жила вера в единого Бога. Ради укрепления этой веры, а также возобновления истинного богопочитания Господь обратился к Аврааму со следующим призывом и обещанием: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт 12:1–3).

Переселение Авраама. Йожеф Мольнар. 1850

Принадлежа к одному из семитских племен, веривших во множество богов, Авраам был убежден, что есть единый Бог-Творец. Его Бог — это «творец неба и земли, всего видимого и невидимого», как это и сегодня говорится в самом начале христианского Символа веры. Он верил в такого Бога и Бог, видя его веру, открылся ему. Возможно, один из смыслов Божьего повеления был в том, чтобы первые зерна монотеизма не проросли в привычном языческом мире, а истинное богопочитание было возобновлено на новой, обетованной земле, вдали от прежних нравов и пороков.

Услышав зов Божий, Авраам вместе со своей женой и племянником, а также многочисленными слугами и домочадцами отправился в землю обетованную. И в каком-то смысле все мы — сохранившие веру в единого Бога — плод этого зова и этого путешествия, начавшегося в Уре.

Ур сохранял свою значимость на протяжении долгого времени. Однако из-за изменившихся климатических условий в IV в. до н.э. он был покинут жителями, пришел в запустение и в конце XIX века, на момент начала археологических раскопок, совсем не выглядел как город. Это был невысокий холм (всего 20 метров в высоту) овальной формы — то, что археологи называют телль, совершенно заброшенный. На северо-западном конце холма его высота чуть увеличивалась — здесь, как выяснилось позже, находился знаменитый зиккуратЗиккурат (от ассиро-вавилонского слова вершина, строить высоко) — многоступенчатое храмовое сооружение в древней Месопотамии.. К северо-востоку от холма тянулась длинная ломаная линия небольших курганов, а к востоку от него тек Евфрат — одна из двух главных рек Междуречья.

Как археологи нашли древний Ур

Зиккурат Ура. Фото: Чарльз Вулли, 1920-е

В 1854 году Британский музей поручил английскому вице-консулу в Басре Джону Тейлору обследовать некоторые районы Южной Месопотамии. Джон Тейлор не имел никакого отношения к археологии, однако тогда это было в порядке вещей — «археологи» того времени охотились за артефактами, которые могли бы украсить частные коллекции и музеи. Покопавшись у основания холма, рабочие Тейлора взялись за его вершину, где обнаружили гробницы, развалины храмов и клинописные таблички. После прочтения части надписей научное сообщество решило, что этот город был не чем иным, как Уром Халдейским, родиной Авраама. Однако в ту пору внимание британских ученых было направлено в сторону Северной Месопотамии — там за несколько десятилетий до этого нашли великолепные дворцы ассирийских царей. Британский музей поблагодарил Тейлора за усердие и решил вернуться к городу Уру в другое время. Четверть века спустя Британский музей наконец отправил на родину Авраама еще одну экспедицию. На этот раз ее возглавил настоящий археолог — Леонард Вулли.

Человек, который мечтал «оживить Ветхий Завет»

Вулли был сыном священника и очень интересовался Ветхим Заветом. Его коллега, археолог Макс Маллован (муж Агаты Кристи) так описал это его увлечение: «Вулли мечтал продолжить работу в Уре, так как этот древний город был тесно связан с Ветхим Заветом. В то время Библия для многих еще служила настольной книгой. Вулли и сам учился на теолога и одно время планировал присоединиться к Церкви. Он считал, что, отправившись в Ур, сможет оживить Ветхий Завет, и действительно блестяще справился с этой задачей. Вулли опирался на 27-й стих 11-й главы книги Бытие, гласивший, что дед Авраама умер в земле рождения своего, в Уре Халдейском. В стихе 31-м говорится, что отец Авраама Фарра покинул Ур со своей семьей и отправился в землю Ханаанскую, а по пути остановился в Харране (на юго-востоке Малой Азии). Раскопки помогли объяснить, почему он выбрал именно такой путь: выяснилось, что Харран, как и Ур, являлся центром почитания Луны. Вулли не терял надежды найти упоминание об Аврааме, и хотя само это имя так и не обнаружили в клинописных источниках, ему удалось заглянуть в историю родного города ветхозаветного пророка — города, где тот жил перед тем, как перебраться из Шумера (позже названного Вавилонией) в Палестину».

Вулли сделал несколько сенсационных открытий: он нашел богатые гробницы, штандарт мира и войны, на котором были изображены первые в истории человечества боевые колесницы, и арфы — первые музыкальные инструменты. Он же обнаружил дворцы и храмы, гавань и жилые кварталы и очистил огромный зиккурат, ныне самую известную достопримечательность города Ура, — трехступенчатый храм бога Луны.  

Штандарт войны и мира (сторона с изображением мира), обнаруженный Леонардом Вулли

Так что, говоря о городе Авраама, историки обычно опираются на раскопки Вулли. Давайте посмотрим на то, как выглядел город в XIX-XVIII веках до нашей эры, когда здесь, согласно библейской традиции, жил Авраам. 

Как выглядел город во времена Авраама

Первое поселение на месте города появилось около 3800 года до н. э. Ко времени Авраама он был чуть больше километра в длину и 685 м в ширину — все вместе около 230 гектаров. Из них 54 га занимал священный участок. Жилые дома были выстроены из сырцовых кирпичей, которые придумали в этих местах за пару тысяч лет до этого: глина, которой в Месопотамии много, укладывалась в деревянные формы — сейчас для производства самодельных кирпичей используют ту же древнюю технологию. Иногда первый этаж дома облицовывался обожженными кирпичами, но такое могли себе позволить только богачи. Если хозяин дома почему-то покидал город, он вез с собой ценный материал — потолочные балки и двери: дерево стоило очень дорого. Можно подумать, что именно такую ношу взял с собой отец Авраама — Фарра. В домах были «туалеты» — они устраивались под лестницей на второй этаж. Нечистоты оттуда по трубам выводились на улицу. 

Крыши домов были плоскими, у каждого был внутренний дворик без всякого сада и зелени — из-за недостатка воды. Дома плотно теснились друг к другу. Улицы между ними были узкими и кривыми. На колеснице по улицам города Ура проехать было нельзя — только пешком, и то сложно разойтись в узком переулке. Внутри города жило около 35–50 тысяч человек, хотя, конечно, это очень примерная цифра. Но по тем временам — речь ведь идет о первой половине 2 тысячелетия до нашей эры — это был огромный город. С запада и севера Ур обтекала река Евфрат. Здесь были гавань и рынок. 

Где и кому поклонялись жители Ура

В городе было несколько храмов, где на праздники собиралась большая часть населения. Главным из них был храм бога Луны Нанны — божества-покровителя Ура. Позади него возвышалась громада зиккурата — архитектурного прообраза библейской вавилонской башни.

В верхний храм, на последнем этаже зиккурата, как верили тогда люди, бог Луны иногда спускался с небес. Зиккурат был построен из сырцовых кирпичей и облицован обожженными. Ярусы зиккурата были черного, красного и белого цветов. На вершину зиккурата, в «небо», вели три лестницы — спереди и с боков. Очевидно Авраам бывал здесь до того, как услышал призыв Единого Бога, и позже рассказывал об этом величественном сооружении своим детям, а те — своим. Если это так, то можно предположить, что сон Иакова — внука Авраама — в котором он видел лестницу до неба, по которой восходили и нисходили ангелы Божии, имеет в своей образной основе именно эти архитектурные детали. Рядом с зиккуратом находилось Великое хранилище глиняных табличек, где содержался хозяйственный архив. В юго-восточной части священного участка стоял царский дворец и мавзолей царей Ура. Здесь же были обнаружены надписи с именем Сеннарского царя Амрафела, который упоминается в четырнадцатой главе книги Бытие.

«Самый толстый слой каменных осколков мы нашли вблизи святилища, — писал Леонард Вулли, — а также на главном дворе… Здесь возвышалось массивное кирпичное основание, а на нем и вокруг него лежали осколки мелкозернистого черного камня с надписями. Совершенно очевидно, что этот камень раньше стоял на кирпичном постаменте. От текста сохранилось ровно столько, чтобы установить, что надпись перечисляет победы знаменитого законодателя, вавилонского царя Хаммурапи. Возможно, это и есть Амрафел времен Авраама, который упоминается в четырнадцатой главе книги Бытия; Хаммурапи покорил Ур и, очевидно, в память о своей победе поставил эту стелу в одном из главных храмов города».

Как учились в Уре

Некоторые жители Ура умели писать — в городе было несколько школ. Возможно, в одной из них учился Авраам. Ученики писали на глиняных табличках, которые изготавливали так, чтобы их легко было держать в левой ладони. Столов и стульев в школах не было. Археологи нашли даже глиняные «прописи». О том, как была устроена клинописная система письма, государственный музей «Эрмитаж» недавно снял понятный и красивый ролик:

Что ели жители Ура

Одни разводили скот, другие обрабатывали шерсть и ткали полотно, в городе были плотники, золотых, серебряных и медных дел мастера, ювелиры и кожевники, рыбаки и строители лодок, купцы и служители храмов. Археологи обнаружили не только остатки домов, школ и архивов, но и смогли определить, чем питались жители города Ура в то время. Из мяса в пищу шли телята, овцы и волы, лепешки пекли из ячменя, из него же варили пиво, в качестве десерта использовали финики. Пили молоко, готовили из него сыр, из фиников делали сладкую патоку. Из овощей в ходу были чеснок и лук, других овощей не было. Из муки также варили похлебку. Рыбу жарили на углях. Лепешки пекли на раскаленных стенках глиняной печки — типа современного тандыра. Ели их, конечно, руками.

Сохранился ли дом самого Авраама?

Вулли был уверен, что нашел дом Авраама. Конечно, как мы уже сказали, он ехал в Месопотамию с надеждой его найти. Так что, возможно, он выдавал желаемое за действительное. Так или иначе, обнаружив в одном из домов цилиндрическую печать с надписью, которую он прочел как «Авраам», он сразу поверил в то, что этот дом был домом Авраама.

Агата Кристи, посетившая Ур во время раскопок, видела этот дом и оставила такую запись в своем дневнике: «Леонард Вулли, со свойственной ему любезностью, стал моим гидом… У Леонарда Вулли было прекрасно развито воображение: он видел место таким, каким оно было в 1500 году до Рождества Христова, а то и на несколько тысяч лет раньше. Любое прошлое он умел воссоздать силой воображения. Пока он говорил, у меня не было и тени сомнения, что вот этот дом на углу — дом Авраама. Он оживлял прошлое и верил в него, и всякий, кто его слушал, верил вместе с ним».

Предполагаемый дом Авраама. Фото: Aziz1005, 2016

Археолог Макс Маллован, будущий муж Агаты Кристи,  участвовал в раскопках квартала частных домов, где по мнению Вулли, жила семья Авраама, и оставил об этом такую запись: «Вулли с удовольствием подчеркивал, что именно в этом квартале частных домов, должно быть, жил пророк Авраам до того, как перебраться из города Луны Ура в город Луны Харран, расположенный далеко на севере, вблизи Сирии и Малой Азии. О самом Аврааме, состоятельном главе рода, довольно зажиточном человеке, но не очень важной фигуре в Уре, мы не нашли ни одного упоминания. В наши дни, когда Библия перешла в разряд малопопулярной беллетристики, сложно представить себе, как заинтересована была общественность в находках, связанных со Священным Писанием. В какой-то степени решение начать раскопки в Уре было продиктовано именно этим соображением. Вулли как сын священника сам воспитывался на Священном Писании. Он превосходно помнил Старый и Новый Завет. Однажды нашему эпиграфисту ошибочно показалось, что он прочел имя Авраама на глиняной табличке. Я необдуманно упомянул об этом открытии в письме старому другу. Узнав о моем поступке, Вулли устроил мне серьезный выговор и заставил меня отправить другу телеграмму с настоятельной просьбой хранить наше открытие в тайне, пока не придет время рассказать о нем общественности. Время так и не пришло»”. 

На фото: Макс Маллован, Агата Кристи и Леонард Вулли. Источник: British Museum

После Леонарда Вулли серьезных раскопок на месте города Ура больше не проводилось — это и понятно, учитывая политические события в этом регионе. Разве что знаменитый диктатор Саддам Хуссейн, вопреки всем правилам научной реставрации и консервации памятников архитектуры, попросту «достроил» знаменитый зиккурат Ура, чем вызвал лавину критики со стороны современных археологов и историков.

Традиционные халдейские свадьбы

Автор: Доктор Адхид Мири

Чтобы отразить и соединиться с прошлым, необходимо пролить свет на браки, которые заключались в старых фермерских деревнях в районе Ниневии в Ираке. Браки часто заключались в молодом возрасте, обычно от тринадцати до пятнадцати лет. Молодому жениху назначали брачного консультанта («Сердоуч» или «Устата»/лидер или опытный учитель) на самых ранних этапах подготовки, чтобы в свое время научить искусству любви.

Молодожены будут жить с родителями жениха, бабушкой и дедушкой, за которыми во всем будет решающее слово. В те дни не было никаких свиданий, и все браки были заранее оговорены родителями. Соглашаясь с условиями, семья жениха часто навещала невесту, чтобы преподнести ей подарки, которые почти всегда включали золотой крест. Большинство людей были бедными фермерами и не могли позволить себе приданое. Приданое («урха») равнялось 100 динарам (тремстам долларам) и требовалось семьей невесты.

Иногда бедный жених предлагал двух цыплят и петуха в знак своей любви, отсюда и пошло выражение: «Он стоит двух цыплят и петуха».

Свадьбы совершались рано утром в воскресенье весной или летом в деревне. В день свадьбы по дороге в церковь жених, его родители и родственники шли большой процессией к дому невесты пешком. Мужчины шли впереди, за ними шли женщины, они пели и звучали («Халахил») в сопровождении оркестра «Зарна» и «Табул».

Одной из излюбленных частей свадебных традиций является блокирование дверного проема, которым управляют члены семьи невесты, когда жених и невеста выходят из дома невесты. Несколько молодых людей блокировали невесту в ее спальне и стояли на страже, чтобы заблокировать дверь, настаивая на том, чтобы им заплатили, чтобы позволить невесте покинуть дом своей семьи.

Обычно член семьи мужского пола со стороны невесты в этой роли «вышибалы» является братом невесты, двоюродным братом или младшим родственником мужского пола. Иногда есть только один вышибала, а иногда есть несколько, которые объединяются, чтобы выполнить работу.

Кто платит, зависит от семьи. Иногда расплачиваться с вышибалой будет жених, иногда это шафер, а иногда это другой член семьи со стороны жениха. Невеста выйдет, одетая в белое, и пойдет перед дамами к церкви на церемонию, требующую двух свидетелей.

После церемонии сестры и родственники жениха вместе с невестой приглашают семьи и друзей на празднество в дом жениха. По дороге от церкви к дому жениха празднующие проходят по улицам города и останавливаются на каждом углу, чтобы петь, пить и танцевать под мелодии зарны и табула. Деревни были небольшими, и все участвовали в празднествах. Соседи стояли у дверей с подносами со сладостями, кувшинами с холодной водой и бутылкой арака (традиционный домашний напиток), готовыми налить. Когда свадебная группа проходила мимо дома, семья которого недавно пережила трагедию или потерю любимого человека, танцы и музыка прекращались из уважения.

Прежде чем жених и невеста смогли войти в свой новый дом, они должны были предложить соседям курицу и две бутылки арака. Невесту водили по деревне, сидя на украшенной лошади (лимузине тех дней) с ребенком, сидящим впереди и одним позади нее. Ее подарки и свадебные принадлежности («джихаз») были смонтированы на второй лошади с маленькой девочкой верхом, которую вел пожилой мужчина. Они включали подушки, одеяла, матрасы, простыни и платья среди других предметов.

Свадебные торжества длились четыре дня, каждую ночь устраивались вечеринки. В последнюю ночь была подана большая кастрюля пикуты и курицы, сигнализируя гостям, что пора идти домой. Гости пели финал: «Наполняйте и наполняйте наши бутылки и чашки… сегодня мы пьем, завтра вы нас выгоняете».

В одном особом случае судья из Мосула (достопочтенный Ахмед аль-Аукати) был приглашен на знаменитую свадьбу в деревне Телкепе. Это был его первый опыт подобных празднеств, и его попросили присоединиться к деревенскому священнику и семейной процессии в церковь. Он был непривычен к количеству выпитого по пути и сказал своему сыну (и моему давнему коллеге), доктору Мамуну Аль-Аукати, что к тому времени, когда они добрались до церкви, он был пьян, дьякон был пьян, жених был пьян и, главное, был пьян деревенский священник. (Женихом был не кто иной, как ветеран поместья Саутфилд Фарадж Сеси.)

С тех пор мало что изменилось, и многие подобные праздники продолжаются в Соединенных Штатах. Халдейские свадьбы печально известны тем, что всегда прекрасно проводят время. От танцев всю ночь до вкусных полуночных закусок, эти свадьбы не перестают удивлять.

В халдейской культуре есть несколько событий и традиций, связанных с настоящей свадебной церемонией и приемом. Во-первых, перед любой церковной церемонией очень распространена одна традиция: семья жениха идет в дом невесты, чтобы «привести ее» к ее будущему мужу. В это время обе семьи танцуют дома и на улицах, окружая невесту радостными флюидами.

Вечеринка начинается в доме невесты, который наполнен едой, напитками, музыкой, танцами и фотографиями. Традиционная фольклорная группа под названием «Zarna & Tabul-Drums & Pipes» обычно играет музыку на протяжении большей части вечеринки в доме невесты. Эта группа также будет сопровождать свадебную вечеринку, когда они покинут ее дом и направятся к лимузину.

Эта вечеринка перед свадьбой обычно длится около двух часов, и все фотографируются с невестой. Конечно, самой важной частью любой халдейской свадьбы, помимо великолепного приема, является церемония в католической церкви. После вечеринки в доме невесты гости отправятся в церковь на обряд венчания («бураха») со священником. Религиозная церемония, скрепляющая узы пары, чрезвычайно важна в халдейской культуре. Как правило, выбирается церковь, которую одна из семей посещала на протяжении многих лет, хотя это не всегда так.

Халдейская свадебная церемония наполнена красивыми песнями и молитвами, чтобы отпраздновать соединение жениха и невесты в таинстве брака. Священники поют традиционные халдейские песни и читают молитвы на арамейском языке, а затем произносят клятвы и просят жениха и невесту сказать: «Да».

Золотая корона возлагается на головы жениха и невесты во время свадебной церемонии, символизируя их халдейские традиции. Церемониальные венцы олицетворяют Христа и Церковь и равенство в их отношениях — одно нужно для сохранения другого.

Вы также увидите калиллу (белый бант), привязанную к руке жениха на приеме. Этот поклон означает, что жених берет на себя руководство в качестве главы своей семьи. Церковная церемония обычно длится около часа.

Фотосъемка — важная часть мероприятия. На одной халдейской свадьбе произошел забавный случай, когда пропал шафер. Группа неоднократно объявляла через громкоговорители сообщения с просьбой присоединиться к свадебной вечеринке для фотографий. После нескольких объявлений джентльмен подошел и протиснулся рядом с женихом, позируя для исторической свадебной фотографии. Фотограф, озадаченный присутствием этого джентльмена-нарушителя, спросил его: «Сэр, почему вы здесь?» Уверенный злоумышленник ответил: «Ты мне всю ночь звонишь, меня зовут Басман!»

Это и американская, и халдейская традиция, согласно которой жених, невеста и свадебная компания должны быть представлены, когда они входят в зал торжеств. Арабская зеффа является частью традиции, которая делает ее более веселой и праздничной, а также включает в себя разрезание свадебного торта. Характерный халдейский свадебный прием обычно начинается довольно поздно, около восьми часов вечера. Чтобы начать вечеринку, вся свадебная вечеринка представлена ​​​​во время Zeffa. Как только гости рассаживаются по своим местам в банкетном зале, подружки невесты и женихи входят парами.

Как правило, каждая свадебная пара танцует в банкетном зале, а гости подбадривают их. Пары будут продолжать аплодировать и танцевать, пока вся свадебная вечеринка не соберется на прием.

После того, как вся свадебная вечеринка соберется, все присутствующие отправятся на танцпол, чтобы отпраздновать молодоженов танцами и пением в течение получаса или около того, прежде чем вернуться к своим столикам.

На свадьбе в халдейском банкетном зале вы никогда не проголодаетесь! Для начала столы заполнены множеством вкусных закусок. Угощения на свадьбе всегда много для гостей. После того, как гости накормлены, пора танцевать всю оставшуюся ночь.

Крайне важно, чтобы все гости помогали молодоженам петь и танцевать с ними на танцполе. В то время как иногда играют более медленные песни, музыка, как правило, остается оптимистичной с быстрым темпом, так что энергия сохраняется.

Подружки невесты и жениха играют важную роль на приеме. В их обязанности входит следить за тем, чтобы танцпол всегда был полон, а вечеринка не прекращалась. Если участники свадебной вечеринки празднуют на танцполе, это соблазняет гостей остаться на танцполе, чтобы отпраздновать, танцуя под традиционную халдейскую музыку кхугга.

Обычно во время ужина молодожены обходят банкетный зал, чтобы поприветствовать гостей. Поскольку большинство гостей будут ужинать за своими столами, это идеальное время для жениха и невесты, чтобы поздороваться и поблагодарить их за присутствие. К этому моменту праздника ноги у всех, скорее всего, очень устали от всех танцев, но в воздухе остается гул от всего волнения и праздника. Как известно каждому халдею, выход из свадебного торжества может занять вечность. Халдеи известны тем, что прощаются очень долго.

Когда вы решите, что пора уходить, может пройти еще двадцать-тридцать минут, прежде чем все попрощаются и обнимутся; по пути всегда есть кто-то, призывающий вас остаться и продолжать веселиться. Это долгий процесс, но любовь, проявленная друг к другу, того стоит. К концу ночи участники полностью измотаны.

Свадьбы вообще очень дорогие. Хозяева тратят большие деньги на места, еду и развлечения. Чтобы сделать свои свадьбы экстравагантными, халдеи тратят неприличные деньги, чтобы произвести впечатление на своих гостей. Во время свадьбы вместо подарков жениху и невесте принято дарить деньги, потому что считается, что они полезнее подарков, и покупать то, что необходимо. Дарение денег называется «сабахия».

Будучи гостем на халдейской свадьбе, вероятно, потребуется много времени, чтобы оправиться от волнения. Этот праздник — самый важный день в жизни пары, и вы только что стали свидетелями ночи, которую они запомнят на всю оставшуюся жизнь. Единственное, что вы чувствуете во время этих свадеб, — это любовь, излучаемая свадебной вечеринкой ко всем. Удивительно, как эти традиции остались нетронутыми, и это показывает, насколько сильна халдейская община. Мы продолжаем призывать наших сыновей и дочерей жениться в халдейской общине и праздновать в соответствии с традициями нашей культуры. Нет такой свадьбы, как халдейская.

Епископ Бивай Соро приветствуется в качестве главы халдейских католиков Канады

Новый епископ Канады занял свое место в халдейском соборе Доброго Пастыря в Торонто и объявил о своей мечте для иракских католиков Канады.

«Я мечтаю, чтобы халдеи в Северной Америке стали единым целым», — сказал епископ Бивай Соро под одобрительные возгласы и аплодисменты переполненной церкви 29 ноября. На служении председательствовал глава халдеев. Католическая церковь, Патриарх Вавилона Рафаэль Луи Сако.

Для 63-летнего Соро его восхождение на престол во главе канадских халдеев стало завершением долгого пути, который начался всего в 12 километрах от Кафедрального собора Святой Марии в Ассирийской церкви Востока. В начале 1980-х уроженец Ирака Соро был рукоположен в Ассирийскую церковь Востока и работал пастором в кафедральном соборе Торонто.

Впоследствии он был избран епископом Ассирийской церкви Востока и руководил ассирийской общиной на западе США из Сан-Хосе, Калифорния.

Он стал сторонником экуменизма внутри Ассирийской церкви Востока. Затем, после учебы в Католическом университете Америки в Вашингтоне и Ангеликуме в Риме, в 2013 году Синод халдейских епископов принял его в свои ряды. С 2014 года он служит халдейской общине из Сан-Диего, штат Калифорния.

Халдейская епархия Мар Аддай в Торонто, основанная в 2011 году, обслуживает примерно 40 000 халдейских католиков в Канаде.

Шамаил Аблакан не только восхищается путем Соро, но и надеется последовать за ним. В 19В 83 году Соро спонсировал Аблакана как ассирийско-иракского беженца из Греции. К 1986 году Аблакан служил в церкви Святой Марии дьяконом Соро. Когда Соро возвели на трон в халдейском соборе, расположенном всего в нескольких минутах езды от церкви Святой Марии, Аблакан надеялся снова служить в церкви Соро.

Прошло несколько лет с тех пор, как Аблакан служил дьяконом, так как он пришел к выводу, что разделение между ассирийцами в двух церквях искусственно.

«В противном случае мы — одна нация», — сказал Аблакан в интервью «Католическому регистру» перед тем, как Соро завладел его собором.

Собственные знания Аблакана по христологии привели его к выводу, что ассирийцы чувствуют себя как дома в католической халдейской церкви.

«Мы должны иметь настоящую веру, настоящую веру, — сказал он.

В своем первом обращении к своей новой пастве Соро поблагодарил Ассирийскую церковь Востока за опыт, который сформировал его как епископа. Он также заявил о своей верности Папе Франциску и его видению.

«Наша церковь будет церковью для бедных, маргинализированных и преследуемых», — сказал Соро.

Более тесное сотрудничество с Канадской конференцией католических епископов и акцент на экуменизме были приоритетами, изложенными Соро в кратком обращении.

Для сотен простых халдеев, заполнивших собор в среду утром, видеть, как их третий епископ в истории халдеев в Канаде становится лидером, было слишком важно, чтобы пропустить его.