Почему кошка — священное животное для турков

В Турции к кошкам относятся с особенным трепетом и заботой. Туристы, хотя бы однажды побывавшие в этой стране, наверняка заметили множество кошек на улицах каждого города.

Содержание

  1. Священное турецкое животное
  2. Кошка — друг человека
  3. Город рыбаков

Священное турецкое животное

Представители семейства кошачьих действительно встречаются буквально на каждом углу турецких городов. При этом они выглядят довольно ухоженными и явно считают себя хозяевами жизни. Турецких котов действительно можно встретить повсюду: в магазинах, кафе, парках, на остановках общественного транспорта.

Государственной религией Турции является ислам. В нем нет выделения какого-либо животного в качестве священного. Но кошка была любимым животным пророка Мухаммеда. Кошкам можно было находиться в мечетях, так как считалось, что если кошка живет в помещении, значит, там не может быть враждебности и нечистым помыслам.

Бить кошек и издеваться над ними в Турции запрещается, впрочем, как и над другими животными. Еще пророк Мухаммед запретил продавать кошачьих или менять их на какой-либо товар. В Турции даже есть поговорка о том, что если кто-то убьет кота, он должен всю жизнь просить у Аллаха прощения и построить мечеть в знак раскаяния.

По одной из версий, коты приобрели особый статус, когда один кот отпугнул от Мухаммеда ядовитую змею. За это он подарил им девять жизней и возможность приземления на все лапки.

Есть еще одно предание о пророке Мухаммеде и его коте, который однажды уснул на груди своего любящего хозяина. Не захотев спугнуть животное, он отрезал часть своей жилетки, и оставил досмотреть сон своего хвостатого любимца.

Так как пророк покровительствовал кошкам, в исламе много других преданий с их участием. Немаловажная роль в этом принадлежит кошачьей чистоплотности. Ведь невозможно представить в мечети свинью. Законодательными актами неприступность кошек никак не определена. Но по факту эти животные являются неприкосновенными.

Кошка — друг человека

Сами жители Турции совершенно привычно относятся к многочисленным кошкам, которые разгуливают абсолютно везде, где им вздумается. Туристам нравится фотографировать кошек, которые встречаются им по дороге. Они с нескрываемым восторгом и удовольствием наблюдают за кошачьими.

В Стамбуле, кошки также остаются почитаемыми животными. Для них строят картонные домики, за ними ухаживают и приносят еду. В городе существуют даже так называемые «кошачьи» районы. Животные настолько с доверием относятся к людям, что не боятся подходить к прохожим. Они уверены, что любой человек угостит их вкусной едой или просто заботливо погладит. Такая трепетная картина, свидетельствующая о любви турок к кошкам, встречается повсеместно.

Кошки в стране гуляют буквально на каждом шагу. Стоит пройти всего несколько метров, и под ногами снова кот. Этим животным в Стамбуле просто раздолье. Они могут беспрепятственно гулять по улицам, слоняться по заборам и ступенькам, загорать на солнце и приставать к случайным прохожим, чтобы те их подкормили и погладили.

Турки верят, что все коты попадут в рай и расскажут Аллаху об их доброте. Поэтому практически все местные жители считают, что обязаны покормить, согреть и позаботиться о кошках своей округи.

Город рыбаков

В Стамбуле много рыбаков. Это особенно заметно по большому числу любителей рыбалки, стоящих у перил Галатского моста с обеих сторон. Значительная часть улова, в особенности небольшие рыбки, отдают кошкам, которые снуют под ногами.

Рядом с некоторыми кофейнями и кафе ставят специальные коробки для сбора средств. Деньги идут на оплату услуг ветеринаров и еду для котов. В ресторанах специально отдают несъеденное этим животным.

святое существо или исчадие ада? — Мир новостей

Кошка: святое существо или исчадие ада?

Читайте МН в
TELEGRAM
ДЗЕН
VK.новости
G.новости

Истина, что собака друг человека, а кошка гуляет сама по себе, никогда не подвергалась сомнению. А зря! Ведь наиболее близким другом логичнее было бы считать существо, охраняющее человека от темных сил, защиту от которых может дать лишь кошка!

СВЯТЫЕ КОШКИ

Как ни странно, собака в большинстве религий считается животным нечистым, в то время как кошка имеет статус чуть ли не святой. Существует притча, будто во время плавания Ноева ковчега мышь от голода стала прогрызать дно корабля и чуть было не погубила всю спасательную экспедицию. Помешала ей судовая кошка. С тех пор человечество в долгу у этого пушистого животного. В то же время французская легенда утверждает, что лишь кошка может привести человека в райский сад, поскольку запомнила обратную дорогу во время изгнания из Эдема Адама и Евы.

Возможно, в этом забавном предании есть доля здравого смысла, поскольку христианство зародилось в Египте, в котором кошка испокон веков считалась священным животным. Целый ряд богов Древнего Египта изображался в виде кошек либо с кошачьей головой. Например, огромным котом представал перед людьми бог мертвых Осирис. С изображением львиц олицетворялись образы Сехмет, Тефнут, Мафдет и Шесемтет. В одной из глав «Книги Мертвых» высший бог Египта Ра предстает в образе рыжего кота, ежедневно побеждающего змея Апопа.

Во время расцвета культа кошачьей богини Баст кошки не только превратились в священное животное Египта, их начали даже мумифицировать! Греческий историк Геродот в своих сочинениях красочно описал сцену, когда жители Египта, рискуя жизнью, врывались в горящие дома ради спасения погибающих в пожаре кошек. В случае кончины четвероногой любимицы вся семья обращалась в траур, сбривая себе брови, а за преднамеренное убийство кошки грозила смертная казнь.

Зная трепетное отношение египтян к кошкам, персидский царь Камбис приказал своим воинам привязать к их щитам живых кошек и выступить в поход. Египтяне сдались без боя, так и не решившись поднять меч на священное животное.

ЧЕРНАЯ КОШКА — ПОДРУЖКА БОГА

Сложно сказать, почему в европейских странах черная кошка ассоциируется с нечистой силой, тогда как, например, в Индии к ней относятся более чем доброжелательно. У индусов черная кошка ассоциируется с божеством Шаштхи, олицетворяющим добродетели материнства, семейного счастья и благополучия. В свою очередь, один из любимых и почитаемых богов Индии Ганеша, сын самого Шивы, изображаемый с головой слона, любил играть с кошкой, в которую превращалась его мать.

Уважительное отношение к кошкам присутствовало и у китайских буддистов. Монахи специально разводили при монастырях «маленьких тигров» для защиты сокровищ обители от нечистой силы, ну и конечно же… от мышей!

Не обошел кошек своим вниманием и ислам. По преданию, у пророка Мухаммеда была любимая кошка, с которой он никогда не расставался. Однажды четвероногая любимица пророка спасла его от укуса ядовитой змеи. В награду Мухаммед наградил всех кошек мира способностью приземляться на четыре лапы.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ САДИСТЫ

Как же так получилось, что кошка, почитаемая большинством народов мира практически святой, неожиданно оказалась записана в приспешники дьявола?

Всему виной средневековый католицизм. Злоключения кошек начались с публикации в X веке книги «Житие св. Григория». Фантазия автора разыгралась настолько, что он описал, как демон в обличье кота мучил во сне бедного монаха. Свою роль в осквернении образа кошки сыграла и могущественная христианская секта катаров. Впрочем, сами рыцари не имели ничего против кошек, но их название на латинском cattar в переводе на французский звучало как «котопоклонник». Неудивительно, что после разгрома катаров досталось и бедным кошкам. Появился целый ряд книг, в которых кошки обвинялись во всех смертных грехах. Вдруг выяснилось, что кошки ядовиты, способны возбуждать в человеке похоть, их глаза видят демонов ночи и вообще они служат дьяволу.

Черные кошки и вовсе по неведомой причине оказались переносчиками темных духов. Разумеется, искореняя ведьм, изуверы из христианской инквизиции боролись и с кошками. Их нещадно истребляли, применяя для этого самые изощренные методы: кошек пытали, сжигали и вешали. В Германии и вовсе существовала омерзительная традиция наказания неверных жен. Подозреваемых в неверности женщин сажали в мешок с кошкой и били палками. Разозленное животное в неистовстве кусало и остервенело царапало бедную женщину. Считалось, что подобным образом похоть и грех переходят на кошку, которую затем сжигали.

Не менее жестокий способ применялся для борьбы с привидениями. В замке, где заводился нечистый дух, собирали всех бездомных кошек и шпарили кипятком. Считалось, что привидение испугается и покинет замок. Только в одной Англии в самый пик борьбы с темными силами к кошкам относились крайне доброжелательно. Был даже издан закон об охране кошек. Кстати, в Англии считалось, что если черная кошка перебежит дорогу — это к удаче!

НАПОЛЕОН БОЯЛСЯ КОШЕК

Неожиданно оказалось, что большинство диктаторов мира смертельно боялись кошек. По неведомой причине крупнейших завоевателей мира мучил один и тот же недуг — айлурофобия, непереносимость кошек! Перечень именитых жертв необычной фобии впечатляет: Александр Македонский, Юлий Цезарь, Чингисхан, Бенито Муссолини, Адольф Гитлер, Йозеф Геббельс, Лаврентий Берия, Наполеон…

Исторические хроники, правда, не рассказывают, почему тот или иной диктатор, за исключением Наполеона, не любил кошек, приводя лишь длинный перечень жертв заболевания. При виде кошек знаменитый полководец начинал обильно потеть, становился нервозным и мгновенно терял свою храбрость, которая никогда не оставляла его даже в самых жестоких сражениях. Биографы легендарного корсиканца приводят случай, якобы произошедший с Наполеоном в младенческом возрасте. Няня недоглядела, и в коляску к будущему императору Франции прыгнула бездомная кошка, страшно напугавшая малыша. Шок оказался настолько сильным, что впоследствии Наполеон не мог находиться в одном помещении с кошками. Этим воспользовался легендарный Нельсон, выпустив перед своей армией семьдесят кошек. Наполеона охватил нервный ступор, а битва была проиграна. Возможно, именно нездоровым отношением Наполеона к кошкам объясняется его дикая попытка из пушек расстрелять фигуру египетского сфинкса — самой большой кошки мира.

СВЯЩЕННЫЕ КОШКИ ПРАВОСЛАВИЯ

Как ни странно, православная вера всегда относилась к кошкам довольно доброжелательно. На Руси никогда не пылали костры инквизиции, а следовательно, и кошки не подвергались тем истязаниям, которые обрушились на них в средневековой Европе. В России всегда считалось, что кошек необходимо любить, защищать и даже ублажать, тогда жизнь в семье будет счастливой и безоблачной.

«Ради утешения братии» кошкам не воспрещалось жить при монастырях, а иногда это даже поощрялось. Мало того, в православных храмах, будь то монастырь или сельская церковь, кошка могла сама выбирать, где ей жить. Исключение составлял только алтарь.

В официальном документе, Судебнике XIV века, опубликованном в «Правосудии митрополичьем», кошка выделялась среди остальных животных. Так, если при краже утки, гуся или журавля штраф составлял 30 кун, за корову — 40 кун, то кошка или вол оценивались в 3 гривны (615 граммов серебра)!

ОТНОШЕНИЕ К КОШКАМ В НАШИ ДНИ

Как ни странно, мир недалеко ушел от своих средневековых представлений о кошках. В Египте и ряде стран Востока кошка до сих пор остается священным животным. В Европе к ней относятся довольно равнодушно, а в России искренне любят. Да и как не любить своих мурлыкающих любимцев, если кроме домашнего уюта и ловли мышей в сельской местности они приносят немало пользы.

Хорошо известно, что кошки лечат своего хозяина. Как правило, если человек захворал, кошка тут же с важным видом укладывается ему на больное место, и боль уходит либо становится значительно тише. Даже в амурных делах кошки являются верными соратниками опытных ловеласов. В Китае на протяжении тысячелетий считалось, что сердце женщины с большим успехом покорит обладатель кошки, чем человек, не имеющий у себя дома четвероногого друга. Поразительно, но эту истину подтверждают и исследования западных психологов. 

Дмитрий Соколов

Фото FOTOLIA.COM

КСТАТИ

После освобождения Ленинграда неожиданно выяснилось, что в городе настоящая эпидемия крыс. Пришлось Ленсовету выписывать из Ярославля четыре вагона кошек. Помогло. Ленинград был в очередной раз освобожден от орд захватчиков, на этот раз в крысиной шкуре.

 

Дикий мир кошачьих верований

Джеффри Вадала

Недавно генетические исследования показали, что неприрученные кошки живут рядом с людьми намного дольше, чем считалось ранее. Это означает, что в отличие от собак, чья ДНК разошлась, когда они были одомашнены от волков, одомашненные кошки относительно мало изменились по сравнению со своими дикими родственниками (Ottoni et al 2017). Отчасти это может быть связано с тем, что кошки были одомашнены и жили с людьми намного позже в истории. В то время как собаки были одомашнены в конце периода палеолита (15 000 лет назад), данные свидетельствуют о том, что кошки, вероятно, впервые начали жить с людьми (в неприрученной форме) в период неолита (8 000 лет назад). В период неолита люди начали заниматься сельским хозяйством и запасать пищу, что, как следствие, привлекало грызунов, преследуемых кошками в качестве добычи.

Статуя, изображающая египетскую богиню Бастет

Свидетельств фактического приручения кошек в этот период немного, однако в додинастическом Египте (до 3150 г. до н.э.) и, в конечном счете, в династическом Египте (после 3150 г. произошло одомашнивание. Иконография этих периодов демонстрирует, что у людей сложились важные и значимые отношения и сложный ряд представлений о кошках (Ottoni et al 2017). Широко известно, что египтяне почитали кошек, поклоняясь кошачьим божествам, которые олицетворяли плодородие, силу и справедливость (Малек 19).97). Вероятно, распространившись из Египта в другие общества по древним торговым путям, кошки в конечном итоге интегрировались в различные культуры по всему миру (Ottoni et al 2017).

Сегодня во многих культурах существуют разнообразные и часто сложные верования, связанные с кошками, которые живут внутри и рядом с их сообществами. Имея это в виду, используя мировые культуры eHRAF, в этом посте будут рассмотрены некоторые из этих представлений о кошках, чтобы более глубоко понять межкультурный спектр отношений между человеком и кошкой, который существует во всем мире.

Добрые предзнаменования и уважение к кошкам

Общества во всем мире могут относиться к кошкам как к хорошим или плохим предзнаменованиям. В большинстве мусульманских обществ кошка является почитаемым животным (Glassé 2003). Учитывая географическую близость, это может быть связано с египетским почитанием кошек, распространившимся с Ближнего Востока. Согласно хадисам (божественным рассказам или повествованиям), говорится, что пророк Мухаммед запретил убивать кошек после того, как кошка спасла его от нападения змеи (2003 г.). Возможно, в благодарность за его спасение Мухаммед стал стойким защитником кошек. Один из его друзей, Абу Хурия, даже отмечает, что Мухаммед заявил, что женщина попала в ад за то, что уморила голодом котенка (Курцман 1998).

Мусульманское восхищение кошками выходит за пределы Ближнего Востока. Описывая верования мусульман близ залива Томини (Индонезия), Адриани и Круйт (1951:317) отмечают, что мусульмане особенно ценят кошек и имеют особый набор верований, связанных с тем, как с ними обращаются. В частности, кошки играют роль в судьбе человека в загробной жизни. Адриани и Круйт (1951:317) отмечают, что считается, что кошка встречается, когда человек входит в загробную жизнь, «когда душа немного погуляла, она подходит к мосту через реку, где кошка стоит на страже».

Они продолжают цитировать похожий набор важных историй, похожих на последнее увещевание Мухаммеда о кошачьей жестокости. Они отмечают, что считается, что «женщина была специально наказана в преисподней за жестокое обращение с кошкой» (там же). Кроме того, мусульмане залива Томони верят, что если кто-то плохо обращается с кошкой, существуют ритуальные действия, которые могут помочь укрепить его положение на небесах: «Если кто-то убил кошку на земле, то он должен сначала взять волосы этой кошки, один по одному, на горе» (Адриани и Круйт 1951:317).

В целом мусульмане всего мира считают, что хорошее отношение к кошкам может помочь человеку попасть в рай. Приводя пример этой веры, Адриани и Круйт (1951:317) приводят историю, в которой описывается, как «благочестивый человек, обретший благосклонность перед Аллахом, узнал, что он обязан этим не столько добросовестному выполнению своих религиозных обязанностей, сколько уход за несчастным котом».

Массе и Месснер (1954) описывают культурные верования, связанные с кошками в персидской культуре. Поведение кошки может быть истолковано как хорошее или плохое предзнаменование. Например, кошка, моющаяся или облизывающая лапы и вытирающая морду возле входной двери, говорит о том, что скоро придет гость. Точно так же, если кошачья чистка лица происходит, когда сторонний наблюдатель держит руку в кармане, считается, что человек получит деньги в тот же день.

В сельской местности Таиланда кошки символически воспринимаются совершенно по-другому. В связи с засушливым сезоном кошки используются в сельских церемониях вызывания дождя. Как и во многих обществах, которые проводят ритуалы в засушливые сезоны или засуху, приверженцы тайской народной религии Бан Най выбирают кошку, выращенную в храме, чтобы она стала центром ритуала дождя. Кошку несут в клетке от дома к дому, пока поют религиозные песни богам. В каждом доме жители приветствуют певцов и обливают кота водой. После посещения каждого дома в храме устраивают пир, и промокшую кошку оставляют сохнуть.

Хотя это звучит неудобно для кошек, это важный символический ритуал Бан Най. В Таиланде плеснуть водой на кошку считается сильным символическим жестом. Со своим общим отвращением к воде кошки символизируют сухость или засуху (Kingkeo 1968). Текстор (1973:73) описывает это следующим образом: «Кошка, по-видимому, символизирует те естественные или сверхъестественные силы, которые предпочитают сухость и, следовательно, должны быть решительно побеждены — с помощью процесса обливания, который символизирует само желаемое вознаграждение». Согласно этой системе верований, кошек замачивают в воде как форму «симпатической магии», чтобы вызвать дождь и положить конец засушливым периодам.

 

Плохие предзнаменования и кошачьи превращения

Не всякое поведение кошек считается хорошим предзнаменованием. Для персов кошачье поведение может быть связано с очень опасными предзнаменованиями. Например, если кошка трется мордой о человека, это признак надвигающейся опасности. Что касается кошачьих драк, Массе и Месснер (1954) заявляют, что «когда две кошки дерутся, их нужно быстро разнять, иначе возникнут трудности». Пожалуй, самая плохая примета, связанная с кошками, – это найденная в доме дохлая кошка. Считалось, что дохлую кошку нужно немедленно выгнать из дома, чтобы отвратить «скорую беду» (19).54:189).

Также принято считать, что черные кошки — это существа, называемые джиннами, более известными как «джинны» на английском языке. Учитывая, что джиннов являются могущественными и опасными духовными существами, жестокое обращение с черными кошками является рискованным делом. Если джинн подвергается преследованиям или мучениям, на преследователя обрушится заклинание обморока. Кроме того, считается, что если черная кошка входит в комнату ночью, ее нужно приветствовать на всякий случай, если это зловредный джинн. Риск немедленного индуцированного психологического состояния безумия является возможным побочным эффектом неправильного приветствия такого особого гостя (19).54:352).

На Юкатане считается, что колдуны майя обладают способностью превращаться в несколько форм домашних животных, включая кошек. Волшебник-оборотень, который может превращаться в кошку, называется « уай-миз » или кошачий колдун. Редфилд и Вилья Рохас отмечают, что любой может научиться превращаться в духа-животного, если он хочет «торговать злом» (1962: 178). Эта способность основана на вере майя в то, что человеческие души могут быть связаны с животными, такими как кошки (Descola 2013). Это убеждение довольно распространено в культуре майя, и эти превращения животных часто не воспринимаются всерьез. Считается, что колдуны превращаются в кошек просто для того, чтобы творить озорства и шалости (Villa Rojas 1945:136).

В обществе азанде, расположенном в северной части Центральной Африки, дикую кошку по имени адандара боятся и считают чрезвычайно смертоносным предзнаменованием (Evans-Pritchard 1963). Один только взгляд на адандара может привести к смерти человека. Эти кошки, связанные с колдовством и лесбиянством, имеют яркое тело с большими глазами, которые светятся ночью и издают чрезвычайно пронзительные звуки (Evans-Pritchard 1963, 1970:1432). Эванс-Причард (1937:51) отмечает, что в мифологии азанде считается, что в редких случаях «самцы кошек вступают в сексуальные отношения с женщинами, которые рожают котят и кормят их грудью, как человеческие младенцы». Считается, что эта сила передается через ведьмовские семьи из поколения в поколение (Эванс-Причард 19).37:55). В одном примере Эванс-Причард (1971:371) описывает, насколько эти «котята-ведьмы» настолько ужасны, что даже военные боялись их и избегали.

Как показано выше, отношение к кошкам в различных культурах мира весьма различно. Кошек можно рассматривать как вестников добрых предзнаменований (персидский язык), плохих предзнаменований (персидский язык и азанде), волшебных существ, вызывающих дождь, а также превращающихся в джиннов (персидский язык) или колдунов (юкатек). Кроме того, похоже, что культурная преемственность в отношении верований в кошек существует даже между отдаленными мусульманскими обществами. Для получения дополнительной информации о кошках попробуйте выполнить поиск по следующим идентификаторам OCM в мировых культурах eHRAF: 231 — Домашние животные, или 825 — Этнозоология . Интересуетесь хорошими и плохими приметами? Попробуйте идентификаторы OCM 787 — Откровение и Гадание, 763 — Предзнаменования Смерти, 776 — Духи-Хранители или 754 — Колдовство .

 

Ссылки

Адриани, Николаус и Альбертус Кристиан Круйт. 1951. «Говорящая на языке Bare’E Тораджа Центральной Целебес (Восточная Тораджа): второй том». Верханделинген. Амстердам: Noord-Hollandsche Uitgevers Maatschappij. https://ehrafworldcultures.yale.edu/document?id=og11-003.

Аттагара, Кингкео, 1938 год. Народная религия Бан Най, деревни в Центральном Таиланде. Анн-Арбор, Мичиган: университетские микрофильмы, 1968 [копия 1984 года]. 2, 7, 816 л. [фотографии № 1 – № 70: илл., карты Тип документа: Монография. Источник обращения: http://ehrafWorldCultures.yale.edu.

Кампо, Хуан Эдуардо 2009. Энциклопедия ислама. Издание информационной базы. С. 131. ISBN 1438126964.

Эванс-Притчард, Э. Э. 1937. «Колдовство, оракулы и магия среди азанде». Оксфорд: Кларендон Пресс. https://ehrafworldcultures.yale.edu/document?id=fo07-071.

Эванс-Притчард, Э. Э. 1963. «Заметки о некоторых животных в Занделэнде». Мужчина 63: 139–42. https://ehrafworldcultures.yale.edu/document?id=fo07-063.

Эванс-Причард, Э. Э. 1970. «Сексуальная инверсия среди азанде». Американский антрополог, том. 72, нет. 6, 1970, стр. 1428–1434. JSTOR, www.jstor.org/stable/672861.

Глассе, Сирил 2003. Новая энциклопедия ислама. Роумэн Альтамира. стр.102. ISBN 0759101906 .

Курцман, Чарльз 1998. Либеральный ислам: Справочник. Издательство Оксфордского университета. п. 121. ИСБН 0195116224.

Малек, Дж. 1997. Кошка в Древнем Египте (пересмотренное издание). Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812216325 .

Массе, Анри и Чарльз А. Месснер. 1954. «Персидские верования и обычаи». Переводы науки о поведении. Нью-Хейвен [Конн.]: Файлы области человеческих отношений. https://ehrafworldcultures.yale.edu/document?id=ma01-007.

Оттони К., Ван Нир В., Де Купере Б., Далиго Дж., Гимарайнш С., Петерс Дж., Спасов Н., Прендергаст М.Е., Бойвин Н., Моралес- Муньис, А. и Бэлэсеску, А., 2017. Палеогенетика расселения кошек в древнем мире. Экология природы и эволюция, 1(7), стр.0139.

Редфилд, Роберт и Альфонсо Вилья Рохас. 1962. «Чан Ком: деревня майя». Чикаго: Издательство Чикагского университета. https://ehrafworldcultures.yale.edu/document?id=nv10-002.

Дескола, П. (2013). За пределами природы и культуры. Издательство Чикагского университета.

Текстор, Роберт Баярд 1973. Список богов: этнография сверхъестественного в тайской деревне Автор(ы):Корнельский университет. Программа Юго-Восточной Азии; Йельский университет. Исследования Юго-Восточной Азии Нью-Хейвен, Коннектикут: Файлы области человеческих отношений. 3, 44, 911 листов: ил. Доступ к монографии: http://ehrafWorldCultures.yale.edu Дата обращения: 16.07.2019, 14:26

Вилла Рохас, Альфонсо. 1945. «Майя восточно-центрального Кинтана-Роо». Публикация. Вашингтон, округ Колумбия: Вашингтонский институт Карнеги. https://ehrafworldcultures.yale.edu/document?id=nv10-004.

Почему в Стамбуле так много кошек? — Объяснение стамбульских кошек

В моем последнем фоторепортаже о крупнейшем городе Турции я с тоской вспоминал многочасовые блуждания по мощеным улицам Стамбула с фотоаппаратом и воображением. Везде, куда я ходил, были кошки. После нескольких недель в городе мне захотелось узнать: почему в Стамбуле так много кошек?

Сначала я подумал, что это только я. I do , кажется, постоянно сопровождаются кошками. В Муанг Нгои, Лаос, через несколько минут после того, как я сел читать, кошка выходила из ниоткуда и протискивалась ко мне между книгой и коленями. Блуждая по Амману, я ловил себя на том, что наклоняюсь, чтобы погладить тощих на вид кошек, каждая из которых материализовалась, когда я останавливался, чтобы собраться с мыслями.

Во многих других странах, когда я садился за еду или шел обедать, кошка прыгала мне на колени. Конечно, они, вероятно, были голодны. Но яростное мурлыканье и мгновенные друзья на коленях не были тем, что испытали мои друзья-путешественники. Люди, которых я встретил по дороге, начали называть меня заклинателем кошек, поэтому, когда я приехал в Турцию, я сначала подумал, что все сошло с ума.

Как будто чтение Роберта Фиска не было достаточно обременительным без кота на коленях? Одна из многих кошек в Лаосе.

Я быстро понял, что, честно говоря, в Стамбуле больших кошек, и никому будет трудно их избежать. Тем не менее, мой кошачий магнетизм (кошачий магнетизм?) достиг еще более высокого уровня. Когда я выходил из гостевого дома, ко мне тут же подкрадывались две кошки, окружали меня с каждой стороны и следовали за мной по дороге. Персонал в моем пансионе начал шутить, что я должен купаться в рыбьем жире.

Их подозрения усилились, когда я вернулся в свою комнату после долгого дня прогулок по Стамбулу… только чтобы найти кота, довольно сидящего у меня в душе.

(Я пошел и попросил кого-то из гостевого дома прийти и посмотреть, так как я сомневался, что они мне поверят. Кошка была очень сбита с толку, когда два человека смеялись так сильно, что у них по лицу текли слезы.)

Кошка в моем душе в Agora Guesthouse, Стамбул

Но дело было не только в моем кошачьем магнетизме; Стамбул — настоящая кошачья фабрика. На следующий день я выглянул в окно и заметил, что зеленый брезент был покрыт кошачьими. Они были там почти каждый день, пока я не уехал. Сколько бы раз я ни проверял брезент, другая группа кошек (две, три или больше) смотрела на меня, как бы говоря: «Чего ты ожидал? Мы просто болтаемся, пока ты не уйдешь, и мы снова сможем запрыгнуть к тебе в душ».

Кошки в районе Султанахмет, рядом с моим гостевым домом

Это не только Стамбул. По всей Турции много кошек. В основных туристических зонах Стамбула они были в основном сытые и чистоплотные, и почти все ласковые. Когда я пошел дальше, они похудели и стали более пугливыми.

Но одно оставалось неизменным: несмотря на их дружелюбие, кошки были повсюду.

Содержание

Нет, серьезно: почему в Стамбуле так много кошек?

В 2019 году The New York Times подсчитала, что только в Стамбуле, мегаполисе с населением 15 миллионов человек, предположительно свободно гуляют 130 000 собак и 125 000 кошек.

Почему так много кошек? Согласно статье 2017 года в The Economist:

Турция не уникальна среди преимущественно мусульманских стран тем, что почитает своих кошек, которые в исламе считаются ритуально чистыми животными. В хадисах, собранных изречениях и поступках Мухаммеда, есть многочисленные примеры любви Пророка к кошкам. По одной из версий, Мухаммад отрезал себе рукав, когда ему пришлось вставать на молитву, чтобы не потревожить кошку, которая свернулась калачиком на его одежде, чтобы вздремнуть. В другой сказке домашний кот Абу Хурайры (буквально «отец котенка») спас Мухаммеда от нападения смертоносной змеи. Мухаммед якобы благословил кошку в знак благодарности, дав кошкам возможность всегда приземляться на лапы. Кошки считались защитниками исламского мира и в других отношениях: они защищали библиотеки от разрушения мышами и, возможно, помогали защищать городское население от крысиных чум.

Просматривая книги по истории ислама, многие упоминают о любви пророка к кошкам, и хотя существуют вариации предыдущих историй, всеобщая привязанность к кошкам остается неизменной.

Мой постоянный спутник за обедом в тележке с кебабом в Султанахмет.

В начале предисловия к фотокниге Лорейн Читток Каирские кошки Аннемари Шиммель отмечает: множество кошек собиралось в саду Верховного суда, куда люди приносили для них корзины, полные еды. Ему сказали, что таким образом кади (судья) выполнял обязательства, восходящие к правлению мамлюкского султана аз-Захира Бейбарса в 13 веке. Этот любящий кошек монарх создал «кошачий сад», где каирские кошки найдут все, что им нужно и что им нравится. С течением времени это место продавали и перепродавали, меняли и перестраивали; тем не менее закон требовал, чтобы султанское дарование чтилось, а кто лучше кади исполнит волю короля и позаботится о кошках?

Парковый кот задумчив в Султанахмет.

Кеди и не только Кеди: кошки в современном Стамбуле

Действительно, в народной поговорке говорится: «Если вы убьете кошку, вам нужно построить мечеть, чтобы получить прощение от Бога». Прогуливаясь по улицам Стамбула, вы увидите множество небольших контейнеров по бокам зданий и скромные продовольственные пайки, раздаваемые его жителями.

Хотя кошек официально не усыновили, о них не заботится никто и все, гигантская общественная сеть по уходу за кошками. Даже на чемпионатах мира по баскетболу был кошачий талисман, голубоглазый Баскет в честь длинноволосого турецкого Вана.

Популярность кошек в Стамбуле не осталась незамеченной пользователями социальных сетей. Кто-то завел аккаунт Кота Святой Софии в Instagram, среди многих других. Сейчас у него 119 000 подписчиков.

подождите. https://t.co/TmtAutfoZa

— Хенд Амри (@LibyaLiberty) 3 января 2022 г.

В отличие от других мест в моих путешествиях, никто не смотрел на меня, если я пытался поесть тогда. Я был получателем большого разговора с владельцем ресторана в Марокко; мое кормление бездомных просто гарантировало бы, что они возвращаются снова и снова.

Напротив, когда я пошел за куриными крылышками и не смог доесть свою тарелку, я попытался  исподтишка подсунуть кошке под стул кусочек еды. Увидев мою скрытность, хозяин подошел и с улыбкой на лице опустил кошку под полную голень, чтобы насладиться.

В прилавке с куриными крылышками рядом со старым базаром специй.

Не все так идиллично для кошачьих в Турции

Конечно, это не совсем идиллическая жизнь для животных Стамбула.

Как я уже упоминал, прогулка по бедным частям города откроет вам глаза на менее удачливых бродяг Стамбула. Кошачьи бои среди ночи довольно распространены, и есть проблемы с огромным количеством бездомных животных в городе (если их не стерилизовать, они, конечно, будут рожать больше кошек). Кроме того, до 2004 года не существовало официального закона о защите животных, и даже с  действующим законом (Закон о защите животных № 5199) правонарушители подлежат только штрафам.

И, как отмечается в этой статье о собаках в Стамбуле, к собакам относятся с гораздо меньшей любовью и заботой, хотя это начинает меняться. В статье New York Times за октябрь 2019 года цитируется стоматолог из Стамбула, который отмечает, что муниципалитеты вокруг Турции травили собак в конце 90-х и начале 2000-х годов. Согласно статье, все изменилось, потому что убийства собак, наконец, спровоцировали демонстрации и общественное давление, чему способствовал рост доступа к Интернету в конце 19-го века. 90-х и начала 2000-х.

Любопытный кот у Голубой мечети, пришел поздороваться.

Положительные новости, однако, заключаются в том, что Турция ввела новый закон, согласно которому жестокое обращение, пытки или оставление животных без еды и воды будут караться тюремным заключением. Закон сейчас находится в зачаточном состоянии, но те, кто заинтересован в его поддержке, могут пойти и подписать эту онлайн-петицию. Будет интересно посмотреть, как, в случае принятия, правило будет применяться.

Демонтаж кат.

Документальный фильм 2017 года о кошках в Стамбуле, Kedi , также помог продемонстрировать один день из жизни кошки в городе и привлечь внимание к уличным животным в городе. В то время как в фильме есть прекрасная операторская работа и множество сцен с кошками, он также заканчивается мрачно, предупреждая, что модернизация Стамбула вытесняет как людей, так и кошек по мере расширения города. Вот отличная статья Paris Review под названием The Alleycats of Istanbul, как о фильме, так и о нашей любви к животным.

Кроме того, множество вирусных видеороликов о животных в Турции помогли рассказать миру об их бедственном положении: трамвай, останавливающийся, чтобы дождаться, пока бродячая кошка закончит пить воду с земли, торговый центр, в котором собаки спят внутри, завернутый в одеялах, во время метели, имам, гладящий кошек в мечети, и мой любимый кот на вершине эскалатора, отказывающийся двигаться, несмотря на то, что он мешает. В некоторых городах есть даже статуи уличных животных.

Согласно статье в New York Times, благополучие животных стало политическим вопросом:

«Эта тема стала настолько популярной, что теперь политики не могут больше отталкивать любителей животных», — сказал он. «Обычно они никогда не соглашаются ни в чем другом, но все они были на одной волне в отношении уличных животных. Это должен быть исторический момент».

Еще один документальный фильм, на этот раз от Netflix в августе 2022 года, исследует кошек в целом с особым упоминанием стамбульской популяции кошек и прогрессивного законодательства, которое их защищает. «Внутри разума кошки» глубоко погружается в психологию и физиологию кошек, включая вопрос, который задают многие владельцы домашних животных: «Моя кошка 9».0015 на самом деле любишь меня?»

Кроме того, документальный фильм рассказывает об истории приручения кошек и о том, как в средние века церковь пыталась избавиться от кошек из-за их связи с ведьмами. Исследования кошек отстают от исследований собак, но в последние годы появляется все больше и больше исследований.

Вот трейлер:

Еще несколько фотографий стамбульских кошек

Что касается моей поездки, то я встречался, гладил и обнимал многих кошек во время моих недель в Стамбуле. Как целиакия, я не могу есть пшеничную муку и хлеб в Турции (и, следовательно, кепаб бутербродов и шаурма бутербродов) были запрещены. Но тарелки с мясом были гигантского размера, и я не мог их доесть. Попытка сообщить о своей аллергии была смехотворно невозможной, поэтому вместо этого я заказывал бутерброд, брал вилку — к замешательству персонала ресторана — и ел только мясо и овощи. Но что делать с пропитанным мясом хлебом? Да котам отдайте, конечно!

Они были… в замешательстве.

Кошки и хлеб: не лучшее сочетание.

От котов, похожих на диктаторов…..

Не самый дружелюбный из котов.

…очаровательным котятам в коробках по всему городу, история Стамбула не будет полной без учета кошачьего присутствия, и они прочно окутывают мои воспоминания о городе.

Кепаб коты в коробке, СтамбулКепаб коты в коробке, вид сзади. Эти ребята сидели там каждый день, а ящик хранили в безопасности ночью и переставляли каждое утро.

Как отметили в гостевом доме, когда я уезжал в прошлом месяце, «мы с нетерпением ждем возможности приветствовать вас в Стамбуле — и кошки тоже».

Если вы направляетесь в Стамбул, этот путеводитель 2019 года от Roads and Kingdoms — отличное место для начала, а затем дополните его урчащим желудком списком лучших блюд, которые можно есть в городе от Migrationology.

А чтобы увидеть больше фотографий кошек из того, что Daily Sabah называет «Catsanbul», смотрите их длинный кошачий фоторепортаж здесь.

Не волнуйтесь, любители собак: для вас тоже есть документальный фильм о собаках в Стамбуле.

Dowoof, лондонская компания документальных фильмов, получившая Оскар и BAFTA, выпустила трейлер документального фильма 2021 года о бродячих собаках в Стамбуле под названием Бродяга. Фильм, похоже, согласуется с Кеди и показывает трех собак — Зейтин, Назар и Картал — которые бродят в поисках еды и убежища. Согласно целевой странице фильма, «Страй стремится пролить свет на социальные потрясения Турции посредством наблюдений за Зейтин и ее спутниками — как людьми, так и не людьми». Режиссер Элизабет Ло.

Трейлер для Stray ниже, и вы можете найти больше информации на веб-сайте Stray или в Instagram.

-Джоди

Приложение : С тех пор, как сообщение было опубликовано, я получил электронные письма от Турков, которые благодарили меня за объяснение, и другие, говорящие мне, что все это творческое мышление и неточно. Пока я исследовал пост, и журнал Economist (я полагаю) тоже проверил свою статью, я хотел выдернуть из одного из электронных писем противоположную точку зрения:

.

Некоторые из моих коллег не стесняются рассказывать такие городские легенды или истории о кошках, в данном случае, что способствует дальнейшему распространению этого заблуждения. Не забывайте, что в Стамбуле самое религиозное население только за последние 30-40 лет.