Церковь Василия Исповедника, что в Новой деревне, 1895-1897 гг., арх. А.П. Попов

Фотографии

«Современное фото»


«Историческое фото»

Учетная карточка

Редактировать объект

Редактировать информацию

Описание объекта

Новая деревня у Рогожской заставы образовалась как рабочий поселок в конце XIX столетия со строительством здесь завода Гужона. Территория, на которой был построен поселок, находилась за Камер-Колежским валом, считавшимся тогда официальной границей города, и была приписана приходом к пригородному селу Карачарову. В это время появилась острая необходимость в строительстве своей церкви, так как старинные православные храмы Рогожской слободы были от Новой деревни слишком далеко, как и церковь села Карачарова.

Разработка проекта храма в Новой деревне первоначально, в 1894 году была поручена В.А. Бахрушиным московскому архитектору Б.В. Фрейденбергу. Но в дальнейшем из-за его занятости проектированием церкви занялся Алексей Протогенович Попов (2-ой). Церковь Василия Исповедника, что в Новой деревне, была построена в 1896 году на средства известных промышленников и меценатов братьев А.А., П.А., В.А., Бахрушиных. Внутренняя отделка храма была выполнена в 1897 г. В 1899 г. фасады храма были выбелены. В 1906 году стены и своды в интерьере храма были покрыты росписью художником Ф.А. Соколовым, который ранее написал все иконы для иконостасов главного храма и приделов. Стенопись «в стиле Строгановского письма с орнаментами в византийском стиле» производилась по эскизам, разработанным в 1903 году архитектором- художником Ф.Ф. Горностаевым.

Архитектура храма была типичной для «русского стиля» второй половины XIX века: шатровая колокольня богатый кирпичный декор, многочисленные кокошники, колонки и ширинки.

Композиция здания слагалась из двух частей — собственно храм и примыкающего к нему с западной стороны вертикального объема колокольни. Объем храма имел симметричную центрическую композицию в виде квадратного в плане приземистого четверика. Над центральной его частью возвышался граненый световой восьмерик, увенчанный единственной луковичной главкой — вытянутой кверху и дополнительно вознесенной на стройном глухом барабане. В ширину восточного фасада к четверику примыкает трехчастный алтарь — одинаковый с ним по высоте и состоящий из трех полукруглых в плане апсид. К центру западного фасада примыкает компактный кубический объем паперти, который служил, одновременно, западным входным крыльцом и основанием ярусной колокольни. Боковые входы в храм были оформлены крупными притворами, или крыльцами, закрывающими собою более трети фасада и равными четверику по высоте.

Два яруса звонницы церкви Василия Исповедника, незначительно уменьшенные один относительно другого, были водружены на кубическом основании западной паперти. План у ярусов звонницы квадратный, но углы объемов были скошены — слегка скруглены и. декорированы вертикальными лопатками. Одинаковые арки звонов, ориентированные по странам света, расположены в обоих ярусах. Звонница была увенчана шатровой кровлей со слухами и двумя ярусами полукруглых кокошников в основании шатра. Главка над колокольней имела своеобычную шаровидную форму и поддерживала восьмиконечный крест.

Главная особенность общей композиции здания состояла в том, что, в отличие от большинства приходских церквей, она имела не трехчастную, а двухчастную композицию, в которую не был включен самостоятельный объем т.н. «трапезной». Отсутствие последней компенсировалось значительными габаритами четверика, рассчитанного на вместимость до 3000 человек, сопоставимую

с масштабом соборных храмов.

Помещение храма было поднято на высоком цоколе, или полуподвале, просторные помещения которого предназначались для размещения в них системы духового отопления. Вход в полуподвальные помещения первоначально осуществлялся по каменным лестницам из боковых притворов. Воздуховоды, устроенные в толще стен здания, решали две важные проблемы внутреннего благоустройства: отопление и вентиляцию. Сложные расчеты конструкций и высокое качество строительной технологии обеспечивали еще одно важное качество помещений, где совершались богослужения — их акустику.

Объем храма был сложен целиком из красного кирпича промышленного производства, с использованием белого известняка в цокольной части здания. Кровля его первоначально была покрыта оцинкованным железом, а немногим позднее покрашена в зеленый цвет масляной краской. Тогда же, первоначально красные, фасады церкви были выбелены известью

В советские годы церковь Василия Исповедника разделила судьбу большинства православных храмов Москвы.

В 1922 г. постановлением Совнаркома из него были изъяты все церковные ценности. Переход прихода в обновленчество не спас церковь Василия Исповедника от закрытия и дальнейшего разорения. После упразднения церкви в 1935 году, здание храма передали заводу «Серп и Молот». После закрытия храма его объем частично разобрали, лишив бывшую церковь признаков культового здания. Были сломаны яруса звонницы, разобраны венчающие элементы восьмерика — световой фонарь, глава и крест; в дальнейшем были разобраны боковые притворы и сбит архитектурный декор фасадов здания. Художественное обезличивание сопровождалось приспособлением для нового использования. После надстройки здания его внутреннее помещение разгородили на три этажа, пробив в трех уровнях для освещения новые прямоугольные окна. Наружная оштукатурка фасадов окончательно скрыла под собою признаки исторически ценного памятника архитектуры. Почти полностью была утрачена и художественная отделка интерьеров. В результате, в список памятников архитектуры, состоящих на Государственной охране, здание церкви Василия Исповедника включено не было.

Каменные и деревянные постройки, находившиеся на территории церковного владения и принадлежавшие церкви, были отчуждены, а в дальнейшем постепенно уничтожены, освободив место для новых зданий. В настоящее время сохранился фрагмент старой церковной ограды с главными воротами, выходящими на Международную ул. и зданием привратной сторожки, построенной вместе с храмом в псевдо-русском стиле, но обезличенной в 1967 году уничтожением архитектурного декора ее фасадов.

С 1947 по 1990 гг. в здании церкви размещался архив Института истории партии Московского городского комитета КПСС (с 1990 г. — Научный и информационный центр политической истории Москвы).

В июле 1991 г. московскими властями было принято решение о возвращении здания церкви Василия Исповедника Русской православной церкви (РПЦ).

Богослужение возобновилось в храме только 4 декабря 1998 года. С 1999 г. храм Василия Исповедника официально возвращен РПЦ.

В последние годы на фасадах храма проведены ремонтно­реставрационные работы по восстановлению утраченного декора. Помимо этого, в восточной части были частично разобрано позднее междуэтажное перекрытие, а получившееся пространство используется для богослужений.

 

что нужно сделать 13 марта, чтобы на целый год не остаться без денег – Учительская газета

13 марта православная церковь отмечает день памяти великомученика Василия Исповедника, жившего в VIII веке. В народном календаре – Василий Капельник или Василий Теплый. В старину в это время люди опасались лишний раз выйти за порог дома. Причин для этого хватало. Расскажем, что заставляло наших предков сидеть взаперти.

Фото: Екатерина Иванова. UG.RU

13 марта в православных храмах будут вспоминать о великомученике Василии Исповеднике. Святой жил в VIII столетии, когда Византией правил император-иконоборец Лев Исавр.

Василий Исповедник

О Василии Исповеднике или Василии Декаполите известно немного. Великомученик жил в VIII веке в Византии, в которой в это время царствовал Лев III Исавр. Правитель был ярым иконоборцем, борющимся с православием. Василий – приверженцем христианства. Свой выбор он сделал еще в юности, когда решил принять монашество.

Учителем Василия стал Прокопий Декаполит – скромный монах, проповедующий христианство. Сила духа великомученика Прокопия вела за собой людей, которые благодаря ему и его ученику приобщались к православию.

Когда правителю Византии доложили о двух непокорных монахах, отказывающихся отречься от веры в Иисуса Христа, он приказал схватить упрямцев и заточить их в тюрьму.

Фото: monastery.ru

Жестокие муки, которым подвергли Василия Исповедника и Прокопия Декаполита, не сломили монахов. Во время пыток они говорили о вере в Иисуса Христа, заставляя мучителей думать о том же. После смерти императора Василия Исповедника и Прокопия Декаполита выпустили из тюрьмы. Святой великомученик Василий умер своей смертью в 750 году.

Народный календарь: Василий Капельник, Васильев день

Праздник, посвященный Василию Исповеднику, которого почитают и сейчас, в народе называли и Василием Теплым, и Василием, и Василием Капельником, и просто Капельником. Название говорит само за себя: несмотря на то, что весна еще не вступила полностью в свои права, погода меняла характер.

В старину существовало поверье, связанное с сосной. На Василия Капельника полагалось принести в дом ветки вечнозеленого дерева, чтобы очистить жилье от присутствия злых духов, и приготовить целебный настой.

Фото: pixabay.com

Сохранился рецепт, которым наши предки лечили детишек от водянки, они называли недуг овечьей одышкой. Чтобы приготовить лекарство, брали хвою, мыли под водой и заваривали кипятком.

Когда настой немного остывал, его принимали несколько раз в день. Но пили не просто так – существовал особый ритуал. Мать укутывала чадо в тулуп из овцы и сажала его возле порога. Отец сначала загонял животных в дом, а потом выгонял на улицу. Наши предки верили, что овцы уносят болезнь.

Что нужно сделать на Василия Капельника

Народный праздник, посвященный Василию Исповеднику, всегда начинался с посещения церкви. Стоя перед иконой, люди обращались с просьбами помочь исцелиться от недугов, от темных сил, которые в это время ходили по пятам, принимая облик животных и вселяясь в души нечестивых людей. Василий Исповедник помогает укрепить веру, способствует семейному счастью и благополучию.

Василий Капельник любит тружеников. Люди, которые много работают в этот день, могут быть уверены: удача не пройдет мимо. В старину труд на Василия Капельника связывали с хорошим урожаем зерновых культур.

На Василия Капельника настой из сосновых иголок полагалось давать не только больным детям – его пили все члены семьи. Считалось, что после этого весь год можно не опасаться за свое здоровье.

Василий Капельник способствует укреплению семейных отношений. Наши предки знали: чем больше почестей жена окажет мужу в это время, тем прочнее и надежнее будут семейные узы. Супруг такую жену не обидит и «налево» не пойдет.

Василий Капельник: что нельзя делать в это время

Фото: Светлана Лобова. UG.RU

С народным праздником Василием Капельником связано множество поверий и примет. День этот в старину считался непростым. Его связывали с разгулом темных сил, которые преследовали людей, ходя за ними по пятам. Они могли проникнуть в дом в облике животных, поэтому двери держали плотно закрытыми.

Опасаясь стать жертвой злых духов, наши предки старались без особой необходимости не покидать жилище. А вечером и вовсе сидели взаперти.

На Василия Капельника в старину не брали в руки веник, не подметали и не мыли пол. Считалось, что так можно вымести удачу и финансовое благополучие. «Помоешь пол на Василия, весь год будешь сидеть без денег», – говорили наши предки.

Народные поверья, пришедшие из давних времен, полны предрассудков. Следовать им, конечно же, не нужно. У наших современников другие ценности и традиции. Но знать, как жили люди несколько веков назад, почему поступали так, а не иначе, чего боялись, а чему радовались, совсем не бесполезно. Разве не так?

Василий Капельник: народные приметы

13 марта (28 февраля по старому стилю) обычно начиналась капель. Снег на крышах таял, превращаясь в сосульки. «Посмотри на Васильев день на капельники (так называли сосульки) – и капель пойдет». «Придет Василий – и зима заплачет». На сосульки поглядывали не только ради удовольствия, они предсказывали урожай. Если они были длинными, наши предки знали: летом будет много льна.

Если на Василия Капельника шел дождь, это означало, что лето будет теплым и умеренно дождливым. Если день был пасмурным, понимали: ночью грянут заморозки. Солнечная и ясная погода подсказывала: лето будет урожайным во всех смыслах.

13 марта именины отмечают: Марина, Николай, Арсений, Артем, Василий, Сергей, Кира. У людей, названных этими именами, много общего. Они умеют «плыть по течению», приноравливаясь к обстоятельствам. Эта черта помогает им быть успешными и богатыми.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало о родительских субботах, которые отмечают в марте 2023 года. Об истории происхождения Масленицы, о том, как принято отмечать Широкую масленицу. А также о Прощеном воскресенье, которое приходится на последний день Масленицы. Специальная рубрика UG.RU «Народный  календарь» посвящена старинным русским обычаям и приметам.

Новости от партнёров

12 апр. Преподобный отец и исповедник Василий, епископ Парийский

Вестник от 11.04.2022

Святитель Василий Исповедник, Епископ Парийский, жил в VIII в. Его избрали епископом жители Пария, почитавшие святого как истинного пастыря стада Христова. Когда вспыхнула иконоборческая ересь, святитель Василий решительно выступил на стороне иконопочитания и отказался подписать указ об их упразднении Собора 754 года, созванного при императоре Константине V Копрониме (741-775). Святитель избегал общения с еретиками и не допускал их в свою епархию. За свою ревность он претерпел много гонений, голода и лишений. Святитель Василий оставался верным Православной Церкви до самой смерти.

 

Тропарь

О наставник истинной веры, зеркало благочестия и похвального поведения, светлая звезда вселенной и украшение первосвященников, всех нас просветил учением твоим. Премудрый Василий, вдохновленный Богом и лирой Святого Духа, моли Христа Бога нашего, чтобы Он спас наши души.

 

Кондак

Светом свыше озаренный, Ты просвещаешь всех, кто с любовью чтит твои испытания. Отче и мученику священнику Василию, блаженнейшему, моли непрестанно о всех нас Христа Бога нашего.

 

Чтения дня

Исход 2: 5-10

Дочь фараона сошла купаться на реку, а ее слуги шли вдоль реки. Она увидела корзину среди камыша и послала свою служанку принести ее. Открыв ее, она увидела ребенка. Он плакал, и она пожалела его. «Должно быть, это один из детей евреев», — сказала она. И сказала сестра его дочери фараоновой: не пойти ли мне и взять тебе кормилицу из еврейских женщин, чтобы она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: «Да». Итак, девочка пошла и позвала мать ребенка. Дочь фараонова сказала ей: «Возьми этого ребенка и вскорми его для меня, и я дам тебе твою плату». Итак, женщина взяла ребенка и вскормила его. Когда ребенок подрос, она привела его к дочери фараона, и она взяла его себе как сына. Она назвала его Моисеем, потому что, по ее словам, «я вытащила его из воды».

 

Иов 1: 13-22

    Однажды, когда его сыновья и дочери ели и пили вино в доме старшего брата, пришел к Иову гонец и сказал: «Волы пахали, а ослы паслись рядом с ними. , и напали на них савеи и похитили их, а слуг убили острием меча; Я один спасся, чтобы рассказать тебе. Пока он еще говорил, пришел другой и сказал: «Огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их; Я один спасся, чтобы рассказать тебе. Пока он еще говорил, пришел другой и сказал: «Халдеи построились тремя колоннами, напали на верблюдов и угнали их, а отроков убили острием меча; Я один спасся, чтобы рассказать тебе. Пока он еще говорил, пришел другой и сказал: «Ваши сыновья и дочери ели и пили вино в доме старшего брата своего, и вдруг подул сильный ветер от пустыни и ударил по четырем углам дома, и упал на землю». молодые люди, и они мертвы; Я один спасся, чтобы рассказать тебе.

И встал Иов, разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал на землю и поклонился. Он сказал: «Нагим я вышел из чрева матери моей, нагим возвращусь туда; Господь дал, и Господь взял; да будет благословенно имя Господа».

Во всем этом Иов не грешил и не обвинял Бога в проступках.

 

Матфея 24:36 – 26:2 

Господь сказал Своим ученикам: «Точного дня или часа не знает никто, ни ангелы на небесах, ни Сын, а только Отец. Пришествие Сына Человеческого повторит то, что произошло во времена Ноя. Во дни перед потопом люди ели и пили, женились и выходили замуж, вплоть до того дня, как Ной вошел в ковчег. Они были совершенно безразличны, пока не пришел потоп и не уничтожил их. Так будет и при пришествии Сына Человеческого. Двое мужчин будут в поле; один возьмут, а другой оставят. Две женщины будут молоть муку; один возьмут, а другой оставят. Поэтому бодрствуйте! Вы не можете знать день, когда придет ваш Господь.

    «Будьте уверены: если бы хозяин дома знал, когда придет вор, он бдительно смотрел и не допустил бы проникновения в свой дом. Вы должны быть готовы таким же образом. Сын Человеческий придет в то время, когда вы меньше всего ожидаете. Кто тот верный и дальновидный слуга, которого господин поставил над своим домом, чтобы раздавать пищу в случае нужды? Счастлив тот слуга, которого хозяин по возвращении застает за работой! Уверяю вас, он поручит ему все свое имущество. Но если слуга негодный и говорит себе: «Мой господин скоро придет», и начинает бить товарищей своих, есть и пить с пьяницами, то хозяин того человека вернется, когда он не готов и менее всего ожидает его. . Он сурово накажет его и расплатится с ним, как с лицемерами. Тогда будет плач и скрежет зубов.

    «Власть Бога можно сравнить с десятью подружками невесты, которые взяли свои факелы и вышли приветствовать жениха. Пять из них были глупыми, а остальные пять — разумными. Глупые, взяв факелы, не взяли с собой масла, а благоразумные взяли и фляги с маслом, и факелы. Жених задержался с приездом, поэтому все начали то кивать, то засыпать. В полночь кто-то крикнул: «Жених здесь! Выйди и поприветствуй его!» От крика все девушки проснулись и приготовили свои факелы. Глупые сказали разумным: «Дайте нам немного вашего масла». Наши факелы гаснут». Но разумные ответили: «Нет, может не хватить вам и нам. Пойдите лучше к торговцам и купите себе». Пока они пошли покупать, пришел жених, и те, кто был готов, пошли с ним на свадьбу. Затем дверь была заперта. Позже вернулись и другие подружки невесты. «Хозяин, хозяин!» — кричали они. «Открой нам дверь». Но он ответил: «Говорю тебе, я не знаю тебя». Мораль такова: держи глаза открытыми, ибо ты не знаешь ни дня, ни часа.

    «Случай человека, который отправляется в путешествие, аналогичен. Он созвал своих слуг и раздал им свое имущество по способностям каждого человека. Одному он раздал пять тысяч сребреников, другому две тысячи, третьему тысячу. Затем он ушел. Сразу же человек, получивший пять тысяч, пошел их вкладывать и заработал еще пять. Точно так же человек, получивший две тысячи, удвоил свою цифру. Вместо этого человек, получивший тысячу, пошел и выкопал яму в земле, куда зарыл деньги своего хозяина. После долгого отсутствия хозяин этих слуг вернулся домой и рассчитался с ними. Человек, получивший пять тысяч, вышел вперед и принес дополнительные пять. — Милорд, — сказал он, — вы дали мне пять тысяч. Смотри, я нажил еще пять тысяч». Его господин сказал ему: «Хорошо! Вы трудолюбивый и надежный слуга. Поскольку вы были надежны в малом деле, я поручу вам более крупные дела. Подойди, раздели радость твоего господина!» Человек, получивший две тысячи, выступил вперед: «Мой господин, — сказал он, — ты доверил мне две тысячи, а я сделал еще две тысячи». , «Ловко сделано! Ты тоже трудолюбивый и надежный слуга. Поскольку вы были надежны в малом деле, я поручу вам более крупные дела. Иди, раздели радость своего хозяина!»

    «Наконец человек, получивший тысячу, выступил вперед. — Милорд, — сказал он, — я знал, что вы суровый человек. Ты жнешь, где не сшил, и собираешь, где не рассыпал, поэтому я от страха ушел и закопал в землю тысячу сребреников твоих. Вот ваши деньги назад. Его хозяин воскликнул: «Ты бесполезный, ленивый хам! Ты знаешь, я жну, где не шил, и собираю, где не рассыпал. Тем больше причин отдать свои деньги банкирам, чтобы по возвращении получить их обратно с процентами. Вы там! Отнимите у него тысячу и отдайте тому, у кого десять тысяч. Те, у кого есть, будут получать больше, пока не разбогатеют, а те, у кого нет, потеряют даже то немногое, что у них есть. Выбросьте этого никчемного слугу во тьму снаружи, где он сможет плакать и скрежетать зубами».

    «Когда Сын Человеческий придет во славе своей, сопровождаемый всеми ангелами небесными, он сядет на свой царственный престол, и все народы соберутся перед ним. Затем он разделит их на две группы, как пастырь отделяет овец от козлов. Овец он поставит по правую руку, а козлов по левую. Царь скажет тем, кто справа от него: «Подойдите». У тебя есть благословение моего отца! Наследуй Царство, уготованное тебе от сотворения мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня. Я был странником, и вы приняли меня нагим, и вы одели меня. Я был болен, и Ты утешал меня, в темнице, и ты пришел навестить меня». Тогда праведник спросит Его: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим и накормили, или видели жаждущим и напоили? Когда мы приветствовали вас вне дома или одевали вас в вашу наготу? Когда мы навещали вас, когда вы были больны или в темнице?» Царь ответит им: «Уверяю вас, что всякий раз, когда вы делали это для одного из моих меньших братьев, вы делали это для меня».

    «Тогда скажет тем, которые слева от него: ‘С глаз моих, осужденные, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его! алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня. Я был вдали от дома, и вы не приняли меня, наг, и вы не дали мне одежды. Я был болен и в темнице, и Ты не пришел утешить меня. Тогда они, в свою очередь, спросят: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или вне дома, или нагим, или больным, или в темнице, и не посещали Тебя в ваши нужды?» Он ответит им: «Уверяю вас, что всякий раз, когда вы пренебрегали одним из этих меньших, вы пренебрегали тем, что делали Мне». жизнь.»

    Когда Иисус закончил все эти речи, Он сказал Своим ученикам: «Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и что Сын Человеческий предан будет на распятие».

 

Иконка предоставлена ​​Джеком Фигелем, Eastern Christian Publications – ecpubs.com

Понедельник, 11 апреля –

  • 19:00

Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, иероисповедник

Христиане на протяжении веков питались Житиями святых: апостольских иерархов, пустынников, мучеников, чудотворцев. Сегодня христиане сталкиваются с растущим давлением отказаться от доктрины и догмы в пользу «политкорректного» религиозного синкретизма, мы должны обратить особое внимание на жизнь тех святых, которые были исповедниками веры, которые отказались приспособиться к духу мир. Житие св. Василия Кинешемского, дар богатого самиздатовского хранилища России, предлагает именно такой пример, который может вдохновить нас на волю к сопротивлению популярному и «политкорректному».

     Величие святого коренилось в его воспитании, строгом даже по меркам России девятнадцатого века. Его отец, священник, не допускал в дом никаких светских влияний, и детям не разрешалось выходить за пределы живой изгороди, которая обозначала границы их мира. Но кажущаяся суровость этой монастырской среды растворялась в атмосфере истинно христианской любви, а социальная изоляция часто нарушалась радушным приемом бедняков и паломников. Отсутствие отвлекающих факторов и приучение к молитве и духовному подвигу располагали ум к сосредоточению, так что запоздалое воспитание детей не оказывало интеллектуального недостатка и служило на пользу их духовному благополучию, что было главной заботой их родителей.

       Даже после такого концентрированного религиозного воспитания требовалось вмешательство Божественного Промысла, чтобы направить юного Вениамина Преображенского – будущего епископа Василия – на путь воли Божией. Он поступил в английский университет, чтобы подготовиться к выбранной им писательской карьере, когда во время летних каникул отправился с друзьями в плавание по Волге. Лодка перевернулась, и Вениамин, рискуя утонуть, отчаянно молился, обещая, что если он будет спасен, то посвятит свою жизнь защите Веры. Он был единственным выжившим.

       Еще будучи студентом Духовной академии в Воронеже, Вениамин начал проповедовать в местных церквях. Поняв, что слушающие его мало образованы в вере, он сразу же начал свою миссионерскую деятельность. «Оглядывая прихожан во время богослужений, проповедуя, он выбирал из них одну женщину сильной веры, которая впоследствии становилась центром, вокруг которого собирался круг верующих. Здесь читалось Евангелие, затем толковалось, иногда с примерами самим Вениамином. Были изучены и рубрики церковных служб. Пелись церковные песнопения и любимые народом духовные песни». [1]

       Он не пренебрегал и детьми. Когда в 1918 году большевики издали декрет о запрещении преподавания катехизиса в школах, Вениамин собрал детей в церкви, где сам продолжил их уроки Закона Божия.

       Его отец считал преждевременным рукоположение или постриг до сорока лет, и только в сорок пять лет Вениамин стал священником. Вскоре после этого он был пострижен, а в следующем, 1921 году, хиротонисан во епископа Кинешмского.

        Как архиерею владыка Василий оставался любовно простым в отношениях с людьми. «Когда он посещал молитвенные кружки, молва о его приезде быстро распространялась, и люди спешили ему навстречу… Пришедшие садились, где могли. Владыка усаживался на пол и пел религиозные песни, аккомпанируя себе на цитре. В его проповедях, евангельских беседах и пении было так много любви и простоты, что он казался орудием в руках Божиих.Он не искал и не желал другого жребия в жизни, другого жребия в жизни: ни золота, ни серебра, ни положения. в мире; он не хотел ничего из этого. Он хотел только быть истинным слугой Бога «.

      Отсутствие личного честолюбия и заботы о себе предоставило достаточно места для Святого Духа, чье присутствие ясно сообщалось через проповеди епископа и его совершение богослужений. Толпы людей, многие из которых были необразованными рабочими, проходили несколько верст, чтобы присутствовать на вечерних бдениях по четвергам, на которых владыка читал акафист в честь Страданий Господних. «Во время чтения в храме было так тихо, что казалось, будто никого и нет, каждое слово слышно было в самом дальнем углу… Так много было благодати на этих богослужениях, что народ не чувствовал утомления». Даже неверующие, евреи, испытали на себе преображающую силу проповедей епископа, которые почти всем казались «ответами на внутренние вопросы души» 9.0003

      Духовное величие владыки подкреплялось его подвижничеством. Он жил в бане, расположенной на заднем дворе благочестивой вдовы, где спал на полу, используя полено вместо подушки. Хотя это означало ежедневную прогулку через весь город к собору, его не убедили переехать. Гуляя по улицам в ранние утренние или поздние ночные часы, епископ несколько раз подвергался нападению грабителей. Давно раздав все имущество, он отдавал им все, что имел, и умел делать это кротко и с любовью.

       Его подвиги принесли плоды в целительной силе его молитв. «Однажды в дверь к владыке постучала девочка. Он узнал в ней одну из детей, пришедших к нему на катехизис. Она всю дорогу горько плакала, а когда увидела владыку, свою последнюю надежду, заплакала еще больше. она не плакала, когда умирал ее отец, которого она горячо любила? Владыка тотчас же собрал свои вещи и пошел с ней к умирающему, которого застал в объятиях смерти. Епископ стал молиться. Он молился долго и горячо. приобщился умирающий и, предав все воле Божией, ушел. Тотчас же болезнь стала отступать. Больной стал быстро выздоравливать и вскоре выздоровел».

       Многочисленные случаи также свидетельствовали о его даре ясновидения.

       Величайшей задачей служения святителя было благополучно провести свою паству через бури, обрушившиеся на внутренние дела Русской Церкви. Когда в начале 20-х годов санкционированные правительством обновленцы стали захватывать храмы и насаждать свое модернистское учение, владыка Василий поручил своим клирикам не оставлять паствы, а служить на свежем воздухе, как и он сам, привлекая тысячи своими вдохновенными проповедями. . Это сопротивление привело к его первому аресту в 1923 г. и ссылкой в ​​Зиранск в сопровождении пяти других иерархов, среди которых был митрополит Кирилл Казанский, будущий руководитель Катакомбной Церкви.

      Срок ссылки истек, владыка Василий вернулся в Кинешму в мае 1925 года. Но его огромная популярность раздражала власти, и уже через год он был вынужден покинуть город. Он уединился в деревне, посвящая все свое время молитве. Через полгода он вернулся в Кинешму, чтобы возобновить пастырскую и апостольскую деятельность, окормляя своих духовных чад и оживляя церковную жизнь. Но всего через несколько месяцев он снова был вынужден переехать. Это была знакомая картина, которой отмечена жизнь многих бескомпромиссных священников и архиереев: аресты, заточения и ссылки чередовались с периодами относительной свободы.

       При всем желании власти не нашли оснований для того, чтобы приговорить владыку к длительному сроку; он был аполитичен и сосредоточен на чисто духовных вопросах. Ситуация изменилась с публикацией в 1927 г. Декларации митрополита Сергия, по существу узаконившей вмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви. Он широко открыл двери для массовых гонений на православных архиереев, духовенство и мирян. В 1928 году епископ Василий был арестован и сослан на три года в глухую деревню Свердловской губернии. Полная отрешенность от мирских дел и мирских владений придавала ему удивительную гибкость, и в любых обстоятельствах владыке удавалось извлекать выгоду. Он жил в изгнании, как пустынный отшельник, пользуясь уединением, чтобы погрузиться в духовную жизнь. И он был бы вполне доволен остаться там, но ему не разрешили. Отработав срок ссылки, владыка поселился в городе Орле. Через два года НКВД снова вынудило его переехать, и он вернулся в Кинешму.

       Это был последний раз. В середине 30-х годов прокатилась титаническая волна ожесточенных гонений, направленных на то, чтобы стереть с лица земли Православие в России. Епископ Василий едва успел наладить контакт со своими духовными чадами до своего очередного ареста. Свой пятилетний срок он провел в лагере под Рыбинском, где заключенные работали на строительстве канала. Но его мучители не довольствовались контролем над его телом; они хотели его душу. Владыку вызвали на допрос:

«Как вы относитесь к Советской власти?» «Как гражданскую власть, — ответил епископ, — я это признаю, но с вмешательством ее в дела церкви и вызванным ею беспорядком, невиданным в мировой истории, я не согласен».

       Следователи потребовали признать Декларацию митрополита Сергия. Когда владыка отказался, «разъяренные инквизиторы бросились на него и били, используя концы пряжек воинских ремней. Это никоим образом не изменило его решения исповедовать Христа в православной чистоте. чтобы угодить миру».

       В 1942 году епископ Ярославский написал, прося епископа Василия принять епархию. Опять же, это означало признание митрополита Сергия и его Декларации. «Я не признаю Сергия православным», — ответил святитель. «Прошу впредь не предлагать мне епархии. Я стар и измучен ссылками». Через три месяца его снова арестовали. Еще на пять лет отправили в ссылку в сибирские леса Красноярской губернии. , Здесь цикл закончился.

      К этому времени здоровье владыки подорвано; он был частично парализован и нуждался в ком-то, кто мог бы позаботиться о нем. Последняя попытка склонить его волю к компромиссу была нацелена на его физическую слабость. «Признайте [Сергиевский] Синод, — сказали ему, — и мы вас сейчас же освободим, отправим самолетом в Москву, где вам окажут медицинскую помощь, и вы будете жить». Владыка отказался. «Тогда оставайтесь на месте, мы не можем вас отпустить» — строки, которые, лишенные современной идиомы, можно было бы взять прямо из любого раннехристианского мартиролога.