Содержание

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

?

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»
i_a_simonova
January 18th, 2017

Тропарь Крещения Господня (глас 1)

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Крещения Господня (глас 4)

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.

Tags: Крещение Господне

  • С Праздником Святой Троицы (Пятидесятницы) и Днём Сошествия Святого Духа

    Кондак: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим…

  • Скончался автор «Великой шахматной доски»

    В пятницу на 90-м году жизни скончался ведущий идеолог внешней политики США, один из основателей Трёхсторонней комиссии Збигнев Казимерж Бжезинский.

  • «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш»

    Джотто. «Вознесение Христа» ( 1304-1306). Фрагмент На сороковой день после Светлого Христова Воскресения Русская Православная Церковь празднует…

  • На экране — бизнес по-русски

    24 мая в Москве завершился Первый кинофестиваль документальных фильмов и телепрограмм, посвященный предпринимателям прошлого и настоящего —…

  • Мода.

    Столетняя ретроспектива

    Модные образы ещё и по актёрски замечательно обыграны.

  • Ура!!! Очередная победа!!!

    18 мая в третий раз одержал победу на профи-ринге мой племянник 26-летний боксёр-супертяжеловес Егор Плевако (3-0, 2 KO). В США, в бруклинском…

  • Любовь врачует вражду и разделения

    Десять лет назад, 17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между Русской…

  • Спасённые реликвии

    По соседству с выставкой Патриарших наград (см. предыдущий пост: Выставка церковных наград в Москве) в жилом доме усадьбы Тургеневых-Боткиных, в…

  • Выставка церковных наград в Москве

    В недавно открытом Музее военной формы одежды Российского военно-исторического общества в Петроверигском переулке в Москве проходит выставка «Награды…

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» † Валаамский монастырь

Комментарий к песнопениям праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.


Упоминание о начале празднования Богоявления относится уже к III веку. Изначально празднование Богоявления («Явление Бога во плоти») включало в себя целый спектр воспоминаний: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение.


Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики – гностики, потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Они учили, что именно в момент Крещения на Иордане в человека Иисуса вселился Бог, соделав его Богочеловеком-Христом. Такой взгляд на природу Христа будет осужден Церковью на III Вселенском соборе в 431 году.


Но ничто так не увлекало христиан в ересь, как их богослужение, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому празднику еретиков противопоставить свой такой же. И вот, Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.


Воспоминание отдельного празднования Рождества Христова стало постепенно выделяться под влиянием римской практики со второй половины IV века. Ввиду некогда единого воспоминания Богоявления, промежуток времени от Рождества Христова до Крещения стал периодом особого празднования, который получил название Святки. Этот период соединяет оба праздника как бы в одно торжество.


Рассмотрим события, предшествовавшие Крещению. Когда настало для Иисуса Христа время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской, что приблизилось царство небесное, и грядет чаемый Мессия. Предтеча проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его и исповедующих грехи свои крестит в Иордане.


Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам святителя Иоанна Златоуста, только приготовлением к святому таинству, а не самым еще таинством. Желая установить Таинство Крещения Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия. Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его. О том, что происходило в сам момент Крещения, красноречиво свидетельствует нам всем тропарь праздника.



Тропарь, глас 1:


Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.



При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!


Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение:


В событии Крещения Господня явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снисшествием на Иисуса Христа в виде голубя. Празднуя Крещение Господне, Православная Церковь утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех лиц единого Божества, исповеданную первым и вторым Вселенскими Соборами. Этим празднованием она научает нас «Тройческому поклонению», то есть научает равночестно исповедать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную.


Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя…


Бог Отец явился, из отверзстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).


Эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг служения ради спасения человечества. Святой Лука передает, что «Иисус крестившись, молился» (Лк. 3:21), несомненно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.


… и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение.


Дух Святый явился из отверзстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий. «… и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16). По словам святого Иоанна Златоуста, целью сошествия Святого Духа было указать Божество Спасителя при крещении Его и народу, и Крестителю, как говорит Предтеча о Спасителе: «…но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31).


Явлейся Христе Боже…


Итак, Крещение Господне было событием явления Бога Триединого для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя людей.


…и мир просвещей, слава Тебе.


День Крещения Господня или Богоявления называется также Просвещением, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф. 4:16), то есть язычников, находящихся во тьме греха и неведения. А также потому, что в древности в навечерие Богоявляения были крещаемы оглашенные. Поскольку крещение по своим спасительным действиям есть просвещение, то и праздник Крещения именуется Просвещением.


Кондак праздника как всегда более краток, чем тропарь, но в своем содержании он более указывает на внутренний смысл праздника более, чем на внешнюю его сторону.




Кондак, глас 4:


Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.



Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / «Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!»


Явился еси днесь вселенней…


Во время Крещения Иисуса Святая Троица была явлена не прикровенно и образно, как это было в Ветхом Завете, а явно и открыто всем людям, всей вселенной. Употребляя слово «днесь» (в сей день), песнописец открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении для нас не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей, все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу и стали фактом нашей христианской жизни.


…и свет Твой, Господи, знаменася на нас,


После Крещения и искушения от диавола Иисус Христос всенародно вступил в свое открытое служение для искупления мира. С этого дня он просвещал мир светом учения, чудес, благодати. По вознесении же Господь послал на землю Духа Святого, и его ученики получили возможность исполняться, запечатлеваться нетварным светом, благодатию Святого Духа, как, например, первомученик и архидиакон Стефан в синедрионе, где «видели лице его, как лице Ангела»
(Деян. 6:15).


…в разуме поющих Тя:


После открытого явления Святой Троицы мы можем разумно, в полноте знания воспевать Господа.


…пришел еси и явился еси…


Слова «пришел если»
относятся преимущественно к Рождеству Христову, которое совершилось тайно, как говорит об этом блаженный Иероним: «в рождении своем Сын Божий явился Миру сокровенно». Слова же «явился еси» – к Крещению Господню, совершившемуся явно для людей. В одной из своих бесед святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что «не тот день, в который родился Христос, называем Богоявлением, но тот, в который Он крестился».


В этой строчке гимнограф указывает, что Христос и родился, и крестился как Бог («Свет Непреступный») в опровержение гностиков, утверждавших, что Христос родился как человек (подробнее об учении гностиков смотри в начале статьи).


…Свет Неприступный.


Апостол Павел так называет Бога в своем послании к Тимофею: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16).


Участвуя в праздничном богослужении, мы призваны не просто вспоминать события Крещения Господня. Давайте постараемся во время богослужения пережить тайну явления Бога Слова в нашем мире, ведь, как это отмечает протоиерей Александр Шмеман: «празднования Рождества и Крещения в отдельности друг от друга развились в христианском мире в эпоху жарких христологических споров и, бесспорно, помогли усвоению веры, закрепленной в постановлениях первых вселенских соборов. А, следовательно, смысл литургических воспоминаний событий не столько в истории, сколько в догматическом значении и усвоении фактов Боговоплощения, дабы пережить, насколько это возможно, тайну Слова, ставшего плотью».


***


При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием (Тимротом).
  2. Архимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.
  3. Свящ. Константин Щербак. Богоявленские праздники и Рождественский пост.
  4. Прот. Григорий Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
  5. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
  6. Песнопения братии Валаамского монастыря


***


В Валаамском монастыре на праздничном богослужении одно и то же песнопение может исполняться разными напевами. Это придает красоту и особую торжественность службе.


Тропарь праздника. Киевский распев.


***


Тропарь праздника. Знаменный распев.

Христос Господь наш к Иордану пришел

Мелодия: Христос, unser Herr

Скачать PDF: Для просмотра онлайн | Для двусторонней печати

Духовная песнь о Святом Крещении нашем, где правильно кратко изложено, что это такое, кто его учредил, для чего оно и т.д.

Др. Март. Лют.

  1. Христос Господь наш к Иордану пришел,
    Ибо так пожелал Его Отец.
    Крещение Иоанна для Себя Он провозгласил,
    Таким образом, Его служение исполнено.
    Тем самым Он приготовил для нас ванну,
    Чтобы омыть нас от греха,
    И утопил Он также горькую смерть,
    Своей собственной кровью и страстью;
    Таким образом обретается новая жизнь.

  2. Итак заметьте хорошо, и все уразумеют
    Что Бог говорит о Крещении,
    И во что должен верить христианин
    Чтобы ересь не увлекла его.
    Хоть смиренная вода, ясная и ясная,
    Есть Его благоволение и воля,
    Его святое Слово также здесь,
    Его Дух без меры:
    Он Сам крестит нас.

  3. Это Он разъяснил, насколько это возможно,
    Со знамениями, явленными и произнесенными.
    Голос Отца был открыто
    Слышен громко над Иорданом.
    Он сказал: Этот Человек — Мой дорогой Сын
    В Котором я наслаждаюсь.
    Теперь я повелеваю вам всем,
    Чтобы вы, чрез Него приглашенные,
    Следовали всем Его учениям.

  4. Сам Сын Божий здесь стоит
    В нежной человеческой природе;
    Дух Святой на Него сходит,
    Одетый в голубиный наряд.
    Поэтому мы не должны сомневаться вовсе,
    Когда к купели мы идем,
    Что все три Лица нас зовут,
    На землю в благодати нисходящей
    С нами, чтобы сделать их жилище.

  5. Ученикам Своим говорил Христос:
    Идите отсюда, весь мир уча,
    Заблудшие, за которых я заплатил цену,
    Покаявшись проповедью вашей.
    Тот, кто уверовал и крестился
    Будет тем самым самым благословенным
    И, рожденный заново в небесной мудрости,
    Смерть больше не угнетает;
    Он унаследует небеса.

  6. Кто в эту милость не верует,
    Грехом все же владеет его душа.
    Он осужден на вечную смерть
    Глубоко в темных глубинах ада.
    Нет помощи в его собственной святости,
    Его дела не помогли ему,
    Превратил тот грех в бесполезность
    Который с самого рождения преследовал его;
    Он не может сам доставить.

  7. Глаз не видит ничего, кроме воды,
    Простые мужчины льют воду;
    Но от этой слепоты вера свободна,
    Крови Христа Иисуса поклоняясь.
    Это для веры красный поток,
    Собственной кровью Христа, таким образом окрашенной,
    За все наши грехи и слабости, пролитые
    Которые Адам передал,
    И мы тоже совершили.

Christ unser Herr zum Jordan kam
Мартин Лютер, 1541
Tr. Составной


Немецкий текст

Мелодия: Christ, unser Herr

Ein Geistlich Lied / Von unſer heiligen Tauffe / Darin fein kurtz gefaſſt / Was ſie ſey? Wer ſie geſtifftet habe? Была ли ſie nütze? д.

Д. Март. Лют.

  1. Крист внсер Херр цум Иордания кам
    Nach ſeines Vater willen /
    Von S. Johans die Tauffe nam
    Sein werck vnd ampt zurfüllen /
    Da wolt er ſtifften vns ein Bad /
    Zu waſchen vns von ſnden /
    Erſeuffen auch den bitren Tod /
    Durch ſein selbs Blut vnd ​​Wunden /
    Es galt ein newes Leben.

  2. So hört und mercket alle wol /
    Was Gott heiſſt selbs die Tauffe.
    Vnd was ein Christen gleuben sol /
    Zu meiden Ketzer hauffen.
    Gott ſpricht vnd ​​wil / daß Wasser ſey /
    Doch nicht allein schlecht Wasser.
    Sein heilgs Wort iſt auch dabey /
    Mit reichem Geist на маслене.
    Der ist alhie der Tauffer.

  3. Sölchs hat er vns beweiſet klar /
    Mit Bilden vnd mit Worten /
    Des Vaters ſtim man offenbar /
    Daselbs am Jordan horte.
    Er ſprach / das iſt mein lieber Sohn /
    An dem ich hab gefallen.
    DEN wil ich Euch befolhen han /
    Das jr JN höret Alle /
    Vnd folget ſeinem Leren.

  4. Auch Gottes Son hie selber steht
    Jn seiner zarten Menſcheit.
    Der Heilig Geiſt ernider fert /
    Jn Taubenbild verkleidet.
    Das wir nicht ollen zweiueln dran /
    Wenn wir getauffet werden /
    All drey Person getauffet han /
    Da mit bey uns auff Erden /
    Zu wohnen ſich ergeben.

  5. SEin Jünger heiſst der HERre Christ /
    Geht hin all Welt zu leren /
    Das ſie verlorn in Sünden ist /
    Sich sol zur Busse keren.
    Wer gleubet und ſich teuffen leßt /
    Sol didurch ſelig werden /
    Ein newgeborner Mensch er heiſſt /
    Der nicht mehr könne sterben /
    Das Himelreich ſol erben.

  6. WEr nicht gleubt dieser groſšen Gnad /
    Der bleibt in seinen Sünden /
    Vnd iſt verdampt zum ewigen Tod /
    Tieff in der Hellen grunde.
    Nichts hilfft sein eigen heiligkeit /
    All sein Thun iſt verloren /
    Die Erbſund machts zur nichtigkeit /
    Darin er ist geboren /
    Vermag jm selbs nichts helffen.

  7. Das Aug allein das Wasser siht /
    Wie Menſchen Wasser giessen.
    Der Glaub im Geiſt die krafft versteht /
    Des Blutes Jhesu Christi.
    Vnd ist für im ein rote Flut /
    Von Christus Blut geferbet /
    Die allen Schaden heilen thut /
    Von Adam her geerbet /
    Auch von uns selbs begingen.

Мартин Лютер, 1541
Источник: Geistliche Lieder zu Wittemberg , Wittenberg: Joseph Klug, 1543


 

90 106

Мартин Лютер, 1483–1546 гг., портрет Лукаса Кранаха Старшего, 1533 г. 1543, с. 42в

«Христос, Господь наш, к Иордану пришел ( Christ unser Herr zum Jordan kam )» — катехизисный гимн Мартина Лютера о Святом Крещении. Вероятно, впервые напечатанный в форме широкоформатного листа в 1541 году, он впервые появился в сборнике гимнов в книге Джозефа Клуга 1543 Geistliche Lieder zu Wittemberg . Гимн берет свою мелодию из « Geystliche gesangk Buchleyn » Иоганна Вальтера, Виттенберг, 1524 г., где эта мелодия изначально ассоциировалась с гимном Лютера «Да ниспошлет нам Бог Свою милость (9).0101 Es wollt uns Gott genädig sein ). Он находится в Евангелическо-лютеранском сборнике гимнов , 1912, № 401, с переводом 1854 года Ричарда Мэсси: «В Иорданию пришел наш Господь Христос», но он не включен в Лютеранский сборник гимнов . Лютеранская служебная книга , 2006 г., включает ее под номером 406 «В Иорданию пришел Христос, Господь наш», но в ней нет гармонии, а перевод Элизабет Куитмейер защищен авторским правом 1976 г. Бесплатная лютеранская книга хорала поэтому используется сильно переработанная версия перевода Мэсси, которая включает достаточно нового материала, поэтому перевод указан как составной. И текст, и музыку можно свободно использовать и воспроизводить для любых целей, и они предлагаются с молитвой о том, чтобы они повсюду служили для назидания христиан.

Тропари и кондаки на 7 января

Попразднство Богоявления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропарь — Глас 1

Когда Ты, Господи, в Иордане крестился, / явилось поклонение Троице, / ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе / и назвал Тебя Своим возлюбленным Сыном. / И Дух, в образе голубя, / подтвердил истинность Его слова. / Христе, Боже наш, Ты явил Себя / и просветил мир, слава Тебе!

Кондак — глас 4

Нынче явился Ты миру, Господи, / и свет лица Твоего отмечен на нас. / Зная Тебя, мы поем Тебе дифирамбы. / Ты пришел и явил Себя, / Свет неприступный.

Собор святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

Тропарь — глас 2

Память праведных празднуется с хвалебными песнопениями, / но Господне свидетельство довольно тебе, Предтече. / Воистину явился ты честнейшим из пророков, / ибо удостоился ты крестить в потоках Иордана Того, о ком они предсказали. / Посему, с радостью за истину пострадав, / возвестил еси сущим во аде Бога, во плоти явившегося, / берущего на себя грех мира, и подающего нам великую милость.

Кондак — глас 6

Вздрогнула река Иордан и от страха отвернулась от Твоего пришествия во плоти, / а Иоанн отступил в благоговении, исполнив служение пророка. / Ангельские чины стояли в изумлении, / когда видели Тебя во плоти, крестившегося в потоках. / И мы, бывшие во тьме, преисполняемся света, восхваляя Тебя, / явившегося просветить всех.

Святитель Пахомий Кенозерский

Тропарь — Глас 8

(Подобень: «Приидите, поклонимся Слову…»)
Потоками слез твоих бесплодие пустыни возделывал еси, / и воздыханиями твоими из глубины, труды твои стократно плодоносили, / и светилом мира сиял еси, отче наш Пахомий. / Ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.

Кондак — глас 2

(Подобень: «Ты искал высоты…»)
Душевной чистотой божественно вооружившись / и крепко ухватив непрестанную молитву, как копье, сразил еси воинства бесовские. / Потому молим тебя, отче Пахомий: / «Всегда ходатайствуй за почитающих тебя».

Святитель Браннок Браунтонский

Тропарь — глас 8

В тебе образ сохранился с точностью, Отче, / ибо, взяв крест свой, за Христом последовал еси. / Тем самым ты научил нас пренебрегать плотью, ибо она проходит, / но вместо этого заботиться о душе, так как она бессмертна. / Поэтому, достопочтенный отец Браннок, ваш дух радуется с Ангелами.

Кондак — глас 2

(Подобень: «Ты искал высоты…»)
Чистотою души твоей божественно вооружившись, / и крепко ухватив, как копье, непрестанную молитву, ты пронзил еси бесовские воинства. / О наш Отец Браннок, непрестанно молись за всех нас.

Святой Седд Ластингемский

Тропарь — глас 4

Разделив пути Апостолов, / ты стал преемником их престола.