Содержание

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

?

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»
i_a_simonova
January 18th, 2017

Тропарь Крещения Господня (глас 1)

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи,/ Тройческое явися поклонение:/ Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе,/ возлюбленнаго Тя Сына именуя,/ и Дух в виде голубине/ извествоваше словесе утверждение./ Явлейся Христе Боже// и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Крещения Господня (глас 4)

Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,// Свет Неприступный.

Tags: Крещение Господне

  • С Праздником Святой Троицы (Пятидесятницы) и Днём Сошествия Святого Духа

    Кондак: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва; и согласно славим…

  • Скончался автор «Великой шахматной доски»

    В пятницу на 90-м году жизни скончался ведущий идеолог внешней политики США, один из основателей Трёхсторонней комиссии Збигнев Казимерж Бжезинский.

  • «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш»

    Джотто. «Вознесение Христа» ( 1304-1306). Фрагмент На сороковой день после Светлого Христова Воскресения Русская Православная Церковь празднует…

  • На экране — бизнес по-русски

    24 мая в Москве завершился Первый кинофестиваль документальных фильмов и телепрограмм, посвященный предпринимателям прошлого и настоящего —…

  • Мода.

    Столетняя ретроспектива

    Модные образы ещё и по актёрски замечательно обыграны.

  • Ура!!! Очередная победа!!!

    18 мая в третий раз одержал победу на профи-ринге мой племянник 26-летний боксёр-супертяжеловес Егор Плевако (3-0, 2 KO). В США, в бруклинском…

  • Любовь врачует вражду и разделения

    Десять лет назад, 17 мая 2007 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между Русской…

  • Спасённые реликвии

    По соседству с выставкой Патриарших наград (см. предыдущий пост: Выставка церковных наград в Москве) в жилом доме усадьбы Тургеневых-Боткиных, в…

  • Выставка церковных наград в Москве

    В недавно открытом Музее военной формы одежды Российского военно-исторического общества в Петроверигском переулке в Москве проходит выставка «Награды…

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…» † Валаамский монастырь

Комментарий к песнопениям праздника Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.


Упоминание о начале празднования Богоявления относится уже к III веку. Изначально празднование Богоявления («Явление Бога во плоти») включало в себя целый спектр воспоминаний: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение.


Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики – гностики, потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Они учили, что именно в момент Крещения на Иордане в человека Иисуса вселился Бог, соделав его Богочеловеком-Христом. Такой взгляд на природу Христа будет осужден Церковью на III Вселенском соборе в 431 году.


Но ничто так не увлекало христиан в ересь, как их богослужение, полное гармонических и красивых песен. Нужно было этому празднику еретиков противопоставить свой такой же. И вот, Православная Церковь установила торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая ту мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, представ, как Единый от Троицы, Сын Божий во плоти.


Воспоминание отдельного празднования Рождества Христова стало постепенно выделяться под влиянием римской практики со второй половины IV века. Ввиду некогда единого воспоминания Богоявления, промежуток времени от Рождества Христова до Крещения стал периодом особого празднования, который получил название Святки. Этот период соединяет оба праздника как бы в одно торжество.


Рассмотрим события, предшествовавшие Крещению. Когда настало для Иисуса Христа время спасительной проповеди, Иоанн Предтеча по глаголу Божию предвозвещает во всей окрестности иорданской, что приблизилось царство небесное, и грядет чаемый Мессия. Предтеча проповедует покаяние, необходимое для достойного вступления в царство Его и исповедующих грехи свои крестит в Иордане.


Крещение, давшее Иоанну наименование Крестителя, было, по словам святителя Иоанна Златоуста, только приготовлением к святому таинству, а не самым еще таинством. Желая установить Таинство Крещения Иисус Христос пред вступлением своим в открытое, всенародное служение спасению мира пришел также на Иордан к Иоанну креститься. Предтеча никогда не видал Спасителя, но Бог открыл Крестителю, что это Мессия. Иоанн возлагает руку на главу Господа и погружает Его. О том, что происходило в сам момент Крещения, красноречиво свидетельствует нам всем тропарь праздника.



Тропарь, глас 1:


Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.



При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!


Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение:


В событии Крещения Господня явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец – голосом с неба, Бог Сын – крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой – снисшествием на Иисуса Христа в виде голубя. Празднуя Крещение Господне, Православная Церковь утверждает веру нашу в высочайшую, непостижимую тайну Трех лиц единого Божества, исповеданную первым и вторым Вселенскими Соборами. Этим празднованием она научает нас «Тройческому поклонению», то есть научает равночестно исповедать и прославлять Святую Троицу, Единосущную и Нераздельную.


Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя…


Бог Отец явился, из отверзстых небес гласом свидетельствуя о Христе крестившемся: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 3:17).


Эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг служения ради спасения человечества. Святой Лука передает, что «Иисус крестившись, молился» (Лк. 3:21), несомненно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения.


… и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение.


Дух Святый явился из отверзстых небес в виде голубя, подтверждая глас Отчий. «… и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Мф. 3:16). По словам святого Иоанна Златоуста, целью сошествия Святого Духа было указать Божество Спасителя при крещении Его и народу, и Крестителю, как говорит Предтеча о Спасителе: «…но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31).


Явлейся Христе Боже…


Итак, Крещение Господне было событием явления Бога Триединого для явления миру Сына Божия, обещанного Спасителя людей.


…и мир просвещей, слава Тебе.


День Крещения Господня или Богоявления называется также Просвещением, потому что Бог есть Свет и явился просветить седящих во тьме и сени смертней (Мф. 4:16), то есть язычников, находящихся во тьме греха и неведения. А также потому, что в древности в навечерие Богоявляения были крещаемы оглашенные. Поскольку крещение по своим спасительным действиям есть просвещение, то и праздник Крещения именуется Просвещением.


Кондак праздника как всегда более краток, чем тропарь, но в своем содержании он более указывает на внутренний смысл праздника более, чем на внешнюю его сторону.




Кондак, глас 4:


Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.



Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / «Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!»


Явился еси днесь вселенней…


Во время Крещения Иисуса Святая Троица была явлена не прикровенно и образно, как это было в Ветхом Завете, а явно и открыто всем людям, всей вселенной. Употребляя слово «днесь» (в сей день), песнописец открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении для нас не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей, все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу и стали фактом нашей христианской жизни.


…и свет Твой, Господи, знаменася на нас,


После Крещения и искушения от диавола Иисус Христос всенародно вступил в свое открытое служение для искупления мира. С этого дня он просвещал мир светом учения, чудес, благодати. По вознесении же Господь послал на землю Духа Святого, и его ученики получили возможность исполняться, запечатлеваться нетварным светом, благодатию Святого Духа, как, например, первомученик и архидиакон Стефан в синедрионе, где «видели лице его, как лице Ангела»
(Деян. 6:15).


…в разуме поющих Тя:


После открытого явления Святой Троицы мы можем разумно, в полноте знания воспевать Господа.


…пришел еси и явился еси…


Слова «пришел если»
относятся преимущественно к Рождеству Христову, которое совершилось тайно, как говорит об этом блаженный Иероним: «в рождении своем Сын Божий явился Миру сокровенно». Слова же «явился еси» – к Крещению Господню, совершившемуся явно для людей. В одной из своих бесед святитель Иоанн Златоуст свидетельствует, что «не тот день, в который родился Христос, называем Богоявлением, но тот, в который Он крестился».


В этой строчке гимнограф указывает, что Христос и родился, и крестился как Бог («Свет Непреступный») в опровержение гностиков, утверждавших, что Христос родился как человек (подробнее об учении гностиков смотри в начале статьи).


…Свет Неприступный.


Апостол Павел так называет Бога в своем послании к Тимофею: «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6:15-16).


Участвуя в праздничном богослужении, мы призваны не просто вспоминать события Крещения Господня. Давайте постараемся во время богослужения пережить тайну явления Бога Слова в нашем мире, ведь, как это отмечает протоиерей Александр Шмеман: «празднования Рождества и Крещения в отдельности друг от друга развились в христианском мире в эпоху жарких христологических споров и, бесспорно, помогли усвоению веры, закрепленной в постановлениях первых вселенских соборов. А, следовательно, смысл литургических воспоминаний событий не столько в истории, сколько в догматическом значении и усвоении фактов Боговоплощения, дабы пережить, насколько это возможно, тайну Слова, ставшего плотью».


***


При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

  1. Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием (Тимротом).
  2. Архимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.
  3. Свящ. Константин Щербак. Богоявленские праздники и Рождественский пост.
  4. Прот. Григорий Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
  5. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
  6. Песнопения братии Валаамского монастыря


***


В Валаамском монастыре на праздничном богослужении одно и то же песнопение может исполняться разными напевами. Это придает красоту и особую торжественность службе.


Тропарь праздника. Киевский распев.


***


Тропарь праздника. Знаменный распев.

Тропари и кондаки на 7 января

Попразднство Богоявления Господа и Спаса нашего Иисуса Христа

Тропарь — Глас 1

Когда Ты, Господи, в Иордане крестился, / явилось поклонение Троице, / ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе / и назвал Тебя Сыном Своим возлюбленным. / И Дух, в образе голубя, / подтвердил истинность Его слова. / Христе, Боже наш, Ты явил Себя / и просветил мир, слава Тебе!

Кондак — глас 4

Нынче явился Ты миру, Господи, / и свет лица Твоего отмечен на нас. / Зная Тебя, мы поем Тебе дифирамбы. / Ты пришел и явил Себя, / Свет неприступный.

Собор святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

Тропарь — глас 2

Память праведных хвалебными песнопениями празднуется, / но Господне свидетельство довольно тебе, Предтече. / Воистину явился ты честнейшим из пророков, / ибо удостоился ты крестить в потоках Иордана Того, о ком они предсказали. / Посему, с радостью за истину пострадав, / возвестил еси сущим во аде Бога, во плоти явившегося, / берущего на себя грех мира, и подающего нам великую милость.

Кондак — глас 6

Задрожала река Иордан и от страха Твоего пришествия во плоти отвернулась, / а Иоанн отступил в благоговении, исполнив служение пророка. / Ангельские чины стояли в изумлении, / когда видели Тебя во плоти, крестившегося в потоках. / И мы, бывшие во тьме, преисполняемся света, восхваляя Тебя, / явившегося просветить всех.

Святой Пахомий Кенозерский

Тропарь — Глас 8

Потоком слез ты пустыню оплодотворил, / и тоска твоя по Богу принесла плоды в изобилии. / Сиянием чудес ты всю вселенную осветил! / О святой отче наш Пахомий, моли Христа Бога нашего о спасении наших душ!

Святой Браннок Браунтонский

Тропарь — глас 8

В тебе образ сохранился с точностью, Отче, / ибо, взяв свой крест, за Христом последовал еси. / Тем самым ты научил нас пренебрегать плотью, ибо она проходит, / но вместо этого заботиться о душе, так как она бессмертна. / Поэтому, достопочтенный отец Браннок, ваш дух радуется с Ангелами.

Кондак — глас 2

(Подобень: «Вы искали высоты…»)
Чистотою души твоей божественно вооружившись, / и крепко ухватив, как копье, непрестанную молитву, ты пронзил еси бесовские воинства. / О наш Отец Браннок, непрестанно молись за всех нас.

Святой Седд Ластингемский

Тропарь — глас 4

Разделив пути Апостолов, / ты стал преемником их престола. / Через практику добродетели ты нашел путь к божественному созерцанию, / о вдохновенный от Бога; / безошибочно научая слову истины, / ты защитил Веру до пролития своей крови. / Священномученик Кедд молит Христа Бога спасти наши души.

Празднование крещения: река Иордан во времена Иисуса

Главная » Празднование крещения: река Иордан во времена Иисуса

Река Иордан протекает через Иорданскую рифтовую долину в Галилейское море, а затем без выхода впадает в Мертвое море. Это место многих важных библейских событий. Однако для большинства христиан первой ассоциацией с рекой будет сцена крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем.

Согласно христианской вере, река Иордан считается третьим по святости местом на Святой Земле, сразу после Грота Рождества в Вифлееме и Голгофы в Иерусалиме, потому что это место самого важного события в жизни Иисуса – Его крещение и начало своего служения.

Иоанн Креститель

Именно Иоанн Креститель решил крестить людей в реке Иордан. Многие ученые считают, что на него могли повлиять эссены, которые, как и Иоанн, вели аскетический образ жизни в пустыне Кумран или Эйн-Геди. Одним из их главных религиозных ритуалов было ежедневное погружение в воду» твила» в ритуальной ванне « миква» для обретения чистоты. Река Иордан представляла собой совершенную микв постоянно текущей воды.

Иоанн также часто упоминается как предшественник Иисуса, и Евангелие от Матфея описывает его как личность, упомянутую Исайей в его пророчестве: «Глас взывающего в пустыне: «Приготовьте путь Господу, сделайте ему прямые стези». (Исаия 40:3) Иоанн также возвестил, что Христос – Мессия грядет, словами: «Я крещу тебя водой для покаяния. Но после меня идет тот, кто сильнее меня, чьи сандалии я не достоин носить. Он будет крестить вас Святым Духом и огнем». (Мф. 3:11)

Крещение Иисуса и его значение

Христос был крещен в реке Иордан Иоанном Крестителем. «Как только Иисус крестился, он вышел из воды. В этот момент отверзлись небеса, и он увидел, как Дух Божий сошел, как голубь, и воссел на него. И голос с неба сказал: «Это Сын Мой, которого Я люблю; с ним я очень доволен. (Мф. 3:16—17) Это событие ознаменовало начало публичного служения Иисуса.

Крещение водой, практикуемое с момента зарождения Церкви, представляет собой вступление в христианскую общину и необходимо для спасения. «Истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Иоанна 3:5) В христианстве крещение является знамением «покаяния и прощения грехов» (Марка 1:4) и началом жизни во Христе в Церкви. Мы крещены во имя Бога: « Отец, и Сын, и Святой Дух» (Мф. 28:19) Так же через крещение христиане связывают смерть, погребение и воскресение Иисуса: «И эта вода символизирует крещение, которое ныне спасает вас […] воскресением Иисуса Христа». (1 Петра 3:21)

Различные христианские конфессии имеют различные практики крещения. Православные и католики причащаются в младенчестве. Католическое крещение совершается излиянием, то есть обливанием головы водой. Однако по обрядам Православной и некоторых других восточных церквей младенца полностью погружали в воду. В рамках анабаптистской (повторно крещенной) и баптистской практики человек должен был принять крещение во взрослом возрасте, чтобы понять значение и осознать принятие Христа как Спасителя.

Место Крещения Иисуса – Каср-эль-Яхуд

Каср-эль-Яхуд, одно из самых важных мест для христианских паломников, посещающих Святую Землю, считается традиционным местом крещения Иисуса. Место расположено в пустыне долины реки Иордан, к северу от Мертвого моря и к востоку от Иерихона. Остатки византийской церкви 4-5 -го -го века, все еще видимые на этом месте, указывают на древнюю традицию, связанную с этим местом.

Креститься в том же месте, где крестили Иисуса, – это уникальный духовный момент для верующего христианина. Каср-эль-Яхуд оборудован всем необходимым для оказания помощи приезжающим паломникам и повышения их опыта. На территории есть душевые, помещения для молитв, доступ для инвалидных колясок и улучшенная парковка. Крестильные одеяния можно приобрести за 10 долларов (35 шекелей).

Праздник Крещения Господня

Праздник Крещения Господня – это праздник, посвященный крещению Иисуса в реке Иордан Иоанном Крестителем. На Святой Земле это событие происходит в Каср-эль-Яхуд.

По традиции католической церкви праздник всегда отмечается в первое воскресенье после праздника Богоявления.

Другие библейские события, связанные с Каср-эль-Яхуд

Есть и другие библейские события, также связанные с Каср-эль-Яхуд. Иисус Навин, ведя израильтян, пересек там реку Иордан и вошел в землю Ханаанскую (Иисус Навин 3). Кроме того, Илия Пропет вознесся на небо на огненной колеснице (4 Царств 11) на месте Каср-эль-Яхуд.

Как туда добраться: Каср-эль-Яхуд находится к северу от Мертвого моря. Если вы едете из Иерусалима, следуйте по шоссе № 1 в сторону объездной дороги Иерихона, затем поверните на север по шоссе № 90, проедьте примерно 2,5 км (1,5 мили), пока не доедете до рощи, а затем поверните на восток в направлении знака с надписью . Каср аль-Яхуд . В настоящее время нет общественного транспорта, который идет прямо к участку. Наем таксиста или частный тур может быть вариантом.

Часы работы: Каср-эль-Яхуд открыт ежедневно с 8:00 до 17:00 летом и до 16:00 зимой, кроме пятницы с 8:00 до 15:00 (летом) или до 14:00 (зимой). Плата за вход не взимается. Перед посещением паломникам рекомендуется звонить по телефону (02) 650-4844.

Ярденит

Многие паломники приезжают в Святую Землю специально для того, чтобы креститься в реке Иордан, поэтому Ярденит был основан в 1981 году в результате закрытия Каср-эль-Яхуд, которое произошло в то время из-за нестабильная политическая ситуация в регионе. Это живописное место крещения, расположенное к югу от устья реки Иордан из Галилейского моря, приветствует всех, кто хотел бы пойти по стопам Иисуса и следовать жизни Иисуса, испытав воды крещения.

«Стена новой жизни» — это особенность Ярденита, состоящая из панелей на нескольких языках, на которых изображен стих из Марка, описывающий крещение Иисуса. В те дни пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда он вышел из воды, тотчас он увидел, что небеса отверзлись и Дух сошел на него, как голубь, и голос раздался с неба; «Ты мой возлюбленный Сын, с тобой я очень доволен». (Марка 1:9-11) «Стена новой жизни» посвящена всем, кто принял крещение на этом месте, и символизирует начало их новой жизни.

Площадка рассчитана на одновременное размещение нескольких групп паломников, а в сувенирном магазине на территории можно взять напрокат или купить белые крестильные халаты и полотенце. Кроме того, есть просторные раздевалки с душевыми и туалетами.

Как добраться: Если вы едете на автомобиле, следуйте указателям, ведущим к месту крещения Ярденит, вдоль дороги между городом Тверия и перекрестком Цемах на востоке. Если вы планируете воспользоваться общественным транспортом из Иерусалима, автобус Эгед № 9Маршрут 61, который продолжается до Ярденита, отправляется с центрального автовокзала Иерусалима в 14:15 и 15:15. Через 2 часа 35 минут в пути сойдите на автобусной остановке рядом со школой Эзори Бейт Йера, а затем пройдите на юг около 250 метров.

Часы работы:

Март – ноябрь: вс. – Тур. с 8:00 до 18:00 и в пятницу с 8:00 до 16:00. Декабрь – февраль: вс. – Тур. с 8:00 до 17:00 и в пятницу с 8:00 до 16:00. Позвоните по телефону (04) 675-9111, чтобы узнать часы работы сайта во время основных еврейских праздников. Плата за вход не взимается.

Ежедневные туры:

Вы можете посетить Каср-эль-Яхуд во время тура Каср-эль-Яхуд и Западного берега, который проводится еженедельно по субботам и отправляется из Иерусалима.