Содержание

день за днем – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая служба и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем».

Страстная седмица: день за днем

Время Страстной седмицы — время особенное в жизни христианина. Это время когда вопрос: как ты изменился, если за тебя Свою Жизнь отдал Христос, — встает перед нами во всей своей силе и драматизме.

Богослужения этой седмицы отличаются особой трогательностью; мы словно проходим со Спасителем Его последний земной путь. Службы непростые, что-то в них может показаться непонятным, но когда мне на эту сложность и непонятность указывают, я отвечаю: Вспомните слова Христа, сказанные в Гефсиманском саду ученикам: Пободрствуйте со Мною. ..

Даже, если мы понимаем лишь 10% (а едва ли понимаем меньше), из богослужения Страстных дней, то и этого достаточно, чтобы душа испытала потрясение, шок от осознания происшедшего. А где не понимаем, просто побудем со Христом, пободрствуем вместе с Ним…

Великий Понедельник

Богослужение Великого понедельника:

Утром: Часы, Изобразительные и Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров.

Вечером: Великое Повечерие

Богословие Великого понедельника:

Начинается богослужение этого дня Утреней, на которой поется умилительный тропарь:

Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас.

Жених грядет, и по Его следам идем и мы!

…На середине храма ставится аналой. В предшествии свещеносцев из алтаря выходит священник. В руках его Святое Евангелие, которое и полагается на аналой. Во время службы Часов читается Евангелие. Хотя Устав предписывает читать Евангелие на Часах только в дни Страстной седмицы, на практике Евангелие читают весь пост, начиная со Второй седмицы.

В Великий Понедельник мы слышим евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы и притчу о злых виноградарях. Засохшее дерево символизирует душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. А злые виноградари — это фарисеи и книжники, которые в итоге убили Сына Хозяина виноградника.

Как мы помним, читаются 3, 6 и 9 Часы.

На 6-м Часе мы слышим Паремию, которая традиционно находится на своем месте, в середине 9-го Часа. Но темы паремий Страстной седмицы принципиально отличаются от тех тем, что мы слышали в обычные дни Поста. Вместо пророка Исаии на 6-м Часе читается пророчество пророка Иезекииля, исполненное страшных, таинственных видений, которые он созерцал в дни Вавилонского пленения. Иезекиилю открылось сияние Славы Господней и, движимые среди пламени, крылатые и многоочитые образы Небесных Ангелов.

И вновь, как и в дни Поста, в первые три дня Страстной седмицы мы падаем в поклоне, молясь словами молитвы Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего…

Затем начинается Вечерня.

Изменяются и ветхозаветные чтения на вечерне. Чтение книги Бытия, предлагавшееся в течение всего Великого Поста закончилось. Праотцы уже погребены в земле Обетованной; мы читаем книгу Исход, в которой говорится о исходе из страны греха и рабстве.

Вместо Соломоновых притчей — чтение о многострадальном Иове — прообразе Христа.

Особенное внимание следует обратить на стихиры Вечерни. В них формулируется то, что является центральной идеей Понедельника: начало крестного пути Христова: Грядый Господь к вольней страсти, апостолом глаголаше на пути: се восходим во Иерусалим, и предастся Сын Человеческий, якоже есть писано о Нем. ..

Приведу фрагменты из этих стихир в русском переводе:

Господь, идя на добровольное страдание, говорил апостолам на пути: «Вот, мы восходим во Иерусалим, и предан будет Сын Человеческий, как написано о Нем»!» Давайте же и мы, очищенными мыслями будем сопутствовать Ему, и с Ним распнемся, и умертвим себя ради Него для житейских наслаждений, чтобы с Ним и ожить, и услышать Его, возглашающего: «Уже не в земной Иерусалим восхожу, чтобы пострадать, но ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему, и вас с Собою вознесу в горний Иерусалим, в Царство Небесное!»

Господи, шествуя на страдание и утверждая Своих учеников… говорил им наедине: «Как вы слов Моих не помните, тех, что Я прежде вам сказал, что никакому Пророку, как написано, невозможно вне Иерусалима быть убитым? Ныне же настало время, о котором Я вам сказал: ибо вот, Я предаю Себя в руки грешников на поругание; и они, ко Кресту Меня пригвоздив, и погребению предав, презренным сочтут, как мертвого. Однако дерзайте: ибо Я восстану на третий день на радость верным и в жизнь вечную!»

Не постигая несказанного таинства промысла Твоего, Господи, матерь сынов Зеведеевых просила у Тебя, чтобы почести временного царства были дарованы чадам ее; но вместо того Ты обещал, что чашу смертную будут пить друзья Твои, ту чашу, о которой Ты говорил, что Сам прежде них будешь пить ее для очищения нас от грехов. Потому мы Тебе взываем: «Спасение душ наших, слава Тебе!»

Вечерня плавно перетекает в литургию Преждеосвященных Даров. Но эта литургия отличается от обычной великопостной тем, что на ней читается Евангелие.

И тема, которую Церковь предлагает нам в этот первый день Страстной седмицы: тема приближающегося Суда. Пока еще Спаситель с учениками сидят в тени старых маслин и ничто не предвещает наступление Конца. Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней. Но Христос знает, что это последние дни… И в перспективе Своего ухода от учеников наставляет их быть духовно бдительными.

В то время, когда сидел Иисус на горе Масличной, подошли к Нему ученики отдельно от других и спросили Его: скажи нам, когда это будет, и какое знамение Твоего пришествия и конца века? И ответил им Иисус: смотрите, чтобы кто не ввел вас в заблуждение. Ибо многие придут под именем Моим, говоря: «я Христос», и многих введут в заблуждение… Тогда будут предавать вас на страдание и будут убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и будут друг друга предавать, и ненавидеть друг друга; и многие лжепророки восстанут и многих введут в заблуждение; и от умножения беззакония, во многих охладеет любовь. Претерпевший же до конца, тот будет спасен… (Мф. 24, 3-35).

Как полезно и нам помнить о духовной бдительности, чтобы нас не увлекли обманщики и лжемессии, а также о том, что путь ученичества — крестный путь: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое.

В Понедельник вечером совершается Великое Повечерие. Поется Трипеснец святого Андрея Критского, с которым мы восходим со Христом на гору Елеонскую: Пойдем со Христом к горе Елеонстей, тайно со Апостолы соводворимся Ему. Трепет объемлет душу и все трогательней становятся песнопения: Разумей, смиренное мое сердце… Готови сама себе, о душе моя, ко исходу: пришествие приближается неумолимого Судии.

Читайте также:
Чудо разрушения. За что Христос проклял смоковницу?
Великий понедельник на картине Константина Флавицкого в проекте «Холст, Пасха»

Теги: Великий понедельник Великий Пост Вера Страстная неделя Страстная неделя Страстная седмица: день за днем Страстная седмица: день за днем

Великий Понедельник

Даты

10 апреля — переходящая

Историческое содержание

Страстная седмица • Великий Вторник • Великая Среда • Великий Четверг • Великая Пятница • Великая Суббота

* * *

Ве­ли­кий По­не­дель­ник: про­кля­тие смо­ков­ни­цы

Страст­ная сед­ми­ца – глав­ная неде­ля го­да в жиз­ни каж­до­го хри­сти­а­ни­на. В эти дни необ­хо­ди­мо по воз­мож­но­сти от­ло­жить все де­ла, во­об­ще за­быть о се­бе, о сво­их за­бо­тах и про­бле­мах, мел­ких и пош­лых по срав­не­нию с тем, что бо­лее двух ты­сяч лет на­зад со­вер­ша­лось в Па­ле­стине.

То­гда, по сло­вам мит­ро­по­ли­та Ан­то­ния Су­рож­ско­го, «ду­мая о Хри­сте, о том, что про­ис­хо­дит на са­мом де­ле в эти дни, мы до­стиг­нем и той ве­ли­кой суб­бо­ты, ко­гда Хри­стос упо­ко­ил­ся во гро­бе, – и на нас най­дет по­кой. И ко­гда но­чью мы услы­шим весть о Вос­кре­се­нии, то­гда мы то­же смо­жем вдруг ожить от это­го страш­но­го оце­пе­не­ния, от этой страш­ной смер­ти Хри­сто­вой, уми­ра­ния Хри­сто­ва, ко­то­ро­му мы хоть сколь­ко-то при­об­щим­ся в те­че­ние страст­ных дней». Каж­дый день этой неде­ли по-сво­е­му ва­жен.

В Ве­ли­кий по­не­дель­ник Цер­ковь вспо­ми­на­ет несколь­ко со­бы­тий из Но­во­го За­ве­та: про­кля­тие бес­плод­ной смо­ков­ни­цы и прит­чи о двух сы­но­вьях и о злых ви­но­гра­да­рях, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих от­рек­ший­ся от Хри­ста Из­ра­иль­ский на­род и вся­ко­го че­ло­ве­ка, не при­но­ся­ще­го доб­рых пло­дов сво­ей жиз­ни; а так­же про­ро­че­ства Спа­си­те­ля о Сво­их гря­ду­щих стра­да­ни­ях. К это­му при­со­еди­ня­ет­ся вос­по­ми­на­ние о вет­хо­за­вет­ном Иоси­фе, как про­об­ра­зе Хри­ста в Его стра­да­ни­ях и даль­ней­шей по­бе­де.

В Еван­ге­ли­ях рас­ска­зы­ва­ет­ся о том, что по­сле тор­же­ствен­но­го вхо­да в Иеру­са­лим, в тот же день Иисус уда­лил­ся из го­ро­да в Вифа­нию и про­вел там ночь. Воз­вра­ща­ясь утром в Иеру­са­лим, Хри­стос за­хо­тел есть. Он по­до­шел к смо­ков­ни­це (т.е. ин­жир­но­му де­ре­ву), но не на­шел на ней пло­дов. Еван­ге­лист Марк объ­яс­ня­ет это тем, что еще не вре­мя бы­ло со­би­ра­ния смокв (Мк.11:13). И то­гда Спа­си­тель ска­зал смо­ков­ни­це: да не бу­дет же впредь от те­бя пло­да во­век. И смо­ков­ни­ца тот­час за­сох­ла (Мф.21:19). Неко­то­рые чи­та­те­ли мо­гут уди­вить­ся ка­жу­щей­ся неспра­вед­ли­во­сти Гос­по­да: как это так Он на­ка­зал ни в чем не по­вин­ное де­ре­во, хо­тя оно по всем за­ко­нам при­ро­ды про­сто не мог­ло то­гда при­не­сти пло­дов. Это недо­уме­ние, по край­ней ме­ре, стран­но: речь ведь идет все­го лишь о ди­ко­рас­ту­щем де­ре­ве, а при­ме­нять в от­но­ше­нии без­душ­ных пред­ме­тов ка­те­го­рии спра­вед­ли­во­сти аб­сурд­но. Про­кля­тие смо­ков­ни­цы не бо­лее, чем сим­вол, ко­то­рым Хри­стос хо­тел ска­зать лю­дям нечто су­ще­ствен­но важ­ное. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так объ­яс­ня­ет по­сту­пок Спа­си­те­ля: «Хри­стос все­гда бла­го­де­тель­ство­вал и ни­ко­го не на­ка­зы­вал, меж­ду тем над­ле­жа­ло Ему по­ка­зать и опыт Сво­е­го пра­во­су­дия, чтобы и уче­ни­ки, и иудеи узна­ли, что Он хо­тя и мог ис­су­шить, по­доб­но смо­ков­ни­це, сво­их рас­пи­на­те­лей, од­на­ко же доб­ро­воль­но пре­да­ет Се­бя на рас­пя­тие, и не ис­су­ша­ет их. Он не за­хо­тел по­ка­зать это­го над людь­ми, но явил опыт Сво­е­го пра­во­су­дия над рас­те­ни­ем». Еще рань­ше апо­сто­лы хо­те­ли по­про­сить сво­е­го Учи­те­ля дать им власть низ­ве­сти огонь на са­ма­рян­ское се­ле­ние, в ко­то­ром их не при­ня­ли. Гос­подь за­пре­тил им это, ска­зав: не зна­е­те, ка­ко­го вы ду­ха; ибо Сын Че­ло­ве­че­ский при­шел не гу­бить ду­ши че­ло­ве­че­ские, а спа­сать (Ин.19:55-56). Сын Бо­жий, Су­дия все­лен­ной, един­ствен­ный раз про­явил Се­бя в этом ка­че­стве, да и то в от­но­ше­нии не че­ло­ве­ка, а без­душ­но­го де­ре­ва, ко­то­рое, к то­му же, по пре­да­нию, уже бы­ло под­то­че­но чер­вя­ми.

Это чу­до так­же име­ет важ­ное нрав­ствен­ное зна­че­ние и для каж­до­го че­ло­ве­ка. В каж­дый миг че­ло­век дол­жен быть го­тов к встре­че с Бо­гом, чтобы не ока­зать­ся то­гда ду­хов­но пу­стым и бес­плод­ным. «На­ка­за­ния ис­сох­шей за бес­пло­дие смо­ков­ни­цы убо­яв­шись, бра­тья, при­не­сем до­стой­ные пло­ды по­ка­я­ния Хри­сту, по­да­ю­ще­му нам ве­ли­кую ми­лость», – мо­лит­ся Цер­ковь в этот день.

Со­вер­шив чу­до со смо­ков­ни­цей, Спа­си­тель при­шел в Иеру­са­лим­ский храм и учил там на­род. Тут же к Нему по­до­шли пер­во­свя­щен­ни­ки и ста­рей­ши­ны на­ро­да и пы­та­лись уло­вить Его в сло­вах. В от­вет Хри­стос ска­зал им прит­чу о злых ви­но­гра­да­рях, ко­то­рые из­би­ва­ли, а то и уби­ва­ли всех слуг, по­слан­ных хо­зя­и­ном, а по­том уби­ли и сы­на вла­дель­ца ви­но­град­ни­ка, чтобы овла­деть на­след­ством. Итак, ко­гда при­дет хо­зя­ин ви­но­град­ни­ка, что сде­ла­ет он с эти­ми ви­но­гра­да­ря­ми? – спро­сил Иисус у ста­рей­шин и пер­во­свя­щен­ни­ков. То­гда они вы­нуж­де­ны бы­ли, по су­ти, про­из­не­сти суд над са­ми­ми со­бой: зло­де­ев сих пре­даст злой смер­ти, а ви­но­град­ник от­даст дру­гим ви­но­гра­да­рям, ко­то­рые бу­дут от­да­вать ему пло­ды во вре­ме­на свои (Мф.21:41). По свя­то­оте­че­ско­му тол­ко­ва­нию, ви­но­град­ник в этой прит­че озна­ча­ет на­род из­ра­иль­ский, ко­то­ро­го Гос­подь при­звал хра­нить ис­тин­ную ве­ру в Еди­но­го Бо­га сре­ди мра­ка язы­че­ства и от ко­то­ро­го ждал ду­хов­ных пло­дов. Иудеи, од­на­ко, по­сто­ян­но от­сту­па­ли от Бо­га и уби­ва­ли Его по­слан­ни­ков, пра­вед­ни­ков и про­ро­ков. На­след­ни­ка­ми этих убийц и ста­ли боль­шин­ство совре­мен­ных Хри­сту иуде­ев. По­это­му ви­но­град­ник Бо­жий, Цер­ковь, ста­ла до­сто­я­ни­ем всех на­ро­дов, об­ра­тив­ших­ся ко Хри­сту. Вме­сте с тем, как и лю­бая еван­гель­ская прит­ча, ис­то­рия о злых ви­но­гра­да­рях об­ра­ще­на и к каж­до­му че­ло­ве­ку. Как ча­сто мы са­ми пы­та­ем­ся убить Бо­га в се­бе и в окру­жа­ю­щем нас ми­ре, устро­ить жизнь без Него. О чу­до­вищ­ной пу­сто­те (Се, остав­ля­ет­ся вам дом ваш пуст (Мф.23:38), – ска­жет Спа­си­тель) и раз­ру­ше­нии (не оста­нет­ся здесь кам­ня на камне), ко­то­рые оста­нут­ся в ду­ше по­сле это­го «бо­го­убий­ства», и пре­ду­пре­жда­ет эта прит­ча. Каж­дым гре­хом мы вновь рас­пи­на­ем Хри­ста – один из глав­ных мо­ти­вов се­го­дняш­не­го цер­ков­но­го бо­го­слу­же­ния. Об этом то­же на­до за­ду­мать­ся и все­гда пом­нить.

В этот же день Цер­ковь вспо­ми­на­ет и вет­хо­за­вет­но­го пра­вед­ни­ка Иоси­фа Пре­крас­но­го. За свою чи­сто­ту жиз­ни он пре­тер­пел мно­же­ство стра­да­ний: был про­дан бра­тья­ми, окле­ве­тан же­ной еги­пет­ско­го ца­ре­двор­ца и был за­клю­чен в тем­ни­цу. Гос­подь, од­на­ко, во всех бед­стви­ях спа­сал Сво­е­го угод­ни­ка. В кон­це кон­цов, уже Иосиф, став со­вет­ни­ком фа­ра­о­на, сам спас про­щен­ных им бра­тьев и от­ца от го­лод­ной смер­ти. В этом он стал про­об­ра­зом Хри­ста, мно­го по­стра­дав­ше­го от лю­дей и рас­пя­то­го ими, но по­бе­див­ше­го смерть сво­им вос­кре­се­ни­ем и, тем са­мым, да­ро­вав­ше­го спа­се­ние че­ло­ве­че­ско­му ро­ду.

Ис­точ­ник: http://www.taday.ru/

Развернуть

Богослужебные (литургические) особенности

  • Богослужения Страстной Седмицы наряду
  • Триодь Постная. Служба во Святой и Великий Понедельник Страстной седмицы
  • Песнопения Страстной седмицы
  • Последовательность событий Страстной седмицы
  • Синаксарь во Святый Великий Понедельник

Великие понедельник, вторник и среда

Первые три дня Страстной седмицы посвящены тем событиям, которые произошли между Входом Господним в Иерусалим и Тайной вечерей. Согласно изложению Евангелия от Матфея — а именно этому Евангелию, как мы видели, преимущественно следует система страстных чтений согласно традиции Константинополя, — Господь Иисус Христос, войдя в Иерусалим, проследовал в Храм и изгнал оттуда торгующих, а после ушел из города в Вифанию.

На следующий день Он направился в Иерусалим, явив по пути туда чудо со смоковницей (Мф.21:18-22), и «пришел в Храм и учил» (Мф. 21:23). Увидев Его в Храме, первосвященники и старейшины народа сразу задали Ему провокационный вопрос о Его власти (Мф.21:23-27), в ответ Господь обличил их неявным образом (притчи о двух сыновьях, о винограднике и о брачном пире: Мф.21:28-22:14). Тогда фарисеи решили «уловить Его в словах» и подослали к нему своих учеников под видом искренне интересующихся, которые задали Господу Иисусу три каверзных вопроса из области толкования Закона — о подати кесарю, о воскресении мертвых в свете закона о левирате и о наибольшей заповеди (Мф.22:15-40). Дав ответы на эти вопросы, Иисус задал Им Свой: «что́ вы думаете о Христе? чей Он сын?», на который они не смогли ничего ответить (Мф.22:41-46). Далее в Евангелии от Матфея следует обширное прямое обличение книжников и фарисеев (вся 23-я глава), ставящее точку в их попытках переспорить Его. Следующая глава начинается со слов «И выйдя, Иисус шел от Храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания Храма» (Мф.24:1), а были те здания очень величественны. Господь же предсказал скорое их разрушение, а затем открыл ученикам, чем закончится история этого мира — данный евангельский фрагмент иначе называют «малым апокалипсисом» (Мф.24). Его подытоживают две притчи: о десяти девах и о пяти талантах, а также описание Страшного Суда Божия (Мф.25). Наконец, евангелист пишет: «Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие» (Мф.26:1-2), и сообщает о принятом в этот же момент окончательном замысле первосвященников и книжников убить Иисуса, о последовавшем в тот день помазании Христа в Вифании драгоценным миром, что приготовило Его к погребению, и о решении Иуды предать Христа (Мф.26:3-16; заметим, что евангелист Иоанн прямо связывает это решение с помазанием: Ин.12:4-5).

Далее начинается рассказ о Тайной вечере.

Евангельские отрывки, содержащие весь этот рассказ, мы и слышим на службах Великих понедельника, вторника и среды — но не только сами эти отрывки. К их содержанию отсылают и знаменитые песнопения этих дней. Так, тропарь (фактически, троичен: он заменяет собой обычные рядовые троичны гласа, которые исполнялись в будние дни Великого поста) Великих понедельника, вторника и среды, «Се Жених», следует притче о десяти девах:

Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.

Блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни зовущи:

«Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас!»

ПЕРЕВОД: Вот, Жених приходит в полночь (Мф.25:6)! — и блажен тот раб, кого Он найдет бодрствующим, а тот, кого найдет задремавшим — недостоин.

Итак, смотри, о душа моя — не поддавайся сну, чтобы не была ты предана смерти, и оказалась заперта вне Царствия, но взбодрись, восклицая:

«Свят, Свят, Свят Ты, Боже! Богородицей помилуй нас».

Другое хорошо известное песнопение этих дней, светилен, отсылает к притче о брачном пире:

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь:

просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя.

ПЕРЕВОД: Вижу, Спаситель мой, что украшен брачный чертог (νυμφῶνα) Твой — но нет у меня [подходящего] одеяния, чтобы войти (ср. Мф.22:11-12) в него. Сделай же светлым облачение моей души, о податель Света, и спаси меня!

Помимо песнопений, есть еще одна составляющая служб Великих понедельника, вторника и среды, которая указывает на проповедь Христа в Храме в эти дни — причем указывает не текстуально, а изобразительно, в качестве своего рода паралитургической драмы. Речь о чтении Четвероевангелия на часах этих дней. В отличие от всех других случаев чтения Евангелия на службах, когда в храме звучит строго определенный отрывок, подходящий по смыслу (в праздники) либо продолжающий последовательный ряд чтений всего года (в обычные дни), Четвероевангелие на часах Страстных понедельника, вторника и среды читается не избирательно, а как получится, без подбора конкретных отрывков. Смысл у этого действия — именно изобразительный: служба часов относится к светлому времени суток, и священник, долго и непрерывно читающий в дневное время понедельника, вторника, среды слова Христовы в православном храме, этим как бы представляет перед взором молящихся Самого Христа, учащего в Храме Иерусалимском.

свящ. Михаил Желтов

Развернуть

Развернуть

Случайный тест

СВЯТОЙ ПОНЕДЕЛЬНИК — 3 апреля 2023 г.

Великий понедельник отмечается ежегодно 3 апреля этого года. Он увековечивает жизнь Иисуса, веру и события, приведшие к его смерти и возможному воскресению. Согласно Библии, Великий понедельник — это день после того, как Иисуса встретили пальмовыми листьями, и за день до того, как Иуда решил предать его.

Для христиан праздник – это начало подготовки к Страстной неделе, которая включает в себя чтение Библии и размышление над Писанием. Для других пришло время получить заслуженный перерыв.

История Великого понедельника

Происхождение Великого понедельника восходит к началу Великого поста. В течение третьего века только Страстная пятница и Великая суббота соблюдались и считались святыми днями. Позже к празднику добавили Страстную среду, так как именно в этот день Иуда предал Иисуса. В четвертом веке термин «Страстная неделя» впервые был использован св. Афанасием, епископом Александрийским, и св. Епифанием Константским, что привело к возникновению праздника. Теперь он включал в себя остальные дни недели: Вербное воскресенье, Великий понедельник, Великий вторник и Пасхальное воскресенье.

Это было в Великий понедельник, когда Иисус Христос шел в Иерусалим из Вифании. Во время своего путешествия он увидел бесплодную смоковницу. Он проклял это дерево, пока оно не засохло и не принесло плодов. Он сразу же сказал своим ученикам, что если бы у них хватило веры, они могли бы заставить дерево засохнуть и даже заставить горы двигаться. В этот день он также очистил храм и ответил властям на его допрос. Ключевыми стихами в Библии, устанавливающими Великий понедельник, были Матфея 21:19–22, Марка 11:20–25, Матфея 21:20–22 и Марка 11:23, в которых подробно описываются действия, упомянутые выше.

В истории произошли заметные изменения в праздновании Страстной недели. 16 ноября 1955 года предписания Римского Миссала были пересмотрены декретом, известным как «Maxima Redemptoris». Он восстановил богослужения в Писании по точному времени и дню. В результате литургии, используемые сейчас католиками, англиканами, методистами, лютеранами и пресвитерианами, почти идентичны.

Хронология Великого понедельника

201 г. н.э.

Рождение святых дней

Церковь устанавливает Страстную пятницу и Страстную субботу.

301 н.э.

Начало Страстной недели

Страстная неделя включает Вербное воскресенье, Великий понедельник, Великий вторник, Страстную среду, Великий четверг, Страстную пятницу, Черную субботу и Пасхальное воскресенье.

1732

Страстная неделя как Страстная неделя

Моравцы широко празднуют Страстную неделю, называя ее Страстной неделей.

1955

Пересмотр Страстной недели

«Maxima Redemptoris» пересматривает обряды Страстной недели 16 ноября.

Великий понедельник

Часто задаваемые вопросы s

Великий понедельник отличается от Пасхального понедельника?

Да, Великий понедельник — это день после Вербного воскресенья, а Пасхальный понедельник — это день после Пасхального воскресенья.

Закрыты ли предприятия и учреждения в Великий понедельник?

Большинство школ, предприятий, офисов и коммерческих учреждений прекращают работу в Страстную пятницу.

Когда будет восточная дата Великого понедельника в 2022 году?

Великий понедельник по восточному времени – 18 апреля 2022 года.

Как отмечать Великий понедельник

  1. Соблюдать пост

    Традиционный способ празднования Великого понедельника – пост. Однако это не обязательно означает полное воздержание от еды. Вы можете отрезать небольшую часть своей еды в качестве жертвы.

  2. Воздержитесь от социальных сетей

    Большинство людей любят безмятежный и мирный Великий понедельник. Итак, современная жертва, на которую вы можете пойти, — это воздерживаться от социальных сетей. Отключите телефон и пообщайтесь с семьей дома.

  3. Читайте Библию

    Большинство католиков и христиан используют Великий понедельник для чтения Библии. Вы можете сделать это индивидуально или с группой людей.

5 интересных фактов о Великом понедельнике

  1. Есть разные даты

    Великий понедельник отмечается в два совершенно разных дня в зависимости от того, какой школы христианства — восточной или западной — вы придерживаетесь.

  2. Всемирный праздник

    Великий понедельник — один из самых популярных праздников во всем мире.

  3. Великий и Святой понедельник

    В честь чудес, совершенных Иисусом, в некоторых странах праздник называют «Великий и Святой понедельник».

  4. Символика смоковницы

    Смоковница символизирует, что сила веры сильнее внешней религиозности.

  5. Храм коррумпированных менял

    Иисус очистил храм в Великий понедельник, потому что это был притон воров.

Почему Великий понедельник важен

  1. Пришло время задуматься

    Великий понедельник — это день, когда каждый может задуматься и двигаться вперед. Это время года, чтобы проверить свое психическое и духовное здоровье.

  2. Длинные выходные с семьей

    Для большинства людей Великий понедельник — это только начало длинных выходных. Семьи используют праздник, чтобы оставаться дома, проводить время вместе, готовить еду и общаться друг с другом.

  3. Укрепляет вашу веру

    Для христиан и католиков Великий понедельник — это время года, когда они напоминают о силе твердой веры. Она помогает людям придерживаться своих религиозных убеждений и осознать силу молитвы.

Holy Monday dates

Year Date Day
2022 April 11 Monday
2023 April 3 Monday
2024 March 25 Monday
2025 April 14 Monday
2026 March 30 Monday

Что такое Великий понедельник и почему он важен?

Во многих дискуссиях о неделе перед Пасхой Великий понедельник упоминается в короткие сроки. Это после большого дня, когда Иисуса встречали пальмовыми листьями; это до того дня, когда Иуда согласился предать его, и всех ярких событий, происходящих начиная с Тайной вечери. Тем не менее, в Библии есть что сказать об этом дне, и это действительно помогает нам понять остальную часть истории Страстей.

Что такое Великий понедельник?

Великий понедельник — второй день Страстной недели, сразу после Вербного воскресенья. Это второй день, когда Иисус был в Иерусалиме, и в Библии записано, что он давал различные учения и обсуждал с религиозными лидерами Великий понедельник и следующий день (Святой вторник).

Получите БЕСПЛАТНО  Путеводитель по Страстной неделе здесь . Получайте поощрения прямо на свой почтовый ящик.

Что произошло в Великий понедельник в Писании?

Иногда в разных Евангелиях описываются события, происходящие в разные дни. Матфея 21:12-17 и Луки 19:45-48 описывают, как Иисус убирал храм в Вербное воскресенье. В 11-й главе Марка говорится, что Иисус пришел в Иерусалим в воскресенье, пошел в храм и, «внимательно осмотрев все вокруг, ушел, потому что было уже поздно» (Марка 11:11), а затем очистил храм в Великий понедельник (Марка 11:15-18).

Аналогичная проблема связана с учением Иисуса в Иерусалиме. В Евангелии от Марка 11:20–13:17 описывается, как Иисус возвращается в Вифанию после того, как очистил храм и провел учения и дебаты в Великий вторник. Матфея 22-25 описывает эти учения и споры, не уточняя, делал ли Иисус все это за один день или за два дня. Ближе всего Матфей подходит к временной шкале, говоря, что Иисус говорил с саддукеями о браке «в тот же день» (Матфея 22:23), он рассказал три притчи и говорил о налогах.

В двух других Евангелиях это не проясняется. Лука говорит, что Иисус «ежедневно учил в храме» (Луки 19:47) и что «однажды, когда Иисус учил», религиозные лидеры спросили, какой властью он обладает (Луки 20:1–2), не уточнив, какая именно дни, когда произошли эти события. Джон вообще не включает эти моменты «обучения и дебатов».

Чтобы было проще, вот чудо, о котором, по мнению Матфея и Марка, произошло в Великий понедельник, а затем то, что Иисус совершил либо в Великий понедельник, либо в Великий вторник:

На пути из Вифании в Иерусалим Иисус увидел смоковницу без плода. Он проклял смоковницу, которая либо сразу засохла (Матфея 21:19-22), либо ученики заметили, что она засохла, когда проходили мимо нее на следующий день (Марка 11:20-25). В любом случае, Иисус использовал возможность, чтобы сказать ученикам, что если у них будет достаточно веры, они смогут не только заставить смоковницу засохнуть, но и заставить горы двигаться (Матфея 21:20-22) (Марка 11:23).

После того, как Иисус очистил храм, религиозные лидеры задали Иисусу вопросы, чтобы обмануть его. Они спросили, какой властью он обладает, и Иисус ответил, спросив их, какой властью обладал Иоанн Креститель (Матфея 21:23-28) (Марка 11:27-31) (Луки 20:1-8). Когда они спросили Иисуса, правильно ли платить римские налоги, он сказал им: «Кесарю отдавайте кесарево, а Божие Богу» (Матфея 22:15–22) (Марка 12:13–17) (Луки 20). :20-26). Саддукеи спросили его о браке при последнем воскресении (в которое они не верили), и Иисус ответил, что в грядущем веке люди не будут жениться или жениться (Матфея 22:23-33) (Марка 12:-18- 34) (Луки 27:-40). Тогда фарисеи спросили Иисуса о наибольшей заповеди, Иисус сказал, что это «возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, всею душею твоею и всем разумением твоим», а второй величайшей заповедью было «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матфея 22:34-40).

В перерывах между этими спорами Иисус учил людей, спрашивая, чьим сыном, по их мнению, был Мессия (Матфея 22:41-46) (Марка 12:35-37) (Луки 20:41-44) и предупреждал о коррумпированных учителях (Матфея 23:1-36) (Марка 12:38-40) (Луки 20:45-47).

В своем учении Иисус рассказывал притчи о двух сыновьях (Матфея 21:28-32), злых арендаторах (Матфея 21:33-46) (Марка 12:1-12) (Луки 20:9-19) и царь, устроивший большой пир (Матфея 22:1-14).

После похвалы вдове за то, что она отдала все, что у нее было, в качестве приношения (Марка 12:41-44) (Луки 21:1-4), Иисус заметил, что его ученики оглядываются на Иерусалим, и дал апокалиптическое послание о будущем (Матфея 24 :1-51) (Марка 13:137) (Луки 21:5-36).

После этого предупреждения Иисус рассказал притчи о 10 подружках невесты, ожидающих жениха (Матфея 25:1-30), и о трех слугах, показывающих своему господину, что они сделали с тем, что им дали (Матфея 25:14-30).

Затем Иисус рассказал историю о том, как Бог ответит людям на последнем суде (Матфея 25:31-46). Он закончил день, сказав ученикам, что через два дня будет распят (Матфея 26:1-2).

Почему Великий понедельник так важен

В Великий понедельник нужно соблюдать множество важных моментов, но два особенно важны.

Во-первых, Великий понедельник заложил события, которые произошли в Великий четверг. Очищая храм, Иисус критиковал лидеров, которые разрешали и поощряли деятельность, происходящую в храме. Его учения открыто упрекали религиозных лидеров (в частности, говоря людям остерегаться коррумпированных лидеров) и рассказывая притчу, предназначенную для их критики. В Евангелии от Матфея 21:45–46 объясняется, что вожди знали, что они были «злыми арендаторами», о которых Иисус упоминал в этой притче. Религиозные лидеры беспокоились об Иисусе и раньше, но его действия в Великий Понедельник и Великий Вторник довели дело до конца: они желали его смерти.

Во-вторых, Иисус описывает эти учения и притчи о Царстве Божьем. В них используются разные образы и слова, но все они связаны с двумя идеями: Бог предложит Царство неожиданным людям, и когда Царство придет в полном объеме, будет суд.

Притча о двух сыновьях, злобных арендаторах фермы и великом пире — все они связаны с тем, что Бог предлагает Царство людям и различные ответы, в результате чего Бог предлагает его другим. Сын, который изначально не подчиняется отцу, в конечном итоге получает честь за то, что в конце концов делает то, о чем его просят, и Иисус заканчивает это, говоря религиозным лидерам: «Истинно говорю вам, продажные мытари и блудницы раньше вас войдут в Царство Небесное» (Мф. 21:31). Злые арендаторы фермы в конечном итоге теряют ферму, которую помещик отдает другим (Матфея 21:22). Король приглашает многих на свой великий пир, когда многие не принимают его предложение, он ищет других, чтобы присутствовать.

Притчи о слугах и десяти подружках невесты описывают, что людям даны вещи на будущее (приход жениха, возвращение господина). Некоторые из этих людей мудро используют то, что им дали (нефть, деньги). Другие нет. Нужно подготовиться к предстоящему событию.

Апокалиптическая дискуссия об Иерусалиме (возможно, относящаяся к падению города в 70 г. н.э., возможно, говорящая о последних днях) и история об ответе Бога людям на последнем суде подчеркивают идею о том, что грядет что-то неожиданное. Поэтому людям нужно было подумать, что они сделали со временем, которое им дали.

В один из последних дней перед смертью Иисус предупредил людей о грядущем Царстве Божием. Мало того, он предупредил их, что их понимание Царства Божьего должно измениться.

Какие другие дни Страстной недели?

В Евангелиях есть много информации о неделе, которую Иисус провел в Иерусалиме и его окрестностях, предшествовавшей его распятию. Некоторые люди заметили, что на самом деле Евангелия не являются обычными биографиями, потому что они не рассказывают нам жизнь Иисуса с одинаковым акцентом на каждом периоде: мы получаем немного о рождении Иисуса, подборку историй о годах его служения и затем мы получаем самые подробные сведения о последней неделе естественной жизни Иисуса на земле. Страстная неделя в некотором смысле является центром Евангелий.

Имея это в виду, вот простой обзор восьми дней Страстной недели:

В Вербное воскресенье Иисус вошел в Иерусалим (Матфея 21:1-7) (Марка 11:1-14) (Луки 19: 28-40) (Иоанна 12:12-19).

В Великий понедельник Иисус совершил чудо и, возможно, очистил храм и проповедовал в Иерусалиме.

В Великий Вторник Иисус продолжил учить в Иерусалиме, в том числе сказал ученикам, что через два дня он будет распят (Матфея 26:1-2) (Иоанна 12:20-36).

В Страстную среду (или Шпионскую среду) Иисус был помазан маслом и упрекнул Иуду за критику помазавшей его женщины (Матфея 26:6-13) (Марка 12:1-9) (Иоанна 12:1-7) . В ту ночь Иуда встретился со священниками и согласился предать Иисуса (Матфея 26:14-16) (Марка 14:10-11) (Луки 22:1-6).

В Великий Четверг Иисус устроил Тайную Вечерю (Матфея 26:17-35) (Марка 14:12-42) (Луки 22:7-28) (Иоанна 13:1-17:26) и был арестован в Гефсимании. (Матфея 26:36-56) (Марка 14:42-52) (Луки 22:39)-53) (Иоанна 18:1-10). Той ночью власти осудили Иисуса за богохульство (Матфея 26:57-67) (Марка 14:53-65) (Луки 22:66-71) (Иоанна 18:19-24)). В ту же ночь Петр трижды отрекся от Иисуса (Матфея 26:69-75) (Марка 14:66-72) (Луки 22:54-65) (Иоанна 18:15-27).

В Страстную пятницу Иисус был послан к Пилату и царю Ироду (Матфея 27:1-26) (Марка 15:1-21) (Луки 23:1-25) (Иоанна -18:28-19:16), затем распяли и похоронили (Матфея 27:32-55) (Марка 15:21-47) (Луки 23:26-54) (Иоанна 19:17-42).

В Великую Субботу Иисус лежал во гробе, и религиозные лидеры попросили Пилата выставить стражу и запечатать его (Мф. 27:62-65). В тот вечер несколько женщин купили благовония, чтобы сделать погребальное помазание (Марка 16:1).

В пасхальное воскресенье женщина подошла к гробнице и обнаружила, что Иисус воскрес из мертвых (Матфея 28:1-15) (Марка 16:2-11) (Луки 24:1-53) (Иоанна 20:1- 23).

Фото: RNS/Tom Markoski/Pixabay/Creative Commons

Г. Коннор Солтер — писатель и редактор, имеет степень бакалавра наук в области профессионального письма Университета Тейлора. В 2020 году он получил первую премию за лучший очерк на региональном конкурсе сети Colorado Press Association Network. Он написал более 1000 статей для различных изданий, включая интервью для Christian Communicator и рецензии на книги для Библиотечной ассоциации евангелической церкви. Узнайте больше о его работе здесь.


Эта статья является частью нашей большой библиотеки ресурсов Страстной недели и Пасхи, посвященной событиям, приведшим к смерти и воскресению Иисуса Христа. Мы надеемся, что эти статьи помогут вам понять значение и историю важных христианских праздников и дат, а также побудят вас задуматься обо всем, что Бог сделал для нас через Своего сына Иисуса Христа!

Что такое Великий пост и почему он отмечается?
Что такое Страстная неделя?
Что такое Вербное воскресенье?
Что такое Чистый четверг?
Что такое Страстная пятница?

Что такое Пасха?
Пасхальные молитвы

На Пасху Сын Божий взял на Себя грех мира и победил дьявола, смерть и могилу.