Как сделать гомункула? Интересные факты о гомункулах и история его возникновения. Фото и видео уроки

Если сейчас научно-производственный прорыв во всех сферах жизни человека считается само себе разумеющимся, в средневековье даже маленькое открытие получало много восхищенных оваций. Ученые в своей упорной работе, получали результаты, которые опережали свое время. Медицина и изучение живых организмов — основные направления исследований, которыми занимался врач их Швейцарии Парацельс
. Прославленный опыт, при помощи которого этот алхимик в 1534 году искусственным образом создал живое существо — гомункула
. Это открытие внесло его имя в список самых талантливых исследователей той эпохи. Информацию о том, как сделать гомункула, именно так назвали этот организм, в домашних условиях и как за ним ухаживать, читайте ниже.

Как вырастить гомункула

Вы заинтригованы и хотите создать «маленького человечка» самостоятельно? Сначала окунемся в теорию, и поговорим о том, как создавали свои гомункулы Парацельс и его последователь граф фон Кюффштейн.

Рецепт Парацельса
(первый опыт был произведен в 1534 году):

  1. В реторту или пробку поместить мужское семя.
  2. Сосуд поместить в теплое и темное место (алхимик использовал для эксперимента навоз лошади, которое поливал особой жидкостью).
  3. Через 7-10 дней, извлечь пробку из навоза.
  4. Полученный организм поить человеческой кровью.
  5. По прошествии 40 дней, рост существа достигает отметки 30-32 см, и гомункул способен узнать своего создателя.

Рецепт графа фон Кюффштейна
(первый опыт был произведен в 1775 году):

  1. Мужская сперма помещается в бычий жир, а затем в кувшин.
  2. На 20 дней сосуд закапывается в конный навоз.
  3. В течение трех недель кизяк следует поливать горячей водой (кал начинает бродить и имеет температуру в среднем +15 ⁰С).
  4. Выкопать кувшины из навоза. На данном этапе гомункулы имеют рост в диапазоне от 19 до 21 см (сам граф успешно вырастил 10 гомункулов).
  5. При правильном уходе и питании, существа достигают роста до 35 см.

Как сделать гомункула в домашних условиях

Общая идея, как создать себе домашнего гомункула, состоит в простом принципе: семя от мужского пола, берет силу женской яйцеклетки. Исходя из этого, можно сделать вывод — гомункул в домашних условиях может получиться только из яйца (полную инструкцию вы сможете прочитать ниже).

Есть и другой способ. Для него не нужны сложные приборы, которые используют ученые в генной инженерии, поэтому этот метод можно отнести к категории в «домашних условиях»:

  1. Корову или овцу искусственно оплодотворяют.
  2. Самку поют кровью другого животного.
  3. Через 3 недели корову убивают, а маленький плод помещают в сосуд с кровью матери.

Впечатлены? Хотим огорчить — скорее всего, эта информация неправдива. А текст был взят с мемуаров «Книга о корове
», которые были написаны в 12 веке в одной из арабских стран.

В этом видео ролике Антон проведет короткий видео-урок, в котором покажет процесс создания гомункула из страусиного яйца, даст полезные практические советы:

Гомункул из куриного яйца

Вот мы подошли к самому интересному — созданию гомункула из куриного яйца
. В курином яйце (хотя на самом деле для этого метода подойдет любой материал — от яиц перепела до страуса
) есть все необходимые вещества, необходимые для успешного развития будущего организма.

Итак, что нам понадобится:

  • Куриное яйцо (внимание, яйцо должно быть свежеснесенное, а курица держалась отдельно от петуха).
  • Мужское семя (основа будущего гомункула).
  • Шприц (для введения семени в желток).
  • Плотная ткань.
  • Спирт (для дезинфекции поверхности яйца и иглы шприца).

Пошаговый рецепт создания гомункула из куриного яйца
:

  1. Подготавливаем семя.
  2. В скорлупе яйца делаем небольшое отверстие. Шприцом вводим сперму (оплодотворение).
  3. Заклеиваем отверстие скотчем (во избежание пополнения к плоду вредных бактерий).
  4. Яйцо помещаем в плотно закрываемую посуду, которую заматываем тканью.
  5. Полученную «упаковку» помещаем в теплую среду (в зимнее время, для этого идеально подойдет батарея центрального отопления) на срок от 5 дней до 2 недель.

Подробная информация о существе

Полученный из яйца гомункул, может иметь разную массу, размер и форму. Все зависит от генетики определенного человека. Да, да… ведь полученное существо — ваше «продолжение».

Подробнее рассмотрим всю информацию, которая пригодится для ухода за «маленьким человечком»:

  • Многие считают, что существо бесполо. Это неправда, и наподобие человека они имеют разные гендерные признаки.
  • В организме идут полноценные физиологические процессы. Гомункулы спят, употребляют пищу и т.п.
  • В поведении присутствуют элементы изобретательности и интуиции.
  • Не слишком развита, но присутствует, нервная система и мышечная масса.
  • Нет дискомфорта как от уличного света, так и от любого другого осветительного прибора.

Как еще пытались делать гомункула в древние времена

Искусственно выращивать живой организм, который имеет признаки разума, люди хотели с незапамятных времен. Сейчас ученые с успехом клонируют животных.

В скором будущем, при помощи ДНК остатков организма, получиться вырастить вымершие виды растений и животных. Рассмотрим, как еще в древние времена выращивали гомункулов
:

  • Мандрагора
    . Форма корня этого растения всегда имеет необычную фигуру. В его форме можно легко было увидеть части человека — ноги, руки и голову. У разных народов были различные снадобья и заклинания, которые могли превратить корень мандрагоры в живого существа.
  • Волос коня
    . У кобылы вырывается волос и трется возле половых органов (делать все это нужно во время течки). Волос бросали в кувшин с водой и ставили в темное и недоступное место. Через 10 дней, на дне сосуда будет плавать небольшое существо, напоминающее маленького червяка.
  1. Первый гомункул был выращен на территории Швейцарии в 1534 году врачом и философом Парацельсом.
  2. В мире существуют множество сказок и историй, связанных с маленькими существами, появившимися на свет нестандартно:
  • Мальчик с пальчик
    — из капустной кочережки.
  • Дюймовочка —
    из бутона цветка.
  • Котигорошко —
    из горошины.
  1. В самой известной трагедии Гёте «Фауст», Мефистофель в лабораторных условиях в колбе создает маленького человека — гомункула.
  2. Во время второй мировой войны, о создании послушного существа способного убивать противника мечтал Гитлер. После войны, американское руководство вывезло ученых в Аргентину, где исследования продолжились. Плоды трудов стали основой новой науки — трансплантологии, благодаря которой появилась возможность пересадки органов человека.

Узнав, как сделать гомункула, самые любопытные повторят опыт, и мы уверены, получат положительный результат.

Для остальных, сомлевающих в этой фантастической идее, хотим сообщить — последователи Парацельса были как в Средневековье и эпохе Возрождения, так и существуют и в наше время.

Но многие мейчас думают, что это все фейк, по ссылке статья с обоснованием этого.

Видео-урок: делаем гомункула из яйца

В этом пошаговом видео уроке известный алхимик Аркадий Мамонтов расскажет и покажет, как вырастить гомункула в курином яйце из своего семени, что понадобится для этого:

Интерактивный Музей Живых систем


 


© http://www.forsmi.ru/photorep/301120/

Анатомия – как много в этом слове отдает школьными учебниками, старым скелетом в кабинете биологии и безуспешными попытками запомнить все отделы позвоночника. Хотя, по сути, это одна из самых практических наук, где огромные теоретические выкладки можно заменить секундной демонстрацией. Именно этим и занимается Музей Живых систем – показывает, а не рассказывает о человеке. 

Жизнь в утробе матери для эмбриона – настоящий парк аттракционов. Стоит ей встать, сесть или пройтись, как весь его маленький мирок сотрясается и переворачивается. Уже перед самыми родами ребенок поворачивается головой вниз (ну, сами понимаете, так проходить легче). С помощью вот этой установки вы на пару минут вернуться назад в прошлое и проделать описанные выше «кувырки» еще раз. 


 


© m24.ru

Нет, это не гомункул. То есть, гомункул, но не тот, о котором столько говорили в Руснете в прошлом году. Это модель человека, которая показывает какая доля всех ощущений человека на какую часть тела приходится. Таким образом, самые чувствительные зоны – руки и губы. 


 

В музее очень много стендов, которые представляют организм как четко организованный, слаженный механизм. Например, этот экспонат демонстрирует работу опорно-двигательной системы и ее основные функции: выполнение всевозможных движений, амортизация при ударах и падениях, кроветворение, защита внутренних органов.


 


© m24. ru

Если вы интересуетесь проблемой здорового питания, но вам надоели вирусные рекламы с многообещающим «Исключите всего ТРИ продукта из своего рациона…», то обязательно загляните в отдел «Пищеварения». Здесь рассказывают о том, что действительно стоит и не стоит есть, что происходит с продуктами после употребления, как питательные вещества превращаются в энергию и как же ее потом потратить. На одном из стендов можно посмотреть, сколько на самом деле сахара содержится в привычной нам еде, ужаснуться и рысцой бежать к следующему – там стоят всевозможные тренажеры. 


 


© m24.ru

Раздел «Репродуктивная система» избавит ребенка от вопросов «Откуда берутся дети», а родителя от необходимости придумывать абсурдные истории о капусте и прочих овощах. На этом стенде без лишней пошлости показано, как оплодотворенная яйцеклетка превращается в эмбрион. Неподалеку можно примерить роль беременной. В прямом смысле – надеть на себя «живот». Здесь же крутите барабан с шариками двух цветов и собираете хромосомный набор мальчика или девочки – символ того, как определяется пол ребенка.  


 


© https://poznamka.ru/russia/muzej-zhivye-sistemy

Серьезно о несерьезном рассказывают стенды, посвященные мифическим чудищам вроде вампиров или драконов. Казалось бы, вещи совершенно ненаучные, но здесь они становятся объектом целого исследования – как человеческая фантазия породила подобных существ, и какие болезни или иные причины заставляли некоторых людей бояться чеснока и солнечного света или вести себя как зомби. 


 


© http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/udivitelnoe—ryadom-muzey-zhivye-sistemy/

В Музее живых систем можно посмотреть на мир другими глазами, например, лошади или собаки. Установка имитирует зрение различных животных. 


 


© Интерактивный музей «Живые системы» http://bioexperimentarium.ru/exposition/

Экспонат, который рушит всякие стереотипы а-ля «Чем больше мозг, тем выше интеллект». На стенде указана масса головного мозга знаменитых ученых и писателей. Вывод из статистических данных прост: килограммы – это не главное. 


 


© Интерактивный музей «Живые системы» http://bioexperimentarium.ru/exposition/

Необычный пазл: вместо кусочков картона – искусственные органы человека.


 


© turbina.ru


ГГрафик работы

Будние дни: с 9:30 до 19:00 
Выходные и праздники: с 10:00 до 20:00


ААдрес:

г. Москва, м. Савёловская, Бутырская ул., д. 46

Вход: по билетам http://www.bioexperimentanium.ru

Нейрохирургия, сенсорный гомункул — StatPearls

Джон Д. Нгуен; Хье Дуонг.

Информация об авторе и организациях

Последнее обновление: 25 июля 2022 г.

Введение

Слово «гомункул» на латыни означает «маленький человек». Но в нейроанатомии корковый гомункул представляет собой либо моторное, либо сенсорное распределение в коре головного мозга. Моторный гомункул — это топографическое представление частей тела и соответствующих им частей вдоль прецентральной извилины лобной доли. В то время как сенсорный гомункул представляет собой топографическое представление частей тела вдоль постцентральной извилины теменной доли.

Структура и функции

Сенсорный гомункул представляет собой топографическое представление сенсорного распределения тела, обнаруженного в коре головного мозга. На этой топограмме обычно изображены участки тела вдоль поверхности постцентральной извилины теменной доли. Топография сенсорного гомункула соответствует контралатеральной стороне тела. Начиная с медиальной стороны постцентральной извилины, эта область соответствует сенсорной территории гениталий и нижних конечностей. Двигаясь более латерально вдоль постцентральной извилины, верхняя и верхнелатеральная области извилины соответствуют шее, плечу и туловищу. В то время как вдоль латеральной стороны постцентральной извилины эта область соответствует верхней конечности и кисти. Нижнелатеральная область постцентральной извилины соответствует лицевой и бульбарной структурам. Интересно, что лицо – это структура, занимающая большую часть площади сенсорного гомункула.[1][2][3][4][5]

Сенсорный гомункул — это карта коры головного мозга, где обрабатывается каждая часть тела. Ощущения возникают по всему телу. Импульсы от тела будут отправлены в спинной мозг и, в конечном итоге, обратно в головной мозг для обработки. В то время как тройничный нерв несет ощущения лица. Таламус обрабатывает все эти сенсорные импульсы, а затем таламус направляет их в кору головного мозга. Конечным пунктом сенсорных импульсов является постцентральная извилина. Эта сенсорная карта — то, что иллюстрирует сенсорный гомункул.

Эмбриология

Во время эмбриологии нервная система развивается из эктодермального зародышевого листка. Вначале хорда находится под эктодермой и побуждает эктодерму дифференцироваться в нейроэктодерму и нервную пластинку. Именно нервная пластинка в дальнейшем будет дифференцироваться в нервную трубку и клетки нервного гребня. Нервная трубка отвечает за развитие центральной нервной системы. В то время как нервный гребень отвечает за развитие периферической нервной системы.

Нервная трубка в дальнейшем будет дифференцироваться на прозэнцефалон, мезэнцефалон и ромбовидный мозг. Во-первых, прозэнцефалон далее делится на конечный и промежуточный мозг. Конечный мозг разовьется в полушария головного мозга, базальные ганглии и боковые желудочки. Это делает конечный мозг источником постцентральной извилины. В то время как промежуточный мозг разовьется в таламус, гипоталамус и третий желудочек. Во-вторых, мезэнцефалон разовьется в средний мозг и церебральный водопровод. Наконец, ромбовидный мозг в дальнейшем будет дифференцироваться на метэнцефалон и продолговатый мозг. Метэнцефалин позже развивается в мост, мозжечок и верхнюю часть четвертого желудочка. Наконец, продолговатый мозг разовьется в продолговатый мозг и нижнюю часть четвертого желудочка.

Кровоснабжение и лимфатическая система

Артериальный

Кровоснабжение постцентральной извилины осуществляется преимущественно из средней и передней мозговых артерий. Средняя и передняя мозговые артерии отходят от внутренней сонной артерии. Как только внутренняя сонная артерия достигает головного мозга, она разделяется на среднюю мозговую артерию и переднюю мозговую артерию. Средняя мозговая артерия поднимается вверх между височной и лобной долями. Этот путь соответствует зоне перфузии средней мозговой артерии. Средняя мозговая артерия кровоснабжает нижнюю и латеральную области постцентральной извилины, что соответствует лицевой и кистевидной части гомункула. Что касается передней мозговой артерии, то она поднимается между двумя лобными долями. Передняя мозговая артерия продолжится и кровоснабжает медиальную и верхнюю области постцентральной извилины. Медиальная и верхняя части постцентральной извилины соответствуют ногам и гениталиям соответственно на гомункуле. Водоразделом считается область постцентральной извилины, соответствующая шее, плечам и туловищу. Область водораздела получила перфузию в точке, где встречаются дистальные концы передней и средней мозговых артерий.

Венозный

Венозная кровь и спинномозговая жидкость головного мозга оттекают в венозные синусы твердой мозговой оболочки. Синусы твердой мозговой оболочки происходят из складок мозговых оболочек. Синусы твердой мозговой оболочки представляют собой уникальные структуры, отводящие венозную кровь подобно венам, но в синусах твердой мозговой оболочки отсутствуют клапаны. Венозная кровь из синусов твердой мозговой оболочки оттекает во внутренние яремные вены. Затем внутренние яремные вены сливаются с подключичной веной, образуя плечеголовную вену. И левая, и правая плечеголовные вены сливаются, образуя верхнюю полую вену. Венозная кровь из верхней полой вены впадает в правое предсердие сердца.

Лимфатика

Когда-то считалось, что лимфатической системы мозга не существует. Но в недавних открытиях исследователи обнаружили, что лимфатическая система головного мозга встроена в слой твердой мозговой оболочки мозговых оболочек. Лимфа оттекает от твердой мозговой оболочки к шейным лимфатическим узлам. Лимфа из шейных лимфатических узлов будет стекать либо в правый лимфатический проток, если он находится на правой стороне головы, либо в грудной проток, если он находится на левой стороне головы. И правый лимфатический проток, и грудной проток будут стекать обратно в центральную циркуляцию.

Нервы

Сенсорный гомункул не содержит нервов. Но сенсорные импульсы от сенсорных рецепторов тела, таких как свободные нервные окончания, тельца Мейснера, тельца Пачини, диск Меркеля и тельца Руффини, обрабатываются в таламусе и направляются в постцентральную извилину теменной доли. Напротив, чувствительность лица следует за распространением тройничного нерва (CN V).

Сенсорные рецепторы и органы чувств

  • Свободные нервные окончания — болевые и температурные

  • тельца Мейснера — тонкое/легкое ощущение прикосновения и положения

  • тельца Пачини — вибрация и давление

  • Диски Меркеля — давление, глубокое статическое осязание и чувство положения

  • Тельца Руффини — давление, скольжение предметов по поверхности кожи и изменение угла сустава

Путь спинного мозга

Свободные нервные окончания отвечают за восприятие боли и температуры. Ощущение боли и температуры передается в головной мозг через спиноталамический тракт в спинном мозге, в то время как передача ощущений от тельцов Мейснера, тельцов Пачини, диска Меркеля и телец Руффини проходит в головной мозг через спинной столб спинного мозга. Как только эти тракты достигают головного мозга, они образуют синапс в вентральном заднелатеральном ядре таламуса. Наконец, таламус посылает импульс в постцентральную извилину теменной доли (сенсорная кора) [9].][10][11]

Сенсорные рецепторы на лице посылают импульсы в головной мозг по ходу тройничного нерва. Импульсы от лица будут синапсироваться в вентральном задне-медиальном ядре таламуса. Наконец, эти импульсы будут переданы в сенсорную кору головного мозга.

Мышцы

Сенсорный гомункул не задействует мышцы напрямую. Но мышцы участвуют в этом косвенно благодаря сенсорным рецепторам, которые воспринимают положение мышц и изменения их длины. Сенсорный гомункул в основном представляет собой топографическое представление структур тела вдоль постцентральной извилины теменной доли.

Физиологические варианты

Контур и форма постцентральной извилины могут различаться у разных людей, но представительство сенсорного гомункула вдоль постцентральной извилины относительно постоянно.

Хирургические соображения

Операции на головном мозге, затрагивающие виллизиев круг, могут вызвать повреждение сенсорного распределения гомункула из-за кровоснабжения этой области из средней и передней мозговых артерий. Повреждение кровоснабжения будет затрагивать постцентральную извилину, но не только эту извилину. Прецентральная извилина лобной доли (первичная моторная кора) обычно поражается при компрометации средней и передней мозговых артерий. Если нарушается кровоснабжение средней мозговой артерии, это проявляется в виде потери чувствительности и двигательной функции на лице и верхней конечности, в то время как поражение передней мозговой артерии проявляется в виде потери сенсорной и двигательной функции в нижней конечности. Повреждение средней и передней мозговых артерий также может быть связано с хирургическим вмешательством или манипуляциями на сонных артериях. Операции на общих сонных артериях обычно устраняют выраженный стеноз вследствие атеросклероза. Эта процедура называется каротидной эндартерэктомией. При каротидной эндартерэктомии существует риск образования бляшечной эмболии, ведущей к окклюзии одной из мозговых артерий. Также возможно образование тромбоза после процедуры. Тромбоз привел бы к одностороннему снижению притока крови к ипсилатеральному полушарию головного мозга. Опасным осложнением каротидной эндартерэктомии является разрыв сонной артерии, ведущий к смерти.

Клиническое значение

Сенсорный гомункул может быть полезен для сужения области инфаркта или ишемии при инсульте. Несмотря на то, что большинство инсультов связаны с инфарктом или ишемией, как моторной, так и сенсорной, моторный и сенсорный гомункулы расположены очень близко друг к другу и имеют одинаковое кровоснабжение. Эти знания позволяют определить артерию, которая наиболее вероятно будет поражена при инсульте. Ишемия/инфаркт могут быть вызваны геморрагическим кровотечением, окклюзией артерий или просто снижением перфузионного давления.

При ишемии/инфаркте, поражающем переднюю мозговую артерию, у пациента отмечаются слабость, снижение или полная потеря моторики и чувствительности в контралатеральной нижней конечности. Эти результаты связаны с территорией перфузии передней мозговой артерии и распределением гомункула. При ишемии/инфаркте средней мозговой артерии будут проявляться дефекты контралатеральной верхней конечности и лица. Если поражены как средняя, ​​так и передняя мозговые артерии, это будет проявляться как полные дефекты на контралатеральной стороне тела. Если бы у человека была тяжелая гипотензия, были бы затронуты дистальные области (зоны водораздела) перфузионной территории средней и передней мозговых артерий, что проявилось бы в виде дефектов на шее, плечах и туловище, в то время как конечности и лицо не пострадало. Эти симптомы также могут присутствовать при нарушении проксимального кровоснабжения передней и средней мозговых артерий. Например, если внутренняя сонная артерия или общая сонная артерия имеют снижение перфузионного давления. Снижение перфузионного давления из внутренней сонной артерии и общей сонной артерии может быть связано с окклюзией вследствие атеросклероза, тромбоза, эмболии или внешней компрессии. Но эти причины снижения кровоснабжения через сонные артерии, скорее всего, будут после одной артерии и проявляться признаками / симптомами в одностороннем порядке.

Прочие вопросы

Так как сенсорный гомункул представляет собой то место, где конечные сенсорные импульсы тела заканчиваются в коре головного мозга. Если кора головного мозга должна быть сжата или скомпрометирована из-за массового эффекта. Результаты масс-эффекта проявятся в организме в виде потери чувствительности и двигательной функции. Потеря чувствительности обычно сочетается с потерей двигательной функции из-за того, что моторный гомункул в прецентральной извилине расположен краниальнее постцентральной извилины. В то время как, если затронута только постцентральная извилина, это проявится как чисто сенсорная потеря. Массовое воздействие на головной мозг может проявляться во многих формах, таких как новообразования, кисты, инфекции, травмы и гематомы.

Контрольные вопросы

  • Доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.

  • Комментарий к этой статье.

Рисунок

Прецентральная извилина. Изображение предоставлено доктором Чайгасаме

Рисунок

Гомункул: сенсорный и двигательный. Изображение предоставлено S. Bhimji MD

Ссылки

1.

Morioka T, Shigeto H, Ishibashi H, Nishio S, Yamamoto T, Yoshiura T, Fukui M. Магнитная визуализация сенсорной коры на поверхности анатомии MR сканирование. Нейрол Рез. 1998 апреля; 20 (3): 235-41. [PubMed: 9583585]

2.

Инь П.Ю., Хао М.З., Лю XD, Цао С.И., Ню С.М., Лан Н. Нейронная корреляция между вызванными тактильными ощущениями и центральной активностью в соматосенсорной коре. Annu Int Conf IEEE Eng Med Biol Soc. 2018 июль; 2018: 2296-2299. [PubMed: 30440865]

3.

Gandhoke GS, Belykh E, Zhao X, Leblanc R, Preul MC. Эдвин Болдри и Гомункул Уайлдера Пенфилда: жизнь, данная миссис Кэнтли (в реализме и вне его). Мировой нейрохирург. 2019Декабрь; 132: 377-388. [PubMed: 31470165]

4.

Далл’Орсо С., Штайнвег Дж., Аллиеви А.Г., Эдвардс А.Д., Бурдет Э., Аричи Т. Соматотопическое картирование развивающейся сенсомоторной коры головного мозга недоношенного человека. Кора головного мозга. 2018 01 июля; 28 (7): 2507-2515. [Бесплатная статья PMC: PMC5998947] [PubMed: 29

8]

5.

Roux FE, Djidjeli I, Durand JB. Функциональная архитектура соматосенсорного гомункула, обнаруженная с помощью электростимуляции. Дж. Физиол. 2018 март 01;596(5):941-956. [Бесплатная статья PMC: PMC5830421] [PubMed: 29285773]

6.

Ha SK, Nair G, Absinta M, Luciano NJ, Reich DS. Магнитно-резонансная томография и гистопатологическая визуализация дуральных лимфатических сосудов человека. Био проток. 20 апреля 2018 г.; 8(8) [бесплатная статья PMC: PMC5959012] [PubMed: 29780855]

7.

Яни Р.Х., Секула РФ. Магнитно-резонансная томография дуральных менингеальных лимфатических сосудов человека. Нейрохирургия. 2018 01 июля; 83 (1): E10-E12. [В паблике: 29917137]

8.

Тамура Р., Йошида К., Тода М. Современное понимание лимфатических сосудов в центральной нервной системе. Neurosurge Rev. 2020 Aug; 43(4):1055-1064. [PubMed: 31209659]

9.

Уайтхед С., Грайдер М.Х. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 25 июля 2022 г. Нейроанатомия, сенсорный рецептор. [PubMed: 31613511]

10.

Аль-Чалаби М., Редди В., Алсалман И. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 25 июля 2022 г. Нейроанатомия, задняя колонна (спинная колонна) [PubMed: 29939665]

11.

Наварро-Ороско D, Bollu PC. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 8 августа 2022 г. Нейроанатомия, медиальный лемниск (полоса Рейлса, лента Рейлса) [PubMed: 30252296]

12.

Matos Casano HA, Tadi P, Ciofoaia GA. StatPearls [Интернет]. Издательство StatPearls; Остров сокровищ (Флорида): 26 декабря 2022 г. Инсульт передней мозговой артерии. [PubMed: 30726018]

13.

Абдельрасул А.А., Эльсебайе Н.А., Гамалелдин О.А., Халифа М.Х., Разек А.А.А.А. Визуализация инфарктов головного мозга: за пределами обычных территорий. J Comput Assist Томогр. 2019Май/июнь; 43(3):443-451. [PubMed: 31082950]

14.

Shi J, Meng R, Konakondla S, Ding Y, Duan Y, Wu D, Wang B, Luo Y, Ji X. Инфаркты водораздела головного мозга могут быть вызваны гемодинамическими изменениями в кровоток. Нейрол Рез. 2017 июнь;39(6):538-544. [PubMed: 28393628]

15.

Weill C, Suissa L, Darcourt J, Mahagne MH. Патофизиология инфаркта водораздела: трехмерное времяпролетное магнитно-резонансное ангиографическое исследование. J Инсульт Цереброваскулярная дис. 2017 Сен;26(9)): 1966-1973 гг. [PubMed: 28694111]

16.

Li Y, Li M, Zhang X, Yang S, Fan H, Qin W, Yang L, Yuan J, Hu W. Клинические особенности и степень цереброваскулярного стеноза при различных Типы и подтипы инфаркта головного мозга. БМК Нейрол. 2017 авг. 29;17(1):166. [Бесплатная статья PMC: PMC5576255] [PubMed: 28851301]

Гомункли, големы и искусственная жизнь

Первоначально напечатано в выпуске журнала Quest за январь-февраль 2006 г.
Образец цитирования: Лахман, Гэри. «Гомункли, големы и искусственная жизнь». Квест 94.1 (ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2006 г.): 7-10.

Понятие «рукотворные люди» или другие живые существа, сотворенные человеческими руками, имеет долгую историю в мифологии и фольклоре. В последние годы, с развитием генной инженерии, виртуальной реальности и разного рода искусственной жизни, она приобрела новое значение. Но наше нынешнее увлечение — не говоря уже о страхе — растущей вероятностью появления генетически модифицированных и искусственных людей, по сути, не является чем-то особенно новым. Он затрагивает некоторые из центральных тем религии, а также оккультные и магические практики, возникшие из некогда могущественной, но теперь забытой духовной веры.

 

Каббала, например, включает в себя легенды и рассказы об алхимическом гомункуле, или «маленьком человеке», и големе, своего рода прото-монстре Франкенштейна. В обоих случаях идея состоит в том, что посредством определенных тайных магических практик люди могут разделить созидательную силу Бога. Для ортодоксальных верующих как иудаизма, так и христианства такое представление считается кощунственным и выдает либо высокомерие человечества, либо работу дьявола. Насколько ортодоксальное непонимание и неприятие этих идей способствовало их искажению, неясно, а пространство и время мешают мне исследовать этот вопрос. Хотя алхимический гомункул и каббалистический голем якобы преследуют очень схожие цели — создание «искусственного человека», они совершенно разные. Популярное понимание этих эзотерических тем по большей части сосредоточено на буквальном толковании, и их возрождение в нашем современном сознании угрожает воспринимать этот буквализм всерьез.

До появления науки и механического видения человеческой жизни и вселенной идея создания человеческих симулякров имела прочную органическую основу. Гомункула можно было вырастить; распространено мнение, что гомункулы могут быть выращены из корня мандрагоры, чья форма поддавалась антропоморфным предположениям. Голем тоже, хотя и не такой органичный, как гомункул, тем не менее не был собран по крупицам, как чудовище Мэри Шелли; он был вылеплен, вылеплен из глины или земли, а затем чудесным образом ожил.

Безусловно, в донаучный век тоже были механические чудеса. Герой Александрийский во втором веке написал руководства по созданию движущихся изображений богов и других автоматизированных устройств. Используя пар и песок, Герой смог оживить пение механических птиц, вращать статуи и привести в действие миниатюрный кукольный театр. Есть свидетельства того, что подобные механические чудеса использовались не столько для развлечения, сколько в религиозных целях. И мы также знаем, что одушевленные статуи играли важную роль в религиозных обрядах неоплатонических школ поздней античности, практика, которая вновь всплыла на поверхность в народных традициях Средневековья. Говорят, что папа Сильвестр II советовался с механической «говорящей головой», и то же самое было сказано о монахе Роджере Бэконе и монахе-доминиканце и естествоиспытателе Альберте Великом.

Как показывает Виктория Нельсон в своей увлекательной книге «Тайная жизнь марионеток », эта традиция анимированных изображений богов продолжалась в народном увлечении марионетками. Древние, однако, рассматривали свои анимированные изображения не как человеческие симулякры, а скорее как своего рода магический магнит, используемый для привлечения божественных энергий. Оживить образ бога означало совершить теургию, создать бога, привести бога к физическому проявлению. Для древних, таких как философы Плотин, Прокл, Порфирий и Ямвлих, это означало низведение божественной силы, заключенной в звездах, и воплощение ее в образе бога. Хотя это была форма «оживления» неодушевленных предметов, она была связана не с созданием людей, а с созданием божественного присутствия.

Тогда возникает вопрос: что такое гомункул и что такое голем? В книге Франца Хартмана 1896 г. «Жизнь Парацельса » гомункулы определяются как «искусственно созданные человеческие существа, созданные из спермы без помощи женского организма (черная магия)». Швейцарский алхимик Теофраст Бомбаст фон Хоэнхайм, также известный как Парацельс (1493–1541 ), признан многими одним из первых мастеров холистической медицины и естественного исцеления. Именно от Парацельса Гёте, большой читатель алхимической и оккультной литературы, почерпнул идею гомункула, которую он использовал во второй части 9.0254 Фауст . Парацельс предложил полный рецепт создания гомункула:

Если сперму, заключенную в герметично закрытый стакан, закопать в конский навоз на сорок дней и как следует намагничить, она начинает жить и двигаться. По прошествии такого времени он носит форму и подобие человека, но будет прозрачным и без тела. Если теперь его искусственно кормить Arcanum sanguinis hominis , пока ему не исполнится около сорока недель, и если позволить ему оставаться в течение этого времени в конском навозе при постоянно одинаковой температуре, он вырастет в человеческое дитя со всеми его членами. развивался как любой другой ребенок, такой, какой мог бы родиться от женщины; только он будет намного меньше. Мы называем такое существо гомункулом, и его можно воспитывать и обучать, как любого другого ребенка, пока он не станет старше, не обретет разум и интеллект и не сможет позаботиться о себе.

Хартманн отмечает, что Парацельс был привлечен к ответственности за веру в буквальное сотворение такого существа, но в защиту Парацельса он предлагает историю, призванную свидетельствовать о реальности таких вещей. Легко предположить, что Парацельса увлекло обычное буквальное понимание того, что такое гомункул. Но также есть вероятность, что Парацельс знал об этом понимании и использовал суеверие для передачи секретных учений. Ссылки на необходимость закапывать сперму в конский навоз, держать ее там в течение сорока дней и кормить Arcanum sanguinis hominis, «тайной кровью человека», предполагают, что Парацельс, возможно, имел в виду мифический, а не мифический смысл. буквальные идеи.

Рональд Д. Грей в своей книге Гёте-алхимик утверждает, что существует множество свидетельств того, что гомункулус был одним из многих имен, используемых алхимиками для обозначения тайной цели Великой алхимической Работы. Для большинства из нас алхимия — примитивный предшественник химии, и если мы что-то знаем об алхимии, так это то, что она занималась превращением свинца в золото. Многие, называвшие себя алхимиками, убедили себя и многих других, что это действительно было целью Королевского Искусства и что это возможно. Многие искали секреты алхимии из чистой жадности, и многие потенциальные алхимики нашли удобную нишу или, что чаще, нежелательный конец, на службе у короля или королевы.

Но есть и другой способ прочесть алхимический проект, а именно то, что трансформация больше связана с самими алхимиками, чем с куском металла. Превращение свинца в золото было символическим способом описания истинной цели алхимии: духовной трансформации алхимика. Если кто-то уделяет время чтению алхимической литературы, легко остаться в полном замешательстве. Странные существа, невозможные пейзажи, парадоксы и откровенная нелогичность кажутся доминирующими; Ближе всего к любому модерну сочинения и искусство сюрреалистов, которые, по иронии судьбы, обращались к алхимикам за вдохновением или толкованием снов.

Именно в психологической литературе последних пятидесяти лет, особенно в юнгианской школе, мы находим большое соответствие алхимической мысли. Истинная цель алхимиков, истинная цель всех приготовлений и громоздких аппаратов состояла в том, чтобы соединить свою земную, смертную душу с душой Творца, приобщиться к божественному, пробудить свое духовное сознание и постичь тайные силы. на работе позади мира природы. В этом алхимики вели ту же работу, что и их предки-неоплатоники.

Успех в этой работе зависел от соблюдения надлежащих процедур, которые включали астрологические аспекты, иллюстрирующие веру алхимика в то, что космос представляет собой единое целое и что каждая его часть воплощает в себе божественную силу, оживляющую все сущее. Для алхимика материя не была мертвым, инертным веществом, как для нас: это было живое тело, способное откликаться на внимание человека. По мере того как алхимики преобразовывали материю в перегонном кубе с помощью алхимического процесса, их собственный внутренний мир претерпевал аналогичные изменения. Весь процесс был сосредоточен на идее возрождения. Алхимики должны были в некотором смысле «умереть» — потерять свое земное, смертное существо — и, если процедура увенчалась успехом, возродиться.

Смерть была важным аспектом алхимического процесса; именно из смерти могла возникнуть новая жизнь, как это произошло в чудовище Франкенштейна. В рецепте Парацельса для гомункула конский навоз представляет собой разложение, необходимое для начала процесса возрождения. Это первый шаг в алхимической работе. Старое «я», старый Адам, должно быть разрушено до тех пор, пока мы не придем к prima materia , изначальной материи, бесформенной материи, из которой может произойти любое будущее творение. Сорок дней, в течение которых сперма закапывается в конском навозе, параллельны сорока дням пребывания Христа в пустыне, когда его искушал сатана. Это значит, что алхимик должен пройти через испытания, должен пережить некоторые страдания, и что алхимический процесс не есть нечто, происходящее вне его самого, но нечто, что должно быть пережито. Это также подразумевается в идее, что гомункул, маленький человек, который является возрожденным алхимиком, должен питаться собственной тайной кровью алхимика. Внимание, концентрация, ум или душа алхимика должны быть полностью сосредоточены на задаче, известной как создание или открытие философского камня, эликсира жизни, питьевого золота, универсального растворителя и, очень часто, создания homunculus, изображенный на многочисленных алхимических иллюстрациях, часто в виде бога Меркурия, заключенного в алхимический сосуд.

То, что алхимики говорили об этом притчами, аллегориями и туманными словами, не должно удивлять. Нам, обладающим преимуществом знакомства с литературой по самопомощи и психотерапевтической литературой, достаточно трудно понять значение перерождения. Для буквально мыслящих людей Средневековья, которых учили, что вся магия и оккультные знания — дело рук дьявола, это было бы действительно тонким понятием. Мысль о том, что, пройдя через алхимическое возрождение, человек станет подобным Христу — возрожденным, — показалась бы им кощунственной. То, что осталось, было буквальной идеей создания настоящего мужчины или женщины, точно так же, как идея сделать настоящее золото из свинца или найти настоящий камень. Тем не менее известное алхимическое изречение гласит: «Наше золото — не вульгарное золото». Ясно, что производство материального золота было не тем, что им нужно. Создание настоящего крошечного человеческого существа всегда считалось проявлением силы, выходящей за рамки природы. Это смутное и искаженное эхо веры алхимиков в то, что их искусство0254 было против природы в том смысле, что оно одновременно ускорило естественный процесс и избавило его практикующих от жизни исключительно на естественном, адамическом, невозрожденном уровне.

Легенда о големе также пострадала от слишком буквального толкования. Вероятно, наиболее известной версией истории о големе является классический экспрессионистский роман Густава Майринка «Голем », опубликованный в 1915 году. Было снято несколько киноверсий истории о големе; самая известная, вероятно, «19» Пауля Вегенера.20 версия. В первом фильме на эту тему, « Гомункул » Отто Рипперта 1916 года, ученый создает искусственного человека и наделяет его сверхчеловеческими способностями. Когда этот сверхчеловек обнаруживает свое истинное происхождение — что он вообще не человек и никогда не может чувствовать любовь — он бурно реагирует и открывает царство террора, которое ведет к его уничтожению. Это представление о недостатке, о том, что чего-то не хватает, также преследует гомункулов в будущих рассказах.

Популярное представление о големе зародилось в 1890s, когда это существо стало ассоциироваться с легендами, окружающими знаменитого раввина Лева из Праги, почти мифическую фигуру шестнадцатого века. По одной версии, раввин Лев создает голема, чтобы защитить еврейское население Праги от одного из погромов императора Рудольфа II. Прага, пожалуй, самый оккультный и алхимический город Европы; помимо легенд о големах, у него есть давние традиции марионеток, кукол и различных магических представлений.

Хотя популярное представление о големе связано с магическими способностями раввина Лева — и нет никаких свидетельств того, что сам раввин когда-либо пытался создать голема — термин этот длинный. если неясная история в талмудической литературе. Слово голем упоминается один раз в Библии, в Псалме 139; сегодня его часто переводят как «эмбрион». Голем само по себе означает «бесформенный»; это hyle древних, хаотическое, зачаточное состояние материи до того, как Творец придаст ей форму. Сходство между этим и алхимической prima materia кажется очевидным. В Талмудической Агаде Адам упоминается как «голем». В мидраше второго и третьего веков Адам описывается как своего рода космический голем, огромное существо, чье тело столь же велико, как вселенная, и которое может видеть всю историю мира, его прошлое и будущее — отголосок Хроники акаши мадам Блаватской.

Это описание относится к каббалистической идее, разделяемой также герметическими, алхимическими и гностическими верованиями, что вселенная сама по себе является своего рода человеком, Адамом Кадмоном, и что каждый из нас есть микрокосм, вселенная в миниатюре: вселенная — Великий Человек, а все мы — маленькие вселенные. Существует история о том, что, когда Бог создавал мир, он сначала создал Адама, но оставил его незаконченным, в состоянии голема, опасаясь, что, если он завершит его, а затем продолжит создавать вселенную, сам Адам может получить признание за работу. (что подразумевает кое-что о характере Творца). Так Бог оставил Адама незаконченным, и только сотворив мир, вдохнул в него жизнь. Одно из символических истолкований этой истории, относящейся к алхимическому «маленькому человеку», состоит в том, что все мы являемся големами, пока в нас не войдет божественное дыхание. Мы все незавершенные, незавершенные, пока не возродимся.

Ученый-каббалист Гершом Шолем говорит нам, что «голем — это существо, в частности человек, созданное искусственным образом в силу магического акта с использованием святых имен». В каббалистической традиции голем, как и Адам, сделан из глины или земли. Ему придают человеческий облик, а затем мистическое имя Бога, Тетраграмматон, JHVH, пишется на листке бумаги и кладется ему в рот. Мотив волшебного слова или имени показывает важность письменности и языка в еврейской мистической традиции. Каббала сама по себе является мистической интерпретацией Библии, и взаимодействие слов, их преобразование в другие слова и их числовые значения играют важную роль в понимании тайных законов творения. Если в алхимической идее гомункула воссоздается сам алхимик, то здесь каббалист вторит творческой силе Бога и сам творит некую жизнь.

В этом есть некоторая практическая ценность, так как голем часто используется в качестве своего рода раба или работника, который выполняет множество других обременительных задач, подобно современному роботу или андроиду. Однако голем является своего рода учеником чародея, и, как в сказке о Франкенштейне, чудовище выходит из-под контроля. Во многих версиях голем продолжает расти и расти и вскоре становится слишком большим, чтобы маг мог с ним справиться.

Существуют разные версии того, как останавливается голем. В самом популярном из них слово emeth , «правда», написано на лбу голема, и это дает ему жизнь. Чтобы помешать ему разрушить гетто, маг стирает первую букву слова, оставляя meth , что означает «смерть». Затем глиняный человек падает на землю и разбивается. В романе Густава Майринка голем, метафора истинного «я» писателя, выявляется в процессе письма. В одной из многочисленных версий фильма голем влюбляется в дочь волшебника и, подобно гомункулу, становится жестоким и должен быть уничтожен. Гершом Шолем указывает, что в соответствии с каббалистической традицией голему всегда не хватает какого-то существенного качества. В некоторых версиях ему не хватает силы говорить, подчеркивая, что магическая сила слов предназначена для Бога и его набожных верующих. В других ему не хватает интеллекта или какого-либо другого положительного человеческого качества. Однако во всех историях о големах голем, каким бы сильным он ни был, изображается не совсем человеком.