Откуда взялся Новый Завет – Православный журнал «Фома»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Помимо признанных Церковью текстов Священного Писания существуют еще и так называемые апокрифические тексты. Быть может, суть веры и истинные свидетельства эпохи первого поколения христиан следует искать именно в них — к примеру, в нашумевшем недавно Евангелии от Иуды? Чем они хуже официальных текстов? О том, как формировался список текстов, вошедших в Новый Завет, и из чего следует, что он действительно отражает взгляд на евангельские события первых учеников Христа, мы попросили рассказать известного библеиста Андрея Десницкого.

Как появился канон

Открывая сегодня Новый Завет, читатель обнаруживает под его обложкой 27 книг. И действительно, если посмотреть на раннюю историю Церкви, у первых христиан такого списка канонических текстов не было. Не было даже самого понятия «канон» — применительно к Библии это слово обозначает закрытый список входящих в нее книг. Но в этом нет ничего удивительного: христианство не возникло сразу в готовом виде, как возникают порой тоталитарные секты, с полностью готовым списком правил и постановлений на все случаи жизни. Оно развивалось естественным путем, и далеко не сразу появился окончательный список книг Священного Писания.

Самые ранние дошедшие до нас списки встречаются в произведениях отцов Церкви, живших во II, III и IV веках, — Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Кирилла Иерусалимского и других. Есть и анонимный список книг, названный «мураториевым каноном» (по фамилии человека, обнаружившего его уже в новое время), датированный концом II века.

Важно то, что во всех этих списках без исключения мы найдем четыре известных нам Евангелия, книгу Деяний и почти все Послания Павла. В них могут отсутствовать Послание к Евреям, книга Откровения и часть Соборных посланий. В то же время в них могут включаться и некоторые другие тексты, сегодня не входящие в Новый Завет: Послания апостола Варнавы и Климента Римского, «Пастырь» Ерма, «Дидахе» (иначе называемое «Учение двенадцати апостолов») и Откровение Петра. Все эти тексты были написаны вскоре после новозаветных книг, и они дают нам много ценных сведений об истории ранней Церкви.

Тот канон, который мы знаем сегодня, равно как и само выражение «канонические книги», встречается впервые в Пасхальном послании святого Афанасия Александрийского 367 года. Тем не менее, небольшие расхождения в списках канонических книг встречались вплоть до V–VI веков, но это касалось в основном признания книги Откровения Иоанна Богослова, насыщенной мистическими образами и сложной для понимания.

Однако все эти расхождения никак не меняют общей картины — во что верили христиане, что рассказывали они об Иисусе.

В чем разница между каноническими текстами и апокрифами

Уже в первые века христианства появились книги о жизни Иисуса Христа, которые претендовали на абсолютную истинность и подлинность. Появлялись они и в более позднее время, вплоть до наших дней. Это «евангелия» от Петра, Фомы, Филиппа, Никодима, Иуды, Варнавы, Марии (Магдалины) — так сказать, «альтернативные истории» Иисуса из Назарета, авторство которых приписывается различным персонажам Нового Завета. Но едва ли кто-то сегодня воспринимает такие претензии на авторство всерьез. В этих «евангелиях», как правило, четко можно проследить идеологическую или богословскую схему, чуждую христианству. Так, «Евангелие от Иуды» излагает гностический взгляд на события Нового Завета, а «Евангелие от Варнавы» — мусульманский. Очевидно, что тексты писали не апостолы, которым они приписывались, а приверженцы той или иной религиозной школы, а для придания веса своим трудам объявили их авторами других людей.

Кроме этих книг, к новозаветным апокрифам часто причисляют и много других текстов, не противоречащих самому Новому Завету. Это деяния отдельных апостолов (Варнавы, Филиппа, Фомы), некоторые послания, в том числе приписываемые Павлу (к Лаодикийцам и 3-е к Коринфянам), и те самые книги, которые в древности иногда включали в Новый Завет. Однако о них разумнее говорить как о послебиблейских произведениях в христианской традиции.

Трудно привести какие-то формальные критерии, по которым первые христиане принимали одни книги и отвергали другие. Но мы видим ясную преемственность традиции: на периферии списка могли быть какие-то колебания, но самые главные тексты, говорящие об основах христианской веры (такие, как четыре Евангелия или Послание к Римлянам), признавались всеми, сразу и безоговорочно, при этом никакие «альтернативные» версии не признавались никем из ранних христиан. Такие версии могли быть Писанием для гностиков или манихеев — но только для них.

При этом до нас дошли многочисленные рукописи канонических текстов Нового Завета, начиная с II века. Они тоже могут различаться в мелких деталях, но никаких сенсационных разоблачений из них вычитать невозможно.

Находки новых апокрифов продолжаются, и в этом нет никакой сенсации. Христиане всегда признавали, что, помимо их собственного Писания, существуют и другие тексты, почитаемые другими людьми. В конце концов, и в наше время люди продолжают записывать бывшие им «откровения» и присваивать им священный статус — именно так появилась, например, в 1830 году на свет «Книга мормона», которую последователи этого учения включают в свое Священное Писание. Что ж, это их дело.

Христиане настаивают лишь на том, что их Писание тождественно Писанию ранней Церкви, и у них действительно есть доказательства в пользу этого утверждения. Можно твердо сказать: существующий канонический текст отражает в себе то, во что верили свидетели земной жизни Христа — его ученики, первые проповедники христианства.

Синайский кодекс

Первая страница Евангелия от Иоанна

Вторая по древности (после Ватиканского кодекса) и наиболее полная рукопись Библии. Время создания — конец IV века. В состав, помимо книг канона Священного Писания, входят также тексты Послания апостола Варнавы и «Пастырь» Ерма.

Кодекс является одним из основных источников по текстологии Священного Писания Ветхого и Нового Завета, так как он в наибольшей полноте — по сравнению с древнейшими манускриптами — сохранил текст греческой Библии.

Кодекс был найден в монастыре святой Екатерины на горе Синай в 1844 году немецким библеистом Константином фон Тишендорфом, который вывез несколько листов в родной Лейпциг. В конце 1850-х годов фон Тишендорф побывал на Синае в составе русской миссии и сумел выкупить у монахов основную часть кодекса, которая поступили в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге. В 1930-х годах советские власти продали почти весь объем кодекса в Великобританию (сейчас в РНБ хранятся фрагменты только трех листов кодекса, найденых в начале XX века). В 1975 году в монастыре святой Екатерины было найдено еще несколько его фрагментов.

В 2005 году все четыре владельца листов кодекса — Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге, Британская библиотека, библиотека Лейпцигского университета и монастырь святой Екатерины — договорились о высококачественном сканировании манускрипта с целью размещения полного текста в интернете. С 6 июля 2009 тексты доступны полностью на сайте www.codex-sinaiticus. net.

Теги: Мир Библии Мир Библии Тема номера: «Новый Завет: доказательство историчности» Тема номера: «Новый Завет: доказательство историчности»

Что такое Новый завет, как появился, книги Нового Завета

Содержание статьи

  • Что такое Новый Завет
  • История
  • Книги Нового Завета
  • Читать Новый Завет
  • Читайте также

Что такое Новый Завет

Новый Завет — часть Библии, важнейшая книга для всех христиан. Точнее, сборник из 27 книг, которые читал каждый верующий. Чтобы рассказать о том, что такое Новый Завет, стоит объяснить для начала слово Завет, которое в данном случае трактуется, как договор. Договор представляется нам юридическим термином, но Завет, заключенный с Богом — нечто иное. Это — уклад и порядок жизни, которую подарил нам Господь и наставления любящего родителя, который желает нам Вечной жизни. Библия состоит из Ветхого Завета, который рассказывает нам о том, что было до прихода Мессии и Нового Завета — договора, заключенного с нами.

Господь так возлюбил людей, что послал Сына Своего, чтобы спасти нас от смерти. Главное в христианстве — это Христос. Принимая Его жертву, мы соблюдаем «правила» этого договора.

История

Евангелие было написано Апостолами, каждый из которых говорит о событиях с момента рождения Младенца Иисуса до Его вознесения. В Новом Завете есть также послания, которые Апостолы оставляли людям, когда пошли учить все народы, как это говорил им Господь. В Новом Завете есть также пророчества о грядущем Страшном Суде.

История написания Евангелия — это свидетельство истинности слов, которые были там написаны. Когда Иисус был распят, Его ученики были подавлены. От Мессии ждали великих завоеваний, а не гибели на Кресте. Сложно представить, что после этих ужасающих событий, ученики Христа пошли бы проповедовать, с радостью приняли бы мученическую кончину за Спасителя, если бы не удостоверились в том, что Он победил смерть и не явился им во плоти уже после Распятия.

По своему содержанию священные книги Нового Завета разделяются на:

  • исторические,
  • учительные
  • пророческие.

Исторические книги – это четыре Евангелия и книга Деяний Апостольских:

  • Евангелие от Матфея,
  • Евангелие от Марка,
  • Евангелие от Луки
  • Евангелие от Иоанна
  • книга Деяний Апостольских.

Учительные книги – это послания апостольские, представляющие собою письма, написанные апостолами к разным церквям. Пророческая книга в Новом Завете – это Апокалипсис ап. Иоанна Богослова, где пророчески предвидится судьба Церкви Христовой до Второго Пришествия Иисуса Христа.

Книги Нового Завета

  1. От Матфея святое Евангелие (или: благовествование),
  2. От Марка святое Евангелие (или: благовествование),
  3. От Луки святое Евангелие (или: благовествование),
  4. От Иоанна святое Евангелие (или: благовествование),
  5. Деяния святых Апостолов,
  6. Соборное послание св. Апостола Иакова,
  7. Первое соборное послание св. Апостола Петра,
  8. Второе соборное послание св. Апостола Петра,
  9. Первое соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова,
  10. Второе соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова,
  11. Третье соборное послание св. Апостола Иоанна Богослова,
  12. Соборное послание св. Апостола Иуды,
  13. Послание к Римлянам св. Апостола Павла,
  14. Первое послание к Коринфянам св. Апостола Павла,
  15. Второе послание к Коринфянам св. Апостола Павла,
  16. Послание к Галатам св. Апостола Павла,
  17. Послание к Ефесянам св. Апостола Павла,
  18. Послание к Филиппийцам св. Апостола Павла,
  19. Послание к Колоссянам св. Апостола Павла,
  20. Первое послание к Солунянам (или: Фессалоникийцам) св. Апостола Павла,
  21. Второе послание к Солунянам (или: Фессалоникийцам) св. Апостола Павла,
  22. Первое послание к Тимофею св. Апостола Павла,
  23. Второе послание к Тимофею св. Апостола Павла,
  24. Послание к Титу св. Апостола Павла,
  25. Послание к Филимону св. Апостола Павла,
  26. Послание к Евреям св. Апостола Павла,
  27. Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова.

Читать Новый Завет

Новый Завет в библиотеке Правмира

Читайте также

  • Ветхий Завет
  • Отчего так мелочен Ветхий Завет? : Правмир
  • За сотни лет до Рождества Христова. Пророчества Ветхого Завета

 

 

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Подпишитесь на Правмир в

Выбор читателей «Правмира»

Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

Что такое Новый Завет?

HomeContent IndexTheologyБог и человечество Новый Завет

Вопрос

Ответ

Новый Завет (или Новый Завет) – это обещание, которое Бог дает человечеству, что Он простит грех и восстановит общение с теми, чьи сердца обращены к Нему. Иисус Христос является посредником Нового Завета, и Его смерть на кресте является основанием обетования (Луки 22:20). Новый Завет был предсказан, когда Ветхий Завет был еще в силе — пророки Моисей, Иеремия и Иезекииль ссылаются на Новый Завет.

Ветхий завет, который Бог установил со Своим народом, требовал строгого соблюдения Моисеева закона. Поскольку возмездие за грех — смерть (Римлянам 6:23), Закон требовал, чтобы Израиль ежедневно приносил жертвы для искупления греха. Но Моисей, через которого Бог установил Ветхий Завет, также предвосхитил Новый Завет. В одном из своих последних обращений к израильскому народу Моисей с нетерпением ожидает того времени, когда Израилю будет дано «сердце, чтобы разуметь» (Второзаконие 29:4). Моисей предсказывает, что Израиль не сможет соблюдать Ветхий Завет (стихи 22–28), но затем он видит время восстановления (30:1–5). В то время Моисей говорит: «Обрежет Господь, Бог ваш, сердца ваши и сердца потомков ваших, чтобы вы полюбили Его всем сердцем вашим и всею душою вашею и жили» (стих 6). Новый Завет предполагает полное изменение сердца, чтобы народ Божий естественным образом угождал Ему.

Пророк Иеремия также предсказал Новый Завет. «Придет день, — говорит Господь, — когда Я заключу новый завет с народами Израиля и Иудеи. . . . Но вот новый завет, который Я заключу с сынами Израилевыми в тот день, — говорит Господь. «Вложу закон Мой в мысли их и на сердцах их напишу их. Я буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иеремия 31:31, 33). Иисус Христос пришел, чтобы исполнить Закон Моисея (Матфея 5:17) и установить Новый Завет между Богом и Его народом. Ветхий Завет был написан на камне, а Новый Завет написан в наших сердцах. Вступление в Новый Завет возможно только через веру во Христа, Который пролил Свою кровь, чтобы взять на Себя грехи мира (Иоанна 1:29). ). В Луки 22:20 рассказывается, как Иисус на Тайной вечере берет чашу и говорит: «Эта чаша, которая за вас изливается, есть новый завет в Моей крови» (ESV).

Новый Завет также упоминается в Иезекииля 36:26–27: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; Я заберу у тебя твое сердце из камня и дам тебе сердце из плоти. И Я вложу в вас Мой Дух и побуду вас следовать Моим постановлениям и соблюдать Мои законы». Иезекииль перечисляет здесь несколько аспектов Нового Завета: новое сердце, новый дух, пребывающий в них Святой Дух и истинная святость. Моисеев закон не мог обеспечить ничего из этого (см. Римлянам 3:20).

Новый Завет изначально был дан Израилю и включает обещание плодородия, благословений и мирного существования в Земле Обетованной. В Иезекииля 36:28–30 Бог говорит: «Тогда вы будете жить на земле, которую Я дал вашим предкам; вы будете моим народом, а я буду вашим Богом. . . . Я позову хлеба и сделаю его в изобилии, и не наведу на вас голода. Я умножу плоды на деревьях и урожай на полях, и вы не будете более терпеть поношения между народами из-за голода». Второзаконие 30: 1–5 содержит аналогичные обещания, относящиеся к Израилю в Новом Завете. После воскресения Христа язычники также получили благословение Нового Завета (Деяния 10; Ефесянам 2:13–14). Исполнение Нового Завета будет видно в двух местах: на земле во время Тысячелетнего Царства; и на небесах, на всю вечность.

Мы больше не под законом, но под благодатью (Римлянам 6:14–15). Ветхий завет выполнил свою задачу и был заменен «лучшим заветом» (Евреям 7:22). «На самом деле служение, которое принял Иисус, настолько же превосходнее их, насколько завет, посредником в котором Он является, превосходит ветхий, поскольку новый завет основан на лучших обетованиях» (Евреям 8:6).

В Новом Завете нам дается возможность получить спасение как безвозмездный дар (Ефесянам 2:8–9).). Наша ответственность состоит в том, чтобы проявлять веру во Христа, Того, Кто исполнил Закон от нашего имени и положил конец жертвам Закона Своей собственной жертвенной смертью. Благодаря животворящему Святому Духу, живущему во всех верующих (Римлянам 8:9–11), мы разделяем наследие Христа и наслаждаемся постоянными, неразрывными отношениями с Богом (Евреям 9:15).

Вернуться к:

Вопросы по теологии

Что такое Новый Завет?

Подписаться на

Вопрос недели

Получите наш Вопрос недели прямо на ваш почтовый ящик!

Подписывайтесь на нас:

Когда начался Новый Завет?

К ЕВРЕЯМ 8:13 NKJ
13 Говоря: «Новый завет», Он заключил первый
устаревший. Теперь то, что устаревает и стареет,
готовы исчезнуть.

Та часть Библии, которую мы называем Ветхим Заветом, не совсем
то же самое, что и Ветхий Завет, и не та часть Библии, которую мы
называют Новый Завет точно таким же, как Новый Завет.

Ветхий Завет был соглашением между Богом и детьми
Израиля. У нас есть запись об этом в Ветхом Завете.

Новый Завет — это соглашение между Богом и Иисусом Христом.
(Поэтому сюда входят все, кто соединен с Иисусом Христом, или
как говорит Библия, все те, кто «во Христе».)

Новый Завет — это название, которое мы даем 27 книгам
Библия от Матфея до Откровения. Книга Нового Завета
не является Новым Заветом, но раскрывает и объясняет его.

Новый Завет начался только после смерти Иисуса
Христос. Ибо он был запечатан драгоценной кровью Иисуса, заплатившего
цена за полное отпущение грехов для всех, кто
верить в Него.

Сам Иисус прямо сказал, что Новый Завет связан с Его кровью
пролить.

ОТ МАТФЕЯ 26:28 NKJ
28 «Ибо это есть Моя кровь нового завета, которая проливается за
многие для отпущения грехов.

Следующий отрывок из Послания к Евреям также проясняет, что Новый
Завет не мог начаться до смерти Иисуса Христа.

К ЕВРЕЯМ 9:14-17 NASB
14 тем более кровь Христа, Который чрез
вечный Дух принес Себя без порока Богу, очистил
ваша совесть из мертвых работает, чтобы служить живому Богу?
15 И по этой причине Он есть Ходатаем нового завета, в
чтобы, так как смерть имела место для выкупа
правонарушения, совершенные в соответствии с первым
завет, призванные могут получить обетование
вечное наследство.
16 Ибо где завет, там необходимо должно быть
смерть того, кто это сделал.
17 Ибо завет действителен только тогда, когда люди мертвы, ибо он
никогда не действует, пока жив тот, кто его сделал.

Какая разница, когда начался Новый Завет?

Поскольку это ключ к правильному разделению Слова Божьего,
что, как показывает 2 Тимофею 2:15, необходимо.

Без четкого понимания того, когда начнется Новый Завет,
и что такое Новый Завет, мы будем сбиты с толку. (Нет
четкое понимание этого, поэтому так много людей учат разным
вещи о том, что требуется, чтобы иметь хорошие отношения с Богом.)

Все земное служение Иисуса происходило при Ветхом
Завета и был адресован только Израилю (Матфея 15:24, Римлянам
15:8). Когда Иисус впервые послал Своих учеников, Он велел им
идите только к народу Израиля (Матфея 10:5-6). Но после Его
воскресение, они были посланы по всему миру, чтобы возвестить Доброму
Новости для всех (Марка 16:15, Матфея 28:19).).

Итак, каждое слово, сказанное Иисусом до Его воскресения, было
говорили до появления Нового Завета.

Означает ли это, что мы должны игнорировать то, что Иисус сказал перед Своим
воскресение, или то, что Он сказал, было неправдой? Конечно нет!
Иисус есть Истина! Это просто означает, что мы должны помнить, что Он был
разговаривая с людьми в Ветхом Завете, а не в Новом Завете.

Например, в Евангелии от Матфея 19:16 богатый молодой правитель спросил Иисуса
что сделать, чтобы он мог иметь вечную жизнь. Ответ Иисуса в
Мэтью 19:17 «соблюдать заповеди» сильно отличается от
ответ в Деяниях 16:31, который говорит просто «верить в
Господи Иисусе Христе, и спасешься ты», или 1 Иоанна 5:13, которое
говорит, что те, кто верят в Сына Божьего, могут знать, что у них есть
вечная жизнь.

В Ветхом Завете требовалось соблюдение заповедей
как способ иметь хорошие отношения с Богом. Под новым
Завет, хорошая репутация перед Богом — это дар, который приходит с
веру в Иисуса Христа (Римлянам 5:17-18, 2 Коринфянам 5:21).

1 ИОАННА 5:11 NKJ
11 И вот свидетельство: что Бог дал нам вечный
жизнь, и эта жизнь в Его Сыне.

По Новому Завету вечная жизнь не достигается «соблюдением
заповеди», а как дар. Вот почему Иисус пришел, чтобы принести
в Новом Завете, основанном на лучших обетованиях (Евреям 8:6).

К РИМЛЯНАМ 6:23 NKJ
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий —
жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Послание к римлянам говорит нам, что «вечная жизнь» — это дар. Если мы должны
заработать его каким-либо образом или заплатить за него любую сумму, то он не может быть
подарок.

Мы должны понимать, что все резко изменилось из-за
смерть и воскресение Иисуса Христа. Без этого
осознания, мы можем сильно ошибаться в понимании послания
Иисус.

2 КОРИНФЯНАМ 5:19 NKJ
19 то есть, что Бог во Христе примирил мир с
Сам, не вменяя им проступков их, и
дал нам слово примирения.

Весь Новый Завет — это послание Иисуса к нам. Но вещи
Он сказал Своему телу, церкви, после того, как Он искупил нас Своим
крови, имеют приоритет над словами, которые Он говорил под Своим Ветхим
Служение завета на земле, потому что они признают реальность
Нового Завета.