Метка антихриста: Печать антихриста и число зверя. Самые загадочные пророчества Библии – Православный журнал «Фома»
Содержание
Печать антихриста и число зверя. Самые загадочные пророчества Библии – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 7 мин.
—
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила…
Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас.
Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».
Наверное, самое знаменитое из
новозаветных пророчеств, известное даже абсолютно неверующим людям, — это
пророчество об антихристе, который явится в конце человеческой истории,
объединит под своей властью все земные государства и сделает всё для того,
чтобы люди окончательно забыли о Христе. На руки и лбы людям будут наносить
специальные «начертания», после чего человек уже не сможет призвать имя Господа
и спастись. Вместо имени Божия человек будет нести на себе имя зверя — таинственные
и пугающие три шестерки:
И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. …и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть <…> И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю… и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. <…> И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Откровение Иоанна Богослова, глава 13,
стихи 1, 2, 11–13, 16–18
Как это понимать?
Вся книга Откровения является таинственной: иносказаний и символов в ней больше, чем явных предсказаний. Но некоторые символы расшифровываются сравнительно легко. Например, образ апокалиптического зверя с семью головами — это явно символ антихриста, который будет управлять народами малое время (сорок два месяца, то есть три с половиной года). А другой зверь с рогами, подобными агнчим, символизирует лжепророка или, как говорит святой Андрей Кесарийский, предтечу антихриста, задачей которого будет подкреплять претензии антихриста на всемирное господство разными внешними эффектами и чудесами, на которые так падки люди. Внешне он будет подобен Христу (Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Ин 1:29), но в реальности окажется полной Его противоположностью.
А вот число 666, начертание которого будут наносить по приказанию лжепророка на правую руку или на лоб человека, и сам способ нанесения этого числа и поныне остаются предметами дискуссий. Не идет ли речь о татуировках? Или о массовом чипировании людей? Еще недавно некоторые православные пытались разглядеть пресловутую «печать антихриста» в индивидуальных налоговых номерах (ИНН), штрих-кодах, электронных паспортах и т. д. Поэтому стоит разобраться, о чем на самом деле говорит пророчество Иоанна Богослова, а где наши домыслы.
Вы слышали,
что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, — пишет святой апостол Иоанн (1 Ин 2:18), а далее уточняет: антихрист — это
лжец, который отвергает, что Иисус есть Христос. Это антихрист, отвергающий Отца и Сына (1 Ин 2:22). Если следовать такому пониманию, то нужно сказать, что
антихристы существуют во всякую эпоху. И разные антихристы использовали разные
«печати», пишет священномученик Ипполит Римский.
Антихрист и его последователи
Германия, 1367
Он приводит в пример сирийского царя Антиоха Епифана
(II век до Р. Х.), который захватил Иерусалим и жестоко преследовал иудеев,
предписав им поставить перед дверями своих домов жертвенники языческим богам,
принести им жертвы, а потом, увенчавшись плющами, устроить торжества в честь
Диониса. Тех, которые не пожелали повиноваться, он повелел пытать, допрашивать
и в конце концов умерщвлять.
Очевидно, Антиоха Епифана трудно назвать антихристом
в точном смысле слова (в его времена еще просто не было христиан), но
предшественником — вполне можно.
Впоследствии римские императоры заставляли христиан
под угрозой смерти совершать приношения статуям языческих богов — и этот акт
демонстрации лояльности тоже вполне можно назвать печатью антихриста, ведь он
символизировал отказ от Христа.
Печать антихриста — всё, что ведет к сознательному отречению от Христа, писал в конце 1990-х годов один из самых авторитетных духовников Русской Церкви, «всероссийский старец» Иоанн (Крестьянкин): «Печать последует только за личным отречением человека от Бога, а не обманом. Обман смысла не имеет. Господу нужно наше сердце, любящее Его». Сейчас ИНН и прочие электронные документы «опасности для нас не представляют. Но безусловно, что это один из этапов в подготовке к будущему страху».
В 2000 году Священный Синод Русской Православной Церкви (Священный Синод – орган управления Русской Православной Церковью в период между Архиерейскими соборами, представляет собой собрание девяти архиереев, заседающих постоянно, и еще пяти, участвующих на временной основе. Председатель Священного Синода – Патриарх Московский и всея Руси. — Прим. ред.) принял специальное заявление по поводу штрих-кодов, которые государство как раз в то время стало активно внедрять в торговле, статистике, учете движения товаров и т. д. В этом заявлении сквозит серьезная тревога: ведь каждый штрих-код, изображающий числа в виде линий разной толщины, «заключает в себе три разделительные линии, графически совпадающие с символом, принятым для цифры «6»».
«Таким образом, в штрих-кодах, по воле создателей международной системы их написания, заключено изображение числа 666, которое упомянуто в книге Откровения святого Иоанна Богослова как число антихриста». Не было никакой необходимости использовать в качестве разделительной линии именно знак цифры «6», а значит, «сознательно или несознательно, но разработчики глобальной системы штрих-кода… избрали символ, оскорбительный и тревожный для христиан, что выглядит по крайней мере как дерзостная насмешка», — заявил Священный Синод. Тем не менее он призвал всех православных людей «хранить христианское трезвомыслие» и не бояться внешних символов и знаков, ведь «ничто и никто не может поколебать веры человека, если он воистину пребывает со Христом и прибегает к таинствам церковным».
Битва с дьяволом
Франция, средневековая гравюра
Никто из святых отцов не считал, что печать антихриста сможет магически повлиять на человека и заставить его отречься от Христа помимо его воли. Все они понимали ее как «знак, закрепляющий сознательное отречение от Христа».
Вот что писал, например, святой Ипполит Римский: «та печать будет гласить: “Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от Крещения; отрекаюсь от служения моего Богу и присоединяюсь к тебе и в тебя верую”». Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры, резюмировал Священный Синод, однако призвал власти дать людям возможность пользоваться альтернативными технологиями без двусмысленных обозначений.
Чем важно это пророчество?
Подобно многим другим пророчествам Библии, оно призвано вовсе не вселить в нас ужас перед грядущими бедствиями, а напомнить нам о необходимости быть более бдительными и внимательными, прежде всего — к самим себе. Как это хорошо выразил в Первом послании к Коринфянам апостол Павел, всё мне позволительно, но не всё полезно (1 Кор 6:12). Неполезно — и, более того, очень опасно — всё то, что уводит наше внимание в сторону от Христа, что подталкивает к отказу от евангельской правды, что делает человека всё менее и менее человечным. И это могут быть очень разные вещи. Возможно, поэтому автор Откровения и не стал уточнять, что представляют собой эти три шестерки. Мы должны сами следовать призыву Христа: Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф 26:41).
Где еще звучит это пророчество?
Книга Откровение Иоанна Богослова — единственная в Библии, которая не читается за богослужением. Однозначного ответа на вопрос о том, почему это так, не существует; есть лишь предположение (одно из многих), что, учитывая сложность истолкования многих образов этой книги, Церковь предпочла не вводить свою паству в лишние соблазны.
Итак, услышать это пророчество из книги Откровение во время
службы в храме нам не удастся. Но в ряду апостольских чтений, звучащих во время
Божественной литургии (перед чтением Евангелия), есть среди прочего фрагмент из
Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где говорится, пусть и несколько
другими словами, о том же: День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не
откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше
всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как
Бог, выдавая себя за Бога. <…> Ибо тайна
беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не
будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется
беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением
пришествия Своего того, которого пришествие, по действию
сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными,
и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви
истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так
что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не
веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2 Фес 2:3–4, 7–12).
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.
Печать антихриста
- Раздел «Апокалипсис»
- Святоотеческое толкование понятия «печать антихриста иг. Андроник (Трубачев)
- Биометрия и чипы — печать антихриста? о. Георгий Максимов
Печа́ть анти́христа – (также «Начертание зверя», «Печать зверя») – особый знак, символизирующий принятие власти Антихриста и покорности зверю из книги «Апокалипсис» (Откровения св. апостола Иоанна Богослова). Устойчивое словосочетание «начертание зверя» встречается в Священном Писании лишь в Откровении (Откр.13:16-18; 14:9,11; 15:2; Откр.16:2; 19:20; 20:4). Понятие «печать Антихриста» является ключевым для христианской эсхатологии. Согласно книге Откровения, начертание зверя налагается на чело (то есть лоб) или на правую руку (Откр.13:16). Под зверем-антихристом подразумевают зверя, выходящего из моря, хотя иные разумеют под данным символическим образом сатану. Без этого начертания никто – ни богатый, ни нищий, ни раб, ни свободный, не смогут ни покупать, ни продавать. Начертание связано с числом «человеческим» – 666 (Откр.13:16-18). Принятие начертания будет свидетельством поклонения зверю, и принимающих будет ожидать наказание от Бога (Откр. 14:9-11).
Есть мнение, разделяемое, правда, не всеми христианскими авторами, что согласно правилам русского языка понятие «Антихрист» в словосочетании «печать Антихриста» или вне его принято писать с прописной буквы в случае, если речь идет о персонаже, противостоящем Господу Иисусу Христу в конце времен. В случае, если понятие «антихрист» используется как ругательство или в переносном смысле (например, «печать антихриста» в значении метки, которая указывает на принадлежность к чему-либо злому, недоброму), то принято писать его со строчной буквы1. Во многих богословских пособиях, составленных на на русском языке или переведенных с иных языков, слово «антихрист» принципиально представлено с «маленькой» буквы (если, конечно, оно не расположено вначале предложения) даже в тех случаях, когда речь идёт об антихристе в строгом значении, как о личности.
Печать Антихриста у Святых Отцов
Святоотеческая мысль не могла обойти стороной такую важную для христианской эсхатологии тему, как начертание зверя. Уже ранние отцы, например, священномученик Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 235) дает комментарий некоторым местам из Апокалипсиса в своей работе «Слово о Христе и Антихристе»: «Он [то есть Антихрист], коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесет жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая дается на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти»2. С точки зрения свт. Ипполита печати Антихриста противоположна печать Господа, печать Христа: «Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека»3. Именно со св. Ипполита появляется литературная традиция противопоставления «печатей» — Антихриста (которая, как мы покажем ниже, понималась в разные времена по-разному) и Христа (под которой понималось миропомазание, получаемое в Таинстве Миропомазания – печать Духа Святого).
В более позднее время в святоотеческой литературе под «начертанием» понимался довольно широкий спектр вещей: клеймо (bestiae sigillo), знак или метка (notam), знамение (signaculum). Начертание может иметь как число зверя (упоминание об содержаться у свт. Викторина Петавского (230–303/4)4, так и зашифрованное имя зверя (упоминание об этом содержаться в толкованиях свт. Андрея Кесарийского (VI–VII вв.)5. Прп. Ефрем Сирин (ок. 306–373) пишет, что наложение начертания на правую руку связано с тем, что в таком состоянии человек будет не способен совершить крестное знамение6. Аналогичное утверждение мы встречаем и у Псевдо-Ипполита (VII–VIII вв.)7 в труде «Слово о кончине мира, и об Антихристе, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа»8.
Уже в более позднее время в святоотеческой литературе трактовка правой руки и чела, на которые будет нанесено начертание, становится не только буквальной (как у свт. Ипполита Римского), но и аллегорической, Под «правой рукой» начинает пониматься деятельное начало в человеческой жизни, а под челом – принятие Евангельских истин разумом и собственно разум. При такой интерпретациии наложение печати Антихриста на руку и чело делают невозможным ни принятие христианского вероучения, ни активное проявление христианской жизни (в частности, подобная точка зрения содержится в толкования св. Андрея Кесарийского).
Начертание зверя содержит число имени Антихриста, таким образом, число 666 представляет собой шифровку его имени. Одним из первых об этом пишет свт. Ириней Лионский (ок. 130–202)9. Вообще, у святителя можно найти два подхода к толкованию числа зверя и, как следствие, печати Антихриста – числовой и алфавитный (в эпоху жизни святителя числа обозначались буквами греческого или латинского алфавита). Первый подход заключался в поиске референсных числовых значений в Священном Писании. Второй подход заключался в поиске имени, сумма знаков в котором давала бы число 666. Святой Ириней вывел в соответствии со вторым подходом следующие имена: Евантас, Латинянин, Титан. У свт. Викторина мы встречаем два таких имени: Антемос, Диклюкс. У св. Андрея Кесарийского – Лампетис, Бенедикт10.
Святоотеческая литература однозначно свидетельствует о добровольном принятии печати Антихриста, как своего рода свидетельстве об отречении от Христа. Об этом свидетельствуют и более поздние авторы, в частности, свт. Феофан Затворник11.
Основания ошибочной интерпретации понятия
Проблема интерпретации понятия «печать Антихриста» лежит в эсхатологических заблуждениях некоторых христиан. Источником заблуждений является некорректная трактовка явлений времени или определенных исторических событий. Также, источником заблуждений является некорректное понимание той или иной исторической личности и ее действий. Так, например, на протяжении всего синодального периода те или иные действия российских монархов и российского правительства трактовались старообрядцами, представителями христианских сект и даже отдельными православными верующими как знамения пришествия Антихриста (например, перепись населения, использование напечатанных купюр или паспорта в практическом смысле слова воспринимались в качестве начертания зверя)12.
С одной стороны, данные ошибочные убеждения лежат в области чувств, а именно скорого ожидания пришествия Христа, которое приводит к постоянному поиску знамений этого пришествия, в том числе и знамений негативного характера – печати Антихриста и пр. С другой стороны, данные заблуждения подчас имеют и материальное, хозяйственное основание, в частности, надзорный (например, налоговый) контроль со стороны государства воспринимается как неминуемое пришествие Антихриста.
Современные проблемы интерпретации понятия
Среди современных проблем интерпретации понятия «печать Антихриста» в Русской Православной Церкви занимает проблема ИНН / штрих-кодов, а также проблема т. н. «жидкого чипа», которая появилась совсем недавно.
Пик проблемы ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика) приходится на 1999–2001 годы, в годы введения этого государственного инструмента налогового контроля (присвоение ИНН организациям началось в 1994 году, индивидуальным предпринимателям – с 1997 года, физическим лицам – с 1999 года). Экономическая подоплека борьбы с ИНН в Русской Церкви была описана в начале нулевых годов русско-немецким религиоведом Николаем Митрохиным в статье «Экономика Русской Православной Церкви»13, а также ряде иных текстов. Несмотря на то, что ИНН присваивается государством без ведома человека, заочно, и не требует каких-либо действий со стороны гражданина Российской Федерации в принципе, многими верующими введение ИНН было воспринято, если не как печать Антихриста, то как минимум «предпечать», то есть действие, которое предуготавливает принятие начертания зверя. С критикой этой точки зрения выступал, в частности, игумен Андроник (Трубачев)14. Многие святоотеческие тексты однозначно сообщают нам о том, что невозможно принять начертание зверя без осознанного и видимого отречения от Христа, а также не сообщают нам о том, что начертание зверя может наноситься на что-либо еще, кроме чела и правой руки15. Проблема ИНН и штрих-кодов на официальном уровне была разрешена на VII пленуме Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви в стенах Московской Духовной Академии 19–20 февраля 2001 года. Первый пункт решения комиссии звучал однозначно: «Принятие или непринятие индивидуальных номеров ни в коей мере не является вопросом исповедания веры или греховным деянием. Это дело личного выбора, оно не имеет религиозного значения»16.
Совместно с проблемой ИНН возникла проблема УЭК (Универсальной электронной карты), которая также вызвала озабоченность верующих. По замыслу законодателей УЭК должен был совмещать возможности платежного средства и личного идентификатора. УЭК начал выдаваться российским гражданам в добровольном порядке с 1 января 2013 года, а 1 января 2017 года выдача была прекращена. Русская Православная Церковь выступила с осторожной критикой данной государственной инициативы и призвала не подвергать насилию и дискриминации тех граждан, кто по тем или иным причинам хотел бы отказаться от УЭК. Данная позиция Церкви отражена в официальном документе: «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» от 2–5 февраля 2013 года17.
Надо отметить, что проблема интерпретации Откровения св. апостола Иоанна Богослова встает не только на уровне отдельных, обеспокоенных верующих, но и на уровне церковных институций. Так, в послании Священного Синода Украинской Православной Церкви от 29 декабря 2003 года подчеркивается опасение Церкви в связи с развитием технологий контроля, имеющий апокалиптический оттенок: «Царство Антихриста не состоится без соответствующей технической базы, с помощью которой он захочет добиться своих целей… <…> Нынешний процесс кодификации гражданского населения непосредственно касается политической и хозяйственной деятельности граждан. Он внедряется в формах, которые имеют типологическое совпадение с ограничениями апокалипсических времён»18.
Обеспокоенность верующих в некоторых случаях претворяется в необоснованную панику перед новыми технологиями контроля и учета, что в свою очередь приводит к необдуманным и даже абсурдным действиям: самовольному уничтожению тех или иных документов (например, СНИЛС), использованию водяных пистолетов с освященной водой для нейтрализации «антихристова» действия предметов, помеченных штрих-кодами, срыванию и зачеркиванию штрих-кодов, уходу в изгнание или самоизоляцию (случай «пензенских затворников»).
Развенчание сложившихся мифов и недопонимания относительно свидетельств книги Откровения предпринимается не только на уровне священноначалия и официальной позиции Русской Церкви, но и на уровне авторитетных церковных исследователей – теологов и религиоведов. В частности, убедительный разбор необоснованности беспокойства по поводу государственных систем учета и контроля провели сектовед и религиовед, преподаватель Московской Духовной Академии Роман Конь19, а также преподаватель кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, российский специалист по книге Откровения Антон Небольсин20.
Примечания:
1 Антихрист. http://gramota.ru
2 Cвященномученик Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе.
3 Там же.
4 Викторин Петавский. Жизнь.
5 Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова
6 Преподобный Ефрем Сирин. На пришествие Господне (I)
7 Невоструев К. М. Слово святого Ипполита об Антихристе. В славянском переводе по списку XII в. М., 1868. С. 4.
8 Блаженнейшего Ипполита, епископа и мученика, Слово о кончине мира, и об антихисте, и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа.
9 Священномученик Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей).
10 Игумен Андроник (Трубачев). Святоотеческое толкование Библейского понятия “печать антихриста”.
11 Святитель Феофан Затворник. Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.
12 Е.А. Агеева. Старообрядческая полемика об антихристе на исходе XX века.
13 Николай Митрохин. Экономика Русской православной церкви.
14 Игумен Андроник (Трубачев). Святоотеческое толкование Библейского понятия “печать антихриста”.
15 Доклад игумена Андроника (Трубачева). Святоотеческое толкование библейского понятия “печать антихриста”
16 Синодальная богословская комиссия русской православной церкви приняла итоговый документ по проблеме ИНН.
17 Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных.
18 Послание Священного Синода Украинской Православной Церкви (Московский Патриархат).
19 Сектовед Роман Конь об адвентистах и их «пророчествах». Этот бесконечный конец света.
20 Антон Небольсин. Лекция 32. Откровение Иоанна Богослова. Ответы на вопросы.
25 Библейских стихов о начертании зверя — Библейская жизнь
В книге Откровения есть несколько отрывков, описывающих антихриста как зверя, выходящего из моря, который будет отмечать своих последователей знаками на руках и лбах. . Эти библейские стихи включают описание внешности Антихриста, его силы и его попытки править миром.
Кто такой антихрист?
Антихрист появится как человек, который утверждает, что он Бог. Он будет могущественным и будет контролировать весь мир.
Идея мирского правителя, который противостоит Богу и преследует своих последователей, впервые встречается в книге Даниила. Он будет «говорить громкие слова против Всевышнего и утомлять святых Всевышнего, и думать изменить времена и законы» (Даниил 7:25).
В то время как некоторые еврейские писатели применили это пророчество к эллинистическому правителю Палестины Антиоху IV, другие раннехристианские писатели применили пророчество Даниила к римскому императору Нерону и другим политическим лидерам, преследовавшим христиан.
Эти лидеры были названы антихристами, потому что они выступили против Иисуса и его последователей.
1 Иоанна 2:18
Дети, это последний час, и как вы слышали, что придет антихрист, так и сейчас пришло много антихристов. Поэтому мы знаем, что это последний час.
1 Иоанна 2:22
Кто лжец, как не тот, кто отрицает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отрицающий Отца и Сына.
Апостол Павел предупредил церковь о лидере, который не только будет противиться Христу, но и соблазнит людей поклоняться ему как богу.
2 Фессалоникийцам 2:3-4
Да не обольщает вас никто ни в чем. Ибо день тот не наступит, если прежде не придет мятеж и не откроется человек беззакония, сын погибели, противящийся и превозносящийся против всякого так называемого бога или объекта поклонения, так что он сядет в храм Божий, провозгласивший себя Богом.
Книга Откровения описывает Антихриста как могущественного лидера, который будет контролировать мир и его экономику. Он изображается как Зверь, выходящий из моря, который связан с Сатаной, великим Драконом, в его замысле править миром. Вместе они обманывают мир и вовлекают людей в ложное поклонение.
Откровение 13:4
И поклонились дракону, ибо он дал власть свою зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю, и кто может сразиться с ним?
Что вы можете сделать, чтобы подготовиться к приходу Антихриста?
На протяжении всей истории Божий народ подвергался угнетению и гонениям со стороны мирских лидеров. В Библии много говорится о том, как сопротивляться искушениям мира и оставаться стойкими в вере.
Христиане сопротивляются мирскому лидерству и демоническому влиянию, возлагая свою веру на Иисуса Христа и готовясь к Его Царству своей верой и добрыми делами. Противостояние Христу в любом возрасте — это не повод для беспокойства, а возможность приблизиться к Богу и твердо стоять в вере, практикуя учение Иисуса, чтобы любить Бога, любить других и даже любить тех, кто преследует нас.
Кто устоит до конца, тому будет дан венец жизни.
Джеймс 1:12
Блажен человек, который остается стойким в искушении, ибо, выдержав испытание, он получит венец жизни, который Бог обещал любящим его.
Откровение 2:10
Не бойся того, что тебе предстоит пострадать. Вот, диавол хочет бросить некоторых из вас в темницу, чтобы вы были испытаны, и десять дней будете иметь скорбь. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
Бог вознаградит тех, кто остается верным Иисусу Христу. Нам не нужно беспокоиться о временном состоянии мира или лидерах, отрицающих Христа и Его Царство. Бог поддержит Своих последователей во время преследований в будущем, как Он это делал в прошлом.
Следующие библейские стихи о начертании зверя могут помочь нам лучше понять преследования христиан и то, как терпеть их с смелой верой.
Что такое клеймо зверя?
Откровение 13:16-17
Он [зверь морской] также заставил всех, малых и великих, богатых и бедных, свободных и рабов, получить начертание на правую руку свою или на чело свое, так что что никто не мог ни купить, ни продать, если у него не было знака.
Чтобы понять Знак Зверя, нам нужно понять несколько важных символов, встречающихся в Библии.
Откровение написано в жанре апокалиптической литературы, очень символическом стиле письма. Апокалипсис означает «поднять завесу». Иоанн использует несколько символов, встречающихся в Библии, чтобы «раскрыть» духовный конфликт, происходящий между Царством Божьим и царствами этого мира.
В римской культуре клеймо (харагма) делалось на восковой печати или клеймилось клеймом для целей идентификации, подобно логотипу, который может использоваться сегодня.
Подразумевается, что любой, кто получает начертание зверя, идентифицируется как часть царства зверя и, таким образом, получает право заниматься торговлей своего народа. Тем, кто отказывается от верности зверю и дракону, которому он служит, запрещается участвовать в народном хозяйстве зверя.
Что означают цифры 666?
Знаком зверя в Откровении является число 666, выбитое на руке и на лбу. Он используется для обозначения тех, кто следует за морским зверем и участвует в его хозяйстве.
Откровение 13:18-19
Это требует мудрости. Если у кого есть разум, пусть вычислит число зверя, ибо это число человеческое. Его число — 666.
В Библии число 6 символизирует «человека», а число 7 — совершенства. На шестой день Бог сотворил человека.
Бытие 1:27,31
И сотворил Бог человека по образу Своему… И увидел Бог все, что Он создал, и хорошо весьма. Итак, вечер и утро были дня шестого.
Человек должен был работать 6 дней. Седьмой день недели был выделен как суббота, святой день для отдыха.
Исход 20:9-10
Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу Богу твоему. Не делай в него никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в воротах твоих.
Число 666 символически представляет собой вершину человеческой силы и труда. Это признак цивилизации, построенной человеческим знанием, помимо Бога. Те, кто получают начертание зверя, участвуют в мятежном царстве, которое отказывается признать Бога или подчиниться Божьей власти. Тот, кто находится в состоянии войны с Богом и его святыми.
Откровение 13:5-8
И даны были зверю уста, произносящие надменные и богохульные слова, и ему было позволено властвовать сорок два месяца. Оно отверзло уста свои, чтобы хулить Бога, хулить имя Его и жилище Его, то есть живущих на небе.
Также разрешалось воевать со святыми и побеждать их. И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем, и поклонятся ему все живущие на земле, все, чье имя не написано прежде создания мира в книге жизни Агнца закланного.
Хотя те, кто носит метку зверя, могут какое-то время процветать, участвуя в экономике царства зверя, их концом будет уничтожение.
Откровение 14:9-11
Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его , и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем. И дым мучения их восходит во веки веков, и не имеют покоя ни днем, ни ночью эти поклонники зверя и образа его и все, кто принимает начертание имени его.
Что такое знак Бога?
В отличие от начертания зверя, тем, кто верен Богу, также дается начертание.
Откровение 9:4
Им было сказано не вредить ни траве земной, ни всякой зелени, ни всякому дереву, а только тем людям, которые не имеют печати Божией на челах своих.
Точно так же, как начертание зверя отождествляет носящих начертание с их предводителем, так же и начертание Бога. В Ветхом Завете израильтянам было приказано пометить свои руки и лоб в память о спасительной Божьей благодати, напоминая им о том, как Бог спас их от египетского рабства.
Исход 13:9
И да будет это тебе знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих. Ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта.
Опять же, во Второзаконии, Моисей наставляет израильтян отмечать свои руки и лбы Божьим законом как напоминание бояться Бога и соблюдать Его заповеди.
Второзаконие 6:5-8
Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И эти слова, которые я приказываю тебе сегодня, будут в твоем сердце. Внушай им детей твоих и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой между глазами твоими.
Отметины на лбу (налобники) символизируют формирование мыслей и убеждений в соответствии с Божьим законом. Христиан поощряют разделять мысли Христа, думать как Иисус, разделяя Его смирение и желание любить друг друга и служить друг другу.
Филиппийцам 2:1-2
Итак, если есть какое утешение во Христе, какое утешение от любви, какое участие в Духе, какая привязанность и сострадание, дополните мою радость теми же мыслями, той же любовью , пребывая в полном согласии и единомыслии.
Отметка на руке символизирует послушание, претворение Божьего закона в жизнь. Истинный последователь Бога может быть идентифицирован по их актам послушания. Жизнь в верном послушании будет отражать образ Божий.
Иакова 1:22-25
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо кто слушает слово, а не делает, тот подобен человеку, который пристально смотрит в зеркало на свое природное лицо. Ибо он смотрит на себя и уходит, и тотчас же забывает, каким он был. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, будучи не слушателем забывающим, но исполнителем дела, тот будет блажен в своем действии.
Те, кто принадлежит Богу, будут подобны образу Христа.
Римлянам 8:29
Тем, кого Он предузнал, Он и предопределил быть подобными образу Своего Сына, дабы Он был первородным между многими братьями.
Кто такой Зверь в Откровении?
В Откровении описаны два основных зверя. Первый зверь — это Морской Зверь, политический лидер, которому сатана (дракон) дает власть и полномочия для управления на время.
Откровение 13:1-3
И увидел я зверя, выходящего из моря, с десятью рогами и семью головами, с десятью диадимами на рогах его и именами богохульными на головах его. И зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него были, как у медведя, и пасть у него, как у льва. И ему дракон дал свою силу, и свой трон, и великую власть. У одной из его голов как будто была смертельная рана, но смертельная рана ее зажила, и дивилась вся земля, когда шли за зверем.
Второй зверь, Зверь Земли, является лжепророком, который продвигает первого Зверя, соблазняя людей поклоняться ему.
Откровение 13:11-14
Затем я увидел другого зверя, поднимающегося из земли. У него было два рога, как у агнца, и он говорил, как дракон. Он проявляет всю власть первого зверя в его присутствии и заставляет землю и ее жителей поклоняться первому зверю, чья смертельная рана исцелилась. Он творит великие знамения, даже низводя огонь с неба на землю перед людьми, и знамениями, что ему позволено действовать в присутствии зверя, он обманывает живущих на земле, говоря им сделать образ для зверь, который был ранен мечом и все же остался жив.
Символика Откровения опирается на видение Даниила четырех политических сил, каждая из которых представлена разными зверями.
Даниил 7:17
Эти четыре больших зверя — четыре царя, которые восстанут из земли.
Даниил 7:2-7
Даниил провозгласил: «Видел я в видении моем ночью, и вот, четыре ветра небесных волнуют великое море. И вышли из моря четыре больших зверя, непохожие друг на друга. Первый был подобен льву и имел орлиные крылья.
Затем, когда я посмотрел, его крылья были оторваны, и он был поднят с земли и поставлен на две ноги, как человек, и ему был дан человеческий разум. И вот, другой зверь, второй, как медведь. Он был приподнят с одной стороны. Во рту между зубами у него было три ребра; и было сказано: «Встань, ешь мяса много».
После этого я взглянул, и вот, другой, как барс, с четырьмя птичьими крыльями на спине. И было у зверя четыре головы, и дана была ему власть. После сего видел я в ночных видениях, вот, зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный. У него были большие железные зубы; он пожирал и разбивал на куски, а то, что осталось, топтал ногами. Он отличался от всех зверей, которые были до него, и было у него десять рогов.
В видении Даниила зверям (политическим силам) на время дается власть над землей, но их правлению приходит конец.
Даниил 7:11-12
И как я увидел, зверь был убит, а тело его уничтожено и предано на сожжение огню. Что касается остальных зверей, то их власть была отнята, но их жизнь была продлена на время и время.
После того, как Ветхий днями (Бог) побеждает царства земли, Он дает Сыну Человеческому силу и власть править народами земли вечно.
Даниил 7:13-14
Видел я в ночных видениях, и вот, с облаками небесными шел как бы сын человеческий, и дошел до Ветхого днями, и предстал перед ним. И дана ему власть, и слава, и царство, чтобы все народы, племена и языки служили ему; владычество его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство его не разрушится.
«Зверские» политические силы противопоставляются «человеческому» правлению Сына Человеческого. Человечество было создано по образу Божьему, и ему была дана власть править и управлять остальными творениями Бога.
Бытие 1:26
Тогда Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Вместо того, чтобы повиноваться Богу и строить цивилизацию, отражающую образ Бога; Адам и Ева слушали Сатану, представленного в виде змея, зверя земного, решая для себя, что хорошо, а что плохо. Вместо того, чтобы использовать власть, данную им Богом, чтобы управлять зверями земными, они поддались зверю, и человечество начало действовать «звериным образом» по отношению друг к другу.
Бытие 3:1-5
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Он сказал женщине: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»
И сказала женщина змею: «Плоды с деревьев мы можем есть в саду, но Бог сказал: не ешьте плодов дерева, которое посреди рая, и не ешьте плодов с деревьев, которые посреди рая, и прикоснись к ней, чтобы тебе не умереть’».
Но змей сказал женщине: «Нет, ты не умрешь. Ибо знает Бог, что, когда вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Римлянам 1:22-23
Называя себя мудрыми, они обезумели и променяли славу бессмертного Бога на образы, подобные смертному человеку, птицам, зверям и пресмыкающимся.
Царства, последовавшие за падением человека, были построены в честь величия человека, а не Бога. Вавилонская башня стала архетипом таких цивилизаций.
Бытие 11:4
Придите, построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу всей земли.
Апокалиптическое видение Даниила о звериных царствах и видение Иоанна в Откровении открывают своим читателям духовные истины. Человеческое царство находилось под влиянием сатаны, чтобы восстать против Бога. Сатана соблазняет людей строить цивилизации, чтобы чтить творение, а не создателя.
Кто такой Сын Человеческий?
Иисус — Сын Человеческий, который дает апостолу Иоанну свои видения в Откровении. Сын Человеческий судит народы земли, пожиная праведников, верных Богу, и уничтожая «зверей земных», противящихся Божьему правлению. В конце концов, Иисус будет править землей с теми, кто останется верным до конца.
Откровение 1:11-13
«То, что видишь, напиши в книгу и пошли семи церквам: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию».
Тогда я повернулся, чтобы увидеть голос, говоривший со мной, и, повернувшись, увидел семь золотых светильников, и посреди светильников был как бы сын человеческий, одетый в длинную одежду и с золотым поясом вокруг его грудь.
Откровение 14:14-16
Тогда я взглянул, и вот, белое облако, и на облаке сидит подобный сыну человеческому, и на голове у него золотой венец, и в руке у него острый серп. И другой Ангел вышел из храма и воззвал к сидящему на облаке громким голосом: возложи серп твой и жни, ибо пришел час жатвы, ибо жатва на земле созрела. И взмахнул сидящий на облаке серпом своим по земле, и земля была пожата.
Откровение 19:11-21
Тогда я увидел, что небеса отверзлись, и вот, белый конь! Сидящий на нем называется Верный и Истинный, и по правде он судит и воинствует. Его глаза подобны пламени огненному, и на голове его множество диадем, и у него написано имя, которого никто не знает, кроме него самого. Он облачен в мантию, пропитанную кровью, и имя, которым он назван, — Слово Божие.
И воинства небесные, одетые в виссон белый и чистый, следовали за ним на белых конях. Из уст Его выходит острый меч, чтобы поражать народы, и жезлом железным Он будет пасти их. Он будет топтать точило ярости гнева Бога Всемогущего. На одежде его и на бедре у него написано имя: Царь царей и Господь господствующих.
Затем я увидел ангела, стоящего на солнце, и громким голосом он воззвал ко всем птицам, которые летают прямо над головой: «Придите, соберитесь на великую вечерю Божью, чтобы есть плоть царей, плоть вождей , плоть сильных, плоть коней и их всадников, и плоть всех людей, свободных и рабов, малых и великих».
И я увидел зверя и царей земных с войсками их, собравшимися, чтобы сразиться с сидящим на коне и с войском его. И был схвачен зверь, а с ним и лжепророк, который в присутствии его творил знамения, которыми он обольстил тех, кто принял начертание зверя, и тех, кто поклонялся образу его.
Эти двое были брошены живыми в огненное озеро, горящее серой. А остальные были убиты мечом, исходившим из уст Сидящего на коне, и все птицы были объедены их плотью.
Заключение
Таким образом, начертание зверя — это символ, который идентифицирует людей, которые противостоят Богу и Его церкви своими мыслями и действиями. Те, кто получают начертание, присоединяются к антихристу и его попытке отвлечь поклонение от Бога и к себе. Напротив, начертание Бога — это символ, данный людям, которые верят в Божью благодать и применяют Божий закон на практике своей верой.
Бог в конце концов уничтожит земные царства, которые противостоят Божьему правлению. Бог установит Свое вечное Царство через Иисуса Христа, Сына Человеческого, которому дана власть править народами.
Дополнительные ресурсы
Следующие книги содержат более полезные комментарии для понимания начертания зверя и его значения для современной христианской жизни.
Книга Откровения Г. К. Beale
Комментарий к применению NIV: Откровение Крейга Кинера
Возможно ли сегодня получить начертание зверя?
ГлавнаяМатериалыУказательКонец ВременНаблюдайте Знак зверя сегодня
Вопрос
Ответ
Начертание зверя — это своего рода печать, которую последователи Антихриста примут на верность ему. В пророчестве Откровения 13:16–17 говорится, что второй зверь, лжепророк, «заставил всех людей, великих и малых, богатых и бедных, свободных и рабов, сделать начертание на правую руку свою или на чело свое, так что что они не могли ни покупать, ни продавать, если не имели начертания, которое есть имя зверя или число имени его».
Мы не знаем, как будет выглядеть этот знак. Некоторое время назад некоторые думали, что это штамп или татуировка с номером 666 . Совсем недавно люди думали, что это может быть штрих-код. Сейчас популярно предположение, что знаком зверя будет имплантированный микрочип, который позволит людям получить доступ к своей цифровой валюте. Но мы, честно говоря, не можем знать, какую форму примет начертание зверя.
Некоторые люди опасаются, что они уже приняли клеймо зверя. Возможно, в какой-то момент они хулили Бога или сделали какое-то импульсивное заявление о своей верности антихристу. Они могут беспокоиться о чипе в своей кредитной карте. Другим было сказано, что их акт поклонения Господу в воскресенье вместо субботы означает принятие начертания зверя. Есть одна существенная причина, по которой сейчас невозможно получить начертание зверя:
Знак зверя еще не существует.
Буквальное прочтение Откровения и других пророчеств о последнем времени в Библии показывает, что существует расписание событий последнего времени. Даниил пророчествовал о семидесяти седьминах (семьдесят периодов по семь лет), которые отмечают время взаимодействия Бога с Израилем. Шестьдесят девять из этих недель прошли с тех пор, как Даниил написал это. Последняя неделя будет тем, что мы называем скорбью, когда Антихрист, или зверь, придет к власти. Этот правитель объединит десять народов (Даниил 7:24–25; Откровение 17:7) и заключит обманчивый договор с Израилем (Даниил 9). Начертание зверя не может существовать, пока сам зверь не окажется у власти во время скорби.
Еще одна причина, по которой верующие в Иисуса Христа не должны бояться получить начертание зверя, — это восхищение церкви. В восхищении Иисус возьмет с земли всех верующих, живых и мертвых (1 Фессалоникийцам 4:13–18; 1 Коринфянам 15:50–54). Хотя люди все равно познают Христа после вознесения, все те, кто доверился Иисусу до вознесения, будут взяты с Господом. Согласно претрибулационизму, у верующих, живущих в эпоху церкви, никогда не будет возможности получить начертание зверя.
Итак, сегодня никто ничего не может сделать, чтобы получить, взять или получить начертание зверя. Вживленные чипы, штрих-коды, татуировки, богохульство, произнесение вслух: «Я следую за антихристом и принимаю начертание зверя» — ничто из этого не даст вам начертания зверя. Начертание зверя не может существовать без требования зверя/антихриста.