Ара Прекрасный — армянский Гильгамеш? — Армянский музей Москвы и культуры наций

диаспораРедакция

диаспораРедакция

Армянская мифология зачастую побуждает ученых искать корни смыслов в мифах других народов. Все боги и герои армянского пантеона, так или иначе, связаны с древневосточными, шумеро-аккадскими, вавилонскими и ассирийскими божествами или имеют эллинистическую основу. Все эти факторы чаще всего влияли на то, как формировался образ и культ того или иного бога, или преобразовывались сведения о способностях героев. Рассказ Армянского музея Москвы об Ара Прекрасном. По мнению исследователей древности — истоки сотворения легенды об Ара Прекрасном следует искать в аккадском «Сказании о Гильгамеше» или поэме «О все видавшем».

Вардгес Суренянц. «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год. Источник: wikiart

Образ Ара Прекрасного имеет под собой достаточную мифологическую основу. Однако, как считает профессор Мартирос Ананикян, автор книги «Мифы Армении», этот герой довольно сильно пострадал из-за переделок древних ученых, стремившихся эллинизировать мифы в угоду конъюнктуре.

Рассказывают, что после смерти Нина, царя Ассирии, Семирамида, услышав о красоте Ара, решила его соблазнить. Однако, Ара отверг ее ради сохранения верности своей любимой жене Нварт. Разъяренная Семирамида решила отомстить и выступила против Ара войной. Она велела воинам пленить Ара, доставив его к ней живым. Однако, бой был кровавым и беспощадным, и Ара погиб в неравной схватке, защищая свои пенаты. На исходе дня его безжизненное тело нашли среди убитых и перенесли во дворец. Семирамида надеялась с помощью магии, а она молилась псоглавым духам Аралезам, вернуть к жизни Ара. Согласно мифу, волшебные псы обладали способностью зализывать любые, даже смертельные раны.

Мовсес Хоренаци отмечал, что Ара не воскресал из мертвых, однако в оригинальном мифе, согласно объяснениям ученого, есть некие обстоятельства, о которых он упоминает: Семирамида не могла смириться со смертью Ара и когда его тело начало разлагаться, она облачила одного из своих любовников в одежду Ара и притворилась, что боги исполнили ее желание. В одной из версий мифа даже сказано, что Ара вернулся к жизни и продолжил мирно управлять армянским народом. По сути, Семирамида нашла заместительного Ара. И даже воздвигла своим богам статую в благодарность за проявленную благосклонность.

Аралез — мифическое существо. Источник: maximus

Ещё одна версия истории Ара изложена в «Республике» Платона. В финале этого труда он рассказывает о том, что некий памфилийский герой по имени Эр, сын Арминия, «погиб в сражении, а когда на десятый день после него с поля уносили трупы, уже неузнаваемые, был поднят и принесен домой, и перед тем, как его уже готовились сжечь на погребальном костре, ожил и, ожив, поведал о том, что видел до своего воскресения». Профессор Ананикян указывает на «пространное эсхатологическое рассуждение», которое следует за текстом, и считает, что оно имеет фракийскую или фригийскую основу, «так как эти народы особенно прославились своими раздумьями о будущей жизни».

По версии ученого, памфилийское происхождение Эра, как и армянская версия той же самой истории, вместе взятые, позволяют говорить о том, что миф скорее армянский (или фригийский), чем памфилийский, хотя по какой-то странной случайности он попал в Грецию из памфилилйского источника. Образ Семирамиды, как считает профессор Ананикян, служит популярным или научным дополнением к мифу. Он выдвигает предположение, что битва была представлена в оригинале так, будто ее причиной была обманутая женщина или богиня.

Аккадская статуя в Лувре, в отделе Древнего Востока. Источник: wikipedia

Центром мифа Ананикян считает непосредственно рассказ о жизни после смерти. Армянская версия напоминает ту часть эпоса о Гильгамеше, в которой Иштар появляется в кедровнике, охраняемом Хумбабой, чтобы соблазнить Гильгамеша, героя или полубога, обладающего чертами бога солнца — в роли Таммуза. Гильгамеш отверг притязания Иштар. Упоминает профессор и Эабани (Энкиду) — первочеловека, «повернувшегося к цивилизации благодаря женской любви». Он принимает участие в похождениях Гильгамеша и сражается с ним против Иштар, а священный бык послан Ану, чтобы отомстить за оскорбленную богиню. Эабани, раненный в этой битве, погибает. И Гильгамеш решает отправиться в Царство мертвых, чтобы найти цветок вечной жизни. Он встречается с Эабани, явившимся сообщить ему о том состоянии, в котором пребывают усопшие, и о том, с какой заботой и вниманием они должны быть похоронены, чтобы жизнь их в Аралу (Царстве Гадеса) стала хотя бы выносимой.

Профессор Оксфорда Арчибальд Сейс — ассириолог, исследователь Древнего Востока — предполагал, что Ара может восходить к богу солнца Эра из бийанских мифов, отраженных в надписях.

Завершает свое исследование посмертного мифа Ананикян выводом, что история Ара восходит к этому вавилонскому эпосу, но два героя Гильгамеш и Эабани сливаются в нем воедино.

Статья написана по материалам книги «Мифы Армении» М.Н. Ананикяна (Центрполиграф, Москва, 2020 год)

В оформлении обложки использована картина Вардгеса Суренянца «Семирамида у трупа Ара Прекрасного», 1899 год. Источник: wikiart

Редакция

Ара Прекрасный — армянский Гильгамеш?

Этнические особенности армян — Армяне внешность

Генеалогия армян

Чтобы понять этнические особенности армян, давайте изучим, откуда и как возникли армяне. В древние и средние века был составлен ряд работ о происхождении армян. Но основой генеалогии армян принято считать труды Мовсеса Хоренаци. Согласно Мовсесу Хоренаци, происхождение армян приписывается Айку Наапету. Однако в то время Мовсес Хоренаци не знал об Урартском государстве и приписывал урартские памятники Ванской области Ара Прекрасному. Айк считался сыном богов. Согласно Мовсесу Хоренаци 11 августа 2492 года до нашей эры Айк победил правителя Месопотамии Бела, чем подтвердил свою независимость. Именно в этот день появился настоящий армянский календарь. Согласно армянской легенде, в честь Айка Наапета наш народ получил имя “Ай”, а страна – Айастан. А от имени одного из его наследников Арама Наапета были получены имена “Армения” и “Армен”.

Этнические особенности армян / Айк и Бел

Однако существует и арабская легенда о происхождении армян, согласно которой армяне произошли от сыновей Ноя после потопа. Согласно этой легенде, у сына Ноя Иафета был сын Гомер, а затем внук Фогарма. Один из сыновей Фогармы был предком армян. Грузины произошли от сыновей его брата. Согласно этой легенде, армяне, греки, славяне, франки и иранские племена считаются родственными․

Антропологическое описание

Первым, кто ответил на вопрос о том, как выглядят жители Армянского нагорья, был Мовсес Хоренаци. Затем мы получаем представление о внешнем виде армян по сохранившимся монетам Арташесидов, на которых внешние черты изображённых царей практически не отличаются от черт жителей современной Армении. Антропологию армян изучали многие антропологи, поскольку армяне были единственными в регионе со своими уникальными характеристиками.

Различные учёные и антропологи утверждают, что армяне, принадлежащие к арменоидной расе, пришли из древних и средних веков, когда появился человек разумный. В Армянском нагорье он сформировался как южная ветвь европеоидной расы и остался неизменным на территории своего происхождения. Арменоидный тип сохранился с момента своего образования, и сегодня его отличительные черты обнаруживаются преимущественно среди армян. Арменоидный антропологический тип сформировался и развивался именно на территории Армянского нагорья.

Этнические особенности армян / Арменоидный антропологический тип

В советские годы, согласно классификации этнической антропологии, армяне начали считаться переднеазиатским типом, а арменоидный тип считался высоко националистическим. Но следует отметить, что название арменоид относилось не к нации, а к географическому положению, Армянскому нагорью.

Армяне, по сравнению с кавказскими народами, имеют три отличительных признака. Это длинный профиль носа, густой третичный волосяной покров и плоский затылок. Ещё одна особенность связана с глазами. Глаза армян окружены густыми волосами: густыми бровями и ресницами. Еще одна особенность – низкое положение уголков глаз, что придает грустное выражение глаз армянам. Однако это очень распространённая переднеазиатская черта.

Этнические особенности армян

Особенности фигуры армян в основном обусловлены горным географическим положением. Это является причиной низкого роста армян, широкой спины и сильных мышц рук. Хеттские орлиные носы образовались в результате недостатка кислорода. Все это сформировалось в результате адаптации к горным условиям.

Географическое положение влияет не только на физические, но и на психологические особенности. Нервная система горных народов намного сильнее. Они всегда готовы противостоять трудностям.

Однако, помимо всего этого, стоит отметить, что так называемого армянского гена не существует. Так же, как не существует японского или шведского гена. Существует анализ частоты гена, который показывает, что у некоторых народов частота генов бывает в одной форме, а у других народов – в другой. У армян, конечно, есть некоторые национальные особенности, но они также имеют много общего с другими народами мира. Другое дело, что у каждой нации есть определённые группы генов, которые встречаются чаще.

Этнические символы

Любая этническая группа с самого начала своего формирования пытается выделиться из других этнических групп. А лучший способ сделать это – создать свои собственные этнические символы. Этнические символы в основном вдохновлены миром природы, прошлым, культурой, мифами и даже внешностью людей. По этой причине этнические символы считаются важной составляющей идентичности и характера каждой нации.

Почти все страны имеют символы своей этнической идентичности, такие как Статуя Свободы в Америке, Триумфальная арка и Эйфелева башня во Франции, Папа Римский в Италии, или Махатма Ганди в Индии. Для армян такими символами являются гора Арарат, Месроп Маштоц, как создатель армянского письма, Вардан Мамиконян, как военачальник, принесший победу в одном из важнейших сражений в жизни армянского народа, Давид Сасунский, как главный герой армянского эпоса и как воплощение собирательного образа армянина.

Григор Ханджян “Вардананк”

Изменение или замена всех этих этнических символов новыми значительно влияет на идентичность нации. Однако, если с годами эти этнические символы не заменяются новыми, это может привести к фрагментации нации.

Есть распространённое убеждение, что этнические символы представляют психологическую целостность нации. В этом контексте можно сказать, что это уникальные коды, расшифровав которые можно выявить ряд важных компонентов национальной идентичности, таких как характер, менталитет и восприятие мира.

Создание этнических символов – это постоянный и непрерывный процесс. Если нация, параллельно со своими древними символами, не может создавать или заимствовать другие этнические символы, то это влияет на существование этнической группы.

Нужно также отметить, что армяне считаются этнически однородной нацией, поскольку этнические меньшинства составляют всего 3% населения Армении.

Армянские имена

Имя – это не только способ обратиться к кому-то, но и способ подчеркнуть национальные особенности. Армянские имена были созданы из любви к природе, отношений между народами, освободительных движений и войн. Айк – это первое армянское имя. Именно в честь этого мифического героя позже армянское государство получило название Айк, Айастан.

Этнические особенности армян / Айк Наапет

Согласно Мовсесу Хоренаци, Айк был 5-ым поколением Ноя. Он победил Бела и заложил основы армянского государства. Родственные имена Айка – Арменак, Арамаис, Арам, Ара. В основном преобладали имена исторических и мифических героев. Однако после принятия христианства начали распространяться и новые библейские имена. С годами список имён пополнялся новыми, а многие из старых имён были забыты.

Армянские имена имели чёткое разделение на мужские и женские имена. Большинство мужчин называли в честь богов, победителей и королей, а женщин называли не только в честь богинь и христианских дев, но и в честь цветов, природных явлений, драгоценных камней.

Богиня Анаит

В жизни армян наряду с их именем большое значение имели фамилии. В древние времена фамилия была способом узнать сына или наследника какого-либо человека. Значение фамилий на протяжении веков оставалось неизменным, изменилось только их строение. 99% армянских фамилий состоят из сочетания патриархального имени и частицы -ян. Но не всегда к частице -ян были привязаны патриархальные имена. Часто фамилии были связаны с профессией (Неркарарян, Бжшкян, Дарбинян и т.д.). Очень редко можно встретить фамилии с частицей -уни, корни которой намного старше.

Национальные ценности

Зеркало каждой нации – это её ценности. Армяне, несмотря на многие войны, сохранили не только свои традиции, но и самобытность, культуру, религию и язык. В течение веков они передавали всё то, что называется национальной ценностью.

Изобретение алфавита сыграло важную роль в сохранении национальных ценностей. С 405 года у армян был свой уникальный алфавит, который стал одним из самых важных национальных ценностей армян. В Европе только грузины и армяне имеют свой собственный алфавит, остальные нации используют в своём письме либо латиницу, либо кириллицу. Именно создание алфавита придало ещё большую ценность сохранению армянского языка и культуры.

Месроп Маштоц и армянский алфавит

Армяне увековечили свои культурные ценности и на ковре. Почти во всех провинциях Исторической Армении ткали ковры. Известный путешественник 13-го века Марко Поло, после путешествия в Малую Армению, рассказывал, что когда-то армяне и греки создавали самые деликатные и изысканные ковры.

Армянский национальный костюм, тараз, занимает особое место в списке национальных ценностей. Он отражает мышление людей. Тараз не только выражал нашу идентичность, но и был одним из стимулов сохранить эту идентичность, имея многовековую историю и будучи таким же богатым и разнообразным, как наш язык.

Тараз Западной Армении

Говоря о национальных костюмах, мы должны также выделить национальную песню и танец. Национальный танец является, пожалуй, самым уникальным и отличительным культурным элементом нации, неотъемлемой частью повседневной жизни и торжеств. Танец – это важное средство для выражения характерных черт народа, их образа жизни и степени цивилизации.

Можно бесконечно пополнять этот список национальных ценностей, так как национальными ценностями армян являются их история и пройденный путь, верования, тысячелетнее материальное и нематериальное культурное наследие.

Авторские права на эту статью принадлежат armgeo.am. Содержание статьи может цитироваться или использоваться на других сайтах только с активной ссылкой на источник.

Сабалан: история восхождения

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2022/09/9716ce2f-b7a2-42c0-aa67-03191907adad1.jpg?fit=932%2C756&ssl=1
756
932
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo. am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
armeniangeographic2022-09-22 16:40:232022-12-01 17:03:46Сабалан: история восхождения

Топ 5 осенних походов в Армении

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2022/09/գլխավոր-նկար-աշնանային-Ռուսերեն.jpg?fit=932%2C756&ssl=1
756
932
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
armeniangeographic2022-09-20 17:06:222022-10-06 13:33:50Топ 5 осенних походов в Армении

Топ 5 походов Армении

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2022/09/Топ-5-походов.jpg?fit=932%2C756&ssl=1
756
932
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
armeniangeographic2022-09-14 14:06:452022-09-22 17:37:59Топ 5 походов Армении

7 дней в Армении

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/07/week-in-armenia-rus-2. jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
armeniangeographic2021-07-02 13:48:352021-07-13 10:41:577 дней в Армении

Вода как достопримечательность Армении

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/water-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
armeniangeographic2021-06-25 12:28:282021-06-28 10:26:54Вода как достопримечательность Армении

Озеро Арпи

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/lake-arpi-rus-1.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
armeniangeographic2021-06-14 12:30:102021-06-15 13:50:09Озеро Арпи

Топ-7 горных озёр Армении

https://i0.wp.com/www.armgeo. am/wp-content/uploads/2021/06/mountain-lakes-rus.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
armeniangeographic2021-06-11 13:24:382021-06-15 14:08:21Топ-7 горных озёр Армении

Топ-5 водопадов в Армении

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/top-5-waterfalls.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
armeniangeographic2021-06-04 15:25:022021-06-04 17:52:45Топ-5 водопадов в Армении

Артени

https://i0.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2021/06/Артени-блог.jpg?fit=940%2C760&ssl=1
760
940
armeniangeographic
https://i1.wp.com/www.armgeo.am/wp-content/uploads/2019/03/55549671_2457333277827249_2112487318169321472_n.png
armeniangeographic2021-06-02 12:24:582021-06-02 12:25:43Артени

армян в Америке на 78RPM — История — Книги

Ара Динкджян (составитель)

Яйима Хазирлаян (составитель)

Буклет +3 компакт-диска
(Номер: MVF0073)

$59,95

Включает 3 компакт-диска и 153-страничный буклет на английском и турецком языках со статьями, авторами которых являются Ара Динкджян, Мелих Дуйгулу и Гарри А. Кезелян со многими изображения исполнителей и обложки дисков.

CD I

1. КОСРОФ МАЛУЛ Анадол Курд Хеваси (Восточный 101)
2. КАРЕКИН ПРООДИАН Какидхана Земани (Виктор 69173)
3. КАРЕКИН ПРООДИАН Даянилмиор Daktor  (Victor 69178)
4. KEMANY MINAS  Memo (Columbia E-5272)
5. ВАРТАН МАРГОСЯН Маргосянл Харпут Майя  (АиТ 2)
6. ВАРТАН МАРГОСЯН Ло Барда [Ло Берде] (АиТ 10)
7. ВАРТАН МАРГОСЯН 9001 6 Дарзор Чилларунда  (Маргосян 63)
8. ВАРТАН МАРГОСЯН Ширваны  (Фарос 546)
9. КАСПАР ДЖАНДЖАНЯН Майя (Епрад 176)
10. КАСПР ДЖАНДЖАНЯН Гарпутон Язелары 900 17  (Йепрад 175)
11. КАСПАР ДЖАНДЖАНЯН Даглар Даглатде Бени (Йепрад 179 )
12. КАСПАР ДЖАНДЖАНЯН Алезбер (Йепрад 180)
13. КАСПАР ДЖАНДЖАНЯН Ку Анунет А Вартер  (Епрад 181)
14. КАСПР ДЖАНДЖАНЯН Йег Аноошиг (Йепрад 182)
15. КАРЕКИН ПРООДИАН Гамавор Зинвор  (Парсекян М.Г. 502)
16. КАРЕКИН ПРООДИАН Оуи Джанем  (Парсекян М.Г. 502)
17. КАРЕКИН ПРООДИАН Мазер Унис Шахмаран 9001 7  (Парсекян М.Г. 519)
18. КАРЕКИН ПРООДЯН Ах Ануш  (Парсекян М.Г. 520)
19. ОВСЕП ШАМЛЯН  Ле Ле Ле Им Ярес  (Шамлян 1004)
20. ОВСЕП ШАМЛЯН Бала Ян  (Шамлян 1018)
21. ОВСЕП ШАМЛЯН 9 0016 Гананч Далернерет Сирем
 (Шамлян 1020)

CD II

1. ХОРЯД КЕВОРК Диарбекир Диваны  (Парсекян М.Г. 508)
2. ХОРЯД КЕВОРК Ширваны  (М. Г. Парсекян 509)
3. ХОРЯД КЕВОРК Харпут Маяссы  (М. Г. Парсекян 509)
4 ВААН БОЯДЖЯН Дерзор Дестанаци (Билбил 2)
5. ВАГАН БОЯДЖЯН Бабош (Билбил 5)
6. ВААН БОЯДЖЯН Ушак Чифтетелли Газель (Билбил 5) 90 005 7. ВААН БОЯДЖЯН Гермейенге Сабредемем  (Билбил 6)
8. ВААН БОЯДЖЯН Ооске Гукас Оошиг Мушиг  (Билбил 4)
9. ВААН БОЯДЖЯН Нсдадз Эм Айсбес  (Билбил 4)
10. СТЕПАН И ХАЙГАЗ 90 016 Заза Макаме
 (Фарос 548)
11. СТЕПАН И ХАЙГАЗ Roum Makame (Pharos 548)
12. STEPHAN SIMONIAN & CO. Hale Makam (Columbia 71000-F)
13. STEPHAN SIMONIAN & CO. Hagagan Makam (Columbia 71001-F)
14. СТЕФАН СИМОНЯН И КО. Алмая Далдан Алдем (Колумбия 71005-F)
15. ШМОН АРСЛЕН Курди (Колумбия 71000-F)
16. ГАРАБЕТ МЕРДЖАНЯН Гэс Кишерун (Колумбия 71002-F) 90 005 17. ГАРАБЕТ МЕРДЖАНЯН Яр Унейи  (Колумбия 71003-F )
18. МЕСРОБ ТАКАКЖЯН Тамзара (Фарос 522)
19. А. КЕВОРКЯН Гиго (Колумбия 28009-F)
20. А. КЕВОРКЯН Марш Антраниг 90 017  (Колумбия 28009-F)

CD III
1. МАНОГ ДЖАНИГЯН Хенно Хенно (Кеворкян 7L603)
2. ОВСЕП БЕДРОСЯН Тамзара (GME 4)
3. ОВСЕП БЕДРОСЯН Лавук  (GME 3)
4. МАНУЭЛЬ ТОЛЕГЯН Налог im: The Arab’s Lament  (Electro-Vox 1540)
5. МАНУЭЛЬ ТОЛЕГЯН Сени Гордукжа  (Электро-Вокс 1541)
6. МАНОГ ТУМИГЯН НВАКАХУМК Хай-Курдаган Бар  (Восток 632)
7. ЗАВЕН ЯПЧЯН Шилвани  (Orientale 6601)
8. ЗАВЕН ЯПЧЯН Нехавенд Таксим (Восточная 6602)
9. МАРКОС МЕЛКОН Нева Таксим  (Свобода 43)
10. ГАРБИС БАКИРГЯН Серф Хиджазкяр Таксим  (Калифон 718)
11. АШОТ ЕРГАТ Лаз Хаваси  (Всегреческий 137)
12. ЕНОВК ДЕР АГОПЯН Чиз Асум (Ashoogh 742)
13. SAM HAIDOSTIAN Halay (Ashoogh 741)
14. HARPOUTLE KAREKIN Maya (Popular 700)
15. HARPOUTLE KAREKIN Harpout Havase  (700 популярных)
16. ASHOOG MOORAD Mardigian Toon  (Мурад М. Эланджян 701)
17. УДИ ХРАНТ Серут Инзи Мишт Гайре  (Грант 893)

Книги
> Музыка
История
История > Самобытность и культура
История 900 05 История > Музыка

Армянские легенды, Армянская мифология, Айк, Бел, Шамирам, Ара, Парфянская история

Армянские легенды, Армянская мифология, Айк, Бел, Шамирам, Ара, Парфянская история

Первичная история Армении

или

История предков


Предисловие переводчика

[i] Небольшой труд, известный как Первичная история Армении .
(или История предков ), описывает самую раннюю легендарную историю армян. История содержит шесть разделов или глав (три повествовательных эпизода и три хронологических раздела), которые не могут быть работой одного автора. Вместе взятые, они не образуют единой структуры. В первой главе рассказывается о гест Айка, одноименного предка армянского ( Хай ) народа. Включены рассказы об отъезде Айка из Вавилона; его успешное восстание против вавилонского тирана Бела; его поселение на Армянском нагорье; а также отчет о жизни, смерти и «воскресении» его потомка, Ара Красивого. Во второй главе описывается возвышение Аршакидов в Иране и установление династии Аршакидов в Армении. Другой писатель или редактор, по нашему мнению, добавил последние два абзаца этой главы, которые являются исторически неточными перечислениями правителей парфян (от «Аршака» до Артавана (ум. 227 г.) и правителей армян (до King Pap, 367 — c. 374). Третья глава представляет собой краткий «хронологический» раздел, заимствованный у более поздних авторов. Кажется, он был вставлен, но безуспешно, в качестве связующего звена. Четвертая глава представляет собой отчет о происхождении Дома Мамиконеев. , в котором отсутствуют некоторые начальные строки или абзацы.Главы пятая и шестая содержат исторически неточные таблицы правителей византийцев и персов, заканчивающиеся последним сасанидским шах , Йездгирд III (632-651). «Хронологические» разделы первичной истории , главы третья, пятая и шестая, здесь не переводятся.

Рука редактора видна уже в самом начале работы. Этот редактор, пишущий бестолковым языком, путано излагает свои цели и намерения. Он цитирует свои источники в широко обсуждаемом отрывке, ссылаясь на таинственную фигуру по имени Мар Абас, а также на некоторые маловероятные иностранные архивные материалы. Здесь редактор пытается объяснить, откуда взялись легенды, которые следуют, но объяснение неубедительно. Современные переводы начальных абзацев (включая наш собственный) не особенно ясны и удовлетворительны. Сами легенды написаны скупым и прямым стилем, совсем не похожим на начальные абзацы. Кажется вероятным, что редактор или другой составитель пытался объединить некоторые фрагменты, которые были у него под рукой, возможно, сам добавляя некоторые хронологические разделы.

[ii] Шесть разделов были впервые опубликованы Т. Мирдатяном в 1851 году в Константинополе как первые шесть глав более крупного труда, следующего за ним, История Себеоса, которая представляет собой повествовательную историю Армении в седьмом веке. Вопрос о том, как на самом деле выглядел образец Мирдатяна, обсуждается, а оригинальная рукопись, на которой он был основан, с тех пор утеряна. Однако считается, что сам Мирдатян разделил работу на главы, пронумеровал их и самостоятельно вставил резюме глав. Уже к 1862 г. филолог К. Патканеан поставил под сомнение, действительно ли начальные главы принадлежали к 9 Себеосу.0209 История . Так начались непрекращающиеся дебаты об этих шести первоначально безымянных и неполных сочинениях, которые стали известны как Первичная история , История предков или Аноним Себеоса . Хотя сегодня немногие арменисты верят, что Первичная история и История Себеоса являются работой одного и того же автора, тем не менее, по соглашению, эпизоды и таблицы Первичная история продолжают публиковаться как первые шесть глав Себеос. Для получения дополнительной информации о рукописной традиции см. Предисловие переводчика к книге Себеоса 9.0209 История .

Самый старый легендарный материал, сохранившийся в Первоначальная история , задолго до нынешней эры и, по-видимому, описывает события первого тысячелетия до нашей эры. Другое дело, когда этот материал был написан. История Мар Абаса и зарубежных архивов, хотя и маловероятна в представленных точных деталях, в целом может быть верной, если предположить, что некоторые материалы были написаны на иностранных языках, до создания армянского алфавита и начала письменности на армянском языке в в начале пятого века нашей эры. Эти легенды, вероятно, были известны писателям пятого века в той или иной форме, либо в виде баллад, исполняемых менестрелями ( гусан с), либо в письменной форме. Те же легенды рассказываются с некоторыми отличиями в другом армянском источнике, История армян Мовсеса Хоренаци, но нет уверенности в том, что Мовсес использовал Первичную историю напрямую. Даже если Мовсес действительно использовал произведение напрямую, это все равно не помогает с точной датировкой. Это потому, что собственная История Мовсеса, вероятно, впервые появилась в восьмом веке, хотя она содержит некоторые дразнящие части, которые, кажется, были намного раньше. Не факт, что Первичная история , дошедшая до нас в приложении к произведению седьмого века, обязательно означает, что оно было написано в этом столетии. Вопрос о датировке разделов Первичной истории не может быть решен в настоящее время на основании существующих армянских источников.

Этот перевод сделан с критического издания Себеоса Г. В. Абгаряна [ Патмутийн Себеоси (Ереван, 1979)]. Более ранний английский перевод, сделанный Р. У. Томсоном, появился в 1978 г.