Сиддхартха Гаутама Будда: биография | Ashaindia


Содержание:

  1. Биография Будды
  2. Отстранение и новый образ жизни
  3. Просветление Сиддхартхи
  4. Формирование Сангхи
  5. Распространение Учения
  6. Смерть Будды
  7. Сколько Будд жило на Земле?


Сиддхартха Гаутама (Будда) являлся духовным учителем в Индии VI-V вв. до н.э. Он вел аскетичную жизнь и считался просветленным существом. Сиддхартха Гаутама стал основателем современного буддизма. Он вел всех желающих через избавление от невежества, прохождение целебных мучений и перерождение духа к нирване – спокойствию ума.


Биография Будды


Жизнь Будды Сиддхартхи описана в священных индийских текстах – «Лалитавистарда Сутра», «Буддачарита». Исторические данные из «Ниданаката», «Махавасту» также говорят о деяниях, которые совершил Будда. Биография Гаутамы (Готамы) берет свои истоки от II-I в. до н.э., то есть через 3-4 столетия после его смерти. Поэтому есть вероятность искажения фактов в жизнеописании Будды, так как оно было создано на основе рассказов его последователей.


В биографии однозначно только его религиозное имя – Будда, обозначающее «просветленный». В священных книгах нет информации о хронологии, поэтому точные даты событий из жизни Гаутамы неизвестны. Предпочтение в биографических писаниях отдается философским аспектам.


Считают, что Сиддхартхи появился на свет в майское полнолуние. По легенде Гаутама Будда родился в столице Лумбини (юг современного Непала). Жизнеописание Сиддхартхи говорит, что его отец Шуддходана принадлежал к роду Шакья. Он был местным правителем.


Супруга царя Маха Майя видела во сне белого слона с 6 бивнями. Он вошел в ее тело со стороны правого бока. Согласно другим источникам, во сне царице привиделся благословивший ее слоненок. По легенде перед этим был зачат Будда.


Через 9 месяцев мать Сиддхартхи Гаутамы по традиции отправилась к своим родителям. Она была на пути к их дому, когда начались схватки. Маха Майя родила в роще Лумбини под деревом ашока, склонившем к ней свою ветвь для опоры. Женщине помогали ее служанки. Легенды говорят, что сразу после родов прошел очищающий дождь, омывший дитя и мать. Большинство источников сообщает, что Маха Майя вскоре скончалась.


Новорожденный сразу встал на ноги и сообщил, что он в этом мире старший и пришел для спасения людей от мучений. Младенец также сказал, что это тело – его последнее перерождение, и других воплощений для него больше не будет. Ребенок сразу начал ходить, а под каждым его шагом расцветал лотос.


По традиции на 5-й день после появления на свет принца Гаутамы в его родном дворце собрались мудрецы, чтобы сделать предсказания. Новорожденному прочили великое будущее, поэтому мальчика назвали Сиддхартхой (на санксрите «сиддха» значит «достигать», а «артха» – «смысл»). Позже имя Будды стали дополнять эпитетами, описывающими качества его характера:


  • Виджья-чарана-сампано – Обладающий великим знанием и совершенным нравом;


  • Локавиду – Знаток многих миров;


  • Саттхадева-Мануссанам – Проповедник для людей и божеств;


  • Арахам – Почитаемый, Достойный;


  • Джина – Освобожденный, Свободный;


  • Саммасамбуддхо – Полностью просветленный.


Провидец Асита нашел у младенца более 30 признаков выдающегося человека. Он предположил, что ребенок станет величайшим правителем или святым. Один из предсказателей сообщил, что царевич откажется от власти после лицезрения старости, болезни, смерти и аскезы. 


Отец старался оградить сына от негативного влияния внешней жизни, чтобы сделать из Сиддхартхи великого царя. Гаутама (будущий Будда) жил только в пределах трех дворцов. По велению отца его не выпускали за пределы дома, поэтому в юности он не смог познать прелестей и недостатков жизни простых людей. 


Мальчика воспитывала тетя по материнской линии – Маха Паджапати. Сиддхартха был очень любознательным и вдумчивым, поэтому получил отличное образование. Он умел задавать вопросы, которые ставили в тупик даже опытных учителей. В 16 лет Гаутама женился на принцессе Яшодхаре, которая через несколько лет родила ему сына. 


Стены не остановили любознательность и стремление к получению новых знаний Сиддхартхи. В 29 лет он наконец смог выбраться за пределы привычного дома. Готама увидел на улицах больных людей, нищих стариков, похоронную процессию, а затем – безмятежного отшельника. Сиддхартха понял, что старость, страдания и смерть являются неизбежными этапами жизни. Но Будда также осознал возможность достижения спокойствия и безмятежности, как у встреченного отшельника.


Гаутама пришел к выводу, что богатство и власть не защищают человека от внешнего воздействия. Царевич понял, что для спасения души подходит только путь самосознания. Он является единственной возможностью узнать о природе мучений и достичь состояния спокойствия, свободы от страданий.


Сиддхартха говорил, что невежды часто отворачиваются от пожилых, больных и нищих людей, не думая о том, что сами могут постареть, обеднеть и занедужить. Гаутама решил, что не хочет быть подобным тем, кто с отвращением смотрит на других. После этого он не мог наслаждаться молодостью, богатством, а желал только следовать пути просветления.


Отстранение и новый образ жизни


После побега из дворца Гаутама осознал свой новый смысл жизни. В 29 лет Сиддхартха оставил семью, бросил свое богатство и отправился в путь, чтобы отыскать способ избавления от мирских мучений. Гаутама покинул дворец со своим слугой Чанной, который помог ему сбежать незамеченным. 


Легенда говорит, что даже звук лошадиных копыт Сиддхартхи и его сопровождающего был приглушен богами, чтобы сделать уезд тайным. После побега из дворца Гаутама встретил нищего и попросил его обменяться одеждой. После этого царевич отпустил Чанну и пошел в дальнейший путь самостоятельно.


Гаутама начал дорогу к пробуждению в Раджагахе – регионе княжества Магадха. Не имея ничего из своего богатства, принц стал придерживаться аскезы, прося милостыню, как обычный нищий. Узнав о путешествии Шакьямуни, Бимбисара – правитель Мадагхи – предложил царевичу Гаутаме место на троне. Сиддхартха не принял власть и пообещал посетить владыку по достижении просветления.


После уезда из Раджагахи Гаутама нашел двух отшельников, ставших для него наставниками по медитации и йоге. Царевич быстро освоил учение святого мудреца древности Алара Калама. Через некоторое время Гаутама покинул его в поисках новых знаний.


Затем Сиддхартха стал обучаться у мудреца Уддаки Рамапутты, который преподавал другой вид медитации. После освоения всех необходимых знаний и достижения высокой степени сосредоточенности Гаутама покинул и его. Царевич хотел овладеть всеми известными навыками и духовными практиками.


Несколько лет Сиддхартха вел аскетичный образ жизни и скитался по Индии. Он чуть не погиб от использования некоторых техник по умерщвлению плоти. Благодаря этому опыту Гаутама пришел к выводу, что строгий аскетизм не приведет к желаемому результату. Изможденное тело не сможет поддерживать ясное и чистое сознание, необходимое для просветления.

Просветление Сиддхартхи


После отказа от строгой аскезы четверо спутников Сиддхартхи оставили его. Они решили, что наставник бросил свой путь и отказался от просветления. Гаутама снова отправился в странствие в одиночестве и вскоре оказался около города Гая (Мадагха). 


Здесь Сиддхартхе встретилась простая деревенская женщина, принявшая его за древесного духа. Увидев изнуренность Гаутамы, она предложила ему молоко и пищу. Сиддхартха согласился перекусить, а затем уселся под кроной дерева Бодхи и дал клятву медитировать, не вставая, пока не отыщет истину.


В процессе самосознания Гаутаме старался помешать демон Мара, но царевич был сосредоточен и не поддавался его искушениям. Затем злой дух отправил к нему своих приспешников, которые напустили стихийные бедствия на царевича. После этого Мара отправил к Сиддхартхе своих дочерей, чтобы они соблазнили мужчину. Но Гаутама не поддавался ни одному искушению.


Демон не мог вынести непоколебимости Сиддхартхи и явился к нему снова. Он спросил, чем мужчина сможет доказать свою праведность. В ответ на это царевич отпустил ладонь на землю и объявил: «Свидетельствую!». После этого Мара перестал одолевать принца, поверив в его праведность.


Через 49 дней обета в полнолуние мая Гаутама достиг просветления. Согласно легендам, это случилось в возрасте 35 лет Сиддхартхи. После этого его стали называть разными именами, одно из которых Шакьямуни, что с санскрита переводится как «Мудрец из рода Шакья». Сиддхартха пришел к выводу, что человеческие мучения рождаются в невежестве, поэтому любой может прийти к пробуждению. Эти знания позже были объединены в:


  • «Сутру колеса Дхармы»;


  • «Благородный Восьмеричный Путь»;


  • «Четыре Благородные Истины».


Эти тексты Будды стали основой новой религии – буддизма. Она вела своих приверженцев к пробуждению духа. Согласно религиозным канонам, наивысшая точка просветления доступна каждому человеку. Такое состояние на языке пали называют ниббаной, а в санскрите – нирваной. 


После достижения Сиддхартхой пробуждения его стали именовать Буддой. Еще несколько дней (по легендам – 49 суток) Гаутама находился в медитативном состоянии, размышляя, стоит ли дарить миру новые истины. 


Сомнения были основаны на знаниях об алчности, злости, лживой натуре многих людей, которую Сиддхартха успел увидеть во время своих странствий. Из-за собственных пороков человек может не заметить глубину и тонкость истины.


Согласно легендам, Сиддхартху посетил бог Сахампати, чтобы вступиться за людей и объяснить, что в мире есть те, кто сможет понять всю важность Дхармы (истины). После этого Гаутама решил обучать любого желающего пути к достижению просветления.


Формирование Сангхи


Первыми последователями Сиддхартхи были Бхаллика и Тапусса – два купца, встреченные им по пути из Мадагхи. Гаутама дал им несколько своих волосинок с головы. Согласно легенде, эти частички тела настоящего святого до сих пор хранятся в Шведагоне – храме Мьянмы.


После этого Сиддхартха отправился в Варанаси, где планировал поделиться с бывшими наставниками своими достижениями. В пути боги явились к нему и сказали, что Рамапутта и Калама уже скончались.


После божественного откровения Гаутама решил отправиться в Сарнатх. Там он проповедовал о «Первом повороте колеса Дхармы» бывшим соратникам по аскетичному образу жизни. В этом учении он описал знания и истины, давшие толчок Колесу Дхармы и возникновению первой сангхи – общины буддистов. Пятеро первых ее участников скоро стали архатами (достигшими полного просветления).


Позже к общине присоединились трое братьев Кассапа со своими последователями (около 1 тыс. человек). Также в сангху вскоре вступил монах Яса с 54 сопровождающими.

Распространение Учения


Согласно легендам, после просветления и проповеди Гаутама Будда отправился в путь по долине р. Ганг вместе со своими последователями. Он стал создателем нового пути просветления и преподавателем этого учения всем желающим людям, несмотря на их происхождение и прошлое.


Буддийская община Сиддхартхи совершала путешествия с целью просвещения 8 месяцев в году. Остальное время она проводила в монастырях из-за погодных условий. Жители соседних местностей часто приходили на их проповеди.


После формирования сангхи впервые преодоление вассаны (привычных склонностей, негативных черт характера, низменных желаний) провели в Варанаси. Затем буддийская община отправилась в Раджагриху, чтобы выполнить обещание Гаутамы о визите в царство Бимбисары после достижения пробуждения.


Во время посещения Магадхи было проведено посвящение двух важных последователей учения Будды – Шарипутры и Моггалланы. Они активно проповедовали учение Сиддхартхи. Следующие 3 вассаны прошли в Бамбуковой Роще, где за счет Бимбисары содержался монастырь.


Вскоре слухи о пробуждении Сиддхартхи дошли до его отца – Шуддходана. Узнав о просветлении потерянного родного сына, царь отправил к Будде делегацию, чтобы вернуть принца домой. Послы Шуддходана, приехавшие к Гаутаме, прислушались к проповедям и стали частью сангхи. 


Еще 8 делегаций также присоединились к буддийской общине, а десятая смогла повлиять на Сиддхартху. Во главе послов стоял друг детства Гаутамы – Калодайин, который и убедил царевича вернуться домой в Капилавасту. Но Будда отправился к своему отцу пешком и по пути своей двухмесячной дороги рассказывал всем страждущим о новом учении Дхармы.


Пятая вассана произошла во время проживания Гаутамы в районе Вайшали. Тогда же Сиддхартха узнал о скорой смерти своего отца и пошел к нему, чтобы передать учение Дхармы. Перед самой кончиной Шуддходана достиг освобождения и вышел из колеса перерождений, став архатом. 


Мачеха Гаутамы тоже хотела познать Дхарму и вступить в общину. Будда не принял ее в сангху и отправился в Раджагриху. Приемная мать Сиддхартхи не смогла смириться с отказом и собрала группу женщин благородного происхождения, также стремившихся стать частью общины. Убедившись в серьезности намерений, Будда согласился на их принятие в сангху с условием соблюдения определенных правил (винаи).


Смерть Будды


Противостоящие религиозные объединения много раз покушались на жизнь и здоровье Гаутамы. Но Будда не переставал верить, что любой человек может ступить на путь просветления. Сиддхартха не причислял свою персону к святым или божествам. Он называл себя обычным человеком, которому повезло познать высшую истину.


Согласно священным писаниям о Гаутаме, Сиддхартха Шакьямуни умер 80 лет в г. Кушинагар, предупредив об этом своих последователей. Он передал им сообщение, что его дух скоро перейдет на новый этап пути, знаменующий конечную фазу достижения бессмертия. Гаутама объявил, что покинет свое тело, после чего совершил свою последнюю трапезу и вскоре скончался.


Сутры из Махаяны утверждают, что Будда был здоров и молод, но выглядел гораздо старше и болезненнее. Последователи Сиддхартхи считают, что он принял более понятный простым людям облик для ухода из земной жизни. Если верить легендам, то Будда Шакьямуни хотел показать, какой результат приносят рожденным в колесе сансары плохие поступки, оскорбления и обиды. Так он поощрял и стимулировал желание своих последователей стремиться к нирване.


История Будды говорит, что перед оставлением земного тела Сиддхартха обратился к ученикам с вопросом об их сомнениях. Последователи не выказали никаких возражений учению Будды, поэтому Гаутама ступил на новый путь. Он ушел в паринирвану – конец земной жизни, перед этим дав последнее наставление. Сиддхартха сказал, что составные вещи временны, и нужно стараться освободить себя от них с особым тщанием.


Также перед уходом в паринирвану Шакьямуни наставил своих последователей идти за Дхармой, а не за авторитетами. После смерти Сиддхартха был кремирован, а его останки разделили на 8 частей, которые разместили в фундаментах специально возведенных памятников. 


При жизни Шакьямуни запрещал создание символики в свою честь, но после превращения буддизма в полноценную религию построение храмов и установка скульптур под названием «Будда Гаутама» стало нормальным явлением. Одна из известнейших статуй находится на острове Лантау в Гонконге. Ее отлили из бронзы и назвали «Большой Будда». Статуя весит около 250 т и достигает 34 м в высоту.

Сколько Будд жило на Земле?


Согласно легендам, путь Сиддхартхи к пробуждению начался за несколько тысяч лет до его появления на Земле. Это мнение основано на учении о колесе сансары, включающее в себя круг духовных перерождений. Они ограничены кармическим законом, согласно которому все действия человека способны определить его дальнейшую судьбу. От поведения конкретного существа зависит, что его ждет впереди – мучения или счастье.


Часть палийского священного канона Буддавамсе говорит о деяниях Гаутамы и 27 его предшественников. Также она повествует о 29-м воплощении по имени Меттейя, которому только предстоит появиться на Земле. Предшественниками Дипанкары, предсказавшего будущее состояние просветления, стали трое первых Будд:


  • Танханкара – родился в Поппхавади;


  • Медханкара – появился на свет в Ягхаре;


  • Сарананкара – место рождения Випула.


История Будды начинается со встречи Дипанкары с мудрым брахманом Сумедхи. Он был восхищен безмятежностью собеседника и дал себе обещание найти способ достичь такого же спокойствия. Вскоре Сумедхи получил новое имя – Боддхисаттва, означающее «Находящийся на пути к совершенному знанию».


Мудрец открыл истину о том, что нужно много раз воплотиться на Земле в разных обличьях, чтобы донести до людей истину о просветлении. После смерти Боддхисаттвы его тяга к пробуждению и сила никуда не пропали. Они остались с духом Сумедхи и позволили ему многократно перерождаться на Земле. Каждое новое воплощение продолжало дело мудреца и увеличивало его знания. 


Жившие после Дипанкары Будды (по данным википедии)


























Имя


Место рождения


Воплощение


Конданнья


Махаянгана


Виджитави – правитель в Маджхиммадеше


Мангала


Балангода


Суручи


Сумана


Дамбаденайя


Атуло – правитель нагов (змееподобные люди)


Ревата


Монарагала


Путешествующий монах (шраман)


Собхита


Аджанта


Суджата – аскет в Раммавати


Аномадасси


Нагпур


Царь духов природы якша


Падума


Хайдарабад


Лев


Нарада


Веллор


Тапасо (Гималаи)


Падумуттара


Тирупати


Аскет Джатило


Сумедха


Агра


Житель Уттаро


Суджата


Инда


Правитель (Чакраварти)


Пиядасси


Мандалай


Монах Кассапа


Аттхадасси


Таксила


Странствующий аскет Сусино


Дхаммадаси


Патна


Индра (лидер дэвов)


Сиддхартха


Нагаленд


Монах Мангал


Тисса


Читтагонгский горный район


Царь Суджата


Пусса


Варанаси


Виджитави


Випасси


Гондар


Правитель Атула


Сикхи


Арунавати


Ариндамо


Вессабху


Анупаманагара


Садассана


Какусандха


Кхемаватинагара


Правитель Кхема


Конагамана


Собхаватинагара


Царь Паббата (Митхила)


Кассапа


Варанаси


Монах Джотипала


Следующим Просветленным после Кассапы стал Гаутама. Есть легенда, что благодаря одной из своих инкарнаций в форме дэва Шакьямуни получил право выбрать свое последнее воплощение. Согласно писаниям, он решил возродиться в семье рода Шакья. Дело в том, что дух хотел нести знания, но понимал, что к людям с благородным происхождением больше прислушиваются.


Известно, что каждый новый Будда встречал своего предшественника. Тот предсказывал будущему святому пробуждение в одной из следующих жизней. Существует краткое упоминание о том, что каждый Будда, как и Сиддхартха, совершил по 12 важных деяний в своей жизни. 


Общее количество Будд в палийском каноне – 29 воплощений. Они включают будущего святого Метейю (Майтрею – в переводе с санскрита «Любящий»), который спустится с небес в конце нынешней кальпы. Буддисты Азии считают его спасителем от невежества в будущем, когда настоящие каноны будут забыты.


Жизнеописание Будды рассказывает о чудесах, происходивших вокруг него. Много тематической литературы предлагается на сайте «Ашанти». В индуизме считают, что Шакьямуни стал девятым воплощением бога Вишну на Земле. Сейчас остались только писания, гиперболизирующие образ Сиддхартхи. Поэтому все знания об основоположнике буддизма подтверждаются только верой.

Видео: Философия — Будда

Будда Биография, Будда биография читать, Будда биография читать онлайн

Биография

Будда Шакьямуни родился 563 до н. э. Дата смерти 483 до н. э. Дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья). Духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали) / Сиддхартха Гаутама (санскрит) («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся») и даже Верховным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татхагата («тот, кто так пришёл»), Бхагаван («Бог»), Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Гаутама как легендарная личность
Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — «Трипитаки». Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Калмыкия.

Биография Будды
Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно. Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов («Жизнь Будды» Ашвагхоши, «Лалитавистара»).

Однако следует учитывать, что первые тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды.

Кроме того, труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило.

Предшествующие жизни
Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей». Начался он со встречи богатого и учёного брахмана Сумедхи с буддой Дипанкарой. Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой».

После смерти Сумедхи сила его стремления к Просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди богов, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям.

Зачатие и рождение
огласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был раджа Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама — его готра, аналог современной фамилии.

Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по ряду разных источников, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии.

Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями.

По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока. Младенец тут же встал на ноги и провозгласил себя существом, превосходящим людей и богов.

В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый «дворцом».

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние, широко празднуется в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопы фундамента и фрагменты стен.

Большинство источников утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов.

Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым (Буддой).

Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха, что означает «тот, кто добился своей цели». Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи.

Ранняя жизнь и брак
Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Паджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика было специально построено три дворца. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни.

Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Отстранение и аскетический образ жизни
Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами», чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменявшись одеждами с первым встречным нищим, и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя.

Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию. Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны.

Пробуждение (просветление)
Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.

Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджату, которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет, пока не найдет Истины.

Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим — и Мара отступил.

После 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве — а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».

Будда несколько дней ещё пребывал в состоянии самадхи, решая, обучать ли Дхарме других людей. Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

Формирование Сангхи
Первыми учениками Будды стали встреченные им двое торговцев — Тапусса и Бхаллика. Будда дал им пару волос со своей головы, которые, по преданию, хранятся в пагоде Шведагон.

После этого Будда направился в Варанаси, намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.

Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи, что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда, Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами.

Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

Распространение Учения
Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты — от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре, парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

Царь Бимбисара, ставший сторонником буддизма после встречи с Буддой, подарил сангхе монастырь неподалёку от своей столицы Раджагриха. А богатый купец Анатхапиндада подарил рощу близ города Шравасти.

Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) — они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провёл в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.

Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для вассаны было ещё рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.

В пятой вассане Будда жил в Махавана вблизи Весали (Вайшали). Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходане и проповедовал ему Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью. После смерти отца его приёмная мать Маха Паджапати просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказался и решил вернуться в Раджагаху. Маха Паджапати не приняла отказа и возглавила группу благородных женщин родов Шакья и Колия, которая последовала за Сангхой. В итоге, Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Винаи для соблюдения.

Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.

Смерть/Махапаринирвана
Согласно палийской Махапариниббана-сутте в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличье, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке — место, где хранится зуб Будды.

Также Будда дал наставление своим ученикам — следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой. Однако в Первый Буддийский Совет, Махакашьяпа был провозглашен главой Сангхи вместе с двумя главными учениками Будды — Махамоггаллана и Сарипутта, которые умерли незадолго до Будды.

Жизнь Будды в традиции Ваджраяны
В Синей Летописи сказано, что во время появления на земле Будды Кашьяпы, будущий Шакьямуни — Бодхисаттва «Благословенный» решил реализоваться. Он стал брахмачарином и переродился в Дэвалоке Тушита. Благословенный выждал время и сказал: «Я войду в чрево Махамайи в стране Джамбудвипа и достигну Нирваны. Те из вас, кто хочет достичь Нирваны, должны переродиться в той стране» Боги умоляли его остаться и говорили, что в той стране не нужно перерождаться, так как там много еретиков.
Но Благословенный вошёл в чрево Махамайи в 15-й день месяца уттра-пхалгуни (февраль-март). Он родился в роще Лумбини при восходе звезды Тишья. Это случилось в год Древа-тигра (1027 год до н. э.). Он стал Буддой в полнолуние месяца вайшакха года Огня-Свиньи (994 год до н. э.). Тогда случилось лунное затмение — Рахула проглотил Луну. Через 7 недель Брахма попросил Будду начать проповедь. Проповедь достигла отшельников: Каундинья, Ашваджит, Вашпа, Маханаман, Бхадрика. Они достигли архатства.

В «Самскрита-самскрита-винишчая-нама» сказано:

«Наш Учитель Шакьямуни прожил 80 лет. 29 лет он провёл в своём дворце. Шесть лет он подвизался аскетом. Достигнув Просветления, первое лето он провёл в месте поворота Колеса Закона (Дхармачакраправартан). Второе лето он провёл в Велуване. Четвёртое — также в Велуване. Пятое — в Вайшали. Шестое — в Голе (то есть в Голангулапаривартане) в Чжугма Гьюрвэ, что возле Раджагрихи. Седьмое — в Обители 33-х богов, на площадке из камня Армониг. Восьмое лето провёл в Шишумарагири. Девятое — в Каушамби. Десятое — в месте, называемом Капиджит (Тэутул) в лесу Парилейякавана. Одиннадцатое — в Раджагрихе (Гьялпё-каб). Двенадцатое — в селении Вераньджа. Тринадцатое — в Чайтьягири (Чотэн-ри). Четырнадцатое — в храме раджи Джетаваны. Пятнадцатое — в Ньяг-родхараме в Капилавасту. Шестнадцатое — в Атаваке. Семнадцатое — в Раджагрихе. Восемнадцатое — в пещере Джвалини (возле Гаи). Девятнадцатое — в Джвалини (Барвэ-пуг). Двадцатое — в Раджагрихе. Четыре летних пребывания было в араме Мригаматри к востоку от Шравасти. Затем двадцать первое летнее пребывание — в Шравасти. Будда ушёл в нирвану в роще Шала, в Кушинагаре, в стране Малла»

Достоверность хронологических данных
Ранняя западная наука принимала биографию Будды, представленную в буддийских писаниях, в качестве реальной истории, однако в настоящее время «учёные неохотно соглашаются давать неподтвержденные сведения об исторических фактах, связанных с жизнью Будды и его Учением».

Ключевым ориентиром для датировки жизни Будды является начало царствования буддийского императора Ашоки. На основании эдиктов Ашоки и дат царствования эллинистических царей, к которым он направлял послов, учёные датируют начало правления Ашоки 268 г. до н. э. Палийские источники говорят, что Будда умер за 218 лет до этого события. Поскольку все источники согласны с тем, что Гаутаме было восемьдесят лет, когда он умер , то мы получаем такие даты: 566—486 до н. э. Это так называемая «длинная хронология». Альтернативная «короткая хронология» основана на санскритских источниках североиндийского буддизма сохранившихся в Восточной Азии. В соответствии с этой версией Будда умер за 100 лет до инаугурации Ашоки, что даёт такие даты: 448—368 гг. до н. э. При этом в некоторых восточноазиатских традициях датой смерти Будды называется 949 или 878 г. до н. э., а в Тибете — 881 г. до н. э. В прошлом, среди западных учёных общепринятыми датами были 486 или 483 г. до н. э., но сейчас считается, что основания для этого слишком зыбкие.

Радиоуглеродный анализ показывает, что некоторые населённые пункты, которые Будда посещал согласно Палийскому канону, не были заселены до 500 г. до н. э.(±100 лет), что заставляет сомневаться в такой ранней дате, как 486 г. до н. э.

Родственники Сиддхартхи Гаутамы

Отцом Сиддхартхи был Шуддходана (санскрит; пали — Суддходана). Согласно Махавасту, у него было три брата: Дхаутодана (санскрит; пали — Дхотодана), Шуклодана и Амритодана (санскрит; пали — Амитодана), и сестра Амритика (санскрит; пали — Амита). Тхеравадинская традиция говорит о четырёх братьях с именами Дхотодана, Амитодана, Саккодана и Суклодана, и добавляет кроме Амиты ещё одну сестру по имени Памита.

Матерью будущего Будды была [Маха-]Майя. В Махавасту называются имена её сестёр — Маха-Праджапати, Махамайя, Атимайя, Анантамайя, Чулия и Колисова. Родная мать Сиддхартхи умерла через семь дней после его рождения и заботу о ребёнке взяла на себя её сестра Маха-Праджапати (санскрит; пали — Маха-Паджапати), которая также была замужем за Шуддходаной.

У Будды не было родных братьев или сестёр, но был сводный брат [Сундара-]Нанда, сын Маха-Праджапати и Шуддходаны. Тхеравадинская традиция говорит, что у Будды была также сводная сестра Сундара-Нанда. Брат и сестра позже вошли в Сангху и достигли архатства.

Известны следующие двоюродные братья Будды: Ананда, которого в тхеравадинской традиции считали сыном Амитодана, а в Махавасту называют сыном Шуклодана и Мриги; Девадатта, сын дяди по материнской линии Суппабуддхи и тети по отцовской линии Амиты.

Личность жены Гаутамы остаётся неясной. В традиции Тхеравады мать Рахулы (см. ниже) именуется Бхаддакаччей, но Махавамса и комментарии к Ангуттара Никае называют её Бхаддакаччана и видят в ней двоюродную сестру Будды и сестру Девадатты. Махавасту (Mahāvastu 2.69), однако, называет жену Будды Яшодхара и подразумевает, что она не была сестрой Девадатты, так как Девадатта сватался к ней. Буддхавамса также использует это имя, но в палийском варианте — Ясодхара. Это же имя чаще всего встречается в североиндийских санскритских текстах (также в китайских и тибетских их переводах). Лалитавистара (Lalitavistara) говорит, что женой Будды была Гопа, мать дяди по матери Дандапани. Некоторые тексты утверждают, что у Гаутамы было три жены: Яшодхара, Гопика и Мригая.

У Сиддхартхи был единственный сын — Рахула, который, повзрослев, вступил в Сангху. Со временем он достиг архатства.

Прогнозируемые изменения в мировом буддийском населении

Ожидается, что число буддистов во всем мире увеличится в период с 2010 по 2030 год с 488 миллионов до примерно 511 миллионов. Однако прогнозируется, что после 2030 года мировое буддийское население уменьшится, упав до 486 миллионов к 2050 году, примерно на том же уровне, что и в 2010 году. В результате, согласно прогнозам, доля населения мира, исповедующего буддизм, сократится примерно с 7% в 2010 г. до 5% в 2050 г.

Прогнозируемое сокращение доли населения мира, исповедующего буддизм, является результатом старения буддийского населения и низкого уровня рождаемости по сравнению с другими религиозными группами.

Ожидается, что ежегодный прирост населения мира будет постепенно снижаться в ближайшие десятилетия, снизившись с 1,1% в 2010-2015 гг. до 0,4% в период с 2045 по 2050 гг. Также ожидается снижение годового прироста населения буддистов. Темпы роста буддизма составляют 0,5% в 2010-2015 гг. Прогнозируется, что после 2030 года темпы роста мирового буддийского населения войдут в отрицательную зону и закончатся отрицательный темпы роста в 2045-2050 гг. минус 0,4%. Это представляет собой прогнозируемое сокращение буддийского населения после 2030 года.

Региональные изменения

Ожидается, что буддисты по-прежнему будут в значительной степени сконцентрированы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где в 2010 году проживало 99% буддистов, и такая же высокая доля (98%). прогнозируется, что они будут проживать в 2050 году. Ожидается, что доля буддийского населения мира, проживающего в Северной Америке, вырастет примерно с 0,8% в 2010 году до 1,2% в 2050 году. увеличивается их доля в мировом буддийском населении.

Хотя Азиатско-Тихоокеанский регион останется домом для подавляющего большинства буддистов в ближайшие десятилетия, буддийское население в регионе, по прогнозам, сократится как в абсолютном выражении, так и в виде доли от общей численности населения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. . В 2010 году буддисты составляли около 12% населения региона. К 2050 году буддисты, по прогнозам, будут составлять около 10% жителей региона. Ожидается, что за тот же период число буддистов в регионе сократится с 481 миллиона до примерно 476 миллионов.

Прогнозируется, что во всех остальных регионах численность буддийского населения увеличится в абсолютном выражении. В Северной Америке, например, прогнозируется, что буддийское население вырастет более чем на 2 миллиона человек, с 3,9 миллиона в 2010 году (или 1,1% населения Северной Америки) до почти 6,1 миллиона в 2050 году (1,4% населения Северной Америки). В то же время ожидается, что буддийское население в Европе и регионе Ближнего Востока и Северной Африки примерно удвоится. Ожидается, что к 2050 году буддийское население Европы составит 2,5 миллиона человек (или 0,4% от общей численности населения Европы), а количество буддистов на Ближнем Востоке и в Северной Африке, по прогнозам, составит 1,2 миллиона (0,2% населения региона). Ожидается, что буддийское население в Латинской Америке и Карибском бассейне, а также в странах Африки к югу от Сахары останется относительно небольшим.

Прогнозируется, что в период с 2010 по 2050 год самый быстрый рост буддийского населения в процентном выражении произойдет на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Ожидается, что в основном за счет иммиграции буддийское население региона увеличится более чем вдвое (рост на 137%), в то время как общее население региона, как ожидается, увеличится на 73%. Второй по темпам роста среди буддистов ожидается в Европе (85%), где, напротив, общая численность населения, как ожидается, сократится в период с 2010 по 2050 год. По прогнозам, численность буддийского населения будет расти более высокими темпами, чем общая численность населения в Европе. Северная Америка (58% против 26%).

Ожидается, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе число буддистов немного уменьшится в период с 2010 по 2050 год, а общее население региона вырастет на 22%.

Изменение в странах с наибольшим населением буддистов

Ожидается, что в большинстве стран с наибольшим числом буддистов по состоянию на 2010 г. общее население сократится как доля населения мира. В совокупности в этих странах проживало 44% населения мира в 2010 году. Ожидается, что к 2050 году их доля в мировом населении снизится до 37%. Ожидается, что население Китая уменьшится с почти 20 % населения мира в 2010 г. до 14 % в 2050 г.

Ожидается, что доля населения Китая, исповедующего буддизм, останется на уровне около 18% в период с 2010 по 2050 год. быть старше и иметь меньше детей, чем небуддисты. 46 В Японии, например, прогнозируется, что доля буддистов в населении сократится более чем на 10 процентных пунктов, с 36% в 2010 г. до 25% в 2050 г.

С большим отрывом в 2010 г. в Китае с населением 244 миллиона буддистов проживало больше всего буддистов. пять китайцев (18%) были буддистами.

10 стран с наибольшим количеством буддистов в 2010 г., в которых в общей сложности проживает 94% буддистов мира, находились в Азии, включая Таиланд (64 миллиона), Японию (46 миллионов), Бирму (38 миллионов) и Шри-Ланку ( 14 миллионов).

Как и в 2010 году, подавляющее большинство буддистов в 2050 году будет находиться в 10 странах с наибольшим буддийским населением (93%). Ожидается, что Китай и Таиланд останутся на первом месте в списке. Согласно прогнозам, к 2050 году Бирма (Мьянма) станет третьим по величине буддийским населением (45 миллионов), обогнав Японию (27 миллионов). Ожидается, что отчасти из-за прогнозируемой иммиграции Соединенные Штаты перейдут с 13-го места по численности буддийского населения в 2010 году на 10-е место в 2050 году, когда, по прогнозам, в них будет проживать 5,5 миллиона буддистов.

 

Демографические характеристики буддистов, которые определят их будущее

Рождаемость

При общем коэффициенте рождаемости (СКР) 1,6 ребенка на женщину буддисты имеют значительно более низкий уровень рождаемости, чем население мира в целом в период 2010-2015 гг. Действительно, СКР для буддистов ниже уровня воспроизводства в 2,1 ребенка на женщину (количество считается необходимым для поддержания стабильного населения при прочих равных условиях).

В Азиатско-Тихоокеанском регионе, где проживает большинство буддистов, СКР для буддистов составляет 1,6 по сравнению с 2,1 по региону в целом.

В странах с самой высокой буддийской рождаемостью в период 2010-2015 гг. (Камбоджа, Монголия и Перу) показатели рождаемости лишь немного ниже (2,4 ребенка на женщину), чем в среднем по миру (2,5). Однако рождаемость буддистов очень низкая в таких странах, как Южная Корея (1,4), Великобритания (1,4), Япония (1,3) и Бразилия (1,1).

Ожидается, что к 2050 году уровень рождаемости среди буддистов в некоторых странах повысится, но он не достигнет мирового уровня воспроизводства.

Возрастная структура

Во всем мире буддисты были старше (средний возраст 34 года), чем население в целом (средний возраст 28 лет) по состоянию на 2010 год, и более половины буддистов были в возрасте 30 лет и старше. (Подробнее о роли возрастной структуры в этих прогнозах см. главу 1.)

В Азиатско-Тихоокеанском регионе средний возраст буддистов в 2010 г. (34 года) был на пять лет старше среднего возраста населения в целом (29 лет). . Напротив, буддисты в Северной Америке (средний возраст 30 лет) значительно моложе, чем население Северной Америки в целом (37 лет) по состоянию на 2010 год. Это в значительной степени связано с большим количеством молодых буддийских иммигрантов и их детей, проживающих в Северной Америке.

Смена религии

Смена религии не моделировалась в Китае, где в 2010 году проживало около половины всех буддистов мира, потому что не было надежных данных о моделях смены религии в Китае. (См. эту врезку для более подробной информации.)

Северная Америка — единственный регион, где имелось достаточно данных, чтобы спрогнозировать темпы перехода к буддизму и выхода из него. В этом регионе буддийское население испытывает чистую потерю членов, если принять во внимание смену религии. Следовательно, прогнозируемое количество буддистов в Северной Америке в 2050 году (6,1 миллиона) немного ниже, чем оно было бы, если бы в прогнозах не учитывалось изменение религии (6,7 миллиона).

Ограниченные данные о смене религии среди буддистов были учтены в основном прогнозируемом сценарии для этого отчета. В альтернативном сценарии ни в одной стране не было смоделировано ни одного религиозного перехода. Сравнение двух сценариев показывает, что на глобальном уровне смена религии мало что меняет в прогнозах роста числа буддистов.

Миграция

Ожидается, что около полумиллиона буддистов переедут из одного региона в другой в период с 2010 по 2015 год. Ожидается, что большинство из них прибудет из Азиатско-Тихоокеанского региона, где проживает подавляющее большинство буддистов. Основными направлениями этих мигрантов являются регион Ближнего Востока и Северной Африки (160 000 мигрантов), Северная Америка (150 000) и Европа (110 000). Прогнозируется, что небольшое количество буддистов (60 000) переедет в Азиатско-Тихоокеанский регион с Ближнего Востока и Северной Африки; многие из них возвращаются после работы в богатых нефтью странах Персидского залива. По прогнозам, эти модели миграции сохранятся в ближайшие десятилетия. (Дополнительную информацию о том, как оценивались миграционные потоки, см. в Методологии.)

Влияние миграции на буддийское население в разных регионах можно увидеть, сравнив результаты основного прогнозного сценария, который включает ожидаемые модели миграции с 2010 по 2050 год, с альтернативным сценарием, который не пытается учитывать миграцию.

Ожидается, что к 2050 году буддисты составят около 1,4% населения Северной Америки. В альтернативном сценарии, не учитывающем миграцию, прогнозируется, что доля буддистов в населении региона будет немного меньше (1,2%). Точно так же, если принять во внимание миграцию, ожидаемая доля населения Европы, исповедующего буддизм, хотя и очень мала, вдвое больше, чем в альтернативном сценарии, не учитывающем миграцию (0,4% против 0,2%).

 

Расти Будда — специалист по садоводству и товарам для дома

Стартовый набор для выращивания бонсай

12,95 фунтов стерлингов

Стартовый набор для выращивания бонсай

12,95 фунтов стерлингов

Избранная коллекция

Купить сейчас

Быстрая покупка

Стартовый набор для выращивания бонсай

12,95 фунтов стерлингов

Стартовый набор для выращивания бонсай

12,95 фунтов стерлингов

Быстрая покупка

Стартовый набор для выращивания собственных трав — 8 видов трав

£12,95

Название по умолчанию

Количество

Количество

Стартовый набор для выращивания собственных трав — 8 разновидностей трав

находится в резерве и будет отправлен, как только он снова появится на складе.

Стартовый набор для выращивания собственных трав — 8 видов трав

£12,95

Быстрая покупка

Стартовый набор для выращивания собственного лотоса

12,95 фунтов стерлингов

Стартовый набор для выращивания собственного лотоса

12,95 фунтов стерлингов

Быстрая покупка

Стартовый набор для выращивания венериной мухоловки

12,95 фунтов стерлингов

Название по умолчанию

Количество

Количество

Вырастите свой собственный стартовый набор Venus Flytrap

находится в резерве и будет отправлен, как только он снова появится на складе.

Стартовый набор для выращивания венериной мухоловки

12,95 фунтов стерлингов

Счастье нельзя купить, но можно вырастить.

Прикоснитесь к своему внутреннему зеленому богу или богине и ощутите
преображающую силу растений.

Быстрая покупка

В продаже

Корм ​​для бонсай — 100 мл удобрения

7,49 £

Обычная цена

9,99 фунтов стерлингов

Корм ​​для бонсай — 100 мл удобрения

7,49 фунтов стерлинговОбычная цена
£9,99

В продаже

Быстрая покупка

В продаже

Пищевое удобрение для комнатных растений – жидкое концентрированное удобрение для здоровых комнатных растений 100 мл

7,49 фунтов стерлингов

Обычная цена

9,99 фунтов стерлингов

Название по умолчанию

Количество

Количество

Удобрение для комнатных растений – жидкое концентрированное удобрение для здоровых комнатных растений 100 мл

находится в резерве и будет отправлен, как только он снова появится на складе.

Пищевое удобрение для комнатных растений – жидкое концентрированное удобрение для здоровых комнатных растений 100 мл

7,49 фунтов стерлингов

Обычная цена
£9,99

В продаже

Быстрая покупка

В продаже

Пищевое удобрение для кактусов и суккулентов – жидкое концентрированное удобрение для кактусов и суккулентов 100 мл

7,49 фунтов стерлингов

Обычная цена

12,99 фунтов стерлингов

Название по умолчанию

Количество

Количество

Удобрение для кактусов и суккулентов — жидкое концентрированное удобрение для кактусов и суккулентов 100мл

находится в резерве и будет отправлен, как только он снова появится на складе.

Пищевое удобрение для кактусов и суккулентов – жидкое концентрированное удобрение для кактусов и суккулентов 100 мл

7,49 фунтов стерлингов

Обычная цена
12,99 фунтов стерлингов

В продаже

Быстрая покупка

В продаже

Пищевое удобрение для орхидей – жидкое концентрированное удобрение для орхидей 100 мл – быстрый рост с сильной корневой системой и длительным цветением – подходит для всех орхидей

7,49 фунтов стерлингов

Обычная цена

9,99 фунтов стерлингов

Название по умолчанию

Количество

Количество

Пищевое удобрение для орхидей – Жидкое концентрированное удобрение для орхидей 100 мл – Быстрый рост с сильной корневой системой и продолжительным цветением – Подходит для всех орхидей

находится в резерве и будет отправлен, как только он снова появится на складе.

Пищевое удобрение для орхидей – Жидкое концентрированное удобрение для орхидей 100 мл – Быстрый рост с сильными корнями и продолжительным цветением – Подходит для всех орхидей

7,49 £

Обычная цена
£9,99

В продаже

Быстрая покупка

В продаже

Удобрение для цитрусовых – жидкое концентрированное удобрение для кактусов и суккулентов 100 мл

7,49 фунтов стерлингов

Обычная цена

12,99 фунтов стерлингов

Название по умолчанию

Количество

Количество

Citrus Food Fertilizer — жидкое концентрированное удобрение для кактусов и суккулентов 100мл

находится в резерве и будет отправлен, как только он снова появится на складе.

Удобрение для цитрусовых – жидкое концентрированное удобрение для кактусов и суккулентов 100 мл

7,49 фунтов стерлингов

Обычная цена
12,99 фунтов стерлингов

В продаже

Быстрая покупка

В продаже

Herb Food Fertilizer – жидкое концентрированное удобрение для травянистых растений 100 мл

7,49 фунтов стерлингов

Обычная цена

9,99 фунтов стерлингов

Название по умолчанию

Количество

Количество

Herb Food Fertilizer – жидкое концентрированное удобрение для травянистых растений 100 мл

находится в резерве и будет отправлен, как только он снова появится на складе.

Herb Food Fertilizer – жидкое концентрированное удобрение для травянистых растений 100 мл

7,49 фунтов стерлингов

Обычная цена
£9,99

В продаже

Быстрая покупка

В продаже

Питание для органических комнатных растений — 60 г

9,99 £

Обычная цена

£14,99

Питание для органических комнатных растений — 60 г

9,99 фунтов стерлингов

Обычная цена
14,99 фунтов стерлингов

В продаже

Смеси для заливки

Составлены экспертами

Растительная пища

Секретная смесь добра

Расти с Расти Буддой

приносит в мир позитив благодаря силе растений.

Сборник

Питательные вещества для растений

Наборы для выращивания

Семена

Почвенные смеси

I. Введение
Почему орхидеи популярны в качестве комнатных растений
Вне всякого сомнения, орхидеи являются одними из самых любимых комнатных растений в…

Читать далее

Что такое суккулент?
Суккуленты — это тип растений с толстыми мясистыми листьями или стеблями, которые отлично подходят для хранения воды. Этот тип плана…

Читать далее

Бонсай «Пламенное дерево» — отличный выбор, если вы хотите добавить еще одно растение в свой сад.