Правда об оборотнях: Мифы и легенды: оборотни в средневековой Швейцарии
Содержание
Мифы и легенды: оборотни в средневековой Швейцарии
Изображение человека, который убил в Женеве шестнадцать детей после того, как стал оборотнем. Zentralbibliothek Zürich
В Швейцарии безумная охота на ведьм началась в западной ее части. И если о процессах над ведьмами информация есть, то о процессах над оборотнями – а на них охотились аж до 18-го века – известно гораздо меньше. Наш материал рассказывает о том, как такие преследования проходили в этой альпийской стране.
Этот контент был опубликован 10 ноября 2019 года — 11:00
Давид Ойгстер (David Eugster)
Западная Швейцария стала одним из тех центров охоты на ведьм в cредневековой Европе, где это явление началось очень рано. После судебных процессов над еретиками, например вальденсами, в регионе уже был накоплен опыт преследования инакомыслящих, который теперь использовался против других «поборников дьявола».
С 1430 года в Вале, в регионе вокруг Лозанны и Женевского озера, а также во Фрибуре и Базеле как женщин, так и мужчин тащили в суд по обвинению в том, что они выступали против христианской церкви при помощи дьявола и колдовства. Но в протоколах, которые в те годы вели инквизиторы, можно разглядеть одну фигуру, которая вызвала у богословов и демонологов удивление и вопросы, — фигуру волка.
Верхом на волке
Сначала волк внезапно упоминается в нескольких процессах как животное, на котором верхом скачут ведьмы. Так, в 1433 году в Базеле была казнена женщина, осужденная из-за доноса ее соседа – в доносе говорилось, что она быстро пронеслась мимо него верхом на волке, пока сам мужчина прятался в кустах.
В то время образы ведьм был еще более расплывчатыми, чем сегодня: они летали еще не на метле, этом символе и атрибуте убирающей женщины, а на стуле, который использовали во время доения коров, смазанном жиром ребенка мужского пола, или на различных диких животных.
Однако ведьма верхом на волке — это было типичной особенностью альпийского региона, о чем свидетельствуют источники, собранные журналистом и специалистом по оборотням Эльмаром Лори (Elmar Lorey), который умер в этом году.
К тем же временам относится обвинение, многократно зафиксированное в регионе Альп, что ведьмы и колдуны не только скачут на волках, но и принимают их вид, чтобы задрать скот соседей или причинить другой вред.
Нынешние карнавальные перевоплощения в кантоне Вале: так называемые Tschäggätä. Dominic Steinmann / Keystone
Часто такие обвинения касались в первую очередь тех, кто недавно приехал в город или деревню, обнищавших, а также тех, кто отстранялся от общества и жил уединенно. За счет борьбы с ними общество огнем и кровью очерчивало свои границы.
Особенно в Вале царили тогда условия, близкие к условиям гражданской войны. Здесь донос, в котором упоминался оборотень, служил поводом для устранения конкурентов. Так, в период с 1428 по 1431 год в Сьоне были казнены почти 200 человек.
Их недоброжелатели обвинили этих людей в том, что они являются частью дьявольской секты, планирующей построить собственное королевство. Одно из обвинений, по сообщениям хрониста Йоханнеса Фрюнда (Johannes Fründ), заключалось в том, что эти женщины и мужчины якобы могли перевоплощаться в диких волков и потом обратно получать человеческий облик – сам «Злой дух» научил их этому.
Народный оборотень
Представления о том, что люди могут превращаться в волков, появились уже в Древнем мире. Но в мифологии того времени оборотня — человека, ставшего волком, — воспринимали наравне с другими несчастными, которые были превращены богами в птиц, свиней и быков.
Волк из суеверий, который во время судебных процессов над ведьмами в поздние Средние века пробирается в рассказы доносчиков и признания подсудимых, — это народный волк, пришедший из сурового мира гор, где он, с крестьянской точки зрения, — абсолютно бесполезное, вредное животное.
Суеверие распространилось быстро; считалось, что даже один волчий волосок может вызвать ужасные ссоры в семье, а его мясо считалось ядовитым. В диком Вале в начале пятнадцатого века банды молодых людей в масках животных приводили в ужас местное население – они не просто так называли себя оборотнями: волка считали пугающим животным.
Как богословы начали верить в оборотня
Хотя в Библии о «Волке» упоминается как о противнике, слово «оборотень» отсутствовало в церковной латыни. Потому что не нужно было придумывать слова для чего-то, что не могло существовать: заниматься перевоплощением или трансформацией живых существ считалось исключительно прерогативой Божией.
Первые сообщения об оборотнях из западной Швейцарии подробно обсуждались собранием епископов на церковном совете, который проходил в Базеле с 1431 года. В конце концов наиболее криминологически значимым вопросом, интересовавшим их, был следующий: кого-то просто обманул дьявол – и тот почувствовал себя волком? Или же кто-то на самом деле сознательно превратил себя в волка под руководством сатаны?
Петер Штуббе был обвинен судом в том, что стал оборотнем и убил 13 человек. В 1589 году недалеко от Кельна его пытали, приговорили к смерти и казнили. Akg-images / British Library
Некоторые богословы считали, что такие преобразования возможны: подобно тому, как Творец, как гончар, создавал кувшин, колдуны и ведьмы могут создать себе новое тело. Содержание, внутреннее «Я», оставалось прежним — и, следовательно, человек мог быть признан виновным.
В течение 15-го века была найдена золотая середина: хотя ни один человек не мог превратиться в волка, но он мог заключить договор с дьяволом, чтобы тот позволил ему предстать перед ним и другими людьми в волчьем обличье. Таким образом, предполагаемое превращение в оборотня из-за соглашения с дьяволом было признано колдовством.
Процессы в Швейцарии
«Молот ведьм», изданный в 1486 году в центральной Европе справочник по борьбе с колдовством, популяризировал эту идею по всей Европе. В Швейцарии тоже: с 16-го века процессы над оборотнями стали происходить все чаще. Так, в 1580 году в Женеве был казнен человек, который якобы при помощи «черной магии» превратился в волка, а затем убил 16 детей. В 1664 году в Люцерне один крестьянин признался, что трижды подмешивал веточку некоего растения в волшебное зелье — из этого возник волк, который задрал овец его соседа.
В обществе все больше распространялись знания о том, как распознать оборотня: сросшиеся брови у человека считались признаком ночных выходок, а среди животных оборотней опознавали по усеченному или отсутствующему хвосту.
Включение акта превращения человека в оборотня в инквизиторский список сделало его лишь одним из многих преступлений, связанных с колдовством. Из-за этого данное преступление теряло свой вес, и более важными для инквизиторов становились другие обвинения, например, в заклинаниях и колдовстве в сфере погоды, из-за которых жертвами были не только овцы, но и целые регионы.
Одной из последних известных казненных женщин-оборотней была Кристина Юнгтсо (Christina Jungtso), служанка из Сьона. Но сама охота на ведьм в Швейцарии прекратилась только через сто лет.
Показать больше
Показать больше
В соответствии со стандартами JTI
Показать больше: Сертификат по нормам JTI для портала SWI swissinfo.ch
Показать больше
Поделиться этой историей
Ужасающая правда об оборотнях
Мировая история хранит множество преданий и легенд о людях-оборотнях, обладающих уникальной способностью перевоплощения в животных. Что в народном творчестве правда, а что – плод воображения? Существуют ли подобные особи, или это чья-то разыгравшаяся фантазия? Давайте попробуем разобраться.
Первые сообщения о людях в зверином обличье относятся к античным временам. Как правило, преображение людей в «братьев наших меньших» происходило при полной луне. Иногда для этого применялись крем или мазь, обладающие уникальными свойствами. Их нужно было втирать в кожный покров. Нередко процесс трансформации совершался безо всякого использования колдовских средств, как только на небе появлялась полная луна.
Те, кто принимает звериный облик
Редкие люди обладали уникальной врожденной способностью принимать звериный облик самостоятельно. Чаще вервольфами и волкодлаками люди становились после укуса подобных существ. Вновь обращенные обладали невероятной силой, были крайне злы и коварны. Они представляли собой сочетание человеческого разума с животным проворством, когтями и клыками.
В средневековых трактатах встречаются описания оборотней, какими их видела инквизиция. Обвинить в превращении в дикое животное можно было практически любого человека при наличии у него кустистых бровей, которые срослись на переносице, повышенного волосяного покрова на теле, нестандартных зубов, острых на кончиках ушей.
Даже если у человека не наблюдалось вышеперечисленных недостатков, то ему всегда можно было предъявить обвинение в том, что он утолял жажду из родника, облюбованного волками. В те времена считалось, что для обращения в зверя этого вполне достаточно.
В существование человека-зверя верило абсолютное большинство жителей Европейского континента. На подозрительных людей устраивались облавы. После поимки их пытали, судили и обычно сжигали на костре. Если какому-либо зверю случалось загрызть домашнее животное или человека, так крестьяне сразу находили «волкодлака» или «вервольфа» из числа своих сограждан. Обычно жертвой становился человек, который выделялся нестандартным образом мышления или обликом.
За сто лет во Франции нашли, осудили и казнили около 30-ти тысяч человек. Сколько из них было «вервольфов», одному Богу известно. И другие страны старались от Франции не отставать. В Германии 17-го века в подобном грехе обвинили сразу несколько десятков человек. Их обезглавили по приговору суда, а останки сожгли.
Существовала легенда, что для превращения в волкодлака человек-оборотень должен был вывернуть наизнанку свою кожу. Монахи-инквизиторы, отличавшиеся редкостным «гуманизмом», нередко пытались найти волчью шерсть под кожей своих жертв. Что закономерно, после таких «экспериментов» никто не выживал.
Свидетельства прошлого
Трансформация человека в оборотня описана в средневековых трактатах следующим образом:
«Первое время такое существо ощущает некоторый озноб и жажду. Затем появляется необычайная головная боль, удлиняются и отекают руки, огрубевает кожный покров, все тело покрывается испариной. Существо начинает рычать или реветь, одежда на нем трещит и рвется, кожный покров темнеет и зарастает шерстью. Монстр испытывает ненависть и лютую жажду крови».
Существуют свидетельства, что в некоторых случаях оборотня удавалось убить простым ружьем. Правда, есть одна оговорка – пули применялись освященные в церкви или серебряные. Для выявления оборотня достаточно было нанести ему ранение в район конечности в тот момент, когда он существовал в зверином обличье. Впоследствии нужно было всего лишь найти человека с раненной рукой или ногой.
Волчья лапа – рука жены?
Эта история произошло во Французской провинции Овернь, в конце 16-го века. К знатному господину по имени Санрош заехал в гости известный на всю округу охотник Фероль. Он пригласил своего друга на охоту, но Санрош был занят и вынужден отказаться от любезного предложения.
Санрош принял ожидающего его адвоката, отобедал и пошел встречать своего товарища с охоты. Он нашел Фероля в плачевном состоянии. Все тело охотника было в крови, а одежда его была разорвана в клочья. Израненный мужчина рассказал, что в лесной глуши на него набросился огромный свирепый волк – попасть в него из мушкета было не возможно, точно зверь был заговоренный. Пришлось защищаться от этого монстра внушительного размера ножом. В какой-то момент Фероль изловчился и одним ударом отсек зверю переднюю конечность. Тот взвыл и словно растворился в воздухе.
По окончании рассказа охотник хотел продемонстрировать знакомому боевой трофей, он распахнул свою сумку и изумился. Там, где должна была лежать звериная конечность, находилась отрубленная человеческая кисть. На одном из пальцев виднелся именной перстень.
Теперь Санрошу пришлось удивиться – он без труда узнал перстень, который в прошлом подарил своей жене. Санрош бросился домой, где в спальне на кровати нашел свою жену, всю залитую кровью. Ее рука была отрублена почти по локоть. Прошло немного времени, и женщина призналась, что она – оборотень. Ее муж долго боролся с собой, но затем все-таки выдал несчастную властям. После непродолжительного следствия и суда женщина-волк была сожжена.
Как появилась вера в оборотней
Интересно, почему вера в оборотней была особенно сильна в давно ушедшие времена? Как удалось выяснить ученым-антропологам, это убеждение было присуще практически всем народностям нашей планеты. Только хищник, в которого превращался оборотень, был у каждого народа свой. Например, в Индии это был король джунглей – тигр, а в европейской части суши – волк.
По какой же причине возникали подобные предания? Когда-то в Европе волк являлся тотемным животным, шкуры этих зверей носили на себе многие люди. Геродот писал о племенах, населявших территорию современной Белоруссии и Литвы, что жители тех краев – колдуны. По мнению историка, они каждый год на короткое время обращаются в волков, а потом снова становятся людьми.
Есть ученые, считающие, что появлению мифов о вервольвах способствовало такое заболевание, как гипертрихоз. У людей, страдающих этим недугом, наблюдается повышенное оволосение. Некоторые больные прибивались к различным циркам, а большинства из них был единственный путь – смерть через сожжение. Многие родители, если у них рождался ребенок больной гипертрихозом, относили несчастного в лес и бросали там. Так появлялись европейские Маугли.
Но есть еще одно уникальное расстройство психики – ликантропия. Страдающие этим тяжелым недугом люди уверены в том, что они животные. Они могут мнить себя кем угодно: лисами, собаками, волками. Больные ликантропией передвигаются на четвереньках, могут рычать и лаять, проявлять агрессию.
Правда об оборотнях
В прошлом веке было зарегистрировано несколько случаев появления оборотней. Многие из них произошли в Висконсине, где, как считается, началось зарождение оборотней.
Как и величайшие монстры из мифов, легенда об оборотнях распространилась за границы, даже через моря и океаны. Сообщения о жестоких нападениях животных поступали на протяжении столетий, но в течение дня никто не может найти следов существ, виновных в этом. Те, кто изучает мифологию, давно знают, что немногие существа обладают такой силой, скоростью и склонностью к бездумной резне, как оборотни.
Прежде чем мы углубимся в детали этих грозных и могущественных существ, важно сначала прояснить путаницу в том, что такое «оборотень» на самом деле.
Оборотень Определение
Среди мифологов существуют разногласия относительно того, что на самом деле представляет собой оборотень. Я разделю его на три разных существа, известных под этим именем.
1. Волк-оборотень
Поклонники сериала «Сумерки» узнают этот тип «оборотня». Подобно персонажу Джейкобу Блэку и некоторым другим членам племени квилетов, волк-оборотень может менять форму в любое время. Считается, что это была первоначальная сила первого оборотня до того, как ее забрали. Волк-оборотень может превращаться из человека в волка по желанию, хотя агрессивная энергия или гнев могут увеличить вероятность непреднамеренного превращения. Волки-оборотни, считающиеся «оборотнями», могут превращаться только из человека в форму волка, хотя «чистые» оборотни могут превращаться из человека в форму любого другого животного, включая волка. Считается, что все оборотни рождаются с этой способностью, и никто не может превратиться в оборотня от укуса существа. Исключением является оборотень Навахо, который не является настоящим оборотнем, а ведьмой, использующей шкуру животного для трансформации.
2. Человек-волк
Во многих историях об оборотнях, в том числе о легендарном Звере Брей-Роуд, описывается существо, которое физически представляет собой комбинацию волка и человека. Этот мутант-человек-волк обычно имеет тело в основном человеческой формы, стоит на двух ногах, но покрыт волчьей шерстью и имеет когти и клыки. Человека-волка часто называют «оборотнем», потому что во многих легендах считается, что это существо разделяет многие черты «проклятия» оборотня. В зависимости от легенды, некоторые люди-волки днем становятся людьми, а ночью — людьми-волками, в то время как другие постоянно находятся в дуэльной форме человека и волка. Я считаю, что общепринятая теория состоит в том, что человек начинает превращаться из человека в человека-волка только в полнолуние, затем со временем это увеличивается до каждой ночи, и, в конце концов, тело постоянно принимает чистую форму человека-волка. Степень, в которой человек-волк может контролировать свой разум и эмоции, также снижается по мере того, как эти преобразования становятся более постоянными.
3. Истинный оборотень
Настоящий «оборотень», согласно большинству легенд, — это человек, который неконтролируемо превращается в волка в полнолуние. Первоначальное проклятие оборотня превратило Волка-оборотня в оборотня, фактически лишив его возможности управлять сдвигом, но также лишив его способности мыслить как человек, находясь в волчьей форме. Оборотни в волчьей форме обладают неконтролируемой яростью и голодом. Они стремятся убивать всех и все, с чем сталкиваются, независимо от их отношения к людям. Проклятие заставляет этих волков полностью терять контроль над своим разумом, и когда они просыпаются утром в человеческом обличье, они ничего не помнят (хотя они могут вернуться к некоторым воспоминаниям во сне). Именно эта форма оборотня может передавать свое состояние через укус, при условии, конечно, что укушенный человек переживает нападение.
Остальная часть этого сайта описывает оборотней в этих терминах.
Все статьи о оборотнях
- История оборотня
- Наблюдения за оборотнями
- Как стать оборотнем. Генетика оборотня
- Синдром человека-оборотня
- Генетические мутации: Черный оборотень
- Генетические мутации: Белый оборотень
Не интересуетесь оборотнями? Ознакомьтесь с нашим списком мифических существ !
С чего началась легенда об оборотнях и была ли в ней доля правды?
Автор
Лианна Тедеско
Оборотни происходят из разных мест знаний на протяжении всей истории, и, что удивительно, их происхождение оставило следы по всему миру.
через Shutterstock
Легенда об оборотне на самом деле весьма распространена на протяжении всей истории, и ее можно проследить вплоть до ранней греческой мифологии. Это означает, что они, вероятно, были более распространены, чем тесно связанные мифические знания о вампирах, которые являются относительно новым существом по сравнению с ликанами. В то время как оборотни стали популярными как в литературе, так и в кино, за историями, которые вдохновили этих отвратительных, изменчивых зверей, которые, как говорят, убили много людей, стоит много «настоящих» историй.
Другая интересная вещь в легенде об оборотне заключается в том, что его происхождение происходит из многих мест, а не только из одного… Таким образом, может ли быть хоть какая-то правда в получеловеке-полузвере, о котором многие говорят с точки зрения чистого фантазия? Мог ли этот конкретный вид волка на самом деле быть животным, которое бродило в ночь полнолуния в поисках следующей ничего не подозревающей добычи? Если есть люди, которые на законных основаниях охотятся на йети, то нет никаких причин, по которым меньший вид с подобными качествами не может быть реальным… Итак, давайте отделим правду от мифа.
Самая старая известная история в истории литературы
Легенда о Гильгамеше считается древнейшей формой прозы, известной в западной литературе. В нем также рассказывается о женщине, которая превратила своего возлюбленного из человека в волка, что также считается одной из самых ранних известных записей об упоминании кого-либо, близкого к оборотню. Откуда пришло это вдохновение или оно было порождено словесной легендой, неясно. Следующее упоминание об оборотне связано с тем, откуда взялся термин «ликан»: из греческой мифологии.
Те, кто знаком с преданиями об оборотнях, могут узнать Легенду о Ликаоне. Ликаон был сыном Пеласга, который совершил роковую ошибку, подав Зевсу останки принесенного в жертву мальчика. Согласно легенде, Зевс не превратил Ликаона в волка, а, наоборот, превратил в волков своих сыновей. Это вполне могло быть официальной отправной точкой для легенд, окружающих оборотней и волкоподобных людей, но, как и многие легенды на протяжении всей истории, легенда о ликане вскоре появится в другом месте.
Скандинавский фольклор описывает магические предметы, превращающиеся в животных
Следующее появление этого мифического существа происходит в скандинавском фольклоре с рассказом об отце и сыне, которые наткнулись на необычные волчьи подушечки. Согласно легенде, эти гранулы обладали способностью превращать людей в волков в общей сложности на десять дней. Однако, найдя эти волшебные шарики, и отец, и сын надели их, что привело их в ярость, сеющую хаос в лесу в течение десяти дней подряд. По странному повороту судьбы отец напал на своего сына, который был спасен только благодаря милости ворона, одолжившего ему лист с целебной силой. Эта легенда из Сага о Вольсунгах , вероятно, ближе всего к современному повествованию об оборотне.
Связанный: Вы действительно можете посетить замок Бран в Трансильвании, источник вдохновения для «Дракулы» Брэма Стокера
Реальные оборотни
Хотя очевидных свидетельств фактического превращения человека в волка нет, есть истории о жестоких столкновениях с людьми, утверждающими, что они обладают волчьей доблестью. Эти «оборотни» на самом деле были печально известными серийными убийцами, которые утверждали, что они не такие. Двумя из самых печально известных случаев были Мишель Верден и Пьер Бурго, которые оба утверждали, что могут превращаться в волков еще в 1521 году. После их гнусных признаний они были сожжены на костре, как это было принято в то время с любым предполагаемым мифическим существом. когда люди просто не знали ничего лучшего.
Еще один известный случай — «оборотень из Доула», который оставил свой след в 16 веке, известный под своим настоящим именем Джайлс Гарнье. Его мишенями были дети, и он тоже был сожжен на костре после того, как признался в таких ужасных преступлениях. Так же, как Бурго и Верден, Гарнье утверждал, что у него есть мазь, которая дает ему возможность превращаться в волка по желанию. Сегодня предполагается, что все трое мужчин, вероятно, страдали своего рода психическим заболеванием, но это еще предстоит выяснить.
Связано: 10 хорошо задокументированных встреч с инопланетянами и где их преследовать
Что касается самых печально известных «оборотней», то Бедбургский оборотень считается самым страшным и ужасным. В 16 веке ходили слухи, что Петер Стуббе, человек, о котором идет речь, продолжал убивать посреди ночи в Бедбурге, Германия, повергая весь город в неистовый безумный страх.