Обеты буддизма: Буддийские обряды мирян
Содержание
Буддийские обряды мирян
Будда Шакьямуни дал великое множество средств, путей к Просветлению. Один из таких путей – следование обетам. Принятие обетов придаёт силу нашим практикам. Существуют три уровня принятия обетов: индивидуальный уровень Хинаяны (Малой колесницы буддизма), обеты бодисатв Махаяны (Великой колесницы) и обеты (самая) Ваджраяны.
Базовыми являются обеты мирянина (Пратимокшы, генин по-тибетски, уровень Хинаяны). Существует много традиций, способов принятия и соблюдения этих обетов. В целом обеты генина содержат пять обетов. Практикующий может принять любое количество из этих пяти на собой установленный срок. Конечно же, принятие всех пяти обетов до конца жизни имеют больший эффект в накоплении позитивной кармы, чем принятие некоторых из них на определённые сроки, но каждый должен адекватно оценивать свои силы и возможности. Пять обетов генина таковы: 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять средства, омрачающие сознание, такие, как спиртное, наркотики, курительные смеси и т. д. Будда учил, что с принятием обетов добродетели приобретают 100-кратный кармический эффект. Например, простой человек совершит 100 простираний, а генин совершит один, но их заслуги в накоплении благой кармы будут равны.
Первый обет – не убивать – относится, в первую очередь, к людям. Если совершено убийство человека вами, по вашему приказу или с вашего молчаливого согласия, тогда обет считается нарушенным. Кармическое наказание за это будет более тяжёлым, чем у совершившего такой же проступок человека, не принявшего такой обет. Убийства других существ, совершённые генином, конечно, будут иметь определённые кармические последствия, однако не являются нарушением обета. Такую карму можно искупить покаяниями, простираниями и другими очистительными практиками. Особенно, если убийства совершены не преднамеренно.
Второй обет – не воровать – означает, что нельзя брать ничего, что вам не дано. Третий обет – хранить верность супругу (супруге). Четвёртый – не лгать, т.е. не говорить ничего, что не является истиной. Пятый обет, на первый взгляд, кажется не соответствующим логической цепочке предыдущих обетов. Однако на этот счёт есть весьма поучительная буддийская притча. Однажды одинокая женщина пригласила домой ламу-монаха для проведения ритуала. После окончания молебна она заперла дверь и выдвинула условие, что он должен будет с ней переспать, или убить её козла, или выпить спиртное. В противном случае она его не выпустит. Поразмышляв, монах выбрал «меньшее» (на его взгляд) из трёх зол. Он выпил спиртное. В конце концов, опьянев, он убил козла и переспал с женщиной. Поэтому при стечении определённых обстоятельств нарушение того обета может иметь гораздо страшные последствия.
В первый раз обет лучше принять у человека, хранившего эти обеты. Чем дольше и чище он хранил свои обеты, тем больше благословения и силы вам передастся. Хотя, на мой взгляд, в случае отсутствия такой возможности можно самому помолиться и принять обет или обеты. Без устной передачи от более опытного, конечно же, благословения будет меньше. Однако искреннее желание стяжать как можно больше добродетелей всё равно даёт дополнительные преимущества. Можно принять 1, 2, любое количество из 5 обетов. Если вы приняли обеты до конца жизни, тогда следующее принятие обетов не нужно. Если обеты приняты на какой-то срок, тогда впоследствии, если захотите вновь принять их, можно будет повторно принять обеты, но уже самостоятельно перед святым образом Будды (например, статуя в дацане). Обязательно должны быть все три символа: Тело, Речь и Сознание Будды. Тело Будды символизируют статуи, танка. Речь – коренные тексты (сутры, Ганжур, например, или Доржо жодпа). Сознание – субурган.
С принятием обетов жизнь человека меняется коренным образом. Мысли и поступки наполняются новой силой и уже имеют более весомое содержание. Бывают случаи, когда, например, после смерти супруга принимают обет супружеской верности с полным отказом от всякого секса. Это называют мирским обетом безбрачия.
Помимо обетов генина, существуют ещё 8 обетов Махаяны. Это: 1) не убивать вообще, 2) не красть, 3) никакого секса, 4) не лгать, 5) не принимать средства, омрачающие сознание, 6) не сидеть на высоких ложах, сиденьях, тронах, стимулирующих гордость, 7) пост и не есть после полудня, 8) не украшать тело, не танцевать, не петь, не смотреть на танцы, не слушать песни.
Обычно 8 махаянских обетов принимают на короткий период времени. Например, на 1 день, на 3, 7 дней и так далее. На мой взгляд, самым лучшим периодом являются первые 15 дней месяца Змеи или Нового лунного года. Особенно с 8 по 15 число. 15 число по лунному календарю – День Рождения Будды. В этот день, если приняли обеты, нельзя есть мясо, рыбу, яйца, чеснок, перец, имбирь, лук, черемшу. После обеда можно будет только пить. И нужно постараться совершить как можно больше добрых дел.
Обет на тибетском языке звучит «домба», что означает связывать, присоединять. Имеется ввиду, что силой обета человек присоединяется к одной связке с великими буддийскими Учителями, ламами прошлого, настоящего и будущего. Следующими по количеству обетов являются 36 обетов послушника-монаха (гецул по-тибетски). Далее идут 253 обета полного монаха (гелон по-тибетски). Однако главными, базовыми у них являются 5 обетов генина с добавлением ещё одного, главного – обета безбрачия. Обеты генина относятся большей частью к физическому телу. А обеты бодисатв, о которых мы писали ранее, большей частью относятся к внутренней мотивации человека. Вообще, существует много других видов, комплексов клятв. Всё зависит от преследуемых целей. Однако вышеописанные обеты являются самыми распространёнными в буддизме.
Еши Намжил лама.
О трех видах обетов
Однажды Миларепа встретился с двумя учеными ламами. Низко поклонившись ему, ламы попросили: «Пожалуйста, расскажи о различиях между тремя видами обещаний: обетом личного освобождения, обетом Бодхисаттвы и тантрическими обетами». На это Мила ответил песней:
Состояние излучения многообразно в проявлениях, Состояние радости рождено спонтанно, Рассудочное мышление проникнуто Состоянием истины. Кланяюсь моему Ламе — Он олицетворяет собой все три Состояния. В вас, ученые, коренится доверие и устремленность. Слушайте, дабы отсечь запутанность, которая стоит за вашим вопросом. Семь уровней обетов личного освобождения Управляют только телом и речью. Потому они действуют, Лишь пока продолжается жизнь, И по смерти будут утрачены. Если послушник или монах, получивший полное посвящение, Не раскается в нарушении одного из четырех главных обетов, То обещание личного освобождения будет утрачено, И в этой жизни его не восстановить. Но согласно взгляду Бодхисаттвы, Пока есть мешающие эмоции, Можно применять к ним противоядия С намерением устранить вред. Потому, если нарушение случится, Есть много способов исправить ошибку. Если сохранять монашеский обет, Он наверняка будет с вами в следующей жизни, А отступления от него ведут к соответствующим результатам. Обет Бодхисаттвы зарождается в уме, Поэтому, если его соблюдать, Он действует до Освобождения. А повредив, его можно восстановить. Каждую ночь и каждый день Трижды повторяйте Сутру трех скоплений (скандх) — Так перед ликом Бодхисаттв и Победителей Будут очищены следы повреждений. Если обет Бодхисаттвы серьезно нарушен, Признайте это, мысленно представив Перед собой Бодхисаттву Акашагарбху, И откройтесь тому, кто хранит обет. Если Ламы нет рядом, Обновите обещание перед его изображением. Плод соблюдения такого обета — Спонтанные действия Для блага многих существ И совершенное состояние Будды, Достигаемое благодаря линии преемственности Бодхисаттв. А нарушение обета приносит очень плохие плоды. На пороге Непревзойденной тантры Лама тщательно проверяет ученика, А ученик тщательно проверяет Ламу. Достойный новичок, желая учиться И трижды попросив искусного мастера, Получает серию из четырех посвящений Для развития тела, речи и ума. Он старается вступить в мандалу И готовится к этому разными способами. Подготовка помогает устранить Повреждения обета Бодхисаттвы, Обычных и особых обетов, Принятых перед пятью Дхьяни-Бодхисаттвами, И четырнадцати главных обетов Тантраяны, А также исправить нарушения, главные и второстепенные. Получив посвящение вазы, Мы напрямую отождествляем наше тело С телом Йидама. Получив тайное посвящение речи, Мы слышим все произносимые тексты Как голос Йидама, звучащий, но пустой в своей сути. Получив третье посвящение — мудрости-осознавания, — Мы обретаем свободу блаженства, И ощущаем, что четыре вида радости естественно развиваются. Получив четвертое, высшее посвящение — слова,— Мы постигаем смысл Махамудры И приходим к сосредоточению В состоянии, свободном от искусственности. Если вы безупречно храните обязательства и обеты, То, полностью приняв четыре посвящения, Обретете благо всех йогических совершенств — Обычных и высших. Высшие сиддхи и есть достижение цели — Всепронизывающее, Неуязвимое и спонтанное Состояние истины. Тогда, словно солнце в пространстве, В густонаселенных небесах Акаништхи Рождается Состояние радости Со своим чистым окружением. Исходящий от него свет — Множество проявлений Состояния излучения — Устремляется туда, где пребывают ученики, Которым еще предстоит очиститься. Осуществив эти три Состояния, Становишься Ваджрадхарой, Наделенным пятью видами мудрости и четырьмя постижениями, — Это Три состояния Будд и их сущностное единство. Нарушивший обеты пожнет дурные плоды в этой жизни — Это недуги, безумие, Беды и волнение, ранняя смерть, Проказа, артрит и расстройство внутренних функций. Неизбежно случатся мириады несчастий. С прекращением дыхания Сознание угаснет и направится в ад, Называемый Ваджрным, — Из него долго не выбраться. После разрушения вашего мира Вы переродитесь в мирах на востоке, Потом на юге, западе и севере, В промежуточных направлениях, Над ними и под ними. Если для вас нестерпим укол шипа, Как перенесете боль от лезвий пилы? Если для вас нестерпима всего одна искра, Как перенесете боль от раскаленного железа? Если для вас нестерпим слишком горячий суп, Как перенесете боль от вливаемой в горло расплавленной меди? От того, что нестерпимо, нужно держаться как можно дальше. Потому из всех трех видов обетов, Без сомнения, важнее тот, что связан с посвящением. Если хорошо уясните, Как практиковать не нарушая обещаний, Вы достигнете Освобождения В этой жизни, во время смерти, в промежуточном состоянии Или не более, чем через семь или шестнадцать жизней, И обретете силы Ваджрадхары. Если же такое понимание не появится, Могут случаться ошибки, Которые вредят обетам. Так вы быстро откатитесь далеко назад. Источник ваших достижений — Не кто иной, как искусный Лама, Поэтому стоит видеть его как самого Будду И всегда стремиться радовать его Своим служением и всем, чем только возможно. Никогда не вызывайте его недовольство. Нарушение обетов Из-за гнева, враждебности или критики В отношении близких и дальних ваджрных братьев и сестер, Что вошли в мандалу вместе с вами, До или после вас, Станет причиной падения в самый низкий ад. Хотя нарушенные обеты — Главные и второстепенные — Можно восстановить посредством сильного раскаяния, Стремитесь хранить их незыблемыми. Если хотите узнать широко и подробно О самой практике И получить разъяснения,Служите истинно опытному, Сочувственному Ламе, Владеющему искусными средствами. Я пояснил лишь самую малость. Чем бы все это закончилось, Если бы я дал полное объяснение?
Перевод с английского: Ольга Кривовяз
Коренные обеты бодхисаттвы — Изучение буддизма
(1) Восхваление себя и/или умаление других
Это падение относится к произнесению таких слов кому-то, кто находится в более низком положении. Мотивация должна содержать либо стремление к выгоде, похвале, любви, уважению и т. д. со стороны обращающегося, либо ревность к унижаемому. Не имеет значения, истинно ли то, что мы говорим, или ложно. Профессионалы, заявляющие, что они буддисты, должны позаботиться о том, чтобы не совершить такое падение.
(2) Не делиться учениями Дхармы или богатством
Здесь мотивацией должна быть именно привязанность и скупость. Это негативное действие включает в себя не только обладание своими заметками или магнитофоном, но и скупость нашего времени и отказ помочь в случае необходимости.
(3) Не слушать извинения других и не бить других
Мотивом любого из этих действий должен быть гнев. Первый относится к реальному случаю, когда вы кричите или бьете кого-то, и либо этот человек умоляет о прощении, либо кто-то другой умоляет нас остановиться, а мы отказываемся. Последний просто бьет кого-то. Иногда может быть необходимо шлепнуть буйных детей или домашних животных, чтобы они не выбежали на дорогу, если они не будут слушать, но никогда не уместно или полезно наказывать из-за гнева.
(4) Отвержение учений Махаяны и распространение выдуманных
Это означает отказ от правильных учений по какой-либо теме, касающейся бодхисаттв, например, их этического поведения, и составление вместо них правдоподобных, но вводящих в заблуждение наставлений. на ту же тему, объявить ее подлинной, а затем преподавать ее другим, чтобы завоевать их последователей. Примером такого падения является то, что учителя, которые не хотят отпугивать будущих студентов, потворствуют либеральному моральному поведению и объясняют, что любой тип действия приемлем, если он не причиняет вреда другим. Нам не нужно быть учителем, чтобы совершить это падение. Мы можем совершить это даже в непринужденной беседе с другими.
(5) Принятие подношений, предназначенных для Трёх Драгоценностей
Это падение заключается в краже или присвоении, лично или через чье-либо представительство, всего, что предлагается или принадлежит Буддам, Дхарме или Сангхе, а затем рассмотрение этого как у нас. Сангха в этом контексте относится к любой группе из четырех или более монахов. Примеры включают растрату средств, пожертвованных на строительство буддийского памятника, печать книг Дхармы или на питание группы монахов или монахинь.
(6) Отказ от святой Дхармы
Здесь гибель состоит в том, чтобы отвергнуть или, выражая свое мнение, заставить других отвергнуть священные учения шраваки ( nyan-thos ), пратьекабудды ( rang-rgyal ), или колесницы бодхисаттвы, — это слова Будды. шраваки — это те, кто слушает учения Будды, пока они еще существуют, в то время как пратьекабудды — саморазвивающиеся практикующие, живущие в основном в темные века, когда Дхарма больше недоступна напрямую. Чтобы добиться духовного прогресса, они полагаются на интуитивное понимание, полученное в результате изучения и практики, проведенной в прошлых жизнях. Учения для них обоих в совокупности составляют Хинаяну, или «скромную колесницу» для достижения личного освобождения от сансары. Колесница Махаяны подчеркивает методы достижения полного просветления. Отрицание того, что все или только некоторые писания любой колесницы происходят от Будды, является корнем падения.
[См.: Термины Хинаяна и Махаяна]
Соблюдение этого обета не означает отказ от исторической перспективы. Учения Будды веками передавались устно, прежде чем были записаны, поэтому, несомненно, имели место искажения и подделки. Великие мастера, составившие тибетский буддийский канон, безусловно, отвергали тексты, которые считали недостоверными. Однако вместо того, чтобы основывать свои решения на предубеждениях, они использовали критерий индийского мастера седьмого века Дхармакирти для оценки достоверности любого материала — способность его практики достигать буддийских целей лучшего перерождения, освобождения или просветления. Стилистические различия между буддийскими писаниями и даже внутри конкретного текста часто указывают на разницу во времени, когда различные части учений были записаны или переведены на разные языки. Поэтому изучение Священных Писаний методами современного текстового анализа часто может быть плодотворным и не противоречит этому обету.
(7) Раздевание монахов или совершение таких действий, как кража их одеяний
Это падение относится конкретно к причинению вреда одному, двум или трем буддийским монахам или монахиням, независимо от их морального статуса или уровня обучения или практики . Такие действия должны быть мотивированы недоброжелательностью или злым умыслом и включать в себя избиение или словесные оскорбления, конфискацию имущества или изгнание их из монастырей. Однако изгнание монахов не является падением, если они нарушили один из своих четырех основных обетов: не убивать, особенно другого человека; не воровать, особенно что-либо принадлежащее монашеской общине; не лгать, особенно о духовных достижениях; и соблюдать полное безбрачие.
(8) Совершение любого из пяти тяжких преступлений
Пять тяжких преступлений ( mtshams-med lnga ) это (a) убийство наших отцов, (b) матерей, или (c) архат ( освобожденное существо), (г) с дурными намерениями пролил кровь Будды, или (д) вызвал раскол в монашеской общине. Последнее гнусное преступление относится к отвержению учений Будды и монашеского учреждения, отвлечению от них монахов и привлечению их к собственной недавно основанной религии и монашеской традиции. Это не относится к уходу из Дхарма-центра или организации — особенно из-за коррупции в организации или ее духовных учителях — и основанию другого центра, который все еще следует учениям Будды. Кроме того, термин сангха в этом гнусном преступлении конкретно относится к монашеской общине. Это не относится к «сангхе» в нетрадиционном использовании термина, придуманного западными буддистами как эквивалент собрания центра или организации Дхармы.
(9) Держать искаженное, антагонистическое мировоззрение
Это значит отрицать то, что истинно и ценно – например, законы поведенческой причины и следствия, безопасное и позитивное направление в жизни, возрождение и освобождение от него – и быть враждебными по отношению к таким идеям и тем, кто их придерживается.
(10) Разрушение таких мест, как города
Это падение включает преднамеренное разрушение, бомбардировку или деградацию окружающей среды города, района или сельской местности, а также превращение их в непригодные, вредные или трудные для человека или животные, в которых можно жить.
(11) Обучение пустоте тех, чей ум нетренирован
Основными объектами этого падения являются люди с мотивацией бодхичитты, которые еще не готовы понять пустоту. Такие люди могут быть смущены или напуганы этим учением и, следовательно, оставят путь бодхисаттвы в пользу пути личного освобождения. Это может произойти в результате размышления о том, что если все явления лишены внутреннего, обнаружимого существования, то никто не существует, так зачем трудиться, чтобы принести пользу кому-то другому? Это действие также включает в себя обучение пустоте любого, кто неправильно понял бы это и, следовательно, полностью отказался бы от Дхармы, например, думая, что буддизм учит, что ничего не существует и, следовательно, является чистой чепухой. Без экстрасенсорного восприятия трудно понять, достаточно ли обучены другие умы, чтобы они не могли неверно истолковать учения о пустотности всех явлений. Поэтому важно вести других к этим учениям через объяснения градуированных уровней сложности и периодически проверять их понимание.
(12) Отворачивание других от полного просветления
Объектами этого действия являются люди, которые уже развили мотивацию бодхичитты и стремятся к просветлению. Падение состоит в том, чтобы сказать им, что они неспособны все время действовать щедро, терпеливо и так далее, — сказать, что они никак не могут стать буддой, и поэтому для них было бы гораздо лучше стремиться просто к собственному освобождению. Однако если они на самом деле не отвратят свою цель от просветления, это коренное падение будет неполным.
(13) Отвержение других от их обетов пратимокши
Пратимокша , или обеты индивидуального освобождения ( so-thar sdom-pa ), включая обеты для мирян, мирянок, монахинь-испытателей, послушников, монахов-новичков , полные монахи и полные монахини. Объектами здесь являются люди, соблюдающие один из этих наборов обетов пратимокши. Падение состоит в том, чтобы сказать им как бодхисаттве, что нет смысла хранить пратимокшу, потому что для бодхисаттв все действия чисты. Чтобы это падение было полным, они должны фактически отказаться от своих обетов.
(14) Принижение колесницы шраваков
Шестое коренное падение состоит в отрицании того, что тексты колесниц шраваков или пратьекабудд являются подлинными словами Будды. Здесь мы признаем, что они есть, но отрицаем эффективность их учений и утверждаем, что невозможно избавиться от беспокоящих эмоций и состояний ума с помощью их наставлений, например, касающихся випассаны (медитации прозрения).
(15) Провозглашение ложной реализации пустотности
Мы совершаем это падение, если мы не полностью осознали пустотность, но учим или пишем о ней, делая вид, что имеем, из-за зависти к великим мастерам. Неважно, обмануты ли наши притворства студенты или читатели. Тем не менее, они должны понимать то, что мы объясняем. Если они не понимают нашу дискуссию, падение будет неполным. Хотя этот обет относится к провозглашению ложных реализаций именно пустотности, ясно, что нам нужно избегать того же самого при обучении бодхичитте или другим пунктам Дхармы. Однако нет ничего плохого в том, чтобы учить пустоте до полного ее осознания, пока мы открыто признаем этот факт и то, что мы объясняем просто исходя из нашего нынешнего уровня предварительного понимания.
(16) Принятие того, что было украдено у Трех Драгоценностей
Это падение состоит в том, чтобы принять в качестве подарка, подношения, жалованья, вознаграждения, штрафа или взятки все, что кто-то другой украл или присвоил лично или через представителя кто-то другой, из Будд, Дхармы или Сангхи, в том числе, если он принадлежал только одному, двум или трем монахам или монахиням.
(17) Установление несправедливой политики
Это означает быть предубежденным против серьезных практикующих из-за гнева или враждебности по отношению к ним и отдавать предпочтение тем, у кого меньшие достижения или вообще нет, из-за привязанности к ним. Примером такого падения является то, что большую часть нашего времени в качестве учителей мы уделяем случайным частным студентам, которые могут платить высокую плату, и пренебрегаем серьезными студентами, которые не могут нам ничего платить.
(18) Отказ от бодхичитты
Это отказ от желания достичь просветления на благо всех. Из двух уровней бодхичитты, стремящегося и вовлечённого, это конкретно относится к отбрасыванию первого. При этом мы отказываемся и от последнего.
Иногда указывается девятнадцатое коренное падение:
(19) Принижение других саркастическими стихами или словами
Однако это может быть включено в первое коренное падение бодхисаттвы.
Какие обеты дают буддисты и почему?
Обеты, которые принимают отдельные буддисты, сильно различаются в зависимости как от конкретной школы буддизма, к которой они принадлежат, так и от причин, по которым они дают свои обеты, и от того, к какому положению они стремятся, принимая обеты. Есть много ветвей буддизма, и хотя они имеют общую основу, каждая из них имеет свои уникальные традиции. Во всех этих ветвях есть как миряне, так и монахи и монахини. Обеты, которые дают монахи и монахини, не всегда применимы к буддистам-мирянам. Однако первым шагом для большинства последователей буддийских традиций является «принятие прибежища» в Триратне, тройственном источнике буддизма: Будде, Девяти0003 дхарма (учения) и сангха (община). Их называют Тремя драгоценностями. В этот момент особенно набожные буддисты, даже миряне, могут захотеть принять дополнительные обеты.
Пять Заповедей — самые распространенные обеты среди буддистов-мирян. Пять заповедей объединяются, чтобы создать чистую версию буддийской этики, скорее похожую на самые основные учения Ветхого Завета, которые можно свести к Десяти заповедям. В буддизме пять заповедей заключаются в том, чтобы воздерживаться от убийства живых существ, воздерживаться от взятия того, что не было дано, воздерживаться от сексуальных проступков, воздерживаться от лживой речи и воздерживаться от опьяняющих веществ. Буддисты-миряне могут поклясться следовать всем пяти заповедям, или они могут поклясться следовать нескольким за раз по мере продвижения по своему пути, пока они не овладеют собой достаточно хорошо, чтобы добросовестно следовать всем пяти. Человека, который соблюдает все пять заповедей, называют девяткой.0003 упасака (мужской) или упасика (женский).
Обеты пратимокши являются основными обетами для буддистов, вступающих в монашескую жизнь, хотя некоторые миряне также могут захотеть их принять. Будучи новичками, начинающая монахиня или монах примет 36 обетов, взятых из Винаи, собрания учений Будды о монашеской дисциплине. Полностью посвященные бхикшу и бхикшуни , монахи и монахини, могут подчиняться от 227 до 354 обетов в зависимости от традиции и школы буддизма.
Восемнадцать обетов бодхисаттвы принимают те, кто желает пройти путь бодхисаттвы. Бодхисаттвы — пробужденные существа, которые стремятся достичь полного просветления, чтобы помочь и в конечном итоге освободить всех живых существ. Те, кто принимает это желание, называются бодхичиттой . Многие традиции учат, что бодхисаттвы — это те, кто выбирает перевоплощение вместо достижения нирваны, чтобы продолжать помогать другим обрести освобождение. В буддизме Махаяны есть восемнадцать основных («коренных») обетов бодхисаттвы и сорок шесть последующих («ответвлений») обетов, которые обучают практикующих поведению бодхисаттвы и направляют их по пути.
Буддизм Махаяны также содержит Восемь Обетов Махаяны. Эти обеты даются во время особых святых дней и ретритов, и их следует соблюдать в течение 24 часов с возможностью принять их снова на следующий день. Восемь заповедей Махаяны состоят из основных пяти заповедей и дополнительных ограничений на пищу (форма поста), на чрезмерный комфорт (роскошь) и на отвлекающие факторы, такие как развлечения, личные украшения, духи или украшения.
Все эти и многие другие обеты помогают буддисту в стремлении к просветлению и избежании кармы с надеждой на нирвану, освобождение от бесконечного цикла перевоплощений.
Узнайте больше о буддизме здесь
14.03.2023 19:19:59
О нас О Кэтлин Малхерн, доктор философии.