Буддийские обряды мирян

Будда Шакьямуни дал великое множество средств, путей к Просветлению. Один из таких путей – следование обетам. Принятие обетов придаёт силу нашим практикам. Существуют три уровня принятия обетов: индивидуальный уровень Хинаяны (Малой колесницы буддизма), обеты бодисатв Махаяны (Великой колесницы) и обеты (самая) Ваджраяны.

Базовыми являются обеты мирянина (Пратимокшы, генин по-тибетски, уровень Хинаяны). Существует много традиций, способов принятия и соблюдения этих обетов. В целом обеты генина содержат пять обетов. Практикующий может принять любое количество из этих пяти на собой установленный срок. Конечно же, принятие всех пяти обетов до конца жизни имеют больший эффект в накоплении позитивной кармы, чем принятие некоторых из них на определённые сроки, но каждый должен адекватно оценивать свои силы и возможности. Пять обетов генина таковы: 1) не убивать, 2) не воровать, 3) не прелюбодействовать, 4) не лгать, 5) не употреблять средства, омрачающие сознание, такие, как спиртное, наркотики, курительные смеси и т. д. Будда учил, что с принятием обетов добродетели приобретают 100-кратный кармический эффект. Например, простой человек совершит 100 простираний, а генин совершит один, но их заслуги в накоплении благой кармы будут равны.

Первый обет – не убивать – относится, в первую очередь, к людям. Если совершено убийство человека вами, по вашему приказу или с вашего молчаливого согласия, тогда обет считается нарушенным. Кармическое наказание за это будет более тяжёлым, чем у совершившего такой же проступок человека, не принявшего такой обет. Убийства других существ, совершённые генином, конечно, будут иметь определённые кармические последствия, однако не являются нарушением обета. Такую карму можно искупить покаяниями, простираниями и другими очистительными практиками. Особенно, если убийства совершены не преднамеренно.

Второй обет – не воровать – означает, что нельзя брать ничего, что вам не дано. Третий обет – хранить верность супругу (супруге). Четвёртый – не лгать, т.е. не говорить ничего, что не является истиной. Пятый обет, на первый взгляд, кажется не соответствующим логической цепочке предыдущих обетов. Однако на этот счёт есть весьма поучительная буддийская притча. Однажды одинокая женщина пригласила домой ламу-монаха для проведения ритуала. После окончания молебна она заперла дверь и выдвинула условие, что он должен будет с ней переспать, или убить её козла, или выпить спиртное. В противном случае она его не выпустит. Поразмышляв, монах выбрал «меньшее» (на его взгляд) из трёх зол. Он выпил спиртное. В конце концов, опьянев, он убил козла и переспал с женщиной. Поэтому при стечении определённых обстоятельств нарушение того обета может иметь гораздо страшные последствия.

В первый раз обет лучше принять у человека, хранившего эти обеты. Чем дольше и чище он хранил свои обеты, тем больше благословения и силы вам передастся. Хотя, на мой взгляд, в случае отсутствия такой возможности можно самому помолиться и принять обет или обеты. Без устной передачи от более опытного, конечно же, благословения будет меньше. Однако искреннее желание стяжать как можно больше добродетелей всё равно даёт дополнительные преимущества. Можно принять 1, 2, любое количество из 5 обетов. Если вы приняли обеты до конца жизни, тогда следующее принятие обетов не нужно. Если обеты приняты на какой-то срок, тогда впоследствии, если захотите вновь принять их, можно будет повторно принять обеты, но уже самостоятельно перед святым образом Будды (например, статуя в дацане). Обязательно должны быть все три символа: Тело, Речь и Сознание Будды. Тело Будды символизируют статуи, танка. Речь – коренные тексты (сутры, Ганжур, например, или Доржо жодпа). Сознание – субурган.
С принятием обетов жизнь человека меняется коренным образом. Мысли и поступки наполняются новой силой и уже имеют более весомое содержание. Бывают случаи, когда, например, после смерти супруга принимают обет супружеской верности с полным отказом от всякого секса. Это называют мирским обетом безбрачия.

Помимо обетов генина, существуют ещё 8 обетов Махаяны. Это: 1) не убивать вообще, 2) не красть, 3) никакого секса, 4) не лгать, 5) не принимать средства, омрачающие сознание, 6) не сидеть на высоких ложах, сиденьях, тронах, стимулирующих гордость, 7) пост и не есть после полудня, 8) не украшать тело, не танцевать, не петь, не смотреть на танцы, не слушать песни.

Обычно 8 махаянских обетов принимают на короткий период времени. Например, на 1 день, на 3, 7 дней и так далее. На мой взгляд, самым лучшим периодом являются первые 15 дней месяца Змеи или Нового лунного года. Особенно с 8 по 15 число. 15 число по лунному календарю – День Рождения Будды. В этот день, если приняли обеты, нельзя есть мясо, рыбу, яйца, чеснок, перец, имбирь, лук, черемшу. После обеда можно будет только пить. И нужно постараться совершить как можно больше добрых дел.
Обет на тибетском языке звучит «домба», что означает связывать, присоединять. Имеется ввиду, что силой обета человек присоединяется к одной связке с великими буддийскими Учителями, ламами прошлого, настоящего и будущего. Следующими по количеству обетов являются 36 обетов послушника-монаха (гецул по-тибетски). Далее идут 253 обета полного монаха (гелон по-тибетски). Однако главными, базовыми у них являются 5 обетов генина с добавлением ещё одного, главного – обета безбрачия. Обеты генина относятся большей частью к физическому телу. А обеты бодисатв, о которых мы писали ранее, большей частью относятся к внутренней мотивации человека. Вообще, существует много других видов, комплексов клятв. Всё зависит от преследуемых целей. Однако вышеописанные обеты являются самыми распространёнными в буддизме.
Еши Намжил лама.

О трех видах обетов

Однажды Миларепа встретился с двумя учеными ламами. Низко поклонившись ему, ламы попросили: «Пожалуйста, расскажи о различиях между тремя видами обещаний: обетом личного освобождения, обетом Бодхисаттвы и тантрическими обетами». На это Мила ответил песней:

Состояние излучения многообразно
в проявлениях,
Состояние радости рождено спонтанно,
Рассудочное мышление проникнуто
Состоянием истины. 
Кланяюсь моему Ламе —
Он олицетворяет собой все три Состояния.
В вас, ученые, коренится доверие
и устремленность.
Слушайте, дабы отсечь запутанность,
которая стоит за вашим вопросом.
Семь уровней обетов личного освобождения
Управляют только телом и речью.
Потому они действуют,
Лишь пока продолжается жизнь,
И по смерти будут утрачены.
Если послушник или монах,
получивший полное посвящение,
Не раскается в нарушении
одного из четырех главных обетов,
То обещание личного освобождения
будет утрачено,
И в этой жизни его не восстановить.
Но согласно взгляду Бодхисаттвы,
Пока есть мешающие эмоции,
Можно применять к ним противоядия
С намерением устранить вред.
Потому, если нарушение случится,
Есть много способов исправить ошибку.
Если сохранять монашеский обет,
Он наверняка будет с вами
в следующей жизни,
А отступления от него ведут
к соответствующим результатам.
Обет Бодхисаттвы
зарождается в уме,
Поэтому, если его соблюдать,
Он действует до Освобождения.
А повредив, его можно восстановить.
Каждую ночь и каждый день
Трижды повторяйте
Сутру трех скоплений (скандх) —
Так перед ликом Бодхисаттв
и Победителей
Будут очищены следы повреждений. 
Если обет Бодхисаттвы
серьезно нарушен,
Признайте это, мысленно представив
Перед собой Бодхисаттву Акашагарбху,
И откройтесь тому, кто хранит обет.
Если Ламы нет рядом,
Обновите обещание
перед его изображением.
Плод соблюдения такого обета —
Спонтанные действия
Для блага многих существ
И совершенное состояние Будды,
Достигаемое благодаря линии
преемственности Бодхисаттв.
А нарушение обета
приносит очень плохие плоды.
На пороге Непревзойденной тантры
Лама тщательно проверяет ученика,
А ученик тщательно проверяет Ламу.
Достойный новичок, желая учиться
И трижды попросив искусного мастера,
Получает серию из четырех посвящений
Для развития тела, речи и ума.
Он старается вступить в мандалу
И готовится к этому разными способами.
Подготовка помогает устранить
Повреждения обета Бодхисаттвы,
Обычных и особых обетов,
Принятых перед пятью
Дхьяни-Бодхисаттвами,
И четырнадцати главных обетов Тантраяны,
А также исправить нарушения,
главные и второстепенные.
Получив посвящение вазы,
Мы напрямую отождествляем наше тело
С телом Йидама. 
Получив тайное посвящение речи,
Мы слышим все произносимые тексты
Как голос Йидама, звучащий,
но пустой в своей сути.
Получив третье посвящение —
мудрости-осознавания, —
Мы обретаем свободу блаженства,
И ощущаем, что четыре вида радости
естественно развиваются.
Получив четвертое,
высшее посвящение — слова,—
Мы постигаем смысл Махамудры
И приходим к сосредоточению
В состоянии,
свободном от искусственности.
Если вы безупречно храните
обязательства и обеты,
То, полностью приняв четыре посвящения,
Обретете благо всех
йогических совершенств —
Обычных и высших.
Высшие сиддхи и есть достижение цели —
Всепронизывающее,
Неуязвимое и спонтанное Состояние истины.
Тогда, словно солнце в пространстве,
В густонаселенных небесах Акаништхи
Рождается Состояние радости
Со своим чистым окружением.
Исходящий от него свет —
Множество проявлений
Состояния излучения —
Устремляется туда,
где пребывают ученики,
Которым еще предстоит очиститься.
Осуществив эти три Состояния,
Становишься Ваджрадхарой,
Наделенным пятью видами мудрости
и четырьмя постижениями, —
Это Три состояния Будд
и их сущностное единство. 
Нарушивший обеты пожнет дурные плоды
в этой жизни —
Это недуги, безумие,
Беды и волнение, ранняя смерть,
Проказа, артрит и расстройство
внутренних функций.
Неизбежно случатся мириады несчастий.
С прекращением дыхания
Сознание угаснет и направится в ад,
Называемый Ваджрным, —
Из него долго не выбраться.
После разрушения вашего мира
Вы переродитесь в мирах на востоке,
Потом на юге, западе и севере,
В промежуточных направлениях,
Над ними и под ними.
Если для вас нестерпим укол шипа,
Как перенесете боль от лезвий пилы?
Если для вас нестерпима всего одна искра,
Как перенесете боль
от раскаленного железа?
Если для вас нестерпим
слишком горячий суп,
Как перенесете боль от вливаемой в горло
расплавленной меди?
От того, что нестерпимо, нужно
держаться как можно дальше.
Потому из всех трех видов обетов,
Без сомнения, важнее тот,
что связан с посвящением.
Если хорошо уясните,
Как практиковать не нарушая обещаний,
Вы достигнете Освобождения
В этой жизни, во время смерти,
в промежуточном состоянии
Или не более, чем через семь
или шестнадцать жизней,
И обретете силы Ваджрадхары. 
Если же такое понимание не появится,
Могут случаться ошибки,
Которые вредят обетам.
Так вы быстро откатитесь далеко назад.
Источник ваших достижений —
Не кто иной, как искусный Лама,
Поэтому стоит видеть его как самого Будду
И всегда стремиться радовать его
Своим служением и всем,
чем только возможно.
Никогда не вызывайте его недовольство.
Нарушение обетов
Из-за гнева, враждебности или критики
В отношении близких и дальних
ваджрных братьев и сестер,
Что вошли в мандалу вместе с вами,
До или после вас,
Станет причиной падения в самый низкий ад.
Хотя нарушенные обеты —
Главные и второстепенные —
Можно восстановить
посредством сильного раскаяния,
Стремитесь хранить их незыблемыми.
Если хотите узнать широко и подробно
О самой практике
И получить разъяснения,Служите истинно опытному,
Сочувственному Ламе,
Владеющему искусными средствами.
Я пояснил лишь самую малость.
Чем бы все это закончилось,
Если бы я дал полное объяснение?

Перевод с английского: Ольга Кривовяз

Обеты Бодхисаттвы

Обеты Бодхисаттвы

СОТО ДЗЕН СОТО ДЗЕН

« Zen főoldal
« vissza a Terebess Online nyitólapjára

 

Обеты Бодхисаттвы

ЧЕТЫРЕ ВЕЛИКИХ ОБЕТА
(Повторить три раза)

「四弘誓願文:しぐせいがんもん 」

衆生無辺誓願度:しゅじょうむへんせいがんどー
煩悩無尽誓願断:ぼんのうむじんせいがんだん
法門無量誓願学:ほうもんむりょうせいがんがく
仏道無上誓願成:ぶつどうむじょうせいがんじょ う

Шигу Сейганмон

Сюдзё мухен сейган до,
Бонно муджин сейган дан,
Хомон мурё сейган гаку,
Буцудо мудзё сейган дзё.

 

Четыре всеобщих обета

Четыре обета бодхисаттвы — это фундаментальные обеты пути дзэн-буддизма, выражающие решимость бодхисаттвы достичь пробуждения, чтобы освободить всех живых существ. С просветлением приходит осознание фундаментального равенства всех вещей и понимание того, что для освобождения себя необходимо освободить других существ, а освобождение других существ есть не что иное, как освобождение самого себя. В этом заключается единство мудрости и сострадания. Четыре обета бодхисаттвы поются в дзенских монастырях в конце ежедневных служб и поминальных служб по усопшим. Их также поют после тейсё, когда лекция роси закончилась.

Разумные существа бесконечны, они спасут себя.
Желания бесконечны, они придут к концу сами по себе.
Дхармы бесконечны, поэтому есть обучение, изучение.
Путь Будды не выше, поэтому он всегда достигается.

тр. Кобун Чино Отогава (1972)

*

Какими бы бесчисленными ни были существа, я клянусь спасти их всех
Какими бы неисчерпаемыми ни были мои заблуждения, я клянусь преодолеть их все
Какими бы неизмеримыми ни были Учения Дхармы, я клянусь постигнуть их все
Путь Будды бесконечен, я клянусь идти по нему до самого конца

*

Живые существа бесчисленны, я клянусь спасти их всех.
Путаницы бесчисленны, я клянусь сократить их все.
Учения Будды безграничны, я клянусь постигнуть их все
Путь Будды высший, я клянусь достичь его.

*

Разумные существа бесчисленны: я клянусь освободить их всех.
Желания неисчерпаемы: я клянусь покончить с ними всеми.
Врата Дхармы бесконечны: я клянусь овладеть ими всеми.
Путь Будды непревзойден: я клянусь достичь его.

*

Живые существа бесчисленны: я клянусь спасти их.
Обманчивые страсти неисчерпаемы: я клянусь погасить их.
Врата Дхармы неизмеримы: я клянусь овладеть ими.
Путь Будды непревзойден: я клянусь выполнить его.

*

Обычные существа бесчисленны Я клянусь освободить их всех
Осквернения бесконечны, я клянусь уничтожить их все
Учения Будды безграничны, я клянусь изучить их все
Пути просветления высшие Я клянусь достичь их всех

*

Я клянусь избавить свой разум от всех обычных существ
Я клянусь устранить все загрязнения из своего разума
Я клянусь принять каждое учение моей природы
Я клянусь достичь пути просветления из своей природы

*

Хотя мириады существ бесчисленны, я клянусь спасти их;
Хотя скверны возникают бесконечно, я клянусь покончить с ними;
Хотя врат Дхармы бесчисленное множество, я клянусь изучить их;
Хотя путь Будды непревзойден, я клянусь воплотить его.

*

Существа бесчисленны; Я клянусь проснуться вместе с ними.
Заблуждения неисчерпаемы; Я клянусь покончить с ними.
Врата Дхармы безграничны; Я клянусь войти в них.
Путь Будды непревзойден; Я клянусь стать им.

*

Четыре всеобъемлющих обета

Массы существ, без ограничений,
[Я/мы] клянемся спасти [их всех].

Тревога [и] ненависть, [обманчивые желания] неисчерпаемы,
[Я/мы] клянемся сломать [их всех].

Врата Дхармы сверх меры
[Я/мы] клянемся выучить [их все].

Путь Будды, ничего выше,
[Я/мы] обещаем выполнить [это]

*

Какими бы бесчисленными ни были все существа,
мы клянемся просветить их;
Как ни неисчерпаемы страсти,
мы клянемся погасить их;
Какими бы неизмеримыми ни были Дхармы,
мы клянемся овладеть ими;
Какой бы несравненной ни была Истина Будды,
мы клянемся достичь этого.

*

Я освобожу
безграничная толпа жизни
я вырежу
неистощимая ослепляющая ярость
я буду учиться
невесомые врата к истине
я найду
бесподобный образ бодрствования

*

Четыре великих обета

Существ бесчисленно; Я клянусь спасти их всех.
Заблуждения бесконечны; Я клянусь бросить их все.
Врата Дхармы бесконечны; Я клянусь пройти через них все.
Путь Будды, каким бы долгим он ни был, я клянусь идти до конца.

*

1. Клятва освобождения всех существ,
2. Клятва погасить неисчерпаемые загрязнения,
3. Клятва овладеть неизмеримыми вратами дхармы, 90 006
4. Клятва реализовать высший путь буддийского пути 9.0016 (мудрости и сострадания).

Перевод Стивена Аддиса

*

Современная экологическая версия этих клятв была написана
.
Аллен Гинзберг, Гэри Снайдер и Филип Уэлен.

Разумные существа бесчисленны; Я клянусь спасти их.
Потребляющие желания бесконечны; Я клянусь остановить их.
Биологические отношения сложны; Я клянусь чтить их.
Путь природы прекрасен; Я клянусь стать им.

*

Подробнее (PDF)

 

Шигусейган

Si nombreux que soient les

êtres, je fais voeux de les sauver tous
Si nombreuses que soient les passions, je fais voeux de les vaincre toutes
Si nombreux que soient les Dharma, je fais voeux de les acquérir tous
Si parfait que soit un Bouddha, je fais voeux de le devenir.

 

A négy bódhiszattva fangadalom
Fordította: Terebess Gábor

Бар Самталанок аз Эрзо Леньек,
Fogadom, hogy felszabadítom mindet.

Бар, кимеритететленек и сенведелек,
Fogadom, hogy legyőzöm mindet.

Бар-фельмерхететленек в Тан-капуи,
Fogadom, hogy megismerem mindet.

Бар elérhetetlen ek Buddha utjai,
Fogadom, hogy bejárom mindet.

 

A Mindenkiért tett Nagy Fogadalom
Fordította: Edelényi Gyula
В: Роберт Эйткен: Holló zenmester.
Lunarimpex Bt., 2010, 206. старый

Az élőlények száma végtelen,
Fogadom, hogy mind megszabadítom.

А капразаток вилага кимеритететлен,
фогадом, hogy mind legyőzöm.

A igaz tanok sora megszámlálhatatlan,
фогадом, хогы разумом, мэгтанулом.

A felébredés utjai bejárhatatlanok,
фогадом, хоги ум беяром.

 

Недь Надь Фогадалом
Фордитотта: Фоди Аттила (Кван Хэ)
http://www. kvanumzen.hu/sites/default/files/four_great_vows_CN_KOR_HU_ENG.pdf

A szenvedő lények számtalanok,fogadom,hogy mindet [a túlpartra] vezetem.
A [tudati] szennyeződések [hálói] végtelenek, Fogadom, Hogy, mindet átvágom.
A tanítások megszámlálhatatlanok,fogadom,hogy mindet megtanulom.
Будда útja felülmúlhatatlan,fogadom,hogy [magam is] megvalósítom.

 

Необычный туман
Фордитотта: Маргеску Мария
http://arsetvita.wordpress.com/2008/09/22/а-неги-фогадалом-маргеску-мария-ираса/

Az élőlények száma végtelen,fogadom,hogy mind megszabadítom.
Félrevezető gondolatok és érzelmek világa kimeríthetetlen,fogadom,hogy mind elkerülöm.
Az igaz tanok sora megszámlálhatatlan,fogadom,hogy mind megtanulom.
Felébredés útja felülmúlhatatlan,fogadom,hogy szüntelenül járom.

 

A négy főfogadalom
Fordította: Agócs Tamás
В: Szu[d]zuki Daiszecu Teitaró:

Bevezetés дзен buddhizmusba.
Polaris Könyvkiadó, 2019, 124-125. старый

Bármily végtelen is az érző lények száma,fogadom,hogy valamennyit megmenekítem.
Bármily kimeríthetetlenek является szenvedélyek,fogadom,hogy valamennyit felszámolom.
Bármily számtalanok является ароматом tanítások, Fogadom, Hogy valamennyit elsajátítom.
Бармили felülmúlhatatlanok is Buddha cselekedetei, Fogadom, hogy valamennyit véghez viszem.

 

Бодхисаттва фогадалом
Фордитотта: Добоши Антал

A szenvedő lények számtalanok,
Fogadom, hogy mindnek segítségére leszek.

A szenvedélyek kötelékei sokfélék,
фогадом, хогй менттол мэгзабадулок.

Танитасок сокретюк,
фогадом, хогы ментет мегисмерем.

A Út a teljesség elérése,
фогадом, hogy végigjárom.

 

 

Практика и теория предписаний в Сото Дзэн
Дэвид Э. Риггс

PDF: «Эволюция заповедей»
Учебный материал для Национальной конференции буддийской ассоциации Сото Дзен 2008 г.
Под редакцией

Чарли Корин Покорный

PDF:

Школа Винаи и Чан: заповеди хинаяны и заповеди бодхисаттвы, буддизм в городе и буддизм в горах
, автор Ацуши ИБУКИ
Религиоведение и государствоведение в китайских религиях, 2015

 

 

Дзен-буддийские заповеди

Три Чистых Обета
(с комментариями из Kyojukaimon )

Соблюдай все заповеди.
Это пещера, где возникают все дхармы всех будд.

Практикуйте всю благую Дхарму.
Это корень, из которого возникают все будды и дхармы.

Спасите множество существ.
Дхарма Высшего Пути — это способ делать и делать.

 

Три обета прибежища
(с комментариями от Kyojukaimon )

Я принимаю прибежище в Будде;
Я принимаю прибежище в Дхарме;
Я принимаю прибежище в Сангхе.

Великие Заветы всех Будд были сохранены и защищены всеми Буддами. Будды передают их Буддам, а Учителя Предков передают их Учителям Предков. Принятие и соблюдение Наставлений превосходит прошлое, настоящее и будущее, и совершенное согласие между реализацией учителя и ученика сохраняется во все века.

Наш великий учитель Будда Шакьямуни передал их Махакашьяпе, а Махакашьяпа передал их Ананде. Заповеди уже прошли через многие поколения в прямой последовательности, достигнув нынешнего главы этого храма.

Теперь, получив Великие Наставления, я клянусь отплатить за свой глубокий долг перед Буддами и Учителями Предков. Я обещаю сделать эти Наставления важными учениями для людей и всех других существ, чтобы в конце концов все они наследовали мудрость Будды.

 

 

Десять заповедей
(с комментариями Бодхидхармы и Догэна Зендзи)

1. Не убивать.

Бодхидхарма: Собственная природа тонка и таинственна. В царстве вечной Дхармы отказ от идеала убийства называется Заповедью НеУбийства.

Догэн Дзэндзи: семя Будды растет в соответствии с отказом от жизни. Передайте жизнь мудрости Будды и не убивайте.

2. Не воровать.

Бодхидхарма: Собственная природа тонка и таинственна. В царстве недостижимой Дхармы отсутствие мыслей о приобретении называется Заповедью не красть.

Догэн Зендзи: Я и вещи мира такие, какие они есть. Врата освобождения открыты.

3. Не злоупотреблять сексом.

Бодхидхарма: Собственная природа тонка и таинственна. В царстве непозолоченной Дхармы отказ от создания видимости привязанности называется Заповедью не злоупотреблять сексом.

Догэн Дзэндзи: Три Колеса чисты и ясны. Когда вам нечего желать, вы следуете путем всех будд.

4. Не врать.

Бодхидхарма: Собственная природа тонка и таинственна. В царстве необъяснимой Дхармы воздержание от проповеди единого слова называется заповедью не лгать.

Догэн Дзэндзи: Колесо Дхармы вращается с самого начала. Нет ни избытка, ни недостатка. Вся вселенная пропитана нектаром, и истина готова к урожаю.

5. Не давать и не принимать наркотики.

Бодхидхарма: Собственная природа тонка и таинственна. В царстве изначально чистой Дхармы запрет на возникновение заблуждений называется Заповедью не давать и не принимать наркотики.

Доген Дзэндзи: Наркотики еще не привезли. Не позволяйте им вторгаться. Это великий свет.

6. Не обсуждать недостатки других.

Бодхидхарма: Собственная природа тонка и таинственна. В царстве безупречной Дхармы ни разъяснение ошибок не называется Заповедью не говорить о недостатках других.

Догэн Дзенджи: В Дхарме Будды есть один путь, одна Дхарма, одна реализация, одна практика. Не допускайте придирчивости. Не допускайте бессистемных разговоров.

7. Не хвалить себя, оскорбляя других.

Бодхидхарма: Собственная природа тонка и таинственна. В сфере справедливой Дхармы отказ от сосредоточения на я против вас называется Заповедью не хвалить себя, оскорбляя других.

Догэн Дзэндзи: Будды и Учителя Предков осознают пустое небо и великую землю. Когда они проявляют благородное тело, нет ни внутренней, ни внешней пустоты. Когда они проявляют тело Дхармы, на земле нет даже кусочка земли.

8. Не щадя активов Дхармы.

Бодхидхарма. Сама природа тонка и загадочна. В подлинной, всепроникающей Дхарме отсутствие скупости ни в чем называется Заповедью не щадить активы Дхармы.

Догэн Дзэндзи: Одна фраза, один стих — это десять тысяч вещей и сто трав; одна Дхарма, одна реализация — это все Будды и Учителя Предков. Поэтому с самого начала никакой скупости не было.

9. Не поддаваться гневу.

Бодхидхарма: Природа Я тонка и таинственна. В царстве бескорыстной Дхармы отказ от создания реальности для себя называется Заповедью не поддаваться гневу.

Догэн Дзэндзи: Не продвигается, не отступает, не настоящий, не пустой. Есть океан ярких облаков. Есть океан торжественных облаков.

10. Не порочить три сокровища.

Бодхидхарма: Собственная природа тонка и таинственна. В царстве Единого отсутствие нигилистических концепций обычных существ и мудрецов называется Заповедью Не Порочить Три Сокровища.

Догэн Дзэндзи: тейсё настоящего тела — это гавань и плотина. Это самое главное в мире. Его добродетель находит свое пристанище в океане сущностной природы. Это не поддается объяснению. Мы просто принимаем это с уважением и благодарностью.

 

 

Ритуал принятия обетов бодхисаттвы — Study Buddhism

(19) За исключением обетов, являющихся самой природой активной бодхичитты, ваше чистое устремление никогда не возрастет. Поэтому, с желанием продвигаться к желаемому полному просветлению, решительно и энергично примите их ради этого.

Состояние бодхичитты — это когда мы действительно занимаемся практиками, которые приведут нас к просветлению, а это означает принятие обетов бодхисаттвы. По сути, клятва устанавливает границы и говорит: «Я воздержусь от негативного поведения, выходящего за эти границы». Таким образом, обет — это воздержание от чего-то негативного.

На самом деле мы достигнем просветления через практику шести далеко ведущих состояний ума, которые иногда называют «шестью совершенствами». Они «дальновидные» — это буквально то, что означают тибетцы и санскритцы, в том смысле, что они приведут нас к просветлению.

С обетами бодхисаттвы связаны различные обеты, связанные с каждым из этих далеко идущих состояний ума, вещи, которых мы собираемся избегать, которые могут создать серьезную проблему с точки зрения нашей практики щедрости, этической дисциплины, терпения, настойчивости. , умственная устойчивость или концентрация, и различающее осознавание или мудрость, или что вообще мешает нам помогать другим. Эти обеты касаются вещей, которых мы хотим избежать. Есть 18 основных и 46 второстепенных, и мы можем найти их подробное обсуждение в различных статьях на веб-сайте Study Buddhism.

Атиша говорит здесь: « если мы не примем эти обеты, что является природой активной бодхичитты », — другими словами, активная бодхичитта означает принятие обетов, структурирование нашего поведения таким образом — « тогда это устремление » чтобы достичь просветления, мы не пройдем весь путь, « не увеличит » на всем пути к тому, чтобы действительно привести нас к просветлению. Мы должны что-то сделать; мы должны работать, чтобы развиваться.

Он говорит, что если мы хотим продвинуться к тому полному просветлению, к которому мы стремимся, которого мы желаем достичь, тогда у нас есть » обязательно принять эти клятвы . Мы должны делать это очень сознательно, очень формально. Под «энергетически » он подразумевает, что это не случайно; мы прилагаем усилия, чтобы действительно соблюдать эти обеты.

Какой будет подготовка к этому? Есть ли предпосылки для принятия этих обетов? Атиша говорит:

(20) Те, кто постоянно соблюдают другие обеты любого из семи классов индивидуального освобождения, имеют соответствующую долю обетов бодхисаттвы; другие нет.

Обеты индивидуального освобождения называются на санскрите «обетами пратимокши». Семь степеней – это обеты для мирянина или мирянки, а затем – временная монахиня – предварительные означает, что мы испытываем это в течение нескольких лет, прежде чем действительно решимся это сделать, – а затем обеты для начинающего монаха и монахиня-новичок, а затем обеты полного монаха и полной монахини. Это семь классов.

Когда мы говорим о мирских обетах, их пять, но не обязательно брать все пять; любого их количества будет достаточно. Пять: воздержание от (1) лишения жизни, убийства, (2) воровства, (3) лжи, (4) неуместного сексуального поведения, другими словами, действий под влиянием крайних беспокоящих эмоций, с полным подавлением. желание или ненависть, навредить кому-то сексуальным поведением, или наивность, думая, что это путь к освобождению, и (5) употребление одурманивающих веществ — это алкоголь, и мы бы также включили наркотики.

Если мы придерживаемся одного из этих обетов индивидуального освобождения или освобождения от сансары, то по пути мы также освобождаемся от нерешительности: «Должен ли я выпить? Не выпить ли мне?» «Должен ли я убить этого комара? Не убить ли мне этого комара?» Когда мы даем обет, наш разум принимает решение: «Я не собираюсь этого делать», и тогда мы свободны от этой нерешительности, от этого напряжения. Эти обеты очень освобождают не только в том смысле, что помогают нам достичь окончательного освобождения, но и очень освобождают на пути.

Если мы соблюдаем эти обеты на каком-то уровне, то мы « имеем надлежащую долю », — говорит он. У нас есть надлежащая часть этической дисциплины, которая послужит основой для того, чтобы мы могли принять и соблюдать обеты бодхисаттвы, которые более тонкие, чем эти обеты пратимокши.

Например, в первую очередь мы хотим избежать восхваления себя и унижения других из-за нашей привязанности к получению чего-то от людей. Например, говоря: «О, я лучший учитель» или «Я лучший в этом или в этом, и никто другой не годится», потому что мы хотим, чтобы люди приходили к нам. Это действительно мешает нам помогать другим, потому что мы пытаемся заставить других дать нам что-то больше, чем кому-либо другому, так что это действительно очень эгоистично. Если люди это поймут, и если люди не такие глупые и поймут это, то они не будут доверять нам и не будут доверять нашей мотивации. Это станет большим препятствием для возможности помогать другим, поэтому мы хотим этого избежать.

Это очень тонкая дисциплина нашей речи, и что даст нам основу для того, чтобы воздерживаться от такого рода вредоносной речи, так это если у нас будет хотя бы основа воздерживаться от лжи, благодаря обеты пратимокши. Тогда это дает нам возможность сдерживать себя. Это доля дисциплины, уметь воздерживаться от чего-то чуть более тонкого. Атиша говорит, что те, у кого нет такой основы одного из этих семи классов обетов, на самом деле не имеют прочной основы для соблюдения обетов бодхисаттвы.

Не все буддийские мастера, особенно в некоторых тибетских традициях, согласны с Атишей. Некоторые из них говорят: «Ну, достаточно тантрических обетов; тебе не нужно давать никаких других обетов». Однако совету Атиши очень строго следуют, по крайней мере, в традиции гелуг, и в совете Атиши есть большая мудрость.

Оптимальная ситуация для принятия обетов бодхисаттвы и их соблюдения

(21) Что касается семи классов индивидуального освобождения, Так Ушедший утверждал в своих объяснениях, что те, кто славится безбрачием, являются высшими; и это обеты для полностью посвященных монахов.

«Так Ушедший», так я перевожу слово Татхагата . Татхагата — другое имя Будды. гата Татхагаты «ушли» или «продвинулись»; они прошли или прошли стадии, и татха означает «таким образом, таким образом» или «соответственно», в соответствии с правильным пониманием пустоты, так что, когда они достигают просветления, то, к чему они продвинулись, соответствует всем описания Будды, и они видели вещи такими, какие они есть на самом деле. Слово 9 имеет большое значение.0701 Татхагата .

Будда сказал, что из этих семи классов высшим является класс обетов « славного безбрачия ». Атиша объясняет в своем комментарии, что « безбрачие » означает воздержание от полового поведения и от алкоголя, от одурманивающих веществ; так что это воздержание от обоих. Называть безбрачие « славным » означает говорить, что это нечто очень положительное; он говорит о полном безбрачии, и это имеет в виду обеты полностью посвященного монаха.

Это следует понимать в контексте индийского общества того времени, так как полностью посвященные монахини имеют точно такой же обет. Однако в этом контексте древней Индии с женщинами не обращались одинаково; Заявление Атиши — это не размышление о женском перерождении, а размышление об обществе того времени. Это не вина женщин; это ошибка общества того времени. Женщина столкнется с гораздо большим количеством препятствий, пытаясь помочь другим как бодхисаттва, чем мужчина в той же роли.

Женщина, выходящая и пытающаяся помочь мужчинам в трудной ситуации, может быть ими изнасилована, например, поэтому она столкнется с дополнительными препятствиями. Вот почему он говорит, что у монаха лучшая ситуация для того, чтобы быть в состоянии приносить пользу другим. Это может быть не так в настоящее время в наших западных обществах. Подобные утверждения о мужчинах и женщинах следует понимать в контексте того времени, когда их учили.

Здесь имеется в виду невыгодность того, что мирянин имеет партнера или состоит в браке. Очевидно, что в контексте Индии мы говорим о мирянине, состоящем в браке и имеющем домашнее хозяйство; это может быть небольшой проблемой с точки зрения действительной работы на благо всех существ, потому что мы несем очень серьезную ответственность перед своей семьей и заботимся о ней. Кроме того, когда у нас есть сексуальный партнер, наше внимание очень сильно сосредоточено на этом человеке, и мы хотели бы проводить с ним больше времени, чем с кем-либо еще. Мы склонны перестать помогать другим, по крайней мере, на какое-то время, чтобы уйти и заняться личной жизнью с любимым человеком. Итак, это может быть проблемой.

Точно так же, если мы принимаем одурманивающие вещества, алкоголь, наркотики и т. д., это затуманивает наше суждение, наше различение. Мы можем стать очень ленивыми; они могут вызвать у нас сонливость; у них много недостатков, которые могут помешать нам по-настоящему помогать другим. Мы становимся зависимыми. Обычно мы чувствуем, что не можем делать определенные вещи, если у нас нет наркотика.

Это не означает, что если мы не являемся полностью посвященным монахом, мы не можем по-настоящему следовать пути бодхисаттвы; это не указано. Это просто говорит о том, что если мы полностью посвящённые монахи и живём такой жизнью воздержания, то это будет оптимальная ситуация для того, чтобы иметь возможность принять обеты бодхисаттвы и соблюдать их.

Принятие обетов бодхисаттвы от квалифицированного гуру

Как мы принимаем эти обеты бодхисаттвы? Атиша говорит:

(22) С помощью ритуала, хорошо изложенного в «Главе этической дисциплины» Стадии бодхисаттвы , примите обеты (бодхисаттвы) от превосходного, полностью квалифицированного гуру.

Стадии бодхисаттвы — это текст Асанги. На санскрите он называется Бодхисаттвабхуми . В нем рассказывается об этапах пути бодхисаттвы, и есть глава об этической дисциплине, в которой говорится о обетах бодхисаттвы, и там есть ритуал для их фактического принятия. Если мы принимаем обеты с помощью такого рода ритуала, то нам нужно брать их у духовного учителя, « гуру », и этот учитель должен быть « полностью квалифицированным ».

Одно из качеств такого гуру Махаяны, того, кто может давать обеты, Атиша представляет в следующем стихе. Он говорит: 

(23) Знайте, что превосходный гуру — это тот, кто искусен в церемонии обетов, по своей природе живет согласно обетам, имеет уверенность, чтобы даровать обеты, и обладает состраданием.

Учитель должен быть “ кем-то, кто имеет опыт проведения церемонии », иными словами, знает, как провести ритуал. И « по природе » это кто-то, кто на самом деле « живет согласно этим обетам ». У них есть бодхичитта и эти обеты бодхисаттвы, и они действительно следуют им; они действительно соблюдают их, так что они сами являются кем-то с чистыми обетами бодхисаттвы.

У них есть « уверенность , чтобы даровать обеты ». Здесь это слово « уверенность », и на самом деле тибетское слово означает терпение. «Терпение» может означать, что у них есть терпение, чтобы вынести все трудности, связанные с соблюдением обетов и обучением других пути бодхисаттвы, терпение, чтобы не отчаиваться в плане помощи другим, потому что иногда людям очень трудно помочь. и дать нам трудное время. Все это мы можем понять из употребленного здесь слова «терпение».

Однако многие комментарии объясняют это слово как «уверенность» в том смысле, что если учитель обладает этими различными типами терпения, то он обладает большой силой, внутренней силой: способностью соблюдать обеты, быть в состоянии иметь дело с другими, помогая другим, и так далее. Именно эта сила или уверенность в себе позволяет им действительно служить этическим авторитетом, авторитетом бодхичитты, который будет вселять уверенность и в нас, когда мы принимаем от них обеты бодхисаттвы.

Хорошим примером является Его Святейшество Далай-лама. Мы смотрим на Его Святейшество и на то, с какими трудностями он сталкивается, с какими трудностями он сталкивается из-за китайцев, из-за трудностей внутри самой тибетской общины и из-за почти безнадежной ситуации, в которой оказались тибетцы. И все же он продолжает помогать другим, проявлять сострадание, проявлять терпение ко всему этому, и это действительно дает ему моральный авторитет, эта « уверенность в даче обетов ».

Четвертое качество, которое перечисляет Атиша, состоит в том, что учителю необходимо « обладают состраданием », что означает быть искренне сострадательным, действительно желать, чтобы другие были свободны от страданий и причин страданий, и действительно работать в этом направлении, а не просто так говорить.

Ритуал принятия обетов бодхисаттвы без гуру

Что произойдет, если мы не сможем найти такого гуру? Затем есть еще один ритуал, позволяющий принять обеты бодхисаттвы без гуру. Это на самом деле весьма существенно. Что касается обетов пратимокши, обетов личного освобождения или тантрических обетов, у нас должен быть учитель, чтобы принять их. Мы не можем просто взять их без учителя; хотя с тантрическими обетами мы можем обновиться без учителя, но чтобы принять их в первый раз, это должно быть с учителем. Обеты бодхисаттвы в первый раз можно принять без учителя. На самом деле, это не значит, что мы берем обеты от учителя, в каком-то смысле, потому что человек дает эти обещания в терминах будд; учитель — это средство, с помощью которого это делается.

(24) Однако, если вы приложили усилия для этого и не смогли найти такого гуру, существует другой ритуал, кроме ритуала получения обетов, который я объясню полностью.

Для этого есть источник в сутрах, это не просто то, что он выдумывает. Он говорит:

(25) Относительно этого я очень ясно напишу здесь, как Манджушри зародил бодхичитту в прежние времена, когда он был царем Амбараджей, как это объяснено в Сутра украшение поля будды Манджушри .

Это источник, а следующие стихи — это то, что читал Манджушри, и то, что мы также читаем, принимая обеты бодхисаттвы таким образом, без учителя. Очевидно, есть более сложный ритуал, чем этот. Это всего лишь основные черты того, как это делал Манджушри.

(26) «На глазах у моих Хранителей я зарождаю бодхичитту и, пригласив в гости всех странствующих существ, освобожу их от бесконтрольного перерождения.

Под « Хранителями » имеется в виду Будды, которые являются нашими хранителями. Они помогают нам на пути и оберегают от блужданий. «С ними в качестве моего свидетеля, , я порождаю эту решимость бодхичитты », подтверждаю ее, «, и я приглашаю всех странствующих существ в качестве моих гостей ». Другими словами, «я сосредоточен на всех, кто бродит по неконтролируемому перерождению, и они мои гости, я их приглашаю», значит, мы не собираемся их подводить.

Отношение и поведение, от которых следует отказаться или которые следует усыновить

Что я собираюсь для них сделать? «Я попытаюсь освободить их от неконтролируемого возрождения ». Это означает, что я буду работать, чтобы помочь им настолько, насколько я могу сейчас, и постараюсь достичь просветления, чтобы я мог помочь им как можно лучше, хотя очевидно, что никто не может одним щелчком пальцев освободить их. каждый.

(27) С этого момента и до достижения высшего очищенного состояния я никогда не буду действовать со злыми намерениями, гневным умом, скупостью или ревностью.

Говоря о « очищенном состоянии » — слово на санскрите звучит как бодхи — это может быть очищенное состояние освобожденного существа, архата, который может быть либо шравакой, либо пратьекабуддой архатом. высшее очищенное состояние есть достижение Будды; Итак, просветление. Итак, « из сейчас, пока я не достигну этого высшего очищенного состояния », другими словами, просветления, «с этого момента и до тех пор я собираюсь никогда не действовать », что означает «Я собираюсь попробовать никогда не действовать», потому что, очевидно, невозможно обещать, что мы больше никогда не будем злиться; однако: «Я, конечно, постараюсь изо всех сил этого не делать».

«Я не собираюсь действовать с вредными намерениями, » что является полной противоположностью любви; мы хотим, чтобы они были счастливы, а не чтобы они были несчастны. « Вредные намерения » — это пожелание им быть несчастными, чтобы с ними случилось что-то ужасное.

«Я не собираюсь действовать с разгневанным умом », умом, который думает: «Я действительно злюсь на тебя, ты мне больше не нравишься, и я отвергаю тебя»; — Я не собираюсь так себя вести. «Не действовать со скупостью », где скупость означает, что мы сдерживаемся и думаем: «Я не хочу делиться с вами тем, что у меня есть. Я не хочу ничего тебе давать». Также может быть, что мы говорим о скупости с нашей помощью; это не обязательно означает нежелание давать или делиться материальными вещами. Мы можем быть очень скупыми в отношении нашего времени, энергии и так далее. Он говорит: «Я не собираюсь быть таким».

«Я не собираюсь действовать с ревностью ». Здесь ревность может иметь множество негативных коннотаций. Один из них — это когда кто-то другой делает что-то полезное, и мы думаем: «Я завидую, что не сделал этого, потому что хочу получить всю славу». Мы недовольны чем-то положительным, что сделал другой человек, и мы хотим, чтобы он этого не делал. Это также очень негативно с точки зрения работы на благо всех. Выгода для всех не означает, что « я должен принести им пользу». Вместо этого мы должны думать: «Если кому-нибудь приносит пользу, это замечательно.

Другая форма зависти: если кто-то что-то дал кому-то другому, сделал что-то хорошее для кого-то другого, мы завидуем, что «мне этого не дали». Если они проявляют любовь к кому-то другому, «они не проявляют свою любовь ко мне», поэтому «я завидую». Мы тоже не собираемся так поступать; дело не в том, что мы хотим чего-то для себя.

(28) Буду жить по безбрачию; Я избавлюсь от негатива и привязанности/жадности. Находя радость в обетах этической дисциплины, я буду постоянно тренироваться, как это делали Будды.

Это в контексте рукоположенного монаха, отправляющегося в жить в соответствии с безбрачием . Конечно, хотелось бы, чтобы главная движущая сила в нашей жизни не была посвящена все время нашему сексуальному партнеру, любовнику или все время напивалась. Лучше всего посвятить все свое время и энергию помощи другим. Конечно, это должно быть в контексте знания того, когда нужно сделать перерыв, а также не давить слишком сильно и быть фанатиком; в противном случае это обречено на провал.

Очевидно, что сексуальное влечение — это то, что очень сильно у многих из нас. Отрицать или подавлять это, особенно если это делается нездоровым образом, тоже может быть большим препятствием. Однако важно не подчиняться нашим сексуальным влечениям, не поддаваться им, особенно если мы пытаемся помочь кому-то, кого мы находим привлекательным. Каковы наши мотивы, чтобы помочь им? Просто: «Я хочу помочь этому, потому что нахожу его привлекательным? Чего я действительно добиваюсь? Я хочу, чтобы они любили меня или получали от них какую-то сексуальную услугу, а не действительно помогали им?»

Это действительно может отвлечь нас, создать большую проблему; если другой человек понимает это, он может стать очень негативным по отношению к нам. Даже если мы на самом деле помогаем им, часть нас все еще хочет физически приблизиться к другому человеку, так что это подрывает наш чистый мотив. Довольно интересно, если это так, исследовать себя и понять: «Буду ли я так заинтересован в том, чтобы помочь этому человеку, если бы он выглядел не так, как выглядит, если бы я нашел этого человека уродливым?»

Если мы обнаружим, что не были бы так заинтересованы в помощи человеку, если бы он выглядел как кто-то, кого мы находим очень непривлекательным, тогда нам действительно нужно изучить, что происходит с нашей мотивацией. Если наше сексуальное влечение сильное, нам нужно как-то справиться с этим, быть честным с этим, найти какое-то решение, которое не станет серьезным препятствием в нашей помощи другим. Кроме того, как указывает Шантидева в своем тексте, когда мы пытаемся обрести концентрацию, целеустремленную концентрацию, самым большим отвлечением будет умственное блуждание из-за сексуального желания.

Атиша говорит: « мне нужно избавиться от негатива и также привязанности ». Это слово может означать либо привязанность, либо жадность, желание получить то, чего у нас нет, или, если оно у нас есть, нежелание отпускать и желать еще большего. « Негативы » также могут относиться к негативной силе, которая была создана нашим деструктивным поведением, поэтому мы хотим очиститься от нее, потому что, когда у нас есть такая негативная сила, мы всегда думаем очень подавленным образом и в подавленном состоянии. очень пораженческий, негативный тип пути; поэтому мы хотим избавиться от этого.

Затем: « наслаждаясь обетами этической дисциплины; », иными словами, не чувствуя, что это ужасное бремя и как тюремный срок, что мы воздерживаемся от этих вещей, но радуясь этому: «Это прекрасно. Это дает мне структуру, которая позволит мне помогать другим. Как замечательно, что Будда указал, чего следует избегать, если мы хотим помогать другим. Это круто. Мне не нужно было учиться на собственных ошибках; Будда указал, чего следует избегать». «Я в восторге от этого, это прекрасно. Спасибо.»

Радуясь этим обетам и этой дисциплине, мы думаем: «Я буду постоянно тренироваться так, как это делали Будды», и следуем их примеру. Это не значит, что мы должны делать абсолютно все именно так, как это делает наш учитель. Мы не собираемся быть обезьянами и просто слепо подражать. Мы, очевидно, должны адаптировать то, что сделали Будды и наши учителя, к обстоятельствам, с которыми мы сталкиваемся в жизни, и к людям, которых мы встречаем, и к связям, которые у нас есть, чтобы быть в состоянии помочь им, но следуйте основным темам обучения так, как Будды сделано.

(29) Я не буду получать удовольствия от быстрого достижения просветления для себя, 

работать ради других. Затем Атиша говорит во второй половине:

, но я останусь до конца будущего, если это будет причиной (помощи) одному ограниченному существу.

Даже если мы помогаем просто « одному ограниченному существу, » «Я буду продолжать работать» и «Я работаю не только на себя».

(30) Я очищу все в неизмеримых, непостижимых сферах и останусь повсюду в десяти направлениях для тех, кто назвал мое имя.

Это значит, что я попытаюсь превратить все вокруг себя в то, что, по его словам, является « неизмеримым, непостижимым царством »; другими словами, сделать все подобным царству Будды, «чтобы все вокруг меня способствовало тому, чтобы люди могли совершать духовный прогресс». В этом смысле мы « очищаем ”атмосфера вокруг нас.

« И оставайся везде в десяти направлениях », так что неважно где, «я останусь помогать тем, кто назвал меня именем », то есть тем, у кого есть какая-то кармическая связь со мной, которым я помогаю, и которые призывают меня помочь им.

Тогда последний стих этой цитаты: 

(31) Я очищу все действия моего тела и речи, а также очищу действия своего ума: я никогда не совершу никаких разрушительных действий».