Мощи саввы: Мощи преподобного Саввы Сторожевского. Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник
Содержание
Мощи преподобного Саввы Сторожевского. Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник
16 декабря
22–23 августа 2008 года Саввино-Сторожевский монастырь вместе со всей Россией отметил десятилетие возвращения святых мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца в основанную им обитель.
Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексея Михайловича 19 января 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года.
Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.
Октябрьский переворот 1917 года, так страшно изменивший всю жизнь Российского государства, в полной мере коснулся и главной святыни Саввина монастыря — честных мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского Чудотворца.
Впервые мощи преподобного Саввы были вскрыты и осквернены еще в мае 1918 года, задолго до официального решения большевистской власти. 1 февраля 1919 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата Юстиции о повсеместном организованном вскрытии мощей. 4 марта того же года были еще раз вскрыты святые мощи преподобного Саввы Сторожевского. Когда духовника обители иеромонаха Савву, очевидца событий, спросили о происходящем: «Как, отец Савва, было при вскрытии?», он отвечал: «Ужас… все, как в Гефсиманском саду, и поругание, и оплевание…».
Прихожане Саввино-Сторожевского монастыря пытались защитить святые мощи от поругания и писали жалобы в наркоматы Внутренних дел и Юстиции, указывая на оскорбительные действия местных властей у раки преподобного Саввы. Защита прихожанами звенигородской святыни ни к чему не привела. 5 апреля 1919 года святые мощи преподобного Саввы увезли из монастыря на Лубянку.
Вот тут-то и вспомнилось древнее монастырское предание: незадолго до своей кончины преподобный Савва «в одно время заплакал и сказал своей братии: «Придет время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним смеяться, к власти придет антихристова сила. Она выгонит меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в другое место, где еще часть людей не забудет Бога, и я буду за них молиться перед концом света». Это пророчество преподобного Саввы Сторожевского было даже напечатано в советских газетах тех лет, как доказательство контрреволюционности монашества.
Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца утрачены навсегда. И лишь в начале 90-х гг. XX века стало известно, что честная глава преподобного Саввы более 50-ти лет тайно хранилась супругами Михаилом Михайловичем и Софьей Дмитриевной Успенскими.
О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил Михайлович, сотрудник Государственного исторического музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник, вызвавший его, показал Михаилу Михайловичу серебряное блюдо, сверху накрытое материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте в музей, а то, что на блюде — останки Саввы Сторожевского, — поместите, куда сочтете нужным». М.М. Успенский хранил мощи у себя дома, а за три года до смерти, беспокоясь о судьбе святыни, через протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви с. Жилино Люберецкого района Московской области, обращался к о. Евлогию (Смирнову), тогда эконому Троице-Сергиевой Лавры, с вопросом: как быть с мощами? О. Евлогий посоветовал ему передать мощи в Лавру. Позже, когда о. Евлогий уже был наместником открывшегося Свято-Данилова монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени скончался, а его родственники сообщили, что они передали мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта 1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь, патриаршую и синодальную резиденцию, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских соборов.
22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь торжественно праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы были торжественно перенесены в основанный им монастырь. По благословению и под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II была создана Комиссия по проведению юбилейных торжеств, в состав которой вошли представители Церкви, государства, учреждений культуры, общественных организаций и деловых кругов России.
Подготовка к юбилею монастыря и перенесению святых мощей объединила труды многих и многих людей. В рекордно короткие сроки был проведен огромный объем ремонтно-восстановительных работ, отлиты и подняты на звонницу первые 10 колоколов, воссоздана по старым образцам рака для мощей преподобного Саввы, восстановлен «малый скит», благоустроена территория монастыря и ближайших окрестностей.
Празднование юбилея началось утром 22 августа 1998 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архипастырей отслужил Божественную Литургию и молебен, после чего ковчег с мощами Преподобного под колокольный звон и молитвенное пение был пронесен крестным ходом до Святых врат монастыря, где Святейший Патриарх осенил святыми мощами всех присутствующих.
После этого ковчег был внесен в автобус, и колонна из 15 автобусов и нескольких десятков автомобилей отправилась в путь — в Саввино-Сторожевский монастырь.
По дороге в Одинцове, в Перхушкове, в Захарове были сделаны остановки. И везде крестный ход встречали многие и многие сотни верующих, ожидающих встречи со Святыней.
В Звенигороде у храма святого благоверного князя Александра Невского колонна остановилась, и крестный ход продолжился пешком. Жители воспринимали возвращение своего небесного покровителя и заступника как чудо, как Божию милость, явленную Звенигородской земле.
При огромном стечении народа состоялось торжественное освящение часовни, построенной на месте взорванного в 1930-е гг. главного храма города — собора Вознесения Господня. Затем крестный ход сделал остановку у источника на Городке, где был отслужен водосвятный молебен.
И наконец, под неумолкающий колокольный звон, многотысячный крестный ход подошел к Святым воротам монастыря, из которых вышел Святейший Патриарх. Он принял ковчег со святыми мощами и внес его в монастырь. После положения ковчега в Рождественском соборе в возобновленную раку началось праздничное всенощное бдение патриаршим служением.
Утром следующего дня богослужение в Рождественском соборе возглавил Святейший Патриарх в сослужении девяти архипастырей.
По окончании праздничной службы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II к собравшимся обратился с приветственным словом: «…Этот день, вне всякого сомнения, войдет навеки в историю обители, ибо ныне в нее вернулась ее главная святыня — честные мощи преподобного Саввы, прославившиеся многими чудотворениями. Вывезенные из обители в 1919 году они Промыслом Божиим уцелели и вновь были переведены нами в свой исконный дом. Преподобный Савва вернулся в созданную им обитель, дабы участвовать в ее возрождении, ходатайствуя о ней перед Престолом Божиим и таинственно в ней присутствуя».
Так в Сторожевской обители появился еще один престольный праздник — 23 августа, по благословению священноархимандрита обители Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II вошедший в церковный календарь как день Второго обретения и перенесения честных мощей преподобного Саввы Сторожевского.
«Пять веков прошло с тех пор, как просиял на земле святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись нравы, прошел и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его святым мощам, по-прежнему с верою ищущие помощи получают ее и прославляют Бога и Его Угодника, преподобного Савву».
По материалам работы Инги Брандт.
История святых мощей прп. Саввы Сторожевского / Православие.Ru
Прп. Савва Сторожевский |
23
августа 1998 года. 10 лет второго обретения и
перенесения мощей прп. Саввы Сторожевского.
В 2007 году в России отмечалось 600 летие преставления
преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея
России чудотворца, основателя одной их главных святынь
Московской земли — Саввино Сторожевского монастыря,
любимого ученика преподобного Сергия Радонежского. Царская
Семья Романовых почитала святого Савву Сторожевского как
своего небесного покровителя — «молитвенника
за Царей Богоизбранных». Монастырь на протяжении
столетий был «собственным государевым
богомольем». Известно особое заступничество
преподобного Саввы Сторожевского о Царе Алексее
Михайловиче Романове, в царствование которого произошло
первое обретение св. мощей звенигородского чудотворца. В
годы гонений на Православие эта обитель была закрыта,
святые мощи вывезены из родных стен. По Промыслу Божиему
их смогла сохранить одна благочестивая семья в течение
нескольких последующих десятилетий. 23 августа 1998 года,
когда в монастыре возродилась церковная жизнь, святые мощи
вернулись в звенигородскую обитель. По благословению
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
день 23 августа стал праздником «Второго обретения и
перенесения честных мощей преподобного Саввы
Сторожевского».
В конце XIV века по просьбе звенигородского князя Юрия
Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) прп. Савва основал
монастырь на древнем Сторожевском холме близ Звенигорода.
Он собирал сам первых братий, руководил строительством и
росписью храмов. Воспитывал монахов высокой духовной
жизни.
Достигнув глубокой старости, после болезни, он, преподав
всем мир и целование, скончался 3 декабря 1407 года.
«Много слез пролили братия, лишившись своего
«кормника и учителя»; на погребение его
собрались князья (был, без сомнения, и Юрий
Звенигородский) и бояре, и почти все жители города. Тело
блаженного честно предали земле в церкви Пресвятой
Богородицы, им построенной…».
Умножались чудеса у мощей прп. Саввы, росло его почитание
на Руси, обитель становилась всё более известной. В 1547
году в Дом Пречистой на Сторожах (так называли тогда
Саввин монастырь) приезжал молиться Царь Иоанн Грозный со
своей первой любимой супругой Анастасией Романовной.
Именно тогда звенигородский чудотворец был канонизирован.
В середине XVI века инок Новгородского Антоньева монастыря
Маркелл составил житие прп. Саввы, собрав устные
свидетельства о жизни и посмертных чудесах первого игумена
звенигородской обители. )Чудесное заступничество прп.
Саввы охраняло монастырь со дня его основания, особенно в
Смутные времена, обрушившиеся на Русь в начале XVII века.
Многие постройки и запасы обители были уничтожены тогда
пожарами и грабежами. Но Саввино-Сторожевская обитель
смогла выстоять. Молитва святого основателя сохранила
монастырь во время всех испытаний.
Звенигородского чудотворца особо почитал Государь Алексей
Михайлович Романов. При нём монастырь приобрёл статус
Лавры, был обустроен новыми зданиями, стал загородной
царской резиденцией и одной из богатейших обителей на
Руси.
В древнем монастырском Рождественском соборе на правой
стороне иконостаса под сенью бережно хранится святыня
обители —св. мощи прп. Саввы Сторожевского. Они были
обретены 19 января 1652 года.
С этим событием связана удивительная история:
«Ближайшим поводом к обретению мощей преподобного
Саввы, по существующему в Сторожевском монастыре древнему
преданию, послужило явление угодника Божия самому Царю.
Царь Алексей Михайлович в декабре 1651 года ходил на охоту
в окружающие обитель леса звенигородские. Когда свита его
рассеялась по лесу для отыскания логовища медведя и он
остался один, из лесной чащи внезапно выбежал медведь и
бросился на него. У Государя не оказалось оружия и он,
видя невозможность защищаться, обрёк себя на верную
смерть. Вдруг около него явился старец, и, с его
появлением, зверь бежал от Царя. Спрошенный об имени
старец отвечал, что его зовут Саввой и что он инок
Сторожевской обители. В это время собрались к Царю
некоторые из его свиты, а старец пошел к монастырю. Скоро
пришел в обитель и сам Царь Алексей Михайлович, и
спрашивал архимандрита о монахе Савве, думая, что это
какой-нибудь еще неизвестный ему подвижник, поселившийся в
монастыре. Архимандрит ответствовал, что в монастыре нет
ни одного монаха именем Саввы. Тогда Царь, взглянув на
образ преподобного, уразумел, что это был сам он»,
— писал историк И. В. Брандт.
Обители преп. Саввы была особенно дорога великокняжеская
чета. На протяжении 1880—1890-х гг. они приезжали
сюда довольно часто, иногда к ним присоединялся брат
Великого князя Сергея — Павел Александрович.
Приезжали в Звенигород они из усадьбы Ильинское,
расположенной в 20 верстах от монастыря к западу от
Москвы.
Связь с обителью Великой княгини не прервалась и после
смерти её супруга. Елизавета Феодоровна оказала большую
помощь городу и монастырю после разрушительного наводнения
1908 года.
Приближалось страшное время поругания святынь, гонения на
Православие. В 1918 году христиане Звенигорода и окрестных
селений в тревоге ожидали предстоящее вскрытие святых
мощей прп. Саввы Сторожевского.
В течение года во внутреннюю жизнь обители неоднократно
грубо вмешивались большевики, в частности, уроженец
соседней монастырю деревни Ягунино 27-летний комиссар.
Рабочий Путиловского завода, он прибыл в Звенигород
организовать сельский совет с полномочиями Совета народных
комиссаров и был назначен комендантом монастыря для того,
чтобы взять на учёт ценности обители. Разумеется, всем
было ясно, что если большевики войдут в монастырь
хозяевами, то лишат его главной святыни — мощей
преп. Саввы.
15 мая комиссар Константин Макаров в сопровождении других
«уполномоченных» явился в монастырь под
предлогом конфискации хлеба и описания имущества. Он
потребовал у наместника все ключи. Крестьяне шумно
выражали недовольство происходящим. Ситуация становилась
всё более бесконтрольной; началась драка, в которой
Макаров был убит, его спутники изранены, один из них позже
скончался от побоев. По рассказам местных жителей, смерть
комиссара была нелёгкой. Страшно избитый, он был сброшен в
мелкий пруд под монастырём и, казалось, утонул, но через
некоторое время снова приподнялся над водой, бросил
последний взгляд на обитель, широко перекрестился и упал
навзничь. Так местное предание приписывает Константину
Макарову покаяние в последние минуты жизни.
Опомнившись, люди растерялись от такого поворота дел,
— они шли защищать монастырь, не желая проливать
кровь. После расправы над Макаровым и его приспешниками
наиболее активные защитники обители двинулись в город для
свержения власти советов. Но большевики действовали
организованно, решительно и быстро. Срочно вызвали
подкрепление из соседнего города Дедовска. Прибыл отряд
красноармейцев, и в тот же день мятеж был подавлен. Многих
защитников монастыря увезли в Москву, и их родные больше
не получали от них никаких известий.
14 февраля 1919 года было опубликовано постановление
Народного комиссариата юстиции об организованном вскрытии
мощей в Советской России. Через месяц, 17 марта, были
вскрыты и святые мощи прп. Саввы Сторожевского.
Изъятие честных мощей преподобного осиротило
Звенигородскую землю. Вспомнилось древнее монастырское
предание: незадолго до своей кончины св. Савва «в
одно время заплакал и сказал своей братии: «Придёт
время, на земле люди забудут Бога и будут над Ним
смеяться, к власти придёт антихристова сила. Она выгонит
меня из монастыря, но я совсем не уйду. Я переселюсь в
другое место, где ещё часть людей не забудет Бога, и я
буду за них молиться перед концом света». Это
пророчество преподобного напечатали даже в советских
газетах тех лет как доказательство контрреволюционности
монашества.
Но Бог поругаем не бывает. Преподобный Савва, по милости
Божией, не оставил свою обитель, храня её и даруя
исцеление, духовное утешение и благодатную помощь к
радости и укреплению веры православных и недоумению и
злобе властей века сего.
Чудом является уже то, что часть честных мощей
преподобного сохранилась. Долгое время считалось, что
святые мощи Звенигородского Чудотворца, которые в 20-е
годы были экспонатом выставки по охране здоровья при
Наркомате здравоохранения, а затем переданы на Лубянку и
пропали в её подвалах. Лишь совсем недавно стало известно,
что, по милости Божией, честная глава преподобного Саввы
более 50 лет тайно хранилась в одной православной семье.
Супруги Михаил Михайлович и Софья Дмитриевна Успенские с
большим риском для себя сберегли святыню.
О том, как мощи преподобного Саввы оказались в семье
Успенских, известно следующее. В 20-е годы Михаил
Михайлович, тогда сотрудник Государственного исторического
музея и член Комиссии по охране памятников архитектуры
Московской области, был вызван на Лубянку. Сотрудник ЧК,
вызвавший его, показал ему серебряное блюдо, накрытое
материей, и сказал: «Возьмите это блюдо и передайте
в музей, а то, что на блюде — останки Саввы
Сторожевского, — поместите, куда сочтёте
нужным». Вначале Михаил Михайлович хранил мощи на
даче в Звенигороде. Затем решил спрятать святыню в более
безопасное место: сложил мощи в чистый мешочек, положил в
специально изготовленный сосуд с плотной крышкой и зарыл в
землю в саду. Вскоре на даче произошёл пожар, дом выгорел
дотла, но святые мощи не пострадали. После этого события,
произведшего на Успенского большое впечатление, он перевёз
мощи преподобного в свою московскую квартиру. За три года
до смерти М. М. Успенский, беспокоясь о святыни, через
протоиерея Владимира Ганина, настоятеля Успенской церкви
с. Жилино Люберецкого района Московской области, обратился
к о. Евлогию (Смирнову) (ныне — архиепископу
Владимирскому и Суздальскому, а тогда — эконому
Троице-Сергиевой лавры) с вопросом, как ему поступить с
мощами? О. Евлогий посоветовал передать их в Лавру. Позже,
когда о. Евлогий уже был наместником Свято-Данилова
монастыря, он позвонил Успенским и спросил о судьбе мощей
преподобного Саввы. Михаил Михайлович к тому времени
скончался, а его родственники сообщили, что они передали
мощи священнику, который напутствовал М. М. Успенского
перед смертью. «Пожалуйста, возьмите их, как и
обещал Вам наш отец», — добавили они. 25 марта
1985 года святыня была передана в Московский Свято-Данилов
монастырь, где почивала в алтаре храма Семи Вселенских
Соборов.
В 1995 году началась передача Саввино-Сторожевского
монастыря Русской Православной Церкви. Вновь в
монастырских стенах возродилась православная служба,
появились первые иноки и постоянные прихожане. Когда
обитель праздновала своё 600-летие, святые мощи вернулись
в родной дом. Это произошло в августе 1998 года.
В заключение процитирую слова из заметки, посвященной
250-летию обретения честных мощей преподобного Саввы
Сторожевского. Они написаны 100 лет назад, а кажется, что
сейчас: «Пять веков прошло с тех пор, как просиял на
земле Святой Угодник Божий Савва. Менялись люди, менялись
нравы, прошёл и XIX век с его отрицателями Бога и чудес, а
обитель Саввина стоит, хранимая молитвами своего
основателя, по-прежнему стекается народ на поклонение его
святым мощам, порежнему с верою ищущие помощи получают её
и прославляют Бога и Его Угодника, Преподобнаго
Савву».
Чудесное возвращение мощей преподобного Саввы Освященного
Иоанн Санидопулос
Святой Савва Освященный еще при жизни сказал своим ученикам, что его нетленное тело будет вынесено из его монастыря и позже покоится в основанной им Лавре. Он сказал, что это возвращение его реликвии произойдет до конца света. Это пророчество исполнилось, когда святые мощи святого Саввы были похищены крестоносцами Первого крестового похода (1096 — 1099) вместе со многими другими реликвиями и доставлены в Венецию, Италия, где он был положен в храме, посвященном святому Антонию. Почти девять веков спустя его реликвия была возвращена на Святую Землю.
10 октября 1965 года мощи святого Саввы были возвращены Папой Павлом VI Иерусалимскому Патриархату. Прием устроил по указанию Патриарха Иерусалимского Бенедикта епископ Иерусалимский Василий, о. Феодосий, игумен Вифании, о. Серафим, игумен Савваиев Лавры, и иеродиакон (будущий митрополит Назаретский) Кириак.
Хотя обычно отмечается, что этот жест от имени Папы был сделан просто как экуменический жест, такой как череп святого Андрея в Патрах, в отношении возвращения мощей святого Саввы есть больше к истории. На самом деле именно святой Савва уговаривал папу Павла VI вернуть его реликвию, явившись сначала во сне своему предшественнику папе Иоанну XXIII и устроив сцену в его раке.
Фр. Серафим, игумен Саввы Лавры, объясняет все так:
«Папа дал нам святые мощи не потому, что любит нас, а потому, что он [святой Савва] постоянно являлся ему [папе Иоанну XXIII] и побеспокоил бы его, чтобы его реликвия была возвращена в его монастырь. Когда Папа умер, он не принял во внимание волю святого, поэтому он снова явился своему преемнику [папе Павлу VI]. Даже в церкви, где его святые мощи хранили в стеклянном гробу, он ударялся о стекло и причинял неприятности, пугая стражников и латинских монахов».
Патриарх Бенедикт настаивал на том, чтобы о. Серафимы присутствуют на приеме мощей. Он даже сказал игумену: «В ваши дни, отец Серафим, вернулся святой Савва!» о. Серафим ответил: «Нет, в ваши дни, ваше святейшество».
Когда православные представители прибыли в церковь Святого Антония в Венеции, они задались вопросом, действительно ли это мощи святого Саввы. о. Серафим осмотрел каждый дюйм нетленной реликвии, чтобы увидеть, не увидит ли он признаков подлинности. Он заметил, что у святого Саввы отсутствует один глаз. Это доказало ему это, так как в его биографии сказано, что монофизиты удалили ему один глаз. Тронутый этим о. Серафим не отходил от святыни, пока она не прибыла в его монастырь. Даже когда святые реликвии прибыли в Афины, где они должны были поклониться верующим перед возвращением, о. Серафим всю ночь стоял на страже святыни, пока все спали. Митрополит Назаретский Кириак описывает эту сцену так, как будто о. Серафим и преподобный Савва беседовали в ту ночь.
Возникла проблема, когда пришло время облачать святыню в православное облачение, так как латиняне облачили его в латинское облачение. По прошествии девяти столетий невозможно будет маневрировать телом, чтобы надеть расон, монашескую схиму и епитрахиль между прочим. Чтобы еще больше усложнить дело, руки святого Саввы были скрещены на груди. Митрополит Назаретский Кириак так описывает случившееся: «Мы видели, как игумен Серафим преклонил колени перед святыми мощами и долго молился. живой человек перед изумленными глазами всех нас». Они смогли без проблем сменить облачение в Венеции перед возвращением в Иерусалим.
В ночь перед возвращением мощей святого хранителю патриаршего подворья, не знавшему о возвращении мощей святого Саввы, явился в видении монах и сказал ему: «Скажи Патриарху, что я приду завтра». Патриарх, услышав это, изумился и, поняв, кто этот монах, сказал стражу: «Знаешь, кого ты видел? Это был святой Савва. Его-то мы и ждем завтра». С тех пор всякий раз, когда хранитель слышал имя святого Саввы, он не мог сдержать слез от великого благоговения, которое питал к святому.
Когда стеклянный гроб прибыл на площадь Сан-Марко на пирсе, там была гондола, которая в сопровождении доставила его в район рядом с аэропортом. По странному стечению обстоятельств это был тот самый пирс, на котором столетия назад сошла священная реликвия. Там было собрано бесчисленное количество голубей, как будто они были там, чтобы почтить это событие. Даже много лет спустя, когда о. О тех временах вспоминали Серафим и митрополит Кириак, всегда говорили о голубях.
Когда святая реликвия наконец прибыла в Иерусалим, ее сначала около месяца привезли в Храм Воскресения Христова. Здесь женщины могли приложиться к святым мощам перед тем, как их навсегда перенесли в мужскую монастырскую Лавру Святого Саввы. о. Серафим рассказывает о некоем чуде в это время в Иерусалиме. Православная монахиня, готовившаяся приложиться к святым мощам, сомневалась, действительно ли латиняне передали православным подлинную реликвию. Тогда-то она и увидела, как голова святого Саввы поднялась и повернулась к ней, потом снова вернулась на свое место. Ее радость развеяла все сомнения.
Затянувшееся пребывание в Воскресенской церкви, похоже, расстроило святого, ведь он много веков желал вернуться в свой монастырь. Однажды он явился стражу дверей церкви, чтобы передать патриарху послание. Он сказал, что хочет поскорее вернуться к месту своего покаяния, а именно к своему монастырю. Опекун передал это послание архимандриту Именею, ставшему впоследствии архиепископом Лидды, который затем передал послание Патриарху. По этой причине была назначена новая дата перенесения святыни в Лавру — 30 октября 19 г.65. Поэтому именно в этот день, после многих лет отлучения от места своего покаяния, святой Савва возвратился в свою возлюбленную Лавру, на радость отцов-саванитов.
Примерно за месяц до этого исторического события возвращения мощей святого Саввы отцы Лавры ежедневно видели радугу на горизонте, к востоку от Лавры. Это удивительное знамение наполнило радостью братию Лавры, ибо возвестило о триумфальном возвращении святителя из пасмурных занятий в Венеции на умеренный и свежий воздух Православной Церкви. По возвращении реликвии в Монастырь радуга перестала появляться.
Во второй половине дня 30 октября, после Божественной литургии в храме Воскресения Христова, состоялось священное перенесение святых мощей, которое возглавил Патриарх Бенедикт и большое скопление народа. Остановка состоялась у храма Рождества Христова в Вифлееме, где были произнесены молитвы о благочестивых православных христианах. Когда тело святителя приближалось к Лавре, Лаврские колокола зазвонили, возвещая о радостном возвращении на родину. Гроб был внесен в Благовещенский собор для всеобщего поклонения.
Именно в это время некоторые иерархи из Греции выразили сомнение в подлинности этой реликвии святого. В конце концов, почему Папа разрешил православным иметь его после того, как он так долго находился в их владении? Именно в этот момент серебряная лампада над гробом святого начала ритмично качаться! Это был еще один знак от святителя, подтверждающий подлинность его реликвии, и это вызвало радость у всех присутствующих.
В заключение нынешний наместник Лавры о. Евдоким говорит следующее:
«Уже 47 лет живо присутствие Святителя среди нас. Ежедневно мы получаем письма и телефонные звонки о его чудесных вмешательствах и ходатайствах перед Господом Богом нашим, за верных и всех призывающих его Божественное имя. А главное, все мы здесь, в Лавре, непрестанно живем чудом его нетления, а также благоуханием и мироточением его святых мощей. Дважды за последние годы святитель мироточил. Над хрусталем гроба отцы видели святое мироточение, безмолвно, но так ясно возвещающее, что святитель упокояет и прославляет любящих его от всей души своей, благоговеющих перед ним и почитающих его по-православному и служащих ему в праведности, святости и премудрости».
Праздник возвращения мощей святого Саввы Освященного в Иерусалимском Патриархате
В понедельник, 13/26 октября 2020 г., Патриархия отпраздновала память возвращения святых мощей Святейшего Отца нашего Савва Освященный.
В этот праздник Иерусалимская Церковь отмечает событие 13/26 октября 1965 года, когда она приняла мощи святого Саввы Освященного из Венеции, куда они были вывезены крестоносцами.
Иерусалимская церковь просила о возвращении святого через год после снятия «анафем» 1050 г., в 1964 г. и после визита Вселенского Патриарха Афинагора и Папы Иоанна Павла VI в Святую Землю . Для сопровождения мощей в Венецию выехала Делегация Иерусалимского Патриархата, в составе которой были приснопамятные митрополиты Кесарийский Василий и Герман Петранский, приснопамятный духовник монастыря Святого Саввы архимандрит Серафим, приснопамятный игумен Марфо-Мариинской обители в Вифании архимандрит Феодосий и тогдашний диакон, а ныне митрополит Назаретский Кириак.
В великой радости, веселии и благодарении у Яффских ворот состоялось торжественное принятие святых мощей, а оттуда они были доставлены в католикон Всесвятой церкви Воскресения для недельного поклонения, в завершение в его Святую обитель, основанную самим святителем Саввой и где она хранится с тех пор, как сокровище источника силы и всякой помощи.
В ознаменование этого события в указанный день в монастыре преподобного было совершено Всенощное бдение, которое возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил с сослужащими; Генерального секретаря Геронды, архиепископа Константинского Аристарха, Патриаршего представителя в Вифлееме, Феофилакта Иорданского, Аристовула Мадабского (в качестве архиепископа по очереди на этот год), иеромонахов агиотафитских, среди которых были архимандриты Игнатий, Матфей и Нифонт, Араб- говорящие священники из Вифлеема, Бейт-Сахура и Бейт-Джала, архидиакон Марк и иеродиакон Евлогий. Пение было совершено секретарем Святейшего Синода иеродиаконом Симеоном на греческом языке при содействии Аристовула и акрским хором под управлением архимандрита Филофея на арабском языке. На богослужении присутствовали члены нашей арабоязычной паствы из соседнего Вифлеемского округа.
Патриарх произнес следующую Проповедь Отцам и пастве:
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьми на себя иго мое и учись у меня; ибо я кроток и смирен сердцем, и вы найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30), говорит Господь.
Возлюбленные братья во Христе,
Наша Святая Иерусалимская Церковь чтит и чтит сегодня возвращение святых нетленных мощей преподобного Саввы Освященного обратно в его знаменитую Лавру (26 октября 1965), из Венеции, обращая внимание на библейские слова: «Память праведных блаженна» (Притчи 10:7), или, другими словами, память о праведных приятна и вечна даже после смерти.
Савва из Каппадокии жаждал упокоения души своей и, подобно другому оленю, удалялся к аскетически-духовным источникам Иудейской пустыни в Палестине, где обучался у пустынных Учителей Феоктиста и Евфимия Великого.
«Возьми на себя иго мое и научись от меня; ибо я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).). Толкуя эти слова Господа, святитель Григорий Нисский говорит: «под словом: иго [Христос] разумеет действие заповедей, тогда послушаем полководца, станем вьючными, облекаясь в ярмо любви». А комментатор Зигавинос говорит: «Он сказал не только слово «смиренный» (смиренный), но «смиренный сердцем», имея в виду смиренный душой, своей свободной волей».
Утвержденный Отец Церкви Григорий Нисский правильно истолковывает, что мы призваны облачиться в иго любви Христовой. И это так, потому что, по учению святителя Иоанна Лествичника, любовь, по существу своему, есть источник веры. И, по словам святого Иоанна Дамаскина, «вера — это соглашаться без долгих размышлений. Вера состоит в том, чтобы верить, что все было сотворено Богом из небытия в бытие; и всякая вещь, как божественная, так и человеческая, может быть совершена верой».
Фундаментальное значение веры ясно сформулировал святой Павел в своем Послании к Ефесянам: «Для того я преклоняю колени мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа… да воздаст вам по богатству Своего». слава, чтобы крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке; Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:14-17). Более того, святитель Иоанн Богослов проповедует: «Сия есть победа, побеждающая мир, вера наша» (1 Ин. 5:4).
Сие самое совершил святой отец наш Савва; означает обитание Христа в его сердце через веру. По этой причине он говорил вместе с псалмопевцем: «А я увижу лице Твое в праведности и насыщусь, когда проснусь, подобием Твоим» (Пс. 17:15). И чтобы было понятнее; Я буду творить Твою праведность, и с ней я увижу Твой Лик [Господь], в то время как моя душа будет удовлетворена, когда я увижу славу, сияние Твоего Лика. Более того, святой Савва последовал повелению святого Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие… облекшись в броню правды» (Ефесянам 6:11, 14). По этой причине он вечно живет в благоухающих и нетленных мощах, которые мы имеем перед глазами, как говорит Премудрость Соломона: «А праведники живут вечно, и награда их у Господа; Всевышний заботится о них. За то они получат венец славы и прекрасную диадему от руки Господа, ибо Он покроет их десницей Своею и мышцею Своею защитит их» (Премудрость Соломона 5:15-16). А если подробнее, то праведники живут вечно, и награда им в руках Господа. По этой причине они получат славное Царство Небесное от Господа.
Послушаем проповедь святого Павла в его Послании к римлянам: «Я говорю по-человечески, по причине немощи плоти вашей: как вы отдали члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие; так и теперь предавай члены твои, рабов, праведности в святость» (Римлянам 6:19). Иными словами, подобно тому, как вы отдали свои части тела в рабство греху, делающему человека нечистым и преступником, для совершения беззакония, так и вы теперь должны отдать свои тела в рабство добродетельному образу жизни, в чтобы продвигаться в святости. «[Павел] под праведностью понимает добродетельный образ жизни… ведущий к освящению, а не к освящению», — объясняет Зигавинос.
По словам святителя Василия Великого, «освящение есть полное посвящение жизни Богу». И, по словам святителя Григория Нисского: «Ибо Христос есть праведность Божия, которая открывается в Евангелии, как говорит Апостол (Римлянам 1:17)… и как Сын есть сила Отца, то все дела Сына суть Работы отца».
Уточняется, что освящение для нас, исповедующих Христа распятого и воскресшего, предполагает праведность Божию по совету Господа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф. 6:33). Кроме того, это занимает видное место в молитве Господней: «Итак, молитесь: Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое. Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя на земле, как на небе» (Мф. 6:9).-10).
Итак, послушаем совет святителя Павла, относящийся ко всем христианам, и особенно к нам, прислуживающим Животворящих Таинств Христовых, и к инокам, живущим в духовной аскезе в пустыне и на суше: Итак, воскресните со Христом, ищите того, что наверху, где Христос сидит одесную Бога. Направь свою любовь на горнее, а не на земное. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:1-4).
Комментируя эти слова, святитель Григорий Нисский говорит: «Не смотри на земное, но на небесное, где Христос… живи и для того, чтобы увидеть Бога, а не для того, чтобы продлить свою жизнь на земле».