Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой

Психологический практикум ↓

Psylist / top adaptive

  1. Тебе нравится в школе?
    • не очень
    • нравится
    • не нравится
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
    • чаще хочется остаться дома
    • бывает по-разному
    • иду с радостью
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
    • не знаю
    • остался бы дома
    • пошел бы в школу
  4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
    • не нравится
    • бывает по-разному
    • нравится
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
    • хотел бы
    • не хотел бы
    • не знаю
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
    • не знаю
    • не хотел бы
    • хотел бы
  7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
    • часто
    • редко
    • не рассказываю
  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
    • точно не знаю
    • хотел бы
    • не хотел бы
  9. У тебя в классе много друзей?
    • мало
    • много
    • нет друзей
  10. Тебе нравятся твои одноклассники?
    • нравятся
    • не очень
    • не нравятся
Ключ

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопросаоценка за 1-й ответоценка за 2-й ответоценка за 3-й ответ
1130
2013
3103
4310
5031
6130
7310
8103
9130
10310

Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Имиджмейкер
  • Провизор
  • Определение ведущей репрезентативной системы
  • Методы психологического исследования
  • Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона
  • Степень сохранности премоторной зоны
  • Методы определения ведущего уха
  • Обследование зрительного внимания у ребенка раннего возраста
  • Методика «Педагогические ситуации»
  • Требования к ведению карты развития ребенка

/**/

Лусканова Н.

Г. Школьная мотивация | Материал:

Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)

Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Предлагаемая анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта  предъявления:

  1. Вопросы читаются вслух, предлагаются варианты ответов, а учащиеся (ребёнок) должны написать ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы[1].

Инструкция для ребёнка: я буду задавать тебе вопросы, а ты на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

-не очень  €;  — нравится€;  — не нравится€;

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома€;  — бывает по-разному€;   — иду с радостью€;

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл (пошла) бы в школу или остался (осталась) бы дома?
  • не знаю€;   — остался (осталась) бы дома€;   — пошёл (пошла) бы в школу€;
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится€;  — бывает по-разному€;   — нравится€;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел (а) бы€;  — не хотел (а) бы€;   — не знаю€;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю€;    — не хотел (а) бы€;    — хотел (а) бы€;

  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто€;   — редко€;    — не рассказываю€;

  1. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю€;   — хотел (а) бы€;     — не хотел  (а) бы€;

  1. У тебя в классе много друзей?

—  мало€;   — много€;   — нет друзей€;

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся€;    — не очень€;   — не нравятся€.

Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0

Уровни школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

  1. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

  1. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными  сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  1. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

  1. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

1

2

3

4

5

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%


[1] Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, однако такой способ анкетирования затруднён в первом классе, так как дети ещё плохо читают.

Коррекция подростковой школьной тревожности средствами мандала-арт-терапии

стр. 1105-1116   | DOI: 10.12973/jese.2016.380a   | Номер статьи: ijese.2016.105
Опубликовано в сети: 28 апреля 2016 г.

АПА 6-е издание
В тексте: ,
0009 Библиография: Костюнина Н.Ю., Дроздикова-Зарипова А.Р. (2016). Коррекция подростковой школьной тревожности средствами мандала-арт-терапии. Международный журнал экологического и научного образования, 11 (6), 1105-1116. doi: 10.12973/ijese.2016.380a

Harvard
В тексте: (Костюнина и Дроздикова-Зарипова, 2016)
Ваша библиография: Костюнина А.16, Дроздикова Н.2000). Коррекция подростковой школьной тревожности средствами мандала-арт-терапии. Международный журнал экологического и научного образования , 11(6), стр. 1105-1116.

Чикаго 16 издание
В тексте: (Костюнина и Дроздикова-Зарипова 2016)
Ваша библиография: Костюнина, Надежда Ю. и Альбина Р. Дроздикова-Зарипова (2016). «Коррекция подростковой школьной тревожности средствами мандала-арт-терапии». Международный журнал экологического и научного образования 11 (6): 1105-1116. doi:10.12973/jese.2016.380a.

Школьная тревога – одна из основных проблем, с которыми сталкиваются учителя и школьные консультанты. Эта проблема привлекает особое внимание педагогов-практиков, так как является явным признаком школьной дезадаптации у детей, что отрицательно сказывается на всех сферах их жизни: не только на учебе, но и на общении, как внутри школы, так и вне школы, на здоровье и общем уровне. умственного развития и психологического благополучия. В статье раскрываются сущность, причины, факторы, особенности проявления школьной тревожности в подростковом возрасте. Также анализируются методы и формы коррекции школьной тревожности у подростков средствами мандала-арт-терапии во внеурочной деятельности. В ходе исследования определены педагогические условия коррекции школьной тревожности у подростков: проведение диагностики на выявление школьной тревожности у подростков; разработка и реализация комплексной коррекционной программы «Волшебная сила круга» средствами мандала-арттерапии. В результате исследования сделан вывод, что утвержденная комплексная программа с применением методов мандала-арт-терапии является эффективным средством коррекции школьной тревожности у подростков.

Ключевые слова: арт-терапия, внеурочная деятельность, мандала-арт-терапия, тревожность, тревожное расстройство, подростки, коррекция, школьная тревожность

Асадуллин Р.М., Терегулов Ф.Ш., Колетвинова Н.Д., Эгамбердиева Н.М. (2016). Фундаментальное и прикладное образование – новый взгляд. Математическое образование, 11 (1), 23-33.

Бреслав, Г. М. (1990). Эмоциональные особенности формирования личности в детском возрасте: нормы и отклонения . Москва: Педагогика.

Демир Ю. и Кутлу М. (2016). Связь между одиночеством и депрессией: посредническая роль интернет-зависимости. Образовательный процесс: Международный журнал, 5 (2), 97-105.

Долгова В.И., Кормушина Н.Г. (2009). Коррекция страха смерти у подростков . Челябинск: РЭКПОЛ.

Эткинд, А. М. (2001). Цветовой тест отношений (CTR). В кн.: Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по психологии. Санкт-Петербург: Речь .

Хосгорур, Т., и Апикоглу, С. (2013). Взаимосвязь между уровнями беспокойства школьных администраторов по поводу использования полномочий и уровнями эмоционального выгорания. Образовательный процесс: Международный журнал, 2 (1-2), 19-35.

Изард, К.Э. и Блумберг, С.Х. (1985). Теория эмоций и роль эмоций в тревоге у детей и взрослых. В: AH Tuma, JD Master (Eds.) (1985). Тревога и тревожные расстройства. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Юнг, К.Г. (2002). Символизм мандалы (относительно символизма мандалы) В: О природе психики (стр. 95-182). Москва: Рефл-книга; Киев: Ваклер.

Каримова Л.С. и Валеева Р.А. (2014). Исследование социальной компетентности будущих педагогов-психологов и педагогические условия ее формирования. Procedia — Социальные и поведенческие науки, 131 , 40-44.

Копытин А. И. (ред.). (2002). Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». Санкт-Петербург: Реч.

Копытин А.И., Свистовская Е.Е. (2007). Арт-терапевтические методы в работе с детьми и подростками: обзор последних публикаций. Журнал прикладной психологии и психоанализа , 4. Получено с http://psyjournal.ru/j3p.htm

Костюнина Н.Ю. и Валеева, Р. А. (2015). Профилактика и исправление детской безнадзорности . Обзор европейских исследований, 7 (5), 225-230.

Лаврентьева Г. П. и Титаренко Т. М. (2000). Опросник по выявлению тревожных состояний у детей. В Лютова Е.К., Монина Г.Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми . Москва: Бытие.

Лусканова Н.Г. (1993). Методы обучения детей с трудностями в обучении . Москва: ФОЛИУМ.

Микляева А.В. и Румянцев П.В. (2004). Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция . Санкт-Петербург: Реч.

Петровский А.В. и Ярошевский М.Г. (1990). Психология. Словарь . 2-е изд., ред. и добавить. Москва: Политиздат.

Филлипс Б.Н. (1978). Школьный стресс и тревога: теория, исследования и вмешательство . Нью-Йорк: Издательство гуманитарных наук.

Прихожан А.М. (2000). Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва: Московский психосоциальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК».

Садовая В.В., Хахлова О.Н., Резников А.А. (2015). Формирование профессиональной готовности социального педагога к организации досуга детей. Международный журнал экологического и научного образования, 10 (4), 595-602.

Сарикам, Х., и Канатан, А. (2015). Процесс адаптации, проверки и надежности турецкой версии шкалы ориентации на счастье. Юниверситепарк Бюльтен, 4 (1-2).

Исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, обработка Ю. Л. Ханина). (2002). В: Дерманова И. Б. (Ред.). Диагностика эмоционально-нравственного развития . Санкт-Петербург, стр. 124-126.

РАЗВИТИЕ НАВЫКА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Мытник

THE DEVELOPMENT OF CONSTRUCTIVE INTERACTION SKILL AS A COMPONENT OF SOCIAL SUCCESS OF JUNIOR PUPIL

Alexandr Mytnyk, Olena Matvienko, Andrii Guraliuk, Nataliia Mykhalchuk, Ernest Ivashkevych

Abstract

The article proves that in Для достижения успеха в обществе человеку важно быть не только интеллектуально развитым, но и уметь эффективно работать в команде. Анализ научной литературы свидетельствует о недостатке исследований, направленных на целенаправленное развитие у студентов способности к конструктивному взаимодействию с окружающими. Цель статьи — раскрыть теоретические и практические основы развития умения конструктивно взаимодействовать с окружающими у учащихся начальных классов. Использовались следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, моделирования, с целью описания методики построения заданий на совместную деятельность; эмпирические методы: диагностические методики, психолого-педагогический эксперимент; методология построения обучения как целостного творческого процесса.

В статье раскрыта сущность конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса, представлены психолого-педагогические условия развития у учащихся младшего школьного возраста умения конструктивно взаимодействовать с окружающими, а именно: курс «Логика» в учебном процессе начальной школы со 2 по 4 классы, задания, относящиеся к содержанию курса «Логика», на уроках по дисциплинам гуманитарного и естественно-математического циклов; использование интерактивных методов обучения в учебном процессе; создание и реализация заданий на совместную учебную деятельность, предусматривающих «я – включение» каждого в совместную работу. Представлена ​​система заданий, относящихся к содержанию курса «Логика», приведены примеры заданий комбинированного характера и описан процесс работы над ними. Описано создание заданий для совместной учебной деятельности в больших и малых группах средствами ИКТ, приведены примеры таких заданий, описан процесс работы над такими заданиями.

С помощью внедрения определенных методик диагностики и организации экспериментальных исследований на всеукраинском уровне положительная динамика развития у студентов способности к конструктивному взаимодействию с окружающими и, как следствие, эффективность обоснованы названные психолого-педагогические условия развития представленного умения.

Ключевые слова

конструктивное взаимодействие личностей образовательного процесса, совместная учебная деятельность, интерактивный метод обучения, логические знания, логические умения, онтос.хыз сервис, социальная успешность младших школьников, методы обучения

Полный текст:

PDF

Ссылки

Гилфорд, Дж. П. (1967). Природа человеческого разума. Макгроу-Хилл.

Гуралюк А.Г., Мытник О.Я., Сидоркин Е.М. (2018). Rozvytok kohnityvnoyi kompetentnosti uchniv u navchal»no-vyxovnomu procesi ZNZ zasobamy informacijno-kompyuternyx texnolohij. Mizhdyscyplinarni doslidzhennya skladnyx system, №13, S. 71-82.

Guraliuk, A.G., Rostoka, M.L., Cherevychnyi, G.S., Zakatnov, D.O., Павлыш, Т. Х. (2020). Двухкомпонентная визуализация онтографов. Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия, том 1031, Международная конференция по технике, технологиям и образованию 2020 (ICTTE 2020), 4–6 ноября 2020 г., Ямбол, Болгария. https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1757-899X/1031/1/012119/meta#artAbst

Джеймс В. (1995). Прагматизм. перевод с английского П. Юшкевича. Киев: Украина. 284 стр.

Кабинет Министров Украины. (2016). Распоряжение «Про сксвалення Концепции реализации государственной политики у сферы реформирования общевойсковой серединной освиты «Нова украиньська школа» на период до 2029 года». 2016 № 246.

Костюк Х. С. (1969). Киев: Радянська школа, 608 с.

LearningApps.org. (2021). LearningApps.org — это приложение Web 2.0 для поддержки процессов обучения и преподавания с помощью небольших интерактивных модулей. Получено с http://learningapps.org/about.php

Лусканова Н.Г. (1993). Методы исследования детей с трудностями обучения. Методические рекомендации. — М.: Фолиум, 1993. — 64 с.

Матвиенко О.В. (2009). Подготовка майбутникс учителей до педагогической взаимосвязи: монография. Киев: НПУ им. М. П. Драгоманова, 384 с.

Матвиенко О.В. (2016) Теоретические основы профессионального становления учителя: Эдизиони М. Экономика, управление, право: социально-экономические аспекты развития: Сборник научных статей, Том 2. Психология. Педагогика и образование. Рома, С. 237-239

Матвиенко О., Тутова Т. (2019) Критерии, показатели и уровни готовности будущего учителя начальных классов к сотрудничеству с разнородными группами учащихся: Интеллектуальный архив, Том 8, № 2 (апрель — Июнь). Торонто: Shiny Word Corp., Канада. стр. 190−201.

Майер, Дж. Д., Саловей, П. (2005) Эмоциональный интеллект. Получено с: https://cdn2.psychologytoday.com/assets/attachments/1575/rp2008-mayersaloveycarusob.pdf

Мытник О.Я.(2006). Як навчиты детину мистецва мыслення. К.: Початкова школа,. 104 с.

Мытник О.Я. (2007). Лохика. 2 кл. Экспериментальный навчальный посибник. 2-он выд. К.: Початкова школа,. 104 с.

Мытник О.Я.( 2008 г.) .Лохика. 3 кл. Экспериментальный навчальный посибник. 2-он выд. К.: Початкова школа. 104 с.

Мытник О.Я. (2009). Лохика. 4 кл. Навчальный посибник. 2-х выд. доп. и переробл. К.: Початкова школа, 80 с.

Ontos.xyz. (2021). Сервис для создания и отображения онтологий данных. Получено с http://Ontos .xyz

Rorschach, H. (1921).Психодиагностика Talfen.Huber, Bern.

Савенков А.И.(2018).Структура социального интеллекта Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 7–15 .doi:10.17759/jmfp.2018070201

DOI: https://doi.