90 псалом читать текст живый в помощи: Псалом 90 «Живый в помощи вышняго» – Православный журнал «Фома»
Содержание
Псалом 90 – мощнейшая молитва, призванная защищать людей
Псалом 90 является одним из самых востребованных и узнаваемых псалмов. В моменты опасности и отчаяния эта молитва творила самые настоящие чудеса. Во время войны, потерявшие надежду воины, оказавшиеся на миг от гибели, спасались. Ведь их матушка когда-то вшила в рубаху листок с текстом Псалма 90. Этот псалом настолько силен, что даже люди неверующие ощущали в своей жизни присутствие Господа.
Псалом 90 направлен на защиту от любого зла, ограждения от искушений и грехопадения, от вражеских напастей и гибели души и тела. При чтении этой молитвы человек чувствует присутствие Господа, безопасность и заботу рук Его.
Чем полезно чтение Псалма 90-ого?
Псалом 90 – мощнейшая молитва, призванная защищать людей от:
- любого вида зла
- ударов судьбы
- смертельной угрозы
- зависти, наветов и клеветы
- грязных заговоров
- ужасов и страхов
- всякой опасности
- недугов и страшных заболеваний
- недругов и опасных врагов
- соблазнов и искушений
- малого и большого греха
- разных неприятностей
Текст молитвы:
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.
Текст молитвы на русском:
Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
Псалом 90 — Молитвослов
Толкования псалма 90:
- Псалом 90 в Библии на разных языках
- Толкование прот. Григория Разумовского
- Толкование проф. А. П. Лопухина
- Толкование Евф. Зигабена
- Толкование еп. Палладия (Пьянкова)
- Толкование прот. Николая Троицкого
- Святоотеческое изъяснение
- Псалом 90. Перевод проф. П.А. Юнгерова
- Псалом 90. Перевод Бируковых
Аудио:
1:48
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся, 2 рече́т Го́сподеви: засту́пник мо́й еси́ и прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. 3 Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: 4 плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. 5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, 6 от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща {от нападе́ния} и бе́са полу́деннаго. 7 Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: 8 оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. 9 Я́ко ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. 10 Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ {селе́нию твоему́}: 11 я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. 12 На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: 13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. 14 Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. 15 Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: 16 долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся, 2 рече́т Го́сподеви: засту́пник мо́й еси́ и прибе́жище мое́, Бо́г мо́й, и упова́ю на Него́. 3 Я́ко То́й изба́вит тя́ от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна: 4 плещма́ Свои́ма осени́т тя́, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя́ и́стина Его́. 5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни́, 6 от ве́щи во тме́ преходя́щия, от сря́ща {от нападе́ния} и бе́са полу́деннаго. 7 Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма́ одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: 8 оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. 9 Я́ко ты́, Го́споди, упова́ние мое́: Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. 10 Не прии́дет к тебе́ зло́, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́ {селе́нию твоему́}: 11 я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя́ во все́х путе́х твои́х. 12 На рука́х во́змут тя́, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́: 13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва́ и зми́я. 14 Я́ко на Мя́ упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. 15 Воззове́т ко Мне́, и услы́шу его́: с ни́м е́смь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́: 16 долгото́ю дни́й испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Перевод: 1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, 4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его. 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. 7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: 8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. 9 Ибо ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; 10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; 11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: 12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; 13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. 14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. 15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
* * *
Этот псалом в еврейской Библии не имеет надписания, но в греческом переводе 70-ти он приписывается Давиду. Псалом входит в 4‑й сборник (из 5‑ти), который состоит из псалмов 89–105. Нахождение псалма в этом сборнике может указывать на его сравнительно позднее происхождение. Некоторые толкователи приписывают его составление царю Езекии (конец VIII в.), считая, что он мог быть написан после чудесного избавления Иудеи от нашествия ассирийцев (о чем рассказывается в 4 Цар. 18–19 глл.).
Общее содержание псалма таково: Человек, который живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника и спасителя от всех несчастий и зол жизни (стт. 1–6). Даже нападения врагов («тысяч и десятков тысяч») не принесут вреда, но эти враги сами погибнут (стт. 7–8). Так как праведник избрал Бога своим прибежищем, Господь окружит его Своими Ангелами (стт. 9–13). Молитва праведника непременно будет услышана Богом, Который прославит его и «долготою дней насытит» (14–16).
1–2 стт. Интересно, что в 1‑м стихе употребляются сразу два относительно редких имени Бога: Элйон («Всевышний») и Шаддай (в Синодальном переводе – «Всемогущий»). Стих 1 содержит два синонимичных выражения: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится». Здесь говорится, что тот, кто живет надеждой на Бога, будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда гость или странник, вступивший в шатер местного жителя, находил в нем полный покой и защиту.
3–8 стт. Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики бедствия, угрожающие этому праведнику, Господь от всех их избавит его. Он избавит его от «сети ловца» – вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» (слав, «от словесе мятежна») – от всего, что доставляет вред, гибель. Господь будет защищать его с такой же заботой, с какой птица принимает под крылья своих птенцов, где они чувствуют себя в полной безопасности («под крыльями Его будешь безопасен»). «Ужасы ночи» – скрытые тайные нападения под покровом темноты; «от стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме – происков, интриг; «от сряща» (слав. Библ.) – случайного недуга; от «заразы, опустошающей в полдень» (слав. «беса полуденного») – от действий южного суховея, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали бесчисленные враги, то и они погибнут; эта мысль достигается употреблением круглых чисел: «тысячи и десятки тысяч».
10–16 стт. «Не приключится тебе зло и язва не приблизится к жилищу твоему» – бедствие не коснется ни личности праведника, ни его жилища. Господь пошлет Ангела-хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Не причинят ему вреда ни аспид и василиск (виды ядовитых змей), ни лев и дракон (возможно, удав). За то, что праведник любит Господа, Он всегда услышит его. Господь исполнит его «долготою дней», т.е. продлит его жизнь.
Одна из самых известных цитат из этого псалма в Новом Завете: Пс. 90:11 цитируется в Мф. 4:6; Лк. 4:10.
Этот псалом читается на Великом повечерии и на 6‑м часе в качестве заключительного псалма. Также он читается в начале панихиды (при совершении ее по полному чину).
- Пожертвовать
- 451 тыс. 12
-
0
Псалом 90: В поисках значимости
Автор: Leah Joy Taylor
Журнал: Внутренние ресурсы для лидеров
Выпуск: 2
Том: 1
Год: 2008
В нашем современном обществе, многое из жизни. расходуется в бешеном темпе, в бесконечном стремлении не отставать от многочисленных требований, предъявляемых к нему. В разгар суеты мы время от времени поднимаем головы и останавливаемся на достаточно долгое время, чтобы задаться вопросом, к чему мы стремимся, есть ли вечная цель в том, что мы делаем, или мы застряли в бесконечном колесе. Взгляд на наши журналы и книги по самопомощи напоминает нам, что наша ценность и смысл будут найдены, как только мы, наконец, получим ускользающий приз в виде богатства, славы или аналогичного значения. И мы снова мчимся. Медленно наши силы иссякают, и в изнеможении мы падаем в прах только для того, чтобы понять, что из праха мы вышли и в прах безвозвратно вернемся. Какой же тогда смысл в наших достижениях, если память о них давно стерлась? Какой смысл была в нашей жизни, когда центр внимания искал свою следующую знаменитость? Наши сердца начинают отчаиваться от безысходности, бессмысленности и тщетности. «Мы заканчиваем наши годы, как вздох… их похвальба — только труд и печаль; ибо скоро он отрубается, и мы улетаем». 1
Псалом 90 ясно описывает эту загадку человеческой жизни и мощно дает надежду на существование и цель человека. Посредством исследования 90-го псалма эта статья попытается дать ответ на вечный вопрос о смысле и цели, особенно в предпринимательской сфере бизнеса. Тогда я приглашаю вас следовать за мной по пути во времени, который приведет к ответам на сегодняшний день.
В первом стихе 90-го псалма Бог представлен и как прибежище, и как Творец. Время Бога также представлено в этой картине — Его время вечно, «от вечности до вечности». 2 Напротив, в третьем стихе говорится, что человек будет уничтожен, имея в виду неизбежную смерть. Далее в четвертом стихе вечное время Бога сравнивается с преходящим, мимолетным временем человека: «Ибо тысяча лет в Твоих глазах как вчерашний день, когда он прошел, и как стража в ночи». Кроме того, сам человек уходит, здесь и исчезает, как внезапный потоп, скоро забытый, как ночной сон. Хотя он цветет днем, к вечеру он увядает и исчезает. Таково и время человека, когда его придерживаются вечных стандартов.
Почему эта краткость жизни? Если такой поверхностный шепот, то почему человек вообще говорит? И если когда-то было предназначено для большего, как биение сердца человека, почему теперь тщетность? Псалом 90, стих 7 отвечает: «Ибо…» Причина? Бог гневается на нас. Но почему, спросите вы, что я сделал Ему? «Ты представил пред Собою беззакония наши, тайные грехи наши во свете лица Твоего». 3 Каждое совершенное зло раскрывается перед этим вечным Богом-Творцом, и мы не можем скрыться.
«Так научи нас считать дни наши, чтобы мы могли обрести мудрость в сердце». 4 Осознание начинает проявляться. По сравнению с вечностью наша жизнь всего лишь дыхание. Как засыхающая трава, наш труд тщетен и скоротечен. А мы, ничтожные, временные создания, согрешили против вечного Бога и прогневили Его. Медленно, с тревожной уверенностью, наш разум осознает нашу ужасную ситуацию.
С псалмопевцем вопиют сердца наши: «Возвратись, Господи! Сколько? И сжалься над рабами Твоими». 5 Это смелое заявление из отчаяния. Мы буквально просим Бога покаяться и помиловать нас. «Еврейский глагол повернуть/вернуться (shûv)… это глагол, используемый в пророческой литературе, чтобы призвать людей вернуться (в покаянии) к своему Богу». 6 «О, насыти нас рано Твоей милостью, чтобы мы могли радоваться и веселиться во все дни наши!» 7 Теперь мы знаем, что в нашем падшем состоянии мы можем только взывать о пощаде. Подобно псалмопевцу, остается желание, чтобы жизнь имела радость, смысл и цель.
Теперь в последних двух стихах 90-го псалма появляется проблеск надежды. «Да явятся дела Твои рабам Твоим и слава Твоя детям их. И да пребудет на нас красота Господа Бога нашего, и дело рук наших утвердит для нас; Да, утверди дело рук наших». Здесь псалмопевец говорит о деле Божием, о чем-то великой славы. Поэтическими шагами эта работа и слава связана с возложенной на нас красотой Господа Бога нашего. На нас больше не гнев Божий почиет, а Его славная красота. Благодаря поразительному преображению мы занимаем новое положение Его слуг, и наша мирская деятельность приводится в соответствие с Его вечной работой. Преходящее теперь переходит в постоянное, мимолетное дыхание — в ударное движение. Теперь наша работа может быть налажена.
Как убедительно показывает Псалом 90, смысл жизни придет не через то, что мы делаем, а через Того, Кого мы знаем. В своей статье под названием «Работа и смысл» Марк Колден напоминает нам, что «работу и другие виды деятельности можно рассматривать как важные, но не имеющие высшей ценности, значимые, но также зависящие и поддерживаемые автором всего смысла». 8 Эта реальность указывает на значимость призвания по сравнению с карьерой.
В отличие от самостоятельной карьеры понятие призвания. Призвание уходит своими корнями в латиницу vocare , что означает «звонить», что «подразумевает отношение к тому, кто нам звонит». 9 Призвание — это больше, чем просто карьера, по которой мы бежим. Скорее, это дает нам ощущение призвания. Роулс проницательно заявляет, что «для христиан призвание к делу как к призванию восстанавливается в искуплении Христа». Используя Колоссянам 1:20 в качестве своей предпосылки, Роллес утверждает: «Если действительно призвание к делу коренится в творении, то оно также избавлено от греха победой Христа. Еще раз можно заявить, что материальное развитие и экономический обмен, повседневная работа многих людей, могут быть возобновлены». 10 Наконец, надежда, смутно мерцавшая футуристическим отражением в 90-м псалме, прорывается во всей красе. Именно победа Христа освобождает нас от тщетности, к которой мы были привязаны, и теперь, через послушное подчинение Христу, мы обретаем вечный смысл нашего существования и действий. Чувство призвания, в котором мы сейчас живем, наделяет нас ответственностью и подотчетностью перед Богом, поощряя совершенство во всем, что мы делаем в отношении продукта, услуги или другого аспекта бизнеса.
Таким образом, смысл нашей жизни определяется не тем, что мы делаем, а тем, для кого и через кого мы это делаем. Вдали от Бога мы подпадаем под Его гнев, и наши несколько дней проходят впустую и вскоре забываются. Однако по Его милости наша жизнь была искуплена от проклятия греха. Нам снова дали радость жизни. Бог-Творец, Господь Неба и Земли, устанавливает нашу работу, возлагая Свою славу на то, что мы делаем, тем самым придавая постоянство и непреходящий смысл. Предпринимательский бизнес является продолжением и продолжением работы Бога. Таким образом, предприниматель несет ответственность перед Богом за свои действия и поведение; т. е. целостность, используемая по отношению к клиенту или покупателю, или стандарт качества для продукта или услуги. Знание призвания, призвания означает, что работа человека больше, чем работа. Это неотъемлемая часть жизни, придающая смысл и удовлетворение, потому что мы делаем это как для Господа.
«И да пребудет на нас красота Господа Бога нашего, И дело рук наших утвердит для нас; Да, утверди дело рук наших».
Псалом 90:17
Библиография
Колден, Марк. «Работа и смысл: некоторые богословские размышления». Толкование , 1994: 269.
«Псалом 90». В Библии жизни, наполненной новым духом , NKJV. Нэшвилл: Thomas Nelson, Inc., 2002.
Роэлс, Ширли. «Христианское призвание к деловой жизни». Theology Today , 2003: 358.
Урброк, Уильям Дж. «Псалом 90: Моисей, смертность и… утро». Currents in Theology and Mission , 1998: 29.
Об авторе
Лия Тейлор в настоящее время учится в аспирантуре Риджентского университета и получает степень магистра делового администрирования. Дочь родителей-миссионеров, Лия выросла в южноамериканской стране Боливии. В молодости она преподавала английский язык в Японии, изучала бизнес в Китае и занималась краткосрочной работой по развитию в Мьянме, Сингапуре и Таиланде. Ее постоянный интерес к международным культурам помог ей овладеть испанским, японским и китайским языками. В планах на будущее — стажировка по программе обучения в Индии. Электронная почта: [email protected]
Примечания
1 Псалом 90:9-10. (Все ссылки цитируются в NKJV, если не указано иное.)
2 Псалом 90:2.
3 Псалом 90:8.
4 Псалом 90:12.
5 Псалом 90:13.
6 (Урброк 1998)
7 Псалом 90:14.
8 (Kolden 1994)
9 (Roels 2003)
10 (Roels 2003)
О компании Regent
Университет Риджент, основанный в 1978 году, является ведущим христианским университетом Америки, в котором более 11 000 студентов обучаются в кампусе площадью 70 акров в Вирджиния-Бич, штат Вирджиния, а также в Интернете по всему миру. Университет предлагает степени младшего специалиста, бакалавра, магистра и доктора в более чем 150 областях обучения, включая бизнес, общение и искусство, консультирование, кибербезопасность, богословие, образование, правительство, право, лидерство, уход за больными, здравоохранение и психология. Regent University занимает первое место в рейтинге лучших аккредитованных онлайн-колледжей в США (Study.com, 2020 г.), первое место в рейтинге самых безопасных университетских городков колледжа в Вирджинии (YourLocalSecurity, 2021) и первое место среди лучших онлайн-программ бакалавриата в Вирджинии за 10 лет. подряд (US News & World Report, 2022).
Школа бизнеса и лидерства является золотым победителем в номинациях «Лучшая бизнес-школа» и «Лучшая программа MBA» по версии журнала Coastal Virginia Magazine. Школа также вошла в пятерку лучших в рейтинге US News & World Report за свои онлайн-программы MBA и онлайн-программы для выпускников по бизнесу (не MBA). Школа предлагает как онлайн, так и очные степени, включая степень магистра делового администрирования, степень магистра делового администрирования. в области бухгалтерского учета (включая экзамен CPA и лицензионный трек), MS в бизнес-аналитике, магистр организационного лидерства, магистр. в области управления продуктами, к.т.н. в организационном лидерстве и доктор стратегического лидерства.
Запрос информации
Исчисление и радость в наши дни: размышление над псалмом 90
Майк Буллмор
Псалом 90 — это древняя мудрость, но эта древняя мудрость неподвластна времени1. Это единственный псалом, написанный Моисеем, по крайней мере, насколько нам известно, поэтому он предшествует большинству псалмов несколькими веков. Однако сегодня она ничуть не менее актуальна, чем была, когда Моисей впервые написал ее слова.
Моисей начинает свой псалом, говоря Богу о том, какой он. «Господи, Ты был жилищем нашим во все роды» (ст. 1). Как только мы читаем или слышим эти слова, нас сразу же привлекает идея о Боге как о нашем «жилище». Это говорит о безопасности, отдыхе и убежище, и это звучит так утешительно и привлекательно, особенно если наши обстоятельства в настоящее время непростые. И это правда. Бог есть жилище Своего народа. Мы живем в нем, и Библия очень хочет, чтобы мы это знали. Но для Моисея, говорящего здесь, это почти данность. Он акцентирует внимание не на «месте обитания», а на «во всех поколениях». «Господи, Ты был нашим жилищем во всех поколениях».
Моисей не удивляется здесь тому, что Бог является нашим жилищем. Конечно, ему нравится эта истина, как и нам. Здесь он дивится неизменности Бога, Его вечной неизменности. Это становится ясно во втором стихе: «Прежде чем были воздвигнуты горы, или когда Ты образовал землю и мир, от века и до века Ты есть Бог ».
Очень важно правильно определить и не пропустить этот акцент. Но также важно, чтобы мы видели цель Моисея, потому что, хотя Моисей подчеркивает вечную неизменность Бога, его цель на самом деле состоит в том, чтобы противопоставить ее нашей смертности и, таким образом, поставить нас перед нашей смертностью. Обратите внимание на аргументацию и акцент в стихах 1–3: «Господи, Ты был нашим жилищем во всех поколениях. Прежде чем были воздвигнуты горы, или когда-либо вы образовали землю и мир, от века и до века ты Бог. Вы обращаете человек в прах и говорите: «Вернитесь, о дети человеческие!» Он подчеркивает нашу смертность. Затем, в стихах 4–6, Моисей продолжает раскрывать этот пункт, который является его основным пунктом, по крайней мере, в этих начальных стихах.
Обратите внимание на четвертый стих: «Ибо тысяча лет в глазах твоих то же, что вчерашний день, когда он прошел, или как стража в ночи». Какой в этом смысл? Моисей говорит, что даже если бы мы прожили тысячу лет, это было бы как день в глазах Бога. На самом деле было бы меньше. Это как «ночные часы», короткий четырехчасовой отрезок. Даже если бы мы прожили тысячу лет, это было бы почти ничем для Бога. И дело в том, что мы не живем и тысячи лет. Сам этот псалом напоминает нам, что «лет жизни нашей семьдесят, или даже по силе восемьдесят» (ст. 10).
В чем смысл стихов 3–4? В отличие от Бога, мы не вечны. Мы смертны, и наша жизнь очень коротка. Стихи 5 и 6 доводят эту мысль до конца: «Ты смываешь их, как потопом; они подобны сну, как трава, которая утром обновляется: утром цветет и обновляется; к вечеру оно увядает и увядает». Что говорит Моисей? Жизнь действительно коротка.
Библия не жалеет настойчивости в этом вопросе. «Какова твоя жизнь? Ибо ты туман, который появляется на малое время, а потом исчезает» (Иак 4:14). «Вот, Ты сделал дни мои на несколько ладоней, и жизнь моя — ничто пред Тобою. Все человечество стоит, как дыхание» (Пс. 39).:5). «Дни мои быстрее челнока ткача» (Иов 7:6). «Дни мои быстрее бегуна; они убегают» (Иов 9:25). «[Мои дни] подобны орлу, летящему на добычу» (Иов 9:26). «Вы смываете их, как потоком; они подобны сну» (Пс 90:5). Суть ясна, и мы это чувствуем! И мы чувствуем это все больше с течением времени.
Сейчас мне пятьдесят семь лет. Через три коротких года мне будет шестьдесят. Меня это совсем не беспокоит. Но что меня может немного сбить с толку, так это то, что всего через тринадцать лет мне будет семьдесят. Именно этот возраст конкретно назван в стихе 10! Когда мне было двадцать, для меня было непостижимо, что мне когда-нибудь исполнится семьдесят. Я знал это как факт, но на самом деле это совершенно не регистрировалось в моей душе. Я не мог этого представить. По правде говоря, это было не так много, чтобы я не мог себе этого представить. Я даже не пытался это представить. Я даже не думал об этом. Сейчас мне пятьдесят семь, и я думаю об этом.
Донести до себя суть. Если вам за пятьдесят, шестьдесят или семьдесят, вы, вероятно, уже следите за мной. Но допустим, вам за сорок, или за тридцать, или за двадцать. Этот псалом говорит, что еще не рано смириться с краткостью своей жизни.
На уроках церковной истории я узнал, что некоторые средневековые ученые клали человеческий череп на полку, где его можно было регулярно видеть во время учебы, как яркое напоминание об их смертности и краткости их жизни. В нашем собственном обществе до семидесяти или восьмидесяти лет назад было обычной практикой для церкви иметь кладбище, примыкающее к церковному зданию, не только для удобства, но и для того, чтобы каждое воскресенье регулярное напоминание об этой истине из Слова Божьего.
Божье Слово очень ясно. Жизнь коротка, и мы умрем. И это поднимает животрепещущий вопрос в человеческом сердце, присутствует ли оно там полностью или нет. Почему? Почему я должен умереть? И почему так скоро? Почему жизнь так коротка?
Стихи 7–11 дают неудобный ответ на этот вопрос. «Ибо мы побеждены гневом вашим; от вашего гнева мы встревожены. Ты представил наши беззакония перед собой, наши тайные грехи в свете твоего присутствия. Ибо все дни наши проходят под гневом Твоим; мы доводим наши годы до конца, как вздох. Лет нашей жизни семьдесят, или даже по силе восемьдесят; тем не менее их продолжительность — только тяжелый труд и беспокойство; они скоро ушли, и мы улетаем. Кто сообразует силу гнева твоего и ярость твою по страху перед тобой?» Эти стихи нелегко понять, и как только мы их поймем, их будет нелегко принять.
Когда в стихе 7 говорится: «мы побеждены гневом Твоим», речь не идет о периодическом гневе Бога, направленном на нас. Речь идет о решении, о суде, который Бог совершил в Своей праведности, результатом которого является наша смертность и краткость нашей жизни. Подсказка к этому была еще в стихе 3: «Вы обращаете человека в прах и говорите: „Вернитесь, дети человеческие“». Это должно напомнить нам о чем-то, что Бог сказал еще в третьей главе Бытия. В Псалме 90 Моисей очень ясно намекает на Бытие 3 (которое он, кстати, написал). Когда он пишет эти стихи в Псалме 9О, он имеет в виду проклятие, тот праведный суд, который Бог совершил над Адамом и Евой (и их потомством) за грех, совершенный ими в Эдеме. (Мы также слышим отголоски Бытие 3 в стихе 10.) Вот почему в стихе 8 есть такое упоминание о нашем грехе: «Ты представил пред собою беззакония наши».
Видите, как это объясняет стихи 7 и 9? «Нам конец из-за твоего гнева». «Все дни наши проходят под гневом Твоим». Наша смертность и краткость нашей жизни — это прямое следствие Божьего суда за человеческий грех.
И это также объясняет вопрос стиха 11: «Кто сообразует силу гнева твоего и ярость твою по страху перед тобой?» Другими словами, кто об этом думает? Кто устанавливает эту связь? Обычно люди не думают о связи между своей смертностью, своим грехом и Божьим судом. Ко мне никогда не подходил неверующий и не говорил: «Сегодня я испытываю гнев Божий на свою жизнь, поскольку моя жизнь спешит к концу». Тем не менее, это именно то, что происходит. «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим. 1:18). И главное, в чем проявляется Божий гнев, — это наша смертность и краткость нашей жизни. Это главный и жгучий пункт первых одиннадцати стихов этого псалма.
Однако не все потеряно. Моисей говорит в стихе 12: «Так научи нас счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрости». Первая часть этого стиха просто повторяет то, о чем уже говорил Моисей. «Научи нас считать дни наши». Научи нас осознавать, что наши дни на самом деле сочтены. Это главная истина, которой учил Моисей в стихах 1–11, а здесь, в начале двенадцатого стиха, он просто просит Бога помочь нам получить эту истину.
Но даже в этом переформулировании Моисей начинает намекать на то, что ясно сказано в остальной части 12-го стиха. «Научи нас считать дни наши девятью0056, чтобы мы могли получить сердце мудрости. Жизнь коротка, и, по-видимому, в этой короткой жизни все поставлено на карту, поэтому Слово Божье призывает нас быть мудрыми. И главный вопрос: «Как?» Как это происходит? Как возникает разумная жизнь? Ответ прямо там, в четырнадцатом стихе. «Наслаждай нас утром Твоей непоколебимой любовью, чтобы мы могли радоваться и веселиться во все дни наши».
Единственная истинная мудрость — это Божья мудрость, и мудрая жизнь может быть достигнута только одним способом — «удовлетворением» непоколебимой любви Бога.
Но нам нужно отступить на минутку. Прямо в стихе 13 в этом псалме что-то меняется. Хотя Моисей хорошо осведомлен о ситуации, в которой мы живем под Божьим судом, он также знает, что это не конец истории. Есть в нем что-то, что-то очень сильное в нем, что взывает в тринадцатом стихе: «Возвратись, Господи! Сколько? Пожалей своих слуг!» Перевод? «Сделай что-нибудь, Боже! Не оставляйте нас в этой ситуации! Помилуй нас!»
И он продолжает в том же духе. Вся остальная часть псалма представляет собой молитву Моисея, умоляющую Бога. Вы можете взять эти слова «Господи» из стиха 13 и распределить их по всему стиху. «Господи, удовлетвори нас!» (ст. 14). «Господи, порадуй нас!» (ст. 15). «Господи, да покажут нам дела Твои!» (ст. 16). «Господи, да пребудет с нами милость Твоя!» (ст. 17). Господи, сделай что-нибудь, чтобы спасти нас!
И это не просто какая-то отчаянная молитва в темноте за Моисея. Он знает, о чем просит. Он знает, чего хочет и в чем нуждается Господь. В 14-м стихе это мощно резюмируется. На самом деле, Псалом 90:14 — один из величайших обобщающих стихов Библии. «Наслаждай нас утром Твоей непоколебимой любовью, чтобы мы могли радоваться и веселиться во все дни наши». Это то, что нужно. И ключевое здесь в этой маленькой фразе из двух слов «непоколебимая любовь».
Эта фраза говорит о вечном и нерушимом обязательстве Бога любить Свой народ. Это говорит о его вечной и абсолютно надежной любви. Иногда о ней говорят как о его заветной любви, но ключевой идеей является любовь, которая исходит из его характера, из его собственного сердца.
Несмотря на реальность Его суждения, все еще есть это посвящение любви, и мы можем видеть, насколько это важно для мысли четырнадцатого стиха: «Наслаждай нас утром Твоей непоколебимой любовью, чтобы мы могли радоваться и быть рады всем нашим дням». Мы можем почувствовать тяжесть этого, особенно после того, как услышали, что говорится в стихах 1–11 о наших днях.
Видите ли, непоколебимая Божья любовь важна не только для мысли стиха 14. Она важна для нашего существования. Все переворачивает! Мы были разбиты, полностью опустошены нашим грехом и Божьим праведным судом над ним. Мы живем все наши дни под этим судом, и краткость нашей жизни всегда прямо перед нашими глазами, думаем мы об этом или нет. Это тревожно. Поэтому мы взываем: «Господи, помилуй! Спаси нас! Выведи нас из безнадежности всего этого! Окажи нам милость! Вместо того, чтобы пугать нас, удовлетворите нас! Приведи нас к месту целостности!» И мы знаем, что это сделает. По крайней мере, Моисей знает.
Это непоколебимая любовь Господа к своему народу. Это демонстрация, выражение глубокой приверженности Бога любить Свой народ. Это его непоколебимая любовь, и это полностью его собственная инициатива.
Я не могу написать эти слова, не подумав о Римлянам 5:6–8: «Ибо, когда мы были еще немощны, в свое время Христос умер за нечестивых. Ибо едва ли кто-нибудь умрет за праведника, хотя, может быть, за хорошего человека и дерзнул бы и умереть, но Бог показывает свою любовь к нам тем, что, когда мы были еще грешниками, Христос умер за нас».
Это единственное, что даст людям, столь опустошенным грехом и Божьим судом, спасение и, следовательно, возможность радоваться и даже радоваться все наши дни! Если Бог не проявляет к нам Свою непоколебимую любовь, мы все еще находимся в стихах 7 и 9 — все еще встревожены Божьим гневом, проводя наши дни под его гневом без всякой надежды. Если Бог не покажет нам Свою непоколебимую любовь, мы застрянем в стихе 10, семидесяти или восьмидесяти коротких годах жизни с ужасающей перспективой вечности, отделенной от Бога.