Содержание

49 предложений о будущем Европы

Танцы Европарламенте. Такое здесь можно наблюдать далеко не часто. Настоящий спектакль устроили молодые танцоры по случаю завершения Конференции о будущем Европы.

9 мая — в праздник мира и единства — День Европы — граждане передали 49 предложений лидерам стран ЕС. Церемонии предшествовал целый год напряжённой совместной работы простых европейцев и представителей институтов сообщества с сотнями панельных дискуссий на самые разные темы.

Большинство инициатив касаются повседневной жизни, проблем экономики, трудоустройства и глобального потепления. Больше всего споров вызвали те, которые предполагают серьезные изменения в процессе принятия решений в Евросоюзе и его и реформирование.

Омри Прейс, директор Alliance 4Europe:
«Мы работаем над тем, чтобы включить в повестку вопрос об отмене права вето в Совете ЕС. Потому что мы видим, что из-за него Европа не может двигаться вперёд».

В настоящее время для принятия решений, касаемых международных дел, требуется согласие всех 27 стран-членов блока. В ситуации кризиса это существенно замедляет реагирование ЕС. Яркий тому пример: процесс обсуждения санкций против России после вторжения в Украину.

Председатель Еврокомиссии высказалась в поддержку инициативы об отмене права вето.

Урсула фон дер Ляйен, председатель Еврокомиссии:
«Я всегда говорила, что единодушие при голосовании по некоторым ключевым вопросам просто-напросто больше не имеет смысла, если мы желаем двигаться быстрее».

Чтобы скорректировать процесс принятия решений, нужно вносить соответствующие изменения в договор о Европейском Союзе. Против этого выступают 13 государств-членов сообщества.

Они подписали заявление, в котором высказались за то, чтобы «предотвратить необдуманные и преждевременные попытки начать процесс изменения Договора». Также утверждается, что в противном случае, эта инициатива «отвлечёт внимание политиков от решения проблем граждан».

Рекомендации Конференции о будущем Европы могут быть реализованы, но обязательной юридической силы они не имеют.

Следите за новостями Euronews в наших приложениях на Google Play и App Store.

Также по теме

Через шахты к «зелёному переходу»: редкие земли – новое поле битвы

Аборты в Польше: статистика и реальность

Миллиард евро на зимовку: Брюссель высылает Киеву генераторы и модульные дома

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
УРСУЛА ФОН ДЕР ЛЯЙЕН
ЭММАНУЭЛЬ МАКРОН
ЕВРОКОМИССИЯ
ВОЙНА В УКРАИНЕ

Hot Topic

Узнайте больше:

Война в Украине

Будущее Евросоюза в XXI веке / / Независимая газета






За будущее Европы голосуют все, но у каждого оно свое. Фото с сайта www.europа.eu


Фундаментальные перемены, которое сегодня переживает мир, закономерно вызывают дискуссии о расстановке сил на международной арене. Одним из атрибутов формирующегося в XXI веке миропорядка все чаще называют многополярность. Критерии принадлежности к центрам силы и число государств, которых можно относить к этим центрам, также дискуссионны. Но часто в подобных рейтингах следующим по счету помимо «бесспорных» США и Китая идет Европейский союз. Насколько это оправданно?


Сила и слабости ЕС


Действительно, у Евросоюза есть сильные аргументы, подтверждающие его претензии на роль глобального игрока. Прежде всего это экономический потенциал и высокий уровень жизни. Почти за 70 лет евроинтеграции ЕС стал мощным экономическим гигантом.


ЕС занимает 3‑е место в мире по численности населения (512 млн человек), уступая лишь Китаю (1, 38 млрд) и Индии (1,33 млрд) и опережая США (325 млн). Есть прогнозы, что эта ситуация сохранится до 2050 года. По такому важнейшему показателю, как ВВП, рассчитанный по ППС, ЕС в 2017 году стал вторым в мире (20 982,9 млрд долл.) после КНР (21159,1 млрд долл. и опередив США (19 390,6 млрд долл., 15,26%). ЕС занимает первые места в списке экспортеров товаров и услуг, лидеров по зарубежным инвестициям. Сегодня евро фактически является второй валютой мира.


Второй важный козырь ЕС – его «мягкая сила», то, что известный политолог Михаил Троицкий обозначил как культурное и культурно‑политическое влияние, масштабы которого носят общемировой характер. «Опираясь на свой оргресурс, ЕС напористо приспосабливает условия сотрудничества со странами‑партнерами к особенностям собственного законодательства, деловой практики и политических ценностей», – этот принцип, подмеченный Троицким, остается справедливым по сей день. Несмотря на ряд кризисов, переживаемых Европой, демократический и интеграционный проект, предложенный и культивируемый в ЕС, сохраняет свою привлекательность – как для ближнего окружения Европы, так и для более отдаленных стран.


Не стоит забывать и о «жесткой силе» ЕС. Его страны не только находятся под зонтиком мощнейшего на сегодняшний день военно‑политического блока НАТО, но и сами являются олицетворением НАТО: из 28 стран – членов ЕС 22 входят в Североатлантический альянс, из 29 членов НАТО 22 входят в Евросоюз. Военные лидеры ЕС – Великобритания, Франция и Германия, причем две первые обладают ядерным оружием. Текущие военные миссии стран – членов ЕС размещаются в Мали, Центрально‑Африканской Республике, а также участвуют в антитеррористической коалиции под эгидой США в Ираке. Последний на сегодняшний день проект ЕС – это создание Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO), призванного интегрировать военные и экономические возможности стран Евросоюза в единый мощный ВПК, который может стать фундаментом постепенной интеграции вооруженных сил (так называемой европейской обороны).


В то же время в своей внешней политике ЕС до последнего времени предпочитал опираться не на военные, а на политические и экономические инструменты для защиты и продвижения своих интересов в мире. Среди этих инструментов – европейская политика соседства, официальная помощь развитию, повышенное внимание к стандартам демократии и правам человека, предоставление гуманитарной помощи в случае катастроф, сотрудничество с ООН и другими многосторонними институтами. ЕС сыграл важную роль в развитии диалога между Сербией и Косово в 2013 году, в заключении «ядерной сделки» с Ираном в 2015‑м, в достижении первого в мире универсального, юридически обязательного мирового соглашения, принятого на Конференции по климату в Париже.


Как справедливо отмечают специалисты ИМЭМО РАН, Евросоюз обладает способностью собственным примером продвигать консенсусные решения на глобальном уровне, что дало бы ему дополнительные возможности в многополярном мире.


Тем не менее эксперты высказывают сомнения в способности ЕС играть определяющую, лидерскую роль на международной арене. И для этого есть ряд оснований. Прежде всего по мере расширения ЕС усложнялся процесс принятия решений. К концу XX века в ЕС состояло 15 государств. Но за 2004–2013 годы в него вступили еще 13. Искать устраивающие всех компромиссы с таким количеством участников становится все сложнее. Поэтому принцип принятия решений в ЕС все больше эволюционирует от принципа единогласия, каким он был на заре евроинтеграции, к принципу квалифицированного большинства.


Ослабло влияние франко‑германского тандема: его оппонентами при принятии решений часто выступали как Великобритания с Польшей, так и другие страны «вышеградской четверки». Обострилось противостояние крупных и малых государств‑членов ЕС.


При этом наиболее чувствительные сферы, в частности внешнюю политику и оборону, государства – члены ЕС предпочли оставить в национальном ведении. Именно поэтому ЕС не всегда способен трансформировать свой экономический и политический потенциал в единогласное решение. Если порой ЕС способен говорить одним голосом (например, по вопросу о принятии  санкций в отношении России в 2014 году) , то в других случаях страны‑члены, не договорившись, действовали самостоятельно (так было с признанием Косово, когда пять стран – членов ЕС не признали суверенитет Приштины).


Несмотря на долгие усилия, ЕС не смог выстроить успешную Европейскую политику соседства, призванную сформировать по периметру юго‑восточных границ ЕС своеобразный пояс безопасности. Союз не нашел единой позиции и по вопросу о вторжении США в Ирак в 2003 году, а ряд стран прямо участвовали в этой интервенции, как и в англо‑французском военном вторжении в Ливию в 2011‑м. Режимы Хусейна и Каддафи были сломаны, в обеих странах воцарилась гражданская война.


Все это, а также готовность осуществить еще одно вторжение в Сирию (эту опцию в 2013 году активно продвигала Франция) сыграли свою роль в натуральном взрыве Ближнего Востока и Северной Африки, после чего в Европу устремились потоки беженцев. По данным пограничного агентства ЕС «Фронтекс» за 2011– 2015 годы число нелегальных переходов границ ЕС увеличилось почти в 13 раз (с 141 030 до 1 822 260 случаев). А только за 2015 год в страны ЕС прибыло более 1 млн человек. Все это стало абсолютной неожиданностью для ЕС, который был вынужден принимать меры. Часть мигрантов ЕС принял к себе, часть оказалась заперта на греческих островах Эгейского моря и в Турции, которая получила рычаг для влияния, если не шантажа в отношении Брюсселя.


К беспрецедентному наплыву мигрантов добавились рост безработицы и финансовые трудности в ряде стран ЕС (Греция, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Франция) после экономического кризиса 2008 года. Очевидным стал экономический разрыв между высокоразвитым «авангардом» и остальными странами ЕС. Кризис продемонстрировал смену ролей во франко‑германском тандеме: на первые роли в качестве ключевой державы ЕС вышла Германия.


Отсутствие в ряде стран  ЕС ярких социально‑экономических проектов у системных право- и левоцентристских партий, сложные процедуры принятия решений евроструктурами ЕС, практика лоббизма государственных решений с участием крупного капитала, рост числа директив от еврочиновников – все это увеличило разрыв между инстанциями в Брюсселе и рядовыми гражданами стран‑членов на местах.


В результате для многих европейцев демократия утратила прямую связь с народным волеизъявлением, потеряла свою репрезентативность. Разочаровавшись в традиционных системных партиях, избиратели обратили свое внимание на евроскептиков и популистов правого и левого флангов. Наибольшего успеха они достигли в Италии, где к власти пришла причудливая коалиция «Лиги» и «Движения пяти звезд», бросивших вызов Брюсселю. Но настоящим апофеозом евроскептицизма стало голосование в Великобритании о выходе из ЕС (брекзит) в 2016 году. Хотя процесс не повлек за собой фрекзит, грекзит и подобные «экзиты», которыми еврочиновники и европессимисты пугали друг друга, затянувшийся кризис в Великобритании не способствует улучшению репутации ЕС и мешает понять, куда ЕС будет развиваться дальше.


Наконец, отсутствие ясных «правил игры» с Россией на постсоветском пространстве и серия ошибок, допущенных ЕС при реализации проекта Восточного партнерства, ряд противоречивых намеков, данных странам СНГ относительно перспектив расширения ЕС на восток, – все это внесло свой вклад в обострение отношений ЕС с Россией (не без провалов и ошибок последней) и повлияло на развитие Украинского кризиса.


В этих условиях не случайно, что Глобальная стратегия ЕС, принятая в 2016 году, начинается со слов верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини: «Цель и даже существование нашего союза поставлены под сомнение». В новой стратегии акцент сделан уже не на миротворчество и продвижение демократии, а на прагматизм, безопасность ЕС и необходимость внутреннего сплочения и устойчивости союза.


Когда уже пройдена половина срока


В условиях, когда Великобритания сфокусировалась на проблемах брекзита, Италия – на сосуществовании левых и правых популистов, а Германию в 2017–2018 годах охватил правительственный коалиционный кризис с потенциальной сменой канцлера, в наиболее выигрышном положении оказалась Франция. Здесь в мае 2017 года новым президентом стал 39‑летний неолиберал и европеист Эмманюэль Макрон. Эффект новизны его фигуры удачно наложился на трудности, переживаемые другими лидерами Западной Европы, и на усиление позиций правых евроскептиков, в Восточной Европе, таких как Виктор Орбан в Венгрии и Анджей Дуда в Польше. На этом фоне ряд западных СМИ начал рассматривать Макрона как потенциального лидера всего ЕС, а с учетом присутствия у руля в США Дональда Трампа – и вовсе всего западного мира.


Программа Макрона весьма амбициозна и нацелена на превращение ЕС в один из главных центров силы в многополярном мире. Выступая в сентябре 2017 года перед студентами Сорбонны, Макрон изложил ключевые идеи своего европейского проекта. Во‑первых, это консолидация еврозоны (создание автономного от ЕС общего бюджета в размере нескольких сотен миллиардов евро и Европейского валютного фонда, учреждение поста министра финансов и парламента еврозоны) и формирование тем самым «Европы двух скоростей» – авангарда стран во главе со странами еврозоны и остальными членами. Идея Макрона состоит в том, чтобы правительство еврозоны могло насытить ее деньгами: они могут использоваться в случае экономического кризиса для оказания срочной финансовой помощи одной из стран стран еврозоны или стимулирования ее экономики во время рецессии, для вложений в новые проекты и для сглаживания перекосов между экономиками еврозоны.


Во‑вторых, Макрон выступил против расширения ЕС до 2025 года, чтобы присоединение новых членов – балканских государств – не мешало внутреннему укреплению ЕС. В‑третьих, это развитие оборонных структур ЕС: создание общих сил быстрого реагирования, общего оборонного бюджета, общей доктрины действий. Он также предложил насытить евроструктуры силовыми элементами: учредить Европейскую академию разведки, Европейское агентство по борьбе с терроризмом, Европейские силы гражданской защиты от стихийных бедствий, пограничную полицию ЕС.


Понимая, что по экономическим параметрам Франция пока не в силах догнать Германию, Макрон не без умысла сделал акцент на укреплении военного‑политического потенциала ЕС: в этом компоненте Париж имеет большее влияние на страны – члены Евросоюза, чем Берлин. Общее же развитие ЕС президент Франции видит в направлении федерализма, то есть постепенной передачи национальных полномочий на наднациональный уровень.


Сейчас, когда половина срока Макрона осталась позади (во Франции президенты избираются на пять лет), его успехи в области евроинтеграции минимальны. В вопросе о консолидации еврозоны Франция натолкнулась на сопротивление Германии, Нидерландов и других финансово успешных стран Северной Европы, не пожелавших латать дыры в бюджетах южных стран ЕС. Через два года борьбы, 14 июня 2019 года, Макрон смог вырвать компромисс, но Франции пришлось пойти на серьезные уступки, которые в принципе меняют суть проекта. Прежде всего создан не бюджет, а лишь «бюджетный инструмент конвергенции и конкурентоспособности» (IBCC). Его объем составит не несколько сот миллиардов евро, как желал Макрон, а всего 17 млрд. Вопреки пожеланиям Макрона он вовсе не будет автономным, а станет подкатегорией бюджета ЕС. Решения о распределении средств будет принимать не еврозона, а Еврокомиссия; использоваться он будет не для финансирования не столько социальной политики, сколько для  проведения структурных реформ, направленных на повышение конкурентоспособности государств и сближение их экономических систем. Средства будут выделяться в индивидуальном порядке на основе проектов, представленных государствами, а в случае несоблюдения взятых обязательств платежи могут быть приостановлены. Вопреки предложениям Франции доступ к этому бюджету не будет обусловлен наличием минимальных общих социальных стандартов ЕС. Речь о создании парламента и поста министра финансов в зоне евро вообще не идет. Единственное, с чем могут поздравить себя французы, это с тем, что Макрон продвинулся дальше своего предшественника Франсуа Олланда, который так и не смог убедить Меркель принять сам принцип общего бюджета еврозоны. «Это лучший компромисс, которого можно достичь в нынешнем состоянии сил в Европе», – считает бывший министр финансов Франции Пьер Московиси.


В вопросах «Европы обороны» Макрону удалось чуть больше. Совместно с ФРГ Франция продвинула начало работы над рядом конкретных проектов в рамках Постоянного структурированного сотрудничества (PESCO), запущенного 13 ноября 2017 года, в том числе разработку евродрона и модернизацию боевых ударных вертолетов «Тигр». После завершения работы над первыми 34 проектами в 2021 году страны – члены PESCO планируют провести обзор получившихся проектов и запланировать новую волну инициатив. Под воздействием Макрона девять стран ЕС (помимо Франции это Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Эстония) опубликовали в июне прошлого года письмо, в котором объявили о рождении Европейской интервенционной инициативы.


В рамках этого проекта страны договорились вести обмен разведданными, проводить совместные учения по прогнозированию и планированию, обмениваться военными доктринами и разрабатывать сценарии совместного вмешательства в случае кризиса. Наконец, 22 января 2019 года Франция и Германия подписали Аахенский договор, призванный заменить Елисейский договор о сотрудничестве 1963 года. В новом соглашении стороны договорились усилить свое сотрудничество в сферах внешней политики, обороны, внешней и внутренней безопасности. Договор предполагает обмены дипломатами в рамках ООН, НАТО и ЕС. Франция также пообещала добиваться для Германии статуса постоянного члена СБ ООН.


В целом франко‑германский тандем остается мотором евроинтеграции, но та сталкивается с рядом объективных препятствий, тормозящих ее развитие. Получится ли у Макрона наладить отношения с новым канцлером ФРГ, который придет на смену Ангеле Меркель, пока  сказать сложно.


«Большая Европа 2.0»?


Укрепление ЕС не является для Парижа самоцелью. Прогнозируя дальнейшее развитие международных отношений, Франция мыслит более масштабными категориями. Об этом Макрон не раз высказывался в своих выступлениях перед посольским корпусом в 2017–2019 годах, эти же идеи обозначены в Стратегическом докладе по вопросам обороны и безопасности, подготовленном во Франции осенью 2017 года.


Если в 2008 году президент Николя Саркози прямо заявил о том, что однополярный мир вступил в эпоху перемен, то Макрон постоянно подчеркивает, что эти изменения уже идут, а миропорядок, сложившийся после падения Берлинской стены (если точнее – с окончанием биполярности),  и , «основанный на ультралиберальной глобализации и гипермогуществе одного государства», уже меняется. «Мы, вероятно, переживаем конец западной гегемонии над миром. Мы привыкли к международному порядку, который с XVIII века основывался на западной гегемонии: сначала, вероятно на французской, по вдохновению Про:свещения; на, несомненно, британской в XIX веке благодаря промышленной революции и в достаточной мере – на американской в XX веке благодаря двум крупным конфликтам, а также экономическому и политическому господству этой державы. Все меняется», – заявил Макрон в августе 2019 года. В этих условиях Франция, по его мысли, должна занять активную позицию, выступая за «сильный мультилатерализм».


Париж не скрывает главную причину своих опасений, а именно перспективу новой гегемонии в XXI веке двух держав – США и Китая. В условиях, когда президент США Дональд Трамп высказывает сомнение в существовании НАТО, ведет торговую войну с Китаем, вывел США из Парижского соглашения по климату, из иранской «ядерной сделки» и ставит под сомнение историческое партнерство с Европой, Макрон вслед за Меркель подчеркивает, что ЕС не может рассчитывать в вопросах безопасности лишь на США. «Сегодня мы должны взять на себя ответственность и гарантировать безопасность и, следовательно, европейский суверенитет», – заявил президент Франции перед послами в 2018 году. Позже он даже усилил драматизм происходящего: «Мы знаем, что цивилизации исчезают, и страны тоже. Европа исчезнет… и мир будет построен вокруг двух основных полюсов: США и Китая».


В этих условиях Макрон заявляет, что отказывается выбирать между тем, чтобы быть младшим союзником Вашингтона или Пекина. Хотя США по‑прежнему находятся «в западном лагере», они не являются носителями гуманистического духа, характерного для европейцев, поскольку, по мысли Макрона, американскую цивилизацию характеризует «примат свободы». Что касается Китая, то эта цивилизация несет в себе совсем иные ценности, нежели на Западе, полагает Макрон.


Выход для Франции Макрон видит в обращении к проекту «Большая Европа», который подразумевает сближение ЕС с Россией. В выступлении Макрона в августе 2019‑го этому моменту уделено большое внимание. Напоминая, что Россия тоже является европейской страной, Макрон сожалеет о том, что с 1990‑х  – нулевых годов ЕС не выработал собственную стратегию и позволил Москве считать себя «троянским конем Запада», который будто бы намеревался разрушить Россию. Но главный вызов для России, по мнению французского президента, исходит с востока. «Я думаю, что призвание России состоит не в том, чтобы быть младшим союзником Китая», – намекает он. «Я считаю, что отталкивать Россию от Европы является глубокой стратегической ошибкой, потому что тогда мы подталкиваем Россию либо к изоляции, которая усиливает напряженность, либо к союзу с другими великими державами, такими как Китай, что вообще не в наших интересах», – подчеркнул президент Франции. Исходя из этого, он призвал строить в Европе новую архитектуру доверия и безопасности, «потому что Европейский континент никогда не будет стабильным, безопасным, если мы не примиримся и не проясним наши отношения с Россией». Макрон напомнил, что это – трудоемкий процесс, прежде всего потому, что с Россией сохраняются сложные отношения, но также и потому, что примирение с Москвой «не в интересах некоторых из наших союзников, давайте скажем это ясно».


Разумеется, воспринять эти заявления как стремление Франции создать союз с Россией было бы наивным и преждевременным. Кризис международной безопасности, судя по всему, только набирает обороты. Никуда не исчезли трения между Россией и США, Россией и НАТО. Более того, неясно, на каких условиях может происходить это сближение, если пока что не урегулированы украинский и сирийский кризисы, а ценностное и практическое соперничество между Россией и ЕС сохраняется в ряде регионов. Тем не менее конструктивный настрой президента Франции на переосмысление всей европейской системы безопасности и нормализацию отношений с Россией, основанных на твердости и диалоге, нельзя не приветствовать. В истории отношений России–ЕС Франция не раз показывала себя партнером, способным играть полезную роль медиатора. Будет ли по плечу такая задача для Макрона, мы увидим в ближайшие два с половиной года. 

Будущее Европы определяется сейчас

Блог HR/VP — В прошлый вторник в Европейском парламенте состоялись важные дебаты об агрессии России против Украины и ответе Европы. Пользуясь случаем, я изложил предварительные уроки, которые мы можем извлечь из трагических событий, в которых мы живем, для внешней политики ЕС и безопасности нашего континента.

Чтобы открыть эти дебаты, президент Украины Владимир Зеленский произнес через VTC мощную речь о том, что поставлено на карту — не только для Украины, но и для Европы в целом. Президент Совета Шарль Мишель и президент ЕС Урсула фон дер Ляйен также представили эту важную дискуссию. Со своей стороны, как я отметил несколько дней назад, я подчеркнул, что война на Украине знаменует собой рождение геополитической Европы. Это момент, когда мы полностью осознали проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и нашу ответственность. Впервые после окончания Второй мировой войны одна европейская страна вторгается в другую, и у этой страны есть ядерное оружие.

Меня тошнит от одной аналогии с событиями, положившими начало Второй мировой войне. То, что происходит сегодня, напоминает мне также о плохих воспоминаниях о Будапеште 1956 года. Мне было всего девять лет, но я помню, как целый день слушал радио. Это напоминает мне также 1968 год, Пражскую весну. Я тогда был офицером испанской армии. В последних двух случаях мы ничего не делали, потому что ничего не могли сделать. Сегодня это не так.

Возвращение трагедии на европейскую землю

С войной на Украине мы наблюдаем возвращение трагедии на европейскую землю. Это возвращение должно нас не испугать, а воодушевить. В течение последних десятилетий у нас часто возникало впечатление, что европейский проект теряет свою привлекательность, потому что на нашем континенте угасает память о войне. Теперь все кончено. Украина напоминает нам, что трагедия никогда не исчезает из человеческих обществ.

В последние годы мы часто обсуждали вопросы обороны и начали создавать совместные военные программы. Европейский парламент проголосовал за создание Европейского оборонного фонда, а государства-члены создали Европейский фонд мира, который мы мобилизуем для предоставления оружия Украине. В ближайшие недели Европейский совет примет Стратегический компас. С вторжением России в Украину мы должны усилить наши размышления, скорректировать наши средства и предвидеть наши ответы. Это уже не роскошь, а насущная необходимость.

«Очевидно, что наши возможности сдерживания оказались недостаточно сильными, чтобы предотвратить агрессию Путина. Нам нужно подумать о наших инструментах принуждения и возмездия, чтобы сдерживать безрассудных противников».

Чтобы помириться, нас должно быть как минимум двое, а чтобы повоевать, достаточно одного. Именно об этом говорит нам Путин. Понятно, что наши возможности сдерживания оказались недостаточно сильными, чтобы предотвратить путинскую агрессию. Нам нужно подумать о наших инструментах принуждения и возмездия, чтобы сдерживать безрассудных противников. С тех пор, как началась эта агрессия, мы реагировали так, как Путин не ожидал. И мы показываем ему, что мы никогда не пожертвуем своей свободой и свободой других на алтарь нашего благополучия и процветания.

Будучи президентом Европарламента в 2007 году, я имел возможность сказать Путину с глазу на глаз после убийства журналистки Анны Политковской, что «мы не собираемся менять права человека из-за вашего газа». ». И сейчас самое время повторить, что мы не откажемся от защиты прав и свобод человека, потому что мы зависим от российского газа.

«

Мы не откажемся от защиты прав и свобод человека, потому что мы зависим от российского газа».

Этот колоссальный конфликт может закончиться позитивно только в том случае, если Россия вернется к основным международным нормам и принципам. Для достижения этой цели мы сразу начали работать с нашими международными партнерами, чтобы отрезать Россию от финансовой системы. Сейчас половина резервов ЦБ России находится вне их контроля. Еще несколько дней назад это считалось невозможным, а теперь мы это сделали.

В течение нескольких часов мы также договорились об использовании Европейского фонда мира для оказания финансовой поддержки и координации усилий государств-членов по доставке оружия украинской армии для защиты страны от российской агрессии. Еще одно табу пало. У нас есть потенциал возмездия. Мы мобилизовали эти возможности и должны продолжать это делать, объединяя возможности государств-членов и институтов ЕС.

Осуждение агрессии России Генеральной Ассамблеей ООН: исторический итог

На международной арене нельзя ставить на одну доску агрессора и агрессора, когда могущественный агрессор необоснованно нападает на гораздо более слабого соседа. В среду подавляющее большинство из 141 страны на Генеральной Ассамблее ООН проголосовали за поддержку прав Украины и осуждение действий России как явное нарушение Устава ООН и международного права, при этом только 5 проголосовали против и 35 воздержались. ЕС много работал для достижения этого исторического результата. Это показывает, насколько руководство России изолировало свою страну. И мы полностью согласны с генеральным секретарем Гутерришем в том, что посыл ясен: насилию должен быть положен конец сейчас, и нам нужно открыть дверь для дипломатии.

Когда я говорю, что Европа должна стать жесткой силой, люди думают только о военной силе. Однако способность заставить других изменить свое поведение зависит не только от оружия. Мерами, которые принял ЕС, мы показали именно это. Принятие таких мер, как мы, не приводит к мобилизации ракет, но имеет далеко идущие последствия для платежеспособности страны. Они мешают России разжигать войну деньгами, которые мы платим за ее газ. Правительство России начинает ощущать последствия с точки зрения инфляции и падения российской валюты. Эти беспрецедентные финансовые меры могут спровоцировать российский дефолт, что будет иметь последствия для мировой финансовой системы. Мы не должны недооценивать важность того, что мы решили, и того, что может последовать.

«Мы никому не объявляли войну и готовы мобилизовать все наши дипломатические ресурсы для поиска решения конфликта путем переговоров. Санкции необходимы, неизбежны, но кроме того, нам нужно найти решения, начиная с прекращения огня».

Тем не менее, переговоры и диалог остаются сердцевиной Европейского Союза. Мы никому не объявляли войну и готовы мобилизовать все наши дипломатические ресурсы для поиска переговорного решения конфликта. Санкции необходимы, неизбежны, но кроме того, нам нужно найти решения, начиная с прекращения огня.

Покончить с нашей зависимостью от российского газа

Второй вопрос, который подробно обсуждался в Европейском парламенте, — это наша зависимость от газа. Мы тратим 700 миллионов евро в день на импорт газа, нефти и угля из России. Многие выступавшие говорили о том, что мы должны уменьшить эту зависимость. Однако я слушал один и тот же дискурс в течение последних 20 лет, и эта зависимость за это время усилилась. Я много лет был парламентарием, даже президентом Европейского парламента, и я понимаю тот энтузиазм, который Европарламент продемонстрировал в прошлый вторник. Но теперь мы должны действовать. Нам нужно привести наши действия в соответствие с нашими словами. Мы должны увеличить использование возобновляемых источников энергии и построить мощности по производству экологически чистого водорода. Нам предстоит проделать огромную работу, и мы должны оставаться приверженными ей.

«Теперь нам нужно привести наши действия в соответствие с нашими словами. Мы должны увеличить использование возобновляемых источников энергии и построить мощности по производству экологически чистого водорода. Нам предстоит проделать огромную работу, и мы должны оставаться приверженными ей».

Это, я думаю, самые важные уроки, которые мы должны извлечь из этих трагических обстоятельств. Мы больше не можем верить, что апелляция к верховенству закона и развитие торговых отношений превратят мир в мирное место, где все будут развиваться в направлении представительной демократии. Силы зла, силы, которые стремятся использовать физическое насилие для решения конфликтов, все еще живы. Мы должны продемонстрировать гораздо более мощную, более последовательную и более сплоченную способность сдерживать их. Мы, несомненно, удивили Путина своей способностью быстро и сплоченно реагировать, но мы должны продолжать идти по этому пути.

Мы должны стать жесткой силой

Мы должны стать жесткой силой. Я знаю, что это слово может напугать некоторых людей. Но жесткая сила, я настаиваю, касается не только военных. Жесткая сила — это способность принуждать, и мы это сделали. Теперь мы должны быть готовы к последствиям. Мы должны быть готовы сопротивляться. Мы должны быть готовы действовать в долгосрочной перспективе с четким пониманием проблем и наших возможностей.

«Нам нужно больше думать о защите и безопасности и прекратить теологические дискуссии о стратегической автономии. Мы можем называть это как угодно, но мы должны взять свою безопасность в свои руки».

Нам нужно больше думать о защите и безопасности и прекратить богословские дискуссии о стратегической автономии. Мы можем называть это как угодно, но мы должны взять свою безопасность в свои руки. Это не имеет ничего общего с ослаблением трансатлантических союзов, которые, кстати, крепки как никогда: в нынешнем кризисе наше трансатлантическое единство было стопроцентным.

Это момент для Европейского Союза, чтобы обсудить, кем он хочет быть. Чтобы справиться с вызовами будущего, нам нужно многое пересмотреть. О наших процедурах, наших методах, уделяя больше внимания нашей способности действовать , чем внутренним обсуждениям. Пандемия подтолкнула нас к сближению, особенно в рамках Next Generation EU. Нынешний трагический момент должен побудить нас идти дальше по этому пути, чтобы защитить жизни, безопасность и процветание всех. Это реальная проблема, с которой нам предстоит столкнуться в ближайшие недели и месяцы. В этом отношении Конференция о будущем Европы может сыграть важную роль.

Политические размышления о будущем Европейского Союза

Заархивированное содержимое
Содержимое этой страницы предназначено только для справки. Этот контент не изменялся и не обновлялся с 27.03.2019

Главы государств и правительств ЕС встретились в Риме, Италия, 25 марта 2017 г., чтобы отпраздновать 60-летие Римских договоров. Это был повод задуматься о состоянии Европейского Союза и заглянуть в будущее интеграционного процесса.

В Римской декларации, принятой по окончании торжеств, лидеры изложили совместное видение на ближайшие годы. Они обязались работать над:  

  • безопасной и защищенной Европой: где все граждане могут свободно передвигаться; с защищенными внешними границами и эффективной миграционной политикой
  • процветающая и устойчивая Европа: содействие устойчивому и устойчивому росту с сильным единым рынком
  • Социальная Европа: борьба с безработицей, дискриминацией, социальной изоляцией и бедностью
  • более сильная Европа на мировой арене: развитие существующих партнерских отношений и создание новых, приверженность укреплению общей безопасности и обороны

Римская декларация завершила процесс политического осмысления, начавшийся в Братиславе 16 сентября 2016 г. по результатам референдума в Великобритании в июне 2016 г.

60-летие Римских договоров

Основные моменты 60-летия Римских договоров

Главы государств и правительств ЕС встретились в Риме, Италия, 25 марта 2017 г., чтобы отметить 60-летие Римских договоров. Это был повод задуматься о состоянии Европейского Союза и заглянуть в будущее интеграционного процесса.

По окончании празднования лидеры приняли и подписали Римскую декларацию, в которой изложено совместное видение на ближайшие годы. «Мы объединились к лучшему. Европа — наше общее будущее», — говорится в Декларации.

Лидеры заявили, что, зная об опасениях граждан ЕС, они привержены Римской программе и обязались работать над: более сильная Европа на мировой арене

Неформальная встреча глав государств и правительств

В пятницу, 10 марта, 27 лидеров встретились в неофициальной обстановке, чтобы подготовиться к 60-летию Римских договоров и обсудили основные элементы Римской декларации.

Дебаты были сосредоточены на будущем ЕС, в том числе на идее многоскоростной Европы.

«Одни ожидают системных изменений, которые ослабили бы связи внутри ЕС и усилили роль наций по отношению к сообществу. Другие, напротив, ищут новые, более глубокие измерения интеграции», — сказал президент Туск, подводя итоги обсуждения.

Он подчеркнул, что, учитывая интересы сообщества 27 стран в контексте предстоящих переговоров по Brexit и долгосрочные стратегические интересы ЕС, он призывает всех стремиться к сохранению политического единства среди 27 стран. 

«При обсуждении различных сценариев для Европы нашей главной целью должно быть укрепление взаимного доверия и единства среди 27. И после сегодняшних дебатов я могу открыто сказать, что все 27 лидеров согласны с этой целью», — сказал он.

Белая книга о будущем Европы

Документ был опубликован Европейской комиссией в преддверии 60-летия Римских договоров . В нем указано пять сценариев , каждый из которых предлагает взглянуть на потенциальное состояние Союза к 2025 году  в зависимости от выбора, который сделает Европа.

Сценарии показывают, как изменится Европа в следующем десятилетии, от влияния новых технологий на общество и рабочие места до сомнений в отношении глобализации, проблем безопасности и роста популизма.

Неформальный саммит глав государств и правительств ЕС на Мальте

Неформальный саммит, организованный премьер-министром Мальты Джозефом Маскатом под председательством президента Европейского совета Дональда Туска, стал поводом для подготовки 27 лидеров к предстоящему 60-летию Римских договоров  25 марта 2017 года.      

Дискуссии, основанные на политических размышлениях о будущем ЕС с 27 государствами-членами, начались сразу после того, как Великобритания проголосовала за выход из Европейского Союза 23 июня 2016 г. , и продолжились в Братиславе 16 сентября 2016 г.

Письмо о будущем Европы

«Вместе мы выстоим, порознь мы падем», — сказал Дональд Туск накануне саммита на Мальте.

В своем письме, направленном 27 главам государств и правительств, Председатель Европейского Совета определил три основные угрозы, угрожающие стабильности Европы. К ним относятся:  

  • новая геополитическая ситуация : все более напористый Китай, агрессивная политика России в отношении Украины и ее соседей, войны, террор и анархия на Ближнем Востоке и в Африке (с радикальным исламом, играющим важную роль) и «тревожные заявления» новой американской администрации делают наше будущее крайне непредсказуемым9.0079
  • внутренняя ситуация:  рост националистических, усиливающихся ксенофобских настроений  в самом ЕС
  • настроение проевропейских элит: упадок веры в политическую интеграцию, подчинение популистским аргументам и сомнение в фундаментальных ценностях  либеральной демократии  

В письме президент Дональд Туск призвал лидеров оставаться едиными.

«Должно быть кристально ясно, что распад Евросоюза приведет не к восстановлению какого-то мифического, полного суверенитета его государств-членов, а к их реальной и фактической зависимости от великих сверхдержав: США, России и Китай. Только вместе мы можем быть полностью независимыми», — сказал Туск.

Совет согласен с переговорной позицией по инструментам торговой защиты

Комитет постоянных представителей (Coreper) согласовал переговорную позицию Совета по предложению о модернизации инструментов торговой защиты ЕС.

Предлагаемое постановление вносит поправки в действующие антидемпинговые и антисубсидийные правила, чтобы лучше реагировать на недобросовестную торговую практику . Цель состоит в том, чтобы защитить производителей ЕС от ущерба, причиняемого недобросовестной конкуренцией, обеспечивая свободную и справедливую торговлю.

Соглашение о систематических проверках на внешних границах

Комитет постоянных представителей (Coreper) утвердил компромиссный текст, согласованный с Европейским парламентом, по поправке к Шенгенскому кодексу о границах до  усилить проверки в соответствующих базах данных  в внешние границы.

Европейское агентство пограничной и береговой охраны запускает группу быстрого реагирования

Резерв быстрого реагирования состоит из 1 500 офицеров, привлеченных ЕС
государства-члены и ассоциированные страны Шенгенского соглашения. В кризисной ситуации они
будут переданы в немедленное распоряжение компании Frontex, которая может развернуть их в пределах
пять рабочих дней.

Совет согласен продлить Европейский фонд стратегических инвестиций

Совет согласился с предложением о продлении срока действия  Европейского фонда стратегических инвестиций  (EFSI), флагманской инициативы ЕС в рамках его «инвестиционного плана для Европы».

Согласованный компромисс предполагает продление EFSI как с точки зрения продолжительности, так и с точки зрения финансовых возможностей, с привлечением не менее полтриллиона евро  инвестиций к 2020 году. Он также вводит ряд операционных улучшений с учетом уроков, извлеченных из первого года реализации.

Общий пакет предложений по реализации Совместной декларации ЕС-НАТО

Совет принимает выводы о реализации Совместной декларации ЕС-НАТО, одобряя 40 предложений по 7 направлениям. Эти предложения одобрены в тот же день Североатлантическим советом.

План реализации по безопасности и обороне

ЕС хочет укрепить свою безопасность и обороноспособность, реагируя на внешние конфликты и кризисы по соседству с Европой, помогая уязвимым странам в нестабильной среде и защищая ЕС и его государства-члены 

Министры иностранных дел и обороны ЕС обсуждают план реализации безопасности и обороны в рамках глобальной стратегии ЕС. Они определяют уровень амбиций и пути дальнейшего развития политики безопасности и обороны ЕС в будущем.

Подпись CETA

Подпись CETA, премьер-министр Трюдо и президент Туск, Брюссель, 30 октября

Дональд Туск, президент Европейского совета, Жан-Клод Юнкер, президент Европейской комиссии, и Джастин Трюдо, премьер-министр Министр Канады встретился в Брюсселе на 16-м саммите ЕС-Канада. Они подписали Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение между ЕС и Канадой (CETA) и Соглашение о стратегическом партнерстве (SPA), а также выпустили совместную декларацию о партнерстве между ЕС и Канадой.

Европейский совет, 20–21 октября 2016 г.

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо представил дальнейшие меры в рамках Братиславской дорожной карты

Лидеры подвели итоги работы в отношении Братиславской дорожной карты. Премьер-министр Фицо проинформировал их о результатах, включая ратификацию Парижского соглашения и запуск Европейской пограничной и береговой охраны.

Открытие Европейского агентства пограничной и береговой охраны

Европейское агентство пограничной и береговой охраны было официально открыто 6 октября 2016 года

Европейское агентство пограничной и береговой охраны было официально открыто 6 октября 2016 года . Торжественное мероприятие состоялось на контрольно-пропускном пункте Капитан-Андреево на внешней границе Болгарии с Турцией.

«Мы создаем новую реальность на наших внешних границах. Это осязаемое результат совместных обязательств, согласованных в Братиславской дорожной карте , а также практическая демонстрация единства между государствами-членами», — сказал Роберт Фицо, премьер-министр Словакии и председатель Совета. «Это поможет нам вернуться в Шенген», — добавил он.0172 до внешних границ ЕС.

ЕС ратифицирует Парижское соглашение

Соглашение вступает в силу через 30 дней после его ратификации не менее чем 55 странами, на долю которых приходится не менее 55% мировых выбросов парниковых газов

ЕС официально ратифицировал Парижское соглашение, которое также способствовало его вступлению в силу. Представители председательства в Совете и Европейской комиссии передали официальные документы на ратификацию Генеральному секретарю ООН.

Соглашение вступает в силу через 30 дней после его ратификации не менее чем 55 странами, на долю которых приходится не менее 55% мировых выбросов парниковых газов. Этот порог был достигнут после ратификации ЕС и 7 его государствами-членами.

Вступление в силу произойдет до начала Марракешской конференции по изменению климата  7–18 ноября 2016 года.  

Саммит в Братиславе, 16 сентября 2016 г.

27 глав государств и правительств неформально встретились в Братиславе, чтобы обсудить будущее Европейского Союза страны-члены.

Лидеры согласовали Братиславскую декларацию и дорожную карту , в которых изложены цели на ближайшие месяцы: 

  • восстановление полного контроля над внешними границами
  • обеспечение внутренней безопасности и борьба с терроризмом
  • укрепление сотрудничества ЕС в области внешней безопасности и обороны
  • развитие единого рынка и предоставление лучших возможностей для молодых европейцев

Консультации в преддверии саммита в Братиславе

Заявление для прессы Дональда Туска, президента Европейского совета, 9 сентября в Стокгольме 

В августе и сентябре 2016 года Президент Туск провел консультации со всеми лидерами ЕС перед встречей в Братиславе .

«Я не сомневаюсь, что три основные проблемы — это неконтролируемая нерегулируемая миграция, терроризм и опасения глобализации», — сказал президент Туск перед встречей с премьер-министром Швеции Стефаном Лёвеном в Стокгольме. «Моя цель состоит в том, чтобы в Братиславе мы могли договориться об основных приоритетах и ​​о том, что нам нужно с ними делать в ближайшие несколько месяцев».

8 сентября президент Туск также отправился в Лондон, чтобы обменяться мнениями с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй.

Неформальная встреча 27 глав государств и правительств ЕС, 29 июня 2016 г.

На неформальной встрече 29 июня 27 лидеров договорились встретиться снова 16 сентября в Братиславе для продолжения переговоров

27 лидеров встретились в неофициальной обстановке, чтобы обсудить дальнейшие действия после референдума в Великобритании 23 июня 2016 г.