Содержание

какого числа, история и традиции дня памяти святого

Когда отмечается день памяти Николая Чудотворца в 2022 году

Дней памяти Николая Чудотворца в православной церковной традиции несколько. 11 августа верующие вспоминают о рождении святого, а 19 декабря (по новому стилю, по старому 6 декабря) — о его смерти. Также есть еще памятная дата перенесения мощей чудотворца из Мир Ликийских в Бари 22 мая.

У этих трех праздников были и народные названия — соответственно, Никола Осенний, Никола Зимний и Никола Вешний (Летний). Кроме того, Николая на Руси именовали Угодником (то же самое, что Чудотворец).

Кем был святой Николай и при чем тут Санта-Клаус

Как говорит житие святого, Николай родился в III веке в греческой колонии Ликии в Малой Азии в семье христиан. Мальчик с самого детства посещал храм, а повзрослев, решил посвятить вере всего себя, став священником. Богатое наследство родителей он раздал бедным. Со временем Николай был рукоположен в сан архиепископа в городе Миры (сейчас это территория турецкой Анталии) и прославился как рьяный борец с язычеством и различными ересями, а также как чудотворец и защитник оклеветанных и невинно осужденных. Среди чудес, сотворенных святым при жизни, известно спасении Мир от страшного голода, а также воскресение моряка во время шторма.

Святитель (так называют высоких церковных иерархов) Николай прожил до глубокой старости. Сразу после смерти его тело начало мироточить, и к ним потянулись верующие за избавлением от болезней и печалей. Мощи святого хранились сначала в Мире, где он служил архиепископом, а уже в XI веке были перенесены в город Бари, что в Италии. Часть их находится там до сих пор.

Ну и как забыть о том, что святой Николай — это ведь всем известный Санта-Клаус, личность святителя в сознании людей слилась с фольклорным персонажем. Такая трансформация произошла из-за истории о спасении от нищеты старика с тремя дочерьми. Узнав об ужасном безденежье своего прихожанина, архиепископ решил ему помочь. Только сделал это тайно — ночью подбросил в окно дома, где жила семья, мешочек с золотом. Утром деньги нашли, однако об имени благодетеля не было ничего известно. Обрадованный отец с приданым, полученным таким чудесном образом, смог сыграть свадьбу своей старшей дочери. Через некоторое время Николай повторил свой тайный подарок — так вышла замуж средняя дочь бедняка. Стоит ли говорить, что добрый поступок архиепископ совершил и в третий раз — и уж тут старик наконец смог его подкараулить и поблагодарить.

Так повелась традиция — дарить от имени святого подарки малышам из бедных семей, которая позже распространилась на всех детей, а потом и на взрослых.

О чем молятся святому Николаю

Фото: Serguei Bulavsky, globallookpress.com

Святитель Николай считается покровителем моряков, путешественников и купцов. Поэтому его просили об успешном плавании и защите кораблей от штормов и бурь. Кроме того, ему молятся о чудесном разрешении трудного дела или особо невероятной удаче. Помогает он также восстановить справедливость тем, кого осудили по ложному навету, а также хранит от бед и несчастий детей, особенно сирот.

Как почитали на Руси: традиции празднования дня памяти святого

В честь Николая Чудотворца еще княгиней Ольгой была возведена первая христианская церковь на киевской земле. С той поры на Руси было построено немало посвященных ему храмов и основано монастырей — больше, чем какому-либо другому святому вообще. Даже одна из башен Московского Кремля носит название Никольской.

Кроме того, Николай Угодник — поистине народный святой. Почитали его как «старшего» среди святых, ставили очень высоко и именно у него чаще всего просили заступничества и помощи. О многом, например, говорят пословицы: «Нет за нас поборника супротив Николы»; «Проси Николу, а он Спасу скажет». Да и в наши дни 95% всех паломников в Бари (70 тысяч в год) приезжают именно из России. А когда в 2017 году в Москву привезли мощи святителя, люди стояли по 10 часов в очереди, чтобы поклониться им.

Николу Летнего 22 мая часто называли ещё и Травным днём. Считалось, что к этому моменту нужно раздать все имеющиеся долги, помириться с теми, с кем был в ссоре, и обязательно помочь нуждающимся. А ещё в этот день в дома с незамужними молодыми девушками наведывались сваты — сватовство на Николу обещало быть удачным.

Фото: Serguei Bulavsky, globallookpress.com

Весной к Николаю обращались с просьбами уберечь скот и будущий урожай. Старались не есть мясо в этот день, в отдельных районах устраивали крестные ходы, чтобы защитить посевы от града и засухи. Крестьяне верили, что накануне праздника святитель спускается в мир и обходит поля.

Никола Зимний 19 декабря тоже был почитаемым днем. По преданию, в этот день святой, как и весной, обходил землю из конца в конец, прогоняя нечистую силу из мира людей. В некоторых регионах в честь его памяти устраивали братчины («никольщины»): после службы собирали большую трапезу на все село. Для этого, как правило, закалывали быка, купленного на общие деньги или выращенного всеми сельчанами.

В день святителя Николая также было принято заключать различные хозяйственные сделки и договоры. Установленные тогда цены считались нерушимыми, ибо «никольский торг всему указ». Также на Николу проводили продажу лишнего хлеба.

Рождество святителя Николая 11 августа отмечалось только в русской традиции православия, в месяцесловах других православных церквей этого праздника не было. В правление Екатерины II отмечание этого дня было упразднено, однако в последнее время обычай чтить память святого и в августе понемногу возвращается.

Приметы на Николины дни

Главные приметы были связаны, конечно, с погодой. Если на Николу Зимнего ясно, то и на Николу Летнего в мае будет тепло и сухо. Появление инея накануне Николина дня сулило хороший урожай овса. А если к этому дню выпали большие сугробы, то и весной будет много травы.

Считалось, что если поставить перед иконой святого Николая 40 свечей и молиться, пока они не догорят, то просьба, с которой обращаешься к образу, исполнится.

НИКОЛИН ДЕНЬ

Николин день — праздник православного календаря, установленный в память святителя Николая Мирликийского/ Николая Угодника, Николая Чудотворца, св. Николы (отмечаемый 9 /22 мая (Никола Вешний), и 6 /19 декабря (Никола Зимний). 

Николы (отмечаемый 9 /22 мая (Никола Вешний), и 6 /19 декабря (Никола Зимний). Христианское предание относит время жизни св. Николая к к. 3 в.- первой половине 4 в. Он родился, как предполагается, в г. Патаре (римская провинция Ликия в Малой Азии) в семье благочестивых христиан. С самого раннего детства стремился к познанию слова Божия, к строгому воздержанию и уединенной жизни, чем заслужил уважение своих сограждан-христиан. В молодые годы он был рукоположен в сан священника и вскоре стал помощником епископа. После паломничества в Святую землю св. Николай принял решение удалиться от мира в Сионскую обитель и посвятить себя целиком служению Богу. Однако через некоторое время он покинул обитель и стал архиепископом в г. Миры — столице Ликии. Христианское предание говорит, что на уход из обители его призвал Бог: «Уйди отсюда и пойди в мир, к людям, чтобы прославилось в тебе имя Мое!». Приняв сан, св. Николай старался жить для людей, заботился о всех страждущих, голодных и гонимых. Во времена римского императора Диоклетиана, известного гонениями на христиан, он как архиепископ был осужден и брошен в темницу, где подвергался мучениям. После смерти Диоклетиана и прихода к власти императора-христианина Константина был освобожден из заключения и прославлен как великий Божий угодник. Умер св. Николай в Мире около 350 года. В 1087 году его мощи были перенесены в итальянский город Бари, где хранятся до сих пор. 

Св. Николай, по преданию, совершил множество добрых дел: спас от гибели впавшую в нищету семью, заступался за несправедливо осужденных, избавлял от гибели мореплавателей и утопающих, вызволял из темниц пленников, воскресал умерших, помогал голодным и сирым. 

Образ святителя Николая пришел на Русь вместе с принятием ею христианства и на протяжении многих веков занимал в религиозном сознании русского народа совершенно исключительное место. Почитание Николая Угодника приближалось к почитанию Богородицы и самого Христа. Многие крестьяне даже считали, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы Угодника. Икона Св. Николай входила в состав домашнего иконостаса, наряду с образами Спасителя и Божьей Матери. Зачастую имя Никола использовалось для обозначения иконы вообще: «Нет икон, как Никол», «на тибе полатенца — утрися , на тибе Николу — помолися». 

Николай Угодник воспринимался в России как национальный святой, покровитель русского народа, а также как крестьянский святой и мужицкий заступник. Его называли «святой великий святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник». Принято было считать, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах», что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив. 

На его помощь надеялась мать, провожая сына на войну: 
                   «Да хранит тебя Микола многомилосливой, 
                   И от бури да хранит тебя — от падары, 
                   И от холода тебя да Он от голода, 
                   От тычков-пинков ведь он от затыльников! 
                   Во бою да сохранит Он с неприятелем, 
                   От оружьица ведь Он да завоенного; 
                   И от искры сохранит тобя трескучей, 
                   И от этого огня да Он от палящего.  
                   Впереди да Он Микола щитом берё, 
                   Позади да Он Микола мечом секё, 
                   Посторонь да Он Микола огнем палит; 
                   Тучи нет, а быв как гром гремит, 
                   Грому нет, а искры сыплются». 
                                       (Успенский Б.А. 1982. С. 29). 

Девушка, выходя замуж, обращалась к Николаю Угоднику с надеждой на счастливый брак: 
                   «Помолюся я, красна девица, 
                   Я Николе Многомилостиву: 
                   Сохрани, помилуй девицу, 
                   Святый Николай Многомилостивый!» 
                                       (Рыбников П.Н. 1910 . С. 98). 

Женщины взывали к нему при трудных родах: «Господи Иисусе Христе, Николай Угодник, Пятница Параскева, Варвара Великомученица, простите меня все православные христиане, Мать Сыра-земля, небо синее, солнце ясное..» (Успенский Б.А. 1982. С. 75). 

Русские считали, что Николай Угодник может защитить их от всякого зла: «Николай, угоднык Божий, помошнык Божий! Ты й у поли, ты у й доми, у пути й у дорози, на небеси и на земли; заступы и сохраны од усякого зла! (Успенский Б. А. 1982. С.78). 

Стремясь оберечь себя от порчи, люди читали заговор с именем Николая Угодника: «Спущается с небес Николай скорый помощник с двенадцатью учениками, садил Николае на три пещеры каменныя, емлет Николае скорый помощник три лука золотые и три стрелы золотоперыя, стреляет Николае и сберегает меня (раба) Божия (имярек) от порченика, от порченицы, от колдуна и колдуньи» (Ефименко П.С.1878. С. 191). 

Отправляясь в дорогу, надеялись на защиту Николая Угодника. Выходившему из дома говорили вслед: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь», «Микола с нами!». Ложась спать, просили у него защиты от нечистой-неведомой силы, которая, по поверью, могла навредить человеку во сне: «Около нашего двора Иисусова молитва, Николина ограда — тын медный, врата железны, аминем заперты, а на хоромах святая вода» (Успенский Б.А. .1982. с. 11). 

Русские люди считали, что Николай Угодник помогает людям даже и без специального обращения к нему. В старинных легендах рассказывается о том, например, как Николай Угодник помог крестьянину вытащить застрявшую в грязи тяжело груженную телегу, помог вдове покрыть крышу соломой, защитил женщину от разбойников и т. п. 

Русские люди считали, что Николай Угодник дарует обилие, плодородие, богатство: «До Миколы — нет добра николи». В песнях, притчах, легендах рассказывалось о том, что святой ходит по домам, заглядывает в амбары, погреба и старается их наполнить разным добром: 
                   «Еще ходит Никола по погребу, 
                    Еще ищет Никола неполного, 
                    Что неполного, непокрытого 
                    Еще хочет Никола дополнити». 
                                        (Успенский Б.А. 1982. С. 72). 

Николай Угодник — мужицкий Бог, выступал в поверьях русского народа как покровитель урожая, плодоношения, домашнего скота. Крестьяне считали, что его «любит Матушка Сыра-Земля» и что благодаря его заботам колосится рожь, цветет гречиха, созревает ячмень: «На поле Микола один Бог». Существовало поверье, что во время жатвы он, как рачительный хозяин, ходит по полям, гордясь плодами земными: 
                    «Как Николушка-то по полю ездит, 
                    Суслончики пересчитывает 
                    Оржаные, пшеничные».  
                                        (Успенский Б.А 1982. С. 54). 

Николай Угодник, как настоящий хозяин, по поверью, охраняет от бед «крестьянский скот — милый живот». Незаметно для пастуха он приходит в стадо, чтобы защитить его от лешего, диких зверей, лихих людей. В русской деревне крестьяне, приветствуя пастуха, говорили ему: «Микола в стадо!». В случае падежа скота давался обет «повеличать Великому Миколе». Николай Угодник рассматривался, наряду с Фролом и Лавром, и как покровитель лошадей. В день Николы Вешнего первый раз выгоняли коней в ночное. 

Николай Угодник считался также хорошим врачевателем, целителем: «На окияне-море стоит золот стул, на золоте стуле сидит св. Николай, держит золот лук, натягивает шелкову тетивку, накладывет каленую стрелу, станет уроки и призоры стрелять» (Успенский Б.А. 1982. С.77). При этом считалось, что он может воскресить умершего, избавить человека от любой болезни, а среди знахарей было распространено мнение, что Николин день — самый благоприятный для лечения тяжелых заболеваний.  

Образ Николая Угодника в поверьях русского предстает в самых разнообразных функциях. Так, например, наряду с Ильей Пророком он выступает в роли покровителя земных вод: рек, озер, морей. Считается, что св. Николай заботится о водах и всех плавающих на них со дня Николы Вешнего по Ильин день, а Илья Пророк — в остальное время года. Николай Угодник мог восприниматься также в качестве хозяина леса: «В поле да в лесу один Никола Бог». В старинном заговоре говорится: «Отмыкает святой Никола земную широту, небесную вышину и роспускает белых зверей горносталев чернохвостых» (Успенский Б.А. 1982. С. 98). Преследуя зверя, охотники обычно обращались к святому со словами: «Николай Чудотворец! Создай его моим». 

Николай Угодник рассматривался и как покровитель и устроитель свадеб. При благословении жениха на брак часто использовался вместо образа Спасителя образ Николая Угодника. Девушка, выходя замуж, просила благословения не только у Божьей Матери или Спасителя, но обязательно и у св. Николая. Ритуальное приглашение в дом свадебного дружки звучало так: «От великого Николы канун (мед) пей, а от Пречистыя Богородицы хлеб кушай». 

Николай Чудотворец выступал также как начальник рая: 
                    «Николай-то чудотворец, 
                    Чудеса тут он творил: 
                    Седьмое небо отворил, 
                    Ко Христу часто ходил». 
                                        (Успенскому Б. А. 1982. С. 26). 

В волшебных сказках и легендах о путешествии в загробный мир он встречает умерших у ворот рая, отпирая их большим ключом. В ХУ11 — ХУ111 в. при похоронах в руки умершему вкладывали «письмо к святому Николаю» с просьбами о прощении грехов умершему. Кроме того, считалось, что Николай Угодник водит душу находящегося в летаргическом сне человека по раю и аду. 

Соответственно высокому статусу святителя Николая Мирликийского, в народной традиции отмечается два дня его памяти, причем и Никола Вешний, и Никола Зимний осмыслялись как большие праздники. Вплоть до начала Х1Х в. Николины дни в русских деревнях считались важнейшими праздничными днями после Пасхи. Феофан Прокопович, известный просветитель ХУ111 в., говорил, что русские люди «память святого Николая, выше Господских праздников ставят». В эти дни православная церковь советовала людям отложить все рабочие дела, посвятить время отдыху, размышлениям о благочестивой жизни Угодника и его чудесах. Однако во множестве русских деревень Николины дни отмечались не столько молитвой, сколько пиршествами в честь любимого святого. На эти дни приходились мужские братчины, а также престольные праздники, справлявшиеся три-четыре дня всей деревней, с приездом гостей, появлением паломников, богомольцев, нищих. Характерной их чертой было всеобщее пьянство, носившее ритуальный характер (см. Хмельные напитки). Принято было считать, что с помощью хмельных напитков человек приближает себя к св. Николаю, и это нравится Угоднику. Иностранцы, посещавшие Россию в ХУ1 — ХУ11 вв., писали, что русские «считают неприличным и непристойным не упиться в этот день вином или водкою» ( Успенский Б. А. 1982. С. 46). В Х1Х в. в деревнях, а также среди ремесленного люда в городах широко использовались такие слова как «николить», т.е. пить, гулять, пьянствовать, «наниколиться» — напиться пьяным, празднуя Николин день. 

В Николины дни совершалось множество обрядовых действий, носивших ярко выраженный языческий характер. В северных губерниях Европейской России, например, существовал обычай закалывать в честь Николая Угодника в зимний день его памяти бычка — «микольца», которого специально три года откармливали всей деревней. Мясо бычка частично передавалась в церковь «для св. Николы», частично съедалось во время коллективного пиршества, устраивавшегося в этот день мужчинами. 

На Николу Вешнего существовал обычай преподносить Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, желтый, зеленоватый цвет, или яичницу. Для этого женщины и девушки разбивались на группы, уходили в лес и там съедали их в честь святого. Принято было также приносить крашеные яйца в церковь «для святого Угодника». В северных губерниях Европейской России св. Николая Угодника старались задобрить рыбаки и мореходы. Так, например, известен обряд умилостивления озера Онего. Накануне зимнего Николы перед всенощной на берег озера собирались старики, делали из соломы чучело, сажали его в дырявую лодку и пускали по озеру. После этого они призывали Николая Угодника, просили его принять «чучело соломенное в портах и рубахе», у которого нет ни жены, ни детей, по которому никто не будет плакать и причитать, и оставить в покое рыбаков и мореходов.

Изабелла Шангина

День памяти святителя Николая Чудотворца

19 декабря (6 декабря) русские православные чтят память одного из самых любимых и почитаемых святых в мире — Святителя Николая Чудотворца. Служение святителя Николая при жизни, а также его постоянное заступничество и чудеса доказывают, что он является особенным святым для православных всего мира.

Святой Николай тоже очень много значит для всех здесь, в Свято-Елисаветинском монастыре, потому что самый первый храм монастыря был освящен в честь святого, а это значит, что 19декабря мы отмечаем День его покровителя.

Жизнь и наследие святого Николая

Из всех святых за всю историю христианства лишь немногие пользуются такой популярностью, как святой Николай. Верующие и неверующие, православные и неправославные, кажется, все хотя бы слышали об этом святом и его житии.

Святитель Николай жил в 4 веке нашей эры и был архиепископом города Миры на юге Малой Азии (территория современной Турции). С раннего детства он вел христианский образ жизни и исповедовал христианство. Дядя познакомил его с епископом, который увидел в юноше потенциал и решил взять его под свое покровительство. Святитель Николай был рукоположен в священники в относительно молодом возрасте.

Молодой священник стремился к уединенной жизни в молитве, поэтому совершил несколько паломничеств в Египет, а затем в Иерусалим. Ему было сообщено, что он должен вернуться обратно в Миры и помогать другим в качестве своего служения. Вот что он сделал. Вернулся и был рукоположен во епископа.

Икона ручной работы Святитель Николай Чудотворец из тонко измельченных полудрагоценных камней производства Свято-Елисаветинского женского монастыря*

Наиболее известен своим обильным милосердием к нуждающимся. Он помогал бедным, анонимно дарил нуждающимся золото, освобождал несправедливо обвиненных и приговоренных к казни. Он молился за всех, кто просил его молитв, особенно за путешественников и моряков. Его молитвы помогали людям, поэтому святителя Николая очень уважали и любили еще при жизни.

Святой Николай также известен своим рвением к истине. Известно, что он принимал участие в Первом Вселенском соборе в городе Никее в 325 году. Он слышал, как Арий, пресвитер из Александрии, говорил об отношениях между Богом-Отцом и Сыном Божиим. Арий пытался убедить всех, что Сын Божий не всегда существовал и подчинен Отцу.

Услышав эту ересь, святой Николай хотел защитить Истину и даже ударил Ария по лицу. Результатом собора стало провозглашение Никейского символа веры и формальное осуждение арианства. Вот почему мы можем найти эти слова в Символе веры или Символе веры, который мы провозглашаем во время Божественной литургии и во время наших утренних молитв: «И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. Свет света; истинный Бог истинного Бога; рожденный, а не созданный; одной сущности с Отцом, Которым все сотворено».

Небесный заступник

Святой Николай признан покровителем моряков и путешественников, и к нему часто обращаются моряки, попавшие в опасность, тонущие или потерпевшие кораблекрушение. Многие люди во всем мире вдохновляются благотворительной деятельностью Святителя Николая и стараются делать то же самое. Существует традиция анонимно дарить подарки и деньги нуждающимся 19 числа.6 декабря (6 декабря). Родители в этот день также кладут своим детям в обувь шоколадные золотые монеты и рассказывают им о жизни святого, рассказывая, как он всегда будет помогать бедным.

На самом деле Санта-Клаус произошел от голландских традиций в отношении Святого Николая. По-голландски его зовут Синтерклаас. Голландцы основали в США колонию Новый Амстердам, и легенда и традиция о том, что Синтерклаас приносит детям подарки, стали там очень популярны. Люди постепенно начали называть его Санта-Клаусом, и так родился самый любимый рождественский персонаж.

Святителю Николаю молятся, и он всегда слышит их молитвы. Многие рассказывают истории о чудесах, совершавшихся по молитвам и заступничеству святого спустя столетия после его смерти.

День памяти святого покровителя

Свято-Елисаветинский монастырь начался с небольшой церкви-усыпальницы, освященной в честь святителя Николая Чудотворца 10 декабря 1999 года. Святой день.

Икона святителя Николая Чудотворца с мощами в Свято-Николаевском храме 

19 декабря совершаем праздничную Божественную литургию, молимся святителю Николаю и поем такие прекрасные песнопения:

«Ты явил себя, святитель, в Мира как священник,

Ибо ты исполнила Евангелие Христово

Душу свою предав за свой народ,

И невинных от смерти спасла.

Поэтому вы благословлены, как человек становится мудрым в благодати Божией.

(Кондак на праздник Святителя Николая Чудотворца)

Если у Вас есть молитвенные намерения, пожалуйста, нажмите на эту ссылку и отправьте нам молитвенную просьбу. Сестры Свято-Елисаветинского женского монастыря будут рады помолиться за вас в радостный праздник Святителя Николая Чудотворца!

* Заказать эту икону или другие изделия Свято-Елисаветинского монастыря можно по этой ссылке.

Праздник Отца нашего в лике святых Николая, чудотворца и архиепископа Мирликийского — Праздники церковные

6 декабря

Житие святого Господь Иисус Христос, является живым столпом Церкви, ревностным в защите веры и образцом пастырского попечения для святых епископов. Своими бесчисленными чудесами ради бедных, оставленных, страдающих неправдой и всех, призывающих его отеческое покровительство, он до сего дня показал себя «добрым домостроителем многоразличной благодати Божией» (1 Петра 4: 10).

Святой Николай родился в Патаре в Ликии в конце третьего века от родителей-христиан, которые долгое время были бездетными. С младенчества он проявлял свою добродетельную любовь и свою ревность к соблюдению церковных таинств тем, что воздерживался от материнской груди по средам и пятницам до вечера. Набожный и склонный к молчанию, он получил богословское образование и еще молодым был рукоположен во священники своим дядей, архиепископом Николаем. Долгие годы бдение, пост и молитва были добродетелями, в которых он преуспел, но со времени смерти родителей и раздачи им своего наследства нуждающимся добродетель милостыни стала его величайшей славой Богу. Он считал себя лишь распорядителем имущества, принадлежащего бедным, и особо заботился о том, чтобы хранить в тайне свои добрые дела, чтобы не лишиться небесной награды (ср. Мф. 6:7). Три раза он тайно оставлял достаточно золота для выдачи замуж трех девиц, которых их обремененный долгами отец намеревался отдать в проституцию. Когда человек в конце концов обнаружил свое доброе дело, Николай взял с него обещание, так как он дорожил своим спасением, никому не говорить об этом.

Бог вознаградил его харизмами и чудесами, которыми он прославился в глазах людей. Во время паломничества к святым местам он дважды своей молитвой успокаивал ветры, угрожавшие кораблю, на котором он плыл. Мира, что они должны выбрать Николая, что они и сделали, к радости народа. Во время последнего великого гонения при Диоклитиане и Максимиане (ок. 305) святитель Николай был брошен в темницу, где продолжал укреплять в вере свою духовную паству. С воцарением Константина он очень усердствовал в разрушении идолопоклоннических капищ и в изгнании бесов, населявших их. Среди отцов, собравшихся в Никее в 325 году на первый Вселенский Собор, Николай был одним из ведущих защитников Православия против нечестивой ереси Ария, которая так быстро возникла, чтобы возмутить и разделить святое Тело Христово.

Он спас город Мира от голода, явившись к капитану судна, груженного кукурузой, и сказав ему выгрузить свой груз в гавани. Позднее человек Божий спас жизнь трем несправедливо обвиненным в заговоре римским офицерам, явившись во сне императору Константину и вероломному префекту Авлавию. Преисполненные благодарности святому за свое избавление, трое воинов стали монахами.

Во многих других случаях после своей смерти, а также при жизни святой Николай чудесным образом помогал терпящим бедствие кораблям и людям, совершающим плавания, и поэтому почитается как защитник всех, кто плывет по морям. Так, однажды во время шторма он появился у штурвала терпящего бедствие корабля и благополучно привел его в порт; а в другой раз он спас пассажира, упавшего за борт с криком: «Святой Николай, помоги мне!» и сразу оказался дома в окружении своей изумленной семьи.

В течение многих лет святой епископ был, как присутствие Христово, другом человека и добрым пастырем для своих верных; не было несчастья, которое не побудило бы его сострадать, нет несправедливости, которую он не загладил бы, не было раздора, который бы он не уладил. Где бы он ни находился, его просветленный лик и атмосфера лучезарного покоя, окружавшая его, были мгновенно узнаваемы. Когда же он упокоился с миром, народ его оплакивал утрату своего пастыря и свое провидение, через которое они получили столько благ, но ангелы и святые радовались великой радостью, приняв кроткого Николая среди себя. Его святые мощи, положенные в построенном в его честь храме в Мирах, ежегодно почитались толпами паломников. Однажды диавол, не в силах вынести славы, сиявшей из гроба святителя Николая, принял облик бедной старухи и пристал к некоторым паломникам, отправлявшимся в Миры, сокрушаясь о том, что она не может сама путешествовать, и поручая им кувшин с маслом для светильников, которые постоянно горели перед храмом. Во время плавания Николай явился капитану корабля и велел ему выбросить масло в море. Как только он это сделал, поверхность воды загорелась и закружилась пылающими водоворотами, к ужасу пассажиров, возблагодаривших Бога за спасение святилища через его святого. В 1087 г., после падения Миры к сарацинам, святые мощи святителя Николая были перенесены в Бари на юге Италии в сопровождении многих чудес и там почитаются до сих пор (ср. 9 мая).).

Святой Николай со Святым Георгием – один из святых, наиболее любимых христианами как на Востоке, так и на Западе. Церкви, посвященные ему, столь же бесчисленны, как и места и верующие, названные в его честь. Он особенно почитается русским народом как защитник урожая, а на Западе считается покровителем школьников и вообще молодежи.

По материалам Синаксаря: Жития святых Православной Церкви, т. 1, с. 2, составленный иеромонахом Макариосом из Симоноса Петра и переведенный с французского Христофором Хуквеем (Халкидика, Греция: Святой монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, 1999) стр. 332-335.

Православное Празднование праздника святителя Николая

Праздник и память святителя Николая празднуется Божественной литургией святителя Иоанна Златоуста, которая совершается в утро праздника и которой предшествует утреня. Накануне праздника совершается Великая вечерня.

Чтения Священного Писания на праздник следующие: На вечерне: Первое чтение представляет собой сборник отрывков из Притчей 10:7, 3:13-15 и 8:4-17; Притчи 10:31-11:12; Мудрость Соломона 4:7-15. На утрени: Иоанна 10:1-9. На Божественной литургии: Евреям 13:17–21; Луки 6:17-23. (Если праздник приходится на воскресенье, то евангельские чтения могут различаться.)

Песнопения святому

Аполитикия (глас четвертый)

Истина вещей открыла тя пастве твоей, как правило веры, икону кротости и учитель воздержания; по этой причине ты достиг высот смирением, богатства бедностью. Отче и святителю Николае, моли Христа Бога о спасении наших душ.

Кондак (Третий глас)

Святитель, (Святитель Николай) в Мирах ты показал себя священником; ибо Христово Евангелие исполнив, преподобный, жизнь свою за людей положил и невинных от смерти спас.