Мумифицирование в Древнем Египте | Египетские мумии

История мумифицирования в древнем Египте, процесс и традиции мумифицирования в Египте. Как древние Египтяне делали мумии и мумифицировали своих умерших и животных.

В Египте возник самый выдающийся и колоссальный культ мёртвых, который человек когда-либо праздновал на земле. Дома и дворцы живых исчезли, могилы царей и дворян стали свидетелями жизни древних Египтян и как они в последствии были похоронены. Древние египтяне считали, что у каждого человека много душ. Только тело умирает, а души, Ка, Ба и Анкх живут как духовные создания.

Ка был двойником смерти и должен был питаться, как человеческое тело. Для Ба дом мертвых должен был находиться на западе, чтобы Ба мог путешествовать в загробный мир с заходом солнца и возвращаться с восходом в человеческое тело. Анкх охранял смерть и преследовал как мстительный призрак любого, кто нарушал тишину гробницы. После смерти эти духи высвобождались из тела. Ба навещал семью и друзей, Ка путешествовал туда и обратно из тела в подземный мир. Чтобы человек мог жить вечно, Ба и Ка должны были быть в состоянии распознать тело, когда они возвращались в него.

Подготовка к смерти

Древние египтяне тщательно готовились к смерти, но если смерть произошла неожиданно, человек мог быть похоронен в могиле, предназначенной для другого члена семьи, или украшения могилы могли быть выполнены детьми покойного. Чтобы построить гробницу, требовалось много времени, но длительность процесса мумификации оставляла достаточно время для изготовления саркофага, посвящённого умершему. Картонные саркофаги, которые использовались в более поздние династические и греко-римские периоды, детализировали имя и титулы человека вместе со стихами из погребальных текстов, которые обеспечивали безопасный проход души человека через препятствия, которые находились в ожидании, прежде чем место было обеспечено в загробной жизни. Гроб мог быть украшен крыльями-оберегом стервятника, цветочными ожерельями, символизирующими воскрешение, или изображениями четырех богов, которым была поручена защита внутренних органов, которые удаляли во время процесса мумификации. Квебехсенуэф — бог с головой ястреба охранял кишечник; Дуамутеф с головой шакала — охранял желудок; Иссети охранял печень; и обезглавленный бог Хапи охранял лёгкие. Также могло быть изображение бога сокола Гора, возрождённого солнца, которое означало перерождение.

Процесс мумификации

Бальзамирование и мумификация, изначально предназначавшиеся только для фараонов, в конечном итоге распространились на все социальные группы, что позволяло душам Ба и Ка находить правильные тела. Однако процесс мумификации был сложным и сильно зависел от социального статуса умершего человека. Очевидно, что чем выше социальный ранг, тем лучше была мумификация тела.

Процессы мумификации выполнялся специальными мастерами мумифицировщиками. Семьдесят дней священники и бальзамировщики были заняты охраной мёртвого тела. Мёртвых клали на стол высотой 30 см с небольшим отверстием для стока жидкости. Сначала тело обмывалось пальмовым вином и водой из Нила, после чего удалялись внутренних органов через разрез в брюшной полости, а мозг удаляли через нос и выбрасывали. Сердце оставалось в теле. Мумифицированные органы помещали отдельно в четыре специальные сосуда. В более поздние периоды обезвоженные внутренние органы обёртывались и возвращались назад в тело до захоронения, а сосуды для органов оставались пустыми. Затем тело обёртывали и покрывали окисью натрия (гидратированным карбонатом натрия) и оставляли на 40 дней для просушки. После этого мумию снова мыли, натирали маслами и заворачивали в льняные полоски. Пальцы рук и ног и конечности обёртывались отдельно, а между обёрткой клали амулеты. Копия стихов из Книги Мертвых помещалась между руками, и больше льняных полос было обёрнуто вокруг всего тела. На каждый слой наносили жидкую смолу, чтобы склеить повязки. Наконец тело обёртывалось в большой саван, закрепленный льняными ремнями, и помещалось в деревянный, картонный или каменный саркофаг, в котором его и хоронили.

Священники проводили религиозные церемонии и ритуалы во время мумификации и процесса погребения, чтобы подготовить умершего к загробной жизни. Древние египтяне считали, что умерший должен был пройти определённые испытания, которые были установлены богами, и Книга Мертвых, которую он держал, поможет этому переходу, самым важным из которых было взвешивание иб (сердца), которое оставалось в теле, против пера Маата (правда). Если сердце весило не больше, чем перо, умершему позволялось войти в подземное царство Осириса, но если оно было тяжелее, чем перо, то седце покойного немедленно съедал монстр Аммитом.

Священник, замаскированный под Анубиса, бога с головой шакала, осуществлял надзор за этой священной церемонией. Перед интернированием ремесленник мертвого города изготовлял посмертную маску покойного, изображающую лицо человека. Маска покрывала не только лицо умершего, но также верхнюю часть груди и спину. Для фараонов и важных людей маски изготовляли из чистого золота и инкрустировали драгоценными камнями. Недавно обнаруженные мумии в Оазисе Бахария показывают, что мумификация продолжалась даже во время римского периода в Египте, и мертвые тела сохранялись с той же точностью и красотой, что и в Древнем Египте.

Женская мумия с золотыми украшениями

Древняя египетская мумия женского пола, носящая золотые украшения, была обнаружена в храме Тутмоса III в Аль-Горне на западном берегу Луксора в 2014 году. Мумия находится в плохом состоянии, так как это место захоронения, наряду с другими близкими к нему, подвергалось грабежу. Украшения были найдены в верхней части мумии и включают в себя золотое ожерелье, украшенное полудрагоценными камнями и золотыми пластинами, с кулоном из тонко сделанного золота в середине. Кулон весит более 20 грамм. На ее руках были также найдены два золотых браслета, прикрепленных к серебряным браслетам, а также два серебряных браслета на щиколотке. Подвеска и браслеты находятся в идеальном состоянии, но браслеты на лодыжке повреждены. Изучив мумию, было выявлено, что женщина умерла в возрасте 30 лет и была богатой.

Королевские мумии

В 1870 году тайник Дейр-эль-Бахари на Западном берегу Луксора был случайно обнаружен семьей Абделя Расула, которые были известны как грабители гробниц. И почти 10 лет тайник оставался тайным сокровищем семьи, им удалось украсть, а затем продать большое количество мумий и других артефактов на международном рынке древностей.

В 1881 году Дейр-эль-Бахари стал известен всему миру, и официальная делегация, в которую входили Масперо, Бругш и Ахмед-паша Камаль, перевезла 40 вновь обнаруженных мумий в Каир. Тайник был обнаружен в высеченном из камня тайнике и включал две группы мумий, лежащих в простых и толстых деревянных саркофагах с их именами. 1-я группа содержала мумии 17-20-й династий, таких как Секененре, Ахмос, Аменхотеп I, Тутмос I, II, III, Рамзес I, Сети I и Рамзес II, а также восемь мумий принцесс. 2-я группа включала мумии королей и священников 21-й династии в их оригинальных саркофагах.

Позднее французский египтолог В. Лорет обнаружил еще один королевский тайник в гробнице Амхотепа II (KV35) на западном берегу Луксора, в котором находилось 11 королевских мумий. Среди них мумии Аменхотепа II и III, Тутмоса II и IV, Септы, Сети II, Рамзеса IV, V и VI, а также три неопознанных мумии.

Наконец, почти 60 королевских мумий были обнаружены в Долине Царей швейцарской археологической миссией, когда в апреле 2014 года был обнаружен тайник 18-й династии. Тайный замок королевских мумий был обнаружен в высеченной в скале гробнице в Долине Царей в Луксоре. Гробница содержит почти 60 древнеегипетских королевских мумий из 18-й династии, а также остатки деревянных саркофагов и картонных посмертных масок с изображением черт лица умершего. Ранние исследования показывают, что гератские тексты, выгравированные на некоторых глиняных горшках, найденных внутри гробницы, идентифицируют и имена 30 умерших, среди них имена принцесс, упомянутых впервые — Та-Им-Ваг-Ис и Неферонебо.

Антропологические исследования и научная экспертиза найденных фрагментов глины будут проводиться с целью выявления всех мумий и определения владельца гробницы и его соответствующей мумии. Среди находок были хорошо сохранившиеся мумии маленьких детей, а также большая коллекция предметов погребения. Остатки деревянных саркофагов также были раскопаны, доказывая, что гробница была повторно использована священниками в качестве кладбища. Ранние осмотры гробницы показывают, что с древности она несколько раз подвергался разграблению.

Некоторые из королевских мумий можно увидеть в Национальном египетском музее в Каире в зале Королевских мумий или в музее мумификации в Луксоре.


Древние традиции



Опубликовано: 12 Dec 2018

Отредактировано: 28 Jun 2020

Ученые узнали новые подробности мумификации в Древнем Египте

Анализ древнего папируса позволил египтологам узнать больше о процессе мумификации и деталях процесса бальзамирования. Исследованный текст — самое старое и подробное руководство по мумификации, известное на сегодняшний день.

В Древнем Египте бальзамирование считалось священным искусством, и знания о нем были доступны немногим. Большинство секретов процесса, вероятно, передавалось устно от одного бальзамировщика к другому, полагают египтологи, поэтому письменных свидетельств практически нет — до недавнего времени было известно только о двух сохранившихся древнеегипетских текстах, посвященных тонкостям мумификации.

Источником новых данных стал изученный египтологами из Копенгагенского университета шестиметровый папирус Лувр-Карлсберг, половина которого принадлежит Лувру, а половина находится в коллекции папирусов Карлсберга Копенгагенского университета. Изначально эти фрагменты находились в частных коллекциях, а еще несколько частей папируса не найдены до сих пор.

Исходя из формы иероглифов, папирус датируется примерно 1450 г. до н. э., что делает его самым старым подобным документом — два других известных текста, посвященных бальзамированию, появились позже.

close

100%

«Многим описаниям техник бальзамирования, которые мы видим в этом папирусе, не уделялось внимания в двух последующих руководствах по мумификации, — цитирует сайт университета египтолога Софи Схедт. — И эти описания чрезвычайно подробны. Текст выглядит как памятка, и предполагаемые читатели, видимо, были специалистами, которым нужно было сверяться с деталями — рецептами мазей или тонкостями использования различных видов бинтов. Некоторые более простые процессы, например, сушка тела с помощью кристаллической соды, в тексте опущены».

Основная часть папируса посвящена траволечению и кожным заболеваниям. В частности, в нем описывается внешний вид, места произрастания, способы использования и религиозные значения некоторых растений и их семян. Немало внимания уделено отекам кожи, которые рассматриваются в папирусе как болезнь, насылаемая Хонсу, богом Луны.

Внимание исследователей привлекло описание процедуры бальзамирования лица мертвеца, которое не встречалось в более ранних текстах.

Жидкую смесь растительных ароматических веществ нужно было нанести на лоскут красного льна, а затем накрыть этим лоскутом лицо умершего. Этот процесс повторялся несколько раз с интервалом в четыре дня. Указанные в рецепте вещества обладали также антибактериальными свойствами и, вероятно, играли роль антисептика.

Ранее исследователи уже находили мумий, чьи лица были покрыты тканью и смолой — очевидно, над ними проводили аналогичную процедуру.

Согласно руководству, бальзамировщики активно работали с телом каждые четыре дня, всего проводя 17 таких сессий. В промежутках между ними тело находится под слоями ткани и соломы, пропитанной ароматическими веществами, чтобы отпугивать насекомых и падальщиков.

Бальзамирование проводилось в специальной мастерской, построенной рядом с могилой, занимало более 70 дней и делилось на два равных периода сушки тела и обертывания. В процессе первого тело снаружи и изнутри обрабатывалось натроном, кристаллической содой. После удаления внутренних органов, глаз и мозга тело оборачивали бинтами, пропитанными ароматными смесями.

В это же время проводилось и бальзамирование лица.

После более чем двух месяцев процедур тело помещалось в гроб. Затем следовало еще несколько дней ритуалов, которые должны были позволить усопшему окончательно перейти к загробной жизни.

Текст папируса планируется опубликовать в 2022 году.

Ранее специалисты Каирского университета выяснили, как погиб древнеегипетский фараон Секененра Таа II. Компьютерная томография мумии показала, что фараон был убит ударами сверху после того, как попал в плен к врагам. Секененра правил в Верхнем Египте примерно в 1558-1553 годах до нашей эры. Считалось, что фараон либо погиб в бою с гиксосами — азиатскими народами, завоевавшими часть Древнего Египта, или же был убит в результате заговора.

Томография позволила определить форму ран и показала, что нападавшие использовали несколько видов оружия. Черепно-мозговые травмы такого рода обычно сопровождаются повреждениями рук, поскольку жертва пытается защитить себя. Однако у Секененры таких увечий не оказалось. Согласно выводам исследования, положение рук фараона свидетельствует, что они были связаны. При этом более ранние исследователи выдвигали версию, что руки Секененры в момент нападения были заняты собственным оружием — поэтому он и не подставил их под удар.

По мнению исследователей, несколько ударов кинжалом были нанесены уже по мертвому телу, которое осталось лежать на левом боку и начало разлагаться.

При обычной казни удары узнику наносит только один человек, в убийстве Секененры их участвовало несколько — очевидно, это было церемониальное действо. Смерть фараона мотивировала его преемников продолжить борьбу за объединение Египта.

Египетская цивилизация — Религия — Мумификация


Мумификация

Древние египтяне верили в
воскрешение
тела и жизни вечной. Эта вера коренилась в том, что они
наблюдается каждый день. Солнце опускалось за западный горизонт каждый вечер
и возродился на следующее утро на востоке. Новая жизнь проросла из
зерна, посаженные в землю, и луна росла и убывала. Так долго как
порядок поддерживался, все было очень надежно и жизнь после
смерть может быть достигнута при соблюдении определенных условий. Например,
тело должно было быть сохранено путем мумификации и передано
надлежащим образом обставленная гробница с
все
необходимые для жизни в загробном мире.

Мумификация, консервация тела,
описаны в древних «Текстах пирамид».
Со смертью Осириса, бога
умер, космос впал в хаос и слезы богов превратились в
материалы, использованные для мумификации его тела. Эти материалы включали мед,
смолы и благовония.

Перед
произошла мумификация, труп был
помещают в позу спящего эмбриона и
положить в
яму вместе с личными вещами, такими как глиняные горшки и украшения.
Яма была засыпана песком, который впитал в себя всю воду из
тело, сохраняя его. Могильные ямы в конечном итоге были выложены глиной.
кирпичи и крышу, а умерших заворачивали в шкуры животных.
или хоронили в глиняной посуде, корзинах или деревянных гробах. С этими
«улучшения», тлен ускорился, т.к. тело уже не приходило
контакт с горячим песком. Для решения этой проблемы внутренний
органы умерших были извлечены, а для их обработки использовались осушающие агенты.
мумифицировать тело.

Канопные кувшины. На крышке был изображен один из четырех сыновей Гора.
каждая баночка. Имсети с головой человека заботился о печени; Хэпи, а
бабуин, охранявший легкие; Дуамутеф, шакал, защищал желудок;
а Кебехсенуэф, сокол, заботился о кишках.
Королевский музей Онтарио

упражняться
Мумификация началась в Египте в 2400 г. до н.э. и продолжился в
Греко-римский период. Вовремя
Старого царства, считалось, что только
фараоны могли достичь бессмертия. Около 2000 г. до н.э. отношение изменилось,
однако: каждый мог жить в загробном мире, пока тело было
мумифицировали и в гробницу поместили соответствующие элементы. Но с тех пор
мумификация стоила дорого, только богатые могли себе позволить
преимущество этого. Хотя мумификация не была строгим требованием
воскресение в загробном мире, безусловно, считалось весьма
желаемые средства ее достижения. Молитвы в 9.0035 Книга Мертвых
были призваны помочь умершему совершить успешный переход к
загробная жизнь.

Искусство мумификации достигло совершенства в
Третий промежуточный период (1070–712 гг. до н. э.).
Около 450 г. до н.э. (Поздний период), греч.
историк Геродот задокументировал этот процесс:

«Как можно больше мозга извлекается через
ноздри железным крючком, и то, чего не может достать крючок, растворяется
с наркотиками. Далее разрезают бок. . . и все содержимое
живот удален. Затем полость тщательно очищают и
вымываются . . . Затем его наполняют чистой толченой миррой, кассией,
и все другие ароматические вещества, кроме ладана. [Разрез]
зашивают, а затем тело помещают в натрон, полностью покрывая для
70 дней, никогда больше. Когда этот период. . . кончено, тело
вымыты, а затем завернуты с головы до ног в льняную ткань,
нарезала полосками и смазала нижнюю сторону жевательной резинкой.
обычно используемый египтянами вместо клея».0036

Боб Брайер, Египетские мумии

Натрон, дезинфицирующее и осушающее средство,
был основным ингредиентом, используемым в процессе мумификации. А
соединение карбоната натрия и бикарбоната натрия (соль и пищевая сода),
натрон
по существу высушил труп. Добывается из высохших русел рек,
его упаковали вокруг и внутри тела в полотняные мешки и оставили для
От 35 до 40 дней, чтобы вывести влагу из тканей. При удалении органов
и тампонирование внутренней полости сухим натроном, ткани тела были
сохранен. Тело было заполнено нильской грязью, опилками, лишайником и тканью.
обрезки, чтобы сделать его более гибким. Маленькие кулинарные луковицы или льняные подушечки были
иногда используется вместо глаз. Начиная с третьей династии,
внутренние органы (легкие, желудок, печень и кишечник) были удалены,
промывают пальмовым вином и специями и хранят в четырех отдельных
канопа
из известняка, кальцита или глины. Перед этим содержимое брюшной полости
были извлечены, завернуты и закопаны в пол гробницы. Однако
сердце оставалось в теле, потому что оно считалось центром
интеллект.

Материалы, используемые при мумификации:

  1. белье
  2. опилки
  3. лишайник
  4. пчелиный воск
  5. смола
  6. натрон
  7. лук
  8. Нильская грязь
  9. льняные прокладки
  10. ладан


Инструменты для мумификации:

Крючки для мозгов

(реплики на основе образцов из Рейксмузеума, Лейден)
Банка для масла
(Королевский музей Онтарио 948. 1.17)
Воронка
(реплика)
Нож бальзамировщика
(Смитсоновский институт 221.389)

Труп был
затем промывают,
завернутые в льняную ткань (до 35 слоев) и
пропитаны смолами и маслами. Это дало
кожа почерневшая, напоминающая смолу. Термин «мумификация».
происходит от арабского слова муммия , что означает битум, смола
вещество, которое впервые было использовано в процессе консервации во время
Поздний период. Семья
умерший предоставил погребальное белье, которое было сделано из старых простыней.
или б/у одежду.

В середине
Королевство, стало стандартной практикой размещать
маска
над лицом умершего. Большинство из них были сделаны из картона.
(папирус или лен, покрытый левкасом, разновидностью гипса), но дерево и,
в случае
королевский
также использовались мумии, серебро и золото. Большинство
Знаменитая маска Тутанхамона.


Маска мумии
Дерево, покрытое окрашенным левкасом
500-300 гг. до н.э.
Канадский музей цивилизации XXIV-C-63

Маска мумии
Белье формованное и окрашенное
Королевский музей Онтарио 910.15.3

Древний
бальзамировщики
использовали очень мало инструментов и
как только их работа была завершена, они иногда оставляли их в
гробница. В базовый набор инструментов входил нож, чтобы сделать брюшную полость.
разрез, бронзовые стержни с крючками для извлечения мозгового вещества, деревянный
инструмент, похожий на тесло, для удаления внутренних органов и воронка для заливки смолы
в полость черепа через нос.

Египтяне
мумифицированные животные
а также люди — все от быков и ястребов
ихневмонам и змеям. Некоторые были
встречаются в больших количествах, а другие встречаются редко. Многие виды были
воздвигнуты в храмах для принесения в жертву богам. Вскрытие на
кошки
показывают, что большинству из них сломали шею, когда им было около двух лет.
старый. Кошки были высоко ценимыми членами древнеегипетского домашнего хозяйства.
Они уничтожили крыс и мышей, которые в противном случае заполонили бы зернохранилища.
помогали в охоте на птиц и рыбной ловле. В девятнадцатом веке,
огромное количество кошачьих мумий было отправлено в Англию для использования в качестве
удобрение.

Эта практика достигла своего апогея в одиннадцатом веке.
и двенадцатый век до н.э. в Фивах, где расположены современные города Луксора.
и Карнак расположены. Целью мумификации было сохранение тела
в целости и сохранности, чтобы его можно было перенести в духовное
загробная жизнь.

главное меню |
цивилизация |
религия

Египетские мумии | Smithsonian Institution

Метод бальзамирования или обработки мертвого тела, который использовали древние египтяне, называется мумификацией. Используя специальные процессы, египтяне удаляли всю влагу из тела, оставляя только высохшую форму, которая не будет легко разлагаться. В их религии было важно сохранить мертвое тело как можно более реалистичным. Они были настолько успешны, что сегодня мы можем увидеть мумифицированное тело египтянина и получить представление о том, как он или она выглядели при жизни 3000 лет назад.

Мумификация практиковалась на протяжении большей части ранней истории Египта. Самые ранние мумии доисторических времен, вероятно, были случайными. Случайно сухой песок и воздух (поскольку в Египте почти нет измеримых осадков) сохранили некоторые тела, захороненные в неглубоких ямах, вырытых в песке. Около 2600 г. до н.э., во времена Четвертой и Пятой династий, египтяне, вероятно, начали намеренно мумифицировать мертвых. Эта практика продолжалась и развивалась более 2000 лет, в римский период (ок. 30 г. до н.э. – 364 г. н.э.). В течение любого периода качество мумификации варьировалось в зависимости от цены, заплаченной за нее. Наиболее подготовленные и хорошо сохранившиеся мумии относятся к эпохе восемнадцатой и двадцатой династий Нового царства (ок. 1570–1075 гг. до н. э.), включая мумии Тутанхамона и других известных фараонов. Здесь будет описан общий процесс этого периода.

Процесс

Процесс мумификации занял семьдесят дней. Специальные жрецы работали бальзамировщиками, обрабатывая и заворачивая тело. Помимо знания правильных ритуалов и молитв, которые должны выполняться на разных этапах, священникам также необходимо было детальное знание анатомии человека. Первым шагом в этом процессе было удаление всех внутренних частей, которые могли быстро разлагаться. Мозг удаляли, осторожно вводя через ноздри специальные инструменты с крючками, чтобы вытащить кусочки мозговой ткани. Это была деликатная операция, которая могла легко изуродовать лицо. Затем бальзамировщики удаляли органы брюшной полости и грудной клетки через разрез, обычно сделанный на левой стороне живота. Они оставили на месте только сердце, считая его центром бытия и разума человека. Остальные органы были сохранены отдельно, а желудок, печень, легкие и кишечник помещены в специальные ящики или банки, которые сегодня называются канопами. Их хоронили вместе с мумией. В более поздних мумиях органы обрабатывали, заворачивали и заменяли внутри тела. Несмотря на это, неиспользованные канопы продолжали оставаться частью погребального ритуала.

Затем бальзамировщики удалили всю влагу с тела. Они сделали это, покрыв тело натроном, разновидностью соли, обладающей отличными подсушивающими свойствами, и поместив внутрь тела дополнительные пакеты с натроном. Когда тело полностью высохло, бальзамировщики сняли внутренние пакеты и слегка смыли с тела натрон. В результате получилась очень высохшая, но узнаваемая человеческая форма. Чтобы мумия казалась еще более реалистичной, впалые участки тела заполнили льняной тканью и другими материалами, а также добавили искусственные глаза.

Далее началась упаковка. На каждую мумию требовались сотни метров полотна. Священники тщательно обматывали тело длинными полосами полотна, иногда даже обматывали каждый палец и ногу по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. Чтобы уберечь умерших от несчастий, среди оберток клали амулеты, а на некоторых льняных полосках писали молитвы и магические слова. Часто жрецы помещали маску лица человека между слоями головных повязок. В несколько этапов форму обмазывали теплой смолой и снова возобновляли обкатку. Наконец, жрецы заворачивали последнюю ткань или саван на место и закрепляли льняными полосками. Мумия была целой. В это время были заняты не только жрецы, готовившие мумию. Хотя подготовка гробницы обычно начиналась задолго до фактической смерти человека, теперь был крайний срок, и мастера, рабочие и художники работали быстро. В гробницу можно было поместить многое, что понадобится человеку в загробной жизни. Мебель и статуэтки были готовы; были подготовлены настенные росписи религиозных или повседневных сцен; и списки еды или молитв закончены. Благодаря волшебному процессу эти модели, картинки и списки станут реальными, когда они понадобятся в загробной жизни. Теперь все было готово к похоронам.

В рамках похорон священники совершили особые религиозные обряды у входа в гробницу. Самая важная часть церемонии называлась «Открывание рта». Священник прикасался к различным частям мумии специальным инструментом, чтобы «открыть» эти части тела для чувств, которыми наслаждаются в жизни и которые необходимы в загробной жизни. Прикоснувшись инструментом ко рту, умерший теперь мог говорить и есть. Теперь он был готов к путешествию в загробную жизнь. Мумию клали в его гроб или гробы в погребальную камеру и вход запечатывали.

Такая сложная практика захоронения может свидетельствовать о том, что египтяне были озабочены мыслями о смерти. Наоборот, они рано начали строить планы на смерть из-за большой любви к жизни. Они не могли придумать жизни лучше, чем настоящая, и хотели быть уверены, что она продолжится и после смерти.

Но зачем сохранять тело? Египтяне верили, что мумифицированное тело было домом для этой души или духа. Если тело было уничтожено, дух мог быть потерян. Идея «духа» была сложной, в ней действительно участвовали три духа: ка, ба и ах. Ка, «двойник» человека, оставался в могиле и нуждался там в подношениях и предметах. Ба, или «душа», могла свободно вылететь из гробницы и вернуться в нее. И именно ах, что, возможно, переводится как «дух», должен был пройти через Подземный мир к Страшному суду и входу в Загробную жизнь. Для египтянина все три были необходимы.

Кто был мумифицирован

После смерти египетских фараонов обычно мумифицировали и хоронили в тщательно продуманных гробницах. Так же часто обращались с дворянами и чиновниками, а иногда и с простыми людьми. Однако этот процесс был дорогостоящим и не по карману многим.

По религиозным соображениям были мумифицированы и некоторые животные. У священных быков ранних династий было собственное кладбище в Саккаре. Бабуинов, кошек, птиц и крокодилов, которые также имели большое религиозное значение, иногда мумифицировали, особенно в более поздних династиях.

Изучение мумий сегодня

Древние писатели, современные ученые и сами мумии помогают нам лучше понять процесс мумификации в Египте и культуру, в которой он существовал.