Достойно есть. Молитва Пресвятой Богородице

Содержание статьи

  • Молитва «Достойно есть»
  • Текст молитвы «Достойно есть» (перевод)
  • «Достойно есть» на церковнославянском языке
  • Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке
  • История молитвы «Достойно есть»
  • Икона Богородицы «Достойно есть»
  • Видео Молитва «Достойно есть»

Молитва «Достойно есть»

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

Текст молитвы «Достойно есть» (перевод)

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

«Достойно есть» на церковнославянском языке

  • Досто́йно є҆́сть ꙗ҆́кѡ во и́стинꙋ бл҃жи́ти тѧ̀, бг҃оро́дицꙋ, прⷵнобл҃же́ннꙋю и҆ пренепоро́чнꙋю и҆ мт҃рь бг҃а на́шегѡ. чⷵтнѣ́йшꙋю херꙋві́мъ и҆ сл҃внейшꙋю безⸯ сравне́нїѧ серафі́мъ, безⸯ и҆стлѣ́нїѧ бг҃а сло́ва ро́ждшꙋю, сꙋ́щꙋю бг҃оро́дицꙋ, тѧ̀ велича́емъ.
  • Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Оригинал молитвы «Достойно есть» на греческом языке

Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.

История молитвы «Достойно есть»

Молитва — это общение с Богом. Некоторые молитвы, такие, как молитва «Отче наш» мы знаем из Писания. Церковные гимнографы пишут молитвы, которые мы можем прочитать в Минее, келейно люди обращаются в молитвах, которые пишут сами. У некоторых, таких как молитва «Достойно есть» — необычная история и значение. Молитва — это не всегда просьба, обращенная к Богу или благодарение. Мы славим Господа, Божию Матерь и святых, обращаясь к ним особым образом во время богослужения.

Молитвой «Достойно есть», как правило заканчивается молитвенное правило. Это — молитва Богородице. Молитва «Достойно есть» не относится ни к просительным, ни к благодарственным молитвам. Такие молитвы называются славословными. В этой молитве мы прославляем Богородицу как Божию Матерь, достойно восхваляем Ту, Кто непорочно зачал Христа. Это означает, что мы признаем Деву Марию Матерью Бога нашего. А Иисуса — Спасителем и Мессией.

Молитва «Достойно есть» создавалась в те времена, когда существовали ереси о том, что Деву Марию правильно называть — не Богородица, а Христородица. Виной тому стала ересь Павла Самосатского, который утверждал, что Христос не родился Богом, но стал Им, а значит Дева Мария — Христородица, а не Богородица. Велись серьезные дискуссии на эту тему, но Церковь решительно отказалась от этого еретического утверждения, так как оно умаляло славу Божией Матери. Молитва «Достойно есть» признает Деву Марию сверхнепорочной, непорочной в высшей степени «Пренепорочную», Матерью Бога.

После III Вселенского Собора (Ефесского, который проходил в 431 году), было опровергнуто лжеучение константинопольского патриарха Нестория, который также заявлял, что Христос родился человеком, а Божественную природу приобрел лишь в момент Крещения. Несторий отрицал Богоматеринство и называл Деву Марию матерью человека Иисуса, Христородицей. С ним не согласились отцы Ефесского Собора и торжественно провозгласили Деву Марию Богородицей. Память об этих событиях стала причиной, по которой появилась необходимость в написании особой славословной молитвы.

В молитве говорится о том, что Богородица выше самых высших ангельских чинов. В славе Своей, Дева Мария превзошла ангелов. Слова «без истления» в молитве «Достойно есть» говорят о том, что без повреждения и нарушения чистоты Бога-Сына (Бога-Слово), Дева Мария родила Его в наш мир. Бог Триедин и Бог-Слово — одна из Его ипостасей. «Сущая Богородица» — эти слова означают «подлинную Богородицу».

В молитве мы выражаем доверие Божией Матери, славим Ее. Молитва «Достойно есть» состоит из двух частей. Вторая часть, начинающаяся с «Честнейшую херувим» появилась позже первой, которая начинается со слов «Достойно есть». В VIII веке вторую часть молитвы написал преподобный Косма епископ Маиумский. Преподобный Косма написал еще множество церковных гимнов и песнопений, молитв, которые можно найти в Минее.

Первая часть молитва «Достойно есть» возникла в X веке на святой горе Афон, у нее очень необычная история: согласно одному преданию считается, что некий инок увидел ангела Господня, который явился ему в образе монаха. Когда они вместе молились и читали молитву «Честнейшую херувим» и возгласил начало молитвы. Когда афонский монах огорченно сказал, что ему некуда записать текст молитвы «Достойно есть», ангел просто начертал его перстом на камне и растворился в воздухе.

Икона Богородицы «Достойно есть»

Видео Молитва «Достойно есть»

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Достойно есть

5 ступеней веры

  • Достойно есть Сло­варь-ука­за­тель
  • Бого­ро­дица хочет, чтобы мы чтили образ «Достойно есть»
  • Похвала Бого­ро­дице: «Достойно есть» прот. Иоанн Буха­рев
  • Ска­за­ние о чудо­твор­ной иконе «Достойно есть»
  • Что озна­чает каж­де­ние во время «Достойно есть»? прот. Гр. Дья­ченко
  • Икона Бого­ро­дицы «Достойно есть» (Милу­ю­щая)
  • Канон Пре­свя­той Бого­ро­дице пред иконой «Достойно есть»
  • Достойно есть на гре­че­ском «Аксион эстин»
  • Ака­фист Пре­свя­той Бого­ро­дице пред иконой «Достойно есть»
  • Молитвы ко Пре­свя­той Бого­ро­дице

Досто́йно есть я́ко во­и́с­ти­ну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́­терь Бо́­га на́­ше­го. Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем.

В период от Пасхи до Воз­не­се­ния вместо «Достойно есть» на обще­ствен­ных и келей­ных бого­слу­же­ниях поется задо­стой­ник Пасхи.

Про­слу­шать:

***

«Достойно есть…» — одна из наи­бо­лее извест­ных молитв Бого­ро­дице. Она состоит из двух частей, напи­сан­ных раз­ными гим­но­гра­фами. Более древ­ней частью явля­ется 2‑я поло­вина: «Чест­ней­шую Херу­вим…». Она явля­ется ирмо­сом 9‑й песни три­песнца Вели­кой Пят­ницы, кото­рый напи­сан зна­ме­ни­тым гим­но­гра­фом VIII века пре­по­доб­ным Космой Маюм­ским. 1‑я часть молитвы: «Достойно есть… Матерь Бога нашего» — пред­став­ляет собой вели­ча­ние, про­ис­хож­де­ние кото­рого афон­ское пре­да­ние отно­сит к концу X века. Суть пре­да­ния такова: неда­леко от Кареи (адми­ни­стра­тив­ный центр Св. Горы) под­ви­за­лись старец и его послуш­ник. Одна­жды старец ушел на вос­крес­ное все­нощ­ное бдение в Карею, а к его послуш­нику пришел неиз­вест­ный инок. Вместе они рано утром стали петь утреню и, когда пришло время петь «Чест­ней­шую херу­вим», неиз­вест­ный пропел вели­ча­ние «Достойно есть…». Послуш­ник был вос­хи­щен кра­со­той пес­но­пе­ния и попро­сил запи­сать текст; гость запи­сал эти слова на камен­ной плите. Затем он исчез, после появи­лось пре­да­ние, что этим гостем был Архан­гел Гав­риил.

В совре­мен­ном бого­слу­же­нии «Достойно есть…» упо­треб­ля­ется в сле­ду­ю­щих служ­бах:

  1. На утрене по 9‑й песни канона (только на все­днев­ном бого­слу­же­нии и кроме слу­чаев предпразднства/попразднства)
  2. На пове­че­рии по 9‑й песни канона (кроме пред­праздн­ства Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния, также кроме Страст­ной сед­мицы и первых четы­рех дней 1‑й сед­мицы Вели­кого поста).
  3. На литур­гии во время Евха­ри­сти­че­ского канона (после «Тебе поем…» и воз­гласа свя­щен­ника «Изрядно о Пре­свя­тей…»).
  4. На вели­ко­пост­ном бого­слу­же­нии в конце вечерни (если нет литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров) или в конце изоб­ра­зи­тель­ных (если есть литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров). В этих слу­чаях «Достойно есть делится попо­лам и испол­ня­ется так: диакон: «Пре­муд­рость», хор: «Достойно есть …» до поло­вины, свя­щен­ник: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», хор: «Чест­ней­шую Херу­вим…»

Это та икона Бого­ро­дицы, перед кото­рой была явлена 1‑я часть пес­но­пе­ния «Достойно есть…» (см. пре­да­ние о явле­нии Архан­гела Гав­ри­ила выше). После ука­зан­ных чудес­ных собы­тий икона была пере­не­сена в храм Успе­ния Божией Матери в Кареи, где и нахо­дится до сих пор. Каждый год в поне­дель­ник Свет­лой сед­мицы совер­ша­ется крест­ный ход с этой иконой вокруг Кареи. В 1838 г. иеро­ди­а­кон афон­ского Рус­ского Пан­те­ле­и­мо­нова мона­стыря Вене­дикт соста­вил службу в честь иконы «Достойно есть»; празд­ник в честь этой иконы был уста­нов­лен 11 июня по ста­рому стилю. Во 2‑й пол. XIX — нач. XX в. мно­же­ство спис­ков чудо­твор­ного образа было напи­сано и освя­щено в рус­ских мона­сты­рях на Афоне, а затем при­слано в Россию, что послу­жило рас­про­стра­не­нию почи­та­ния этой иконы в Рус­ской Церкви.

  • 40 тыс. 0