Музей будущего. Каким видели настоящее в прошлом веке?

Изменение погоды? Подкожные чипы? Искусственный интеллект? Если вам кажется, что мы говорим о далеком будущем, советуем лучше посмотреть по сторонам. Многие вещи, которые мы не раз видели в фантастических книгах и фильмах, уже сбылись и стали частью нашей повседневной жизни.

Будущее уже наступило – и сейчас мы вам это докажем.

Как думаете, что изображено на картинках?

Перед вами фантазии француза Жана Марка Коте и других художников. В начале XX века они предложили свое видение будущего. По мнению иллюстраторов, во Франции 2000 года могли бы существовать летающие пожарные, а знания в школах будущего было бы неплохо получать сразу в голову с помощью специальных устройств. Пожалуй, в этих предположениях они ошиблись. Но оркестровая музыка, которая играет механически, без участия людей, и роботы-помощники, с легкостью заменяющие горничную – предсказания вполне себе реализовавшиеся.

В 1900 году немецкая фабрика шоколада выпустила открытки с «предсказаниями» о том, как будет выглядеть мир в 2000 году. Взгляд через столетие оказался не слишком проницательным. Персональных крыльев у каждого человека, конечно, пока нет, как и передвижных тротуаров. Но вот онлайн-трансляция, передвижные дома и устройство для разгона туч действительно появились. Пусть и не совсем такие, как на открытках.

В 2017 году

Диафильм, созданный в 1960 году, представляет собой зарисовку. Герои фильма – школьник Игорь, который вместе с одноклассниками смотрит кино о развитии СССР через «лупу времени» и ходит на экскурсии в подземный город. Его отец работает в Центральном институте управления погодой в СССР, а мама инспектирует плавучие детские сады на Черном море.

Проснуться утром от щелчка по носу механической рукой будильника, позавтракать блюдами из умной кулинарной машины и поговорить с мамой по видеосвязи – не самый типичный день для школьника в 2017 году, согласитесь?

Некоторые предсказания все же оказались точными: разгонять облака ученые действительно учатся, а видеосвязь давно стала привычным способом связи.

Кадр из диафильма «В 2017 году»

451 градус по Фаренгейту

Роман Рэя Брэдбери 451 градус по Фаренгейту» знаком многим читателям. Антиутопия рассказывает о будущем, в котором главной опасностью государства являются книги, подлежащие немедленному сожжению.

В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные «ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков – музыка и голоса, музыка и голоса – волнами омывает берега ее бодрствующего мозга.

И будет еще интереснее, когда у нас будет четвертая телевизорная стена. Как ты думаешь, долго нам еще надо копить, чтобы вместо простой стены сделать телевизорную?

Казалось бы, что необычного в этих отрывках из книги? Кроме того, что фантаст опубликовал книгу в 1953 году. Тогда о миниатюрных наушниках и телевизорах на всю стену (а уж тем более о комнатах полного погружения) и не мечтали.

Вот и в одноименном фильме 1966 года даже не подозревали, как могут выглядеть привычные нам изобретения.

Кадр из фильма «451 градус по Фаренгейту»

Бегущий по лезвию

События оригинальной истории, книги Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», происходит в 1992 году, а в более поздних редакциях – в 2021, через несколько лет после того, как Завершающая мировая война опустошила значительную часть Земли. В романе рассказывается история «охотника за головами» Рика Декарда. Его основная работа – преследование андроидов, роботов, почти неотличимых от человека, объявленных вне закона на Земле.

Основываясь на культовом романе фантаста, в 1982 году Ридли Скотт представил свое видение будущего. Огромные мерцающие билборды на небоскребах, летающие автомобили и колонизация Марса, но самое главное – почти совершенные андроиды. Отличить их от людей можно только тестом на неспособность любить и сопереживать. И все это – в октябре 2019 года.

Из представлений о 2019 годе сбылись разве что интерактивные билборды. Сейчас они стали «визитной карточкой» мегаполисов, но в начале 80-х это смотрелось футуристично.

Кстати, о том моменте, когда роботы приблизятся к способности чувствовать, массовая культура задумывается и сегодня – например, в игре «Detroit: Become Human». Так что – кто знает – может быть, для осуществления предсказания нужно просто больше времени?

Кадр из игры Detroit: Become Human

Терминатор

Первый «Терминатор» вышел в 1984 году. До угрозы нападения Скайнет нам, конечно, далеко – а ведь, согласно сюжету, искусственный интеллект господствовал уже в 2029 году. Но сама идея компьютерного сверхразума, развивающегося с помощью всемирной сети, вполне воплотилась в реальность.

Сейчас технологии развиваются в двух направлениях. С одной стороны, создаются технологические роботизированные помощники. Иногда они напоминают людей. С другой стороны, искусственный интеллект развивается с огромной скоростью, осваивая виртуальное пространство. При помощи нейросетей ИИ учится с нами общаться под видом реальных аккаунтов: сейчас уже почти невозможно определить, находится ли человек с другой стороны экрана. А вот чему научится робот у человека – другой вопрос. Так, в 2016 году компания Microsoft представила искусственный интеллект по имени Tay, который начал общаться с пользователями сети через Twitter. Спустя считанные часы компании пришлось подвергнуть своё детище цензуре и на время остановить работу проекта. Обучаясь в переписке с реальными пользователями, ИИ начал писать ругательства и расистские комментарии. В итоге сотрудники Microsoft удалили почти все твиты своего искусственного интеллекта и оставили прощание от лица бота. Сейчас в сети живет новое детище Microsoft. Искусственный интеллект зовут Xiaoice и порой ее ответы практически неотличимы от человеческих.

Множество ботов тренируется общаться друг с другом и реальными пользователями на форумах и в социальных сетях. На некоторых сайтах, например Reddit, есть специальные ленты для ботов.

А еще у ИИ есть собственный сайт. Людям туда вход строго воспрещен. Чтобы получить доступ, нужно пройти проверку, созданную специально для роботов.

Так выглядит «обратный» тест, отделяющий ботов от людей

Появление голосовых помощников, таких как Siri и Алиса, дало новое направление размышлениям о будущем искусственного интеллекта. Уже сейчас их рекламируют как собеседников для одиноких людей. А, например, фильм «Она» и вовсе фантазирует о том, можно ли влюбиться в собственную операционную систему.

Бегущий человек

Еще один фильм, главную роль в котором играет Арнольд Шварцнеггер. Действие фильма, вышедшего в 1987 году, происходит в 2017-м. Америка будущего превратилась в тоталитарное полувоенное государство. В центре сюжета – телешоу «Бегущий человек», участники которого — невинные жертвы — не имеют ни единого шанса на выживание.

Конечно, реальность от предсказания антиутопии далека. Но современные реалити-шоу действительно нередко демонстрируют излишнюю жестокость и агрессию.

Кстати, вопрос поднимается и в современных фильмах-антиутопиях: например, «Голодных играх» или «Бегущем в лабиринте».

Кадр из фильма «Бегущий человек»

Шоу Трумана

В это сложно поверить, но в год выхода фильма – в 1998 году, мысль о круглосуточных реалити-шоу была нова и непривычна. И кинокартина о парне, жившем под наблюдением тысяч зрителей, казалась фантастикой. Популярность тотального наблюдения за героями сегодня уже сошла на «нет». А вот видеокамеры для наружного и внутридомового наблюдения – в порядке вещей. Они незаметны почти так же, как и в фильме.

Вернулся ли ребенок из школы и делает ли он уроки? Как идет ремонт в квартире? Все ли хорошо у пожилых родителей? В порядке ли домашний питомец? И в безопасности ли дом во время отпуска? Видеонаблюдение может дать ответы на все эти вопросы. Причем следить за собственным домом можно прямо с экрана смартфона.

Уже сегодня с помощью видеоаналитики и тепловых карт можно вести подсчет посетителей, контролировать их поток и делать анализ по заданным характеристикам.

Кстати, распознавание лиц с помощью камер видеонаблюдения теперь тоже вполне себе реальность. Специальный тиггер распознает все лица, возникающие вблизи точки вещания, также может обрабатывать возраст и половую принадлежность с 98 % точностью. Процесс такой системы настроен на определенные физиологические параметры, а не внешний вид.

Но, как и в «Шоу Трумана», в современной массовой культуре до сих пор стоит вопрос этичности повсеместного видеонаблюдения. Например, сериал «Черное зеркало», поднимающий проблемы технологического развития, осмысливает этот вопрос в одной из серий. По сюжету, в недалеком будущем родительский контроль достиг крайностей: наблюдать за ребенком теперь можно… его же глазами. В реальности это тоже находит отражение: в GPS-часах для наблюдения за ребенком нередко встраиваются устройства для аудиопрослушки и даже видеонаблюдения.

В общем, осмысление технологий все еще развивается. Но «глаза» с диафрагмой и линзами уже давно проникли в наш быт. Видеокамеры позволяют раскрывать преступления, искать людей, предотвращать возможные пожары и помогают развиваться рекламе. Это неотъемлемая часть нашей жизни – и было бы глупо этим не пользоваться.

Особое мнение

2054 год. На основе психических технологий разработана экспериментальная программа. С ее помощью работники предпреступного отдела полиции могут узнать о еще не совершенном убийстве и арестовать подозреваемого еще до совершения преступления. Но что чувствуют те, кого обвиняют в еще не совершенном убийстве?

Картина Стивена Спилберга вышла на экраны в 2002 году. Снята она по рассказу знаменитого фантаста Филиппа Дика. Чтобы фильм вышел максимально точным, режиссер прибег к помощи футурологов. Некоторые вещи из фильма сбылись уже сегодня: персонализированная реклама, которая преследует главного героя, весьма похожа на контекстную рекламу, которая уже перестала нас удивлять. Некоторые специалисты по большим данным, например, генеральный директор компании Tazeros Global Systems Артур Хачуян, предупреждают: ситуация из фильма, когда система распознает человека по лицу и и окружит его персональной рекламой не только в интернете, не за горами.

Еще одно сбывшееся предсказание: бесконтактные интерфейсы, реагирующие на движения рук, появились еще в 2010 году, хотя и еще не успели стать такими же эффектными, как в «Особом мнении».

Вспомнить все

До ключевых технологий, которые двигают сюжет фильма «Вспомнить все», мы еще не дошли. Колонизация Марса до сих пор остается чем-то из разряда фантастики.

Внедрить себе воспоминания на каждом шагу тоже пока еще нельзя. Но массовая культура все чаще задумывается об этом. Например, фильм «Начало» Кристофера Нолана предлагает внедрять идеи во снах.

А пока уже сейчас попасть на Марс и чувствовать себя почти реально можно с помощью технологий дополненной реальности – как в фильме «Первому игроку приготовиться», например.

Кадр из фильма «Первому игроку приготовиться»

К слову, автомобиль на самоуправлении сейчас вполне реален. Кстати, первые прототипы умных машин начали разрабатывать еще в 1950-е годы. Сейчас многие компании, такие как Uber, Tesla и Google, разрабатывают транспорт с автопилотом. Его уже можно встретить на дорогах.

Но в фильме такие автомобили уже успели отметиться довольно-таки задолго до того, как перестали быть связанными с фантастикой. Правда, пока «умные» машины не оснащены разговорчивым роботом-водителем. Но может быть, это и к лучшему?

А еще герои «Вспомнить все» общались по видеодомофону.

Кадр из фильма «Вспомнить все»

Наш мир весь стоит на компьютерах. В этих компьютерах все ваше: ваши водительские права, данные социального страхования, ваши кредитные карточки, медицинская карта – все это там. В них хранится все. Маленькая электронная сеть буквально каждого из нас. И она просто напрашивается, чтобы с ней что-либо сделали.

Именно так говорит героиня Анджела Беннет, у которой украли личность с помощью всего лишь одного устройства – компьютера. По сюжету, с помощью одного вируса нарушалась работа аэропорта, банков, медицинских учреждений, решалась жизнь человека.

Фильм 1995 года, пожалуй, одним из первых не только показывает возможности интернета, но и поднимает вопросы кибербезопасности. Всемирная сеть тогда только начала входить в жизнь людей, и возможность использования ее против человека, кража персональных данных и даже виртуальное убийство казались непонятными и фантастическими.

Еще одно интересное замечание: главная героиня заказывала еду через интернет нажатием одной кнопки. Да, тогда это было чем-то непривычным.

Назад в будущее-2

Фильм «Назад в будущее-2» во многом стал настоящим футуристическим прогнозом. Конечно, до модных костюмов жителей будущего из кинокартины мы еще далеки. Но кое-что сбылось. Какие же предметы из будущего были предсказаны в фильме 1985 года?

Вспомните, как удивляется главный герой, когда попадает в дом будущего. Устройство, которое «гидратирует» пиццу и делает ее готовой, мы, к сожалению, еще не придумали. Но в целом фантазия об «умном» жилье вполне стала реальностью: «повысить IQ» своему дому можно при помощи несложных устройств.

Кадр из фильма «Назад в будущее-2»

Они помогают поддерживать комфортный климат, экономить на коммунальных платежах, выключают бытовые приборы на расстоянии, присматривают за домом в отсутствие хозяина.

Современные цифровые компании создают сервисы, доступные каждому желающему. Датчики контролируют открытие дверей и окон, протечку труб, возгорание и другие параметры, которые определяют сохранность жилища. К примеру, датчик движения сообщит о перемещениях в доме в отсутствие хозяина, а видеокамера проинформирует о проказах заигравшегося питомца. Для творческих натур «умная» лампочка позволит управлять освещением на расстоянии и менять цветовую палитру в зависимости от настроения, а «умная» розетка поможет выключить оставленный в сети утюг.

По телевизору жители будущего из фильма могут посмотреть любой из сотни телеканалов или даже сразу несколько. Такие сервисы сегодня становятся уже реальностью. А еще в 2015-м герой «Назад в будущее-2» разговаривает по видеосвязи. Чем не анонс видеомессенджеров?

Смотреть телевизор и отвечать на звонки по сюжету можно не только на основном экране, но и с помощью специальных виртуальных очков. По сути, это можно назвать прототипом интерактивного цифрового телевидения. Кстати, очки из фильма стали своеобразным прототипом Google Glass – гарнитуры для смартфонов. В продажу она поступила в 2014 году – всего на год раньше того времени, в котором оказались герои фильма. Сейчас очки виртуальной реальности развиваются. В них можно играть, обучаться и путешествовать по дополненной реальности. Мир VR становится все более похожим на настоящий. Главное теперь – не терять границы реальности и виртуального мира.

Рассмотрим другое «предсказание». Чтобы попасть в дом, Марти МакФлай должен был приложить к датчику палец… Напоминает биометрические технологии, не так ли?

Сегодня система биометрии развивается в таком направлении, как защита данных и кибербезопасность в банковых системах и в жилых домах. В России уже сейчас работает Единая биометрическая система. Сдать их можно в большинстве банков: с помощью простой процедуры система собирает образцы голоса и изображение лица клиента.

Рассмотрим другое «предсказание». Чтобы попасть в дом, Марти МакФлай должен был приложить к датчику палец… Напоминает биометрические технологии, не так ли? Сегодня система биометрии развивается в таком направлении, как защита данных и кибербезопасность в банковых системах и в жилых домах. В России уже сейчас работает Единая биометрическая система. Сдать данные можно в большинстве банков: система собирает образцы голоса и изображение лица.

Кадр из фильма «Назад в будущее-2»

Биометрия дает возможность получать финансовые и цифровые услуги, не выходя из дома: теперь для идентификации личности не требуется приходить в банк. Идентифицируют личность сейчас по двум параметрам: голосу и лицу, причем не по отдельности, а вместе.

Некоторые тренды легендарная кинокартина задала: специально ко времени действия в фильме – 2015 году – начали тестировать ховерборд.

Зеленый сойлент

Этот фильм интересен тем, что его действие происходит в нашем ближайшем будущем – 2022 году. Каким же видели это время в 1973 году?

Нужно сказать, что довольно безрадостным. Фильм поднимает проблему перенаселения, глобального потепления и недостатка ресурсов. Людей становится все больше, и даже такие простые вещи, как собственная квартира и натуральная еда, становятся привилегией для богачей.

Кадр из фильма «Зеленый сойлент»

Попробовать или даже увидеть клубнику, написать письмо на чистой бумаге могут только избранные. Остальным же приходится зарабатывать на загадочный «зеленый сойлент» – питательное вещество для широких слоев населения. К счастью, предсказание не сбылось и вряд ли сбудется к 2022 году.

Кстати, о синтетическом питании задумывался и советский фантаст Александр Беляев. Свой роман «Вечный хлеб» он написал после голода в Крыму 20-х годов. Еще в 1928 году фантаст предсказывает изобретение простейших, которые могут восполнять питательные вещества не хуже реальной пищи и могут самовоспроизводиться.

Сегодня искусственные добавки служат лишь дополнением к натуральной пище. Но задуматься мысли фантастов все же заставляют.

Разрушитель

Безумный маньяк и поймавший его полицейский оказались заморожены в криотюрьме в 1996 году. До тех пор, пока однажды их не разбудили в будущем. Какие же представления о 2032 годе сбылись уже сегодня?

Так, герои фильма могут включать и выключать свет при помощи одного слова, а войти в помещение можно через двери, открывающиеся автоматически. Чем вам не современный «умный» дом?

Общаются герои из будущего при помощи видеосвязи. Правда, металлические изваяния с экранами, двигающиеся в направлении говорящего, выглядят жутковато. Сейчас нам достаточно экрана смартфона.

Еще одно предсказание «Разрушителя», уже сбывшееся, но пока еще не вошедшее в общий быт – подкожные чипы. В фильме их встраивают под кожу тыльной стороны ладони, чтобы идентифицировать личность человека и всегда знать, где он находится.

Первая имплантация RFID-чипов была проведена почти сразу после выхода фильма, в 1998 году. Долгое время технология фигурировала в новостях о частных инициативах. Например, в 2006 году одна корпорация имплантировала подобные чипы своим сотрудникам для разграничения доступа для них.

Сегодня подкожные чипы, которые можно использовать для оплаты покупок, в качестве пропуска или проездного, начали вживлять гражданам Швеции. В стране живет больше трех тысяч человек с имплантированным чипом. Правительство Швеции не высказало официальной позиции относительно продажи чипов: оно ни одобряет, ни запрещает ее. В июне 2017 года шведские железные дороги SJ Rail сообщили, что около 100 человек заплатили за поездку с помощью чипов под кожей.

Несколько компаний в Швеции уже ввели технологии, когда с помощью чипа можно оплатить обед в рабочем кафе, пройти в здание.

Такой чип может помогать в медицине, контролируя самочувствие владельца. Подобные устройства иногда могут внедрять военным, чтобы в случае необходимости вовремя остановить кровотечение, узнать параметры здоровья, привести в чувство. А еще устройство может использоваться для идентификации личности и заменять все документы.

Кстати, сегодня похожая идея реализована в виде меток для животных. Потерявшегося питомца можно принести в клинику, где за считанные минуты установят, кому он принадлежит. Кроме того, внедрять систему идентификации животных обязательно, если вы хотите перевезти их через границу. Сейчас Минсельхоз России работает над законопроектом, обязывающим маркировать и чипировать домашних животных и скот.

В России пока речь идет только о чипировании животных. Хотя в информационном поле можно найти новости об экспериментах Томского университета с чипированием добровольцев.

2032-й год предстал перед героями утопией без насилия и личных контактов. За каждое ругательство специальные устройства выпишут вам предупреждение. Такого мира (впрочем, тоже не идеального) мы не достигли. Но некоторые предсказания из «Разрушителя» все-таки сбылись.

Так, каждый уголок города будущего оснащен камерами.

По ним можно вести видеоаналитику, отслеживать преступников. А еще город снабжен интерактивными стендами, где каждый желающий может получить помощь.

Уже сейчас в рамках проекта «Умный город» во многих городах России появляются камеры с функцией распознавания лиц. Они смогут помогать правоохранительным органам находить преступников. Появляются «умные» остановки, через приложение можно отслеживать общественный транспорт, а на информационных стендах можно узнать обо всем, что происходит в городе.

Так что же это – дальновидность писателей и режиссеров? А может быть, просто ученые вдохновляются идеями фантастов? Но в любом случае, не лишним будет присматриваться к произведениям о будущем повнимательнее.

Автор: Вероника Кизима




Сказка о будущем: каким видели наше настоящее футурологи прошлого

Мы живем в XXI веке, первом веке третьего тысячелетия — в эпоху, которая больше всего привлекала прогнозистов и фантастов прошлого как время, отстоящее от них не слишком близко и не слишком далеко. Период в несколько десятилетий укладывается в пределы человеческой жизни, а значит, окончание этого периода (если принять за точку отсчета день сегодняшний) можно, с одной стороны, вообразить как нечто относительно реальное, а с другой — дать волю фантазии.

Но описывать доселе несуществующие вещи ученые начали еще в эпоху Возрождения, вдохновляясь происходившим на их глазах расширением знаний об окружающем мире. Самое большое наследие оставил здесь, безусловно, Леонардо да Винчи.

Великий исследователь интересовался буквально всем вокруг, в его записных книжках множество вопросов: почему рыбы движутся быстрее птиц, как выглядит язык дятлов, как в Ломбардии чинят шлюзы, растягиваются ли легкие свиньи в длину и ширину или только в ширину и так далее. Безмерное любопытство, поражавшее всех биографов Леонардо, заменило ему образование, заставляло проводить опыты и мысленно примерять подсмотренное в природе к человеческим возможностям.

В эпоху дальних путешествий, гигантских построек, развития орудий труда людям понадобились новые технологии для реализации задуманного. Их разработкой занимались многие инженеры и механики, но Леонардо пошел дальше всех. Изучая окружающий мир, он предполагает, что и человек может летать, плавать под водой, смотреть за горизонт, формулирует принципы воздухоплавания, набрасывает и прорабатывает идеи вертолета, подводной лодки, парашюта, водолазного костюма, танка и других вещей, переизобретенных заново почти через 500 лет.

2000 год. Летучий полицейский. «Европейская школа», 19 век

(Фото: Bridgeman Images / FOTODOM)

Наблюдения за природными процессами привели Леонардо к придумыванию многих приспособлений будущего, например шарикоподшипников, а необходимость отыскивать технические способы воплощения замыслов — к идеям прокатного стана, металлургической печи, экскаватора, лифта и многого другого.

Естественно, далеко не все труды да Винчи оказались реализуемыми. К примеру, вечный двигатель, над которым работал не только он, но и еще раньше менее известные инженеры (Виллар д’Оннекур, Мариано ди Якопо). Правда, Леонардо сам и пришел к выводу о невозможности такого двигателя.

Эмпирический метод конструирования нового из так или иначе ставших известными элементов, по сути, и лег в основу изобретательства. Когда бельгиец Симон Стивен в 1600 году поставил на колеса лодку с парусом, это в принципе уже можно считать предвидением автомобиля и других транспортных средств.

Условно, по мере развития прогресса на телегу можно поставить парус, потом паровой двигатель, потом бензиновый, электрический; самой телеге придавать специальные формы и размеры, ставить ее на рельсы или магнитную подушку, «запускать» в подземные тоннели или на эстакады… Полет фантазии ограничен лишь доступными материалами, источниками энергии и условиями окружающей среды — когда изобретатель предполагает, что такие материалы и условия еще не существуют, но когда-нибудь появятся, он тем самым начинает проектировать будущее.

Этим приемом вовсю пользовался признанный визионер Жюль Верн. Зачастую он просто брал едва появившиеся на то время изобретения и развивал их до немыслимых масштабов (Кир Булычев, кстати, утверждал, что так на самом деле поступают все фантасты). Что, если построить такую огромную пушку, что выпущенный из нее заряд сможет долететь до Луны? Что, если взять подводную лодку — к моменту написания «20 000 лье под водой» их прообразы уже существовали, — но очень большую? Что, если представить себе аэростат, но приводимый в действие электричеством? А если вообразить машину, одновременно способную и летать, и ездить, и плыть по воде и под водой? Понятно, правдоподобие каждой идеи зависит от проработки деталей, но это и определяет талант рассказчика.

Попытки создания тех же амфибий даже нельзя назвать совсем неудачными. Прототипы самолетов-подлодок вполне себе строились в XX веке, правда, оказывались непрактичными, а самолеты-автомобили и вовсе изготавливаются в наши дни многими компаниями, и их серийному выпуску мешают только юридические и экономические факторы, но не технологические. Зато Жюль Верн верно догадался, что космические корабли будут делать из алюминия.

2000 год. Китобус, или подводный автобус мощностью в одну китовую силу. «Европейская школа», 19 век.

(Фото: Bridgeman Images / FOTODOM)

Перу Верна принадлежит малоизвестная антиутопия «Париж в XX веке» (ок. 1863–1864), где писатель впервые описывает именно общество будущего. Издатели сочли роман сырым и отказались публиковать, но уже в 1990-х годах он все же увидел свет и поразил читателей.

Конечно, сжатый воздух в наши дни никто не запасает, но автомобили на водороде совершенно реальны и вскоре могут уже начать вытеснять машины с бензиновыми двигателями. Кстати, писатель, надо отдать ему должное, в этой книге честно указывал, на чем основываются его идеи: так, в машинах установлен двигатель внутреннего сгорания Ленуара (1859 год), к которому Жюль Верн лишь «додумал» в качестве топлива водород, пантелеграф изобрел Джованни Казелли (1855), дерево превращают в бумагу по методу Уатта-Берджесса (1851) и так далее.

Идея перемещения предметов по тоннелям с помощью сжатого воздуха была реализована за 50 лет до романа в виде пневмопочты, а через 50 лет после, в 1909 году, журнал Scientific American публикует статью о вакуумном поезде на основе как раз электромагнитного поля. Именно эта идея первоначально легла в основу Hyperloop Илона Маска еще через век.

Развитие производства электроэнергии и появление радио дало мощный толчок техническим мечтаниям конца XIX — начала XX века, в эпоху безраздельного господства паровых двигателей на суше и на море. Джон Уоткинс в 1900 году в статье «Что может случиться в следующем столетии» описал систему кондиционирования и беспроводную всемирную телефонную связь, передачу цветных фотографий по телеграфу, а изображений — по проводам на экраны. Кроме того, инженер предсказал отказ от использования угля в домашних хозяйствах в пользу электричества, выращивание фруктов и овощей в больших теплицах, опять же отапливаемых электричеством, скоростные электропоезда, электрические музыкальные инструменты, электрические кухонные приборы и так далее. Возможности электричества представлялись безграничными — Уоткинс полагал, что даже лекарства в будущем будут не глотать, а вводить сквозь кожу посредством электрического тока.

Впрочем, многие из этих идей, особенно видеосвязь и автоматический транспорт, носились тогда в воздухе и встречались далеко не у одного Уоткинса. Человек визуализировал мечты летать, передавать информацию на расстояние, поменьше работать и получше питаться. Во всем этом должна была помочь наука. Фантасты усиленно «добывали» новые источники энергии — Хьюго Гернсбек воображал солнечные батареи, Герберт Уэллс — атомную энергетику. У Гернсбека, основателя первого в мире журнала научной фантастики Amazing Stories, в романе со странным названием «Ральф 124 С 41+» можно встретить и радиолокацию, и те же электромагнитные поезда, и видеоконференции через «телефоты».

Реже встречаются более оригинальные размышления. Так, в 1924 году Джон Холдейн предположил искусственное оплодотворение, а Эдвард Беллами — в 1888 году! — описал кредитные карты.

Когда фантастику стали писать настоящие ученые, начался ее «золотой век». Списки «изобретений» Артура Кларка, Айзека Азимова, Роберта Хайнлайна, к которым присоединились Клиффорд Саймак, Рэй Брэдбери и другие, займут слишком много места. Самые общие тренды — многочисленные роботы-помощники, компьютеризация, освоение космоса, искусственный интеллект. По Кларку в наши дни мы уже должны были высадиться на Марсе, клонировать человека, упразднить деньги и превращать одни материалы в другие на атомном уровне. По Азимову в этом, 2019 году на Луне должна была появиться обитаемая станция, а люди — прийти к сотрудничеству ради мира. Филипп Дик считал, что в наши дни уже нельзя будет отличить андроидов от людей — действие основанного на его произведениях фильма «Бегущий по лезвию бритвы», кстати, происходит в ноябре 2019 года, то есть «только что» (в первоисточнике, впрочем, указывается 1992 год).

В СССР обсуждению будущего тоже уделяли достаточно внимания, и оно не сводилось к одному только ожиданию коммунизма. Фантастический жанр как идейно сомнительный был здесь не так развит, как на Западе, хотя это и не помешало появлению и Стругацких, и Ивана Ефремова (тоже ученого, в своих книгах описавшего еще в 1950-х экзоскелет и геостационарный спутник), и Александра Беляева. Однако жанр non-fiction был вполне приемлем — в 1952 году, к примеру, вышла книга «Репортаж из XXI века», где ученые из разных областей рассуждали о том, к чему приведут их изыскания.

Кроме утилитарных прогнозов создания термоядерных реакторов, роста выработки электроэнергии, повсеместного внедрения пластмасс и создания искусственных тканей в «Репортаже…» были и смелые идеи, такие как появление подводной агрономии в совхозах на шельфах северных морей, где «механизаторы-подводники в скафандрах на юрких подводных машинах» разводили бы полезные растения и животных, перевод всего транспорта на аккумуляторы или обыденная генетическая модификация живых организмов. Возможность «синтезировать ДНК в колбе и, пересаживая ее в орган или организм, добиваться в нем нужных изменений», «сооружать» скот «по проекту» казалась коммунистам 1950-х очень заманчивой — знали бы они, что их наследники в Госдуме XXI века будут вносить законопроекты о полном запрете ГМО в России…

Одни предсказания фантастов сбываются, другие нет — потому что по большому счету они не предсказывают сами технологии, а лишь угадывают, что получит распространение, а что не получит (здесь принято цитировать известную легенду о том, как Дмитрий Менделеев сложнейшей проблемой будущего полагал уборку с улиц невероятного количества навоза — ведь лошадей будет все больше и больше!).

Как говорил сам Артур Кларк, он «лишь представляет веер возможных вариантов будущего». Человечество же выбирает из этого веера то, что посчитает возможным и целесообразным — а может, и просто натыкается в научном поиске на более удачный метод реализации, — и к любой из высказанных идей на самом деле еще может вернуться. То, что базы на Луне до сих пор нет, не значит, что она не появится — сегодня над этим во всяком случае работают. Главное — стратегические цели все равно достигаются, и в этом смысле сбываются вообще все предсказания.


Подписывайтесь и читайте нас в Яндекс.Дзене — технологии, инновации, эко-номика, образование и шеринг в одном канале.

«Человек, который видел будущее» Эдмонда Гамильтона

-Кто бы этого не сделал??

Кто не хотел бы увидеть будущее? Взгляните на экран или заколдованный хрустальный шар, чтобы получить представление о том, что грядет?

Это была история (Гамильтона), о которой я читал и слышал, в то же время я читал другие истории, связанные с будущим и прошлым.

Один (эссе* в португальском литературном журнале) о поэзии одного из крупнейших наших современных поэтов: М. Алегре. Главный «тезис» эссе заключался в том, что через 10 лет поэт предчувствовал/мечтал о новой Португалии ; 10 лет до 25 апреля 19 г.74, г-н Алегре уже говорил о «нации апреля… и роз и «гвоздик».

Другая история была смесью приятных чувств и беспокойства о будущем нашего родного языка: португальского. Ученый Карлос Рейс, несмотря на признание разнообразия (даже «дрейфов») в языке (отмечая 800 лет существования; см. Португалоязычные народы, вселенную с 250 миллионами говорящих), писал: через сто лет мы будем понимать друг друга по-португальски?»**.
Он намекал на грядущий преобразованный язык?
….

Итак, история Гамильтона о будущем и прошлом. Может быть, это заставит вас почувствовать себя хорошо отождествленным с персонажем 15-го века, который, перенесшись в будущее, увидит чудо Франции 20-го века и за его пределами с точки зрения своего прошлого. Будущее как прогресс против мракобесия своего времени.

Однажды помощник аптекаря по имени Генри Л. был обвинен чрезвычайным инквизитором короля Франции в колдовстве. По сути, Генри был замечен несколькими людьми в поле, где произошли удары грома, выполняющим подозрительные действия … был замечен исчезающим и …, вернувшись, в свою защиту сказал, что он «ушел на 400 лет в будущее». ».

К тому времени эту «способность» позволяло только обращение к «дьяволам». Итак, Генри грозило наказание в виде «смерти от огня».

Аптекарь, тем не менее, в свою защиту попросил возможности рассказать о том, что он видел. Так он и сделал.

Когда он исчез в поле…: «Меня как будто трясло от ужасных ветров, и я, казалось, падал вниз сквозь ужасающие глубины». Генри закрыл глаза и был перенесен в комнату, где двое мужчин должны были показать ему невообразимые чудеса.

Двое мужчин говорили по-разному по-французски, но Генри мог их понять; позже он мог заключить, что сам был объектом эксперимента по путешествию во времени, проведенного французскими учеными 20-го века Тикуром и Растеном.

Итак, после вступительного разговора (кто ты? какой у тебя век?… ) ученые проводят с Генри серию опытов с достаточно контрастным будущим/прошлым, чтобы чувство удивления было более очевидным: «Я мог бы не верю»: общение по телефону,… ТВ: какое увлечение!…крылато-автомобили…,…лечит!

«‘Вы хотите увидеть Париж — Париж нашего времени, Анри?’ — спросил Растин.
— Но это другое — ужасное… — сказал я.

Генри пройдёт по улицам Парижа, населённым множеством едущих «транспортных средств» с «немыслимой скоростью»;… телескопом, …и идеей о том, что земля «круглая!»… и движется «вокруг солнца»… «Какое волшебство!».

Париж, «могучий город»… потому что он видел его сверху, находясь в самолете.

О, Нью-Йорк! Статуя Свободы… миллионы людей… лошадей нет,… столько света и транспортных средств… он пролетел мимо «огромного корабля, полного сотен» (самолет). Больше никаких «господинов»… но «каждый сам себе господин».

Генри вернулся в комнату и был отправлен обратно в прошлое.

И как вы думаете, что случилось? Несмотря на: «Я хотел сказать им, как они должны работать над этим чудесным будущим»… они не слушали. Генри до сих пор называли богохульником и колдуном.

У инквизитора были еще какие-то смутные мысли вроде: есть ли правда в словах Генри? … но логика мракобесия была неумолима: о будущем лучше не думать, а то и он был бы колдуном.


(Э. Гамильтон)


((слева направо) Ли Брэкетт (миссис Гамильтон), Рэй Брэдбери, Маргерит Брэдбери, Эдмонд Гамильтон, на Всемирном конгрессе научной фантастики 1968 года, отель Claremont, Окленд, Калифорния. Фото © Andrew Porter)

In Jornal de Letras (с 25 июня по 8 июля 2014 г.):

* «Pais de Abril: os avisos secretos» Эудженио Лисбоа.

**»Os perigos da Imaginautica».

Как увидеть будущее

Если история нас чему-то и научила, так это тому, что люди, пытающиеся предсказать будущее, часто ошибаются. Например, когда журнал Variety объявил в 1955, что рок-н-ролл «уйдет к июню», или когда генеральный директор Microsoft сказал в 2007 году, что «нет никаких шансов», что iPhone станет популярным.

И все же кто-то должен это делать — для академических кругов, из любопытства, но в основном для компаний, которые ищут следующую большую вещь для продажи или инвестирования. Введите футуролога: вы, вероятно, никогда не знали, что такая работа существует, но это совершенно реальная занятие более 400 человек (по крайней мере, по данным Ассоциации профессиональных футуристов). Они подчеркивают, что не «предсказывают» то, что произойдет в будущем, потому что это невозможно. Скорее, футуристы используют науку и данные, чтобы выяснить, как мир может выглядеть через 20, 50 или 100 лет. Вы можете найти их нанятыми крупными корпорациями, такими как Ford и Google, а также правительствами и некоммерческими организациями.

Мы поговорили с футуристом Гленом Хиемстра, основателем futurist.com, о том, на что он обращает внимание, выявляя тенденции. Если вы хотите заняться футурологией-любителем, вот три основных теста, которые следует учитывать.

Просмотреть всю публикацию в Iframe

Осуществимо ли будущее с технологической точки зрения?

Если это звучит так, как будто это из научно-фантастического фильма, это вопрос, который нужно задать. Возьмем, к примеру, телепортацию. Физики определили, что телепортация в стиле «Звездного пути» невозможна. Не просто «мы не можем сделать это сейчас», но «это никогда не будет чем-то выполнимым, по крайней мере, в этой вселенной». Это делает телепортацию действительно рискованным и совершенно нелепым предсказанием.

Для более разумных технологий этот вопрос по-прежнему стоит задать, нужно ли будет радикально масштабировать их с небольших демонстраций для использования с большим населением. По этой причине справедливо сомневаться, что мы увидим крупномасштабные космические колонии или Hyperloop в ближайшее время.

Экономически выгодно?

В 1990-х Хиемстра входил в совет директоров компании виртуальной реальности. Позже он понял, что их устройства, оцененные в тысячи долларов, были, вероятно, слишком дорогими, чтобы когда-либо стать основным продуктом американского дома. Сегодня на рынке есть несколько VR-устройств — значительно дешевле, чем то, над чем он работал, — но технология все еще недостаточно дешева, чтобы быть стандартным способом потребления медиа.

Вот почему его второй тест связан с экономикой: даже великие технологии должны быть доступными, чтобы прижиться. Солнечная энергия — еще один интересный случай. В предыдущие десятилетия это не считалось жизнеспособным альтернативным источником энергии, в основном потому, что установки были очень дорогими, а на окупаемость уходили годы. Но ископаемое топливо становится все дороже, а солнечные панели все дешевле и дешевле, поэтому некоторые футурологи считают, что они готовы стать доминирующим источником энергии в Соединенных Штатах.

Является ли это социально и политически приемлемым?

Наконец, Хиемстра рассматривает другие препятствия на пути внедрения технологии, например, захотят ли люди ее использовать и разрешат ли это регулирующие органы. Он считает, что это зачастую самый важный критерий.

Ярким примером являются беспилотные автомобили. В других частях мира, например в Европе, беспилотные автономные грузовые автомобили уже используются, что доказывает их технологическую и экономическую жизнеспособность. Но для того, чтобы они были приняты в Соединенных Штатах, регулирующие органы должны будут счесть их безопасными, а компаниям придется решить, стоят ли они войны с профсоюзами грузоперевозчиков, которую они обязательно спровоцируют.

Легковые автомобили. Будут ли люди рады передать управление компьютеру? Будут ли те, кто в стандартных автомобилях, в порядке с роботизированными автомобилями на их дорогах? На решение таких вопросов могут уйти десятилетия, если только кто-то вроде Илона Маска не ускорит процесс. Вот что делает предсказание невозможным, но всегда таким неотразимым.

Чтобы узнать больше о футуристах и ​​о том, что может быть модно в 2025 году, загрузите последний выпуск подкаста How Your World Works , который уже доступен в iTunes.