Икона Неопалимая купина | Правмир

 

Какую историю рассказывает нам один из самых сложных иконографических образов Богородицы — Неопалимая купина?

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его

и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, [Гергесеев,] Евеев и Иевусеев.

И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.

Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

 

Икона Неопалимая купина изображает Библейский сюжет о Моисее. Ему явился сам Господь в образе тернового куста, который горел, но не сгорал в огне. Считается, что это видение было прообразом Богоматери. Именно там Господь рассказал Моисею о его предназначении и просил вывести народ Израиля из Египта в Землю Обетованную. Единственный из плененного народа в те времена Моисей вырос свободным и равным египетским вельможам. В сорок лет он впервые увидел свой народ и, пораженный его бедственным положением, убил египтянина, избивавшего раба. Но сорок лет пустыни научили его смирению и открыли дверь в новую духовную жизнь.

«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2).

Описание, толкование и значение иконы Неопалимая купина

Икона Неопалимая купина считается одной из самых сложных по композиции и толкованию образов, заключенных в ней. На иконе Неопалимая купина Богородица изображена вместе с горящим кустом, который когда-то увидел Моисей, пасущий овец. Согласно Ветхому Завету, пророк пришел в горе Синай, где услышал Глас Божий, велевший ему не приближаться и снять обувь. Моисей стоял на месте, которое являлось святой землей. У подножия горы Синай и монастыря Святой Екатерины Неопалимая купина растет и сейчас. Именно у купины святая Екатерина скрывалась, опасаясь, что ее выдадут замуж в то время, когда она хранила себя для Небесного Жениха. Согласно некоторым преданиям в тот день, когда она крестилась, у нее на пальце появилось кольцо, которое она обнаружила на себе, проснувшись. Это был знак от Господа.

Среди благодетелей монастыря часто оказывались влиятельные люди. В 324 году по приказу святой Елены,  матери императора Константина, рядом с кустом построили капеллу. Корни знаменитого куста находятся прямо под алтарем монастырского собора, а за алтарем располагается часовня, названная «Неопалимая Купина». Престол часовни находится прямо над корнями купины, обычно его располагают над мощами святых, которые хранятся в часовне. В новом Завете также были события, связанные с этим кустом. Кроме того, они получили глубокое богословское толкование. Дева Мария носила в себе Бога, огонь палящий, но не опаливший человеческое естество. Через Богородицу в мир пришло Спасение — Господь наш Иисус Христос, Агнец Божий, принявший грехи мира.

Читайте также — Иконография чрезвычайных ситуаций

Неопалимая купина. История иконы

В IV в. на иконе изображали горящий куст, а внутри него — образ Богородицы. Чаще всего этим образом была Богоматерь Одигитрию. Это — один из наиболее распространенных образов Девы Марии со младенцем Христом, который, как считается, был написан первоначально самим евангелистом Лукой. В этом образе Богоматерь и Христос не касаются друг друга ликами и Иисус изображен ближе к отроку, чем к младенческому возрасту. По мнению многих искусствоведов, на этой иконе Богородица и Христос ведут беседу.

Именно этот образ Неопалимой купины был известен на Руси, его привозили в наши края монахи-паломники. В VI в. во времена правления Ивана Грозного у иконы Неопалимая купина появились новые детали. В те времена Русь прирастала новыми землями. В ее состав вошли Сибирь, Астрахань, Казань… Русь стала крупнейшей мировой державой и одним из центров православия. Именно в это время, в период правления митрополита Макария, образ перерабатывается. Туда, кроме сюжета о несгорающем кусте, добавляются несколько богословских текстов.

Неопалимая купина становится акафистной иконой. Иконой, призванной прославить Деву Мария. Новая идея Неопалимой купины заключается в том, что Богоматерь собирает вокруг себя весь мир — небо и землю, стихию и силы природы. На икону добавляются два скрещенных ромба — красные и синего или зеленого. Такое сочетание мы видим на образе «Спас в силах». Скрещенные ромбы на этой иконе говорили о представлениях древних людей о том, как устроена наша Вселенная. Красный ромб символизирует землю, а синий или зеленый — небо, выше неба в овале — Силы Небесные. И выше всего, конечно, находится сам Иисус Христос.

На иконе Неопалимая купина ромбы получают дополнительную смысловую нагрузку. Красный ромб символизирует пламя, а зеленый — сам куст, охваченный пламенем. В углах красного ромба изображены евангелисты, что дает нам отсылку к иконе «Спас в силах». Земное пламя на этой иконе пытается охватить Небесное и оказывается не в силах это сделать. Икона говорит нам о том, что защититься от пламени можно верой и молитвой. Внутри одного из ромбов изображены ангелы, которые служат Богородице.

Икона Неопалимая купина собрала в себе множество смыслов и стала очень трудной для толкования. Изменение образа в VI в. несло важную миссию. С присоединением земель предстояла важная задача — показать православие людям, живущих на них. Привлечь их внимание было проще необычными сложными образами. Неопалимая купина отражала величие и глубину православной веры.

Так, на новых образах у Богородицы в руках находятся разные символические образы: лестница, которая отсылает нас к видению пророка Иакова, который увидел лестницу, как образ Богородицы в виде пути от земли до Неба. На некоторых образах присутствует гора или камень, как символ возвышения, облегчения и восхождения к Небу. Лестница христианской жизни приводит человека в Царствие Небесное, где Христос предстает уже в образе Царя Небесного. Таким образом, на Неопалимой купине оказывается два образа Христа — отрока и Царя небесного града. Иногда на иконе Неопалимая купина Богородица держит в руках Врата Иезекииля.

Преподобный Иоанн Дамаскин истолковывал образ Неопалимой купины так:

«Купина была образом Богоматери, и Моисею, намеревающемуся к ней подойти, Бог сказал: “Сними обувь твою с ног твоих…” Итак, если земля святая, на которой был явлен Моисею образ Богородицы, то во сколько раз больше этот образ? Ибо он не только святой, но, осмелюсь сказать, даже среди святых святой».

В чем помогает икона Неопалимая купина

С давних времен иконе приписываются многие чудесные свойства.

  • Неопалимой купине часто молятся об избавлении от огня.
  • Неопалимая купина помогает во время сильных гроз.
  • Во время пожаров с иконой Неопалимая купина часто совершаются крестные ходы.
  • Защищает икона и от необдуманных поступков.
  • Помогает справиться с физическими и душевными недугами.

Важно помнить, что мы можем молиться перед иконой Неопалимая купина о том, что велит просить нам душа. Потому что у икон нет мистических свойств и не существует иконы отвечающей за ту или иную духовную «епархию». Икона была особо любима у крестьянского населения на Руси. В те времена постройки были деревянными и часто страдали от пожаров, но это не значит, что молиться перед иконой Неопалимая купина можно только для спасения от стихий.

Неопалимая купина. Чудеса иконы

Самое известное чудесное событие, связанное с образом Неопалимой купины — после неустанных молитв перед ней Дмитрий Колошин, который служил конюхом у царя Федора Алексеевича, был освобожден из несправедливого заключения. Благодаря силе его веры и молитвы, Богородица Сама явилась царю, чтобы сообщить о том, что Колошина осудили безвинно, после чего его оправдали. В благодарность за явленное чудо, Дмитрий Колошин, чуть не попавший в опалу окончательно, в 1680 году за свой счет построил храм, который назвали Неопалимой Купиной в честь иконы.

Несмотря на то, что в древние времена пожары случались часто, так как большинство строений были деревянными,  прихожан Неопалимовской церкви огонь всегда обходил стороной, а икону во времена сильных пожаров носили вокруг строений.

В 1822 году город Славянск Донецкой области охватили страшные пожары. Причину возгораний никак не могли остановить. Однажды прихожанке местного храма во сне явилось откровение о том, что нужно написать икону Неопалимая купина и отслужить молебен. Практически сразу после этого задержали виновницу поджогов, страдавшую душевным заболеванием и пожары прекратились.

Храмы, где можно увидеть образ

  • Самую первую икону «Неопалимая купина», которая появилась на Руси привезли с собой в Москву в 1390 году иноки-паломники из Палестины. Считается, что этот образ был написан у подножия той скалы, где Моисей и увидел пылающий куст. Эта икона до сих пор хранится в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.
  • Церковь Неопалимой купины в Сосновном бору (Ленинградская область)
  • Собор Петра и Павла что находится на Урале, в поселении Суксун хранит древний список лика Богородицы. Недалеко от Суксуна в поселке Тохторево три века назад находился монастырь. Однажды человек увидел в реке образ Неопалимая купина и принес его в храм. В честь этого события возвели собор. Через некоторое время икона Неопалимая купина оказалась в Суксуне и к месту ее чудесного обретения стали совершать крестный ход.
  • Для Свято-Богородице-Неопалимовского кафердального собора построенного в 20 веке в Ульяновске на Афоне был написан образ Богородицы Неопалимая купина, который славится многими исцелениями от недугов по молитве перед ним.

Читайте также — О молении, о бездождии и шаровой молнии

Молитва иконе Неопалимая купина

Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимыя, / древле Моисеем виденныя, / тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии прообразовавый, / Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель / икону Ея святую чудесы многими прослави, / даровав ю верным во исцеление недугом / и в защищение от огненнаго запаления. / Сего ради вопием Преблагословенней: / Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, / и спаси души наша, // яко Милосерда.

Ин тропарь, глас той же
В купине, огнем горящей и несгараемей, / показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже, / огнь Божества неопальне во чреве приимшую / и нетленну по Рождестве Пребывшую. / Тоя молитвами от пламене страстей избави нас / и от огненных запалений град Твой сохрани, // яко Многомилостив.

Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, / да видим таинство Божественное, / образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, / горевшею огнем и не сгаравшею, / в нейже Твоего безсеменнаго рождества, Богородице, / предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе / и рождшемуся из Тебе Спасу нашему, со страхом вопием:// радуйся, Владычице, покрове, и прибежище, и спасение душ наших.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Неопалимая Купина
О, Пресвятая и Преблагословенная Мати cладчайшаго Госпо­да нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго гро­ме жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое бла­гое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего За­ступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кро­вом милости Твоея Церковь Свя­тую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуревае­мых грехами многими и не иму­щих дерзновения ко Христу Гос­поду, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, прося­ще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кон­чины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и де­ржавное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Велико­лепное Имя поклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам мило­сердие, во веки веков. Аминь.

Традиции праздника Неопалимая купина

В день памяти иконы Неопалимая купина можно читается Акафист Пресвятой Богродице в честь иконы Ея «Неопалимая купина». Дата почитания иконы Неопалимая купина в 2018 году выпадает на 17 сентября (4 сентября по Юлианскому календарю).


Вы прочитали статью Икона Неопалимая купина. Вам может быть интересно:

  • Казанская икона Божьей Матери
  • Иверская икона Божьей Матери
  • Владимирская икона Божией Матери

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

история, значение, молитвы и храмы с иконой

Одним из ветхозаветных прообразов, указывавших на Богоматерь, была неопалимая купина — тот куст, который Моисей видел горевшим в огне, но не сгоравшим. Эта купина знаменовала собой непорочное зачатие Богоматерью Христа от Духа Святого. Быв Матерью, Она осталась Девой: до рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева.

Можно придать и другое еще толкование прообразу неопалимой купины: Богоматерь, родившись на грешной земле, пребыла безусловно чистой, непричастной греху, не познавшей беззакония. В церковных песнопениях слышится этот ветхозаветный символ: «Якоже купина не сгораше опаляема, тако, Дева, родила еси». В стихире на Благовещение поется: «Радуйся, Купино неопалимая».

Благочестивое христианское усердие постаралось закрепить в художественном образе эту мысль, и отсюда возникла икона «Неопалимой Купины».

По народному верованию икона эта избавляет дома почитающих ее от огня. Как-то довелось читать рассказ очевидца, попавшего на большой пожар, охвативший много зданий. Среди них был деревянный домик, который не загорался: возле него неподвижно стояла женщина, держа в руках икону «Неопалимой Купины». По ее щекам текли слезы, но лицо выражало полное спокойствие и непоколебимую веру. Видно было, что она не беспокоится за свой дом, а плачет о несчастии других. Пожар ожесточался, а женщина стояла неподвижно. Очевидец ушел, удивляясь этой вере, но ожидая, что дом загорится. На следующий день он вернулся к пожарищу. На опустошенном пожарище возвышался один только домик, охраненный силой иконы.

«Неопалимая Купина» изображается иногда в виде объятого пламенем куста, над которым возвышается видимая от пояса Богоматерь с Младенцем на руках. Это изображение редко. Гораздо чаще изображается восьмиугольная звезда, окружающая Богоматерь.

Звезда составлена из двух четыреугольников. Один окрашивается в красный цвет — во образ пламени, другой, напоминая зелень таинственного куста, — в зеленый. В углах иконы — четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также архангелы с теми символами, какие усваивает им церковное предание, — Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечом, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградным гроздием и Гавриил с ветвью благовестия. В руках Пречистой Девы помещается еще иногда, кроме Младенца, лествица, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери — знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо. Пишут иногда еще врата и жезл — символ Спасителя, называемого в церковных песнях «жезлом от корня Иесеева».

Одна из наиболее древних икон «Неопалимой Купины» находится в московском Благовещенском соборе. Она принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 году и, по преданию, писана на камне той скалы, где Моисей видел таинственный куст.

В московской церкви Неопалимой Купины, в Хамовниках, стоит икона, находившаяся некогда в «Святых сенях» при Грановитой Палате дворца. Она прекрасного древнего письма, а размером 1 аршин 12 вершков длиной и 1 аршин 7 вершков шириной. Празднование этой иконе совершается два раза: 4 сентября, в день памяти пророка Моисея, видевшего «купину», и в шестую неделю по Пасхе — неделю о слепом, так как в этот день, по преданию, была перенесена в Хамовники из Кремля икона и освящен новый храм.

Замечательно событие с ризой этой иконы. В 1812 году французы ее похитили. Перед оставлением ими Москвы пришел к священнику Новодевичьего монастыря о. Алексию Введенскому польский солдат и отдал ему ризу с иконы «Неопалимой Купины», прося возвратить ее в ту церковь, откуда она взята. Солдат признался, что с тех пор, как он похитил ризу, он не может найти покоя и его мучит невыносимая тоска.

В этом же храме стоит пожертвованная в 1835 году и особенно чтимая с 1837 года другая небольших размеров икона «Неопалимой Купины». На ней перед Богоматерью изображен молящийся человек. В храме хранится особая рукописная служба иконе с припиской, что на Синайской горе есть обычай петь эту службу во время сильной грозы, «егда молния бывает страшна».

В 1822 году в городе Славянске Харьковской губ. участились пожары от поджогов. Жители не знали, что делать. Тогда благочестивой старушке Бельницкой было открыто во сне, что если напишут икону «Неопалимой Купины» и совершат перед ней молебен, пожары прекратятся. Бельницкая рассказала о сне протоиерею Костричу. Икона была немедленно написана, и после литургии перед ней совершено молебствие. В тот же день случился новый пожар и обнаружена поджигательница, малоумная девица Мавра. Оказалось, что она произвела все пожары. Пожары после этого прекратились, а благодарные жители устроили для иконы киот с подписью: «В память 1822 года за спасение града от пожара». Икона стоит в Троицкой церкви.

В селе Кубенском Вологодской губернии также есть чтимая икона «Неопалимой Купины».

В православной иконографии Дева Мария также является Неопалимой Купиной.

Проницательная типологическая связь связывает Богородицу с чудом, свидетелем которого Моисей был на Хориве.

Что может сделать Бог в вашей жизни, если в день вам понадобится один библейский стих?

Подпишитесь на новую службу Алетейи и привносите Писание в свое утро:
Только один стих каждый день.

Нажмите, чтобы принести слово Божие на Ваш почтовый ящик

Каждое 4 сентября Православная церковь празднует праздник «Иконы Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина». Это иконографическое изображение Девы Марии, чаще всего называемое «Иконой Неопалимой Купины».0005 основан на чуде, свидетелем которого был Моисей на горе Хорив , как рассказано в книге Исход: Бог призывает Моисея, находясь на Хориве, из куста, который «горел, но не сгорел»:

Теперь Моисей был пас стадо у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского, и отвел стадо на дальнюю сторону пустыни, и пришел к Хориву, горе Божией. Там явился ему Ангел Господень в пламени огня из куста. Моисей увидел, что куст хотя и горит, но не сгорает. Тогда Моисей подумал: «Я пойду и увижу это странное зрелище — почему куст не сгорает».

Когда Господь увидел, что он подошел посмотреть, Бог воззвал к нему из куста: «Моисей! Моисей!»

И Моисей сказал: «Вот я».

«Не подходи ближе», — сказал Бог. «Сними сандалии твои, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Затем он сказал: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». При этом Моисей закрыл лицо, потому что боялся взглянуть на Бога.

Предание понимает Неопалимую Купину в книге Исхода как прообраз (то есть прообраз) Девы Марии: как только горел куст, не сгорая, Дева родила Христа, оставаясь девственницей . Большинство греческих отцов и ранние Вселенские Соборы соглашаются в том, что, когда Бог говорил с Моисеем, Моисей слышал предвоплощенное слово Бога (его Логос, как читается в первых строках Евангелия от Иоанна), тем самым символически и типологически провозглашая его рождение от Девы.

Читать далее:
4 Иконы Богородицы, приписываемые св. Луке Евангелисту

Большинство икон символически изображают куст и пламя в виде двух перекрывающихся ромбов: зеленый, изображающий куст, и красный один представляет пламя. Оба они образуют восьмиконечную звезду (символизирующую «Ветхого днями», на которую часто ссылается пророк Даниил), с Богородицей (то есть Девой Марией) в центре, держащей Младенца.

Музей русской иконы На большинстве икон куст и пламя символически изображены в виде двух перекрывающихся ромбов: зеленый — куст, красный — пламя. Обе они образуют восьмиконечную звезду (символизирующую «Ветхого днями», о котором часто упоминает пророк Даниил), с Богородицей (то есть Девой Марией) в центре, держащей Младенца.

Иконы Богородицы Неопалимой Купины на Синае

задумчивый

Монастырь Святой Екатерины

Войти

Зарегистрироваться


Византийские иконы – Богородица (Богоматерь)

Церковные изделия из металла, миниатюра, печатные иконы

Божия Матерь была вездесущей на Синае с тех пор, как Моисей увидел Видение Богородицы в образе Неопалимой Купины у подножия горы Синай.

46 Синайский монастырь. Святая Екатерина, Богородица Кустовая и пророк Моисей, фрагмент переносной иконы, XIII век [Комната 2, 7.5]. Архив Синайского монастыря, HJ

ЧТЕНИЕ 7 МИН.

Богородица была вездесущей на Синае с тех пор, как Моисей увидел Видение Богородицы в виде Неопалимой Купины у подножия горы Синай. Он услышал голос Божий, который просил его снять сандалии, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3:1-5).

Впоследствии Бог явился Моисею на Синае и передал ему Скрижали Закона. Превращение горы Синай в одно из величайших ветхозаветных святых мест создало подходящие условия для проживания там отшельников, по крайней мере, с четвертого века до середины шестого века, когда они попросили императора Юстиниана основать укрепленный монастырь. у подножия горы Синай, на том месте, где еще стоял Неопалимая Купина. Следовательно, монастырь был посвящен Деве Буша.

Хотя посвящение монастыря изменилось, скорее всего в начале тринадцатого века, с Девы Неопалимой Купины на Святой Екатерины, после того как он стал хранилищем тела святой Екатерины, это не уменьшило статуса Богородицы в Синай. Наоборот, если мы посмотрим на сохранившиеся в монастыре иконы, то число икон с изображением Богородицы самое большое, не только по сравнению с иконами святой Екатерины, но и с иконами самого Христа, хотя базилика монастыря была посвящена к Преображению Христову.

Среди множества изображений Божией Матери на переносных иконах на Синае особое внимание следует уделить иконам Богородицы Купины, так как это наиболее синайское ее изображение. Это святая икона Божией Матери на Синае. Однако странно, что образ Божией Матери в образе Неопалимой Купины впервые появляется на иконах Синайских довольно поздно. Самое раннее сохранившееся изображение Богородицы на Синае, в котором Она вписана как Μήτηρ Θεοῦ ἡ τῆς Βάτου («Богоматерь куста»), изображает Богородицу в иконографическом типе Кириотиссы. Эта икона подписана живописцем Петросом, присутствие которого в монастыре документально зафиксировано в 1220-х годах. Работа Петроса, возможно, во многом связана с визитом иерусалимского патриарха Евфимия II на Синай. Последний умер на Синае и был похоронен в монастыре. На его мраморном надгробии, все еще стоящем в северо-восточном углу монастырской базилики, есть надпись на арабском и греческом языках с указанием даты его смерти — 13 декабря 1223 года. На иконе художника Петроса изображены Моисей со Скрижалями Закона и Евфимий II, молящийся, по обе стороны от Богородицы Влахернитиссы, в образе полной стоящей Богородицы, оран, с Младенцем Христом в медальоне перед Ее грудью. Эта икона, вероятно, была написана примерно во время смерти Евфимия II, так как он упоминается в ней как μακάριος («блаженный»). Вероятно, эта икона висела рядом с его могилой. Самое раннее сохранившееся изображение Богородицы в виде Неопалимой Купины вместе с Моисеем, снимающим сандалии, сегодня находится не на Синае, а в Иерусалиме. Это икона конца XII века, хранящаяся в греческом православном патриархате Иерусалима. Богородица восседает в центре пылающего куста, а сверху к ней приближается ангел. Медальон с Младенцем Христом перед ее грудью сближает это изображение с иконографическим типом Влахернитиссы. В правой руке она держит веретено, как будто это сцена Благовещения. Следует отметить, что уже к четвертому веку разные отцы церкви истолковывали чудо с Неопалимой купиной как ветхозаветную притчу о Деве Марии как сосуде для рождения Христа.

47 Синайский монастырь, Католикон, апсида придела св. Иакова Адельфотеоса (св. Иакова, брата Господня). Богородица Купина среди иерархов, XIII век.
Архив Синайского монастыря, HJ

Резонно задаться вопросом, почему такой важный образ, как Богородица Купина, ставшая иконой locus Santus Божией Матери на Синае, не приобрела своего иконографического типа, а была основана на образе Богородицы Кириотиссы. и, иногда, на Богородице Влахернитиссе, обе из которых имеют неоспоримое константинопольское происхождение.

На иконе на Синае со святой Екатериной и Богородицей Кириотиссой пылающий куст стелется от земли и покрывает тело Богородицы (Комн. 2, 7.5). На этой иконе Моисей в уменьшенном масштабе изображен между святой Екатериной и Богородицей и стоит перед кустом, сняв сандалии. Второй Моисей, также в уменьшенном масштабе, стоит справа от Богородицы, воздевая правую руку. Эта икона, обычно датируемая тринадцатым веком, на мой взгляд, имеет многие черты стиля Петроса. Если принять эту связь, то икона, скорее всего, была написана в 1220-е годы.

В другой иконе на Синае, диптихе со святым Прокопием на левой створке и Богородицей Киккотиссой на правой, Богородица Неопалимой Купины, написанная на верхней раме правой створки, приняла другую иконографию: орант Богородица, в бюсте, полностью погруженная в пылающий куст. Это сближает изображение Богородицы Купины с иконографическим типом Влахернитиссы, и это связывает его с иконой сегодня в Греческой Православной Патриархии в Иерусалиме, уже упоминавшейся выше.
Хотя этот краткий очерк посвящен иконам, уместно принять во внимание фресковое изображение Богородицы Неопалимой Купины в апсиде часовни святого Иакова, расположенной в северо-восточном углу Синайской базилики (Фот. 46). Богородица Купина изображена в центре композиции между святыми Иаковом и святым Иоанном Златоустом слева и святыми Василием и Моисеем справа. Ее изображение следует иконографической формуле оранской Богородицы с открытым жестом рук, в то время как пламя Буша охватывает ее фигуру. Датировка этой фрески пятнадцатым веком, предложенная Манолисом Хацидакисом, была оспорена Воиславом Джури, а совсем недавно Георгием Парпуловым, который предложил дату тринадцатого века. Эта дата тринадцатого века кажется более убедительной для этой фрески, что также дает основания для ее приписывания Петросу.