Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери 2023

Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери в 2023 году:

26 октября, четверг

Помимо дней почитания святых, в православном церковном календаре присутствует даты, посвящённые обретению различных чудотворных икон. Обычно это образа Богоматери, с которыми связаны всяческие чудеса, немыслимые исцеления и ратные победы. Одним из значимых подобных событий является празднование в честь Иверской иконы Божией Матери, которое ежегодно проходит 26 октября.

Историческая справка

Икона была написана одним из византийских мастеров на рубеже 6-7 веков н.э. До 9 века образ являлся семейной реликвией и хранился в богобоязненным знатном роду, от которого в конце осталась лишь одна престарелая вдова, доживавшая свой век в хижине на морском побережье возле города Никеи.

В это время в Византийской империи вспыхнуло восстание иконоборцев (христианская ересь, отрицавшая святость икон, храмовой росписи и прочих изображений святых). Недоброжелатели донесли о сохранившейся в доме вдовы старинной иконе. Когда беснующийся толпа ворвалась в её дом, женщине ничего не оставалось, как поместить образ в лодку и пустить её по волнам.

Предание гласит, что спустя два века её чудом нашли монахи Иверского монастыря, расположенного на Священной горе Афон. Икона сама приплыла к ним в руки, паря над водой в столпе света. Живший в эту пору в монастыре святой сподвижник Гавриил, получил Господне Откровение и пройдя по воде, смог доставить реликвию в монастырь. На следующее утро она чудесным образом была найдена стоящей на балке монастырских ворот. Её повторно перенесли в обитель, но на следующее утро ситуация повторилась. По этой причине Иверская икона Богоматери была прозвана Вратарницей (или Привратницей).

С её появлением над монастырскими воротами, в стенах обители начали происходить различные чудеса: разом замироточили все остальные образа, в монастырском дворе пробился родник с животворящий водой, способствующей извлечению любых заболеваний.

В середине 16 века будущий патриарх Никон, ещё в чине архимандрита совершил паломничество на Афон, где лик Богоматери помог ему избавиться от телесной немощи. Благодарный Никон попросил игумена монастыря разрешить сделать точный список реликвии и отвезти тот в Москву. 13 октября 1648 года работа над списком было окончена. Эта дата с поправкой на новый стиль (получается 26 октября) стала официальным днем празднования в честь Иверской иконы Божией Матери в России.

Занимательные факты

  • В отличие от Русской, в Греческой православной традиции праздник посвященный Иверской иконе Божией Матери отмечается 25 февраля. В этот день святой Гавриил принёс подлинник святыни в обитель;
  • Иверская Богоматерь считается традиционной заступницей рыбаков и мореходов. Ей молятся для избавления от морской болезни, обращаются при проблемах с желудком, ожирением и болях в ногах;
  • Сделанный по заказу патриарха Никона список Иверской Божией Матери также являться чудотворным и хранится в Москве Новодевичьем монастыре;
  • Ежегодно в день почитания святыни, образ выносится на Крестный ход вокруг монастырских стен, где каждый желающий может попросить у Богоматери заступничества и избавления от болезни.

Какого числа Празднование в честь Иверской иконы Божией Матери в 2024, 2025, 2026 году

2024

26 октября, суббота

2025

26 октября, воскресенье

2026

26 октября, понедельник

18 АПРЕЛЯ 2023 ГОДА — ПРАЗДНОВАНИЕ ИВЕРСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ.: diomedes2 — LiveJournal

Category:

  • Религия
  • Cancel

Чудотворный список с Иверской иконы Божией Матери, преподнесённый афонскими иноками царю Алексею Михайловичу. 1648 год. Иконописец: иеромонах Ямвлих (Романов). Благодаря заступничеству Божией Матери, по молитвам перед этой иконой, русские войска одержали победу над поляками.

Иверская икона Божией Матери. Иконописцы: Георгий Зиновьев, Сергей Рожков, 1676 — 1677 годы.

Иверская икона Божией Матери. Иконописец: Игнатий Чистяков (?). 1828 год.

Иверская икона Божией Матери. Россия, 1845 год.

Иверская икона Божией Матери. Россия, конец XIX века.

Иверская икона Божией Матери, также именуемая Портаитиссой (т.е. Вратарницей). 

Память 12 февраля, 23 апреля в память возвращения списка в 2012 г., 13 октября и во вторник Светлой седмицы.

Чудотворная Иверская икона Пресвятой Богородицы в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829 — 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем (по другой версии, мечом) ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком) для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. 

Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. Отцы несколько раз пытались вынести её на сушу, но она отдалялась вглубь. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок афонского Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде и принял святую икону. Тут же, на берегу моря, отслужили отцы благодарственный молебен, и в это время на месте, где была поставлена икона, забил живительный родник. После этого икону с почестями отнесли в Иверский монастырь и поставили в алтаре. Наутро монах, зажигающий лампады, не нашел иконы на месте. Ее обрели над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен в специально сооруженной малой церкви при монастырских воротах. Поэтому святая икона называется также Портаитиссой (Вратарницей). Икона и по сей день хранится на Афоне.

Древнейший сберегаемый на Руси список иконы был принесен с Афона в 1648 году. С 1654 года на протяжении трех с половиной столетий пребывал в Новодевичьем монастыре Москвы, а после закрытия обители в советские годы хранился в фондах Государственного исторического музея. 6 мая 2012 года в Московском Новодевичьем женском монастыре образ был торжественно возвращен Русской Православной Церкви. Духовенством Московской епархии Иверская икона была перенесена крестным ходом в Смоленский собор Новодевичьего монастыря и установлена на солее, а по окончании молебного пения клир монастыря перенёс образ на постоянное пребывание в Московский Успенский собор. 6 июня 2012 года Священный Синод Русской Православной Церкви установил в ознаменование этого события еще один день ежегодного почитания Иверской иконы.

БогородицаБогородица с МладенцемИверская икона Божией МатериПравославиеПресвятая БогородицаПресвятая Богородица с МладенцемХристианствоЦерковное искусствовераиконаикона Божией Матери Портаитиссаиконыиконы Божией Матери

Церковь Иверской иконы Божией Матери. Описание, фотографии.

Особенно интересует история средневековой православной церкви Иоанна Крестителя.

Своим архитектурным обликом она похожа на армянские церкви XIII-XIV веков: квадратная в плане застройка, увенчанная куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами. Позже церковь реконструировали: от главного входа построили довольно просторное помещение, разделенное столбами на три нефа, перекрытые арками, упирающимися в консоли. Этот храм мог бы принять большее количество прихожан. Миновав жуткую уборную, верующие попадают в высокое светлое купольное помещение. Он был замечательно украшен: по бокам полукруглой апсиды стояли в полный рост фигуры Иоанна Крестителя и Николая, высеченные из камня. Замечательные, освещенные солнечным светом, они производили на посетителей неизгладимое впечатление. В верхней части апсиды находилось изображение Христа и двенадцати апостолов.

Время беспощадно к постройкам, но в конце XIX века епископ Таврический и Симферопольский Гермоген видел внутреннее убранство храма так: «В великом древнем храме, на стенах высечены образы: на высоте – Спас, а по бокам от него — 12 апостолов, по 6 на каждого, над алтарем — Иоанн Предтеча с агнцем на руках, у южной стены — святой Николай с книгой в руках, под куполом — лик Господень , у входа в храм с северной стороны — Святой Георгий на коне. Храм небольшой, но очень прочный…». Храм был украшен изумительной красоты фресками, фрагменты которых сохранились до наших дней.27, средневековые храмы Феодосии осматривает реставрационная комиссия, в которую входил русский живописец и искусствовед И. Грабарь. Он предложил, чтобы некоторые росписи Иоанно-Предтеченского храма были написаны известным византийским живописцем Феофаном Греком (1340-1405), выдающимся мастером фресок, икон и миниатюр. В 70-е годы XIV века работал в России. Сохрани им все иконы в Благовещенском соборе в Москве и фрески церкви Спаса на Ильине в Новгороде.

храм Иоанна Предтечи — еще одно историческое событие, еще одно название. Осенью 1474 года в Кафу прибывает русский путешественник Афанасий Никитин, возвращавшийся домой в Тверь из далекой Индии. В «Паломничестве за три моря» он писал: «Море перешли, но нас занесло в Балаклаву, а оттуда пошли в Гурзуф, и стояли там пять дней. Милостью Божией я пришел в Кафу за девять дней до Филиппова. пост (Богтворец!). Милостью Божией прошел я три моря». В то время пристань и главные ворота города находились в Генуэзской крепости. Что было потом, документальных свидетельств нет, но предание гласит, что святой Афанасий Никитин видел Иоанно-Предтеченскую церковь и слышал пение молитв. Так как отважным путешественникам долгое время приходилось жить среди людей, последователей буддизма и ислама, он с удовольствием молился в церкви, благодаря Бога за благополучное возвращение.

В 1475 году турки захватили Кафу. Мусульманская религия стала основной, хотя в многонациональном городе действовали церкви разных религиозных конфессий. Но, очевидно, со временем церковь Иоанна Предтечи пришла в запустение, и сменила название, теперь это карантинный вредитель. В 1887 году епископ Таврический и Симферопольский Ермоген писал: «Карантинная церковь из грубого камня, в честь иконы Иверской Божией Матери — в юго-восточной части Феодосии, в карантинном селе, населенном большей частью отставными низшими чинами. военнослужащие и рабочие.Строительство церкви неизвестно, но несомненно, что она существовала со времен генуэзского владычества в Феодосии. Священник-карантинный сторож Николай Трегубов с меценатами возобновил ее в 1858 г. и освятил 31 августа. В 1875 г. Рукавишников написал ее и подарил три иконы в шкаф за стеклом. Храм освящен в память Пантелеимоновской церкви.

В этом храме в 1906 году обвенчались Константин Федорович Богаевский и Жозефина Дюранте. С. ф.. Богаевский (1872-1943), известный русский художник-«киммериец», родился в Феодосии и жил в Карантине, но здесь находилась его мастерская. Его любимой была церковь Иконы Божией Матери Иверской.

В страшные революционные годы возле храма было расстреляно около 7000 белых солдат и офицеров.

В 30-х годах ХХ века церковь была закрыта и практически заброшена. Несмотря на то, что в советское время на карантине создали историко-архитектурный заповедник, который охранялся законом, храм начал разрушаться и чуть не погиб. Из-за разногласий между проектными учреждениями и органами архитектуры реставрационные работы не велись семь лет. Тем временем вода через дыру в крыше залила ослабевшую стену и повредила древние фрески, пол покрылся грудами мусора и мокрой землей. Слава Богу, что нашлись неравнодушные люди — архитекторы, искусствоведы, музейные работники, которые смогли убедить власти срочно спасти храм. Реставрационные работы консультировал архитектор и скульптор Валерий Замеховский. Проведены дренажные работы, понижен уровень земли на 60-70 сантиметров, двор церкви вымощен камнем. Помогали и будущие прихожане, они выносили из храма мусор, двор украшали клумбами. Реставрация церкви закончилась в 1996, и он был возвращен верующим.

В третий день Пасхи Православная Церковь вспоминает чудотворную икону Иверской Божией Матери. В 829 году в Византийской империи начал свое правление император Феофил-иконоборец. По стране прокатилась новая волна гонения на иконы. Рядом Никейжила бедная вдова-христианка. Опасаясь, что ее образ Божией Матери попадет в руки иконоборцев, она бросила икону в море. И тут случилось чудо: поддержала неведомая сила, и изображение поплыло по волнам. 31 марта 999 г., это была икона с Афонской горы, близ Иверского монастыря. Иверский ревнитель преподобный Гавриил «немокренными ногами, как посуху» вышел на волны и победил, чтобы взять святыню. Устанавливали икону в алтаре, но ее снова и снова возносили над вратами монастыря, поэтому второе название иконы — «Вратарница». Богородица просияла в Крыму. Осенью 1648 года через Одессу и Таврию с Афона несли список иконы в Москве

Интересная легенда, связанная с Иверской иконой: перед Вторым пришествием Христа Иверская икона должна покинуть Афон, что будет особым знаком для жителей, что они удалились оттуда Во избежание всякого осквернения святой Горы Афон Афон уйдет под воду

Вернуться к списку православных святынь Феодосия

Вернуться к списку православных святынь Крым

Иконы Божией Матери

Иконы Пресвятой Богородицы 900 34

Иверон ………… …………………Фев. 12
Казань…………………………….8 июля и 22 октября
Знака (Знаменного)…. 27 ноября
Почаев………………………….23 июля и 8 сентября
Скоропослушница.. 9 ноября
Смоленск (Одигитрия)……….28 июля
Тихвин……… ……………………26 июня
Владимир…………………………..21 мая, 23 июня и 26 августа

Скоропослушница

Эта древняя чудотворная икона находится на Афоне в Дохиарском монастыре . Предание монастыря относит время написания этой иконы к X веку, когда настоятелем был святой Неофит (соучредитель монастыря).

В 1664 году управляющий Нил, проходя ночью через трапезную с горящей лучиной, услышал от иконы Богородицы, висевшей над дверью, голос, умолявший его не проходить здесь в будущее, чтобы не очернить икону дымом. Преподобный подумал, что это розыгрыш одного из братьев, и, не обращая внимания на знак, продолжал проходить по трапезной с дымящейся факелом. Внезапно он ослеп!

С горьким покаянием Нил молился перед иконой Божией Матери, умоляя Ее о прощении. И опять услышал дивный глас, возвещающий прощение и возвращающий ему зрение, повелевающий же всей братии возглашать: Отныне и впредь сия Моя икона будет именоваться Скоропослушница, потому что всем, приходящим к ней, откроется скорое милосердие и полное прощение. Пресвятая Богородица исполняла тогда и ныне исполняет Свое обещание, являя скорую помощь и утешение всем, кто с верой к Ней спешит.

На Руси к списку чудотворной Афонской иконы «Скоропослушница» всегда относились с большой любовью и почетом. Многие из них прославлены чудесами и особо отмечены отдельные случаи исцелений от эпилепсии и исступления. Копия этой иконы со Святой Горы Афон находится в иконостасе монастырского храма Русского Православного Свято-Тихоновского Задонского монастыря на северо-востоке Пенсильвании.

Знака (Знаменного)

На иконе изображена Пресвятая Богородица, сидящая молитвенно с воздетыми руками. На ее груди на фоне круглого щита (или шара) изображен Божественный Младенец Спаситель-Эммануил, дающий благословение. Это изображение Богоматери считается одним из первых Ее иконографических образов. В катакомбах святой Агнессы в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками, с сидящим на коленях Младенцем, датируемое IV веком. Кроме того, имеется важная древняя византийская икона Божией Матери VI века, на которой Пресвятая Богородица изображена сидящей на престоле и поддерживающей обеими руками перед собой овальный щит с изображением Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем Знамения, появились на Руси в XI-XII веках, напоминая дивное знамение с Новгородской иконы этого имени, произошедшее в 1170 году.

В том же году князья во главе с сыном суздальского князя Андреем Боголюбским объединились и собрались под стенами Великого Новгорода, намереваясь захватить город. Но новгородцы оставались, уповая на Бога, и день и ночь молились, умоляя Бога не оставить их. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал дивный голос, повелевающий ему взять из церкви Преображения на Ильиной улице икону Пресвятой Богородицы и носить ее по стенам города.

Когда икону выносили, захватчики пустили в Крестный ход град стрел, одна из которых пронзила иконописный лик Богородицы. Из Ее глаз лились слезы, и Икона была обращена ликом к городу. После этого Божественного Знамения захватчиками вдруг овладел неописуемый ужас, и они стали избивать друг друга. По ободрению Господа новгородцы бесстрашно ринулись на неприятеля и разбили его в бою.

В воспоминание о дивной помощи Царицы Небесной архиепископ Илия тогда установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который вся Русская Церковь соблюдает и по сей день. В течение 186 лет после Знамения 1170 года икона находилась в церкви Преображения на Ильиной улице; но в 1356 году в Новгороде рядом с Соборной церковью Знаменского монастыря была поставлена ​​церковь Знамения Пресвятой Богородицы.

Многие копии этой иконы были сделаны и получили известность в России. Многие из них блистали чудесами в поместных храмах и получили славу места чудес. Среди них иконы Пресвятой Богородицы Знамение Дионисия-Глушецкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

Смоленская (Одигитрия)

Икона сия, именуемая Одигитрия, что по Церковному Преданию означает Наставница или Наставница Пути, была написана святым евангелистом Лукой при земной жизни Богородицы. В это время, по тому же Преданию, Богородица благословила ее образ, сказав: Мое благословение пребудет всегда с этой иконой. По свидетельству святителя Димитрия Ростовского, эта икона была написана по просьбе Феофила, воеводы Антиохии, достопочтеннейшего Феофила (Лк. 1:1). Из Антиохии Святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда, примерно в середине V века, императрица Евдокия, супруга императора Аркадия, перенесла ее в Константинополь в дар Пульхерии, невестке своей, который поместил икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IX (1042-1054), в 1046 году, выдавая свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Черниговского (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в пути этой иконой. После смерти князя Всеволода икона была подарена его сыну Владимиру Мономаху, который преподнес ее в Смоленский собор в 1101 году. В это время икона получила имя Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от Иконы самоотверженный воин Меркурий разбил могучее монгольское войско (во главе с великим завоевателем Батыем). Получив впоследствии благословенную мученическую кончину, был причислен Русской Православной Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В 14 веке Смоленск попал под власть литовских князей. Дочь князя Витовта, Софья, была выдана замуж за великого князя Дмитрия Московского (1398-1425) и в 1398 году привезла в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Образ был помещен в Благовещенском соборе Кремля у правого угла Царских врат.

В 1456 году по просьбе смолян во главе с епископом Мисаилом икона была торжественно возвращена в Смоленск, а два списка оставлены в Москве один в Благовещенском соборе, а другой, в 1524 году, в Новодевичьем монастыре , увековечивающий возвращение Смоленска России. Этот монастырь был воздвигнут на Девичьем поле, где со многими слезами прощались москвичи со святой иконой, когда она была возвращена в Смоленск.

В 1602 году был написан точный список чудотворной иконы, которая затем была помещена в башне Смоленской крепостной стены над Днепровскими воротами, под специально устроенной крышей. Позднее, в 1727 г., здесь была возведена деревянная церковь, а в 1802 г. – каменная.

Новый список получил благодатную силу древнего Образа и 5 августа 1812 года, когда русские войска оставляли Смоленск при наступлении Наполеона, взяли с собой икону на хранение. За день до Бородинской битвы эту икону носили по лагерю, чтобы войско укрепилось. Древний Образ Смоленской Одигитрии, временно помещенный в Успенском соборе Москвы, в день самой Битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери пронесли по улицам Москвы, а также в больных и раненых в Лефортовском дворе. После победы над Наполеоном Смоленская Одигитрия, а также прославленные копии были возвращены в Смоленск.

Праздник в честь этой иконы установлен 28 июля 1525 года, в память возвращения Смоленска России. Эта икона является одной из главных святынь Русской Церкви, и верующие получали и получают от нее обильные благодати помощи и исцеления. Богородица Своим Святым Образом помогает и укрепляет нас, направляя ко спасению, и так мы вопием Ей: О Всемилостивая Одигитрия, Похвала Смоленска и всей Русской Земли, Ты утверждение верующих людей. Радуйся, Одигитрия, Спасение христиан!

Тихвин

Согласно церковному преданию, эта икона написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V веке его перенесли из Иерусалима в Константинополь, где поместили во Влахернском храме. В 1383 году, примерно за 70 лет до взятия Константинополя турками, икона исчезла из храма и со светящимися лучами света явилась над водами Ладожского озера. Чудесным образом переносимый с места на место, он наконец обосновался близ города Тихвина.

На месте явления иконы построена деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Позже великий князь Василий (1505-1533) с большим усердием построил вместо деревянной церковь каменную. В 1560 году по приказу царя Ивана Грозного при церкви был возведен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

В 1613-14 годах шведские войска, захватив Новгород, попытались разрушить монастырь, но с помощью Божией Матери он был спасен. Ввиду приближения шведских войск иноки решили бежать из монастыря, взяв с собой чудотворную икону, но не смогли сдвинуть ее с места. Это чудо преодолело их малодушие, и иноки остались в монастыре, возлагая надежду на покровительство Божией Матери. Малочисленность защитников успешно отражала атаки захватчиков, ибо нападавшие шведы увидели множество воинов, идущее из Москвы, как небесное воинство, и обратились в бегство.

После чудесного избавления Монастыря из Москвы прибыли царские послы и, скопировав чудотворную икону, вернулись в древний город Столбово, недалеко от Тихвина, где был заключен мир со шведами. Главной гарантией мира на русских землях было принесение этого списка Тихвинской иконы. Впоследствии эта копия была перевезена в Москву и помещена в Успенском соборе. Затем по просьбе новгородцев, граждане которых участвовали в войне со шведами, икона была возвращена в Новгород и помещена в соборе Святой Премудрости. Всероссийское празднество Тихвинской иконы Божией Матери, прославленной бесчисленными чудесами, установлено Церковью в память ее дивного явления и победы над врагами покровом Богородицы. Отмечается 26 июня.

Почаев

В 1340 году два монаха устроили себе обитель на горе Почаевской (Волынская Малороссия) на месте, где сейчас находится Почаевский монастырь. Однажды, после совершения келейного устава, один из монахов, поднявшись на вершину горы, вдруг увидел Божию Матерь, стоящую на камне и окруженную пламенем. Удивленный, он позвал своего брата, чтобы тот увидел чудо. Третьим свидетелем этого видения был пастух Иоанн Босой, взбежавший на гору. Вместе трое прославили Бога, и на камне, где стояла Богородица, остался отпечаток Ее правой ноги. Кроме того, из того места, где она стояла, бил целебный источник.

В 1559 году греческий митрополит Неофит, проезжая через Волынь, остановился в гостях у боярыни Анны Гойской, в ее имении Орля, недалеко от Почаева. В благодарность за гостеприимство митрополит благословил ее иконой Богородицы, привезенной с собой из Константинополя. Позднее было замечено, что от Образа исходило сияние, и когда перед ним исцелился Филипп, брат Анны, она подарила его в 1597 году инокам, живущим на горе Почаевской. Образ был помещен в храме, воздвигнутом в честь Успения Божией Матери, а позже был построен монастырь, на содержание которого Анна Гойская выделяла большие суммы. Позднее, в 1602 году, икона была перенесена в только что построенный храм Святой Троицы.

Чудотворная икона стала именоваться Почаевской и среди многих свидетелей о помощи Царицы Небесной особенно известна следующая. Преподобный Почаевского монастыря попал в плен к татарам и, оказавшись в плену, вспомнил о Почаевском монастыре, его святынях, богослужениях и пении. В особенности преподобный жаждал приближающегося праздника Успения и со слезами умолял Богородицу об избавлении из плена. Внезапно по молитвам Пресвятой Богородицы стены темницы исчезли, и Преподобный очутился в стенах Почаевского монастыря.

В 1675 году во время войн с турками полки татар подошли к монастырю, окружив его с трех сторон. Слабая монастырская ограда вместе со слабыми каменными постройками монастыря не представляли для осажденных монахов должной защиты. При этом игумен Иосиф убедил находившуюся там братию и мирян обратиться к Небесным Покровителям, Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворной иконе Божией Матери и к раке мощей преподобного Иова.

Утром 23 июля, с восходом солнца, у татар был последний совет по поводу штурма Лавры, а игумен приказал верующим петь акафист Богородице. При первых словах акафиста внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, развернув свой белый и сияющий омофор, окруженная небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов был замечен близ Богородицы, кланяющимся Ей и молящимся о защите монастыря.

Татары приняли небесное воинство за призраков и в смятении стали пускать стрелы в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы обратились вспять и ранили тех, кто их пустил. Ужас охватил захватчиков, и они в панике обратились в бегство, в суматохе даже убив многих своих собратьев. Защитники Лавры бросились в погоню на бегущих татар, взяв много пленных. Впоследствии многие из пленников приняли христианскую веру и навсегда остались в монастыре. Так Русской Церковью учрежден праздник 23 июля в память избавления обители. Празднуется икона также 8 сентября и в пятницу Светлой седмицы.

Владимир

Владимирская икона Пресвятой Богородицы написана святым евангелистом Лукой на доске, взятой со стола, на котором ел Спаситель вместе с Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Богородица, увидев этот Образ, произнесла: Отныне все роды будут ублажать Меня. Да пребудет с иконой сей благодать Рожденного от Меня, как и Моя.

В 1131 году икона была отправлена ​​на Русь из Константинополя святому князю Мстиславу (1132 год) и прислана в Девичий монастырь Вышгорода, древнего удельного города святой равноапостольной княгини Ольги. В 1155 году Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, привез икону во Владимир и поставил ее 21 сентября 1164 года в великолепном Успенском соборе, где она простояла 230 лет. В это время икона получила имя Владимир.

В 1395 году России угрожал грозный завоеватель Востока Тамерлан. Великий князь Василий, сын Димитрия Донского, впервые разбивший монголов на реке Дон, собрал войско, значительно уступавшее по численности и силе войску Тамерлана, и стал на реке Оке за Коломной. Боязливые москвичи постились и усердно молились в течение Успенского поста, а чудотворная икона Пресвятой Богородицы была перенесена торжественным крестным ходом из Владимира в Москву.

26 августа, когда заплаканные жители Москвы вышли встречать чудотворную икону на Кучково поле, Тамерлану было видение, в котором величественная жена, окруженная светоносным сиянием, повелела ему покинуть пределы России. На вопрос о значении сна ему сказали, что лучезарная женщина есть Богородица, великая Покровительница христиан. В это время Тамерлан отступил за пределы России. В память об этом событии и в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на том месте, где 26 августа икона была встречена жителями Москвы, был построен Сретинский монастырь. В этот день также был установлен праздник.

В 1480 году хан Золотой Орды Ахмет вторгся на Русь и встретил войско царя Ивана III на берегу реки Угры (называемой Кушаком Божией Матери), защищавшей пределы России. Татары и русские столкнулись друг с другом другой за рекой. Тем временем жители Москвы молились Пресвятой Богородице об избавлении православной столицы. В результате хан неожиданно отступил, оставив пределы России. В благодарность за избавление страны от татар, праздник в честь Владимирской Божией Матери установлен на 23 июня.

В 1521 году только чудесная помощь Богородицы спасла Москву от войск Махмет-Гирея, хана крымских татар, которые, объединившись с ногайскими и казанскими татарами, а также литовцами, угрожали Москве. Царь Василий собрал войско для противостояния татарам, а митрополит Варлаам вместе с московскими жителями усердно молился об избавлении от погибели.

В это время одной благочестивой монахине, которая была слепа, было видение. От Спасских ворот Кремля вышли Московские иерархи, покидая город, и несли в сопровождении их Владимирскую икону Божией Матери, ради предстоящей кары Божией на жителей города. У Спасских ворот Святителей встретили преподобные преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутинский, со слезами умоляя их не покидать Москвы. По этой просьбе иерархи вернулись в Кремль и унесли с собой Владимирскую икону. Подобный сон был дарован и московскому святому, блаженному Василию Юродивому, которому было открыто, что по заступлению Божией Матери и молитвам святых Москва будет спасена.

Татарскому хану было видение Богородицы, окруженной грозным войском, бросившимся на его полки и в страхе бежавшим, и столица русская пощажена. По этой причине 21 мая Русская Церковь вновь празднует икону Владимирской Пресвятой Богородицы.

Иверская (Иверская)

Иверская икона Пресвятой Богородицы, особо почитаемая над всеми афонскими иконами, впервые появилась примерно в середине IX века. Святая Православная Церковь в то время была глубоко взволнована новыми волнами иконоборчества при императоре Феофиле; и чтобы уберечь святые иконы от сожжения и осквернения, благочестивые люди старались спрятать или пустить их по быстрым рекам или морям, вверяя свою судьбу воле Божией.

Так было с Иверской иконой Божией Матери. По церковному преданию, чтобы спасти икону от иконоборцев, некая благочестивая вдова, жившая недалеко от города Никеи, пустила икону по водам морским, предав ее делу Богородицы. Но на глазах вдовы и ее сына, помогавшего ей спустить икону на воду, Образ не исчез в воде, а поплыл на запад в вертикальном положении. Это побудило сына вдовы посвятить себя Богу, и он тайно отправился в Фессалонику, а оттуда на Афон, где и поселился после пострига в Иверском монастыре (Ивероне). Именно он рассказал тамошним монахам об иконе и тем самым сохранил ее священную память.

Однажды во второй половине 10 века монахи Иверского монастыря увидели огненный столб, поднимающийся из моря. Это продолжалось несколько дней и ночей. Вскоре собравшиеся на берегу иноки увидели икону Богородицы, которая как бы стояла вертикально на поверхности воды, испуская лучи света. Тайна чудесного явления иконы была открыта Самой Пресвятой Богородицей благочестивому отшельнику Иверскому Гавриилу, которому Она изволила пройти по воде и принять в руки икону. С великой радостью и церемонией монахи встретили Святой образ на берегу, и вскоре на этом месте была построена часовня.

Святая икона, поставленная монахами на Престол монастырской церкви, вскоре обнаружила, что она сменила свое место и стоит над воротами монастыря. И каждый раз, когда монахи возвращали икону на избранное ими место, она чудесным образом возвращалась к воротам монастыря. Наконец инокам открылась Богородица через того же Гавриила, что это явный знак того, что Она Сама желает быть их Привратницей и Хранительницей не только в настоящей жизни их, но и в будущей. Так, по этому особому Знамению, монахи построили для иконы особую часовню у внутренних ворот монастыря, где усердно поклонялись каждый день. Икона была названа Иверской (или Иверской) по имени Монастыря, а Портитисса (или Привратница) по месту ее у ворот.

Однажды удар бандита оставил след на щеке Пресвятой Богородицы. Вид крови, стекающей по щеке, напугал грабителя. Он обратился к Богу и к жизни святого подвижника. С тех пор на всех списках Иверской иконы Божией Матери Она изображена со шрамом и каплями крови на щеке.

Слава об иконе дошла до России через благочестивых паломников. Особо почиталась она в России в XVII веке, когда с Афона были привезены две ее ранние копии, одна в 1648 году, а другая в 1656 году, обе сделаны по приказу патриарха Никона. Один экземпляр был помещен в царском дворце, а затем в специально построенной для него часовне у Воскресенских ворот Москвы. Эта часовня была построена в 1685 году, и помещенная здесь икона пользовалась особым почитанием среди местного населения как чудотворная. Другой список, выполненный по заказу патриарха Никона, был доставлен в 1656 г. в Свято-Озерский монастырь.

Во время Отечественной войны 1812 года чудотворная икона Божией Матери из Иверской часовни вместе с иконами Божией Матери Владимирской и Смоленской были взяты крестным ходом, при этом возносились молитвы Божией Матери о победе за русские войска над захватчиком Наполеоном. Со временем были сделаны многочисленные копии со Святой Иверской иконы Пресвятой Богородицы.

В церковном календаре Иверская икона отмечается трижды: 13 октября, в день перенесения иконы с Афона в Москву в 1648 году; 12 февраля, когда был установлен главный праздник Святой иконы; и в Светлый вторник, по афонскому обычаю. Многочисленные молитвы, возносимые Иверской иконе Богородицы, и службы в ее честь свидетельствуют о великой любви и почитании ее среди всех икон Божией Матери, являющихся духовной красотой русского православия. Церковь.

Казань

В 1579 году, при царе Иване IV (Грозном), с божьей помощью покорившим город Казань (ибо город был столицей татарского хана), молодые девице Матроне явилась во сне Богородица, повелевшая Ей идти в город и рассказать архиепископу и правителям о Ее Драгоценном Образе, зарытом в землю, и чтобы они вышли и принесли Святыню из глубины земли; ей также было показано место, где будет найдена драгоценная жемчужина чудотворной иконы Божией Матери. Юная девушка видела это видение не один раз, а неоднократно.

Матрона рассказала матери о чудесном видении, но не обратила внимания на слова малолетней дочери. Наконец девица увидела икону в пламени кухонного огня, пред которым услышала странный голос: Если не передашь Моих слов, Я явлюсь в другом месте, и ты пропадешь. В это время мать выслушала слова дочери об этом страшном зрелище и пошла вместе с ней к архиепископу и градоначальнику, но они не хотели им верить.

Вернувшись домой, мать юной Матроны копала землю в указанном месте. К ней присоединились и другие, но никто не смог найти икону. Тогда девушка стала копать место, где когда-то стояла печь, и другие ей помогли. Когда выкопали более трех футов, произошло чудо, ибо явилась дивная икона Царицы нашей, Божией Матери и Приснодевы Марии с Предвечным Младенцем Христом. Эта чудотворная икона была покрыта старым рукавом из вишнево-красной ткани; икона дивно просияла, как будто только что написанная, и прах земной никоим образом не коснулся этого чудотворного дела.

С большой честью икона была доставлена ​​в Никольский храм в Казани, где был пропет молебен архиепископом Иеремией. Крестный ход собрался и направился к Благовещенскому собору Казанского Кремля. По дороге исцелились двое слепых, Иосиф и Никита, что стало лишь первым из чудес, которые должны были прославить эту икону на всю Россию.

Список с иконы написан и отправлен в Москву. Царь Иван повелел на месте явления построить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в которую была помещена Святая икона, а также основал там женский монастырь. Матрона и ее мать, позже приняли постриг в этом монастыре. Так как Святая икона была обретена в день памяти св. Прокопия мученика 8 июля, то Церковь постановила впредь в этот день поминать и Казанскую икону Пресвятой Богородицы.

Позже, в 1612 году, в Смутное время, Казанская икона повинна в избавлении Москвы от нашествия поляков. По призыву тогдашнего патриарха Ермогена (который был священником Никольского храма в Казани, когда была впервые обретена икона, и впоследствии написал отчет о обретении) русский народ стал принимать меры к помощи Родина.