Храни нас, Пресвятая Богородица!

Сегодня


Дорогие друзья! Проект Deiverbo временно прекращает работать….

В РПЦ не поддержали идею единого дня Пасхи для католиков и православных…

>>

1361

Патриарх Кирилл призвал духовенство развивать взаимодействие с исламом…

>>

1393

Раскольническая Церковь Украины (ПЦУ) не получила реальной самостоятельности…

>>

1736

Владимир Легойда: в РПЦ нет особого устава поста для мирян…

>>

1481

Содержание

Содержание

Рекомендуем

В эти октябрьские дни, окрашенные золотыми красками листвы и обласканные последними лучами бабьего лета, православный мир празднует светлый праздник — Покров Пресвятой Богородицы.

 


 

Она, Матерь Божия, является живой участницей истории Церкви. Она исповедуется как собеседница молчальников, покровительница девствующих, помощница проповедникам, сподручница грешников к покаянию, ходатаица к Сыну Своему о падшем мире, помощница трудящихся ради Христа в любом сане, чине, звании и должности. Она готова покрыть Своим чудесным омофором всякого, кто обращается к ней за помощью в минуту душевных и телесных невзгод.

 
Явление Богоматери

 

Хотя праздник имеет византийские корни, Греческая Церковь не помнит его. Если спросить сегодня у грека о Покрове Пресвятой Богородицы, скорее всего, он удивлённо пожмёт плечами. У нас церковным торжеством этот день стал благодаря русскому князю Андрею Боголюбскому спустя два столетия после чудного события, в XII веке.

 


 

Что же это за праздник, который имеет свою историю и даже предысторию? Событие связано с выдающейся личностью — Андреем Христа ради юродивым. По преданию, он был славянином, проданным в рабство. В одну из жесточайших зим в Константинополе от холода и голода Андрей впал в некий обморок, душа покинула тело и оказалась в раю. Перед глазами юродивого проходили Ангелы и Архангелы, апостолы и пророки, но среди сонма святых он не увидел Матери Божией. На вопрос, где Она, ему ответили, что на небесах Богоматерь бывает редко, хотя именно тут Её место; больше времени она проводит на земле, где нуждаются в Её посещении больные, страждущие, тонущие на море, воюющие на поле брани. Сладко было Андрею на небесах, но Бог вернул его на землю. Об этом событии он хранил память и никому не рассказывал. Но вскоре блаженному случилось самому видеть Богоматерь…

 

Начало Х века, славянский флот под командованием киевского князя Аскольда входит в Босфор и начинает осаду Константинополя. Городу грозит полное разорение и гибель многих людей. Патриарх Константинополя святитель Фотий, расценив славянское вторжение как наказание Божие, призывает слезами покаяния омыть грех и прибегнуть к заступничеству Царицы Небесной.

 

В воскресный день, 1 (14) октября, во время вечернего богослужения Влахернский храм (построен для хранения и молитвенного поклонения Ризам Пресвятой Богородицы) был до отказа заполнен людьми. Местный юродивый блаженный Андрей в четвёртом часу ночи, подняв глаза вверх, увидел идущую по воздуху Божию Матерь. Она была озарена Божественным светом и окружена Ангелами и святыми, ближе всех к ней находились Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Дева Мария долго молилась, и блаженный Андрей даже увидел слёзы, текущие по Её лицу. Затем Богородица прошла в алтарь и уже там, у престола, стала молиться за весь народ и город. Потом Царица Небесная сняла с Себя огненное покрывало и, держа его в руках, торжественно простёрла над народом. Святые Андрей и его ученик Епифаний ещё долго смотрели на молящуюся Владычицу мира, а когда Она удалилась, через некоторое время исчезло и покрывало.

 

После богослужения Ризу Пресвятой Богородицы священнослужители вынесли на крепостную стену, обнесли по всему периметру, а затем опустили в воду Босфора. И свершилось чудо — внезапно налетевшая буря уничтожила больше половины из двухсот славянских кораблей. Примерно через неделю войска русичей сняли осаду и покинули город. В память об этом событии святитель Фотий установил праздник положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерни.

 


 

Чудные избавления часто случались в истории Византии, видимо, по этой причине праздник Покрова Пресвятой Богородицы постепенно исчез из византийского календаря. А вот на Руси он стал одним из самых любимых во многом благодаря князю Андрею Боголюбскому.

 
Государь земли русской

 

В шести километрах к востоку от Владимира, на федеральной трассе Москва-Новгород находится населённый пункт Боголюбово. Именно здесь на месте явления князю Божией Матери Андрей Боголюбский, как и положено государю земли русской, устроил свою рабочую резиденцию. А на расстоянии версты от замка возвёл храм Покрова на Нерли (ныне — памятник ЮНЕСКО). По сей день многие интересуются, почему храм находится не в центре города Боголюбово, а, как и при его создателе, стоит одиноко, словно несгорающая свеча, среди полей и заливных лугов. По легенде, церковь Пресвятой Богородицы была местом примирения, предстательства Матери Божией в междоусобных бранях русских князей. Если говорить на современном языке, — средневековой нотариальной конторой. Сюда, в безопасное и нейтральное место, стекались дружины враждующих князей, чтобы заключить мир, но не перед лицом юриста, царя, князя, а молитвой перед лицом Богородицы, свидетельницы данной клятвы. По сути, это был своеобразный храм мира. Отсюда пошла великая Владимирская Русь.

 

Вообще, Андрей Боголюбский — один из самых уникальных государей Древней Руси. Он первым из русских князей на порядок поднимает обороноспособность страны, начав строить каменные крепости (из камня до этого сооружали только храмы). Размах строительства удивляет: за 8 лет белокаменных зданий возводится больше, чем за предыдущие 32 года.

 

В одном старообрядческом житии рассказывается, что княжич Андрей долгие годы проводил в Иерусалиме в посте и молитве у Гроба Господня. Возможно, вместе с русскими дружинниками во время крестового похода освобождал Иерусалим от иноверных, а после способствовал основанию первого православного русского монастыря. Не удивлюсь, если и установление во Владимире точной копии иерусалимской каменной чаши для освящения воды с выбитым на дне крестом произошло под влиянием ностальгических чувств Боголюбского. В святом граде она становится центром духовной жизни.

 


 

Именно князь Андрей учреждает празднование Покрова Божией Матери в честь победы над Волжской Булгарией. Да, он знает: подобный праздник есть в Константинопольской Церкви; но считает, что он не удобен для Руси, ибо связан с гибелью славянского флота и поражением наших войск. Князю Андрею неизмеримо дороже огненный плат, который видел блаженный Андрей на руках Пречистой Богородицы, распростёртый над молящимися во Влахернском храме. Это была какая-то мистическая, духовно-национальная идея небесного щита Матери Божией над нашей страной. Ведь пока с нами Покров Богородицы — Руси быть.

 
Преобразования, определившие время

 

Если раньше кафедральные соборы, например, в Киеве, Пскове или Новгороде Великом посвящались Софии Премудрости Божией или Живоначальной Троице, то Боголюбский строит храмы преимущество во славу Богородицы или Её Покрова. Так появились величественный Успенский Собор во Владимире, знаменитый храм Покрова на Нерли, храм Рождества Богородицы в Суздале.

 

Зарождается мощное централизованное государство. Князь Андрей строит не только города, но и новую вертикаль власти. Для её укрепления во Владимире нужен свой, не подчиняющийся Киеву, епископ — собственный глава русской митрополии. Боголюбский ведёт переговоры по этому поводу с Константинопольским Патриархатом и получает согласие. Нынешняя столица независимой Украины по воле великого Владимирского князя навсегда перестаёт быть центром Руси, что, естественно, не нравится Киеву, ведь это означает потерю власти. И возникает первый российско-украинский политический кризис.

 


 

В одной из средневековых хроник говорится о «саммите» европейских государей, проходившем в 1147 г. (год основания Москвы) в Константинополе. Тогда в столице Византии собрались четыре монарха и один кронпринц. Францию представлял Людовик VII, Германию — Фридрих Барбаросса, Англию — Генрих II, Византию — Эммануил I, Россию — Андрей Боголюбский. Мы не знаем, о чём шёл разговор на «совете большой пятёрки»; по всей видимости, монархи выработали некую политическую программу укрепления вертикали власти в обуреваемой междоусобицами Европе.

 

Преобразования князя Андрея страшили не только своих, но и врагов извне. Опередив на века всех современников, Боголюбский был одинок в своём стремлении к единому русскому центру. Вокруг него зреет заговор, который июньской ночью 1174 г. завершится самым громким заказным политическим убийством за первые 500 лет русской истории, ставшим трагедией для трёх последующих столетий. Русь, раздираемая ссорами и княжескими суверенитетами, слабеет. Князья, не захотев поклониться государю Андрею Боголюбскому, всего через полвека после его гибели вынуждены будут поклониться Ордынскому хану…

 

А установленный благоверным князем Андреем праздник Покрова Пресвятой Богородицы, пережив века, стал воистину народным: «Покрой нас от всякого зла честным своим омофором». Для России это не просто церковный праздник, но ещё историческая дата попытки централизации государственной власти, государственного строительства. Правда, закончившаяся в XII веке неудачей, она в той или иной мере продолжается и сегодня…

 

Юрий АЛЕКСЕЕВИЧ

Читать другие новости >>

Рассказать друзьям:

Наш портал — не коммерческий, а духовно-просветительский проект. Мы стремимся сеять разумное, доброе, вечное в мире, где немало скорбей и проблем. Далеко не все из них можно решить с помощью денег. Порой спасает слово, порой книга, вовремя полученная информация. Устное или печатное слово способно нежданно тронуть до глубины души, перевернуть всю жизнь и заставить поверить в Бога,  может возродить и укрепить веру, найти для себя смысл жизни. И всё — благодаря опыту других людей, которые искусно описали то, что пережили и поняли сами.

Если Вам по душе то, что мы делаем, — поддержите нас! Помогите сохранить в мировом интернет-пространстве два по-своему уникальных православных сайта. И помолитесь за упокой души основателя портала — раба Божия Андрея.

 

 

 

Заступничество Пресвятой Богородицы / Православие.Ru

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы

Летом 1395 года совершилось событие,
оставившее глубочайший след в духовной и исторической
жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и
упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой
Богородицы.

В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались
полчища Тамерлана (Тимура) – непобедимого и
жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого
слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного
поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак,
Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия.
К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с
востока на запад простирались от Черного моря до реки
Ганг, а с севера на юг – от Аральского моря до
Аравийского.

В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии
и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов,
разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к
верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич
мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу
врагу, но все понимали, что силы слишком неравные.

В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о
существовании не только Москвы, но и всего Русского
государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан,
возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто
понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал
москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному
посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во
Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и
бояр, за величайшей святыней Руси – Владимирской
иконой Божией Матери.

Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в
столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная
масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали:
«Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва,
во главе с митрополитом, семейством великого князя,
духовенством и боярами, со слезами встречала икону
Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.

Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из
Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова
«сретение» – «встреча»), а
ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова
поля при сооружении Белого города, стали называться
Сретенскими.

Вся Русь молилась в те дни перед иконой Матери Божией о
спасении от неминуемой гибели.

И чудо совершилось.

Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для
историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя
перед ним лежал почти беззащитный город – легкая
добыча и военная слава. Это произошло 26 августа 1395
года.

В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако,
объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы
встречали икону и мо­лились перед ней, Тамерлан дремал
в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии
явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему
оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан
призвал своих советников и стал допытываться, что означает
это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена –
это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно
поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на
следующий день повернул на юг.

На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан
основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8
сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день
спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.

Вся эта драматическая история православным людям
достаточно хорошо известна, но менее известно ее
продолжение, которое тоже было результатом всенародных
молитв и необычайно повлияло на весь ход русской истории.
Повернув от Москвы на юг, Тамерлан начал грандиозный
разгром Золотой Орды. Все степные города, враждебные тогда
Руси, были разграблены и уничтожены в течение одного года.
Хан Тохтамыш, в 1382 году сжегший Москву в отместку за
поражение на Куликовом поле, бежал в Литву. После этого
тотального разгрома Золотая Орда фактически перестала
существовать как степная цивилизация, как единое
государство. Для Руси это событие имело колоссальное
значение.

Канон Пресвятой Богородице

Канон

Пресвятой Богородице

Тропарь, глас 4: Прибежим же, грешные и смиренные, ныне к Богородице усердно, и припадем в покаянии, из глубины души взывая: Владычица, помоги, помилуй нас! Поспеши, мы погибаем от множества грехов наших. Не оставляй рабов Твоих пустыми, ибо ты у нас единственная надежда.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Никогда, Богородица, не перестанем говорить о силе Твоей, недостойные. Ибо если бы Ты не ходатайствовал в молитве, кто бы избавил нас от многих опасностей? Кто бы держал нас свободными до сих пор? Да не оставим тебя, госпожа наша, ибо ты всегда спасаешь своих слуг от всех опасностей.

Канон, тон 8:

Песня 1.

Эйрмос: Когда Израиль прошел по воде, как по суше, и избежал злобы египтян, они воскликнули: «Поем Искупителю нашему и Богу нашему».

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Тропарь:

Огорченный многими искушениями, прибегаю к Тебе, ища спасения. О Матерь Слова и Дева, безопасно проведи меня через опасности и трудности.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Порывы страсти смущают меня и наполняют мою душу великим унынием. Успокой его, Дева, миром Сына Твоего и Бога, Всеневинная.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Умоляю Тебя, родившая Спасителя и Бога нашего, Дево, избавить меня от опасностей. Ибо к тебе я теперь бегу, вознося ум и душу.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Болезненная телом и душою, удостой мя божественного посещения и Твоей заботы, Единая Богородица, ибо Ты Благая и Благая Подательница.

Песня 3.

Ирмос: Господи, Творец Небесного свода и Строитель Церкви, в любви Твоей укрепи меня, Вершина желаний, Верных опора, Единый Человеколюбец.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Тропарь:

Защитой и заступничеством жизни моей избрал Тебя, Дево, Богородица. Веди меня в гавань Твою, о источник всех благ, о опора верных, о единственная похвала всех.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Молю Тебя, Дево, развеять смятение души моей и бурю печали моей; ибо Ты, Невеста Божия, Христа, Князя Мира, родила, Единая Непорочная.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

О ты, родивший Благодетеля и Творца добрых дел, излей на все богатства благодеяний и добрых дел; все возможно тебе, ибо Христа, могучего силою, родившая еси, Богоблагословенная.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Сохрани от столкновений рабов Твоих, Богородица, ибо все мы прибегаем к Тебе за Богом, как к неприступной стене и защите.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Меня мучают тяжкие болезни и нездоровые страсти: Дево, помоги мне! Яко знаю Тебя, неистощимую, неистощимую сокровищницу исцелений, Всенепорочная.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Седалион, глас 2: О усердно молящаяся и несокрушимая стена, о источник милосердия и прибежище человеков, усердно вопием ти: Богородица, Владычица, предупреди и избави нас от опасностей, Единая скорая Заступница.

Песня 4.

Эйрмос: Я услышал, Господи, тайну замысла Твоего. Я созерцаю Твои дела и прославляю Твою божественную природу.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Тропарь:

Ты, Владыки Пилота, претерпевшая бурю грехов моих и смятенье страстей моих, Невеста Божия.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Призываю бездну сострадания твоего — даруй мне, ибо родила ты Милосердного и Спасителя всех поющих тебе.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Наслаждаясь дарами Твоими, Пречистая, благодарственную песнь поем Тебе, Богородице ведая.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Я лежу на ложе боли и болезни моей, помоги мне, ибо Ты – благолюбец и Единая Приснодево Богородица.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Имея Тебя, Всепетая, надежду и опору и нерушимую стену спасения, избавляемся от всякой тягости.

Песня 5.

Еирмос: Просвети нас заповедями Твоими, Господи, и вознесшейся мышцею Твоей даруй нам мир Твой, Человеколюбец.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Тропарь:

Наполни сердце мое радостью, о чистая, подарив мне свою чистую радость, о ты, родившая Причина радости.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Избавь нас от столкновений, Пречистая Богородица, Вечное наше Искупление и Мир превыше всякого ума носившая.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Рассей тьму грехов моих, Невеста Божия, сиянием сияния твоего, ибо Ты родила Божественный и Вечный Свет.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Исцели, Чистая, болезнь страстей моих, когда удостоил меня посещения Твоего, и даруй мне здравие Твоим заступлением.

Песня 6.

Ермос: Изолью ко Господу молитву мою, и Ему исповедую скорбь мою; ибо полна зла душа моя, и жизнь моя приблизилась к аду, и, как Иона, помолюсь: от тления воздвигни меня, Боже.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Тропарь:

Умоли, Дево, Сына Твоего и Господа, от смерти и тления спасшего естество мое, плененное тлением и смертью, предав Себя на смерть, избавить меня от злых дел врагов моих.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Я знаю Тебя, как заступницу и надежнейшую хранительницу жизни моей, Дево, останавливающую рой искушений и отгоняющую наглые набеги бесовские; и молю непрестанно: избавь меня от растления страстей моих.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Мы имеем тебя как стену убежища и совершенное спасение наших душ и избавление от наших скорбей, о Дева, и мы всегда радуемся твоему свету. О, Владычица, сохрани нас ныне от страстей и конфликтов.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Ныне лежу на ложе немощей, и нет исцеления плоти моей; но молю Тебя, Благодатная Владычица, родившая Бога и Спасителя мира и Целителя болезней: воскреси меня от тления болезни.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Кондак, глас 6: О неотступная заступница христиан, о непрестанная ходатайица пред Творцом, не презри вопля молитвенного нас, грешных; но, по милости твоей, приди скорее на помощь нам, которые с верой призывают тебя. Скорое ходатайство и молитву (о нас) вознеси, Матерь Божия, присно ходатайствующая о чтущих Тебя.

Другой кондак, глас 6: Нет у нас иной помощи, нет у нас иной надежды, но Ты, Пречистая Богородица, — помоги нам! На Тебя надеемся и хвалимся Тобою, ибо мы Твои рабы. Давайте не будем стыдиться.

Песня 7.

Ирмос: Придя в Вавилон из Иудеи, Дети древности по вере своей в Троицу топтали пламя печи, воспевая: Боже отцов наших, благословен Ты.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Тропарь:

Желая совершить наше спасение, во чрево Девы вселился Ты, Спаситель, и явил ее миру как Ходатаицу: Боже отцов наших, благословен Ты.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

О чистая мати, родившая Милолюбца, моли Его избавить от грехов и от душевных скверн тех, которые с верою вопиют: Боже отцов наших, благословен Ты.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Явил Ты родившую Тебя сокровищницу спасения, источник нетления, башню безопасности и дверь покаяния вопиющим: Боже отцов наших, благословен Ты.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Богородица, даруй исцеление от немощи телесной нашей и от болезни души нашей с любовью взывающих к Божественному покрову Твоему, Дево, Христа Спасителя за нас родившая.

Песня 8.

Ермос: Царь Небесный, Которого сонмы Ангелов славят, восхвалим и превознесем во веки веков.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Тропарь:

Не презри, Дево, нуждающихся в помощи Твоей и поющих и превозносящих Тебя, Дева, во веки веков.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Болезни телесные мои и недуги душевные исцеляешь, Дево, да славлю Тебя, Чистая, вовеки.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Богатство исцелений изливаешь Ты, Дево, на тех, которые с верою воспевают Тебя и превозносят Твое неизреченное Чадородие.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Натиски искушений и приступы страстей отгоняешь, Дево; посему поем Тебе во все века.

Песня 9.

Еирмос: Спасаемую Тобою, Пречистая Дево, исповедуем Тя превыше Богородицы, и ликами бестелесными величаем Тя.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Тропарь:

Не отвратись от потока слез моих, Дево, родившая Христа, Который всякую слезу со всех лиц осушил.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Радостью сердце мое исполни, Дево, Полноту Радости принявшая и печаль греховную прогонившая.

Пресвятая Богородица, спаси нас.

Будь прибежищем и посредничеством и незыблемой стеною, прибежищем и защитой и весельем, Дево, всех к Тебе прибегающих за прибежищем.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу:

Лучами света Твоего, Дево, просвети тех, кто с истинною верою исповедует Тебя Богородицей, и прогони тьму неведения.

Ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Вместо страданий, Дево, исцели мя, смиренному немощью, и от болезни к здравию преобрази.

Молитва Пресвятой Богородице.

Прими от нас недостойных рабов Твоих, Всесильная во благо, Непорочная, Государыня Владычица, Богородица, сии честные дары, которые могут быть принесены только Тебе, избранной из всех родов, и ставшей выше всего творения небесного и земного. Ибо чрез тебя был с нами Господь Сил, и чрез тебя мы познали Сына Божия и сподобились Его святого Тела и пречистой Крови. Потому благословенна ты от всех родов, Любимец Божий, Светлейший Херувимов и Честнейший Серафимов. И ныне, Всепетая, Пресвятая Богородица, не перестань молиться о нас, недостойных рабах Твоих, избави от всякой сети лукавого и от всех запинающих грехов, и сохрани нас невредимыми от всякого ядовитого искушения. дьявола. Но сохрани нас до конца неосужденными Твоими молитвами; спасаемые твоей помощью и покровом, славу, хвалу, благодарение и поклонение за всех возсылаем, Единому Богу, в Троице и Творцу всех, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Может ли Дева Мария «спасти» нас? — о. Эндрю Стивен Дэмик

· Фр. Эндрю Стивен Дэмик

Святой Иоанн Дамаскин просит у Девы Марии исцеления его отрубленной руки

Сегодня я прочитал комментарии к этому видео на YouTube. Знаю, знаю — комментарии на ютубе вообще самая низкая форма дискурса в интернете, и я не сильно удивился, увидев, что кто-то считает музыкальную строчку «Пресвятая Богородица, спаси нас» «кощунственной». (По-видимому, он предпочитал слышать свое богохульство на латыни.)

Должен признаться, я немного сбит с толку, потому что обычно те, кто считает идею о том, что Дева Мария может «спасти» нас «кощунственной», исходят из традиций, сильно привязанных к словам Священного Писания. Предположительно, слово «спаси» следует использовать только в отношении Самого Бога. Но само Писание не устанавливает этого предела.

Апостол Павел придерживается мнения, что он может спасать людей и что другие тоже могут это делать, даже сами себя могут спасти:

Ибо я говорю вам, язычникам; поскольку я апостол для язычников, я превозношу свое служение, если каким-либо образом я могу вызвать ревность у тех, кто составляет мою плоть, и спасти некоторых из них . (Рим. 11:13—14)

Ибо откуда ты знаешь, о жена, спасешь ли ты своего мужа? Или откуда ты знаешь, о муж, спасешь ли ты свою жену? (1 Кор. 7:16)

…для слабых я стал таким же слабым, чтобы победить слабых. для всех я сделался всем, что Я мог бы во что бы то ни стало сэкономить . (1 Кор. 9:22)

Внимай себе и учению. Продолжай в них, ибо этим ты спасешь и себя, и тех, кто тебя слышит . (1 Тим. 4:16)

А Иаков говорит, что «молитва веры» может «спасти»:

И молитва веры спасет болящего , и воскресит его Господь. И если он совершил грехи, ему простятся. (Иакова 5:15)

И Петр говорит, что крещение спасает нас:

Есть и прообраз , который нас ныне спасает – крещение (не очищение от нечистоты плоти, а ответ доброй совести Богу) через воскресение Иисуса Христа. (1 Петра 3:21)

А Иуда доходит до того, что повелевает своим читателям спасать других:

А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, храните себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, в жизнь вечную. И на одних с состраданием делайте различие; а других спасает со страхом, исторгая из огня , ненавидя даже одежду, оскверненную плотью. (Иуды 1:20-23)

Таким образом, хотя мы и не говорим, что все эти люди и вещи «спасают» нас в том смысле, что только Бог может спасти нас, мы, безусловно, можем подтвердить вместе с процитированными здесь апостолами, что мы « спасайте» друг друга, эта молитва «спасает» и что крещение «спасает». То есть все это способствует нашему спасению, которое приходит исключительно через Христа.

Учитывая все это и учитывая то, что мы окружены «таким облаком свидетелей» (Евр. 21:1), святых, которые действительно видят и слышат нас, и особенно учитывая то, что мы знаем, что они молятся за нас (Откр. 5:8), вполне разумно будет сказать, что Дева Матерь нашего Господа может «спасти» нас.

О о. Эндрю Стивен Дэмик

Высокопреосвященный протоиерей Андрей Стивен Дэмик — директор по содержанию Министерства древней веры, бывший пастор (2009-2020) Антиохийской православной церкви св. Павла в Эммаусе, Пенсильвания, и автор книги Восстань, Боже , Православие и инославие , Богоносие и Введение в Бога .