График социальных выплат

ГРАФИК СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

Информация для получателей социальных выплат в отделениях почтовой связи: денежные средства вы можете получить в отделении почтовой связи в течении выплатного периода с 3 по 22 число в соответствии с вашим адресом регистрации.

В представленном графике социальных выплат указаны сроки перечисления денежных средств в вашу кредитную организацию. Сроки зачисления денежных средств зависят от финансовых операций, а также от регламента работы вашей кредитной организации.

Архив выплат


Июнь 2023





















































 п/п

Наименование выплаты

Дата перечисления

1

  Государственная услуга по направлению средств земельного капитала в Ленинградской области на приобретение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома либо ведения садоводства для собственных нужд, расположенного на территории Ленинградской области

Дата обращения с 12. 04.2023 по 24.04.2023 С 1.06.2023
2   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно

с 2 июня


(за май)

3   Государственная услуга по назначению ежемесячной  выплаты в связи с рождением первого ребенка в Ленинградской области​ (областной бюджет)

с 2 июня


(за май)

4  Государственная услуга по предоставлению ежемесячной выплаты на ребенка-инвалида со II степенью выраженности одной из основных категорий жизнедеятельностис 5 июня
5   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной выплаты на ребенка-инвалида с III степенью выраженности одной из основных категорий жизнедеятельностис 5 июня
6   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной выплаты на ребенка, страдающего заболеванием врожденный буллезный эпидермолизс 5 июня
7   Государственная услуга по предоставлению дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения лицам, награжденным знаком отличия Ленинградской области «За заслуги перед Ленинградской областью»с 5 июня
8   Государственная услуга  по предоставлению ежемесячной денежной выплаты инвалидам боевых действий, супруге (супругу) и родителю умершего инвалида боевых действийс 5 июня
9  Государственная услуга по предоставлению ежегодной выплаты на ребенка, страдающего заболеванием целиакияс 5 июня
10  Государственная услуга по назначению ежегодной выплаты на ребенка, страдающего заболеванием фенилкетонурияс 5 июня
11   Государственная услуга по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услугс 5 июня
12  Государственная услуга по предоставлению материнского капиталас 5 июня
13   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ветеранам труда проживающим на территории Ленинградской областис 5 июня
14   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации  части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг многодетным семьям и многодетным приемным семьямс 5 июня
15   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг специалистам бюджетной сферы, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской областис 5 июня
16   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации на уплату взноса на капитальный ремонт собственникам жилья, достигшим 70 и 80 лет с 5 июня
17   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходамис 5 июня
18  Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты спортсменамс 13 июня
19    Государственная услуга по  предоставлению ежемесячной денежной выплаты проживавшему менее 4 месяцев в Ленинграде в период его блокады и не награжденному знаком «Житель блокадного Ленинграда» и медалью «За оборону Ленинграда» (Постановление Правительства Ленинградской области от 16 апреля 2021 года № 202 с 13 июня
20   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной выплаты на ребенка, страдающего заболеванием инсулинзависимый сахарный диабет (протекающий в детском возрасте), не имеющего инвалидностьс 13 июня
21  Государственная услуга по предоставлению государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданамс 14 июня 
22  Государственная услуга по предоставлению государственной социальной помощи на основании социального контракта малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданамс 14 июня
23Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка и последующих детейс 15 июня (за май)
24   Государственная услуга по назначению единовременной социальной выплаты неработающим пенсионерам на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещенийс 15 июня
25   Государственная услуга по предоставлению единовременной выплаты к юбилею совместной жизни супружеским парам, состоящими в браке 50, 60, 70 и 75 лет  с 15 июня
26   Государственная услуга по предоставлению многодетным семьям и многодетным приемным семьям денежной выплаты на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для посещения школьных занятий и школьных письменных принадлежностей с 15 июня
27   Государственная услуга по предоставлению единовременной денежной компенсации отдельным категориям граждан, проживающим на территории Ленинградской области, в целях возмещения расходов на подключение (технологическое присоединение) индивидуальных домовладений к сети газораспределенияс 15 июня
28   Государственная услуга по предоставлению ежегодной денежной компенсации расходов на автомобильное топливо, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним (отдельным категориям  инвалидов)с 15 июня
29   Государственная услуга по выплате  ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении   поствакцинальных  осложненийс 15 июня
30   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих на территории Ленинградской области (ФЕДК) с 16 июня
31   Государственная услуга по назначению денежной компенсации расходов на приобретение и доставку  топлива и оплаты баллонного газа, гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и гражданам из подразделений особого риска, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления и газоснабжения с 16 июня
32   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации части расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, призванным на военную службу по частичной мобилизации, и членам их семейс 16 июня
33   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на уплату взноса на капитальный ремонт гражданам, достигшим возраста 70 лет  с 16 июня
34   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходамис 16 июня
35   Государственная услуга по  предоставлению ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг жертвам политических репрессий, проживающим на территории Ленинградской области с 16 июня
36   Государственная услуга по назначению ежегодной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета соответсвии с Федералным законом от 20. 07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России» или нагрудным знаком «Почетный донор СССР»  с 16 июня
37   Государственная услуга по предоставлению денежной компенсации расходов на приобретение и доставку топлива и оплаты баллонного газа гражданам из числа жертв политических репрессий, проживающим на территории Ленинградской области в домах, не имеющих центрального отопления и газоснабженияс 16июня
38   Региональная социальная доплата к пенсии с 16 июня
39   Государственная услуга по предоставлению единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения  при рождении одновременно трех и более детей  с 16 июня
40   Государственная услуга по предоставлению дополнительного единовременного пособия при рождении одновременно трех и более детейс 16 июня
41   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации расходов на автомобильное топливо, ремонт, техническое обслуживание транспортных средств и запасные части к ним с 19 июня
42   Государственная услуга по предоставлению денежной компенсации в размере 50% от стоимости проездных документов (билетов) для проезда в пассажирских или скорых поездах дальнего следования жертвам политических репрессийс 19 июня
43    Государственная услуга по предоставлению  ежемесячной денежной выплаты родителю (отчиму, мачехе) погибших  при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) ветеранов боевых действийс 19 июня
44   Государственная услуга по назначению ежемесячной денежной выплаты инвалидам с детства по зрению первой и второй групп, проживающим на территории Ленинградской областис 19 июня
46   Государственная услуга по назначению ежемесячной денежной выплаты инвалидам с детства I и II группы, имеющих место жительства или место пребывания на территории Ленинградской областис 19 июня
47   Государственная услуга по предоставлению единовременной денежной выплаты на погребение умершей жертвы политических репрессийс 19 июня
48   Государственная услуга по предоставлению компенсационной выплаты на погребение умершего Почетного гражданина Ленинградской областис 19 июня
49Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации части расходов семьи на оплату жилого помещения по договору найма жилого помещения частного жилищного фонда либо по договору поднайма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фондас 20 июня
50 Государственная услуга по предоставлению  ежемесячной денежной  компенсации  расходов на автомобильное топливо Героям Советского Союза, Героям  Российской Федерации и полным  кавалерам ордена Славыс 22 июня
51   Государственная услуга по предоставлению ежемесячной выплаты на ребенка, которому не выдано направление в муниципальную образовательную организацию, реализующую образовательную программу дошкольного образования, в Ленинградской области в связи с отсутствием мест, поставленного на учет на получение места в муниципальной образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образованияс 22 июня
52   Государственная услуга по предоставлению единовременной выплаты к юбилейным датам со дня рожденияс 29 июня

 

Упреждающие выплаты за июль 2023










№ п/п

Наименование выплаты

Дата перечисления

1  Государственная услуга по предоставлению единовременного пособия при рождении ребенка на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питанияс 23 июня
2  Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной компенсации на полноценное питание беременным женщинам, а также детям в возрасте до трех летс 23 июня
3  Государственная услуга по предоставлению ежемесячного пособия на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания с 23 июня
4  Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты лицам, удостоенным звания «Ветеран труда Ленинградской области»с 26 июня
5  Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты труженикам тылас 26 июня
6  Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты ветеранам трудас 26 июня
7  Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты жертвам политических репрессийс 26 июня
8  Государственная услуга по предоставлению ежемесячной денежной выплаты гражданам Российской Федерации, родившимся в период с 3 сентября 1927 года по 3 сентября 1945 года и являвшимся несовершеннолетними детьми в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.с 26 июня

 

По вопросу назначения социальных пособий и выплаты конкретному получателю необходимо обращаться в филиал ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» по месту жительства, по единому бесплатному номеру 8-800-350-06-05 или по бесплатному телефону единого федерального контакт-центра 8-800-100-00-01

В целях обеспечения своевременных и бесперебойных перечислений социальных выплат получателям, в случае изменения сведений, влияющих на предоставление государственной услуги, вы можете обратиться в МФЦ Ленинградской области, а также через Портал Госуслуг Ленинградской области

Почему не приходят путинские выплаты в 2023: что случилось — 24 января 2023

С 2023 года почти все детские пособия объединили в универсальное

Поделиться

С наступлением 2023 года в российской системе соцподдержки произошли изменения: новые пособия, объединение пенсионного фонда и фонда социального страхования, откорректированные правила назначения пособий. В связи с этим возникает много вопросов. Например, в Челябинске семья с маленьким ребенком обратилась в редакцию 74.RU, «потеряв» путинское пособие: оно не пришло в обычный срок, аналогичные вопросы поступали и из других регионов. На самые распространенные вопросы об универсальном пособии мы отвечали в этом материале, а сегодня коротко о главном: когда ждать денег?

Первое, что нужно знать, — пособие на ребенка до трех лет, которое в народе прозвали путинским, в этом году стало частью единого универсального пособия. Выплату назначают по новым правилам, подробнее о которых мы рассказывали в этом материале. Но по старым правилам тоже еще можно оформиться: для семей, где дети родились до 31 декабря 2022 года, действует переходный период. Пока ребенку не исполнится три года, на первенца можно получать выплату в размере детского прожиточного минимума, если доход семьи меньше двух прожиточных минимумов на человека.

Если вы подаете заявление на пособие прямо сейчас, то первые деньги на счет поступят в течение пяти рабочих дней с момента, когда заявление на пособие будет одобрено. На рассмотрение заявления может понадобиться до 10 дней, но срок могут и продлить. По нынешним правилам, заявителю не нужно предоставлять справки о доходах — достаточно паспорта и заявления, остальное соцфонд сам запрашивает у других организаций. И вот если запрошенные сведения не поступили, то срок принятия решения могут отложить на 20 рабочих дней.

То есть если вы, например, подали заявление в новогодние каникулы, то отсчитывайте срок с первого рабочего дня — 9 января. 10 дней с этого момента уже прошло, но если каких-то сведений не поступило, то соцфонд может подождать еще 20 рабочих дней, то есть четыре календарные недели. Если по выплате вынесен отказ, уведомление об этом направляется в течение 1 рабочего дня.

— Первое перечисление средств происходит в течение 5 рабочих дней после принятия решения о назначении выплаты. В дальнейшем средства перечисляются с 1-го по 25-е число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие, — сообщается на сайте социального фонда.

То есть если заявление было подано в каникулы, а одобрено в пятницу, 20 января, то деньги придут на счет, который вы указали в заявлении, до пятницы 27 января включительно. А следующую выплату, за февраль, вы получите уже в марте.

Тем, кто пособие оформлял еще в прошлом году, подать заявление заново при желании можно, но не обязательно — они продолжат получать назначенные выплаты, пока не истечет срок назначения. Январские выплаты придут еще по старой схеме, а с февраля деньги будут приходить так же — в следующем месяце за предыдущий.

Помимо универсального и путинского пособий, у родителей еще остаются выплаты из материнского капитала, которые с этого года можно получить на каждого ребенка (но не всегда это выгодно), и еще четыре детские выплаты, о которых мы рассказывали в этом материале.

Цена, которую Путин готов заплатить

С военной точки зрения, вторжение Владимира Путина в Украину потерпело крупномасштабную неудачу. Война, которую он рассчитывал завершить в течение нескольких дней, превратилась в кровавую баню, конца которой не видно. Она унесла больше украинских и русских жизней, чем все войны России со времен Второй мировой вместе взятые. Это изолировало Россию на мировой арене до уровня, невиданного даже в советское время. Никогда еще будущее России не было таким отчаянным, как сейчас, после двадцати трех лет правления Путина.

Последнее российское военное наступление провалилось, российские войска терпят поражения на поле боя, число погибших продолжает достигать новых высот, а Россия стала государством-изгоем, но Путин не выказывает никаких признаков беспокойства. В политическом плане Путин считает свою позицию прочной. Элиты не могут и не хотят проверять его правление. И после того, как русские неожиданно приняли объявленную им прошлой осенью мобилизацию , он знает, что может отправить в окопы больше людей. Российское правительство приняло новый закон, который значительно упростит процесс призыва на военную службу. План Путина состоит в том, чтобы отразить украинское контрнаступление, а затем переждать врага любой ценой.

Нет государства, кроме Путина

Каждый тиран чувствует себя уязвимым перед военной неудачей и попытается скрыть такую ​​неудачу, затягивая борьбу. Вот почему войны, которые начинают диктаторы, так трудно закончить. Но уверенность Владимира Путина выходит за рамки этой схемы. «Любой ценой» — это не просто фигура речи, это буквально цена, которую Путин готов заплатить. В результате его войны с Украиной Россия будет разрушена как нация и государство, но его это устраивает. Ущерб, который Путин наносит Украине, миру и России, отражает его мировоззрение и представляет его понимание государственности.

Именно путь тирании превратил Владимира Путина в лидера националистического, фашистского типа. Его никогда не двигали большие идеи. У его политической платформы никогда не было пункта назначения, цели, которую нужно было достичь. С первого дня своего пребывания на посту президента России Путин не имел представления о том, к какому будущему России он может стремиться. И до сих пор нет. Как выразился российский обозреватель Сергей Шелин, Путин не государственный деятель, потому что для него нет государства: «Путинский режим не заботится о государстве: лидер — все, остальное — ничто».
У Путина нет видения национального строительства. Вместо этого его действия определяются его личными обидами и импульсами. В общем, его правление определяется одной мотивацией — подавить и разрушить всякое учреждение, которое мешало бы ему на пути к достижению абсолютной и бесконечной власти.

Двадцать три года назад Путин вышел на политическую сцену России, которая в то время не была развитой демократией, но, тем не менее, процветающим, конкурентоспособным режимом, населенным различными яркими политическими акторами и функционирующими институтами. В мае 2000 года, на следующий день после прихода к власти, Путин начал атаку на СМИ, посадив в тюрьму Владимира Гусинского, владельца телеканала НТВ; в сентябре 2004 года, в качестве финального аккорда этой атаки, он перешел от избрания глав российских регионов к их личному назначению. Вот оно. В течение четырех лет Путин взял под свой личный контроль все части Российского государства.

Завоевывая позиции, Путин опирался на растущее разочарование и ностальгию нации: образ былого величия и мощи России выглядел все более привлекательным с точки зрения бурных 1990-х. И правление Путина в значительной степени рассматривалось через эту призму как попытка восстановить советскую систему и советскую империю. С этой точки зрения, Путин с его прошлым в КГБ рассматривается как представитель всемогущего советского аппарата безопасности, который не был уничтожен после падения коммунистического режима в 19 году.91, а позже восстановил свою власть в форме ФСБ, преемницы КГБ, с помощью Путина.

Укоренение тирании через аппарат безопасности

При Путине ФСБ действительно приобрела большую власть — на самом деле гораздо большую власть, чем у КГБ после смерти Сталина. Но не КГБ привел Путина к вершине власти. Именно Путин пробился наверх, а затем превратил ФСБ в своего личного репрессивного сторожевого пса. Российская машина безопасности, какой мы ее знаем, является скорее детищем Путина, чем преемником советского агентства. Как пишут в своей книге российские журналисты Андрей Солдатов и Ирина Бороган  Новое дворянство: восстановление государства безопасности в России и   Непреходящее наследие КГБ , «ФСБ не реинкарнация КГБ; она превратилась в совершенно новую организацию, более влиятельную, чем ее советская предшественница».

В советское время КГБ находился под политическим контролем. На каждом уровне у него был назначен член Коммунистической партии, который следил за его деятельностью. После эпохи сталинского террора именно так советская бюрократия обезопасила себя от безудержной власти аппарата безопасности. Сегодня ФСБ имеет неограниченную власть. Однако это не служба безопасности в советском стиле, а реинкарнация службы безопасности Ивана Грозного 9.0024 опричнина , личная репрессивная сила российского монарха, вне досягаемости любых установленных органов правопорядка. (И сейчас, как отмечает российский политолог Николай Петров, по мере превращения путинского режима в откровенную тиранию, рычаги власти все дальше смещаются от ФСБ к аппарату личной охраны Путина.)

С высоты птичьего полета, Путинская ФСБ напоминает КГБ. По сути, она так же похожа на КГБ, как партия Кремля «Единая Россия» – на Советскую Коммунистическую партию. В советской системе источниками власти были партия и ее высший орган — Политбюро. «Единая Россия» безлика и лишена свободы воли. Его единственная цель — гарантировать Путину личный контроль над политической системой и преобразовать его эмоции в законодательство. То же самое и с ФСБ: это механизм принуждения, единственная миссия которого — обеспечить абсолютную власть Путина.

Война не предназначена для достижения мира

С самого начала войны Путин предлагал различные оправдания для своего вторжения в Украину. Его военный нарратив включает в себя прекращение «геноцида народа Донбасса» (которого так и не произошло) и использование недовольства расширением НАТО (что не было проблемой для Путина в начале 2000-х и кажется пустяковой проблемой сейчас, если принять во внимание с учетом общего безразличия России к вступлению Финляндии в НАТО). Путин утверждает, что Украина не имеет права на существование, потому что исторически является частью России, и представляет свою войну как последнюю меру для сохранения «русской цивилизации».

Однако изначально этот империалистический пафос не является частью путинской платформы. Это проистекает из той же одержимости своим авторитетом. Сломав все институты дома и доведя свою власть до предела, он начал смотреть вовне. В сочетании с растущим желанием отомстить — с начала 2000-х Украина была единственной областью, в которой он продолжает проигрывать — раскручивающийся по спирали эгоизм Путина нашел идеальную цель.

Даже если завоевание Украины Владимиром Путиным провалится, не было ни одного момента, когда он был бы готов сесть за стол переговоров. Россия готова к переговорам, если они будут основаны на «новом мировом порядке», — говорит министр иностранных дел России Сергей Лавров, — но это недостижимо. Россия стремится разрушить существующий порядок, а не построить новый. В ходе этой войны Москва передала единственный сигнал: не существует норм или законов, которые Россия хотела бы соблюдать. Путин назвал бы любой столп архитектуры международной безопасности чепухой, имеющей не больше значения, чем его последний хоккейный матч. И это тем более верно, что Запад теперь называет его изгоем и военным преступником, так зачем играть по правилам? Единственным нынешним ограничением Путина является его чувство личной безопасности. Иначе он, наверное, уже нанес бы ядерный удар по Украине.

Конфликт на Украине приближается к решающему и, возможно, очень опасному моменту. Путин рассчитывает на растущую усталость от войны между союзниками Украины. Если союзники колеблются, а предстоящее контрнаступление Украины не увенчается успехом, президент Зеленский будет вынужден вести переговоры о мирном урегулировании на условиях Путина. Но не заблуждайтесь: для Путина это будет просто пауза в боевых действиях, поскольку он в конечном счете не заинтересован в мире и готов заплатить любую цену, чтобы не добиться его.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат исключительно автору и не отражают точку зрения Института Кеннана.

Чего больше всего боится Путин | Journal of Democracy

Российский президент Владимир Путин хочет, чтобы вы поверили, что НАТО несет ответственность за его вторжение в Украину 24 февраля — что раунды расширения НАТО сделали Россию неуверенной, заставив Путина наброситься на него. У этого аргумента есть два ключевых недостатка. Во-первых, НАТО был переменной , а не постоянная источник напряженности между Россией и Западом. Москва в прошлом признавала право Украины на вступление в НАТО; Претензии Кремля к альянсу четко обостряются после демократических прорывов на постсоветском пространстве. Это подчеркивает второй недостаток: поскольку Путин боится демократии и угрозы, которую она представляет для его режима, а не расширенного членства в НАТО, исключение последнего из обсуждения не уменьшит его неуверенность. Объявленная им цель вторжения, «деназификация» Украины, является кодом для его реальной цели: смены антидемократического режима.

R Жестокое вторжение России в Украину спровоцировало крупнейшую войну в Европе со времен Второй мировой войны, пролившую без разбора кровь тысяч украинских солдат и невинных мирных жителей. Президент России Владимир Путин хочет, чтобы вы поверили, что во всем виновата НАТО. Он часто заявлял, что расширение НАТО, а не 200 000 российских солдат и моряков, атакующих украинские порты, аэродромы, дороги, железные дороги и города, является главной движущей силой этого кризиса. После провокационного выступления Джона Миршаймера 2014  9В статье 0024 Foreign Affairs , в которой утверждается, что «кризис на Украине — вина Запада», нарратив о негативной реакции России на расширение НАТО стал доминирующей основой для объяснения — если не оправдания — продолжающейся войны Москвы против Украины. 1  Эту мысль повторяют не только в Москве, но и в США, Европе и других странах политики, аналитики и писатели. Они утверждают, что многочисленные раунды расширения усугубили чувство незащищенности России по мере того, как силы НАТО подкрадывались ближе к границам России, что, наконец, спровоцировало Путина на яростный выпад, сначала вторгнувшись в Грузию в 2008 году, затем в Украину в 2014 году, а теперь во второй раз, вероятно, гораздо более масштабный. , вторжение в Украину сегодня. Этим рассказом призрак членства Украины в НАТО указывает как на причину конфликта, так и на его решение: откажитесь от членства для Украины, таков аргумент, и будущие войны будут предотвращены.

Об авторах

Роберт Персон

Роберт Персон — адъюнкт-профессор международных отношений в Военной академии США, директор ее учебной программы по международным отношениям и член факультета Института современной войны. Его следующая книга « Большая стратегия России в XXI веке, » готовится к печати.

Просмотреть все работы Роберта Персона

Майкл Макфол

Майкл Макфол , бывший посол США в России, профессор политологии Стэнфордского университета, директор Института международных исследований Фримена Спольи и старший научный сотрудник Питера и Хелен Бинг в Гуверовском институте. Его последняя книга — « От холодной войны к горячему миру: американский посол в путинской России » (2018).

Просмотреть все работы Майкла Макфола

У этого аргумента есть два изъяна: один связан с историей, а другой — с мышлением Путина. Во-первых, расширение НАТО не было0024 константа  источник напряженности между Россией и Западом, а переменная . За последние тридцать лет значимость этого вопроса то поднималась, то опускалась не в первую очередь из-за волн расширения НАТО, а скорее в результате волн демократической экспансии в Евразии. По очень четкой схеме жалобы Москвы на альянс усиливаются после демократических прорывов. Хотя трагические вторжения и оккупация Грузии и Украины обеспечили Путину де-факто право вето на их устремления в НАТО, поскольку альянс никогда не допустит страны, частично оккупированной российскими войсками, этот факт подрывает заявление Путина о том, что нынешнее вторжение направлено против НАТО. членство. Он уже заблокировал расширение НАТО во всех смыслах и целях, тем самым продемонстрировав, что сегодня он хочет чего-то гораздо более значительного в Украине: конца демократии и возвращения порабощения. 24 февраля в часовой бессвязной тираде, объясняющей его решение о вторжении, он прямо сказал об этом.

Эта реальность подчеркивает второй недостаток: поскольку главной угрозой для Путина и его авторитарного режима является демократия, а не НАТО, эта воспринимаемая угроза не исчезнет волшебным образом с введением моратория на расширение НАТО. Путин не перестанет пытаться подорвать демократию и суверенитет в Украине, Грузии или регионе в целом, если НАТО прекратит расширение. Пока граждане в свободных странах пользуются своими демократическими правами избирать собственных лидеров и устанавливать собственный курс во внутренней и внешней политике, Путин будет продолжать пытаться их подорвать. Заявленная Путиным цель «деназификации» в Украине — это кодовое слово для смены режима — антидемократической смены режима.

Как мы сюда попали

Безусловно, НАТО и ее расширение всегда были источником напряженности в американо-советских и американо-российских отношениях. Два десятилетия назад один из нас стал соавтором (вместе с Джеймсом Голдгейером) книги об отношениях между США и Россией, Power and Purpose, , в которой есть глава под названием «НАТО — это слово из четырех букв». 2  Кремлевские лидеры Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Путин и Дмитрий Медведев в разной степени выражали озабоченность по поводу расширения альянса.

С момента своего основания в 1949 году двери НАТО открыты для новых членов, отвечающих критериям приема. После распада СССР в 1991 году никого не должно удивлять, что страны, ранее аннексированные, порабощенные и подвергшиеся вторжению Советского Союза, могут стремиться к более тесным связям в сфере безопасности с Западом. Соединенные Штаты и другие союзники по НАТО усердно работали, чтобы не отрицать стремления этих новых свободных обществ, а также сотрудничали с Россией по вопросам европейской и других проблем безопасности. Иногда они имели успех, а иногда нет.

Многие из тех, кто обвиняет НАТО в нынешнем конфликте на Украине, упускают из виду тот факт, что за тридцать лет после окончания холодной войны отказ Москвы от расширения НАТО в разное время менялся в разные стороны.

Когда в 1997 году президент Борис Ельцин согласился подписать Основополагающий акт Россия-НАТО, Россия и альянс закрепили в этом соглашении всеобъемлющую программу сотрудничества. На церемонии подписания Ельцин заявил,

Что еще очень важно, так это то, что мы создаем механизмы консультаций и сотрудничества между Россией и Альянсом. И это позволит нам — на справедливой, равноправной основе — обсуждать, а в случае необходимости и принимать совместные решения по крупным вопросам безопасности и стабильности, по тем вопросам и по тем направлениям, которые затрагивают наши интересы. 3

В 2000 году во время визита в Лондон Путин, исполнявший обязанности президента России, даже предположил, что когда-нибудь Россия может вступить в НАТО:

Почему бы и нет? Почему нет . . . Я не исключаю такой возможности. . . в том случае, если с интересами России будут считаться, если она будет равноправным партнером. Россия – часть европейской культуры, и я не рассматриваю свою страну в отрыве от Европы. . . Поэтому я с трудом представляю НАТО врагом. 4

Зачем Путину вступать в альянс, якобы угрожающий России?

После терактов 11 сентября президент США Джордж Буш и Путин установили тесные отношения сотрудничества для борьбы с общим врагом: терроризмом. В то время Путин был сосредоточен на сотрудничестве с НАТО, а не на конфронтации. Единственный раз, когда альянс применил Статью 5 о коллективной обороне, была поддержка интервенции НАТО в Афганистане, действия, которое Путин поддержал в Совете Безопасности ООН. Затем он дополнил эту дипломатическую поддержку конкретной военной помощью альянсу, включая помощь Соединенным Штатам в создании военных баз в Узбекистане и Кыргызстане. Если бы НАТО было всегда угроза России и ее «сфере влияния», почему Путин способствовал открытию этих баз на постсоветском пространстве?

Во время своего визита в Соединенные Штаты в ноябре 2001 года Путин придерживался реалистичного, но готового к сотрудничеству тона:

Мы различаемся способами и средствами, которые, по нашему мнению, подходят для достижения одной и той же цели. . . [Но] можно быть уверенным, что какое бы окончательное решение ни было найдено, оно не будет угрожать . . . интересы как наших стран, так и всего мира. 5

В интервью в том же месяце Путин заявил,

Россия признает роль НАТО в современном мире, Россия готова расширять свое сотрудничество с этой организацией. И если мы изменим качество отношений, если мы изменим формат отношений между Россией и НАТО, то я думаю, что расширение НАТО перестанет быть проблемой — перестанет быть актуальной проблемой. 6

Когда в 2002 году НАТО объявило о своем плане крупной (и последней большой) волны расширения, которая охватит три бывшие советские республики — Эстонию, Латвию и Литву, — Путин почти не отреагировал. Он, конечно, не угрожал вторжением ни в одну из стран, чтобы не допустить их в НАТО. На конкретный вопрос в конце 2001 года, выступает ли он против членства стран Балтии в НАТО, он ответил: «Конечно, мы не в том положении, чтобы указывать людям, что им делать. Мы не можем запретить людям делать определенный выбор, если они хотят повысить безопасность своих стран определенным образом». 7

Такой же настрой Путин придерживался даже тогда, когда речь шла о вступлении Украины в Атлантический альянс. В мае 2002 г. на вопрос о его взглядах на будущее отношений Украины с НАТО Путин беспристрастно ответил:

Я абсолютно убежден, что Украина не будет уклоняться от процессов расширения взаимодействия с НАТО и западными союзниками в целом. . У Украины свои отношения с НАТО; есть Совет Украина-НАТО. В конце концов, решение должны принять НАТО и Украина. Это дело двух партнеров. 8

Десять лет спустя, при президенте Медведеве, Россия и НАТО снова начали сотрудничать. На саммите НАТО в Лиссабоне в 2010 году Медведев заявил:

Период дистанции в наших отношениях и претензий друг к другу закончился. Мы с оптимизмом смотрим в будущее и будем работать над развитием отношений между Россией и НАТО во всех сферах. . . [по мере продвижения к] полноценному партнерству. 9

На том саммите он даже обсуждал возможность сотрудничества России и НАТО по ПРО. Жалоб на расширение НАТО никогда не возникало.

С момента окончания холодной войны до вторжения Путина в Украину в 2014 году НАТО в Европе сокращало ресурсы и силы, а не наращивало их. Даже при расширении членства военный потенциал НАТО в Европе в 1990-е годы был намного выше, чем в 2000-х. В тот же период Путин тратил значительные ресурсы на модернизацию и расширение обычных вооруженных сил России, дислоцированных в Европе. Баланс сил между НАТО и Россией смещался в пользу Москвы.

Эти эпизоды предметного сотрудничества России и НАТО подрывают аргумент о том, что расширение НАТО всегда и постоянно было движущей силой конфронтации России с Западом в течение последних трех десятилетий. Исторические данные просто не подтверждают тезис о том, что расширяющаяся НАТО несет исключительную ответственность за антагонизм России с Западом и агрессию Москвы против Украины с 2014 года. Скорее, мы должны искать в другом месте, чтобы понять подлинный источник враждебности Путина к Украине и ее западным партнерам. .

Более серьезной причиной напряженности стала серия демократических прорывов и народных протестов за свободу в посткоммунистических странах на протяжении 2000-х годов, которые многие, включая Путина, называют «цветными революциями». 10 Путин считает, что национальным интересам России угрожает то, что он описывает как перевороты, поддерживаемые США. После каждого из них — Сербии в 2000 г., Грузии в 2003 г., Украины в 2004 г., «арабской весны» в 2011 г., России в 2011–2012 гг. и Украины в 2013–2014 гг. — Путин поворачивался к более враждебной политике по отношению к Соединенным Штатам, а затем сослался на угрозу НАТО в качестве оправдания для этого.

Борис Ельцин никогда не поддерживал расширение НАТО, но согласился на первый раунд расширения в 1997 году, потому что считал, что его тесные связи с президентом Биллом Клинтоном и Соединенными Штатами не стоят того, чтобы жертвовать этим сравнительно меньшим делом. В рамках программы НАТО «Партнерство ради мира» и особенно Основополагающего акта Россия-НАТО Клинтон и его команда приложили значительные усилия для поддержания положительных отношений между США и Россией, в то же время управляя расширением НАТО. 1999 годБомбардировки Сербии НАТО с целью остановить этническую чистку в Косово стали серьезной проверкой этой стратегии, но выжили отчасти потому, что Клинтон предоставила Ельцину и России роль в переговорном решении. Когда год спустя в результате первой посткоммунистической цветной революции Слободан Милошевич был свергнут, новый президент России Путин выразил сожаление по этому поводу, но не стал слишком остро реагировать. В то время он еще рассматривал возможность сотрудничества с Западом, в том числе с НАТО.

Однако следующий виток демократической экспансии в постсоветском мире, «революция роз» 2003 года в Грузии, значительно обострил напряженность в отношениях между США и Россией. Путин напрямую обвинил Соединенные Штаты в том, что они содействовали этому демократическому прорыву и помогли установить на престоле президента Михаила Саакашвили, которого он считал проамериканской марионеткой. Сразу после «революции роз» Путин стремился подорвать грузинскую демократию, в конце концов вторгшись в страну в августе 2008 года и признав два грузинских региона — Абхазию и Южную Осетию — независимыми государствами. В 2008 г. американо-российские отношения достигли нового постсоветского минимума9.0003

Через год после «революции роз» в 2004 г. в Украине разразилась наиболее значимая демократическая экспансия в постсоветском мире — Оранжевая революция. 11  В годы, предшествовавшие этому демократическому Леонид Кучма был относительно сбалансирован между востоком и западом, но с постепенным улучшением связей между Киевом и Москвой. Ситуация изменилась, когда фальсифицированные президентские выборы в конце 2004 года вывели на улицы сотни тысяч украинцев, в конечном итоге сместив избранного Кучмой и Путиным преемника Виктора Януковича. 12  Вместо этого к власти пришла продемократическая и прозападная Оранжевая коалиция во главе с президентом Виктором Ющенко и премьер-министром Юлией Тимошенко.

По сравнению с Сербией в 2000 году или Грузией в 2003 году украинская оранжевая революция представляла для Путина гораздо большую угрозу. Во-первых, Оранжевая революция произошла внезапно и в гораздо более крупной и стратегически важной стране на границе с Россией. Резкий разворот Ющенко и его союзников на Запад поставил Путина перед перспективой того, что он «потерял» страну, которой придавал огромное символическое и стратегическое значение.

Для Путина Оранжевая революция подорвала основную цель его великой стратегии: установить привилегированную и исключительную сферу влияния на территории, которая когда-то входила в состав Советского Союза. 13  Путин верит в сферы влияния — что как великая держава Россия имеет право накладывать вето на суверенные политические решения своих соседей. Путин также требует исключительных прав в своем соседстве: Россия может быть единственной великой державой, которая пользуется такой привилегией (или даже развивает тесные связи) с этими странами. Эта позиция значительно ужесточилась после примирительной позиции Путина в 2002 году, когда влияние России на Украине ослабло, а граждане Украины неоднократно заявляли о своем желании вырваться из-под контроля Москвы. Теперь требуется подчинение. Как объяснил Путин в недавней статье, по его мнению, украинцы и русские — это «один народ», который он стремится воссоединить, пусть даже и с помощью принуждения. 14  Поэтому для Путина «потеря» Украины в 2004 году стала важным негативным поворотным моментом в американо-российских отношениях, который был гораздо более заметным, чем вторая волна расширения НАТО, завершившаяся в том же году.

Во-вторых, те украинцы, которые встали на защиту своей свободы, были, по собственной оценке Путина, славянскими братьями, имеющими тесные исторические, религиозные и культурные связи с Россией. Если это могло произойти в Киеве, то почему не в Москве? Несколько лет спустя это почти произошло в России, когда в Москве, Санкт-Петербурге и других городах после фальсифицированных парламентских выборов в декабре 2011 года вспыхнула серия массовых протестов9.0066 15  Это были крупнейшие акции протеста в России с 1991 года, когда распался Советский Союз. Впервые за более чем десятилетие пребывания Путина у власти простые россияне продемонстрировали, что у них есть и воля, и способность угрожать его власти. 16  Это народное восстание в России произошло в том же году, что и Арабская весна, и за ним последовало возвращение Путина в Кремль в качестве президента на третий срок в 2012 году. Сочетание этих массовых протестов и переизбрания Путина на пост президента вызвало еще один серьезный негативный поворот в американо-российских отношениях и положило конец «перезагрузке», начатой ​​президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2009 г.. 17  Демократическая мобилизация, сначала на Ближнем Востоке, а затем по всей России, а не расширение НАТО, положила конец этой последней главе американо-российского сотрудничества. С тех пор новых глав сотрудничества не было.

Российско-американские отношения еще больше ухудшились в 2014 году, опять же из-за новой демократической экспансии, а не расширения НАТО. Следующая демократическая мобилизация, угрожающая Путину, снова произошла в Украине в 2013–2014 годах. После Оранжевой революции 2004 года Путин не вторгся в Украину, но использовал другие инструменты влияния, чтобы помочь своему протеже Виктору Януковичу шесть лет спустя с небольшим перевесом победить на президентских выборах в Украине. Однако Янукович оказался не верным кремлевским слугой, а попытался наладить связи как с Россией, так и с Западом. В конце концов Путин заставил Януковича сделать выбор, и президент Украины выбрал Россию в ноябре 2013 года, когда он отказался от подписания соглашения об ассоциации с ЕС в пользу членства России в Евразийском экономическом союзе.

К удивлению всех в Москве, Киеве, Брюсселе и Вашингтоне, решение Януковича сорвать это соглашение с ЕС снова спровоцировало массовые демонстрации в Украине, когда сотни тысяч украинцев вышли на улицы в ходе событий, впоследствии известных как Евромайдан или «революция достоинства» в знак протеста против поворота Януковича от демократического Запада. Уличные протесты длились несколько недель, трагически отмеченные убийством десятков мирных демонстрантов правительством Януковича, окончательным крахом этого правительства и бегством Януковича в Россию в феврале 2014 года, а также приходом к власти в Киеве нового прозападного правительства. Путин «потерял» Украину во второй раз за десятилетие, опять же из-за демократической смены режима.

Но на этот раз Путин нанес ответный удар с применением военной силы, чтобы наказать предполагаемых поддерживаемых США неонацистских узурпаторов в Киеве. российские вооруженные силы захватили Крым; Позже Москва аннексировала Украинский полуостров. Путин также предоставил деньги, оборудование и солдат для поддержки сепаратистов на востоке Украины, разжигая кипящую восьмилетнюю войну на Донбассе, унесшую жизни примерно четырнадцати тысяч человек. После вторжения — не раньше — Путин усилил свою критику расширения НАТО, чтобы оправдать свои воинственные действия.

В ответ на эту вторую украинскую демократическую революцию Путин пришел к выводу, что кооптация через выборы и другие невоенные средства должна быть дополнена более сильным принудительным давлением, включая военное вмешательство. После Революции Достоинства Путин предпринял беспрецедентную атаку на украинскую демократию, используя весь спектр военного, политического, информационного, социального и экономического оружия в попытке дестабилизировать и в конечном итоге свергнуть демократически избранное правительство Украины. 18  Отношения Украины с НАТО и Соединенными Штатами были лишь симптомом того, что Путин считает основной болезнью: суверенной, демократической Украины.

Настоящая Путина 

Casus Belli : Украинская демократия

Удивительно, но восемь лет неослабевающего российского давления не сломили украинскую демократию. Как раз наоборот. После путинской аннексии и продолжающейся поддержки войны на Донбассе украинцы теперь более сплочены по этническим, языковым и региональным различиям, чем когда-либо в истории Украины. В 2019 году, Владимир Зеленский победил на президентских выборах в Украине на убедительных выборах, получив поддержку населения во всех регионах страны. Неудивительно, что война Путина на востоке Украины также вызвала больший энтузиазм украинцев по поводу вступления в НАТО.

В феврале 2022 года Путин приступил к новой стратегии уничтожения украинской демократии: массированное военное вмешательство. Путин утверждает, что его цель — остановить расширение НАТО. Но это фикция. В отношениях Украины и НАТО за последний год ничего не изменилось. Это правда, что Украина стремится когда-нибудь вступить в НАТО. (Эта цель даже заложена в украинской конституции.) Но хотя лидеры НАТО по-прежнему привержены принципу политики открытых дверей, перед войной они также четко заявили, что Украина еще не имеет права на вступление. Путина casus belli — его собственное изобретение.

Накануне своего вторжения путинская стратегия по подрыву украинской демократии выглядела так, как будто она может быть успешной без военной силы. Сама угроза войны нанесла значительный ущерб украинской экономике и вызвала новые разногласия между политическими партиями Украины по поводу того, как Зеленский справился с подготовкой к кризису. Некоторые утверждали, что Зеленский должен был создать новую большую коалицию или правительство единства; другие сетовали на его предполагаемую неадекватную подготовку к войне. А некоторые утверждали, что Зеленский продемонстрировал свою дипломатическую неопытность, споря с президентом США Джо Байденом о вероятности российского вторжения в тот момент, когда единство с Западом было нужнее всего.

Но нетерпеливый и злой Путин больше ждать не мог. Он атаковал всей мощью российских вооруженных сил. Когда это эссе отправляется в печать, война все еще бушует.

Стратегия Путина до сих пор приводила к обратным результатам. Вопреки его ожиданиям, применение Путиным силы укрепило украинскую демократию, а не ослабило ее. Его решение вторгнуться в Украину объединило украинцев и укрепило популярность и имидж Зеленского как лидера нации. В то время как Путин остается изолированным от своих подданных и даже от своих придворных, пока его бомбы сеют разрушения в далекой стране, харизматичный Зеленский поклялся остаться в Киеве со своими солдатами и бороться за демократическое будущее Украины, объединяя общественное мнение в Украине и во всем мире. Путин может по-прежнему верить, что такой вещи, как украинская нация, не существует, как он неоднократно заявлял. Но точно так же, как войны формировали национальную идентичность на протяжении веков, российская агрессия воодушевила украинский народ, который навсегда отвернется от московского самодержавия, решив вместо этого принять универсальную ценность свободы — свободу от российского господства, свободу выбирать свою судьбу, свобода жить в мире.

Но, несмотря на ранние украинские успехи на поле боя, долгосрочное выживание украинской демократии висит на волоске. Продолжающаяся воинственная риторика Путина и неприятие любых серьезных попыток договориться о прекращении огня позволяют предположить, что наступление Москвы будет продолжаться. Первоначальные военные операции России предполагают, что Путин предвидел молниеносное вторжение с нескольких фронтов, которое встретит небольшое сопротивление и быстро окружит Киев, что приведет к насильственному отстранению Зеленского от власти. Новые выборы, проведенные под прицелом, дадут Путину желаемое им марионеточное правительство, как это произошло в Восточной Европе после Второй мировой войны в тени советских танков. В одном украинском городе Мелитополе в факсимиле сталинских методов в Восточной Европе после 1945 февраля российские оккупационные силы уже сместили мэра и установили марионетку Москвы. Однако на момент написания этой статьи российские вооруженные силы увязли в яростном украинском сопротивлении и теперь приспосабливаются к неприятной перспективе долгого и кровавого бреда по негостеприимной украинской территории. Украинцы будут относиться к российским армиям как к оккупантам 1941 года, а не освободителям 1945 года. Слишком рано предсказывать исход этой ужасной войны. Но, несмотря на плохие результаты российской армии, нет никаких доказательств того, что Путин отказался от своей цели — отстранить Зеленского от власти и подчинить Украину контролю Москвы.

Путину может и не нравиться расширение НАТО, но он на самом деле не боится этого. Россия обладает самой большой армией в Европе, переполненной за два десятилетия щедрых расходов. НАТО является оборонительным союзом. Он никогда не нападал на Советский Союз или Россию и никогда не нападет. Путин это знает. Но Путину угрожает процветающая демократия на Украине. Он не может терпеть успешную и демократическую Украину на границе с Россией, особенно если украинский народ также начнет экономически процветать. Это подорвало бы стабильность кремлевского режима и предложило бы обоснование авторитарного государственного руководства. Точно так же, как Путин не может позволить воле российского народа управлять будущим России, он не может позволить народу Украины, который имеет общую культуру и историю, реализовать процветающее, независимое и свободное будущее, за которое они голосовали и за которое боролись.

Хотя шанс стабильного прекращения огня сегодня кажется маловероятным, беспрецедентные санкции и растущее общественное инакомыслие в России теоретически могут вынудить Путина сесть за стол переговоров. Туман войны густой. Но где бы ни были остановлены российские оккупанты — будь то Луганск и Донецк, Харьков, Мариуполь, Херсон, Одесса, Киев или Львов, — Кремль останется приверженным подрыву украинского (и грузинского, молдавского, армянского, и этот список можно продолжить) ) демократия и суверенитет до тех пор, пока Путин остается у власти, а может быть, и дольше, если в России сохранится самодержавие. И украинский народ уже доказал свою храбрость: он будет бороться за свою демократию до того дня, пока российские войска не покинут Украину.

 

Мнения, выраженные в этом эссе, принадлежат авторам и не отражают официальную позицию армии США, Министерства обороны или правительства США.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Джон Дж. Миршеймер, «Почему в кризисе на Украине виноват Запад: либеральные заблуждения, спровоцировавшие Путина», Foreign Affairs 93 (сентябрь–октябрь 2014 г. ): 77.

2. Джеймс М. , Голдгейер и Майкл Макфол, Сила и цель: политика США в отношении России после холодной войны (Вашингтон, округ Колумбия: Brookings Institution Press, 2003).

3. Офис пресс-секретаря Белого дома, «Подписание Основополагающего акта Россия-НАТО», 27 мая 1997 г., https://clintonwhitehouse5.archives.gov/WH/new/Europe/19970527-814.html .

4. Дэвид Хоффман, «Путин говорит: «Почему бы и нет?» вступлению России в НАТО», Washington Post, , 6 марта 2000 г., www.washingtonpost.com/archive/politics/2000/03/06/putin- говорит-почему-не-в-вступление-россии-нато/c1973032-c10f-4bff-9174-8cae673790cd .

5. Боб Кемпер, «Буш, Путин преуменьшает различия», Chicago Tribune, 16 ноября 2001 г., www.chicagotribune.com/news/ct-xpm-2001-11-16-0111160193-story.html 9002 4 .

6. «Стенограмма интервью Роберта Сигела с Владимиром Путиным», NPR, 15 ноября 2001 г., https://legacy. npr.org/news/specials/putin/nprinterview.html .

7. «Стенограмма интервью Роберта Сигела с Владимиром Путиным».

8. «Заявление для прессы и ответы на вопросы на совместной пресс-конференции с Президентом Украины Леонидом Кучмой», Президент России, 17 мая 2002 г., http://en.kremlin.ru/events/president/transcripts/21598 .

9. «Пресс-конференция по итогам заседания Совета Россия-НАТО», Президент России, 20 ноября 2010 г., http://en.kremlin.ru/events/president/transcripts/9570 .

10. Майкл Макфол, «Переходы от посткоммунизма», Journal of Democracy 16 (июль 2005 г.): 5–19.

11. Андерс Ослунд и Майкл Макфол, Революция в Оранжевой: Истоки демократического прорыва в Украине (Вашингтон, округ Колумбия: Фонд Карнеги за международный мир, 2006).

12. Макфол, «Переходы от посткоммунизма», 5.

13. Роберт Персон, «Четыре мифа о большой стратегии России», Центр стратегических и международных исследований, 22 сентября 2020 г.