Имя Ольга. Знаменитые люди с именем Ольга

Список знаменитостей с именем Ольга. Найти людей с именем Ольга

Ольга Куриленко

Украинская актриса, модель

Ольга Сумская

актриса

Ольга Анохина

Актриса, сценарист, режиссер

Ольга Вечкилева

Российская актриса

Ольга Зарубина

Звезда эстрады 80-х годов

Ольга Пушкина-Павлищева

Родная сестра А. С. Пушкина. Была с ним очень дружна в детстве и юности.

Ольга Кузьмина

Актриса кино

Ольга Белан

Журналистка

Ольга Крючкова

Российская писательница, автор художественных произведений на историческую тематику.

Ольга Рочева-Москаленко

лыжница

Ольга Шукшина

актриса

Ольга Родионова

Актриса, модель.

Ольга Лебедева

просветительница

Ольга Палей

морганатическая супруга младшего дядюшки Государя Императора Николая Второго, великого князя Павла Александровича Романова

Ольга Весёлкина

фрейлина императрицы Александры Фёдоровны.

Ольга Жизнева

актриса

Ольга Больбух

Актриса

Ольга Рапай

Скульптор-керамист

Ольга Березуцкая

Спортсменка, жена защитника ЦСКА Василия Березуцкого

Ольга Зубкова

Актриса

Ольга Жорж-Пико

Французская актриса

Ольга Рыбак

Редактор Mobbit. info.

Ольга Винокур

музыкант

Ольга Поверенная

Балерина

Ольга Озерная

Актриса

Ольга Эннс

Пермский режиссер театра, которая умерла после падения в оркестровую яму

Ольга Полюк

Украинская спортсменка по фристайлу.

Ольга Краузе

Российская поэтесса и исполнительница

Ольга Стельмах

Певица

Ольга Матешко

советская и украинская актриса театра и кино.

Ольга Берггольц

поэтесса

Ольга Трифонова

Оперная певица сопрано, солистка Мариинского театра.

Ольга Сергеева

Оперная певица сопрано, солистка Мариинского театра.

Ольга Будина

Актриса

Ольга Котлярова

Российская бегунья.

Ольга Завьялова

Заслуженный мастер спорта (лыжные гонки).

Ольга Богданова

актриса

Ольга Семенова

Российский общественный деятель, журналист и публицист.

Ольга Книппер-Чехова

актриса, жена А. П. Чехова

Ольга Беляева

российская актриса

Ольга Андровская

Актриса театра и кино, педагог

Ольга Васильева

Кинопродюсер, работающий в игровом кинематографе.

Ольга Степнова

Писательница

Ольга Володарская

Российская писательница

Ольга Маховская

Психолог

Ольга Гофман

Российская акробатка

Ольга Савова

Оперная певеца меццо-сопрано, солистка Мариинского театра.

Ольга Мельникова

Ветеран, участница Великой отечественной войны.

Ольга Пушкина-Павлищева

сестра А.С.Пушкина

Ольга Чехова

Актриса

1 2 3 … 7 »

ОЛЬГА. 100 знаменитых женщин

ОЛЬГА

(род. ? – ум. в 969 г.)

Святая равноапостольная княгиня киевская. Правила в малолетство сына Святослава.

«Праматерь всех царей русских», святая равноапостольная княгиня киевская – вот кем была Ольга (в разноязычных интерпретациях Хельга, Хальга, Алогия), в крещении Елена. В историю она вошла как великая устроительница государственной и культурной жизни Киевской Руси.

Вариаций на тему происхождения будущей княгини множество, и каждая подкреплена летописным или церковным источником. По летописным сведениям, она родом из Пскова и приходилась родственницей правившему тогда Олегу. Историк В. Н. Татищев утверждал, что она – внучка новгородского посадника Гостомысла, предшественника Рюрика, и в доме звали ее Прекрасой.

В 903 г. девочку предположительно в десятилетнем возрасте привезли в Киев, чтобы обручить с 25-летним Игорем, сыном Рюрика, который позднее принял великокняжение. Согласно древнерусской традиции, официальное имя она получила по принадлежности к роду, по отцу. Вопреки красивой легенде о женитьбе княжича на малолетней простолюдинке, существуют научные версии того, что Ольга была все-таки знатного рода. В Древней Руси родовая принадлежность имела большое значение, и никто из князей никогда не женился на простых девушках. Олег, будучи регентом при Игоре и полновластным хозяином на Руси, пока тот не возмужал, не допустил бы такого неразумного поступка. А вот невеста из рода Гостомысла была вполне подходящей партией, обеспечивающей связь двух родов. Норманнскому конунгу Олегу, пришлому на Русь, легче было удержать власть при поддержке местной знати. Он имел огромное влияние и на Игоря, тот даже в довольно зрелом возрасте «ходил по Олеге и слушал его». Достаточно вспомнить, что легендарный поход Олега на Царьград (так в летописях называют Константинополь) и заключенный с греками договор были делами того же Олега – «великого князя русского», а новый договор 911 г. имел место, когда Игорю перевалило за тридцать. Полновластно править он начал с 912 г. , то есть после смерти Олега. Но не будем гадать о достоинствах и недостатках молодого князя, согласимся с тем, что его брак был делом большой политики.


О годах правления Игоря известно мало. Ему довелось покорять древлян, оглядываться на печенегов, что появились в степях Причерноморья, и безуспешно воевать с Византией под давлением хазар. Приходилось князю совершать далекие и долгие походы, поэтому внутренними делами все более активно начинала заниматься Ольга.

Осенью 945 г. Игорь погиб от рук древлян, с которых хотел получить дополнительную дань. И княгиня осталась одна с сыном.

Широко известна легенда о троекратной мести Ольги жителям древлянской земли. Несмотря на то что они имели мирный вариант разрешения конфликта и даже предложили ей в мужья своего князя Мала, вдова сурово покарала их. Воспитанная в традициях викингов, она легко шла на обман и коварство, бесстрастно относилась к кровопролитию и смерти, чтобы утвердить свою власть. Первой местью было погребение заживо древлянских старейшин вместе с ладьями, в которых они прибыли в Киев. Второе посольство по ее приказу сожгли в бане, а третье уничтожили во время тризны по Игорю под стенами города Искоростеня, где он погиб. Самым жестоким было последнее наказание: хитроумная княгиня пообещала, что отступит от города, взяв небольшую дань – по голубю от двора, а потом приказала привязать к лапкам птиц тлеющие лучины и отпустить. Голуби разлетелись по домам и сожгли город. После этой «науки» не только древляне, а никто из данников против Ольги не восставал. В этой истории столкнулись два различных мировоззрения, две психологии: с одной стороны, славянская открытость и прямодушие, вера в нерушимость данного слова, а с другой – выработанное вековой практикой варягов пренебрежение к понятиям нравственности, которые мешали в достижении цели. У последних коварство и ложь были предметом гордости, если приносили успех. А у славян нормы чести и совести были непререкаемым законом.

Вместе с тем Ольга обладала не только твердым характером, но и гибким умом, поэтому сделала правильные выводы. Она установила фиксированный объем дани с каждой земли. А потом начала «хождения» по своим владениям, чтобы самолично определить места и виды промыслов, размеры доходов с них и порядок распределения. Известно, что две трети она отдавала в распоряжение городского вече, а треть оставляла за собой и тратила в основном на строительство и благотворительность. Это была первая попытка государственного регулирования природопользования. Ольга установила систему «погостов» (от слова «гость», т. е. купец), которые стали центрами торговли и культуры, опорой княжеской власти, местами средоточия интересов иноземных купцов. Со временем они обрастали укреплениями, превращались в города, а с распространением христианства здесь строились храмы как обязательные приметы культурного роста.

При княгине Ольге в Киеве началось каменное строительство. На Старокиевской горе (это место называли Вышгородом) рядом с каменным теремом вырос еще и дворец, где появился богато украшенный фресками, мрамором и розовым шифером тронный зал для торжественного приема иностранных послов и гостей. А над торгово-административным центром высилась круглая башня. Уже в наши дни археологи раскопали здесь фундаменты древних зданий.

Ослабив влияние местных правителей, княгиня всячески стремилась укреплять централизованную форму власти. Но не менее важным, чем укрепление политической, экономической и военной мощи государства, она считала духовное обновление народа. И сумела понять, что путь к будущему величию и возможности на равных общаться с такими господствующими империями, как Византия и саксонская Германия, лежит через принятие христианства. Но задача эта была не из легких.

История борьбы язычества с христианством на Руси уже тогда насчитывала почти двести лет, от похода и крещения князя Бравлина в Суроже в 795 г. И носила она переменный характер не только в народной среде, но и среди властителей: Аскольд был христианином, Вещий Олег – воинствующим язычником, Ольга вслед за Игорем поддерживала христианские веяния, внимательно присматривалась к сторонникам церкви, понимала прогрессивность их устремлений и решила идти одним путем с ними.

С этой целью и отправилась она в столицу Византии город Константинополь к императору Константину VII Багрянородному, снарядив флот и посольство численностью около двухсот человек (с обслугой – более тысячи). Константин яростно ненавидел и опасался русичей, памятуя разгромные для ромеев походы Аскольда, а затем и Олега, который в 907 г. прибил свой щит «на врата Царьграда». Но появление русского флота на Босфоре сделало свое дело.

Точная дата исторического визита не сохранилась, ученые относят его к периоду между 946 и 957 гг. До нас дошли не только богатые фольклорные свидетельства и хроники, но и оригинальные записи самого императора – он был историком и писателем. В произведении «О церемониях византийского двора» им описан официальный прием Эльги – архонтессы (т. е. правительницы) Руси в императорском дворце. Однако встречей остались недовольны обе стороны. Ольгу возмутило томительное (не один месяц) ожидание приема в порту, явная демонстрация пренебрежительного отношения к себе, весь церемониал, который предусматривал переодевание в византийские одежды, умащивание и опять ожидание, затем процедуру поклонов и падения ниц. От унизительных церемоний она отказалась и приветствовала Константина легким поклоном. Ей были оказаны необходимые почести, с ней подписали и торговые соглашения, однако главных задач княгине решить не удалось. Она планировала договориться об открытии митрополии в Киеве, как это было при Аскольде, и сосватать своему сыну императорскую дочь. Константин счел это дерзостью, подчеркнув своим отказом превосходство империи над Русью.

Существует легенда, будто бы он предложил Ольге руку и сердце, но получил отказ. На самом деле Константин был женат, а Ольге, хоть она и славилась красотой, было уже за шестьдесят. Гораздо более правдоподобна первая цель визита. Ради нее Эльга Русинка встречалась с патриархом и якобы приняла крещение, а крестным отцом являлся сам Константин. Но факт крещения остается спорным. Во-первых, император нигде о нем не упоминает. А во-вторых, известно, что в этой поездке княгиню сопровождал духовник, что означает одно – Ольга уже была крещенной. Хотя возможно, что для придания особой важности визиту она решила вторично совершить обряд в самом Константинополе, давая тем самым понять: и она и ее страна готовы воспринять достижения византийской культуры. Она всегда держалась гордо, с достоинством. В былинном произведении «О взятии Царьграда княгиней Ольгой» запечатлена ее бескровная победа над надменным Константином. (А за моменты унижения она расквиталась, когда тому впоследствии пришлось просить войско, и ответила послам: дескать, пускай приедет и подождет так, как я ждала у него в порту, тогда и дам.) Отбывая домой, Ольга, нареченная в вере Еленой, получила благословение патриарха Феофилакта: «Благословенна ты в жонах руських, яко возлюби свет, а тьму остави»…


Как бы то ни было, крещение свидетельствовало об уме и дальновидности русской правительницы, определило ее внешнюю политику, направленную на укрепление независимости Руси. Этой линии придерживались в течение двухсот лет и ее наследники. Очень важно, что в насаждении христианства Ольга прибегала к ненасильственным методам. Она понимала, что в стране, где языческие верования имели глубокие корни, невозможно ввести новую официальную религию путем указа. Ведь даже собственного сына Святослава она не смогла переубедить и обратить в свою веру, он оставался язычником до конца дней. Княгиня мирилась с тем, что одни ее подданные молятся в храме (на днепровском берегу красовался соборный храм Ильи Пророка), а другие перед походом клялись на оружии в святилище Перуна. Прошли годы, прежде чем внук Ольги – Владимир покончил с этим и крестил киевлян в Днепре, уничтожая остатки капищ. Более того, воспользовавшись ослаблением Византии, он силой оружия заставил императорский двор выдать ему в качестве жертвы царевну и женился на ней, выполнив и это желание своей бабки – породниться, а значит, и уравняться в величии с могучей державой. Христианизация государства и союз с Византией, начатые Ольгой и завершенные Владимиром, по мнению академика Д. С. Лихачева, «ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях».

А историк С. М. Соловьев отмечал, что после принятия христианства на Руси возникло также и новое отношение к женщине. Благодаря княгине Ольге они включились в процесс просвещения, ни в чем не уступали мужчинам в «книжности», а также имели «в женском естестве мужскую крепость», иначе говоря, занимались государственными делами – образованием, культурой, строительством, врачеванием, воевали и принимали послов. Примером такого характера была сама княгиня. Самоотверженная, терпеливая и мужественная, она умела не сгибаться в трудные времена, а наоборот – стала духовной опорой для многих людей. Фактически до конца жизни Ольга управляла Русью, потому что Святослав редко бывал в столице, почти все время проводил в походах. Когда в 968 г. князь воевал на Балканах, ей даже пришлось выдержать осаду печенегами Киева.

Предание нарекло Ольгу хитрой, а церковь – святой. Летописец Нестор называл ее звездой, которая предваряет восход солнца над русской землей. Почитание княгини со временем переросло в обожание и обожествление, затем последовало причисление ее к сонму святых. Когда произошла канонизация, мы не знаем, понятно только, что в домонгольские времена, так как день ее памяти (11 июля) встречается в письменных источниках с XIII в. Первые изображения княгини появились в хрониках и летописях, а затем начали воплощаться в иконах, в храмовых фресках и росписях Византии и Руси. Есть предположение, что остатки фресок Софиевского собора в Киеве, возведенного при Ярославе Мудром, изображают именно фрагменты приема русского посольства во главе с Ольгой в Константинополе. А более поздняя иконография, очевидно, берет начало с этих фресок.

Княжение княгини Ольги явилось поворотом в истории Киевской Руси. Страна обрела упорядоченное правление, вошла в политическую систему христианского мира. Благодаря ее мудрости Русь не попала в зависимость ни от Византии, ни от Германии. Уходящие в глубь веков отношения византийцев-греков и русинов получили новое развитие. Через русские земли от Константинополя по Днепру, через Киев и дальше на север, до Новгорода и Балтийского (Варяжского) моря шел знаменитый путь «из варяг в греки». H. М. Карамзин писал, что Ольга «овладела кормилом государства и мудрым управлением доказала, что слабая жена может иногда равняться с великими мужами».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ольга

Ольга
«Предание нарекло Ольгу хитрою, церковь Святою, история Мудрою», – констатировал Н.  М. Карамзин.«…Не в одних только именах сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племён. Как Олег, так и Ольга отличаются в предании мудростью, по тогдашним

Ольга (945–962)

Ольга (945–962)
Вопрос 1.7В 945 году Игоря убили древляне. Жена убиенного, княгиня Ольга, очень жестоко им отомстила. Мстила пять раз. В пятый раз Ольга взяла из Искоростеня от каждого дома по три воробья и по три голубя, велела своим воинам привязать каждой птице трут; птицы с

Ольга (945–962)

Ольга (945–962)
Ответ 1.7Самсон. Он привязал горящие факелы к хвостам трехсот лисиц и выжег угодья филистимлян.Ответ 1.8Явились княгине Ольге три светоносных луча. Вернувшись в Киев, Ольга «посла много злата на Плескову реку на создание церкви Святой Троицы».Ответ 1.9Великая и

ОЛЬГА

ОЛЬГА
Христианство утвердилось на Руси в 80-х годах X века при киевском князе Владимире Святославиче. Но ещё гораздо прежде — в середине столетия — приняла крещение бабка Владимира, благоверная княгиня Ольга, которая, по словам летописца, стала «предвозвестницей

Ольга

Ольга
Начнем рассказ об Ольге с официальной версии (по А. Нечволодову):«За те обиды Руси, за которые князь Игорь не успел отомстить при своей жизни, и за позорную смерть его у древлян рано или поздно должна была также последовать суровая месть. С древлянами расправа

ОЛЬГА

ОЛЬГА
(род.? – ум. в 969 г.)
Святая равноапостольная княгиня киевская. Правила в малолетство сына Святослава.
«Праматерь всех царей русских», святая равноапостольная княгиня киевская – вот кем была Ольга (в разноязычных интерпретациях Хельга, Хальга, Алогия), в крещении

Ольга

Ольга
Прожив в Москве после долгого перерыва почти три месяца, Ян с трудом но привык к бурному темпу жизни, который предложили ему столица, война, воздушные тревоги и бесконечные поездки и поиски людей в связи с новым назначением. В смысле условий бытия он был неприхотлив:

Ольга

Ольга
О том, как Ольга вышла замуж за сына Рюрика, говорит красивое предание. Игорь охотился в псковских землях неподалеку от села Выбутино, и ему понадобилось переправиться на другую сторону реки. Он увидел, что по реке в лодке плывет юноша, и попросил перевезти его с

Ольга (945–957)

Ольга (945–957)
Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику

Ольга

Ольга
Оставшись вдовой с малолетним сыном на руках, княгиня Ольга не растерялась.– Не святые горшки обжигают! – сказала она. И объявила киевлянам: – Буду вами править.– Правь! – равнодушно ответили киевляне.Ольга начала княжить именем сына. Узнал про это древлянский

Игорь и Ольга

Игорь и Ольга
Став правителем Руси, Игорь решительно сменил политическую линию. Исследуя его договор с Византией 944 года, историк и археолог Д. Л. Талис так подвел итоги: «В нем (договоре. — В. К.) указывается, что русский князь будет препятствовать „черным болгарам“,

Ольга и Святослав

Ольга и Святослав
Перед нами подлинно великие исторические деятели, значение которых в судьбе Руси невозможно переоценить. Восходящая к XI веку «Похвала княгине Олге» говорит с удивлением о ней: «… телом жена сущи, мужеску мудрость имеющи»; в «Повести временных лет»

Ольга

Ольга
«Предание нарекло Ольгу хитрою, церковь Святою, история Мудрою», — констатировал Н. М. Карамзин.«…Не в одних только именах сходство Ольги с знаменитым преемником Рюрика, собирателем племён. Как Олег, так и Ольга отличаются в предании мудростью, по тогдашним

Ольга

Ольга
По смерти Ігоря владу у київській державі взяла його жінка Ольга, — перша жінка на українськім престолі, княгиня, якої імя стало улюбленим іменем українського жіноцтва.З якого роду вона була, якого походження? Імя Ольга це скандинавське Гельга: може була донькою

Ольга (род.? – ум. в 969 г.)

Ольга
(род.? – ум. в 969 г.)
Святая равноапостольная княгиня киевская. Правила в малолетство сына Святослава.«Праматерь всех царей русских», святая равноапостольная княгиня киевская – вот кем была Ольга (в разноязычных интерпретациях Хельга, Хальга, Алогия), в крещении

Ольга Киевская: святая, с которой не стоит связываться

Святая как католической, так и восточной православной церкви, Ольга Киевская кажется настолько

несвятой , насколько это вообще возможно. Здесь Все об истории исследует, почему этот свирепый лидер не был ангелом

Ольга Киевская была одной из самых злобных и мстительных правительниц в истории Киевской Руси – княжества, которое в конечном итоге породило современную Россию, Украину и Беларусь, простирающаяся на высоте от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге.

Ольга родилась примерно в 903 году н. э. в Пскове, Россия. История почти не упоминает большую часть ее жизни, включая ее брак с Игорем, князем Киевским, и рождение сына.

Однако со смертью мужа Ольга становится больше, чем жена и мать, и, не жертвуя ни одной из этих обязанностей, занимает центральное место.

Ольга Киевская, родилась около 903 г. и умерла в 963 г. н.э.

Как и все восходящие империи, Киевская Русь росла за счет своих соседей, и одно племя стало опасаться их удушающих объятий.

Отношения между древлянами и Киевской Русью были сложными – они присоединились к Руси в военных походах против Византийской империи и платили дань предшественникам Игоря, но прекратились в 912 году, когда умер предыдущий князь, и вместо этого заплатили эту прославленную плату за покровительство местному военачальнику.

Игорь попытался восстановить свои привилегии в 945 году походом в свою столицу Искоростень (ныне Коростень на Северной Украине). Этот визит – как будто предыдущих 33 лет просто не было! – была пощечина, и древляне отбивались, схватив князя и убив его в хрящевом зрелище.

Игорь Киевский собирает дань с древлян

«Две березы пригнули к ногам князя и привязали к ногам его, — писал византийский летописец Лев Диакон, — потом опять дали деревьям выпрямиться, таким образом разорвав тело принца отдельно».

Вместе с их сыном, трехлетним Святославом, слишком молодым, чтобы занять киевский престол, Ольга стала править вместо него в качестве регента.

Древиане скоро ее хорошо узнают, но сейчас они думали, что имеют дело с еще одной скромной дворянкой, которую можно легко запугать и договориться о том, чтобы выдать ее замуж за их собственного принца Мала. Мало того, что они были бы свободны от уплаты дани Киевской Руси, они бы правило Киевская Русь.

Ольга осматривает тело своего покойного мужа

Древяне отправили 20 своих лучших людей, чтобы убедить Ольгу выйти замуж за живого символа убийства ее мужа. Сказав им подождать в лодке, она велела вырыть канаву, а на следующее утро – похоронить посланников заживо.

Вместо того, чтобы просто остановиться на этом, довольно категорическом отказе, если таковой когда-либо был, она отправила сообщение принцу Малу, что должна принять его предложение, но только в том случае, если древиане пришлют часть своего великого и доброго, чтобы сопровождать ее вернуться на свою территорию, ведь важно было, чтобы гордые Кейваны Руси увидели, насколько важным было это сватовство.

Ее потенциальный жених согласился, отправив группу своих вождей, чтобы забрать ее. Оказав подобающе пышный прием, она пригласила посетителей помыться в ее бане, а затем, заперев двери, сожгла всю компанию заживо.

Ольга сжигает заживо древских дворян в своей бане

Удивительно, но на этом дело не закончилось.

Весь древанский правящий класс был жестоко истреблен, Ольга вынашивала план покончить с остальными всеми вместе и объявила, что скоро прибудет в древянскую столицу Искоростень и попросила их устроить поминки где они могли бы оплакивать смерть ее мужа в том самом городе.

Несмотря на то, что древяне не получили известий ни от одной из миссий, которые они отправили ко двору Ольги, они приступили к приготовлению пира и, напившись до бесчувствия медовухой, солдаты Ольги предали мечу 5000 из них.

Даже этой оргии кровопролития было недостаточно, чтобы удовлетворить ее жажду мести, и Ольга собрала армию, чтобы навсегда уничтожить своих врагов. Оставшиеся в живых древяне умоляли о пощаде и предлагали заплатить медом и мехами , чтобы избежать ее гнева.

Казалось, она смягчилась, хотя в этот момент можно было подумать, что им виднее…

«Дайте мне трех голубей, — сказала она, согласно  Primary Chronicle , — и по три воробья из каждого дома. Я не хочу облагать вас тяжелой данью, как мой муж, но требую от вас только этого небольшого дара, ибо вы обеднели в осаде».

Хроника очень подробно описывает подвиг точной пиромании, последовавший за этим:

«Теперь Ольга дала каждому солдату в своем войске по голубю или воробью, и приказала им привязать ниткой к каждому голубю и воробью кусок серы, перевязанный небольшими кусочками ткани. Когда наступила ночь, Ольга приказала своим солдатам выпустить голубей и воробьев. Так и птицы улетели в свои гнезда, голуби на беседки, а воробьи под навесы. Голубятни, курятники, подъезды и сенокосы были подожжены.

«Не было дома, который бы не сгорел, и потушить пламя было невозможно, потому что все дома загорелись сразу. Люди бежали из города, и Ольга приказала своим воинам поймать их. Таким образом, она взяла город и сожгла его, а старейшин города взяла в плен. Некоторых из других пленников она убила, а некоторых отдала другим в рабство своим последователям. Остаток она оставила, чтобы отдать дань уважения».

 

Ольга сжигает древянскую столицу

Расплатились древяне жизнями и домами, а также данью Кейванской Руси.

Почему, несмотря на эту ужасную бойню, Ольга Киевская до сих пор почитается как святая спустя более тысячи лет после ее смерти (в 963 году н.э., если вам интересно)?

Она была первой правительницей Киевской Руси, принявшей христианство, и усилия Ольги укрыть остальную часть своего народа (но не ее сына, оставшегося язычником) принесли ей титул Исапостол: «Равноапостольный».

«Она сияла, как луна ночью, — пенилась  Первичная Хроника , — и сияла она среди неверных, как жемчуг в тине, так как люди были осквернены и еще не очистились от своего греха святым крещением ».

Чтобы узнать больше невероятных историй о королевах-воительницах, прочтите новый выпуск All About History или подпишитесь и сэкономьте деньги на цене обложки.

Благочестивая святая или королева-убийца?

 

Часто провозглашаемая основательницей русского христианства, святая Ольга Киевская (также Киевская) была канонизирована почти через 600 лет после своей смерти в честь ее усилий по распространению христианства в средневековом царстве Киевской Руси. В христианской церкви люди на протяжении всей истории возводились в сан святых по самым разным причинам. Некоторые, как святой Николай, были канонизированы за свою щедрость. Другие люди, такие как святой Августин, были канонизированы за их интеллектуальный вклад в христианство. Однако наследие, которым известна Ольга, не имеет ничего общего с ее святыми делами. Скорее, эта средневековая королева прославилась благодаря легендам, связанным с кампанией жестокой мести, которую она развязала соседнему русскому племени после того, как они убили ее мужа и угрожали ее трону. Легенды о святой Ольге, являющиеся предметом как споров, так и интереса, пережили более 1000 лет, пока ученые и любители истории борются с двойственными личностями древнего монарха.

 

Ольга Киевская: Невеста Руси

Портрет св. Ольги Киевской , работы Николая Бруни , ок. конец 19 века, через ozy.com

 

Существует мало документов об Ольге до ее замужества с Игорем Киевским, но считается, что она родилась около 900 г. н.э. в городе Пскове. Записи указывают на то, что Ольга Киевская, вероятно, была варягом, группой людей, которые произошли от викингов и скандинавов, которые в основном жили у реки Волги. В 903 г. н.э. Ольга вышла замуж за Игоря Киевского, который был лидером Киевской Руси. Ко времени женитьбы Игоря и Ольги Киевская Русь усилиями отца Игоря Рюрика превратилась из группы враждующих племен в небольшое, но грозное княжество. Рюрик, а позже его сын Игорь, расширили территорию и политический авторитет Киевской Руси за счет покорения соседних племен и сбора с них дани. В результате русы за короткий промежуток времени собрали значительное количество богатств и власти.

 

На протяжении большей части брака Игоря и Ольги ее муж часто вступал в конфликты с различными племенами, либо же был вовлечен в военные стычки с Византийской империей. В записях этого периода мало упоминается об Ольге Киевской, за исключением рождения ее сына в 942 г. н.э., которого назвали Святославом. В 912 г. н.э., когда Игорь вел кампанию по расширению своей территории, многие племена, традиционно платившие дань Киевской Руси, прекратили присылать платежи. После того, как Игорь вернулся из своих многочисленных походов в 945 г. н.э. он решил восстановить систему налогообложения и потребовать дань со всех племен, которые перестали платить.

 

Подвеска Киевская Русь , ок. 11–12 вв. н.э., через Метрополитен-музей

 

Одним из племен, с которыми столкнулся Игорь, была группа, известная как древляне. Древляне (также называемые древлянами и древлянами) были восточнославянским племенем, которое первоначально сопротивлялось Киевской Руси, но решило вступить в союз с Русью во время их похода против Византийской империи при условии, что древляне будут платить дань. Однако, как и многие другие вассальные племена, древляне перестали платить дань, пока Игорь был в отъезде. Когда он столкнулся с древлянами, Игорю сначала удалось собрать с них дань. Однако по непонятным причинам вождя Киевской Руси не удовлетворило то, что дали древляне, и он вернулся, чтобы потребовать дополнительную дань.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

В ответ на требования Игоря древляне устроили засаду и убили вождя. Византийский историк Лев Диакон утверждал, что древляне убили Игоря, привязав его ноги к двум согнутым назад березам. Тогда березы были отпущены, и сила выпрямившихся деревьев разорвала Игоря надвое. Поскольку Киевская Русь была патриархальным обществом, корона Игоря перешла к его сыну Святославу после его смерти. Однако, поскольку мальчику тогда было всего три года, его мать стала регентом и эффективным лидером Киевской Руси. В результате королева Киева Ольга теперь оказалась овдовевшим правителем королевства, которому угрожало восстание, которое только что унесло жизнь их короля.

 

Месть королевы

Иллюстрация Королева Ольга проводит поминки по мужу, ок. 1836, через ozy.com

 

После убийства царя Игоря в Киев прибыли древлянские послы и предложили Ольге выйти замуж за их вождя, князя Мала. Согласно Первичной хронике , важному источнику информации о королеве, Ольга ответила на их предложение, сказав : «Ваше предложение мне приятно; воистину, мой муж не может воскреснуть из мертвых» . Затем она попросила древлянских послов вернуться к ней на следующий день и потребовать, чтобы Киевская Русь перевезла древлян в город на своей лодке. В тот же день Ольга приказала своим людям вырыть за городом большой ров. Когда представители Ольги прибыли на следующий день за древлянами, они сделали по указанию царицы и потребовали, чтобы русы перевезли их в город на своих лодках. Когда русы доставили древлян Ольге, она приказала своим людям сбросить их в ров. Затем Ольга приказала заживо похоронить древлянских послов в их лодке.

 

Не успели древляне узнать о судьбе своих послов, как Ольга отправила племени очередное послание. В этом послании Ольга заявила, что встретит их князя, если древляне пришлют в сопровождении своих самых знатных мужчин. В ответ древляне послали своих наместников вернуть королеву. Когда группа приехала, Ольга пригласила их попариться в своей бане. После того, как древлянские воеводы вошли внутрь, Ольга подожгла баню и сожгла их заживо.

 

Художественное изображение средневекового Киева , через направления

 

Вслед за этим Ольга отправила древлянам еще одно послание, в котором сообщила им, что хочет приехать в город, где древляне убили ее мужа (Искоростена), чтобы посетить могилу Игоря и устроить по нему панихиду. Древляне, еще не зная, что Ольга убила их послов и наместников, приветствовали Ольгу Киевскую в своем городе и помогли ей приготовить поминки. Когда пир был готов, Ольга пригласила древлян вместе с ней поесть и выпить. После того, как древляне сильно опьянели, Ольга приказала своим людям убить их, и они убили около 5000 человек, прежде чем вернуться в Киев.

 

Ювелирные изделия Киевской Руси, ок. 12 век н.э., через Британский музей

 

Затем Киевская Русь собрала войско и выступила против уцелевших древлян. Не сумев победить русов в открытом бою, древляне бежали в свои города и забаррикадировались внутри. Затем Ольга и ее войско целый год осаждали древлянский город Искоростень. Когда древляне не уступили, Ольга отправила им сообщение, в котором говорилось, что она больше не хочет мести. Вместо этого она попросила их отдать дань уважения, в частности, попросив по три голубя и три воробья из каждого дома в городе.

 

Ольга Киевская пообещала снять осаду с города, если ей заплатят дань, и древляне с радостью подчинились. Однако в ту ночь Ольга приказала своим людям привязать к каждой птице кусок серы и ткани, поджечь ткань, а затем отпустить птиц. Птицы тут же улетели обратно в свои курятники в городе, устроенные в крышах и карнизах деревянных домов. Почти каждое здание в городе было подожжено, и Ольга с легкостью смогла захватить город. Затем большинство населения города было убито или обращено в рабство, а остальным пришлось платить тяжелую дань, которую Ольга наложила после поражения древельцев.

 

Ольга Киевская: первая русская христианка

Византийский лекционарий Джахариса , ок. 1100 г. н.э., через Метрополитен-музей

 

После того, как Ольга покорила древлян, записи показывают, что она вернулась в Киев и мирно правила в течение ряда лет. Используя свои полномочия регента, королева открыла торговые фактории по всему региону и создала систему централизованного управления. Ольга также внесла изменения в систему дани Киевской Руси, что стало одной из первых правовых реформ в Восточной Европе. В 948 г. н.э. средневековая королева посетила Константинополь в Византийской империи, которой в то время правил император Константин VII.

 

Согласно «Первой летописи» , император Константин сделал предложение Ольге и предложил ей править вместе с ним. Однако Ольга ответила, что не может выйти за него замуж, потому что она язычница, поэтому император Константин крестил ее и дал имя Елена. После крещения император снова обратился к царице Киевской Руси. На этот раз, однако, Ольга ответила, что технически она является «дочерью» Константина по вере, потому что он ее крестил, а кровосмесительный брак считается в христианстве грехом, поэтому она не может выйти за него замуж. Хроника утверждает, что затем император Констатин признал, что Ольга победила его, и отправил ее домой с подарками в виде золота, серебра, шелка и других ценных предметов.

 

Ювелирный византийский браслет, ок. 500–700 гг. н.э., через Метрополитен-музей

 

Вернувшись домой, Ольга провела большую часть оставшейся жизни, выступая за принятие христианства среди своего народа, и пыталась убедить своего сына обратиться в христианство. Хотя Святослав отказался обратиться, потому что он чувствовал, что его люди будут насмехаться над ним за это, он согласился не преследовать никого, кто обратился. При этой поддержке Ольга успешно построила церкви в нескольких городах, таких как Киев и ее родной город Псков. В 968 г. н.э. Ольга защитила Киев от атакующей болгарской армии, которая пришла, чтобы занять престол Святослава, пока он был в походе. Год спустя грозная королева умерла от болезни в 969 году нашей эры.

 

Сложная учетная запись: кровожадный монарх или стратегический гений?

Карта территории Киевской Руси через Smart History

 

На первый взгляд, история похода Ольги на древлян кажется классической историей о мстительной царице, совершившей библейское возмездие за убийство своего мужа. Однако в этой истории интересно то, что Ольга изображена искусным политическим и военным стратегом. Столкнувшись с группой, которая только что убила ее мужа, Ольга несколько раз смогла завести древлян в смертельные ловушки. Кроме того, Ольга умело использовала свой интеллект, чтобы проникнуть в цитадель врага или прорвать осаду, когда грубая сила не удалась. Соответственно, можно также утверждать, что весь поход Ольги на древлян представляет собой подробное изложение средневековой стратегии.

 

Смерть мужа Ольги, Игоря, поставила бы под угрозу политический авторитет Киевской Руси в то время, когда группе нужно было сохранить свою власть над племенами, на покорение которых Игорь потратил последние несколько десятилетий. Если бы королева Ольга вышла замуж за князя Мала, это дало бы древлянам контроль над Киевской Русью и фактически лишило бы эту группу автономии. Киевская Русь также рисковала потерять свою власть, если бы древляне смогли победить их в бою. Однако, если бы древлянам удалось успешно бросить вызов русам, возможно, древляне вдохновили бы другие племена на восстание, даже если бы они проиграли. Таким образом, Ольга могла бы провести годы, борясь с чередой восстаний других своих вассалов. В записях царствования Ольги не упоминается о каких-либо восстаниях после ее жестокого подавления древлян, поэтому вполне возможно, что целью похода Ольги на древлян было отбить охоту у других племен восставать против русов.

 

Реконструкция крепости Киевской Руси в Киеве, через Re-thinkingthefuture.com

 

Помимо более крупных политических соображений, можно также утверждать, что действия Ольги против древлян были мотивированы ее личной позицией в политической ситуации. Записи показывают, что в обществе Киевской Руси преобладали мужчины, а женщины этой культуры не имели значительного влияния или политической власти. Как недавно овдовевший монарх в патриархальном обществе с маленьким сыном, которого нужно было защищать, Ольга, вероятно, находилась в шатком политическом положении, которое сделало бы ее уязвимой как для внутренних конфликтов, так и для внешнего господства. Если бы Ольга вышла замуж за князя Мала, она была бы вынуждена передать свою власть древлянскому князю и, вероятно, потеряла бы поддержку своего народа за подчинение врагу. Возможно, возмездие Ольги против древлян послужило предупреждением для всех, кто угрожал ей, одновременно завоевав лояльность ее народа через поражение племени, убившего их царя. Это укрепило бы ее репутацию и политическое влияние как лидера, что помогло бы обеспечить безопасность ее самой и ее семьи. Кроме того, это влияние могло способствовать ее способности проводить политические изменения позже, во время ее регентства.

 

Кольцо Киевской Руси
, ок. 12 век н.э., через Британский музей, Лондон

 

Личность Ольги как политического стратега дополнительно подтверждается отчетом о ее посещении Византийской империи и ее обращении в христианство. Подобно ее предполагаемому браку с князем Малом из древлян, брак Ольги с императором Константином дал бы Византийской империи контроль над Киевской Русью и подорвал бы политическую независимость княжества. Однако Ольга не хотела бы обидеть Константина, потому что Византийская империя была не только намного больше и могущественнее, чем Русь, но и народ Ольги сильно зависел от византийцев в плане доходов от торговли. Таким образом, некоторые ученые предполагают, что обращение Ольги в христианство было ее способом сохранить союз своего народа с Византийской империей, не отказываясь от своей политической автономии.

 

Небылица о язычестве и христианстве?

Религиозные мозаики в храме св. Софии , построены Киевской Русью ок. 1037, Киев, Украина, через Smart History

 

Хотя ученые в целом сходятся во мнении, что убийство мужа Ольги и последовавшая за ней военная акция против древлян действительно имели место, некоторые специалисты предполагают, что детали конфликта могли быть значительно преувеличены. Записи, в которых подробно описывается конфликт Ольги с древлянами, были написаны более чем через 200 лет после ее смерти, и некоторые ученые отмечают, что основные темы в истории Ольги, такие как мстительная вдова, являются общими мотивами в скандинавском фольклоре. Основываясь на этом, некоторые ученые предполагают, что этот рассказ мог быть мифом, который использовался для иллюстрации хитрости и храбрости королевы Ольги как основателя русского христианства и династии Рюриковичей. Подтверждением этой теории является тот факт, что эти записи были написаны монахами, которых финансово поддерживали потомки Ольги.

 

Другие ученые предполагают, что рассказ о мести Ольги древлянам был способом подчеркнуть жестокость Ольги как языческого монарха и подчеркнуть ее исправление после обращения в христианство. Эта теория подтверждается такими записями, как Первичная хроника , в которой особо подчеркиваются добродетели и мудрость королевы как новообращенной христианки, которая также пыталась обратить свой народ. Ученые отмечают, что тема этического преобразования после религиозного обращения распространена в христианстве, а также в других религиях, таких как буддизм. Можно также утверждать, что эта теория дополнительно подтверждается отказом Ольги от повторного брака после смерти мужа, что иллюстрирует христианскую добродетель верности супругу.

 

Ольга Киевская: святая царица Киевской Руси

Св. Ольга , Михаила Васильевича Нестерова , ок. 1892 , находится Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, через The Moscow Times

 

Хотя ученые до сих пор спорят, насколько правдива история Ольги, ясно, что она была настоящим монархом, оказавшим неоспоримое влияние как на свой народ, так и на всю историю Восточной Европы. Политические и экономические реформы, проведенные Ольгой Киевской во время ее правления, заложили основы, на которых ее потомки объединили всю Русь и основали первую правящую династию. Названная в честь отца Игоря Киевского, династия Рюриковичей правила более 700 лет, прежде чем ее сменила династия Романовых. Хотя Ольге не удалось обратить сына, ее внук Владимир Великий обратился в христианство в 9 г.88 г. н.э. и поощрять распространение христианства среди Киевской Руси. В 1547 году Русская православная церковь канонизировала Ольгу Киевскую за ее вклад в русское христианство.

 

Записи гласят, что когда Ольга умерла, все Русское княжество оплакивало ее.